188 жилищный кодекс. Жилищный кодекс рф сильно изменился
31 декабря 2017 года были внесены изменения в и некоторые другие законодательные акты, регламентирующие деятельность по управлению многоквартирными домами. Большинство поправок вступило в силу 11 января 2018 года, однако для некоторых положений установлены иные сроки (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ).
Отметим некоторые из нововведений.
- Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) теперь будет выдаваться не бессрочно, а на 5 лет. Причем указанное нововведение о сроке действия лицензии применяется к ранее выданным лицензиям: в этом случае срок исчисляется со дня вступления в силу рассматриваемого закона. Порядок продления срока действия лицензии определит Правительство РФ.
- Перечень лицензионных требований дополнен новым требованием – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее. Лицензиаты, не соответствующие данному требованию на 11 января 2018 года (день вступления в силу рассматриваемого закона), в течение 6 месяцев обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
- В появилось положение, позволяющее управляющим организациям сохранять за собой экономию, полученную при надлежащем выполнении работ. Предусмотрено, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о его выполнении фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, указанная разница остается в распоряжении управляющей компании. Необходимое условие: полученная экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ. Иное распределение полученной экономии может быть предусмотрено договором управления многоквартирным домом.
- Введено понятие "грубых нарушений лицензионных требований", совершение которых при определенных условиях может послужить основанием для исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме (многоквартирных домах), деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат. Перечень грубых нарушений лицензионных требований должно определить Правительство РФ.
- Органам государственного жилищного надзора предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
- Закреплено право лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту (или иному документу о передаче), принимать участие в общих собраниях собственников помещений в МКД и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
- Инициатор общего собрания собственников помещений в МКД теперь обязан передавать в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом – в орган государственного жилищного надзора, не копию решения и протокола общего собрания, а их подлинники. А они, в свою очередь, обязаны передавать полученные оригиналы решения и протокола общего собрания в органы государственного жилищного надзора.
- Установлен ряд дополнительных обязанностей, которые должна выполнить "старая" управляющая организация при прекращении договора управления многоквартирным домом.
- В теперь прямо закреплено, что управляющие организации, ТСЖ либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании...
Трудно поверить, но это вполне реально. Более того - на «волшебное преображение» вашего многоквартирного дома вы потратите гораздо меньше денег, чем, например, на покупку обоев для оклейки спальни. Только представьте: стоимость нескольких рулонов обоев и преображенный дом, годами не видевший ремонта! 95 процентов необходимых на ремонт денег выделит государство. Вам нужно лишь проявить инициативу и собрать недостающие 5 процентов (еще раз подчеркнем: в пересчете на каждого владельца квартиры в вашем доме получается совсем небольшая сумма, на которую, к тому же, как правило, устанавливается рассрочка). Вы уже хотите принять участие в программе реформирования ЖКХ России? Конечно, у вас появилась масса конкретных вопросов. Мы постарались в сжатой, но емкой форме ответить на них...
Федеральный закон Российской Федерации | |
«Жилищный кодекс Российской Федерации » | |
Номер: | 188-ФЗ |
Принятие: | Государственной Думой 22 декабря |
Одобрение: | Советом Федерации 24 декабря |
Подписание: | Президентом РФ 29 декабря |
Вступление в силу: | 1 марта |
Первая публикация: | «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005, № 1 (часть I) |
Действующая редакция: | от 18 июля |
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) - кодифицированный нормативный акт , регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации .
История
До декабря 2004 года в России действовал Жилищный кодекс РСФСР, принятый в 1984 году. Устаревшие положения «старого» кодекса не соответствовали требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации. В стране началась реформа жилищного законодательства.
Новый Жилищный кодекс РФ был введён в действие с 1 марта 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением в действие Жилищного кодекса РФ утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 года, так как в этих актах имелись положения, противоречащие новому ЖК РФ.
Структура Жилищного кодекса
Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165 статей.
Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
- Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
- Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
- Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
- Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
- Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
- Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
- Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
- Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
- Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
Раздел VI. Товарищество собственников жилья
- Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
как быть с солидарными платежами. норма солидарности действует только в приватизированных квартирах. как несут бремя оплаты в муниципальных квартирах? что такое солидарность? определение солидарности.
Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом. Совет многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами
Литература
- Афонина А. В. § 1. 3. Источники жилищного права // Жилищное право: Учебное пособие. - М .: Дашков и Ко, 2008. - 376 с.
Ссылки
С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.
Новые права собственников помещений в многоквартирном доме
Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:
- выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
- размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
- выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
- заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.
При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.
Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .
Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .
Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт
Региональные операторы
В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:
- нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- наличие неснятой или непогашенной судимости;
- наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
- работа в качестве депутата любого уровня.
Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.
Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.