Как рассчитываются отпускные в году госслужащим. Как произвести расчет отпускных госслужащих? За сколько дней до отпуска выплачиваются отпускные учителям
Чаще всего кажется, что расчет отпускных это совсем не сложная задача. На самом деле, она сложная только для бухгалтера. Дело в том, что есть стандартные формулы по расчету отпускных, но как показывает практика, нестандартные ситуации возникают очень часто.
Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, каждый сотрудник имеет право на предоставление ему оплачиваемого отпуска. Основанием для расчета отпускных является приказ руководителя отдела/компании о предоставлении отпуска работнику по форме № Т-6 «Приказ о предоставлении сотруднику отпуска». Также отпуск можно оформить по форме № Т-6а. Что касается примера расчета отпускных , то его необходимо оформлять в унифицированной форме № Т -60 «Записка-расчет о предоставление отпуска сотруднику». Перечисленные выше формы установлены Госкомстатом РФ от пятого января 2004 года.
Право на отпуск возникает у работника только по истечению первых шести месяцев работы. Отметим, что в данный период не включается время, когда сотрудник был в отпуске без сохранения заработной платы более чем на 14 дней.
Все основные правила по поводу расчета, формул отпускных установлены в статье 114 Трудового Кодекса РФ. В статье говориться, что сотрудник имеет право на ежегодный отпуск с сохранением места работы и оплаты среднего заработка, размер которого должен составлять 28 календарных дней.
Помимо расчета отпускных в 2018 году существуют также дополнительные оплачиваемые отпуска. Такой вид отпуска может быть предоставлен только тем сотрудникам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда или сотрудникам с ненормативным рабочим днем.
Расчет отпускных в 2018 году производится исключительно в календарных днях. Более того, оплата самого отпуска не ограничивается. Стоит отметить, что праздники и нерабочие дни, которые приходятся на период самого отпуска в общее число календарных дней не включаются и соответственно, ну будут оплачены.
Предоставление отпусков всем работникам компании определяется каждый год согласно установленному графику. График утверждает сам работодатель или руководитель отдела при этом учитывая мнение профсоюзного органа компании. Этот график обязателен, как для руководителя, так и для работника. Сотрудник должен быть оповещен за две недели до начала отпуска.
Расчет отпускных в 2018 году должен быть произведен не позднее, чем за три дня до начала отпускного периода. Об этом говориться в статье 136 Трудового Кодекса России. Также, ежегодный отпуск может быть разделен на части. Тем не менее, хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
Расчет отпускных в 2018 году
Для того, чтобы рассчитать отпускные выплаты необходимо знать величину дневного заработка сотрудника, а также временный период расчета отпускных. Для того, чтобы определить дневной размер дохода сотрудника необходимо учитывать абсолютно все данные о выплатах, произведенных сотруднику за расчетное время. Данный период времени высчитывается исключительно по календарю. При расчете необходимо брать 12 месяцев перед одним днем до выхода работника в отпуск.
Отметим, что в эту сумму не входят страховые отчисления, кредитные выплаты, материальная поддержка и прочие выплаты.
Во время самого расчета необходимо учитывать коэффициент среднего числа дней в месяце. Для расчета отпускных в 2015 году он будет равен 29,4. В итоге, средняя выплата за один день будет рассчитываться так: общую сумму дохода за последние 12 месяцев необходимо поделить на коэффициент среднего числа дней. После этого, полученный результат необходимо поделить на 12. Более конкретно о расчетах мы расскажем в другом разделе.
В 2018 году будут учитываться следующие параметры для расчета отпускных:
- При увольнение сотрудника, который за 12 рабочих месяцев, не использовал отпуск, во время расчета увольнительных, необходимо учитывать отпуск.
- Отпускные средства должны быть выданы за три дня до начала отпуска.
- Очередной отпуск запрещено замещать компенсационными выплатами.
- Срок отпуска должен составлять не меньше 28 календарных дней.
- По заявлению сотрудника, время отпуска может быть перенесено.
- Можно разделить отпуск по частям. Длительность одной части должна быть не меньше 14 дней.
Стоит также рассказать о премиальных. Ежемесячные премии, которые выплачивались в компании, обязаны входить в ежегодные выплаты и учитываются при расчете отпускных. Годовые или квартальные премии также должны быть учтены.
Расчет отпускных в бюджетных организациях
В этих случаях, отпуск также будет рассчитываться по календарным дням. Тем не менее, если во время отпуска, проходит красный день календаря (государственный или международный праздник, который учтен в ТК), то общее время отпуска увеличивается на один или больше дней. Стоит учитывать, что подобные праздничные дни, никак не оплачиваются. Данные правила установлены правительством Российской Федерации и подписаны Президентом.
Также стоит отметить, что если во время оплачиваемого отпуска, с сотрудником случилась неприятность, вследствие чего, он утратил полную работоспособность, то время, которое пошло на выздоровление, увеличивается на продолжительность отпускных дней.
Согласно законодательству России, минимальная продолжительность отдыха не должна быть 24 календарных дней. Учитывайте, что для некоторых категорий сотрудников могут быть предоставлены дополнительные дни отпуска.
Формула расчета отпускных
Теперь мы переходим к самому главному – к полному расчету отпускных. Отпуск должен оплачиваться из среднего заработка за весь расчетный период. Средний заработок сотрудника определяется из фактически начисленных ему выплат и временем, которое он отработал за последние 12 месяцев. При этом, режим его работы никак не влияет на средний заработок.
Формула для среднего заработка сотрудника рассчитывается так: изначально определяется его средний дневной заработок. После этого, средний дневной заработок умножается на общее количество дней отпуска. Ниже представлена формула расчета отпускных (Основная формула):
Теперь расскажем подробней как вычислить средний дневной заработок. Он будет равен отношению начисленной за расчетный период заработной плате за последние 12 месяцев к среднемесячному числу дней (которое составляет 29,3). Как мы говорили выше, должны быть учтены все выплаты, которые были предусмотрены нормативами оплаты труда в компании.
Из общей суммы исключаются выплаты за время отсутствия сотрудника, когда:
- За сотрудником сохранялся средний заработок согласно законодательству страны.
- Сотрудник получал пособие вследствие временной нетрудоспособности.
- Сотрудник не мог работать из-за простоя, который возник по вине самого работодателя.
- Сотрудник не принимал участие в забастовке, но не мог работать в это время.
- Сотруднику были предоставлены дополнительные оплачиваемые выходные.
В итоге, мы имеем следующую формулу для расчета среднего дневного заработка:
Чаще всего бывает так, что по простой формуле нельзя вычислить средний дневной заработок, поскольку за 12 месяцев сотрудник болел, или был в отпуске, потому что делил его на несколько частей.
Теперь мы рассмотрим случай, когда сотрудник отработал меньше 12 месяцев. Как чаще всего и бывает. Так, если один или пару месяцев из отчетного периода, работник отработал не полностью, то средний дневной заработок будет вычислен путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умножиться на общее количество полных календарных дней и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Лучше всего эту огромную формулу будет разбить пару простых:
Изначально вычислим средний дневной заработок:
Для того, чтобы найти общее кол-во дней за расчетный период, необходимо:
Чтобы найти дни из полных месяцев необходимо:
И самое последнее, но и самое сложное для расчетов, это подсчитать дни из неполных месяцев:
Как рассчитать и начислить налоги с отпускных
Стоит не забывать, что при выплате сотруднику отпускных средств, необходимо заплатить сумму налога на доходы физических лиц. Данное правило указано в п. 1 статьи 226 НК РФ. Отпускные облагаются НДФЛ и страховыми взносами. На сегодняшний день, процент НДФЛ составляет 13 процентов. Компания обязана удержать данную сумму налога из дохода сотрудника. Перечислить этот налог компания обязана не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату отпускных.
Что касается тарифов на страховые взносы, то они непосредственно зависят от того, превышает ли общая сумма выплаты сотруднику лимит в 624 тысячи рублей. В том случае, если деятельность сотрудника никак не связана с приобретением или созданием объектов основных средств, то в таком случае общая сумма отпускных выплат будет признана расходом на оплату труда в целях налогообложения прибыли.
Выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка
Согласно Положению, для расчета среднего заработка используются все выплаты, производимые работнику предприятием. К ним относятся:
- зарплата (оклад, повременная оплата, проценты от выручки, комиссионные вознаграждения и прочее);
- зарплата, полученная работником в натуральной форме;
- материальное содержание за отработанное время госслужащим и муниципальным служащим;
- гонорары работникам средств массовой информации и работникам культуры;
- оплата преподавателям профучилищ за сверхурочные часы работы или уменьшенную нагрузку за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты (за секретность, за знание иностранных языков, за выслугу лет, за классное руководство в учебном заведении и прочее);
- компенсация за неблагоприятные условия труда;
- другие премии и выплаты.
При этом в расчете не учитываются различные социальные компенсации (матпомощь, оплата обедов, компенсация проезда, обучения и т. д.).
Кроме того, при определении среднего дневного заработка в расчете не участвуют суммы, начисленные за периоды:
- сохранения за сотрудником среднего заработка в соответствии с трудовым законодательством, кроме перерывов для кормления грудных детей;
- болезни или отпуска по беременности и родам;
- простоя по вине работодателя или по независящим от обеих сторон причин;
- невозможности осуществлять трудовые обязанности в связи с забастовкой, хотя сотрудник и не бастовал лично;
- дополнительных оплачиваемых выходных, выделяемых для ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства;
- иные случаи освобождения от работы с сохранением полной или частичной оплаты труда или без сохранения таковой.
Расчет отпускных в нестандартных ситуациях
Досрочный отпуск
У многих сотрудников возникает желание взять отпуск до момента, когда прошло законных шесть рабочих месяцев с начала его работы на предприятии. Согласно статье 122, работник имеет право взять отпуск, если против этого не выступит сам работодатель. Общая длительность отпуска не будет зависеть от отработанного работником времени. Федеральная служба по труду и занятости об этом случае говорит следующее:
Кодекс не предусматривает предоставления неполного ежегодного оплачиваемого отпуска. То есть, пропорционально отработанному в отчетном рабочем году. Вследствие этого, отпуск должен быть предоставлен в полном объеме.
Многих работодателей уже не пугает так называемый отпуск авансом. Если вдруг сотрудник решит уволиться с работы до окончания рабочего года, с которого уже был взят отпуск, то работодатель имеет полное право вычти из его заработной платы общую сумму задолженности.
В этом случае отпускные рассчитываются следующим образом. Если у сотрудника за расчетный период и до этого периода, не были начислена заработная плата, то в таком случае средний заработок рассчитывается исходя из размера фактически начисленной зарплаты за фактически отработанные дни в месяце, когда сотрудник уходит в отпуск.
В подобном случае, определение среднего дневного заработка будет точно такое же, как и расчет среднего заработка в не полностью отработанных месяцах. Проще говоря, он будет рассчитываться делением суммы фактически начисленной зарплаты за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), после чего умноженный на кол-во полных месяцев и кол-во дней в неполных месяцах.
Переведенный сотрудник
Очень схожая ситуация выходит и с переведенным сотрудником из одной организации в другую. Если в этом случае, сотрудник уходит в досрочный отпуск, то бухгалтеры начинают очень часто путаться в каком периоде проводить расчеты.
Во время расчета среднего заработка, не нужно учитывать стаж и выплаты с прежнего места работы. Дело в том, что перевод работника по его инициативе автоматически прекращает прежний трудовой договор.
В итоге, прежний работодатель выплачивает сотруднику денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Вследствие, расчет отпускных для переведенного сотрудника будет такой:
- Рассчитываются фактически отработанные дни
- Определяется сумма выплат для сотрудника
- Определяется количество дней за отработанное время
- Вычисляется средний дневной заработок
- Определяется конечная сумма отпускных
Как рассчитываются отпускные при увольнении
В соответствии с действующим законодательством при увольнении работник должен получить среди прочих положенных выплат и компенсацию за неиспользованный к моменту расторжения трудового договора отпуск. Никаких установленных сумм компенсации закон не предусматривает, а размер выплаты определяется в зависимости от средней заработной платы работника за прошедший годовой период.
Другим показателем, который необходим, чтобы понять, как рассчитываются отпускные при увольнении, является количество дней отпуска, «заработанных» сотрудником ко дню расторжения трудового .
Таким образом, размер отпускных при увольнении определяется путем умножения средней дневной зарплаты работника за прошедший расчетный год на количество дней отпуска – заработанных, но не использованных сотрудником.
К примеру,как рассчитать отпускные , если средняя дневная зарплата работника равна 682,6 рубля? Допустим, после последнего отпуска и до увольнения работник проработал 6 месяцев, то есть уже «заработал» 14 дней отдыха (половину от стандартного 28-дневного отпуска). Считаем:
- 682,6 × 14 = 9 556,4.
- 9 556,4 рубля – компенсация за неиспользованный отпуск, которую должны выплатить сотруднику при расторжении трудового .
Подводя итог, можно сказать, что трудовое законодательство в области определения расчетов количества дней отпуска, причитающихся работнику ко дню увольнения, несовершенно. Один из методов подсчетов установлен нормативным актом 30-х годов прошлого века, который действует в той части, что не противоречит современному законодательству. Другой метод предложен в рекомендательной форме и в значительной степени критикуется. Однако каждый работодатель имеет право выбрать для своей организации один из имеющихся методов расчета. Главное - помнить, что любые неточности в вычислениях (дробные значения и проч.) должны трактоваться с выгодой для работника.
4.3 (85.45%) 33 голос(ов)КонсультантПлюс: примечание.
Гражданские служащие, неиспользовавшие ежегодный отпуск до 02.08.2016, сохраняют право на денежную компенсацию или сам отпуск, исчисляемый по новым правилам ст. 46 (в ред. от 02.06.2016 N 176-ФЗ) с их нового служебного года.
Статья 46. Отпуска на гражданской службе
1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:
1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;
2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;
3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;
4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.
7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.
9.1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.
9.2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.
9.3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.
10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.
12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.
14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.
15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Законодатель:
- установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
- сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
- определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
- закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.
Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года
В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.
- Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
- Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней
3 календарных дня - продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.
- Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день - три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.
Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.
Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.
Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам
Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
- ежегодный дополнительный отпуск - 15 календарных дней;
- отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.
Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.
Полезно знать
Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)
Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией
Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Для государственных служащих регулировался положениями Федерального закона под номером 79, принятого в июле 2004 года. Этот законодательный документ претерпел две редакции, одна из которых произошла в декабре 2015 года, а вторая - в мае 2016 года.
Изменения в федеральном законодательстве, одобренные Советом Федерации, касаются сокращения продолжительности отпускного периода. Примечательно, что эти изменения затронули не только рядовых служащих, но чиновников высшего управленческого звена .
В 2017 году длительность ежегодного отпуска для бюджетников все также составляет 30 дней (согласно изменениям 2016 года). Кроме того, ожидается увеличение длительности рабочего дня и утверждение дополнительных выходных за ненормированный рабочий день (максимум 3 дня) и стаж. Таким образом власти надеются сэкономить средства и стандартизировать продолжительность отдыха бюджетников.
На количество дополнительных дней отпуска также значительное влияние теперь будет оказывать стаж (так называемый отпуск за выслугу лет). Так, надбавки к основному отпуску будут следующие:
Суть изменений 2016 года
Изменения коснулись 45-й и 46-й статьи упомянутого федерального закона. В частности, был издан отдельный ФЗ под номером 418 в декабре 2015 года, и ФЗ под номером 176 в начале июня 2016 года.
Согласно последним поправкам пересмотрена длительность отпускных периодов для всех без исключения категорий служащих.
Предоставляемый за выслугу, теперь рассчитывается по-новому. До 2016 года при его оформлении учитывалось три основных параметра, соответственно, продолжительность зависела:
- от занимаемой чиновником или служащим (текущей) должности;
- от общего количества лет, отданных государственной службе (от );
- от наличия (например, необходимости присутствия на рабочем месте в праздничные и выходные дни).
После внесённых в федеральное законодательство изменений предоставление отпускных периодов будет производиться по единым стандартам.
С оплатой сокращён до 30 дней . Ранее оплачивалось 35-45 дней отдыха для служащих высшего звена и 28-30 дней для рядовых служащих. Внесённые поправки позволили обеспечить равное отношение государства ко всем лицам, занятым государственной службой.
Дополнительные дни оплачиваемого отдыха теперь зависят от длительности службы или выслуги и рассчитываются следующим образом:
- работа на государство в течение одного-пяти лет позволяет получить дополнительно один день отдыха;
- от пяти до десяти лет является основанием для начисления пяти дополнительных дней;
- работа в течение десяти-пятнадцати лет «оценена» государством в дополнительные семь дней отдыха;
- при солидном стаже более пятнадцати лет сотрудник может рассчитывать на получение десяти дополнительных дней.
Что касается за работу по ненормированному графику, государство не устанавливает их максимальное количество для разных категорий служащих. Но минимальное количество составляет 3 дня.
По результатам внесённых поправок в федеральное законодательство суммарная продолжительность отпускных периодов в течение одного года для служащих теперь составляет от 30 до 43 дней (учитываются календарные, а не рабочие дни).
Льготное начисление дополнительных отпускных дней сохранено для лиц, занятых трудовой деятельностью в особо сложных или вредных для здоровья условиях. Например, согласно Закону под номером 4520-1 для служащих, занятых трудовой деятельностью в особых климатических условиях, дополнительный отпускной период начисляется следующим образом:
- работники могут рассчитывать на 24 дополнительных дня отдыха;
- лица, занятые трудовой деятельностью на территориях, близких по климатическим условиям к Северу, получают дополнительно 16 дней отдыха;
- лица, работающие в северных регионах с установленной надбавкой к окладу (), могут дополнительно к основному отпускному периоду оформить ещё восемь дней.
Особенности выплат
Этот законодательный документ также ссылается на Закон под номером 79 (на его 50-ю статью), определяющий порядок начисления отпускных сумм для государственных служащих.
Денежное содержание служащих на период оплачиваемого отдыха формируется:
- из месячного , начисленного согласно занимаемой человеком должности;
- из ещё одного оклада, присвоенного в зависимости от класса службы;
- из дополнительных выплат.
Дополнительные выплаты формируются из нескольких составляющих, в зависимости от трудовой деятельности служащего.
Обычно они состоят:
- из ;
- из надбавки, начисляемой за особые условия на рабочем месте (например, к ним можно отнести труд на Севере);
- из надбавки за работу с документами, содержащими государственные тайны (выплата начисляется в процентах к должностному окладу);
- из денежных поощрений, если они были назначены служащему в течение ближайшего рабочего месяца;
- из премиальных надбавок (начисляются обычно за сложные или особые задания, полученные от руководства), если они были начислены в текущем месяце;
- из материальной помощи, начисляемой из средств Фонда оплаты труда для государственных служащих;
- из единовременной выплаты, предоставляемой за ежегодный оплачиваемый отпускной период.
При этом в 50-й статье (часть третья) Закона номер 79 указывается, что все начисленные средства выплачиваются одной суммой (единым денежным вознаграждением). А согласно 46-й статье того же Закона начисление и выплата всех перечисленных выше денежных сумм производится не позднее десяти дней до начала ежегодного отпускного периода (учитываются календарные дни!).
Порядок предоставления отпускных периодов производится по общим правилам, в этом федеральное и трудовое законодательство осталось неизменным. Очерёдность основного отпускного периода определяется согласно составленному в учреждении (123-я статья ТК).
К исключению из общего правила относятся ситуации, когда супруг желает взять ежегодный отпускной период на время нахождения его супруги в декрете. Работодатель обязан учесть пожелание работника и внести соответствующие поправки в отпускной график учреждения.
Оформляется по заявлению служащего и при наличии у него уважительных причин. Степень их уважительности определяется непосредственным руководителем.
Чем вызваны изменения их последствия?
Основной целью государства было исключение несправедливой дифференциации количества отпускных дней для государственных служащих. До введения изменений служащие, занимавшие главные должности, получали 45 дней ежегодного оплачиваемого отпуска. А для рядовых служащих в отдельных случаях отпускной период с оплатой не превышал 28 дней.
В результате ожидается существенное изменение условий трудовой деятельности государственных служащих. Согласно принятым изменениям в обязанности нанимателя (работодателя) входит своевременное оповещение всех служащих, входящих в рабочий штат учреждения, о новых принципах предоставления отпускных периодов и, соответственно, об уменьшении размеров начисленных отпускных средств.
Лицам, не согласившимся перейти на новые принципы расчёта отпускных периодов, будет предложено покинуть государственную службу.
Увольнение в этом случае может быть оформлено по инициативе руководителя учреждения.
Приглашают на работу на госслужбу. Для себя я уже принял решение – приглашение приму, только глупый откажется от такого шанса сделать карьеру. Только вот попытка расспросить будущее начальство о некоторых особенностях будущей работы натыкаются на ответы следующего типа – начнешь работать, узнаешь.
Особенно меня интересует вопрос отпуска и будущей пенсии. Спросите почему не заработка – он и так хороший. А вот с указанными ранее пунктами много неясного в связи с последними дополнениями властей в соответствующие законы.
Несмотря на наличие такого понятия, как госслужащий понятие самой госслужбы в законодательстве РФ отсутствует. Под ней просто подразумевается, что лицо, отнесенное к указанной категории, занимается общественно-полезной деятельностью на основании государственных поручений.
2019 год существенно изменил правовое и социальное положение государственной службы, что связано с повышением ее престижности и авторитетности. Но, как уже отмечалось выше, интересует не философско-правовой аспект, а более приземленные моменты работы на государственной службы, в частности, тонкости труда и отдыха.
Спектр профессий и должностей госслужбы остался прежним, а часть реформ направлена на достижение социального уравнения данных специалистов со всеми прочими трудящимися, а также унификации процедур предоставления отпусков по всей стране.
Законодательный аспект отпуска на госслужбе
Ранее таких работников относили к категории привилегированного сословия: зарплаты, чины, звания, должности, а также большие по времени отпуска.
Так, еще год назад работник прокуратуры, например, имел право на 35 дней отдыха против 28 дней стандартного бюджетника. В 2019 году законодатель изменил свое мнение по этому вопросу, сократив время отдыха до 30 суток.
Кроме основного времени для отдыха, закон оставляет право и на дополнительные дни:
- За выслугу лет;
- За ненормированный рабочий день;
- За вредность условий труда;
- За работу в регионах Крайнего Севера, а также приравненных к нему регионах.
Число дней дополнительных отпусков пересчитывается ежегодно.
Стоит отметить, что изменения по сокращению числа дней отдыха коснутся не всех. Ограничение в 30 дней предусмотрено для служащих со стажем до года, для прочих работников период отпуска гарантирован от 31 до 41 дня.
Порядок предоставления отпуска госслужащим
Порядок предоставления отпуска един. В конце года в каждом ведомстве составляется и утверждается общий график отпусков сотрудников, в соответствии с которым и начинается период отдыха.
- О приближении времени отдыха сотрудник уведомляется письменно за две недели.
- Из положенных 30 и более дней работник обязан использовать 28 обязательно, а за оставшееся время получит компенсационные выплаты или взять дополнительно днями.
- Часто отпуск дается всего на две недели. Такое решение руководство законом не запрещено, а также давно стало негласным правилом и спецификой времен отдыха государственных служащих.
Корректировки графика по желанию сотрудников также допустимы. Так, руководство должно пойти навстречу работнику, если он выказывает желание поучить отпуск в период декрета супруги.
Особенности и правила предоставления дополнительных отпусков
Дополнительный оплачиваемый и не оплачиваемый отпуск – это установленная законом социальная гарантия для государственных служащих, связанная со спецификой их профессиональной деятельности. Условия предоставления сей социальной гарантии также обозначены в законе с указанием уважительных причин, в силу которых допускается его предоставление.
Неоплачиваемый отпуск
Так, неоплачиваемый отпуск предоставляется по заявлению самого работника с указанием причины его необходимости. При этом к категории существенных относят следующие:
- Необходимость курортного лечения;
- Общественные обязанности;
- Сложившаяся ситуация в семье.
Также, ряд причин прописан в трудовом законодательстве, 2 части 128 статьи.
Оплачиваемый отпуск
На дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск имеют право те работники, которые заняты:
- На вредных производствах или их работа связана с вредными условиями труда;
- Их профессиональная деятельность имеет особенный характер;
- проходят госслужбу в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях.
За выслугу лет
Сотрудники с большим стажем государственной службы в буквальном смысле заработали право на дополнительный отпуск, а справедливости ради и для ровного счета, законодатель ограничил его числом дней за отработанные годы.
Так, законодатель прописывает право получить дополнительные дни отдыха за следующее отработанное время:
- свыше года, но не более 5 лет – 1 сутки;
- более 5 и до 10 лет службы – 5 суток;
- свыше 10 и до 15 лет – 7 суток;
- более 15 лет – 10 суток.
Именно в силу дополнительных отпусков и складывается общая продолжительность времени отдыха для государственных служащих в 31 и 41 день. 30 основного отпуска + максимум 10 дополнительных за выслугу, вредность и специфику работы +1 день, итого – 41 день максимальный период отдыха.
К этому же периоду могут быть причислены еще 3 суток дополнительно за ненормированное рабочее время.
Завершая тему, стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных правил сегодня применяются и в других отраслях профессиональной деятельности, включая коммерческие и частные предприятия, где эти моменты прописываются в трудовом договоре.