Социальная опека и попечительство в социальной работе. Социальная опека и попечительство
Порядок организации социальной опеки в Украине осуществляется на основе. Декларации прав ребенка,. Конвенции. ООН о правах ребенка, ратифицированной Украиной в 1991 p, а также более 15 нормати ивно-правовыми актами, регулирующими социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них:. Конституция Украины,. Кодекс о браке и семье (гл 15),. Закона Украины"О образовании","Об охране детства","О государственной помощи семьям с детьми","О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине",. Национальная программа"Дети Украины",. Національна програма "Діти. України".
. Социальная опека - комплекс средств для создания нормальной социальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних, не достигших 15 лет, и граждан, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни.
. Социальное попечение - комплекс средств для создания нормальной социальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет и над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие зловжы. Иванна спиртными напитками или наркотическими средствами. Забота также может быть установлено над лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои праваа.
Объектами социальной опеки являются: несовершеннолетние дети, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения ния, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей; совершеннолетние лица, для защиты их личных и имущественных прав и интересов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществляющих ать свои права и исполнять свои обязанности, (в 128. Кодекса о браке и семье.)
Субъекты социальной опеки. Опека и попечительство устанавливаются государственной администрацией районов, районов городов. Киева и. Севастополя, исполнительными комитетами городских или районных в городах, сел ьких, поселковых советов. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается на отделы и управления местных государственных администраций районов, районов городов. Киева и. Севастополя, исполнительные их комитетов городских или районных в городах советов в отношении лиц, не достигших 18 лет в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания; отношении лиц, признанных судом ограниченно дееспособным ими вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; по дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья ""я.
В поселках и селах делами опеки и попечительства непосредственно ведают исполнительные комитеты поселковых и сельских советов. Органы опеки и попечительства осуществляют свою деятельность в соответствии с. Кодексом о браке и си имени и правил, утверждаемых в порядке, устанавливаемом. Кабинетом. Министров Украины. Социальные службы для молодежи согласно ст б. Закона"О становление и развитие молодежи в Украине"Уполномоченный и проводить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с приемными семьяммними сім"ями.
Сущность технологии социальной опеки
В Украине в течение длительного времени сформировалась государственная система социальной защиты, социальной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формируется новый институт т содержание детей-сирот в приемной семье. Технология социальной опеки представляет определенный порядок передачи детей на воспитание в семью опекунов, в специализированные учреждения для детей-сирот и д инки-интернаты, дома семейного типа или приемные семьи:
1. Определение места установления опеки и попечительства. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя)а).
2. Порядок выявления лиц, которых необходимо взять под социальную опеку и попечительство. Учреждения и лица, которым становится известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо ненадлежащее исполнение бат тькамы (одним из них) обязанностей по воспитанию или о злоупотреблении родительскими правами и о гражданах, нуждающихся в опеке или попечительстве, обязаны немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства я по фактическому местонахождению лиц, подлежащих опеке или попечительстваню.
3. Определение полномочий органов опеки и попечительства с временного обеспечения несовершеннолетних, подлежащих опеке или заботе. При получении сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения я родителей, органы опеки и попечительства обязаны немедленно провести обследование и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса я о назначении опекуна или попечителька.
4. Определение бытовых условий жизни. Если у лица, над которым установлена??опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то опека над этим имуществом устанавливается органами опеки и попечительства я по месту его нахождения. Опека над имуществом может также устанавливаться в других особо предусмотренных законом случаяках.
5. Определение сроков установления опеки или попечительства. Решение об установлении опеки или попечительства должно быть выполнено не позднее месячного срока с момента, когда соответствующий орган опеки и попечительства д узнает о необходимости установить опеку или попечительствоня.
6. Назначение опекуна или попечителя. Для непосредственного осуществления опеки и попечительства назначается опекун или попечитель, преимущественно из лиц, близких подопечному, или из числа лиц, выделенных грома адских организацией, или из числа других лиц с учетом их возможности выполнять опекунские обязанности и отношений между опекуном (попечителем) и лицом, над которым устанавливается опека (пиклува ния). Опекун или попечитель назначается только с его согласия. Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности, пиклува льник может быть назначен только по просьбе этих лиц. Если над детьми, которые воспитываются в государственных детских учреждениях, и теми лицами, которые нуждаются в опеке или попечительстве и устроены в соответствующие счета ные заведения или учреждения органов социального обеспечения, опекуны и попечители не назначены, выполнение обязанностей опекунов и попечителей возлагается на эти учреждения. Назначить опекуна (пиклув альник) возможно и после устройства указанных в настоящей статье лиц в соответствующие государственные заведениеаклади.
В рамках назначение опекунов и попечителей проводится подготовка приемных родителей к включению в систему. Фостеринг: проведение собеседований, диагностической работы, тренингов.
7. Заключение соглашений. Опекуны при осуществлении прав и выполнении обязанностей подопечных заключают сделки от имени и в интересах подопечных, действуя как их законные представители. Попечители над несовершеннолетними д дают согласие на заключение этих соглашений, которые по закону эти лица не вправе совершать самостоятельно. Попечители над лицами, ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими сред мы, дают согласие на заключение этими лицами сделок и распоряжение имуществом в соответствии с правилами, установленными ст 15. Гражданского кодекса Украинской. ССР. Попечители над дееспособными лицами оказывают этим лицам ам помощь при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Опекун не вправе без разрешения органов опеки и попечительства заключать сделки, а пик лувальник - давать согласие на их заключение, если они выходят за пределы бытовых. Такими соглашениями, в частности, являются договоры, требующие нотариального удостоверения и специальной регистрации, отказ от принадлежащих их подопечному имущественных прав, раздел имущества, раздел или обмен жилой площади, выдача письменных обязательств и т.п.. Органы опеки и попечительства вправе, если это необходимо для защиты интересов подопечных, ограничь ити право одного из родителей или опекуна (попечителя) распоряжаться вкладом, внесенным кем-либо на имя подопечного. Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с под опичнимы, а также не вправе представлять лиц, находящихся у них под опекой и попечительством, при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и женой опекуна или попечителя и их бли зькимы родственниками родичами.
Опекун и попечитель не вправе осуществлять дарение от имени подопечного, а также обязываться от его имени поручительством.
8. Организация и проведение социальной опеки: финансирование, уход и надзор, социальное сопровождение, воспитания, создания нормальных условий для жизнедеятельностиі.
9. Контроль за выполнением социальной опеки со стороны государственных органов властии.
Провозглашенная. Европейской ассоциацией приемных семей. Хартия заботы о детях в приемных семьях определяет основные требования при передаче детей на содержание и воспитание в приемные семьи: неоспоримым усло овою должно быть высокое качество воспитания в семейном окружении; интересы ребенка или подростка е приоритетными при определении приемной семьи; уважать и учитывать этническое и культурное происхождение, религий й и родной язык детей, подростков, их родителей и приемных родителей, принимать во внимание пол, темперамент, состояние здоровья детей и подростков при направлении их в приемную семью; обеспечивать непрерывное ность процессов в жизни детей и подростков (образовательный процесс, развитие личности, физическое и умственное развитие), устанавливать тесное партнерство приемных родителей, социальных работников, организаций, обеспечивают направление ребенка в приемную семью; обязательно учитывать профессиональный статус приемных родителей; всякое обеспечивать приемных родителей и социальных работников необходимой информа этой и осуществлять их профессиональное обучение; постоянно поддерживать каждую молодого человека, оставляет приемную семью, и в дальнейшем; оказывать поддержку всем детям приемных родители.
С целью определения действий, направленных на приоритетное эффективное решение проблем детства и воплощение в жизнь требований, предусмотренных. Конвенцией. ООН о правах ребенка,. Всемирной декларацией о обес ния выживания, защиты и развития детей и. План действий по ее выполнению, в Украине принято национальные программы"Планирование семьи"(1995 p),"Дети Украины"(1996 pкраїни" (1996 p.).
Воплощению норм. Конвенции. ООН о правах ребенка способствовало принятие законов Украины"О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине"(1993 г),"Об органах и службах по делам несовершеннолетних их и специальных учреждениях для несовершеннолетних"(1995 г),"О социальной работе с детьми и молодежью"(2001 p)"Специальные меры по закреплению правового статуса детей определяются рядом постановлений. Кабинета. Ми нистров Украины. Улучшению экономического и социального положения детей, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы, способствуют принятые постановления. Верховной. Рады Украины от 1995, 1996, 1 997 pp. Важное значение для социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеют постановления. Верховной. Рады Украины"Об улучшении воспитания, обучения, социальной защи сту и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(1994 г),"Об улучшении материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ба тькив"(1995 г),"Об утверждении. Порядка передачи детей, являющихся гражданами Украины, на усыновление гражданам Украины и иностранным гражданам и осуществление контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей"(1996 p). Кабинет. Министров Украины утвердил. Положение о детском доме семейного типа (1994 p), создал. Центр по усыновлению детей при. Министерстве образования и науки (1996 p). С целью заб езпечення прав детей, находящихся в конфликте с законом, постановлениями правительства создана криминальной милиции по делам несовершеннолетних (1995 p), центры медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, притом. ЛКИ для несовершеннолетних, службы по делам несовершеннолетних, Украинский фонд содействия социальной защите несовершеннолетних (1996 pніх,. Український фонд сприяння соціальному захисту неповнолітніх (1996 p.).
Применение. Конвенции. ООН о правах ребенка, как и других международных договоров, участником которых является Украина, контролируется в 9. Конституции Украины, которая определяет, что действующие международные договоры, согласие на обов ""язковисть которых дано. Верховной. Радой Украины, являются частью законодательства Украиныи.
По данным. Государственного комитета статистики Украины на 1 января 1998 г на воспитании в семьях граждан под опекой находилось 53 712 детей и подростков в возрасте до 18 лет и 62 449 усыновленных лиц на конец 1997 г в стране насчитывалось 39 школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в которых содержалось 10 723 ребенка, 50 детских домов системы. Министерства образования и нау ки Украинеи -
4076 детей; 43 дома ребенка системы. Министерства здравоохранения Украины - 4620 детей.
Особую категорию детей составляют беженцы. По состоянию на 1 апреля 1998 с 2757 человек, которые имели статус беженца в Украине, 987 человек были дети в возрасте до 16 лет. Среди них девушек - 424, ребят - 563563.
Особую заботу вызывают дети, склонные к правонарушениям, к аддиктивного поведения. Так, в 1997 г. 15 719 дел были направлены в суд. Общее количество обвиняемых по этим делам - 29 498 человек, из н них несовершеннолетних - 22 284 человека. Было освобождено от уголовной ответственности 2380 несовершеннолетних с передачей материалов в суд для применения принудительных мер воспитательного характертеру.
В Украине в последнее время распространяется опыт легализации различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, реализации их прав проживания в семье состоянию на 1 января чня 1998 г е 75 детских домов семейного типа их функционирования регулируется. Положением о детском доме семейного типа (1994 p p.).
Для детей, лишенных родительской опеки, создаются приюты для несовершеннолетних. Действуют службы по делам несовершеннолетних, основной задачей которых является социальная защита детей, создания надлежащих житл лово-бытовых и психолого-педагогических условий для их жизни на период определения места их постоянного устройства устройства детей, лишенных родительского попечения, занимаются исключительно органы. ОПИ ки и попечительстваня.
Основная литература
Копвеиция. ООН по правам ребенка: пути практического применения:. Метод, рек /. Сост. ГМ. Лактионова и др. -. К:. Наук, мир, 2001 -37 с. -37 с.
Конвенция. ООН о правах ребенка -. М.: AT"Издательство"Столица", 1997 - 32 сuot;, 1997. - 32 с.
Лактионова. ГМ,. Шипиленко. ЕС,. Братусь. ИВ. Инновационные формы опеки детей: международный и национальный опыт -. К:. Наук, мир, 2001 -61 с01. -61 с.
Причины институционализации и будущее молодых людей, которые оставляют заведения государственной опеки:. Темат исслед -. К - 48 с8 с.
Социальная работа:. В 3 ч -. М.:. Изд дом"Киево-Могиляиська академия", 2004 -. М 3:. Основы социальной работы / AM. Бойко,. НБ. Бондаренко,. ОС. Брижовата и др.. Под ред. ТВ. Семиги-ной,. ИМ. Григи - І.М.. Григи. - 2004. -. С. 28-52.
Тюптя. ЛТ,. Иванова. ИБ. Социальная работа (теория и практика):. Учеб пособие -. М.:. ВМУРОЛ"Украина", 2004 - я 185 - 1912004. -. С. 185- 191.
Темы для дискуссии
1. Нормативные правовые основы социальной опекия.
2. Формы и направления социальной опеки согласно содержанию и финансированияя.
3. Сущность социальной опеки с точки зрения социальной педагогики и юриспруденцииї.
4. Технология социальной опеки: порядок ухода, надзора, социального сопровожденияу.
Социальное обслуживание. Социальная помощь.
Социальное консультирование
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-
ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.
Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:
государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);
негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);
государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);
государственная социальная помощь малоимущим гражданам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:
денежные выплаты:
социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);
пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);
компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.;
стипендии;
материальная помощь и т.д.
натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).
социальные услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования, а также над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. *
Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству выполняются:
органами управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц;
органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
органами социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновление, воспитание в патронатной семье.
Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечителя) назначают органы опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).
Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами служат:
смерть родителей;
лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;
ограничение родителей в правах;
признание родителей недееспособными вследствие болезни;
длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);
уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
другие причины отсутствия родительского попечения.
В случае если ребенок находится в соответствующем воспитательном, лечебном, социальном или ином аналогичном учреждении, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.
Социальная помощь- периодические и {или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого организма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (социальные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.
Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.
В социальной работе помощь выступает как средство достижения определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.
Существует несколько видов помощи:
материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);
психологические консультации, психотренинги;
правовая помощь;
помощь в устройстве на работу.
В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение собственных решений.
Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определения целей и обеспечения необходимой информации.
Консультирование часто путают с предоставлением советов.
Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.
Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.
Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-
терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».
Таким образом, консультирование помогает:
выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;
обучаться новому поведению;
развивать личность;
акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант лишь создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.
Основоположник этой терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-
Выделяются следующие направления социального консультирования: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, собственной ситуации, понять свои новые возможности.
В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
Психолого-социальное консультирование должно строиться на следующих основных принципах:
добровольное участие клиента в консультировании;
безоценочное отношение к клиенту;
ориентация на нормы и ценности клиента;
запрет давать совет клиенту;
анонимность консультирования;
клиент должен быть включен в процесс консультирования;
разграничение личных и профессиональных отношений.
При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.
Метод консультирования включает в себя исследование проблемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консультации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира клиента, переосмысление им своих жизненных ценностей.
Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:
Разрешимые (для которых существует всего одно решение);
Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фактам. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она может уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и постараться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказательства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).
У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социальному работнику приходится работать. В таких случаях консультирование часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а клиент сопротивляется.
Консультирование состоит из следующих стадий: разблокирования, изменения, блокирования. На первой стадии подвергаются сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются существующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.
Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент идентифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.
Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности становятся постоянной частью личности и управляют ее деятельностью.
В социальной работе используется несколько типов консультирования:
общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;
специальное консультирование клиентов специалистами социальных служб или учреждений по направлению социальных работников;
обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений;
договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
При консультировании нужно помнить.
Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.
На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.
Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изменяться в процессе консультирования.
Специфический вид консультативной деятельности - дистанционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятельным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» разнятся типами отношений, складывающихся между собеседниками. Можно говорить об их трех типах.
Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный консультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).
Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит перед ним позвонивший.
Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и действия телефонного консультанта по разрешению кризиса позвонившего.
У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кризисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения самоубийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирование, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонивших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.
Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.
Принципы деятельности «телефона доверия»:
анонимность;
конфиденциальность;
равенство и взаимоуважение;
раскованность и чистосердечность клиента в изложении ситуации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;
недирективность;
доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой режим работы;
рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт профилактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).
К дистанционному консультированию относится также консультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет телефонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специалистом.
Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему, В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Если в начале 90-х гг. их было более 870, то к концу десятилетия насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав.
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.
Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
В соответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такой нормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признанным недееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время не назначаться.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку (детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.
Принятие Гражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в реальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы. Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социального сиротства.
В Государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998-1999 гг.
Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим.
Однако в отдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственным бюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местных бюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Самарской области были созданы дополнительные условия для развития института приемной семьи. В мае 1998 г. здесь был принят Закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области». В соответствии с ним, с 1 июля 1998 г. сумма дотаций из областного бюджета на выплаты денежных средств на содержание детей в приемных семьях была установлена в размере 563 рублей. Эти средства выделялись комитетом по вопросам семьи, материнства и детства администрации области. Оплата труда приемных родителей определялась из расхода 3,5 минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка. По данным на 1 июля 1998 г. эта сумма составляла 292,2 рубля. И эти меры вскоре дали результаты. На начало 1999 г. несколько десятков самарских семей стояли в очереди на оформление приемных детей и проходили соответствующие проверочные испытания. Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети. * В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Воспитательный дом» г. Санкт-Петербурга апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Передача детей на воспитание осуществляется здесь на основании консилиума специалистов (социальный работник, педагог, психолог, воспитатель). «Воспитательный дом» выделяет средства на содержание ребенка в семье, выплачивает зарплату воспитателям семейной группы, а также осуществляет контроль за воспитанием детей, переданных в семьи.
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.
Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своих подопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
Социальная опека и попечительство подразумевает более известные в народе понятия опеки и попечительства над детьми-сиротами и над недееспособными гражданами.
Опека или попечительство назначается над детьми в случае смерти родителей, без вести пропавших родителей, а также родителей недееспособных и лишённых родительских прав. Цель опеки (попечительства): защита прав и интересов ребёнка, его воспитание, образование. Ребёнок под опекой (попечительством) сохраняет свои фамилию, имя, отчество, данные ему от рождения. В любой момент ребёнка из-под опеки могут забрать Органы Опеки для передачи родителям, которые одумались, перестали пить, нашли работу и показали себя с положительной стороны.
Опекуном становится любой адекватный родственник с его согласия или другой достойный гражданин. Если ребенку 10 и более лет, спрашивают также его согласие стать подопечным данного опекуна. Если возраст ребёнка от 14 до 18 лет, то над ним устанавливается попечительство. Опекун (попечитель) получает удостоверение по установленной форме. На содержание опекаемого выделяется из областного бюджета ежемесячное пособие. Размер пособия свой в каждой области. По истечении года опекун (попечитель) составляет отчет об истраченных суммах, о содержании имущества подопечного с приложением оправдательных документов и сдаёт его в Органы Опеки. Если опека установлена над ребёнком, у которого есть родители, но проживают отдельно от ребёнка, или находятся в длительной командировке, тогда опекунское пособие выплачивают родители, а не государство. С 14 лет подопечный сам распоряжается опекунским пособием, кроме крупных сделок, – тогда необходимо письменное согласие попечителя.
Опекун совершает все сделки в интересах ребёнка, взаимодействует с любыми физическими и юридическими лицами. Он проживает совместно с подопечным на своей жилплощади или на жилплощади подопечного, но прав на жилплощадь подопечного он не имеет. По достижении подопечным 16 лет с разрешения Органов Опеки он может проживать отдельно от попечителя.
Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун автоматически приобретает статус попечителя без оформления дополнительных документов. Когда ребёнку исполняется 18 лет, попечительство автоматически заканчивается. Оно может закончится раньше, если подопечный, достигший 16-летнего возраста, занялся трудовой или предпринимательской деятельностью или вступил в брак.
Дети-сироты, не имеющие своего жилья, по достижении 18 лет обеспечиваются жилой площадью из фондов области, в которой проживают.
Приёмная семья – такой статус может быть придан семье, взявшей под опеку двоих или больше детей, а также в случае, если взят один ребёнок, но ребенок больной. Одному из родителей в этом случае выплачивается ставка воспитателя. За расходование этих денег приёмный родитель не отчитывается ни перед кем. Как правило, у совестливых опекунов большая часть этих денег расходуется на опекаемых, т.к. опекунского пособия, как правило, недостаточно. Дети из приёмной семьи имеют те же права, что и опекаемые.
Патронатная семья не сильно отличается от приёмной семьи. Отличие в том, что патронатная семья “приписана” к детскому дому, из которого взяты дети. Новые родители взаимодействуют с воспитателями, медработниками детского дома, получают одежду, канцтовары для детей в детском доме. Ребёнок живёт в семье и получает навыки семейной жизни и любовь родителей. Патронатный родитель получает пособие на содержание ребёнка, “заработную плату” и до 70% её может составлять премия.
Любые формы принятия сироты в семью положительно влияют на формирование характера будущего человека. Ребёнок нормально развивается, приобретает доверие к окружающим, уверенность в себе, лучше справляется со стрессами и переживаниями, учится проявлять любовь к другим.
Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.
Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.
Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.
ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.
ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.
Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.
В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.
Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.
Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.
Задачи органов опеки и попечительства
В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:
- Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
- Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
- Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.
Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:
- защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
- ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.
Полномочия органов
В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:
- поиск и регистрация недееспособных граждан;
- ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
- установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
- контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
- возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
- поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
- защита прав, интересов недееспособных лиц;
- предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.
Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:
- разрешение на ;
- запрос характеристики на родителя ;
- разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
- решать текущие вопросы с недвижимостью;
- соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
- ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
- активная профилактика ;
- выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.
Обязанности при переезде подопечного
Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.
Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.
Заключение
В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.
Также ООП:
- Являются государственной структурой.
- Обладают полномочиями исполнительной власти.
- Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.