Государственная власть, её свойства и формы осуществления. Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти Методы формы реализации государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...» 6 .
Известный
русский публицист и философ второй
половины XIX в. вовсе не исключал
воспитательного, убеждающего воздействия
со стороны других людей, он лишь делал
акцент на самовоспитание, на собственные
умственные усилия человека, на постоянный
«труд души» по выработке прочных
убеждений. Идеи быстрее превращаются
в убеждения, когда они выстраданы, когда
человек самостоятельно добыл и усвоил
знания.
Метод убеждения стимулирует
инициативу и чувство ответственности
людей за свои действия и поступки. Между
убеждениями и поведением нет промежуточных
звеньев. Знания, идеи, которые не
воплощаются в поведение, нельзя считать
подлинными убеждениями. От знания к
убеждению, от убеждения к практическим
действиям - так функционирует метод
убеждения. С развитием цивилизации,
ростом политической культуры роль и
значение этого метода осуществления
государственной власти закономерно
возрастают 7 .
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное
принуждение - это психологическое,
материальное или физическое (насильственное)
воздействие полномочных органов и
должностных лиц государства на личность
с целью заставить (принудить) ее
действовать по воле властвующего
субъекта, в интересах государства.
Само
по себе государственное принуждение -
острое и жесткое средство социального
воздействия. Оно основано на организованной
силе, выражает ее и потому способно
обеспечивать безусловное доминирование
в обществе воли властвующего субъекта.
Государственное принуждение ограничивает
свободу человека, ставит в такое
положение, когда у него нет выбора, кроме
варианта, предложенного (навязанного)
властью. Посредством принуждения
подавляются, тормозятся интересы и
мотивы антисоциального поведения,
принудительно снимаются противоречия
между общей и индивидуальной волей,
стимулируется общественно полезное
поведение.
Государственное
принуждение бывает правовым и неправовым.
Последнее может обернуться произволом
государственных органов, ставящих
личность в никем и ничем не защищенное
положение. Такое принуждение имеет
место в государствах с антидемократическим,
реакционным режимом - тираническим,
деспотическим, тоталитарным.
Правовым
признается государственное принуждение,
вид и мера которого строго определены
правовыми нормами и которое применяется
в процессуальных формах (четких
процедурах). Законность, обоснованность
и справедливость государственного
правового принуждения поддается
контролю, оно может быть обжаловано в
независимый суд. Уровень правового
«насыщения» государственного принуждения
обусловлен тем, в какой мере оно: «а)
подчинено общим принципам данной
правовой системы, б) является по своим
основаниям единым, всеобщим на территории
всей страны, в) нормативно регламентировано
по содержанию, пределам и условиям
применения, г) действует через механизм
прав и обязанностей, д) оснащено развитыми
процессуальными формами» 8 .
Чем
выше уровень правовой организации
государственного принуждения, тем оно
в большей мере выполняет функции
позитивного фактора развития общества
и в меньшей - выражает произвол и своеволие
носителей государственной власти. В
правовом и демократическом государстве
государственное принуждение может быть
только правовым.
Формы государственного
правового принуждения достаточно
многообразны. Это меры предупредительного
воздействия - проверка документов с
целью предотвращения правонарушений,
прекращение или ограничение движения
транспорта, пешеходов при авариях и
стихийных бедствиях и др.; правовое
пресечение - административное задержание,
привод, обыск и т. д.; меры защиты -
восстановление чести и доброго имени
и другие виды восстановления нарушенных
прав.
3. Формы осуществления государственной власти
Государственная власть - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности 9 . Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.
Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства - это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.
Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции 2 формы правления: монархия и республика. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:
При монархии - верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией. Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:
Парламентская республика - такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Президентская республика - это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: унитарная и федеративная (существует еще конфедерация) 10 .
Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах.
Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах 11 .
Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.
Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.
Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека 12 .
Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.
Способы осуществления государственной власти объясняет понятие «государственный режим». Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.
Авторитаризмозначает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима. 13
В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов - прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.
Тоталитаризм- это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XX в. в эпоху индустриального развития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.
Демократияв современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли. 14
План
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки государственной власти…………………………7
2. Государственная и политическая власть: соотношение
понятий……………………………………………………………………..12
3.Организация и формы осуществления государственной власти в
России……………………………………………………………………….17
4. Система государственных органов по принципу разделения
властей............................................................................................................29
Заключение………………………………………………………………….38
Приложение 1………………………………………………………………....
Список использованной литературы……………………………………....40
Введение
Избранная тема курсовой работы «Государственная власть и формы её осуществления», являлась, является и думается - будет являться постоянно востребованной для научного изучения и исследования, имея своей целью, как теоретическое значения, так и практическое использование. Ведь государство получает наиболее яркое выражение во власти, и именно власть является основным признаком государства.
Многие мыслители обращались к исследованию данной темы, опираясь на многовековой опыт существования власти. Исследуя её в различных проявлениях, прогнозируя пути ее дальнейшего развития.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...”
Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.
В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.
История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра 1, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль.
В современных же условиях, когда Россия переживает сложныйпериод формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества сильная, дееспособная власть является первым условием успешных преобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность.
Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.
Актуальность темы исследованияданной курсовой работы состоит в том, что в ходе реализации государственной власти появляются многочисленные сложности и проблемы. К числу важнейших из них относятся неудовлетворительность законодательного регулирования многих отношений государства и общества, проявляющихся, в частности, в их неадекватности новым условиям. Данный тезис особенно применим к российскому правовому регулированию: его неадекватность складывающимся потребностям общества проявляется очень рельефно.
Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы государственной власти. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.
Соответственно, теоретический анализ такой проблемы имеет большое значение, как для теории, так и для практики российского государственного регулирования.
Задачи и цели исследования:
Исходя из вышеизложенного, основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия государственная власть;
2. Рассмотреть признаки государственной власти;
3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ;
4. Рассмотреть государственную и политическую власть, их соотношение;
5. Охарактеризовать обстоятельства, описывающие систему государственных органов по принципу разделения властей.
Предметом исследования данной курсовой работы являются:
Правовые институты и явления, связанные с понятием «государственная власть»;
Правовые связи и закономерности, имеющие отношение к органам государственной власти;
Степень разработанности темы в правовой литературе:
Анализ использованной литературы показал, что тема государственной власти достаточно полно раскрыта в трудах отечественных авторов и представляет большой интерес для изучения. В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности государственной власти.
Изучению форм осуществления государственной власти посвящали свои работы дореволюционные правоведы: В.М. Гессен, А.Д. Градовский, В.В. Ивановский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин и др.
Исследованию форм осуществления государственной власти посвящали свои работы советские и российские специалисты в области теории государства и права: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, С.А. Голунский, А.И. Денисов, Л.И. Каск, Ф.М. Раянов, В.М. Ведяхин, А.П. Глебов, В.В. Лазарев, Л.С. Мамут, A.B. Малько, Л.А. Морозова, В.К. Самигуллин, И.С. Самощенко, М.С. Строгович, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, В.Е. Чиркин, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, A.A. Югов и др.
Входе написания данной курсовой работы были использованы:
Конституция РФ, федеральные законы, нормативные документы, учебные пособия.
При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов, политических деятелей, ученых, для более полного раскрытия темы были широко использованы теоретические основы теории государства и права.
Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, по определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.
Практическая значимость данной курсовой работы обуславливается необходимостью совершенствования государственной власти, повышения эффективности работы аппарата государства. В работе проводится анализ современной ситуации в области реализации государственной власти в стране.
1. Понятие и признаки государственной власти
«… Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой – либо форме государственного строя…» .
Государственная власть – основная категория государствоведения, феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.
Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого» . Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». Иначе создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти. Так появился социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале уменьшения роли, а затем и уничтожения государства.
Между тем подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он в праве быть индивидуальным источником власти. Он имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления. И опираясь на признаки, отличающие государство от общественной власти , как следствие исчезнет само государство.
Власть - это способность одних структурных элементов общества подчинять своей воле другие структурные элементы общества.
Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:
1) Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.
2) Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.
4) Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы - от достижения компромисса до принуждения.
5) Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
К. утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную .
Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
Правоохранительная деятельность , т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.
Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства -- правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность -- это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.
Методы осуществления государственной власти
В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
"Верховная власть, - отмечал еще А.Н. Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1) воспретительные; 2) побуждающие... Воспретительные средства, - продолжал он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода..."
Убеждение -- это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д.И. Писарева, "готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове..." Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный "труд души" по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям -- так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения -- государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом -- тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового "насыщения" государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: "а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами".
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей -- выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия -- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение -- административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты -- восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.
Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности,что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии,порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.
Особого рода коллектив –современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например,утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).
Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.
Существует несколько признаков государственной власти:
1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.
2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.
3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных«групп давления».
4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.
5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент,правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.
В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.).Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.
Государственную власть,как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).
Выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную .
1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.
2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.
3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.