Временный управляющий. При назначении управляющего, из числа учредителей предприятия, на общем собрании ООО считается ли голос лица, выбираемого управляющим? Какой назначается управляющий из числа
В период наблюдения функции руководства организацией распределяются между руководителем и временным управляющим, контролирующим руководителя.
Временный управляющий уведомляет руководителя предприятия-должника о введении наблюдения и своем назначении, а также под расписку знакомит с требованиями статей 57 и 58 Закона о банкротстве; руководитель должника издает приказ о вступлении в должность арбитражного управляющего.
В отдельных случаях арбитражный суд может отстранить руководителя должника. В этом случае руководство организацией осуществляется единолично временным управляющим.
Задачи, выполняемые временным управляющим , совпадают в основном с целями наблюдения. Речь идет в первую очередь:
- об обеспечении сохранности имущества должника (в целях обеспечения сохранности имущества временный управляющий вправе, в частности, обращаться в суд с исками о признании сделок ничтожными и о применении последствий ничтожности сделок, а также о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника),
- о проведении анализа его финансового состояния (в целях уяснения возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, а также для определения признаков фиктивного или преднамеренного банкротства),
- установлении кредиторов должника и определении размера их требований, уведомлении их, созыве первого собрания кредиторов, то есть о подготовке к рассмотрению дела по существу.
Права временного управляющего
Временный управляющий обладает следующими правами :
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;
- заявлять возражения относительно требований кредиторов;
- принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности предоставленных возражений должника относительно требований кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
- осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.
Для выполнения своих задач временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Соответственно органы управления должника обязаны предоставлять ему такую информацию и документы. Нарушение этой обязанности рассматривается как чинение препятствий временному управляющему в осуществлении его деятельности, в связи с чем временный управляющий может обратиться в суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от исполнения своих обязанностей.
Временный управляющий обязан :
- принять все меры и обеспечить сохранность имущества должника;
- проводить анализ финансового состояния должника;
- выявлять кредиторов должника;
- вести реестр требований, предъявляемых кредиторами;
- сообщать кредиторам о введении наблюдения;
- созвать и провести первое собрание кредиторов.
Отчет временного управляющего
К окончанию периода наблюдения временный управляющий готовит отчет о своей деятельности , сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности Как правило, отчет временного управляющего используется арбитражным судом в качестве экспертной оценки финансового состояния должника. Отчет временного управляющего должен содержать сведения:
- о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника;
- о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения.
Назначение временного управляющего
Временный управляющий назначается арбитражным судом, как правило, одновременно с принятием заявления о признании должника банкротом. Если суд не может сделать это быстро, он вправе сделать это в течение 10 дней.
Продолжительность работы временного управляющего зависит от срока, установленного арбитражным судом на проведение наблюдения. Закон связывает этот срок с назначенной арбитражным судом датой заседания для рассмотрения дела о банкротстве.
Момент прекращения временным управляющим своих полномочий зависит от результатов рассмотрения дела о банкротстве Функции временного управляющего прекращаются с прекращением процедуры наблюдения. В случае введения внешнего управления или конкурсного производства временный управляющий действует до назначения внешнего или конкурсного управляющего. При этом временный управляющий может рассматриваться в качестве кандидата для назначения в качестве внешнего или конкурсного управляющего.
Арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего в случае временной нетрудоспособности временного управляющего Иных оснований для назначения заместителя временного управляющего действующее законодательство не предусматривает. Возвращение временного управляющего к исполнению своих обязанностей является основанием для прекращения полномочий заместителя временного управляющего.
Временный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей при наличии уважительных причин. Удовлетворение этого ходатайства остается на усмотрение суда. До назначения нового временного управляющего предыдущий продолжает исполнять свои обязанности.
Прежде всего кандидатуру временного управляющего должны предложить кредиторы. Если нет, кандидатуру выбирает арбитражный суд из числа зарегистрированных. при нем лиц. Если таковых не окажется, - по запросу суда государственный орган по делам о банкротстве в недельный срок с даты получения запроса представляет кандидатуру временного управляющего.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника, однако он ограничивается в отправлении своих функций посредством назначения арбитражным судом временного управляющего. Так, например, исключительно с согласия временного управляющего совершаются крупные сделки, связанные с распоряжением имуществом.
Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если он не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, допускает иные нарушения законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.
Страница была полезной?
Еще найдено про временный управляющий
- Должник запустил процедуру банкротства и выводит активы
Дело в том что временный управляющий должен не только рассчитать разные коэффициенты платежеспособности ликвидности и др но и провести - Взыскания кредитной организацией убытков с кредитора должника
В отношении данного клиента была введена процедура наблюдения 11 февраля 2013 года арбитражным судом утвержден временный управляющий Временный управляющий уведомил кредитную организацию о введении наблюдения 14 февраля 2013 года Взыскатель предъявил исполнительный - Принятие заявления, отказ в принятии, возвращение заявления о признании должника банкротом
Законе о банкротстве как сделки которые могут совершаться лишь с согласия временного управляющего обязать должника передать на хранение ценные бумаги валютные ценности и иное имущество третьим - Анализ арбитражного управляющего
Заказчик Временный управляющий ОАО Арсенал ПРИМЕР Фамилия Имя Отчество Основание для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия - Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
Причиной такого несоответствия с одной стороны является тот факт что в обязанности временного управляющего в период проведения наблюдения в отношении предприятия-должника входит проведение финансового анализа и подготовка - Последствия отстранения арбитражного управляющего без одновременного утверждения нового
Кроме того в случае если административный внешний или конкурсный управляющий не был утверждён одновременно с введением соответствующей процедуры а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой - Конкурсное производство в процедуре несостоятельности (банкротства)
Наблюдение осуществляется назначенным арбитражным судом временным управляющим который в целях обеспечения сохранности имущества должника производит контроль и дает согласие на - Финансовое оздоровление как процедура банкротства или результат ее проведения
В шести случаях из десяти в отношении организаций для которых финансовое оздоровление завершилось процедурой конкурсного производства на этапе введения процедуры финансового оздоровления недостаточность обеспечения обязательств должника имуществом по балансовой стоимости и отсутствие гарантий исполнения обязательств в виде финансового обеспечения не стали решающими факторами Временный управляющий сделал вывод о возможности восстановить платежеспособность организации а первое собрание кредиторов приняло решение - Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 8
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий выступая как временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации проводимой должником как внешний конкурсный управляющий результаты инвентаризации которую - О некоторых процедурах банкротства
Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд выясняется общее количество кредиторов должника их требования Финансовое оздоровление - Доверительное управление финансовыми ресурсами как инструмент развития финансовой системы России
Постоянные нововведения в регулировании оставляют мало времени управляющим чтобы к ним приспособиться и зачастую только осложняют положение дел Компании вынуждены вводить - Преднамеренное и фиктивное банкротство: некоторые алгоритмы решения проблемы
Причиной такого несоответствия с одной стороны является тот факт что в обязанности временного управляющего в период наблюдения в отношении предприятии-должника входит финансовый анализ и подготовка заключения о - Проблемы функционирования системы бюджетирования
Процесс поглощает много людских ресурсов и занимает до 30% времени управляющих директоров и финансовых менеджеров Эти данные полностью опровергают существующий миф о том что - Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия
Оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства на стадии наблюдения временный управляющий с помощью оценки стоимости определяет рыночную стоимость предприятия на котором ему предстоит работать - Особенности финансового анализа в несостоятельных организациях
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий выступая как временный управляющий использует результаты ежегодной инвентаризации проводимой должником как внешний конкурсный управляющий - результаты инвентаризации - Факторы стоимости дебиторской задолженности: сроки погашения и риски невозврата долга
Также следует учитывать что если должник находится в тяжелом финансовом положении а это видно из анализа его финансового состояния проведенного самостоятельно или временным управляющим то после наблюдения вводится процедура конкурсного производства В последнем случае минимальный срок взыскания - Особенности процедур в делах о банкротстве застройщика
При процедуре наблюдения действует как временный управляющий в финансовом оздоровлении - как административный управляющий во внешнем управлении - как внешний - Внешний управляющий
В случае если внешний управляющий назначается не одновременно с введением внешнего управления до его назначения функции внешнего управляющего осуществляются временным управляющим Если собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления кандидатура внешнего управляющего определяется - Процедуры банкротства
Процедуры банкротства проводят соответственно наблюдение временный управляющий финансовое оздоровление административный управляющий внешнее управление внешний управляющий конкурсное производство конкурсный управляющий Далее - Банкротство предприятия
С принятием судом заявления о признании должника несостоятельным банкротом и до завершения дела о его несостятельности судом назначается арбитражный управляющий временный управляющий внешний управляющий конкурсный управляющий для проведения процедур банкротства Процедуры банкротства При рассмотрении дела
Конкурсное производство является финальной стадией процедуры признания должника финансово несостоятельным и завершается он Оно вводится в компании при условии, что шансы на восстановление ее платежеспособности через этапы санации и отсутствуют.
Ответственность
Законодательство предусмотрело следующие виды ответственности для конкурсных управляющих:
1.Отстранение его от работы. Данное решение может принять только суд на основании ходатайства кредиторов.
2. Исключение из СРО. Управленец может вовсе лишиться возможности в дальнейшем заниматься такой деятельностью из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей и нарушение свода профессиональных правил СРО.
3. Возмещение убытков. Если кредиторы смогут доказать, что в результате деятельности управляющего или его бездействия им был причинен материальный ущерб, то управляющий из своих личных средств должен будет его компенсировать. В качестве оснований для возмещения убытков может выступать неиспользование всех возможностей по истребованию дебиторской задолженности или возврату имущества, оспариванию убыточных сделок и пр.
4. Применение иных видов ответственности. К управляющему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности за правонарушения совершенные им в качестве руководителя.
Стандартно первоначально выносится определение о допущенных нарушениях и дается разумный срок для их устранения.
Отчетность конкурсного управляющего
Процедура банкротства предполагает обязательную отчетность от временного управленца, адресатом которой являются кредиторы организации. Но также информацию о ходе конкурсного производства может запросить и суд.
Законодательство о признании несостоятельности содержит указания на типовую форму данного документа и его основные информационные разделы:
- сведения о собственности, принадлежащей должнику, которая может быть использования для удовлетворения кредиторских требований (первоначальный размер конкурсной массы, данные о поступлениях на счета и пр.);
- сведения о размере кредиторских требований, в том числе в разбивке по очередям;
- данные о результатах работы управляющего за отчетный период: какие требования удалось удовлетворить, какое имущество вернуть или реализовать, какие расходы пришлось понести и прочее;
- информация о результатах кадровой политики: количество уволенных сотрудников, сколько работников осталось на своих местах и прочее.
На практике управленцы далеко не всегда предоставляют отчетность, но это свидетельствует о недобросовестном исполнении обязанностей.
После производства всех расчетов со всеми физическими и юридическими лицами, управляющий обязательно представляет итоговую отчетность. К нему прилагается вся документация, подтверждающая факт завершения расчетов с кредиторами, а также документы по продаже имущества и реестр требований с отметками о перечисленных документах. Отчет также предоставляется в арбитраж и необходим для завершения конкурсного производства и окончательной ликвидации компании согласно действующему законодательству.
Вознаграждение
Конкурсный управляющий работает не безвозмездно и получает за выполнение возложенных на него задач вознаграждение. Также ему положено возмещение всех фактически понесенных им расходов.
Вознаграждение выплачивается из средств должника и состоит из фиксированной суммы, а также процентов. Фиксированная величина вознаграждения составляет 35000 руб. ежемесячно (для сравнения, для внешнего управляющего эта величина составляет 45000 р., административного – 15000 р.).
На может быть принято решение о дополнительном вознаграждении. Тогда оно платится из средств, выделенных кредиторами.
Начисленное вознаграждение должно быть переведено кредиторам в течение 10 дней после завершения конкурсного производства.
Процентное вознаграждение зависит от того, насколько хорошо управляющий справится со свое работой:
- 7% от размера удовлетворённых требований из реестра, если удалось погасить более 75% обязательств;
- 6% - более 50%;
- 4,5% - 25% и более;
- 3% - менее 25%.
Если дело завершилось мировым соглашением, то управляющему платится вознаграждение в сроки, установленные мировым соглашением.
Жалоба на управляющего конкурсным производством
Нередко при банкротстве физическим и юридическим лицам приходится обжаловать действия управляющего для защиты своих финансовых интересов. Наиболее распространенными нарушениями являются длительное бездействие, нарушение законной очередности при удовлетворении требований кредиторов или затягивание процедуры.
Жалоба в зависимости от характера правонарушений может быть передана в суд, ФНС и СРО. В тексте документа содержится информация о совершенных деяниях управленца (или, наоборот, о его бездействии) с приложением подтверждающих документов и конечная цель подачи жалобы. Это может быть отстранение кандидатуры управляющего, наложение на него штрафа, возмещение материальных убытков и пр.
Суд обязан рассмотреть поступившую жалобу в течение месяца после ее поступления.
Возможность заключать договоры без доверенности
С момента старта конкурсного производства руководство должника отстраняется от дел и все управленческие функции переходят к назначенному руководителю. Это значит, что конкурсный управляющий наделяется правом подписания договоров без доверенности.
Но для избегания возможных злоупотреблений с его стороны часть сделок можно заключить только с согласия кредиторского собрания. Это крупные сделки с ценой, превышающей 20% от величины активов, а также с заинтересованными лицами по отношению к должнику (аффилированными компаниями, юрлицами из одной группы лиц, фирмами, принадлежащим родственникам руководства должника или управляющего).
Может ли конкурсный управляющий подавать иски в суд?
К временному управленцу переходят все функции исполнительного органа, который может действовать без доверенности от юрлица.
Конкурсный управляющий не только может, но и обязан в некоторых ситуациях подавать исковые заявления в суд. В частности, это иски, направленные на поиск и возврат имущества, которое оказалось в руках третьих лиц для принудительного взыскания.
Также управляющий направляет исковое заявление о признании части сделок недействительными, о расторжении договоров и заключении новых сделок. Какие договора можно оспорить? Те, которые заключены с заинтересованным лицом, влекут предпочтительное право на удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, при наличии положений, делающих договор ничтожным.
Закон предусматривает, что часть исков подается от имени юрлица, а другая – от конкурсного управляющего. В последнем случае речь идет исключительно об оспаривании действительности сделок.
Закрытие расчетного счета на стадии конкурсного производства
Управляющий должен использовать в процессе конкурсного производства для поступления денег от продажи имущества и выплат в пользу кредиторов только один счет юрлица-должника (его основной р/с).
Все остальные счета, открытые в банковских организациях необходимо закрыть, в частности, для снижения расходов на расчетно-кассовое обслуживание. Это обязанность прописана в п.1 133 ст. Закона о банкротстве. Назначенный руководитель имеет право закрывать счета без доверенности в одностороннем порядке. Все средства с них переводятся на единый основной банковский счет.
Может ли конкурсный управляющий уволить с работы?
Конкурсный управляющий не просто может, но и обязан уволить всех сотрудников. После конкурсного производства компания будет ликвидирована и все ее работники будут уволены. О факте предстоящей ликвидации всех сотрудников нужно предупредить минимум за два месяца до этого события.
В данном случае увольнению подлежат абсолютно все работники независимо от их социального статуса, в том числе беременные и матери-одиночки. Работодатель также может не оказывать содействия в их последующем трудоустройстве.
В обязанности конкурсного управляющего входит выплата зарплаты, положенных по закону компенсаций работникам, выходного пособия. В трудовые книжки сотрудников вносятся отметки о прекращении с ними рабочих отношений по причине ликвидации.
Имеет ли право конкурсный управляющий продать имущество без торгов?
В общем случае имущество должника реализуется посредством электронных торгов. Торги должны быть открытыми и в них могут принять участие любые физические или юридические лица.
Вопросы относительно того, есть ли у управляющего право продать имущество, не прибегая к торгам, предмет многочисленных споров. Чтобы не возникало проблемных точек с конкурсными управляющими, стоит все же стараться не пренебрегать торгами.
Закон о банкротстве содержит указания на такие основания для продажи имущества без торгов:
- его балансовая стоимость на последнюю отчетную дату менее 100 тыс.р. и в утвержденном плане внешнего управления была прописана возможность реализации вещи без торгов;
- с учетом решения кредиторского собрания и при его стоимости в пределах 100 тыс.р.
В последнем случае допускается определить балансовую стоимость без привлечения независимого оценщика, если кредиторское собрание решило исключить этот этап и такое решение утверждено протоколом.
На руках у управляющего должны быть все подтверждающие документы, обосновывающие правомерность продажи без торгов: план управления, справка о балансовой стоимости, решение кредиторского собрания.
Арбитражный управляющий назначается только арбитражным судом. Порядок назначения арбитражного управляющего зависит от того, для проведения какой процедуры банкротства он назначается.
- 1. При назначении временного управляющего арбитражный суд должен соблюдать следующую последовательность:
- - на первом этапе кандидатура временного управляющего определяется из числа лиц, предложенных кредиторами;
- - при отсутствии указанных предложений кандидатура временного управляющего определяется из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих;
- - при отсутствии лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.
Должник не вправе предложить кандидатуру временного управляющего. При назначении арбитражного управляющего арбитражный суд обладает широкими полномочиями. Если на место арбитражного управляющего претендует несколько лиц, суд вправе выбрать одно из них по собственному усмотрению.
Как правило, временный управляющий назначается в течение трех дней со дня подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве, однако этот срок может быть увеличен до десяти дней.
Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до наступления одного из нижеследующих юридических фактов:
- - введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего. Если, например, вводится внешнее управление, но по каким-либо причинам не назначается внешний управляющий, временный управляющий продолжает работу до назначения внешнего управляющего, но уже в качестве лица, осуществляющего полномочия внешнего управляющего;
- - принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего;
- - утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
- - принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом.
Продолжительность работы временного управляющего зависит от периода наблюдения. Как правило, этот срок составляет 3 месяца, но может быть продлен не более чем на 2 месяца.
- 2. Закон устанавливает единый порядок назначения внешнего и конкурсного управляющего. Так же, как и при назначении временного управляющего, в данном случае должна соблюдаться определенная последовательность:
- - назначение внешнего (конкурсного) управляющего производится арбитражным судом по предложению собрания кредиторов. Собрание кредиторов утверждает кандидатуру внешнего (конкурсного) управляющего по предложению любого из конкурсных кредиторов, налогового или иного уполномоченного органа, должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия. Таким образом, кандидатура внешнего (конкурсного) управляющего не может быть предложена иными лицами, в частности, учредителями (участниками) должника - юридического лица (за исключением случаев, когда последние являются кредиторами по обязательствам, не вытекающим из их участия в уставном капитале должника), кредиторами первой и второй очереди. Предложенной арбитражному суду для назначения считается кандидатура, получившая наибольшее число голосов присутствовавших на собрании кредиторов. Сам порядок выдвижения кандидатуры внешнего (конкурсного) управляющего на утверждение собранию кредиторов Законом никак не регламентирован. Получается, что непосредственно на собрании кредиторов уполномоченные лица могут выдвигать кандидатуры внешнего (конкурсного) управляющего.
- - в случае, когда собранием кредиторов не представлено ни одной кандидатуры внешнего (конкурсного) управляющего, арбитражный суд назначает внешнего (конкурсного) управляющего по предложению иных лиц, участвующих в деле о банкротстве (в том числе и по предложению должника), или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих;
- - в случае, когда не представлено ни одной кандидатуры внешнего (конкурсного) управляющего и нет возможности назначить внешнего управляющего (конкурсного) из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, арбитражный суд назначает внешнего (конкурсного) управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
В качестве кандидатуры внешнего управляющего (конкурсного) может рассматриваться лицо, осуществлявшее полномочия временного управляющего.
Закон допускает отклонение предложенной кандидатуры арбитражного управляющего только в случае ее несоответствия требованиям закона. Арбитражный суд не вправе отклонять предложенную кандидатуру арбитражного управляющего по основаниям, не основанным на Законе (например, ввиду отсутствия опыта определенной работы, неудовлетворительных деловых и иных личностных качеств и т.п.).
3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий арбитражного управляющего Закон о банкротстве решает в зависимости от того, для проведения какой процедуры банкротства арбитражный управляющий назначен. Общим основанием досрочного прекращения полномочий арбитражного управляющего является отзыв его лицензии.
Полномочия временного управляющего могут быть прекращены досрочно по инициативе самого временного управляющего при наличии уважительных причин. Кредиторы на стадии наблюдения не могут инициировать досрочное прекращение полномочий временного управляющего.
Досрочное освобождение внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей возможно в следующих случаях:
- - по заявлению самого внешнего управляющего (в отличие от временного управляющего, внешнему управляющему при этом необязательно доказывать наличие уважительных причин);
- - на основании решения собрания кредиторов, если при этом будет доказан факт неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на внешнего управляющего обязанностей (решение собрания кредиторов в этом случае должно содержать сведения о кандидатуре нового внешнего управляющего);
- - в случае выявления обстоятельств, препятствовавших назначению лица внешним управляющим (например, при установлении фактов, свидетельствующих о наличии заинтересованности внешнего управляющего в отношении должника или кредитора).
Досрочное освобождение конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей возможно лишь при одновременном соблюдении следующих условий:
- 1) если собранием или комитетом кредиторов подано ходатайство в арбитражный суд об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначении нового конкурсного управляющего;
- 2) если доказан факт неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Таким образом, арбитражный управляющий, надлежащим образом исполняющий возложенные на него обязанности, не может быть отстранен от своей должности только при наличии одной воли кредиторов.
Стоит только догадываться, чем руководствовался законодатель, когда устанавливал столь различные основания досрочного прекращения полномочий конкурсного и внешнего управляющего.
Ст. 20 Закона о банкротстве предоставляет арбитражному управляющему право подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Исходя из этого, думается, что арбитражный управляющий независимо от того, в какой процедуре банкротства он действует, все-таки может быть досрочно освобожден от исполнения своих функций по собственной инициативе. Такое несоответствие между общей нормой для арбитражных управляющих и специальной нормой для конкурсных управляющих можно объяснить низким уровнем юридической техники, используемой в Законе о банкротстве.
Достаточно спорным остается вопрос о том, вправе ли арбитражный суд по собственной инициативе отстранить внешнего или конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей Высший Арбитражный Суд РФ дает положительный ответ на данный вопрос. Согласно п. 7 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. N 20 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" "арбитражный суд по собственной инициативе вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей". Представляется, что такой вывод не основан на букве закона.
Статья 127. Конкурсный управляющий. 1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
2. Конкурсный управляющий действует до
даты завершения конкурсного
производства.
Комментарий к статье 127
1. При принятии решения о признании
должника банкротом и открытии конкурсного
производства арбитражный суд назначает
конкурсного управляющего. Одна из основных
фигур в конкурсном производстве -
конкурсный управляющий, поскольку в
соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о
банкротстве с даты принятия арбитражным
судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного
производства органы управления должника
отстраняются от выполнения практически
всех своих функций. Он выполняет функции по
управлению и распоряжению имуществом
должника и к нему переходят права и
обязанности руководителя и иных органов
должника, а также собственника имущества
должника - унитарного предприятия в
пределах, в порядке и на условиях, которые
установлены Законом.
Конкурсный
управляющий назначается в порядке,
предусмотренном ст. 45 Закона. В
соответствии с данной статьей после
получения запроса о представлении
кандидатур арбитражного управляющего
заявленная саморегулируемая организация
составляет список своих членов, изъявивших
согласие быть утвержденными арбитражным
судом в качестве арбитражного управляющего
и в наибольшей степени удовлетворяющих
требованиям к кандидатуре арбитражного
управляющего, содержащимся в указанном
запросе (далее - список кандидатур). В списке
кандидатур должны быть указаны три
кандидатуры, расположенные в порядке
уменьшения их соответствия требованиям к
кандидатуре арбитражного управляющего,
содержащимся в запросе, а при равном
соответствии этим требованиям - с учетом их
профессиональных качеств.
В случае
получения не содержащего требований к
кандидатуре арбитражных управляющих
запроса о представлении кандидатур
арбитражных управляющих заявленная
саморегулируемая организация проводит
отбор кандидатур арбитражных управляющих
из числа своих членов, изъявивших согласие
быть утвержденными арбитражным судом в
качестве арбитражного управляющего. В
списке кандидатур должны быть указаны три
кандидатуры в порядке снижения уровня их
профессиональных качеств.
Заявленная
саморегулируемая организация обязана
обеспечить свободный доступ
заинтересованных лиц к проведению
процедуры отбора кандидатур арбитражных
управляющих.
Решение о включении
арбитражных управляющих в список
кандидатур принимается заявленной
саморегулируемой организацией на
коллегиальной основе.
Заявленная
саморегулируемая организация не позднее
чем через пять дней с даты получения
запроса о представлении кандидатур
арбитражного управляющего, содержащего
требования к кандидатуре арбитражных
управляющих, направляет список кандидатур,
содержащий сведения о профессиональных
качествах арбитражных управляющих и
мотивированное заключение об их
соответствии требованиям к кандидатуре
арбитражного управляющего, в арбитражный
суд, заявителю (собранию кредиторов или
представителю собрания кредиторов) и
должнику.
Должник и заявитель
(представитель собрания кредиторов) вправе
отвести по одной кандидатуре из
арбитражных управляющих, указанных в
списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура
утверждается арбитражным судом, за
исключением случаев выявления нарушений
процедуры отбора или несоответствия
отобранной кандидатуры требованиям ст. 20
Закона о банкротстве.
В случае если
должник и (или) заявитель (представитель
собрания кредиторов) не воспользовались
правом отвода, арбитражный суд назначает
кандидатуру, занимающую более высокую
позицию в списке кандидатур,
представленном заявленной
саморегулируемой организацией.
В
случае непредставления арбитражному суду
заявленной саморегулируемой организацией
списка кандидатур в пятидневный срок
арбитражный суд обращается в регулирующий
орган, который обязан в течение семи дней с
даты получения обращения арбитражного суда
обеспечить представление списка
кандидатур другими саморегулируемыми
организациями из числа включенных в единый
государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
Вместе с тем в течение года со дня
вступления в силу Закона о банкротстве
утверждение кандидатуры арбитражного
управляющего, в частности конкурсного
управляющего, осуществляется в порядке,
установленном ст. ст. 15 и 45 Закона о
банкротстве, или собрание кредиторов может
определить и представить арбитражному суду
три кандидатуры арбитражных управляющих.
Должник при этом вправе заявить отвод одной
из представленных кандидатур, а
регулирующий орган - исключительно
мотивированный отвод одной или нескольким
кандидатурам в случае их несоответствия
требованиям п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве.
В тех случаях, когда руководитель должника
отстранен от должности, право на отвод
одной из кандидатур арбитражного
управляющего реализуется представителем
учредителей (участников) должника либо
представителем собственника имущества
должника - унитарного предприятия, а не
соответствующим арбитражным управляющим.
Арбитражный суд утвердит ту кандидатуру
арбитражного управляющего, в отношении
которой не заявлен отвод. В случае замены
арбитражного управляющего по делам,
производство по которым возбуждено до
вступления в силу Закона о банкротстве,
назначение нового арбитражного
управляющего должно производиться также в
изложенном выше порядке. Определение о
назначении конкурсного управляющего
подлежит немедленному исполнению и может
быть обжаловано в порядке, установленном ч.
3 ст. 223 АПК РФ.
По Закону о банкротстве
1998 г. арбитражный суд по ходатайству
конкурсного управляющего, одобренному
собранием кредиторов или комитетом
кредиторов, был вправе назначить
нескольких конкурсных управляющих. Закон о
банкротстве теперь не предусматривает
такой возможности, хотя необходимость в
назначении нескольких конкурсных
управляющих может возникнуть, в частности,
в случаях нахождения части имущества
должника за границей, расположения
имущества должника в разных регионах
страны, длительной болезни управляющего.
2. Вознаграждение конкурсному
управляющему за осуществление им своих
полномочий устанавливается в соответствии
со ст. 26 Закона. Практика показала, что
размер вознаграждения управляющего, как
правило, равняется размеру заработной
платы руководителя организации-должника.
Вместе с тем размер вознаграждения
конкурсного управляющего, конечно, зависит
от целого ряда факторов, в частности, от
сложности и масштабности предстоящей
работы, месторасположения должника,
наличия имущества у должника. Размер
вознаграждения конкурсному управляющему
устанавливается в рублях в твердой сумме и
утверждается арбитражным судом. При этом
арбитражный суд оценивает обоснованность
размера вознаграждения. Поскольку размер
указанного вознаграждения утверждается
арбитражным судом, представляется
возможным уменьшение арбитражным судом
данного вознаграждения при его
несоразмерности, в частности, всему
имуществу должника, но до 10 тыс. рублей.
Конкурсный управляющий получает
вознаграждение за каждый месяц
осуществления им своих полномочий, причем
размер ежемесячного вознаграждения
определяется собранием кредиторов с
последующим утверждением арбитражным
судом, если иное не установлено Законом о
банкротстве, и оно должно составлять не
менее 10 тыс. рублей. Размер вознаграждения
конкурсного управляющего при банкротстве
отсутствующего должника определяется
Правительством Российской Федерации (п. 2
ст. 227 Закона). В случае отстранения
арбитражного управляющего в связи с
неисполнением или ненадлежащим
исполнением возложенных на него
обязанностей вознаграждение может не
выплачиваться. Указанное вознаграждение
выплачивается за счет имущества должника,
если иное не предусмотрено Законом о
банкротстве, собранием кредиторов или
соглашением кредиторов.
3. Конкурсный
управляющий осуществляет свои функции до
момента завершения конкурсного
производства, т.е. до даты внесения записи о
ликвидации должника в единый
государственный реестр юридических лиц.