Что значит исполнение контракта в полном объеме. Верховный суд прошелся по госконтрактам
Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 41
"Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу"
С изменениями и дополнениями от:
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
На выполнение научно-исследовательских работ по государственному оборонному заказу;
примерный государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу.
2. Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам государственного оборонного заказа при подготовке и заключении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ руководствоваться примерными государственными контрактами, утвержденными настоящим постановлением.
3. Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам государственного оборонного заказа направлять в Федеральную службу по оборонному заказу сведения о заключенных государственных контрактах на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу для ведения реестра заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу.
Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41 научно-исследовательских работ по государственному оборонному заказу на выполнение научно-исследовательской работы _____________________________________________ (наименование) ______________________________________________ (шифр темы) ____________________________________ "__" ___________ 20__ г. (место заключения государственного контракта) ________________________________________________________________________, (полное наименование государственного заказчика) именуемый (ое) в дальнейшем Заказчик, в лице ____________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с одной стороны, и ______________________________________________________ (полное наименование организации - головного исполнителя (исполнителя), ________________________________________________________________________, свидетельство о регистрации) именуемый (ое) в дальнейшем Исполнитель, в лице _________________________ ___________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящий государственный контракт о нижеследующем: 1. Исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить научно-исследовательскую работу (далее именуется - НИР) по теме ________________________________________. (наименование и шифр темы) 2. Основание для заключения государственного контракта: ____________ ________________________________________________________________________. (наименование документа, его номер и дата, номер и дата решения (протокола) конкурсной комиссии) 3. НИР выполняется Исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико-технического (технического) задания (далее именуется - ТТЗ) _________________________________________________________________________ (наименование ТТЗ на выполнение НИР, номер и дата утверждения, ________________________________________________________________________, кем утверждено) являющегося неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Содержание и сроки выполнения НИР (этапа НИР) определяются календарным планом проведения НИР, который является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 4. Разработанная согласно настоящему государственному контракту научно-техническая документация должна отвечать требованиям ТТЗ и содержать научно-техническое обоснование выводов и рекомендаций Исполнителя, подтвержденное экспериментальными данными и теоретическими расчетами, и удовлетворять требованиям следующих документов: ________________________________________________________________________. (стандарты или другие документы, их номера и даты) Документация передается Заказчику _________________________________. (подлинник, дубликат ___ экз., копия ___экз.) 5. Изменение Заказчиком в процессе выполнения НИР требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего государственного контракта, оформляется дополнительным соглашением Сторон с приложением протокола согласования (уточнения) контрактной цены НИР, которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 6. При выполнении НИР и использовании (в том числе передаче) полученных результатов Стороны обязаны соблюдать следующие условия ограничения: ___________________________________________________________ (режим допуска к работам и документам, степень их секретности и другие требования, _______________________________________________________________________. наименования, номера и даты документов, которыми следует руководствоваться) 7. Исполнитель вправе: а) привлекать по согласованию с Заказчиком на контрактной основе к выполнению настоящего государственного контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. При этом условия настоящего государственного контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего государственного контракта; б) запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения НИР информацию; в) требовать возмещения убытков в порядке, установленном пунктом 31 настоящего государственного контракта; г) приостановить работу по настоящему государственному контракту в случае, если в ходе выполнения НИР выяснится, что невозможно достигнуть результатов НИР, установленных требованиями ТТЗ, вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя; д) приостановить выполнение НИР в случае, если Заказчик не производил оплату более _______ месяцев за выполненные и принятые этапы НИР. 8. Заказчик вправе: а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего государственного контракта и целевое использование средств, выделяемых для выполнения НИР; б) полностью или частично отказаться от выполнения обязательств по настоящему государственному контракту с возмещением фактических затрат Исполнителя; в) требовать возмещения в соответствии с пунктом 31 настоящего государственного контракта убытков, причиненных по вине Исполнителя; г) прекращать действие настоящего государственного контракта, если дальнейшее проведение НИР (этапа НИР) стало неактуальным. 9. Исполнитель обязан: а) выполнить НИР в соответствии с утвержденным Заказчиком ТТЗ и передать Заказчику результаты, в том числе разработанные согласно настоящему государственному контракту отчеты, научно-техническую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, экспериментальные образцы в предусмотренный настоящим государственным контрактом срок; б) согласовать с Заказчиком необходимость использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю или третьим лицам; в) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего государственного контракта, в том числе документы, подтверждающие наличие у исполнителя и привлекаемых соисполнителей систем менеджмента качества и их соответствие установленным требованиям; г) информировать Заказчика о приостановлении НИР в ___-дневный срок с соответствующими обоснованиями; д) проводить в процессе выполнения работ по настоящему государственному контракту патентные исследования в соответствии _________________________________________________________________________ (стандарты и другие документы, их номера и даты) и на дату завершения НИР обеспечить защиту используемых при выполнении НИР авторских прав и прав патентообладателей; е) уведомлять Заказчика в ___-дневный срок о каждом полученном при выполнении настоящего государственного контракта результате НИР (этапа НИР), способном к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны. 10. Заказчик обязан: а) принять и оплатить результаты НИР (этапа НИР) в соответствии с настоящим государственным контрактом; б) сообщить Исполнителю в ___-дневный срок после поступления от него уведомления о получении при выполнении настоящего государственного контракта способного к правовой охране результата НИР (этапа НИР) решение о порядке его использования и форме правовой охраны; в) возместить Исполнителю фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене НИР (этапа НИР), в случае досрочного прекращения работ по настоящему государственному контракту; г) в случае невозможности достижения результатов НИР, установленных требованиями ТТЗ, в ___-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения НИР (этапа НИР) и внести по согласованию с Исполнителем изменения в ТТЗ на проведение НИР и в календарный план проведения НИР либо принять решение о ее прекращении; д) провести в месячный срок после окончания НИР (этапа НИР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее выполнении; е) передавать Исполнителю необходимую для выполнения НИР информацию. IV. Сроки исполнения 11. НИР (этап НИР) выполняется в сроки, указанные в календарном плане проведения НИР. При этом устанавливаются: начало НИР _______________ 20___ г.; окончание НИР ____________ 20___ г. 12. В случае досрочного выполнения НИР (этапа НИР) Заказчик вправе осуществить ее приемку. Оплата досрочно выполненной НИР (этапа НИР) производится в установленном настоящим государственным контрактом порядке. 13. Досрочное выполнение НИР (этапа НИР) по просьбе Заказчика осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением о сроке выполнения НИР (этапа НИР), которое с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 14. Датой исполнения НИР по настоящему государственному контракту считается дата утверждения Заказчиком акта приемки последнего этапа НИР при условии выполнения обязательств по всем этапам, указанным в календарном плане проведения НИР. 15. При завершении выполнения НИР (этапа НИР) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности НИР (этапа НИР) к сдаче. Уведомление Исполнителя о готовности НИР (этапа НИР) к сдаче должно быть подписано _________________________________________________________. (должность, фамилия, имя и отчество) 16. Сдача и приемка выполненной НИР (этапа НИР) осуществляется в порядке, установленном следующими документами: __________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты и другие документы, их номера и даты) 17. Заказчик вправе в течение ___ дней с момента получения отчетных документов предъявить Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполненной НИР (этапа НИР) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта и согласовать с Исполнителем срок для приведения результатов НИР (этапа НИР) в соответствие с указанными условиями. Замечания и претензии устраняются Исполнителем за его счет, если они не выходят за пределы условий настоящего государственного контракта. 18. За выполненную в соответствии с условиями настоящего государственного контракта НИР Заказчик уплачивает Исполнителю __________________________________________________________________ рублей (цифрами и прописью) в соответствии с утвержденным Сторонами протоколом согласования контрактной цены НИР, являющимся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 19. Заказчик в ___-дневный срок с даты подписания настоящего государственного контракта производит выплату Исполнителю первоначального аванса в размере _______ процентов контрактной цены _________________________________________________________________________ (от стоимости НИР в целом, первого этапа НИР и т.п.) в сумме _________________________________________________________ рублей. (цифрами и прописью) Выдача последующих авансов производится ____________________________ (размер, срок _________________________________________________________________________ и другие условия выдачи авансов, установленные нормативными документами и (или) ________________________________________________________________________. соглашением Сторон) 20. Оплата выполненной НИР (этапа НИР) производится поэтапно исходя из цен, указанных в протоколе согласования контрактной цены НИР за вычетом ранее выданного аванса (авансов). 21. Оплата НИР (этапа НИР) производится после сдачи Исполнителем и приемки Заказчиком выполненной НИР (этапа НИР), оформленной актом приемки. Счета Исполнителя с приложенными к ним подлинными актами приемки оплачиваются Заказчиком в порядке, установленном нормативными правовыми актами в ____-дневный срок. 22. Проверка фактических затрат в случае приостановки выполнения НИР (этапа НИР) или прекращения НИР (этапа НИР) проводится Заказчиком в ____-дневный срок после получения от Исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками. По результатам проверки Стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 23. При определении контрактной цены НИР Стороны руководствуются _________________________________________________________________________ (типовые методические рекомендации по планированию, ________________________________________________________________________. учету и калькуляции себестоимости научно-технической продукции либо иные нормативы, методики) 24. После утверждения государственного оборонного заказа на очередной год Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту и протокол согласования контрактной цены этапов НИР (с учетом прогнозных индексов-дефляторов), которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Объемы ассигнований на выполнение НИР по настоящему государственному контракту могут быть изменены в соответствии с государственным оборонным заказом на очередной год, о чем Заказчик уведомляет Исполнителя в течение ____ дней с последующей корректировкой условий настоящего государственного контракта. Заказчик вправе производить выплату Исполнителю до 50 процентов от установленного настоящим государственным контрактом аванса до утверждения государственного оборонного заказа и заключения дополнительного соглашения к настоящему государственному контракту на очередной год. VII. Права на результаты НИР 25. Все полученные при выполнении НИР (этапа НИР) результаты, включая созданные и (или) использованные при выполнении НИР (этапа НИР) объекты интеллектуальной собственности, подлежат отражению в отчетной документации. 26. Права на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), принадлежат ____________________________________________________________: (указывается текст соответствующего подпункта) а) Исполнителю. Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов; б) Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик. Распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) Исполнителю совместно с Заказчиком. Порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР), определяется отдельным соглашением Сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 27. Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность сведений, относящихся к предмету настоящего государственного контракта, ходу его исполнения и полученным результатам. К конфиденциальным сведениям относятся _____________________________ ________________________________________________________________________. (объем конфиденциальных сведений и перечень документов, в которых они содержатся) Указанные сведения предназначены исключительно для Сторон и не могут быть полностью (частично) переданы (опубликованы, разглашены) третьим лицам или использованы каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Сторон. Условия конфиденциальности, состав и объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также срок их неразглашения определяются настоящим государственным контрактом и при необходимости оформляются приложением к настоящему государственному контракту. IX. Дополнительные условия государственного контракта 28. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. X. Ответственность Сторон 29. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта. 30. В случае неустранения в согласованный Сторонами срок недостатков представленной для сдачи НИР (этапа НИР) Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены НИР (этапа НИР), подлежащей исправлению. 31. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего государственного контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой. 32. За нарушение Исполнителем срока выполнения НИР (этапа НИР) он уплачивает Заказчику неустойку в размере ___ процентов контрактной цены НИР (этапа НИР) за каждый день просрочки. 33. За нарушение установленных сроков приемки НИР (этапа НИР) по настоящему государственному контракту Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ___ процентов контрактной цены выполненной НИР (этапа НИР) за каждый день просрочки. 34. За просрочку оплаты принятой НИР (этапа НИР) Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ____ процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. 35. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему государственному контракту. 36. Общая сумма штрафных санкций по результатам выполнения НИР (этапа НИР) не может превышать установленной контрактной цены НИР (этапа НИР). 37. В случае возникновения у Заказчика претензий в связи с привлечением Исполнителем к выполнению НИР (этапа НИР) соисполнителей Исполнитель несет ответственность за действия соисполнителей как за свои собственные. XI. Обстоятельства непреодолимой силы 38. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим государственным контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы. 39. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему государственному контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее ____ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств. 40. Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение обязательств в срок, установленный в настоящем государственном контракте, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на ____ месяцев. 41. Если обстоятельства непреодолимой силы будут действовать свыше ____ месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий государственный контракт, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков. 42. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство органов государственной власти Российской Федерации. XII. Рассмотрение и разрешение споров 43. Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего государственного контракта, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в соответствии с нормативными правовыми актами путем переговоров с оформлением протокола разногласий. Неурегулированные споры передаются на разрешение в арбитражный суд _________________________________________________________________________ (по месту заключения настоящего государственного контракта, нахождения Заказчика, Исполнителя) только после принятия мер по их досудебному урегулированию. Срок досудебного урегулирования - ____ дней. XIII. Срок действия государственного контракта 44. Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по "____" ______________ 20__ г. 45. Срок действия настоящего государственного контракта может быть продлен по взаимному согласию Сторон. Условия продления определяются Сторонами не менее чем за ____ дней до истечения срока действия настоящего государственного контракта. XIV. Заключительные положения 46. Настоящий государственный контракт составлен в ___ экземплярах, идентичных по содержанию и имеющих одинаковую юридическую силу. Держателями указанных экземпляров являются ________________________________________________________________________. (наименование держателей экземпляров настоящего государственного контракта) 47. Об изменении адреса и банковских реквизитов Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в ____-дневный срок. 48. Неотъемлемой частью настоящего государственного контракта являются следующие приложения: тактико-техническое (техническое) задание; календарный план проведения НИР; протокол согласования контрактной цены НИР (с приложениями, раскрывающими структуру цены); соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении НИР (этапа НИР). XV. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон
Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 41 (с изменениями от 17 августа 2010 г.) Примерный государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу Гриф _____________________ Экз.N ____ Государственный оборонный заказ на 20__ г. ____________________________________________ (номер и дата постановления Правительства Российской Федерации, которым утвержден государственный оборонный заказ) Государственный контракт N _______ на выполнение опытно-конструкторской работы _____________________________________________ (наименование) ______________________________________________ (шифр темы) ____________________________________ "__" ___________ 20__ г. (место заключения государственного контракта) ________________________________________________________________________, (полное наименование государственного заказчика) именуемый (ое) в дальнейшем Заказчик, в лице ____________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с одной стороны, и ______________________________________________________ (полное наименование организации - головного исполнителя (исполнителя), ________________________________________________________________________, свидетельство о регистрации) именуемый (ое) в дальнейшем Исполнитель, в лице _________________________ ________________________________________________________________________, (должность, фамилия, имя и отчество) действующего на основании ______________________________________________, (наименование документа и его реквизиты) с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящий государственный контракт о нижеследующем: I. Предмет государственного контракта 1. Исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу (далее именуется - ОКР) по теме ________________________________________. (наименование и шифр темы) 2. Основание для заключения государственного контракта: ____________ ________________________________________________________________________. (наименование документа, его номер и дата, номер и дата решения (протокола) конкурсной комиссии) II. Условия государственного контракта 3. ОКР выполняется Исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико-технического (технического) задания (далее именуется - ТТЗ) _________________________________________________________________________ (наименование ТТЗ на выполнение ОКР, номер и дата утверждения, ________________________________________________________________________, кем утверждено) являющегося неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. Полный объем ОКР (этапа ОКР) и сроки выполнения определяются ведомостью исполнения ОКР, которая является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 4. Разработанная Исполнителем согласно настоящему государственному контракту документация должна отвечать требованиям ТТЗ и следующих документов: _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты или другие документы, их номера и даты) Документация передается Заказчику _________________________________. (подлинник, дубликат ____ экз., копия ____ экз.) 5. Изменение Заказчиком в процессе выполнения ОКР требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего государственного контракта, оформляется дополнительным соглашением Сторон с приложением протокола согласования (уточнения) контрактной цены ОКР, которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 6. При выполнении ОКР и использовании (в том числе передаче) полученных результатов Стороны обязаны соблюдать следующие условия ограничения: ____________________________________________________________ (режим допуска к работам и документам, степень их секретности и другие ________________________________________________________________________. требования, наименования, номера и даты документов, которыми следует руководствоваться) III. Права и обязанности Сторон 7. Исполнитель вправе: а) привлекать по согласованию с Заказчиком на контрактной основе к исполнению настоящего государственного контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. При этом условия настоящего государственного контракта подлежат включению Исполнителем в контракты с соисполнителями. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего государственного контракта; б) запрашивать и получать от Заказчика необходимую для выполнения ОКР информацию, консультативную и иную помощь; в) требовать возмещения убытков в порядке, установленном пунктом 38 настоящего государственного контракта; г) приостановить работу по настоящему государственному контракту в случае, если в ходе выполнения ОКР выяснится, что невозможно достигнуть результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, вследствие обстоятельств, не зависящих от Исполнителя; д) приостановить выполнение ОКР в случае, если Заказчик не производил оплату более _____ месяцев за выполненные и принятые этапы ОКР. 8. Заказчик вправе: а) проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего государственного контракта и целевое использование средств, выделяемых для выполнения ОКР; б) в течение ___ дней с момента приемки результатов работы (этапа) предъявлять к Исполнителю обоснованные претензии по результатам выполненной ОКР (этапа ОКР); в) полностью или частично отказаться от выполнения обязательств по настоящему государственному контракту с возмещением фактических затрат Исполнителя; г) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта назначить срок для приведения результата ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями; д) требовать возмещения в соответствии с пунктом 38 настоящего государственного контракта убытков, причиненных по вине Исполнителя; е) прекращать действие настоящего государственного контракта, если дальнейшее проведение ОКР (этапа ОКР) стало неактуальным. 9. Исполнитель обязан: а) выполнить ОКР в соответствии с утвержденным Заказчиком ТТЗ и передать Заказчику результаты, в том числе всю разработанную согласно настоящему государственному контракту техническую, конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, технологическую оснастку, экспериментальные и опытные образцы (партию) изделий в предусмотренный настоящим государственным контрактом срок; б) согласовать с Заказчиком необходимость использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Исполнителю или третьим лицам; в) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего государственного контракта, в том числе документы, подтверждающие наличие у исполнителя и привлекаемых соисполнителей систем менеджмента качества и их соответствие установленным требованиям; г) информировать Заказчика о приостановлении ОКР в ___-дневный срок с соответствующими обоснованиями; д) проводить в процессе выполнения работ по настоящему государственному контракту патентные исследования в соответствии _________________________________________________________________________ (стандарты и др. документы, их номера и даты) и на дату завершения ОКР обеспечить защиту используемых при выполнении ОКР авторских прав и прав патентообладателей; е) уведомлять Заказчика в ___-дневный срок о каждом полученном при выполнении настоящего государственного контракта результате ОКР (этапа ОКР), способном к правовой охране в качестве объекта интеллектуальной собственности, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны. 10. Заказчик обязан: а) принять и оплатить результаты ОКР (этапа ОКР) в соответствии с настоящим государственным контрактом; б) сообщить Исполнителю в ___-дневный срок после поступления от него уведомления о получении при выполнении настоящего государственного контракта способного к правовой охране результата ОКР (этапа ОКР) решение о порядке его использования и форме правовой охраны; в) возместить Исполнителю фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене ОКР (этапа ОКР), в случае досрочного прекращения работ по настоящему государственному контракту; г) в случае невозможности достижения результатов ОКР, установленных требованиями ТТЗ, в ___-дневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения ОКР (этапа ОКР) и внести по согласованию с Исполнителем изменения в ТТЗ на проведение ОКР и в ведомость исполнения ОКР либо принять решение о ее прекращении; д) провести в месячный срок после окончания ОКР (этапа ОКР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее выполнении; е) передавать Исполнителю необходимую для выполнения ОКР информацию, оказывать консультативную и иную помощь. IV. Сроки исполнения 11. ОКР (этап ОКР) выполняется в сроки, указанные в ведомости исполнения ОКР. При этом устанавливаются: начало ОКР _______________ 20___ г. окончание ОКР ____________ 20___ г. 12. В случае досрочного выполнения ОКР (этапа ОКР) Заказчик вправе осуществить ее приемку. Оплата досрочно выполненной ОКР (этапа ОКР) производится в установленном настоящим государственным контрактом порядке. 13. Досрочное выполнение ОКР (этапа ОКР) по просьбе Заказчика осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением о сроке выполнения ОКР (этапа ОКР), которое с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 14. Датой исполнения ОКР по настоящему государственному контракту считается дата утверждения Заказчиком акта приемки последнего этапа ОКР при условии выполнения обязательств по всем этапам, указанным в ведомости исполнения ОКР. V. Порядок сдачи и приемки выполненных работ 15. При завершении выполнения ОКР (этапа ОКР) Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности ОКР (этапа ОКР) к сдаче. Уведомление Исполнителя о готовности ОКР (этапа ОКР) к сдаче должно быть подписано _________________________________________________________. (должность, фамилия, имя и отчество) 16. Сдача и приемка выполненной ОКР (этапа ОКР) осуществляется в порядке, установленном следующими документами: __________________________ ________________________________________________________________________. (стандарты и другие документы, их номера и даты) 17. Заказчик вправе в течение ___ дней с момента получения отчетных документов предъявить Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае отступления Исполнителем от условий настоящего государственного контракта и согласовать с Исполнителем срок для приведения результатов ОКР (этапа ОКР) в соответствие с указанными условиями. Замечания и претензии устраняются Исполнителем за его счет, если они не выходят за пределы условий настоящего государственного контракта. 18. Если при приемке опытного образца (партии) изделия или во время испытаний (предварительных, приемочных, межведомственных, государственных) будет обнаружено его несоответствие условиям настоящего государственного контракта, то доработка документации, опытного образца (партии) изделия и повторные испытания производятся Исполнителем за свой счет. Перечень доработок и сроки их устранения указываются в акте Сторон. VI. Стоимость работ и порядок расчетов 19. За выполненную в соответствии с условиями настоящего государственного контракта ОКР Заказчик уплачивает Исполнителю __________________________________________________________________ рублей (цифрами и прописью) в соответствии с утвержденным Сторонами протоколом согласования контрактной цены ОКР, являющимся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 20. Заказчик в _____-дневный срок с даты подписания настоящего государственного контракта производит выплату Исполнителю первоначального аванса в размере _____________ процентов контрактной цены _________________________________________________________________ в сумме (от стоимости ОКР в целом, первого этапа ОКР и т.п.) _________________________________________________________________ рублей. (цифрами и прописью) Выдача последующих авансов производится ____________________________ (размер, срок и _________________________________________________________________________ другие условия выдачи авансов, установленные нормативными документами и (или) ________________________________________________________________________. соглашением Сторон) 21. Оплата выполненной ОКР (этапа ОКР) производится поэтапно исходя из цен, указанных в протоколе согласования контрактной цены ОКР за вычетом ранее выданного аванса (авансов). 22. Оплата ОКР (этапа ОКР) производится после сдачи Исполнителем и приемки Заказчиком выполненной ОКР (этапа ОКР), оформленной актом приемки. Счета Исполнителя с приложенными к ним подлинными актами приемки оплачиваются Заказчиком в порядке, установленном нормативными правовыми актами в ______-дневный срок. 23. Проверка фактических затрат в случае приостановки выполнения ОКР (этапа ОКР) или прекращения ОКР (этапа ОКР) проводится Заказчиком в ______-дневный срок после получения от Исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками. По результатам проверки Стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. 24. При определении контрактной цены ОКР Стороны руководствуются _________________________________________________________ (типовые методические рекомендации по планированию, ________________________________________________________________________. учету и калькуляции себестоимости научно-технической продукции либо иные нормативы, методики) 25. После утверждения государственного оборонного заказа на очередной год Стороны заключают дополнительное соглашение к настоящему государственному контракту и протокол согласования контрактной цены этапов ОКР (с учетом прогнозных индексов-дефляторов), которые с момента их подписания являются неотъемлемой частью настоящего контракта. Объемы ассигнований на выполнение ОКР по настоящему государственному контракту могут быть изменены в соответствии с государственным оборонным заказом на очередной год, о чем Заказчик уведомляет Исполнителя в течение ___ дней с последующей корректировкой условий настоящего государственного контракта. Заказчик вправе производить выплату Исполнителю до 50 процентов от установленного настоящим государственным контрактом аванса до утверждения государственного оборонного заказа и заключения дополнительного соглашения к настоящему государственному контракту на очередной год. VII. Права на результаты ОКР 26. Все полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР) результаты, включая созданные и (или) использованные при выполнении ОКР (этапа ОКР) объекты интеллектуальной собственности, подлежат отражению в отчетной документации. 27. Права на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), принадлежат ____________________________________________________________: (указывается текст соответствующего подпункта) а) Исполнителю. Исполнитель обязан по требованию Заказчика безвозмездно предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительные права на использование этих результатов; б) Российской Федерации, от имени которой выступает Заказчик. Распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) Исполнителю совместно с Заказчиком. Порядок использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), определяется отдельным соглашением Сторон, которое с момента его подписания является неотъемлемой частью настоящего государственного контракта. VIII. Условия конфиденциальности 28. Стороны обязуются обеспечить конфиденциальность сведений, относящихся к предмету настоящего государственного контракта, ходу его исполнения и полученным результатам. К конфиденциальным сведениям относятся _____________________________ ________________________________________________________________________. (объем конфиденциальных сведений и перечень документов, в которых они содержатся) Указанные сведения предназначены исключительно для Сторон и не могут быть полностью (частично) переданы (опубликованы, разглашены) третьим лицам или использованы каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия Сторон. Условия конфиденциальности, состав и объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также срок их неразглашения определяются настоящим государственным контрактом и при необходимости оформляются приложением к настоящему государственному контракту. IX. Хранение, упаковка и отправка опытного образца (партии) изделия и документации 29. Изготовленный опытный образец (партия) изделия с документацией после приемки их Заказчиком считается сданным на ответственное хранение Исполнителю и оформляется _______________________________________________ (порядок принятия, срок и условия хранения образца (партии) ________________________________________________________________________. изделия, а также наименование документа, подтверждающего принятие его на хранение) Заказчик возмещает Исполнителю расходы, связанные с хранением опытного образца (партии) изделия с документацией, если эти расходы не были предусмотрены в контрактной цене ОКР. 30. По окончании приемки опытный образец (партия) изделия, подготовленный к сдаче на испытания, упаковывается Исполнителем и опломбировывается пломбами Исполнителя и Заказчика (представителя Заказчика). Об исправности тары, упаковки, пломб или состоянии незатаренного опытного образца (партии) изделия Исполнитель и Заказчик (представитель Заказчика) составляют акт. 31. Отправка опытного образца (партии) изделия осуществляется __________________________________________ с оплатой транспортного тарифа (вид транспорта) в соответствии с _______________________________________________________. (устав, кодекс, положение, порядок оплаты) 32. Акт об исправности тары, упаковки и пломб или состоянии незатаренного образца (партии) изделия и квитанцию транспортной организации о приеме груза для перевозки Исполнитель обязан _________________________________________________________________________ (передать, выслать грузополучателю) не позднее _____ дней. 33. Охрану отправляемого опытного образца (партии) изделия в пути следования обеспечивает _________________________________________________ (Заказчик, Исполнитель, другая организация) в установленном порядке своими силами и за счет ________________________________________________________________________. (наименование организации, оплачивающей охрану) 34. Документацию в согласованном Сторонами объеме на отгруженный опытный образец (партию) изделия Исполнитель направляет ________________________________________________________________________. (наименование организации и ее адрес) X. Дополнительные условия государственного контракта 35. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________. XI. Ответственность Сторон 36. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего государственного контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего государственного контракта. 37. В случае неустранения в согласованный Сторонами срок недостатков представленной для сдачи ОКР (этапа ОКР) Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР), подлежащей исправлению. 38. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего государственного контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, не покрытой неустойкой. 39. За нарушение Исполнителем срока выполнения ОКР (этапа ОКР) он уплачивает Заказчику неустойку в размере ____ процентов контрактной цены ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки. 40. За нарушение установленных сроков приемки ОКР (этапа ОКР) по настоящему государственному контракту Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере ____ процентов контрактной цены выполненной ОКР (этапа ОКР) за каждый день просрочки. 41. За просрочку оплаты принятой ОКР (этапа ОКР) Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере _____ процентов суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. 42. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему государственному контракту. 43. Общая сумма штрафных санкций по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) не может превышать установленной контрактной цены ОКР (этапа ОКР). 44. В случае возникновения у Заказчика претензий в связи с привлечением Исполнителем к выполнению ОКР (этапа ОКР) соисполнителей, Исполнитель несет ответственность за действия соисполнителей как за свои собственные. XII. Обстоятельства непреодолимой силы 45. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим государственным контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы. 46. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему государственному контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее ____ дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств. 47. Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение обязательств в срок, установленный в настоящем государственном контракте, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на _____ месяцев. 48. Если обстоятельства непреодолимой силы будут действовать свыше _____ месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий государственный контракт и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков. 49. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство органов государственной власти Российской Федерации. XIII. Рассмотрение и разрешение споров 50. Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего государственного контракта, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в соответствии с нормативными правовыми актами путем переговоров с оформлением протокола разногласий. Неурегулированные споры передаются на разрешение в арбитражный суд ________________________________________________________________________, (по месту заключения настоящего государственного контракта, нахождения Заказчика, Исполнителя) только после принятия мер по их досудебному урегулированию. Срок для досудебного урегулирования - ____ дней. XIV. Срок действия государственного контракта 51. Настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по "____" ______________ 20__ г. 52. Срок действия настоящего государственного контракта может быть продлен по взаимному согласию Сторон. Условия продления определяются Сторонами не менее чем за ____ дней до истечения срока действия настоящего государственного контракта. XV. Заключительные положения 53. Настоящий государственный контракт составлен в _________ экземплярах, идентичных по содержанию и имеющих одинаковую юридическую силу. Держателями указанных экземпляров являются ________________________________________________________________________. (наименование держателей экземпляров настоящего государственного контракта) 54. Об изменении адреса и банковских реквизитов Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в ____-дневный срок. 55. Неотъемлемой частью настоящего государственного контракта являются следующие приложения: тактико-техническое (техническое) задание; ведомость исполнения ОКР; протокол согласования контрактной цены ОКР (с приложениями, раскрывающими структуру цены); соглашение о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР). XVI. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон Заказчик Исполнитель __________________________________ ___________________________________ (адрес и банковские реквизиты) (адрес и банковские реквизиты) __________________________________ ___________________________________ __________________________________ ___________________________________ __________________________________ ___________________________________ ________________ _________________ (и.фамилия) (и.фамилия) "__" ________________________ 20__ "__" _____________________ 20__ М.П. М.П.
Владимир Кузнецов
14.03.2018
Всем привет!
Сегодня поговорим о «подводных камнях» при исполнении государственных контрактов.
Давайте договоримся, что я не буду расписывать полное название Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, все ссылки на статьи и неполное название относятся именно к этому документу.
Не будем останавливаться на «особенностях» проведения отдельных тендеров, пусть это останется на совести нечистоплотных заказчиков, а мы попробуем разобраться в часто возникающих вопросах при исполнении обязательств и путях их решения.
Итак, вы нашли подходящую закупку, выиграли тендер и заключили контракт.
Поздравляю! Теперь начинается все самое интересное!
Вы, естественно, полны сил и энтузиазма поскорей что-нибудь поставить, получить свои кровные и посчитать, сколько вы реально заработали.
На практике не все так просто, заказчику может быть и не нужен весь объем продукции сразу и аванс он платить не готов, зато по первому зову будьте любезны осуществить поставку. Конечно, далеко не все тендерные документации составлены именно так, но мы разбираем неприятные ситуации, которые могут возникнуть при исполнении госконтрактов, поэтому и будем строить наше общение в этом ключе.
Камень первый! Срок оплаты.
Прежде всего, необходимо отметить, что с 1 мая 2017 года вступил в силу ряд поправок, которые направлены на защиту поставщиков и ограничивают максимальный срок оплаты по государственному (муниципальному) контракту.
Для закупок, проводимых в общем порядке, этот срок составляет не более 30 дней (см. ч.13.1 ст.34 Закона), а в случае осуществления закупок для субъектов малого предпринимательства, срок оплаты устанавливается не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (см. ч.8 ст.30 Закона).
Остановимся на данном вопросе подробнее.
Допустим заказчику необходимо поставить 30 сотовых телефонов известной марки, по условиям технического задания и контракта поставка должна быть осуществлена 3 партиями по 10 штук. Вы подписали контракт, предусмотрительно закупили 10 телефонов необходимой конфигурации и осуществили поставку первой партии.
Когда заказчик обязан произвести оплату? По логике в течении 30 дней с момента поставки, мы же читали закон, да и денег у нас на одну партию, а следующие две мы планировали закупить на полученные за первую партию деньги.
Читаем часть 13.1 статьи 34 внимательнее: «Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона».
В законе разделены два понятия - это срок оплаты товара и срок оплаты отдельных этапов исполнения контракта. Понимаете, в чем разница?
В случае, если в контракте указан срок оплаты поставленного товара, то и заказчик произведет оплату по факту поставки всех трех партий, 30 дней начнут исчисляться с момента поставки последней партии. А вот в случае указания срока оплаты отдельных этапов исполнения контракта, оплата будет производиться после поставки каждой партии.
Итак, вы отгрузили первую партию, оплату от заказчика еще не получили, надо же еще 2 партии телефонов поставить, а свободных средств нет! Что делать?! Можно бежать в банк и попробовать оперативно получить кредит, но я рекомендую присмотреться к
Penenza , краудлендинговой платформе, на которой инвесторы напрямую кредитуют поставщиков.
В настоящее время данный сегмент рынка активно развивается т.к. позволяет получить заём в течении суток без предоставления кучи никому не нужных бумаг, что особенно ценно в условиях сжатых сроков исполнения по контрактам.
Камень второй! Обеспечение исполнения контракта.
Скорее это даже нe камень, а лайфхак для людей, умеющих считать свои деньги.
Предположим, вы выиграли крупный тендер на 100 млн. рублей, по условиям закупки размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной цены или 30 млн. рублей, срок выполнения работ 1 год.
Вы можете предоставить банковскую гарантию или перечислить в залог денежные средства. Естественно выводить 30 млн. рублей из оборота компании на 1 год нелогично, так как даже положив эти деньги в банк под 7% годовых вы заработаете 2.1 млн. рублей, поэтому многие выбирают способ обеспечения банковской гарантией.
Обратимся к части 7 статьи 96: «В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта».
Вы правильно поняли, что как только выполнен первый этап работ, то сразу можно представить уменьшенное обеспечение.
Что это дает и как на этом сэкономить?
Каждый (ну или почти каждый) банк берет премию за выдачу банковской гарантии и комиссию в годовых процентах, которая формируется исходя из срока, на который выдается банковская гарантия. При заключении договора с банком уточняйте условия досрочного расторжения (прекращения действия) банковской гарантии. Комиссию за выдачу вам скорее всего никто не вернет, а вот сумму за пользование банковской гарантией пересчитают в зависимости от фактического срока использования.
Допустим, при заключении контракта вы перечислили в залог денежные средства, после выполнения первого этапа работ вы сообщаете заказчику, что хотите уменьшить обеспечение и заменить его на банковскую гарантию.
Если с момента подписания контракта прошел какой-то значительный срок (хотя бы месяц) и вы выполнили какую-то часть работ, то в случае обращения в банк за гарантией вам будут считать комиссию уже не от всей суммы контракта, а от размера неисполненных обязательств и срока до окончания работ. Изменив способ обеспечения, вы выведете свои денежные средства и заплатите банку уменьшенную комиссию.
Камень третий! Штрафы.
К сожалению, не всегда получается исполнить контракт вовремя, причин может быть масса: производитель продукции подвел, в партии товара обнаружился брак, в процессе доставки сломался транспорт и т.п.
На момент написания данного материала правила определения размера штрафа и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042.
На самом деле даже если вы нарушили какие-то условия контракта и тем более если это произошло вследствие непредвиденных обстоятельств, то не паникуйте и не бегите галопом оплачивать неустойку, выставленную заказчиком.
Прежде всего, давайте разберемся: за что можно выставлять штрафы, а за что пени?
Читаем внимательно приложение № 1 к вышеуказанному постановлению:
Пункт 3 гласит: За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.
Таким образом, штрафы начисляются, в случае если вы не выполнили или выполнили некачественно свои обязанности по контракту.
А как быть с просрочкой? Читаем пункт 10:
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Т.е. в случае поставки товара или выполнения работ с опозданием начисляется пеня, особо отметим, что размер пени должен быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.
Выше я уже говорил, что не стоит бежать и оплачивать выставленную неустойку и далее объясню почему.
Заказчик всегда нацелен на экономию бюджетных средств. Предположим, какому-то государственному предприятию из года в год выделяют одну и ту же сумму средств из бюджета и ничего не меняется, ни лучше, ни хуже, а высшее руководство требует увеличения показателей, аппетиты растут.
Вот и получается, что зачастую руководители на местах вынуждены искать пути экономии средств, за те же деньги сделать больше. Но как? Получить экономию по аукциону или вернуть деньги предприятию через штрафы.
Поэтому в случае каких-либо противоречий с заказчиком не думайте, что вы сильно нарушили условия поставки, прежде всего, внимательно прочитайте контракт, наверняка там есть какие-то пункты, регламентирующие приемку товара, порядок замены, а также порядок направления претензии.
Как правило, на приемку результатов работ (услуг) отпускается около 14 дней, а на направление претензии 10 дней и на исправление недоделок еще 10 дней.
Например, если вы в день «Х» привезли партию товара, часть из которой оказалась браком, то это не означает, что вам сразу должны выставить штраф. Заказчик должен предложить вам устранить недостатки в разумный срок или направить претензию.
Что хочется сказать напоследок? Читайте законы и знайте свои права и тогда все у вас будет хорошо! Всем удачи!
Время на чтение: 7 мин
После того как исполнитель выполнил работы по государственному контракту или поставил необходимые товары, а заказчик оплатил их, то формально обязательства сторон по соглашению считаются исполненными. Но, с точки зрения 44-ФЗ, такой контракт нельзя считать закрытым.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Как закрыть выполненный контракт в ЕИС
В рамках 44-ФЗ предусматриваются две отчетные формы, после сдачи которых контракт считается официально закрытым. Заказчик обязан на сайте ЕИС не только сведения о проведении закупки, выборе победителя и заключении с ним контракта, но и данные по результатам его исполнения.
В 44-ФЗ предусмотрены две формы отчетности, связанные с госконтрактом. Это:
- Реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ .
- Отчет об контракта , результатах выполнения отдельного этапа по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.
Контракт по нормам 44-ФЗ считается исполненным после того, как обе стороны выполнили все обязательства по нему.
Согласно гражданско-правовому законодательству, обязательство подрядчика или поставщика сводится к своевременной поставке качественного товара или оказанию услуги, а заказчика – их оплата на условиях договора. Так как оплата всегда производится после принятия результатов заказчиком, то именно это событие хронологически считается последним выполненным обязательством и после него заказчику предстоит закрыть контракт в установленном законодательством порядке.
Отчетность по результатам исполнения контракта позволяет всем желающим ознакомиться в :
- со сведениями относительно соответствия исполненных обязательств требованиям закупки и плану-графику;
- с соблюдением установленных контрактом сроков ;
- со , которые были применены к сторонам;
- с изменением или расторжением договорных условий ;
- с ненадлежащим исполнением или контракта.
В обязанности заказчика входит закрытие контракта не только по результатам исполнения обязательств по нему, но и в следующих случаях:
- Контракт был расторгнут на основании решения одной из сторон .
- Контракт по соглашению сторон .
- Контракт расторгнут в одностороннем порядке .
- Выполнен этап работ, поставки товаров и услуг в случае, если контракт предусматривает поэтапную оплату.
- Поставщик или исполнитель по госконтракту были ликвидированы .
Помимо 44-ФЗ, порядок подготовки и размещения в ЕИС отчетности об исполнении государственного контракта и его форма определяются в Постановлении Правительства РФ №1093, Постановлении Правительства №1094 от 2013 года.
Алгоритм действий
Заказчику по 44-ФЗ необходимо придерживаться следующего алгоритма закрытия контракта:
- Исполнитель (подрядчик, ) исполняет свои обязательства по государственному контракту.
- Заказчик проводит внешнюю или внутреннюю выполненных работ или услуг либо поставленных товаров.
- При обнаружении недостатков исполнителю даются разумные сроки для их устранения.
- В случае если результаты выполненных работ или поставленные товары удовлетворяют требованиям закупки, то заказчик подписывает итоговый документ о приемке.
- Поставщик выставляет заказчику счет на оплату его услуг .
- Заказчик оплачивает результаты исполнения контракта .
- Передает необходимую информацию в реестр контрактов по 44-ФЗ.
- Подписывает отчетность при помощи и направляет отчетность об исполнении контракта в ЕИС . Отчетность может формироваться в электронном и графическом виде.
Стоит отметить, что выше приведен алгоритм для закрытия контракта, который был своевременно исполнен и оплачен. На практике так бывает не всегда.
В случае расторжения контракта, по которому еще не было исполнено никаких обязательств, по нему нужно разместить в ЕИС соглашение о расторжении контракта в и отчета.
Если плановые объемы закупок товаров, услуг и работ не совпали с фактическими, то предпринимаемые заказчиком действия будут зависеть от специфики ситуации:
- В случае если объем услуг или поставленных товаров по государственному контракту не был полностью выбран, то контракт расторгается через подписание соглашения сторон . После чего заказчик отчитывается в ЕИС.
- В случае если заказчику нужна дополнительная поставка в размере не более 10% от объема по контракту, сторонам следует подписать на увеличение объема госконтракта , после исполнения обязательств по которому формируется отчетность.
- В случае если объем товаров был фактически выбран, и до конца года потребность в товарах превышает 10%, контракт расторгается на сумму исполнения и заключается новый договор . В этом случае заказчик вправе заключить договор с и внести изменения в план-график не позднее, чем за 10 дней до размещения в ЕИС извещения о закупке. Отчетность заказчик размещает по отдельности по каждому из подписанных контрактов.
Для размещения отчетных сведений в ЕИС заказчику следует придерживаться такого алгоритма:
- Зайти в личный кабинет ЕИС .
- Во вкладке «Отчеты» выбрать пункт «Создать» .
- Выбрать «Отчет об исполнении» .
- Заполнить предложенные поля о заказчике, поставщике и итогах контракта , а также одно из полей с информацией о госконтракте, о ненадлежащем исполнении, об изменении или расторжении контракта.
- Прикрепить необходимые документы .
- Нажать кнопку «Сохранить и разместить» .
Какие документы необходимо приложить
Перечень документов, которые заказчику необходимо приложить к отчетности, зависит от того, в чем заключался предмет контракта. Именно этим определяется вид подписываемых документов о приемке. Это могут быть:
- Товарная накладная при поставках товаров .
- Акт о приеме-передаче выполненных работ .
- Акт о приемке оказанных услуг .
Также к отчету прилагается заключение, которое было выдано по результатам внешней экспертизы. Такие заключения о соответствии принятой продукции требованиям контракта подрядчикам нужно получить у внешних экспертов в случае закупок технически сложных товаров и услуг, если провести экспертную оценку качества собственными силами заказчика не представляется возможным. Результаты внутренней экспертизы, проведенной собственными силами заказчика, прикладывать к отчетности по контракту не нужно.
Исходя из специфики закупки, к отчетности может прилагаться другая документация.
Перечень прилагаемых к отчету сведений перечислен в ч. 10 ст. 94 44-ФЗ и является исчерпывающим. Контролирующие инстанции не вправе требовать от заказчика предоставления платежных документов, которые бы подтвердили оплату им услуг подрядчика. При этом реквизиты платежных документов заказчику нужно прописать в форме отчета.
Что касается реестра отчета, то в него передаются ключевые положения заключенного контракта, включая источник финансирования, способ определения поставщика, дату подведения итогов закупки и подписания государственного контракта, объект закупки, цену победителя, цену единицы товара, наименование страны, сроки исполнения контракта.
Для подтверждения указанных сведений заказчику следует приложить к форме для реестра копию подписанного контракта, заверенную ЭЦП, либо дополнительного соглашения, которое изменяет его условия. Также от заказчика потребуются следующие документы:
- Документация о приемке результатов работ или поставке товара поставщиком (подрядчиком).
- Решение врачебной комиссии , если предполагалась закупка лекарств.
- Прочая информация и , которые прописаны в законах.
При формировании записи в реестре заказчику нужно прикладывать документацию о согласовании закупки у единственного поставщика по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Сроки закрытия
Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о , расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.
По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.
С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.
Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.
В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.
Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:
- Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
- Оплата отдельного исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
- Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров , оказанных услуг и выполненных работ.
- Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).
В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.
Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.
Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.
К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.
Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.
Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.
Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.
1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Требования к закупаемым товарам
В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.
Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.
В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.
Внесение изменений
В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.
В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:
1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:
– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и
– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.
Односторонний отказ от исполнения
Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.
В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.
В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.
С нарушением требований Закона № 44-ФЗ
В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.
ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.
Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.
Поставка товаров в отсутствие госконтракта
В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.
ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.
Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.
Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.
Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.
Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.