Оказание платных медицинских услуг в лпу различных организационно-правовых форм. Правовое регулирование договора оказания платных медицинских услуг
При этом цены на такие услуги регулируются государством (за ЛПУ осуществляется более жесткий контроль государства в плане расходования средств и видов деятельности). Такие лечебные учреждения имеют, как правило, два основных источника финансирования (бюджетные средства и средства ОМС), а дополнительным источником для них является доход от платных медицинских услуг.
В бюджетном лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности, услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.
Рассмотрим более подробно те правовые основы, на базе которых развивается платная медицинская помощь.
Итак, выделим из названия ЛПУ существенные слова.
Учреждение. Это понятие регулируется ст. 120 ГК РФ, принятого Государственной Думой 21.10.94 (в последней редакции 16.04.2001), где написано: «Учреждением признается организация, созданная собственником... для функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Здесь отражены отношения собственности, т.е. собственником имущества является государство. Имущество отдано во владение, пользование и распоряжение. Значит, решения собственника являются обязательными для исполнения, он имеет право регулировать деятельность ЛПУ, вмешиваться в эту деятельность.
Это означает (в соответствии со ст.50 ГК РФ и ст.1 Закона от 08.12.95 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), что коммерческая деятельность не является целью, однако она допускается и разрешается. При этом если от такой деятельности получены доходы (ст.298 ГК РФ), то они и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
Доходы и имущество учитываются на отдельном балансе. Пункт 3 ст.2 «О некоммерческих организациях» выделяет такую форму, как автономная некоммерческая организация (АНО). Только в этом случае по п.1 ст.10 Закона «О некоммерческих организациях» имущество, переданное АНО ее учредителем, является собственностью автономной некоммерческой организации (АНО), учредители не сохраняют прав на имущество, т.е. если в уставе отражен статус АНО, то приобретенное имущество (на доходы АНО) принадлежит этой автономной некоммерческой организации. Значит, только создав параллельную некоммерческую организацию со статусом АНО и в ее рамках занимаясь предпринимательской деятельностью, к которой относятся платные медицинские услуги, можно надеяться, что в случае реорганизации купленное на доходы имущество не отойдет государству как собственнику. Во всех остальных случаях ЛПУ работает на интересы государства. Учредители АНО пользуются услугами автономной некоммерческой организации наравне с другими лицами (п.4 ст.10 Закона).
Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения для них действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.
Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.96, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
Обязательно наличие сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (гл.3, ст.17, 16)). Правила предоставления лицензии были разработаны еще и приложением 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ от 07.02.02 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.
Обычно медицинская организация представляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранением на ведение платной медицинской деятельности.
Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.
Законодательно недостаточно четко прописано, в какое время должны осуществляться платные медицинские услуги. Например, в здравоохранении используется повременная форма оплаты труда, следовательно, нельзя дважды платить за одну и ту же работу. Государственные органы управления могут потребовать составления графика использования рабочего времени. Однако по факту сегодня платные и бесплатные услуги оказываются все в то же рабочее время, и существует одновременно две очереди платных и бесплатных потребителей. Вопрос легче решается при наличии в лечебном учреждении специального коммерческого подразделения, в этом случае можно требовать раздельного приема пациентов. Обычно структурные подразделения организуются в учреждениях, в которых платные услуги гражданам предоставляются в значительном объеме. В остальных случаях платные услуги в учреждении оказываются специалистами в их основное время работы. И здесь может быть организовано оказание медицинских услуг на платной основе специалистами, ведущими прием в свое нерабочее время.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О защите прав потребителей» режим работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы прочих организаций устанавливается самостоятельно. Режим работы исполнителя доводится до сведения потребителей и медицинских услуг.
Цены на платные медицинские услуги регулируются государственными органами управления на основании прав собственника. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен (цены устанавливаются в соответствии с законодательством РФ), т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинские услуги, то он обязателен для исполнения. Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.
Оплата за медицинские услуги может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или банк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате. На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 утверждена для использования форма квитанции для оформления расчетов с населением, в свою очередь, утвержденная Минздравмедпромом России 20.04.95 № 16-00-30-35.
Первый экземпляр является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально-ответственного лица, третий передается заказчику.
За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.
Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Кроме того, информация об услугах (ст.732 ГК РФ, ст.10 ЗоЗПП) в обязательном порядке должна содержать:
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
- сведения об основных потребительских свойствах услуг, в т.ч. о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);
- гарантийный срок (если он установлен);
- правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.).
Кроме того, медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (Закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).
Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью
Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и на оказание с историей болезни и др.
Однако врач и пациент только тогда найдут взаимопонимание, когда и пациент осознает экономическую необходимость поддержания здоровья, собственную ответственность перед обществом за результаты лечения.
На основе п.2 ст.126 ГК РФ цены на товар, работы, услуги устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Кабинет физиотерапии - это одно из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, представляющий собой комплекс вспомогательного оборудования и аппаратуры, которые предназначены для выполнения физиотерапевтических процедур.
Организация отделения (кабинета) физиотерапии включает в себя процесс рационального размещения и расстановки аппаратуры, для последующего удобства её эксплуатации и безопасности процедур.
Открыть кабинет физиотерапии разрешено при соблюдении правил техники безопасности и санитарным нормам.
Цель работы - исследовать все стороны организации физиокабинета, нормативно-правовую базу, основные права и обязанности персонала, санитарные нормы.
Задачи работы:
Глава 1. Отделение физиотерапии. Общие вопросы организации, а так же список документов и нормативных актов физиотерапевтического отделения (кабинета)
Физиотерапевтической отделение - это структурное подразделение учреждения лечения и профилактики стационарного, реабилитационного или амбулаторно-поликлинического типа.
В физиотерапевтическом отделении производится лечение электротоком с низкой частотой, ультравысокой и высокой; электросном и ультразвуком; лазерной терапией; микроволновой терапией, магнитоотерапией; а так же теплолечением, водолечением и ингаляцией.
Для всех видов лечения предусматриваются необходимые помещения.
Физиотерапевтические отделения должны соответствовать гигиеническим и санитарным нормам, а так же требованиям радиационной и пожарной безопасности.
К работе в физиокабинете должны допускаться следующие лица:
·С высокой соответствующей профессиональное квалификацией, согласно действующим нормативным актам;
·Прошедшие инструктаж и обучение в соответствующем порядке, а так же проверку знаний касаемо требований охраны труда
·Прошедшие медицинский осмотр
·Не имеющие медицинских противопоказаний
В каждом учреждении лечения и профилактики, в случае наличия кабинета физиотерапии, должен иметься паспорт физиотерапевтического отделения. К паспорту так же прилагаются следующие документы:
·Разрешение санитарно - эпидемиологической службы (СЭС) об открытии в учреждении кабинета (отделения) физиотерапии
·Схема, на которой изображено размещение аппаратуры
·Схема, с изображением заземления, с указанием глубины заземления, сечения проводов и материала, а так же припайки стыков; включая акт о проверке эффективности заземления, сдаваемый раз в год
·Приказ руководства лечебного учреждения, с указанием должностей и профессий, вредных условий труда, доплата на лиц, работающих во вредных условиях, в размере 15%
·Журнал, в котором происходит отметка о текущем ремонте и текущем осмотре аппаратуры физиокабинета
·Журнал инструктажа
·Список медсестер
·Инструкция к действиям при пожаре
·Журнал периодичного осмотра персонала
·Журнал учета процедур
·Журнал учета первичных больных
·Список штата лечебного учреждения, с указанием телефонов и адресов
·График работы медицинских сестер
·План работы кабинета
·Должностные инструкции медсестер и врачей физиокабинета
Обязательно наличие копий следующих документов:
·Копия сертификата и приложение аккредитационно-лицензионной комиссии
·Лицензия и протокол
·Акт о проверке гигиенического и санитарного состояния помещения отделения
·Годовые и ежемесячные отчеты о работе медсестер и врачей кабинета физиотерапии
физиотерапевтический кабинет санитарная норма
Режим работы кабинета физиотерапии устанавливается в интервале с 07.00 до 18.00.
Норма нагрузки врачей равна пяти пациентам в час, сорок в день.
Нормативно-правовые акты
·ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ";
·постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг";
·постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
·постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации";
Глава 2. Обязанности врача и медицинской сестры физиотерапевтического кабинета
Обязанности медицинской сестры физиокабинета:
.Необходимость выполнений всех распоряжений врача
2.Своевременно подготавливать аппаратуру и рабочее место к приему пациентов
3. Следить за порядком и чистотой в кабинете/отделении
Следить за самочувствием больного во время процедуры
Следить за работой аппаратуры, а так же за временем, при проведении процедуры
При обнаружении ухудшения в состоянии больного, при надобности оказать первую медицинскую помощь, а так же немедленно сообщить врачу, и сделать заметку о случившимся в процедурной карте больного.
Необходимо вести учет работы и отслеживать состояние пациентов на всем этапе лечения.
Вести учетную документацию, утвержденную Министерством здравоохранения.
Во время проведения процедуры необходимо находиться на рабочем месте.
Своевременно обрабатывать медицинский инвентарь.
По окончанию рабочего дня, необходимо выключать вся аппаратуру. Нагревательные и отопительные приборы, а так же соблюдать правила техники безопасности
Повышать свою квалификацию
Соблюдать принципы деонтологии.
Обязанности врача-физиотерапевта
·Оказание квалифицированной медицинской помощи, используя при этом современные диагностические и профилактические методы
·Назначение лечения
·Оказание консультационной помощи другим врачам
·Руководство работой младшего медицинского персонала, содействие в исполнении ими своих должностных обязанностей
·Контроль назначенного лечения
·Контроль за правильностью лечебных процедур, за расходованием материалов
·Контроль за соблюдением безопасности труда
·Участие в повышении квалификации младшего и среднего медицинского персонала
·Планирование и анализ своей деятельности
·А так же систематическое повышение своей квалификации
Нормы рабочего дня персонала физиокабинета
Норма продолжительности рабочей недели персонала физиокабинета составляет 33 часа, такая продолжительность установлена для проводящих амбулаторный прием врачей физиотерапевтов, работающих полный рабочий день.
Продолжительность дополнительного отпуска составляет 6 дней для врачей физиокабинетов, младшего медицинского персонала.
Глава 3. Санитарные нормы для физиотерапевтических отделений
Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением.
Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям САНПИН 2.1.3.1375-03.
Здания лечебных учреждений, в которых расположены ФТО, должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественной вытяжной без механического побуждения.
Помещения ФТО разрешается использовать только по их прямому назначению. Проведение в них каких-либо других работ, не связанных с эксплуатацией физиотерапевтической аппаратуры, запрещается. Все процедурные кабинеты и кабинеты врачей должны быть оборудованы умывальниками с горячей и холодной водой.
Кроме процедурных кабинетов ФТО должно иметь следующие помещения: кабинет заведующего ФТО (12 м2), кабинет врача-физиотерапевта (12 м2), кабинет старшей медицинской сестры (12 м2), кладовая для хранения переносной медицинской аппаратуры и расходного медицинского имущества (6 м2), кабинет текущего ремонта аппаратуры (18 м2), бельевая для хранения чистого белья (6 м2), кладовая для хранения предметов уборки помещений и грязного белья (4 м2), кладовая для хранения баллонов с углекислотой (8 м2), компрессорная (по нормам СНиП), санузлы с умывальниками в шлюзах мужские и женские для больных и персонала (по нормам СНиП).
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.
В каждом кабинете необходимо предусмотреть сигнализацию для приглашения больных на процедуру и вызова медицинского персонала в процедурную кабину для оказания помощи больному.
Кабинеты электро- и фототерапии. Состав и площадь вновь строящихся и реконструированных кабинетов электро- и фототерапии, требования к вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха, освещению помещений должны соответствовать действующим СНиП.
Стены помещений в кабинетах на высоту 2 м следует окрашивать масляной краской светлых тонов, остальную часть стен и потолок - клеевой. Облицовка стен керамической плиткой запрещается. Пол должен быть деревянным без выбоин или покрыт линолеумом, не образующим статического электричества. Запрещается для покрытия пола и изготовления занавесей процедурных кабин применять синтетические материалы, способные создавать статические электрические заряды.
Площадь кабинетов электро- и фототерапии необходимо планировать из расчета 6 м2 на кушетку, а при наличии одной кушетки - не менее 12 м2. Отдельно должен быть оборудован кабинет для проведения внутриполостных процедур площадью 18 м2 на одно гинекологическое кресло.
Для проведения лечебных процедур следует оборудовать процедурные кабины, каркас которых выполняется из пластмассовых или хорошо отполированных деревянных стоек, либо металлических (никелированных или покрытых масляной краской) труб.
Металлические конструкции кабин необходимо изолировать от каменных стен и полов путем установки фланцев на подкладках из токонепроводящего материала толщиной 40-50 мм (прокладки из дерева, предварительно проваренные в парафине и окрашенные масляной краской). Крепежные шурупы (болты) фланцев не должны быть длиннее высоты прокладки. Размеры кабин не должны быть по высоте менее 2 м, длине 2,2 м. Ширину кабин рассчитывают в зависимости от типа аппарата: для аппаратов ВЧ-, СВЧ-терапии, мощных УВЧ-генераторов, аппаратов для общей гальванизации с ваннами для конечностей и стационарных светолечебных аппаратов - 2 м, для прочих аппаратов - 1,8 м. В каждой кабине должны быть деревянная кушетка с подъемным изголовником (кресло с подголовником), стул, вешалка, устройство для местного освещения, один стационарный или два портативных физиотерапевтических аппарата, размещаемых на подвижных столиках.
В кабинетах лазеротерапии стены и потолок должны иметь матовое покрытие. При этом стены окрашиваются масляной краской в цвет, способствующий максимальному поглощению отраженных лучей (зеленый, салатный). В кабинете рядом с лазером (0,7 м от нее) необходимо разместить кушетку для пациента, а также обеспечить свободный доступ обслуживающего персонала к пульту управления и проход пациента к кушетке.
Расстояние между установкой и стеной кабинета (стенкой процедурной кабины, другим аппаратом) должно быть не менее 1 м. Двери помещений должны быть оборудованы внутренними замками, иметь табло "Посторонним вход воспрещен!" и знак лазерной опасности.
В помещениях для электро- и фототерапии должна быть приточно-вытяжная вентиляция с подачей подогретого воздуха, обеспечивающая 3-4-кратный обмен воздуха в час, и оконные фрамуги. В кабинетах УВЧ-терапии, фотарии с дампами ДТР (ПРК) производительность приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать 4-5-кратный обмен воздуха в час. Температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 20°С.
Каждое помещение должно иметь самостоятельную питающую линию тока, идущую от распределительного щита, проложенную проводами необходимого по расчету сечения. Для распределения нагрузки по фазам тока вводы следует прокладывать с расчетом при напряжении 380/110 или 220/127 В четырехпроводные. Присоединение к этой линии бытовой электроаппаратуры запрещается.
В каждом помещении необходимо оборудовать групповой щит (например, АП-50, А-3114/7) с общим рубильником, а на высоте 1,6 м от пола на стенах ставят пусковые щитки (тип А-50) или кнопки ПНВ со штепсельной розеткой и клеммами в изоляционной оправе.
Групповой щит следует монтировать с предохранителями У-27 или автоматическими выключателями максимального тока на 16 А с числом групп, соответствующих числу аппаратов (в числе аппаратов учитывают также стерилизаторы и другие приборы). Распределительное напряжение для питания аппаратов - 127 или 220 В.
Заземляющие провода и полосы заземления в физиотерапевтическом кабинете закрепляют на стенах на расстоянии 5-10 см от пола. Сечение заземляющей магистрали внутри здания 24 мм2 (при толщине шины 3 мм), вне здания - 48 мм2 (толщина шины 4 мм).
Кабинеты ингаляционной терапии. Площадь помещения, температурно-влажностный режим и вентиляция должны соответствовать санитарным нормам: 4 м2 на одно место, температура воздуха в пределах 20°С, приточно-вытяжная вентиляция с 8-10-кратным обменом воздуха в час. Запрещается проведение ингаляционной терапии в светолечебных кабинетах.
Для подключения портативных ингаляционных аппаратов, ультразвуковых аэрозольных и электроаэрозольных аппаратов необходимо предусмотреть штепсельные розетки с защитными (заземляющими) контактами.
Кабинет теплолечения. Для теплолечения (парафино - и озокеритолечения) необходимо выделять изолированное помещение из расчета 6 м2 на одну кушетку, но не менее 12 м2 при наличии одной кушетки, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 4-5-кратный обмен воздуха в час. Для подогрева парафина (озокерита) должно быть предусмотрено специальное помещение (кухня) площадью не менее 8 м2.
Пол помещений следует застилать линолеумом, стены кухни - облицовывать на высоту 2,5 м глазурованной плиткой. Столы для подогревателей и розлива парафина (озокерита) по кюветам нужно покрывать термостойким материалом. Подогрев парафина (озокерита) следует производить только в специальных подогревателях или на водяной бане.
Сероводородная лечебница.
Лечение сероводородными ваннами необходимо проводить в отдельном помещении или тупиковом отсеке водолечебницы, изолированном от других процедурных кабинетов.
Блок помещений должен состоять из: зала площадью из расчета 8 м2на одну ванну, минимальная площадь зала при одной ванне не менее 12 м2; лаборатории для приготовления растворов площадью не менее 10 м2 на одно место с вытяжным шкафом; помещения для хранения растворов площадью не менее 8 м2;
Стены в ванном зале и лаборатории следует облицовывать глазурованной плиткой или окрашивать масляной краской на цинковых белилах. Ванны должны быть из коррозиеустойчивых материалов. Сероводородная лечебница должна иметь изолированную от других помещений систему вентиляции с обменом воздуха в ванном зале + 3-5, в шлюзах + 3-4, в раздевальне + 3-3-кратностью. Вытяжная труба для выброса воздуха должна быть выше конька кровли здания.
Трубы, подводящие сероводородную воду, а также высококонцентрированную рапу или морскую воду, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к влиянию агрессивных сред. Арматура (краны, ручки и т.п.) должна быть изготовлена из коррозиеустойчивых материалов. Деревянные детали и предметы следует покрывать масляной краской на цинковых белилах. Покрытие масляной краской на свинцовых белилах запрещается.
Глава 4. Техника безопасности
Физиотерапевтический кабинет (отделение) организуется в надземных этажах лечебного учреждения.
Подвальное помещение можно использовать для грязехранилища, котельной, компрессорной. Температура воздуха в кабинетах поддерживается в пределах +20°С при влажности до 70%. Поэтому все кабинеты должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию.
Трубы, радиаторы водяного отопления и все металлические предметы, имеющие связь с землей, должны закрываться защитными решетками и другими приспособлениями, которые исключали бы даже случайный контакт с ними больного. Для этого электрическая арматура (щитки, розетки, выключатели и т.д.) покрывается изолирующим токонепроводящим материалом.
Для подключения аппаратов электросветолечебный кабинет оборудуется пусковыми щитками "ПНВ-30" и "ПВ-30" на высоте 1,6 м, имеющими предохранитель, выключатель, клеммы для подсоединения стационарных аппаратов, белую клемму для заземления, 1-2 розетки для портативных аппаратов. Расстояние от розетки до аппарата не должно превышать 2 м. Пусковые щитки соединены с магистральным щитом кабинета на 100 А, имеющим общий рубильник, вольтметр, предохранители Е-27 или автоматические выключатели. Для большинства кабинетов приемлема кабинная система размещения аппаратуры. В кабину высотой и длиной 2 м, и шириной 1,6 м устанавливается, кроме аппарата, деревянная кушетка, стул, вешалка. В кабинете вне кабин размещают стол медицинской сестры, на котором находятся регистрационные журналы, процедурные карты и электрические процедурные часы.
В стоматологических учреждениях, учитывая специфику проведения процедур в полости рта, в кабинете физиотерапии можно размещать аппаратуру на стены или тумбочки, без деления на кабины, так как требуется постоянный визуальный контроль за пациентом во время процедуры. Расчетная площадь на один аппарат в таких условиях: составляет 3-4 м2.
При работе с лазерными установками основным источником опасности, кроме электрического тока высокого (3-5 кВ) и низкого (200 В) напряжения, является лазерное излучение (прямое, отраженное и рассеянное). Лучший способ организации лазеротерапии - это отдельный кабинет площадью 20-25 м2, потолок и стены которого окрашены матовой сине-зеленой краской, поглощающей красный свет. На двери кабинета снаружи делается табличка "Осторожно! Излучение лазера!". В затрудненных обстоятельствах можно выделить кабину в кабинете светолечения. Кабинет не должен иметь приборов с блестящей отражающей поверхностью. Освещение должно быть ярким (300-500-1000 лк), что вызывает сужение зрачков и уменьшает вероятность повреждения сетчатки глаз при случайном попадании рассеянно-отраженного лазерного света. рядом с лазерным аппаратом помещают знак лазерной опасности с надписью "Осторожно! Не смотреть вдоль луча". При проведении процедуры медсестра (врач) надевают солнцезащитные очки "ЗН62-ОЖ", а больной - очки с сине-зелеными стеклами ("СЗС-18", "СЗС-22"), имеющиеся в комплекте аппарата.
При наводке луча на очаг заболевания нельзя смотреть навстречу и вдоль лазерного луча, так как при незащищенных глазах возникает опасность поражения сетчатки глаз прямым или отраженным светом. Запрещено вносить в область воздействия луча блестящие предметы (кольца, часы, зеркало и т.д.), которые вызывают отражение света и увеличивают возможность попадания его в глазные структуры.
Для защиты кожи обслуживающего персонала достаточно обычного медицинского халата с длинными рукавами. Лазерные аппараты эксплуатируют в прерывистом режиме (50-60 мин работы, 30 мин - перерыв). Трубка гелий-неонового лазера должна быть постоянно включена, что продлит срок ее службы. Министерство труда и социальной защиты РФ постановлением от 8.06.92 г. № 17, раздел 2, пункт 24 определило персоналу (врачам, медсестрам), работающему с лазерными установками любого класса, 15% надбавку должностного оклада.
Приготовление концентрированного раствора радона производится в специальных лабораториях, имеющих соответствующее оборудование. Медицинских персонал, работающий с радоном, обеспечивается спецодеждой и обязан соблюдать все правила техники безопасности. Вентиляция в кабинете должна работать в течение всего дня.
В кабинете парафино-озокеритолечения оборудуется комната с вытяжным шкафом для приготовления массы теплоносителя. Подогрев парафина (озокерита) проводят в специальных парафинонагревателях или водяной бане, которую кипятят на закрытой электрической плитке в вытяжном шкафу.
Так как эти вещества легко загораются, стол шкафа должен покрываться огнеустойчивым материалом и кабинет оснащается огнетушителем. Вследствие повышенной пожарной опасности в кабинете нельзя использовать открытый огонь, открытые электрические плитки и электрокипятильники.
Для проведения ингаляции, электрогрязслечения оборудуются специальные кабинеты, так как эти процедуры приводят к повышению влажности воздуха. Это отрицательно может сказаться на электропроводке и аппаратах в обычных кабинетах, где нет герметической изоляции. В физиотерапевтических кабинетах аппаратура расставляется по схеме, утвержденной руководителем отделения так, чтобы она и пусковые щитки были легко доступны.
Все перестановки можно производить лишь при наличии соответствующего разрешения. Паспорта аппаратов, находящихся в эксплуатации, должны храниться у старшей медицинской сестры отделения.
Все аппараты, имеющие 01 и I класс электробезопасности, подлежат обязательному заземлению к контуру здания.
Ежедневный контроль за состоянием аппаратуры проводит медицинская сестра перед началом рабочей смены.
Для нормальной и длительной эксплуатации необходимо систематически ухаживать за аппаратурой. Поэтому ежедневно в начале и в конце рабочего дня медицинская сестра удаляет пыль с выключенных аппаратов слегка влажной тряпкой. Пыль из внутренних частей аппарата удаляет пылесосом техник во время профилактических осмотров. Для уменьшения запыления аппараты в нерабочем состоянии накрывают простынями или специальными чехлами. Для предотвращения действия сырости физиотерапевтические кабинеты располагают в сухом, светлом, вентилируемом помещении, где аппаратуру размещают вдали от окон.
При внесении аппарата с морозной улицы выдерживают в нерабочем состоянии при температуре помещения 24 часа. Это время указывается, как правило, в технической инструкции к аппарату. Необходимо предохранять аппараты от ударов и сотрясений. Поэтому перемещать их лучше всего на колясках с хорошей амортизацией. Во избежание перегрева необходимо эксплуатировать в прерывистом режиме, что продлит срок их службы.
Для проводов оборудуют специальную вешалку, где они висят по всей длине, что исключает перегибы и удлиняет срок их использования. Скручивание и сгибание проводов при хранении приводит к быстрому повреждению не только изоляции, но и самого провода. Металлические пластины электродов складывают стопкой и периодически удаляют с поверхности окислы свинца наждачной бумагой. Распрямляют пластины на твердой основе специальным катком.
Рис. 1. Знак лазерной опасности по ГОСТ Р 50723-94
Отделку помещений следует выполнять только из негорючих материалов. Помещения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и иметь необходимые средства предотвращения пожара и противопожарной защиты.
Глава 5. Аппаратурная организация кабинета физиотерапии
Физиотерапевтический кабинет рассчитан на проведение лечебных восстановительных процедур за счёт воздействия таких физических факторов, как свет, тепло, вода, эклектическое и магнитное поле, ультразвуковые волны, лазерное излучение. В зависимости от размеров и масштаба деятельности возможно применение одного вида лечения или сразу нескольких.
При выборе оборудования и мебели для кабинета стоит обращать внимание на три важнейших критерия:
безопасность и комфорт пациентов;
удобство, эргономичность условий для нормальной работы персонала;
соответствие аппаратуры новейшим разработкам в области физиотерапии, высокая клиническая эффективность.
Стандартный вариант оснащения - несколько обычных или массажных кушеток, разделённых ширмами. Рядом находятся тумбы для аппаратуры <#"justify">Среди различных служб здравоохранения физиотерапия занимает одно из ведущих мест по числу посещений и отпускаемых лечебных процедур. В конце 80-х годов служба физиотерапии Российской федерации характеризовалась следующими статистическими показателями (приведены приблизительные оценки):
За последнее десятилетие качественная и количественная оснащенность кабинетов физиотерапии в медицинских учреждениях МЗ РФ практически не изменилась. Тем не менее, сохраняется устойчивая потребность в обеспечении физиотерапевтической аппаратурой (ФТА), реализующей классический набор лечебных методик.
Сохранение этой потребности определяется следующими факторами:
·Вводом в эксплуатацию новых объектов.
·Необходимостью плановой замены ФТА, достигшей материального и морального износа.
·Пополнением стратегических запасов службы физиотерапии.
Оптимальным решением задачи удовлетворения ежегодной потребности здравоохранения в ФТА является комплексный подход. При этом в основе такого оснащения должна быть идея поливариантного аппаратного комплекса.
Такая поливариантность объясняется тем, что служба физиотерапии входит в состав большинства лечебно-профилактических учреждений различного уровня и профиля: от районной поликлиники до областной многопрофильной больницы, от заводского профилактория до крупного специализированного санатория.
В каждом медицинском учреждении служба физиотерапии решает свой круг задач, определяемых спецификой конкретного учреждения. Это обстоятельство порождает разнообразие качественных и количественных требований к аппаратурному оснащению физиотерапевтических отделений (ФТО).
Оптимальное решение задачи аппаратурного оснащения ФТО лечебных и лечебно-профилактических отделений различного профиля может быть найдено на основе системного вариативного подхода к формированию аппаратных комплексов. В качестве базового варианта оснащения (БВО) сформирован аппаратный комплекс, который обеспечивает проведение физиотерапевтических процедур по всем медицинским специальностям больницы общего профиля.
Структура такого БВО отделения физиотерапии приведена ниже. Опираясь на БВО, можно легко сформировать специальные варианты оснащения, расширенные по сравнению с БВО как по номенклатуре, так и по количеству физиотерапевтических аппаратов с учетом профиля и уровня конкретного медицинского учреждения или некоторой локальной системы здравоохранения.
Это расширение осуществляется на основе сформированной и регулярно пополняемой базы данных по физиотерапевтической аппаратуре.
В качестве примера ниже приведен расширенный вариант для оснащения ФТО, построенный на основе БВО.
Формирование БВО осуществлено с учетом следующих критериев:
·Сохранение классической кабинетной структуры ФТО.
·Минимизация номенклатуры аппаратов, реализующих необходимый набор методик для каждого кабинета.
·Минимизация количества аппаратов в каждом кабинете.
·Приоритетное включение аппаратов со следующими параметрами:
oс высоким показателем соотношения "качество/цена ;
oобеспеченным гарантированной поставкой и сервисом.
oразработанных и изготовленных поставщиком.
Аппаратура для отделения физиотерапии. Базовый и расширенный варианты представлены в приложении Б.
Заключение
В ходе написания работы были исследованы все стороны организации физиокабинета, нормативно-правовую базу, основные права и обязанности персонала, санитарные нормы.
Были решены основные задачи работы
.Рассмотреть нормативную базу и основные санитарные нормы по организации физиокабинета
2.Рассмотреть основные обязанности врача и младшего медицинского персонала
.Рассмотреть основные требования к организации физиокабинета, включаю метраж, расположение аппаратуры и технику безопасности
Список литературы
1.Улащик, В.С. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия / В.С. Улащик. - М: Книжный дом, 2012. - 640 с.
2.Клячкин, Л.М. Физиотерапия / Л.М. Клячкин. - М: Медицина, 1988. - 270 с.
.Боголюбов, В.М. Физиотерапия и курортология / В.М. Боголюбов. - М: Бином, 2015. - 312 с.
.Соколова, Н.Г. Физиотерапия / Н.Г. Соколова. - М: Феникс, 2014. - 352 с.
.Обросов, А.Н. Справочник по физиотерапии / А.Н. Обросов. - М: Медицина, 1976. - 344 с.
.#"justify">.#"justify">.http://www.consultant.ru/
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности
Гражданский кодекс РФ определяет учреждение как некоммерческую организацию (далее – НКО), созданную для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В учредительных документах НКО должны быть определены предмет и цели ее деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись только в соответствии с целями, ради которых НКО создана, и лишь постольку, поскольку это служит достижению этих целей.
Государственные и муниципальные учреждения (автономные, бюджетные или казенные) в любом случае являются НКО, поэтому для осуществления ими деятельности, приносящей доход, конкретные виды такой деятельности должны быть указаны в их учредительных документах.Важно Доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение автономных и бюджетных учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности казенными учреждениями, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ
Указанные положения конкретизируются в других законодательных актах. Так, согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” автономными признаются НКО, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (услуг) в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах, предусмотренных федеральными законами (в том числе в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).
Работы (услуги) выполняются автономным учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Помимо того, автономное учреждение вправе по своему усмотрению выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на условиях, одинаковых при оказании однородных услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” бюджетным учреждением признается НКО, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (в т. ч. в сферах здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).
Бюджетное учреждение, как и автономное, выполняет работы (услуги), относящиеся к основным видам его деятельности, в соответствии с государственным(муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.
Сверх государственного (муниципального) задания (а в случаях, определенных федеральными законами, – и в пределах государственного или муниципального задания) бюджетное учреждение вправе выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату и на условиях, одинаковых при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения платы за работы и услуги бюджетной организации устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги (работы) и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Важно Решение об оказании услуг (работ) казенным учреждением на платной основе принимает учредитель путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в т. ч. платной), которые казенное учреждение вправе осуществлять (в соответствии с целями, для достижения которых оно создано)
Таким образом, действующая нормативно-правовая база позволяет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения осуществлять деятельность, приносящую доход, – в т. ч. оказывать платные медицинские услуги.Правовое регулирование ценообразования
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ оплата услуг производится по цене, определенной соглашением сторон. В ряде случаев, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Так, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” (в ред. от 29.10.2010) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют:
Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов РФ.
В частности, в первый перечень вошли протезно-ортопедические изделия и лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), во второй – предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП.
Для всех остальных видов продукции, товаров народного потребления и услуг (кроме предусмотренных Перечнями) не допускается государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (путем установления фиксированных или предельных цен, надбавок, коэффициентов изменения цен, уровня рентабельности, декларирования повышения цен). Это касается всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.Важно Если учреждение не реализует товары, работы, услуги, включенные в Перечни, утвержденные постановлением № 239, то главный распорядитель средств бюджета не вправе устанавливать предельный уровень рентабельности или утверждать цены на продукцию, товары, услуги, которые производятся в процессе деятельности, приносящей доход
В то же время возможны разночтения в отношении муниципальных учреждений. С одной стороны, постановление № 239 распространяется и на них. С другой стороны, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом исключений для деятельности, приносящей доход, в законе не сделано.
Цена работ (услуг) зависит и от налогов, которые должно уплачивать медицинское учреждение.
Разберем ситуацию с налогами на добавленную стоимость. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ услуги по диагностике, профилактике и лечению, входящие в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ, независимо от формы и источника их оплаты не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Существует еще одно ограничение при формировании цен на платные услуги бюджетных учреждений. Как уже упоминалось, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” порядок определения платы за работы и услуги сверх установленного государственного (муниципального) задания устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Для федеральных бюджетных учреждений такой порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 56н:
1. Учреждения имеют право самостоятельно определять возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу (работу), а также формировать и утверждать перечень платных услуг по согласованию с органом, исполняющим функции и полномочия учредителя (ОИФУ).
2. Руководитель учреждения утверждает цены на платные услуги по согласованию с ОИФУ.
3. Цены должны полностью покрывать издержки учреждения на оказание данных услуг (1).
4. Основаниями для определения цены являются:
установленные нормативными правовыми актами РФ цены (тарифы) на платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения (при их наличии);
размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения.
При определении расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание платных услуг необходима следующая информация:
анализ фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ)по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
прогнозная информация о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
анализ существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;
анализ существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).
Следует особо подчеркнуть, что этот порядок не распространяется на виды деятельности, не являющиеся основными в соответствии с уставом учреждения.
Расчет цен на платные медицинские услуги
Рассмотрим несколько вариантов расчета цены на платные медицинские услуги.
Расчет с использованием удельных единиц трудоемкости (УЕТ). При использовании этого варианта рассчитывают стоимость определенного интервала времени работы (10 мин, 1 ч и т. п.) либо “эталонного” объема работы.
Традиционно метод УЕТ применяется при расчете стоимости стоматологических услуг. При этом за одну условную единицу трудоемкости принимается:
на терапевтическом и хирургическом приеме: объем работы врача, необходимый для лечения среднего кариеса, завершенного наложением пломбы из цемента;
на ортодонтическом приеме: объем работы врача, на выполнение которого требуется 15,7 мин;
на ортопедическом приеме: объем работы врача, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки;
для зуботехнических работ: объем работы зубного техника, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки.
Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен, например, в Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.01.2001.
Традиционный расчет цен (учитывающий прямые и накладные расходы, а также прибыль). При установлении цены необходимо учитывать конъюнктуру рынка (сложившийся спрос и предложение на услуги в регионе), качество и потребительские свойства услуг.
Влияние конъюнктуры рынка может быть показано на примере разницы ценна одну и ту же услугу в регионах с большей или меньшей платежеспособностью населения (так, первичный прием врача-специалиста может стоить от 200 до1500 руб. в зависимости от региона, медицинского учреждения, специальности врача).
Потребительские свойства услуги также существенно влияют на цену: например, экспресс-диагностика стоит дороже“обычных” лабораторных анализов, что никак не связано с реальной себестоимостью услуги. Другой пример – надбавка за срочность оказания услуги, которая может увеличивать базовую цену втрое.
Заметим: если медикаменты или изделия медицинского назначения оплачиваются отдельно от самой услуги, то при изменении их цены перерасчет может производиться только в том случае, если при оформлении заказа расчет с пациентом был произведен не полностью.
Использование метода “директ-костинг”производится, когда цена на услугу складывается из суммы постоянных и переменных расходов.
Постоянные расходы не зависят оттого, оказывается услуга или нет. К ним, например, относятся оплата отопления, водоснабжения, электроэнергии, затрачиваемой на освещение, уборки территории; плата за аренду помещений и оборудования; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. п.
Переменные расходы возникают только при оказании услуги. Это, например, заработная плата непосредственных исполнителей, расходы на приобретение медикаментов, оплата питания, электроэнергии, необходимой для работы медицинского оборудования, и т. п.
Важно При ценообразовании методом “директ-костинг” в цену услуги не включается рентабельность
Использование этого метода предусматривает появление средств на развитие учреждения. Как они образуются? Например, лабораторное оборудование используется на 40%, что покрывает прямые затраты. Тогда при увеличении количества анализов (и загрузки оборудования) формируется прибыль – доля прямых затрат в себестоимости каждой оказанной услуги падает. Такая прибыль называется маржинальной.
Заметим, что различие в классическом ценообразовании и методе “директ-костинг”заключается не только в наличии или отсутствии рентабельности, но и в различном подходе к расчету общехозяйственных расходов. Так, при классической системе накладные расходы рассчитываются как процент от заработной платы основного персонала, непосредственно оказывающего платные услуги. При методе “директ-костинг” постоянные расходы рассчитываются в процентах к прямым расходам на услугу. В любом случае, какую бы методику мы ни использовали, основой для установления цены медицинской услуги должны являться стандарты оказания медицинской помощи.
(Продолжение следует)
Источник информации
1 В случаях когда федеральным законом предусматривается оказание платной услуги в пределах государственного задания (в т. ч. для льготных категорий потребителей), такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.
16.06.2017
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг
Порядок оказания платных медицинских услуг регламентирован Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей».
Внутренние нормативные акты, регулирующие порядок оказания медицинской помощи на возмездной основе, подписываются главным врачом лечебного учреждения. Оказание платных услуг должно быть вписано в Устав ЛПУ. Кроме того, организация должна иметь лицензию на этот вид деятельности, выданную соответствующим органом
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг устанавливаются на уровне Правительства РФ и регламентируются двумя основополагающими документами – Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей».
Оказание возмездных услуг: основные сведения
Основной источник финансирования ЛПУ государственного и муниципального уровня – бюджет. А потому средства, вырученные от платных услуг, они вправе направить на удовлетворение собственных нужд или на другие общественно полезные цели и мероприятия.
Внутренние нормативные акты, регулирующие порядок , подписываются главным врачом ЛПУ. При этом нужно помнить, что:
- ведение коммерческий деятельности необходимо вписывать в устав медорганизации;
- цены и тарифы на медицинские услуги, оказываемые бюджетными ЛПУ, устанавливают региональные или федеральные органы управления здравоохранением.
С 1 января 2013 года основанием для предоставления бюджетными клиниками и больницами платных услуг является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Порядок и правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг должны быть подробно и понятно донесены до их потребителя. Общие положения размещаются на официальном сайте учреждения в сети Интернет, а также на информационных стендах и стойках в свободном доступе.
Потребителю предоставляются следующие сведения о коммерческих услугах:
- Условия.
- Формы.
- Порядок оплаты
- Цены и тарифы.
Вопросы условий, форм, порядка оплаты возмездных медицинских услуг в конкретном лечебном учреждении устанавливаются его уставом и относятся к компетенции руководства. Орган исполнительной власти организации может быть единоличным (главный врач) или коллегиальным (главный врач и его заместители).
Оказание коммерческих услуг в основное рабочее время
Персонал лечебного учреждения имеет право оказывать платные медицинские услуги в свое основное рабочее время. Однако существует ряд нюансов, которые нельзя не принимать во внимание. Первый и основной из них – руководству организации необходимо придерживаться правил оплаты труда при оказании платных услуг в основное рабочее время.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения выполняют государственные задания, превышение объемов которые является основанием для предоставления услуг на коммерческой основе.
Кроме того, законом не запрещается дополнительная деятельность в основное рабочее время. К такой деятельности как раз и относятся платные услуги, которые могут быть оказаны гражданам сверх основного задания.
В рамках обязательного медицинского страховании подлежат оплате только объемы оказания медпомощи, которые были установлены государственным или муниципальным заданием или решением комиссии по разработке программы ОМС.
Он этого зависит численность штата учреждения и плановые показатели работы медиков. При превышении этих показателей допустима приостановка оказания медицинской помощи на бесплатной основе.
Плановая медицинская помощь
Плановая медицинская помощь оказывается гражданам в рамках проведения профилактики, а также при заболеваниях и состояниях, не представляющих в данный момент угрозы для жизни, а потому не требуют неотложного вмешательства. Допустим перенос планового вмешательства по срокам.
По этой причине в ряде случаев можно оказывать в основное рабочее время. Но в то же время длительность ожидания плановой помощи не может превышать сроки, установленные программой государственных гарантий.
За нарушение этого пункта на ЛПУ может быть наложен административный штраф.
Экстренная медицинская помощь
Если пациент нуждается в экстренном вмешательстве, врач не имеет права отказать ему в предоставлении платных услуг в свое рабочее время. В этом случае помощь коммерческим пациентам отказывается в приоритетном порядке, но есть сначала им, и только потом – бесплатным.
Отказ в оказании экстренной помощи больному противоречит закону, и наличие оплаты здесь не играет никакой роли. Пациент может оплатить медицинские услуги по своему желанию или в рамках договора добровольного медицинского страхования.
В ряде случаев врачам разрешена работа в основное время и при оказании помощи больным, находящимся на стационарном лечении. Например, речь может идти о совмещении должностей, которое регулируется статьей 151 Трудового кодекса РФ.
Например, медицинская сестра, наряду с 20 бесплатными пациентами стационара может оказывать помощь пациенту, занимающему платную койку.
Оплата труда врача в основное рабочее время
Согласно ТК РФ, работнику, наряду с основной работой по специальности, может быть поручена дополнительная работа по той же или другой профессии. Такая работа оплачивается отдельно.
Возможно совмещение основного и дополнительного видов деятельности, если речь идет о разных специальностях. Дополнительная работа по той же профессии осуществляется при помощи увеличения объемов работ или расширения зон обслуживания.
- же правило распространяется и на .
Любая дополнительная работа врача должна быть оплачена. Размер доплаты устанавливается по договоренности главного врача и специалиста и зависит от объемов и содержания работ.
Для того, чтобы совмещение должностей было возможно, в штате лечебного учреждения должен быть вакантный фонд оплаты труда, а также вакантные рабочие места, финансирование которых осуществляется за счет оказания коммерческих услуг.
Штатное расписание устанавливается руководителем медицинской организации, поэтому он вправе водить соответствующие должности. Это касается и должностей, вводимых за счет услуг, оказываемых на платной основе.
Если в учреждении отсутствуют вакантные места, оплаты за оказание платных медицинских услуг допустимо оформлять в форме стимулирующих надбавок. Однако такая возможность должна быть указана в локальных нормативных актах со ссылкой, что данные выплаты вводятся в рамках эффективного контракта.
Согласно правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, оплата за их оказание и в основное и в дополнительное рабочее время возможна, если не нарушены права граждан на бесплатную медпомощь. Поэтому всегда нужно удостовериться, не приведет ли оказание коммерческих услуг в основное рабочее время к возможным нарушениям.
Например, вместо пациентов, которые пришли за помощью в рамках программы государственных гарантий, осуществляется прием платных пациентов. В результате первые вынуждены сидеть в очереди или вообще обращаться в другой день или в другое ЛПУ.
- различные финансовые нарушения – к примеру, оплата труда из средств обязательного медицинского страхования в случае, если врач не выполнил план, но при этом принимает платных больных.
Ограничения по оказанию платных медицинских услуг
Руководитель учреждения здравоохранения несет ответственность за организацию оказания медицинской помощи. Он принимает решение, разрешать или нет в той или иной ситуации оказание возмездных услуг, а также рассматривает все существующие ограничения.
Ограничения при оказании лечебным учреждением платных услуг в рабочее время:
- если врач не выполняет план по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, то дополнительные ему могут быть снижены или не начисляться вовсе;
- врачу оплачивается только та работа, связанная с оказанием платных услуг, которая выполнена сверх плана (в этом случае суммируется общее количество услуг, оказанных на платной и на бесплатной основе);
- если плановые показатели не выполняются, штатные должности в рамках ОМС или бюджета могут быть сокращены;
- при невыполнении плана по основной должности оказание возмездных услуг врачу может быть оплачено по пониженным тарифам.
Право и условия предоставления медицинскими организациями платных услуг.
Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг. Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
На практике это означает, что во всех документах, регулирующих оказание платных медицинских услуг, в преамбуле необходимо указать, что такая деятельность осуществляется с целью более широкого охвата населения качественной медицинской помощью, внедрения передовых медицинских технологий и т. п. Никогда не следует обосновывать предоставление платных медицинских услуг недостаточным финансовым обеспечением учреждения здравоохранения.
С 1 января 2015 г. появляется еще одно условие для некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с уставом приносящую доход деятельность, – их имущество, за исключением имущества казенных учреждений, должно иметь рыночную стоимость не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, т. е. на сегодняшний день – 10 тыс. руб..
Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и т. д.), закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет их личных средств, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования.
Несмотря на то, что по данным Счетной палаты РФ стандарты медицинской помощи утверждены только для 17% заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, платные медицинские услуги могут предоставляться как в полном объеме стандарта медицинской помощи, так и в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в т. ч. в объеме, превышающем стандарт.
Для медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ), в Законе № 323-ФЗ указано, что они имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:
- на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ и (или) целевыми программами;
- при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ВИЧ, СПИД, туберкулез и т. д.);
- гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением возможности выбора врача и медицинской организации в соответствии со ст. 21 Закона № 323-ФЗ.
Важно отметить, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1). Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 установлено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования, также применяется законодательство о защите прав потребителей.
В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2) закреплено право для бюджетных учреждений сверх установленного государственного (муниципального) задания (а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам на платной основе и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Приведем пример оказания платных медицинских услуг в пределах государственного задания.
Пример
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смотровая поликлиника» проводит различные виды медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, предполетные. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ осмотры оплачиваются за счет средств работодателя. Орган, исполняющий функции и полномочия учредителя, предоставляет поликлинике субсидию на содержание учреждения и в рамках государственного задания обязывает ее оказывать услуги работникам организаций, финансируемым из бюджета области, по сниженным ценам.
В соответствии со ст. 84 Закона № 323-ФЗ, 4 октября 2012 г. было подписано постановление Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила), которое вступило в силу с 1 января 2013 г.
В Правилах для медицинских организаций, участвующих в реализации ППГ, определены условия предоставления медицинских услуг на платной основе, в т. ч. уточнено, что такое «иные условия», чем предусмотрено ПГГ:
- при стационарном лечении – установление индивидуального поста медицинского наблюдения;
- применение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.
Кроме того, Правила повторяют условия оказания платных медицинских услуг, установленные Законом № 323-ФЗ: при оказании медицинских услуг анонимно, отсутствии полиса обязательного медицинского страхования, самостоятельном обращение за услугами, за исключением условий, предусмотренных ст. 21 Закона № 323-ФЗ.
Фактически же перечень условий является открытым. То есть оказание медицинских услуг вне очереди, в удобное для пациентов время и т. п. по-прежнему могут осуществляться на платной основе.
В Правилах не указано, что сверх видов и объемов ПГГ медицинские услуги оказываются только на платной основе, но на практике это происходит именно так.
Информирование потребителей платных медицинских услуг
Поскольку, напомним, на медицинские услуги теперь распространяется действие Закона № 2300-1, в Правилах содержатся требования предоставить информацию потребителям в соответствии с данным законом (ст. 9 и 10).
Правила требуют, чтобы необходимая информация была размещена на сайте медицинской организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Обязанность учреждения предоставлять пациентам для ознакомления копию лицензии с приложениями, адреса и телефоны контролирующих органов, сведения о режиме работы существовала и ранее. Но с 1 января 2013 г. стало обязательным предоставление копии документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; прейскурант – перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке и форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты. Также как и обязанность информировать пациентов о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ, предоставлять сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации. Это связано с тем, что Закон № 2300-1 требует предоставить сведения о лице, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, поскольку это имеет существенное значение для пациента и влияет на качество оказания услуг.
Информация, размещенная на информационных стендах, должна быть доступна всем посетителям учреждения в течение всего времени работы медицинской организации. Информационные стенды должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией. Никакие ссылки на то, что услуг много, что с ценами на них можно познакомиться в отделе платных услуг или в кассе учреждения, что, конечно, возможно, не освобождают учреждение от обязанности вывесить прейскурант на стенде или рядом с ним, даже если это целая книга и посетители периодически «навсегда заимствуют ее для лучшего изучения».
Отсутствие в наглядной и доступной форме на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) всех сведений, предусмотренных п. 11 Правил, а также текста самих Правил и Закона № 2300-1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 3 тыс. до 4 тыс. руб. – на должностных лиц; от 30 тыс. до 40 тыс. руб. – на юридических лиц. Это предусмотрено ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает такую ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.
Для ознакомления потребителю (заказчику) по его просьбе должна быть предоставлена копия устава, учредительного договора, положения или положения о филиале, т. е. учредительных документов того юридического лица или его филиала, которое непосредственно оказывает платные услуги, а также сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Информированное добровольное согласие пациента
Правила определяют, что платные медицинские услуги оказываются при наличии информированного добровольного согласия пациента (п. 28) или его законного представителя. Под информированным согласием, которое является предварительным условием любого медицинского вмешательства, понимается добровольное принятие пациентом решение о применении курса лечения или использовании метода диагностики после предоставления врачом должного объема информации.
Таким образом, процесс получения информированного добровольного согласия состоит из двух этапов: предоставление пациенту информации по его желанию и надлежащее оформление согласия пациента на получение услуг.
Пациент имеет право на получении следующей информации:
- о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования и установленном диагнозе;
- методах лечения и связанном с каждом из них риске;
- возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства;
- об альтернативах медицинскому вмешательству;
- ожидаемых результатах лечения;
- используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в т. ч. о сроках их годности (гарантийных сроках), о показаниях (противопоказаниях) к их применению.
С учетом принципа добровольности получения информации пациент имеет право отказаться от получения информации или указать лицо, которое следует информировать о состоянии его здоровья вместо него. Предоставляя пациенту (его законному представителю или иному, указанному пациентом лицу) сведения о предстоящем лечении, желательно использовать минимум медицинских или технических терминов, а также убедится в том, что информация правильно понята.
Полученное согласие пациента на медицинское вмешательство должно быть надлежащим образом оформлено. Действующее законодательство не устанавливает в обязательную письменную форму для оформления согласия пациента. Но в случае возникновения конфликта между пациентом и врачом или судебного разбирательства письменное информированное добровольное согласие пациента защитит учреждение.
Для ликвидации или, по крайней мере, существенного сокращения исков пациентов к учреждениям, целесообразно разработать и утвердить несколько форм документов на различные виды медицинских вмешательств, образцы которых есть в специальной литературе и в Интернете.
Документ обычно состоит из двух частей – информационной части и собственно согласия пациента на медицинское вмешательство. Информационная часть документа заполняется врачом в присутствии пациента или его представителя. В информированном добровольном согласии (также как и в договоре) необходимо указать, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
В документе должна стоять дата подписания, а также собственноручная расшифровка подписи пациента (его представителя). В медицинской карте пациента также делается отметка о наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Документ, подтверждающий информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, может храниться в медицинской карте пациента или отдельно от нее.
При оказании платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, необходимо в информированном добровольном согласии указать причины, по которым медицинская помощь оказывается на платной основе. Например: сверх объемов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; услуги, не входящие в ПГГ; сверх стандартов лечения; услуги вне очереди; на анонимной основе и т. д. Обязательно нужно отметить, что это делается по желанию пациента.
Заключение договора на предоставление платных услуг
Обратите внимание, что в договоре предоставления платных медицинских услуг (который должен заключаться только в письменной форме) необходимо писать «потребитель» или «заказчик», а не «пациент», как это делалось раньше.
К сведению
Потребитель – это физическое лицо, намеревающееся получить или уже получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Но потребитель, получающий платные медицинские услуги, в то же время является пациентом, на которого распространяется действие Закона № 323-ФЗ.
Заказчик – это физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать (приобрести) или заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
При заключении договора по требованию потребителя или заказчика им должна быть предоставлена в доступной форме следующая информация:
- о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
- конкретных медицинских работниках, предоставляющих соответствующую платную медицинскую услугу (их профессиональном образовании и квалификации);
- методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.
Потребителям или заказчикам могут быть предоставлены и другие сведения, относящиеся к предмету договора.
Отметим, что до заключения договора учреждение обязано в письменной форме уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Если в процессе выполнения договора исполнителем потребуется оказать пациенту дополнительные медицинские услуги, то стороны либо подписывают дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, либо заключается новый договор.
Можно порекомендовать, например, при лечении в стационаре, когда стоимость предоставления медицинской помощи напрямую зависит от количества койко-дней, проведенных пациентом в организации, использовать в договоре приблизительную цену услуги.
Пример
При лечении в условиях стационара приблизительная цена услуги формулируется в договоре после указания стоимости лечения следующим образом: «цена услуги является приблизительной и может быть изменена в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от фактического количества дней пребывания пациента в стационаре» . Аналогичным образом формулируется приблизительная цена и на другие услуги, стоимость которых зависит от количества, размера, наличия или отсутствия чего-либо, что невозможно точно определить до начала оказания услуги.
В соответствии с Законом № 323-ФЗ в случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются бесплатно .
В случае отказа пациента после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. При этом потребитель (заказчик) обязан в соответствии с ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Новые возможности оплаты медицинских услуг
Отметим, что Правила в соответствии с действующим законодательством позволяют выдавать не только чеки контрольно-кассовой техники, но и иные документы установленной формы. Иными словами, при оказании медицинских услуг на дому, на выезде, в то время, когда касса не работает или не работает кассовый аппарат, можно оказывать платные услуги и принимать за них плату, выдавая документы строгой отчетности, приравненные к чекам. При этом с сотрудниками, которые принимают оплату, заключается договор о полной материальной ответственности.
Новые технологии не стоят на месте, и уже стали появляться мобильные картридеры, которые подсоединяются к смартфонам и айфонам, на которые устанавливаются соответствующие приложения и которые позволяют оплачивать услуги банковскими картами даже на дому и на выезде.
Правила распространяются не только на услуги, оплачиваемые за счет личных средств граждан, но и за счет средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования. Они определяют, что заключение договоров добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с такими договорами, осуществляются в соответствии с ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
В заключение отметим, что действующее законодательство не обязывает государственные и муниципальные учреждения оказывать медицинскую помощь на платной основе, но закрепляет право пациента на получение такой помощи, в т. ч. в учреждениях, работающих по программе (территориальной программе) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.