Понятие объекта национальной безопасности. Характеристика российского общества как субъекта и объекта национальной безопасности
Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.
Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.
Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних Российской Федерации;
- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
- укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
- коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Сущность и содержание национальной безопасности
Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.
Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.
Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.
При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в . В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.
В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами национальной безопасности выступают:
- безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
- общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;
- государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».
В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией, «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-на- ция. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».
Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».
На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.
Новая система обеспечения национальной безопасности России, основные контуры которой обозначены в законе Российской Федерации «О безопасности», не ограничивается лишь государственным уровнем. В нее органично включаются и общество, и отдельные граждане. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.
Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.
В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:
Органы местного самоуправления;
Негосударственный (частный) нотариат;
Адвокатура;
Негосударственные охранные службы и детективные агентства;
Общественные объединения и отдельные граждане.
Социальные общности на муниципальном уровне наиболее чувствительны к деятельности государственных органов по повышению качества жизни граждан. На местном уровне реализуется большинство жизненно важных интересов личности, социальной общности.
Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям безопасности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности граждан.
Правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.
Важнейшими актами, разрешающими принципиальные вопросы местного самоуправления, являются уставы конкретных муниципальных образований. Уставы определяют также структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что они отделены от государства и не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права, их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены правом; органам местного самоуправления предоставлено право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; общие принципы и гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти.
Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном социально-экономическом развитии их территорий (т.е. территорий муниципальных образований). В вопросах обеспечения безопасности, несомненно, важное значение имеет отнесение к полномочиям местного самоуправления таких функций, как:
Получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах планов предприятий, обязательное согласование этих планов в соответствующих органах структуры местного самоуправления;
Внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения: рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; создание за счет имеющихся средств промышленных предприятий смешанного типа;
Подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной территории; создание предприятий для осуществления хозяйственной деятельности, определение порядка их деятельности, утверждение их уставов; предоставление в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование земельных участков; регистрирование права собственности на землю;
Планирование и контроль использования земель; взимание платы за пользование землей.
К ведению органов местного самоуправления отнесено содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки своих территорий; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение своих территорий; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Они же организуют работу городского транспорта, связи. К их ведению относится муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения. На местную администрацию возложены задачи выявления и учета лиц, которым необходима социальная поддержка, осуществляемая за счет местного бюджета. В целях социальной защиты граждан местная администрация формирует фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами с его целевым назначением. Одним из направлений деятельности местной администрации в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому
Большая работа ведется муниципальными органами по созданию экологически безопасных условий жизни граждан.
Обобщая далеко не полный перечень функций органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что они призваны прежде всего обеспечить витальные и социальные жизненно важные интересы личности.
Одним из негосударственных субъектов обеспечения безопасности личности выступает частный нотариат.
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 1993 г. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершенствования различных нотариальных действий; предупреждать правонарушения, укреплять законность.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы организационно не входят в систему Минюста Российской Федерации. Организация их деятельности отличается от государственных нотариальных контор. Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальную палату. Нотариальные палаты создаются во всех субъектах Российской Федерации. Их деятельность строится на принципах самоуправления. Высшим органом нотариальной палаты является собрание ее членов. Непосредственное руководство палатой осуществляют правление и ее президент. Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность также на принципах самоуправления.
Минюст РФ и его органы оказывают определенное организующее воздействие на деятельность негосударственных нотариусов, которое выражается в ведении реестра контор частных нотариусов; в установлении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. При Минюсте образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые создаются при органах юстиции для приема экзаменов у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.
При совершении нотариальных действий частные нотариусы, с одной стороны, руководствуются законом, а также правовыми актами по вопросам нотариальной деятельности, издаваемыми Минюстом РФ. С другой стороны, объединения нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, осуществляя нотариальные действия, активно участвуют в организации нотариальной службы.
Квалификационная деятельность частного нотариата как структурного компонента системы обеспечения национальной безопасности оказывает непосредственное влияние на материальное и духовное благополучие граждан, способствует укреплению безопасности как физических, так и юридических лиц в Российской Федерации.
Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям. Адвокаты дают консультации, разъяснения, справки, советы по правовым вопросам; составляют документы юридического характера; представляют в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях ответчиков и истцов; осуществляют юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций на договорной основе; ведут защиту граждан по уголовным делам и т.п.
Перечисленные выше функции адвокатуры свидетельствуют о том, что она своей деятельностью способствует охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укреплению законности.
Согласно Положению об адвокатуре, она является общественным объединением, формируемым на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью. Она функционирует на принципах самоуправления, самостоятельно решая внутренние вопросы своей деятельности. Основной организационной формой и первичным звеном адвокатуры являются юридические консультации, образуемые в городах и районах. Юридические консультации объединяются в коллегии адвокатов, которые образуются в субъектах Российской Федерации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии, которые избирают президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию; устанавливают численный состав, штаты коллегии, заслушивают и утверждают отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии; рассматривают жалобы на постановления коллегии и т.д.
Частные детективные и охранные службы оказывают физическим и юридическим лицам на основе взаимной договоренности услуги по защите интересов граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите законных прав и интересов граждан, предприятии и организаций. Отличие их деятельности от деятельности органов МВД, ФСБ, ФСО и других состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Услугами частных предприятий могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые способны оплатить охранные и детективные услуги. Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Согласно закону, частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг:
Защита жизни и здоровья граждан от преступных посягательств;
Охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, физическими и техническими средствами;
Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;
Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (концертов, съездов партий и др.).
Частные детективные агентства (предприятия) осуществляют:
Сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
Сбор информации о предпринимательской деятельности с целью выявления надежности партнера клиента; установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
Сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
Поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.
На некоторых частных предприятиях создаются службы безопасности, которые являются структурными подразделениями предприятий и осуществляют как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шантажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.
В настоящее время в России сложилась негосударственная система обеспечения безопасности предпринимательства, собственности, личности и общества. Частные охранные предприятия весьма разнообразны по своим целям и задачам, формам организации деятельности, качественному и количественному составу, что является основной проблемой при решении вопроса о расширении степени содействия им со стороны государства.
Общественные объединения граждан в зависимости от организационно-правовых форм их создания можно разделить на следующие виды:
Общественные организации (функционируют на основе членства и совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан);
Общественные движения (состоят из участников без членства и преследуют социальные, политические и иные общественно-полезные цели);
Общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которых заключается в накоплении имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели);
Общественные учреждения (не имеют членства, ставят своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям);
Органы общественной самодеятельности (не имеют членства; целью ставят совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы);
Союзы и ассоциации (создаются на основе учредительных договоров группами вышеуказанных общественных объединений).
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления; вносить предложения по улучшению работы органов государственной власти и т.д.
Старейшей формой общественного объединения граждан являются профсоюзы. Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1996 г. Закон определяет, что профсоюзы представляют собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социальных прав и интересов.
В своей деятельности профсоюзы независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они защищают права своих членов на труд, ведут переговоры и заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение, соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством. Профсоюзы располагают значительными юридическими возможностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников: могут вносить предложения о принятии государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся трудовой сферы; могут участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д.
Отдельную группу общественных объединений граждан представляют религиозные. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.
В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни оно само, ни его отдельные органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений.
Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основе своих уставов (положений); не могут вмешиваться в деятельность политических партий; могут участвовать в социальной и культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.
В обеспечение экологической безопасности значительный вклад вносят различные общественные организации «зеленых», мобилизуя общественность на борьбу с многочисленными случаями загрязнения окружающей природной среды и привлекая внимание властей к этой острой проблеме.
В ряде регионов страны реальное участие в обеспечении национальной безопасности, в частности в охране государственной границы и борьбе с террористами, стали принимать объединения казачьих войск.
Общественные структуры имеют свою специфику в каждой сфере жизнедеятельности. Они возникают в различных юридических организационных формах - организаций, фондов, ассоциаций, союзов, научно-исследовательских и информационных центров, акционерных обществ, консорциумов, товариществ с ограниченной ответственностью, школ, клубов, служб, групп и отделов, добровольных обществ, органов общественного самоуправления и т.д.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность перечисленных выше и других негосударственных структур, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества и имеющих свои задачи. Возникновение многочисленных общественных структур происходит, как правило, стихийно и является реакцией граждан на реальное или вероятное возникновение угроз жизненно важным и просто важным интересам личности, социальной группы, общности и общества в целом. Тем самым общество осознанно включает дополнительные механизмы обеспечения национальной безопасности.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу недостает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.
Однако уже сегодня можно выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
Методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
Проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;
Борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
Обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
Непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
Предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
Разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;
Участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;
Страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
Формирование общественного мнения граждан, способ-ствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
Развитие творчества, инициативы, подвижничества, чувства патриотизма у граждан;
Популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
Вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
Участие в реализации международных программ безопасности;
Выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам.
Обе системы обеспечения национальной безопасности - государственная и негосударственная - должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией. Однако на практике четкого порядка в организации такого взаимодействия еще нет. Более того, наблюдается тенденция превратить эти системы не во взаимодополняющие, а в альтернативные, что влечет за собой взаимное непонимание и сложности в отношениях. Особенно это характерно для взаимоотношений государственных правоохранительных органов и частных охранных предприятий и служб безопасности.
Для устранения многих имеющихся сложностей в отношениях двух систем необходимо сделать их взаимодействие добровольным и взаимовыгодным. Цель такого сотрудничества должна заключаться в том, чтобы государственная и негосударственная системы функционировали как союзники, дополняя усилия друг друга в деятельности по обеспечению национальной безопасности страны.
Необходимо осознать, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это дело не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности. Только при выполнении этого условия возможно успешно решить весь сложнейший комплекс проблем по обеспечению национальной безопасности России в XXI в.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные негосударственные субъекты обеспечения национальной безопасности России?
2. В чем состоят основные задачи негосударственной системы обеспечения национальной безопасности?
3. Какие имеются трудности в формировании негосударственной системы обеспечения национальной безопасности?
Литература
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
2. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992.№ 17.Ст.888.
3. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
4. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
© Возжеников А. В.
Федерации»
Учеными и законодателями даются различные трактовки понятия безопасность1 и его многочисленных (более 100) разновидностей. Наиболее широким среди них является понятие «общественная безопасность»2. Ее обеспечение выступает необходимым условием стабильного существования и поступательного развития общества, создания достойных условий и качества жизни российских граждан. Ее основными элементами являются безопасность государства3 и национальная безопасность Российской Федерации4.
Угрозы безопасности обществу и государству являются сигналом для создания и функционирования соответствующих систем, для которых основным предназначением является обеспечение условий надежной безопасности для личности, общества и государства. Все возникающие угрозы условно можно сгруппировать по следующим основаниям: сферам действия (внутренние и внешние); объектам воздействия на виды общественных отношений (политические, идеологические, военные, экономические, экологические, правоохранительные, продовольственные и другие); по вероятности их наступления (потенциальные, реальные и непосредственные)5.
Жизненно важным интересом личности, общества и государства является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает их существование и возможность прогрессивного развития.
В правовом, социальном государстве безопасность граждан означает возможность беспрепятственного осуществления им конституционно гарантированных прав и свобод. безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз. //См.: Закон Российской Федерации «О
БЕЗОПАСНОСТИ» от 5 марта 1992 г. № 2446-1. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773. безопасность общества (общественная) - урегулированная нормами права и морали система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов человека, общественного порядка, нормального функционирования государственных органов и общественных организаций от угроз, исходящих от деяний лиц, совершающих правонарушения или нарушающих нормы морали, а также явления негативного природного и техногенного характера. Правовое обеспечение противодействия терроризму: Справочное пособие / Авт.-сост. докт. юр. наук А.Ю. Шумилов. - М.: Издатель Шумилова И.И., 1998. С.37. безопасность государства (государственная) - урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться. Составными элементами государственной безопасности являются экономическая, политическая, военная, экологическая, информационная и иные виды безопасности. Национальная безопасность Российской Федерации - это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти» в государстве. //Концепция национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Более подробно см., например: Казаков Н.Д. Системный кризис общества и его проявление в оценках реальных и потенциальных угроз России в «переходный период» 90-х годов. //Социально-политические аспекты обеспечения государственной безопасности в современных условиях. - М. 1994; Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. - СПб. 1994; КарповВ.И., ПавловД.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М.: 1999.
265
Федерации»
Безопасность - весьма емкая категория. В теории и практике правоохранительной деятельности в зависимости от жизненно важных интересов личности, общества и государства, подвергающихся угрозе, различаются внутренняя и внешняя безопасность страны, личная (конкретного человека, например, свидетеля или потерпевшего по уголовному делу) и общественная (безопасность неопределенного круга лиц, например, пешеходов, пассажиров гражданских воздушных судов или участников митинга), государственная (федеральная), экономическая, политическая, международная, оборонная (военная), культурная, информационная, технологическая, интеллектуальная, экологическая, санитарно-эпидемиологическая, противопожарная и иные виды безопасности.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при которой затрудняется, нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.
Как и виды безопасности, угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям.
По вероятности реализации выделяются реальные угрозы, то есть те, деструктивное воздействие которых может осуществляться в любом отрезке времени, и потенциальные (удаленные) - возможные только в случае формирования каких-либо условий.
По месту расположения источников опасности - внутренние угрозы - источники находятся на территории страны; внешние - источники расположены за пределами России.
По сферам человеческой деятельности можно вести речь о политических, экономических, военных, криминологических и иных угрозах.
По отношению к человеческой деятельности различаются объективные угрозы, которые формируются независимо от целенаправленной деятельности людей либо проистекают из качественных особенностей объекта безопасности, и субъективные - т.е. обусловливаемые сознательными действиями каких-либо лиц или структур - разведывательной, подрывной и террористической и иной организованной преступной деятельностью.
По масштабам воздействия угрозы могут быть всеобщими - их последствия отражаются на состоянии всей страны; локальными - последствия их реализации дезорганизуют жизнь какой-либо части страны; частные - последствия их реализации затрагивают интересы отдельного индивида.
Совокупность угроз не является постоянной. Угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться. Оценка угрозы является обязанностью органов исполнительной власти при планировании и принятии соответствующих решений во всех областях социальной жизни.
Именно характер и степень вероятности угроз предопределяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Под обеспечением безопасности подразумевается система экономических, политических, организационных, правовых и иных мер по охране и защите личности, общества и государства, адекватных угрозам их жизненно важным интересам.
Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство не только обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны, но и гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, защиту и покровительство.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о необходимости создания специального государственного органа, основным предназначением которого является координирующая роль всех государственных структур в вопросах обеспечения безопасности различного вида. Например, в США для согласованности действий имеющихся в стране 15 спецслужб предполагается введение должности координатора.
В России таким органом является предусмотренный Конституцией страны (п.«ж» ст. 83) Совет Безопасности Российской Федерации. Целевой элемент его компетенции заключается в осуществлении «подготовки решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности», которые оформляются указами. Фактически Совет Безопасности является рабочим инструментом Президента Российской Федерации. На него возложены задачи разработки общих концептуальных положений стратегии национальной безопасности и координации деятельности силовых структур, а также других министерств и ведомств по вопросам обеспечения государственных (национальных) интересов России.
Совет Безопасности проводит работу «по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации», оперативно готовит для Президента России проекты решений по их предотвращению, разрабатывает соответствующие предложения.
Круг вопросов, рассматриваемых Советом Безопасности Российской Федерации, весьма широк и соответствует характеру внутренних и внутренних угроз. Он уполномочен рассматривать «вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы
Федерации»
государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен... за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (ч. 2 ст. 13).
Интересы личности «состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина».
Интересы общества заключаются «в упорядочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России».
Интересы государства «состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества»3.
В соответствии с основными направлениями деятельности в его структуре создаются постоянные межведомственные комиссии, действующие на функциональной или региональной основе.
В состав Совета Безопасности Российской Федерации входят: председатель (Президент Российской Федерации); секретарь (возглавляет аппарат Совета Безопасности и подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации); постоянные члены и члены Совета безопасности (Председатель Правительства Российской Федерации и руководители ряда наиболее значимых федеральных министерств и ведомств, а также Президент Российской академии наук и руководитель Администрации Президента Российской Федерации). «Организационнотехническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» осуществляет аппарат Совета Безопасности.
Нестабильность структуры и состава федеральных органов исполнительной власти влечет за собой необходимость частых внесений изменений в состав Совета Безопасности.
Проведенный анализ показал, что только за два с небольшим года (с июля 1996 г. по ноябрь 1998 г.) по изменению в персональном составе Совета Безопасности Российской Федерации было издано девять указов Президента Российской Федерации.
В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также (до марта 2004 г.) председатель государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.
В соответствии с этими задачами Совет Безопасности образует постоянные либо временные межведомственные комиссии, которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.
Федерации»
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц. Его решения принимаются на заседаниях постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов, оформляются протоколами и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.
В Законе «О безопасности» и Положении о Совете Безопасности Российской Федерации конкретизированы задачи Совета Безопасности по предотвращению и ликвидации ЧС, которые могут повлечь существенные социальнополитические, экономические, военные, экологические и иные последствия, а также в условиях чрезвычайного положения (подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения). В то же время, в тексте рассматриваемого закона отсутствуют предписания о компетенции Совета Безопасности в условиях действия режима военного положения и состояния войны. Это порождает трудности в уяснении его роли и места в организации обороны.
Такие недостатки характерны и для функциональной характеристики системы безопасности Российской Федерации. В частности, нечетко раскрывается ее предназначение в организации обороны страны.
Следует отметить, что каждый орган государственной власти в той или иной степени в рамках выполнения стоящих перед ними задач своими действиями предпринимает меры, направленные на предотвращение возможных ситуаций, способных повлечь за собой необходимость введения в действие одного из видов особых правовых режимов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы национальной безопасности, согласно распределению предметов ведения, решаются на двух уровнях - федеральном и субъектов Федерации. Более чем в половине субъектов Российской Федерации созданы собственные Советы безопасности. Некоторые города (Краснодар, Ставрополь) также посчитали необходимым иметь подобные структуры. В первую очередь, это было сделано в тех регионах, где наблюдается постоянная нестабильность в политической и социально-экономической сферах.
Их деятельность пока не нашла широкого отражения в научной и специальной литературе. Поэтому остановимся более подробно на характеристике этих видов специальных субъектов реализации чрезвычайного законодательства, осуществляющих свою деятельность на уровне субъектов Российской Федерации.
Состав советов безопасности в субъектах Российской Федерации формируется по аналогии с Советом безопасности Российской Федерации. Определяющую роль в этом играют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (городов). Круг их полномочий определяется предметами ведения конкретных субъектов федерации. Они наделены совещательным статусом. Однако принимаемые ими решения носят официальный характер, так как облекаются в форму нормативного акта, издаваемого руководителем территориального органа исполнительной власти.
В Ставропольском крае постановлением губернатора от 9 декабря 1997 г. № 708-3 создан Совет по экономической и общественной безопасности Ставропольского края. Помимо этого, постановлением главы города Ставрополя М. В. Кузьмина от 12 июля 1999 г. № 3125 утверждено Положение о Совете по общественной безопасности города Ставрополя. Совет предназначен осуществлять подготовку решений главы города «по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, правопорядка города, организации и координации борьбы с преступностью, проведения единой политики в области обеспечения безопасности на территории города Ставрополя» (п. 1.2. Положения). Он должен обеспечивать «условия для реализации главой города его уставных полномочий по защите прав и свобод жителей города, взаимодействию органов государственной власти города, общественных и муниципальных формирований» (п. 1.5 Положения).
В число членов Совета (в Положении для краткости его предложено называть Совет безопасности (п. 1.2)) входят по должности: заместители главы города; главы администраций районов; «руководители ведомств, учреждений и организаций, в ведении которых находятся вопросы обеспечения государственной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка» (п. 1.3 Положения). Один из заместителей главы города является секретарем Совета.
К основным задачам Совета по общественной безопасности отнесены следующие:
определение факторов, представляющих угрозу жизненно важным интересам города, его населения, отдельной личности;
разработка основных направлений обеспечения безопасности города и организация подготовки городских программ ее обеспечения;
подготовка рекомендаций главе города для принятия решений в области обеспечения безопасности личности, общества, города;
разработка и организация выполнения мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений;
Федерации»
разработка предложений по координации деятельности государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления с правоохранительными органами в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
подготовка оперативных решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, экологическим и иным последствиям.
Среди многочисленных функций Совета общественной безопасности доминирующее положение принадлежит контрольным:
рассмотрение вопросов в области обеспечения общественной безопасности города, решения проблем государственной, экономической, социальной, экологической, информационной и иных видов безопасности;
рассмотрение вопросов контроля, поддержания в готовности к действиям сил и средств обеспечения безопасности;
рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности города, а также видов и реальности угрожающих факторов;
заслушивание должностных лиц органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий по вопросам обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
рассмотрение вопросов развития органов муниципальной милиции, контроль за ее становлением и эффективностью деятельности;
оценка состояния защиты прав и свобод гражданина, прав национальных меньшинств, проживающих на территории города, выработка мер по обеспечению конституционных прав и свобод.
К организационным функциям отнесены следующие:
разработка мер и координация действий на случай борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацией их последствий;
рассмотрение кандидатур на должности руководителей правоохранительных органов в пределах компетенции, подготовка соответствующих рекомендаций для краевых органов исполнительной власти;
организация контроля за выполнением на территории города федеральных программ по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности;
решение иных задач в сфере обеспечения безопасности в соответствии с законодательством и решениями главы города.
К правовым функциям относятся:
подготовка проектов решений главы города в области обеспечения безопасности и информационного развития; />подготовка проектов постановлений и распоряжений главы города по вопросам обеспечения безопасности личности и развития информационных программ;
рассмотрение проектов постановлений, затрагивающих вопросы общественной безопасности и подготовка заключений по ним.
Заседания Совета предусмотрено проводить не реже одного раза в месяц или по мере необходимости. Присутствие членов Совета на заседаниях носит обязательный характер. Запрещено делегирование полномочий лицам, не являющимся членами Совета. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов Совета и вступают в силу после утверждения председателем Совета. Решения по важнейшим вопросам могут оформляться постановлениями или распоряжениями, а остальные - протоколами.
Совет по общественной безопасности в соответствии с основными задачами и функциями наделен правом образования постоянных или временных межведомственных комиссий, которые являются его основными рабочими органами. Вопросы о их создании, задачах и составе решаются Советом по представлению секретаря Совета.
Постоянные межведомственные комиссии предназначены осуществлять подготовку предложений и рекомендаций Совету по основным направлениям политики в области обеспечения безопасности всех видов. Они должны способствовать координации деятельности министерств, ведомств, управлений, организаций, органов местного самоуправления по выполнению краевых целевых программ и решений самого Совета.
Временные межведомственные комиссии могут создаваться на случай возникновения необходимости выработки предложений и рекомендаций Совету, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций или ликвидацию их последствий. Кроме того, они создаются для анализа возникших проблем обеспечения стабильности и правопорядка, защиты конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Ставропольского края.
Круг решаемых вопросов, состав участников, юридическая сила принимаемых нормативных актов позволяют сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на официально определенный правовой статус (вспомогательный консультативный орган при главе города), Совет по общественной безопасности города Ставрополя играет одну из ключевых ролей в вопросах формирования и реализации управленческой политики администрации города практически во всех сферах общественной жизни.
В отличие от Совета по общественной безопасности города Ставрополя Совет по правопорядку и общественной безопасности города Ижевска, созданный постановлением администрации города Ижевска от 15 марта
Федерации»
1995 г., № 82, имеет более узкую направленность - координирует деятельность правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Об этом свидетельствует состав и основные задачи Совета.
В состав Совета входят: от администрации - мэр города Ижевска (председатель), руководитель аппарата Администрации города (заместитель председателя Совета); депутаты Городской думы; руководители правоохранительных органов города (по согласованию).
Отличительной особенностью создаваемых в отдельных городах собственных Советов безопасности является то, что фактически они создаются на уровне глав администраций городских органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти.
Такое положение соответствует требованиям действующего законодательства. Например, к вопросам местного значения городского округа, в контексте исследуемой проблемы, на законодательном уровне, наряду с другими, отнесено: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения. .
Отношение к этим сравнительно новым государственным структурам неоднозначное. В частности, высказывается точка зрения о том, чтобы они обладали не координирующими полномочиями, а только консультативными. В то же время нельзя не заметить, что в Российской Федерации формируется, а если быть более точным, восстанавливается иерархическая система действующих на постоянной основе специальных субъектов реализации чрезвычайного законодательства, наделяемых полномочиями по обеспечению безопасности функционирования личности, общества и государства.
В СССР подобными полномочиями обладали «суженные заседания» (так называемые «СЗ»), создаваемые при первых секретарях горкомов, обкомов, крайкомов и республик ЦК КПСС. На них обсуждались и принимались решения по вопросам гражданской обороны, мобилизационной подготовки и выполнению мероприятий по плану расчетного года.
Отечественная история, зарубежный опыт и современная действительность свидетельствуют о том, что Совет Безопасности Российской Федерации, а также подобные структуры на других управленческих уровнях фактически являются основными субъектами в сфере определения концептуальных начал и в процессе реализации национальной безопасности России.
Для дальнейшего повышения эффективности деятельности этих субъектов реализации чрезвычайного законодательства назрела необходимость в повышении их правового статуса. На законодательном уровне в круг их полномочий целесообразно включить право на осуществление руководящих, контрольных и надзорных функций в сфере реализации мер, направленных на надежное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Новый характер угроз повлек за собой радикальную перегруппировку различных коалиций и союзов между государствами, в том числе и в рамках СНГ с участием Российской Федерации. В 1992 г. шесть государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Узбекистан) подписали Договор о коллективной безопасности \ Затем на его основе была создана новая структура - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой вошли: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения. 7 октября 2002 г. были приняты Устав и Соглашения о правовом статусе Организации, в последующем ратифицированные Федеральным Собранием Российской Федерации1.
Основным ее предназначением является борьба с международным терроризмом с привлечением правоохранительных структур и спецслужб стран - участниц в рамках многосторонних и двухсторонних соглашений, реализации совместных программ и проведения специальных совместных операций. Созданы Коллективные силы быстрого развертывания. В их составе имеется авиация. Предусмотрено оказание военной и военно-технической помощи государствам - участницам.
Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
Федерации» осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Важнейшим элементом системы безопасности выступают государственные органы обеспечения безопасности. Они образуются в структуре исполнительной власти для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности и включают в себя: Вооруженные Силы; органы безопасности Российской Федерации, государственной охраны, внутренних дел, внешней разведки, таможенные; формирования ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; пограничную службу; внутренние войска; и другие государственные органы обеспечения безопасности, для которых обеспечение безопасности является основным видом деятельности.
Закон РФ «О безопасности» объединяет их под наименованием «силы обеспечения безопасности». Этот же нормативный акт запрещает создание органов обеспечения безопасности, не установленных законодательством.
Полномочия по руководству государственными органами обеспечения безопасности распределяются следующим образом. Президент Российской Федерации: определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе стратегию обеспечения его внутренней и внешней безопасности; осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности; контролирует и координирует их деятельность; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; при отсутствии и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; не реже одного раза в год представляет Федеральному Собранию доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации: в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти.
Федеральные министерства и ведомства: в пределах своей компетенции на основе законодательства обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; разрабатывают внутриведомственные акты по обеспечению безопасности.
В соответствии с теориями государства и права, а также управления любая сложная система (к которым относится и система национальной безопасности РФ) должна обладать определенной структурой, которую составляют: объекты и субъекты безопасности, а также реализующие ее силы и средства.
При этом обеспечение национальных интересов страны от угроз внешнего и внутреннего характера является «постоянной необходимостью» и одновременно целенаправленной, широкомасштабной и многоплановой деятельностью основных субъектов безопасности. Реализация этой необходимости как раз и обусловливает организацию системы безопасности.
Субъектно-объектная структура НБ выражается в том, что ее субъект и объект взаимно предполагают друг друга и даже могут совпадать, а различия между ними относительны, определяются их функциями в системе и возникают в процессе правоотношений, связанных с обеспечением безопасности .
Государство и общество как субъекты безопасности зависят от событий, в совокупности составляющих элементы сохраняющейся структуры безопасности. Личность также является действительной частью системы безопасности целостного общественного состояния, и она связана с другими субъектами безопасности таким образом, что их взаимные влияния совместно воздействуют на систему безопасности, существующую как неразрывное правовое отношение целого к его частям. Субъект безопасности существует как часть объекта безопасности, который в свою очередь, является частью субъекта. Они (по теории) должны обладать специфической чувствительностью к изменению целостности друг друга.
В эффективных системах безопасности эта чувствительность упорядочена юридическими нормами так, что части (например, силы и органы безопасности) приспосабливают и совершенствуют себя для того, чтобы сохранить стабильность и управляемость всей системы НБ. Отношение части к целому в системах безопасности имеет особое взаимодействие, ассоциирующееся со здоровым организмом, в котором каждая часть служит целому, а целое – каждой части.
Таким образом, суть субъектно-объектного понимания безопасности состоит в отнесении и приспособлении различных субъектов к сохраняющимся в целостности объектам НБ.
Объект безопасности – это то, что надо обезопасить . По теории многообразие объектов безопасности бесконечно. Но право занимается главным образом задачами и объектами, возникающими из практической природы общественных отношений. Поэтому в праве должна существовать теоретически обоснованная классификация объектов безопасности, причем она не может быть исчерпывающей. Сегодня она фактически уже существует, но перечень и характеристики объектов безопасности распылены по множеству источников права (что станет ясно после изучения следующей темы).
Как уже было сказано ранее, к основным объектам национальной безопасности относятся (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» ): личность – ее права, свободы и здоровье; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Субъект безопасности – это тот, кто может себя или кого-либо обезопасить . Государство или сообщество государств, общество и личность как субъекты безопасности призваны обезопасить себя и друг друга. Это и есть разумная безопасность.
Правосубъектность в области безопасности существует в двух измерениях: в национально-правовом и международно-правовом, и оба представляются довольно сложными. Так, субъекты международного права являются носителями прав и обязанностей в области безопасности, возникающих в соответствии с нормами международных договоров или общепризнанными принципами и нормами международного права. При этом выделяют две основные разновидности таких субъектов: первичные и производные.
Первичными субъектами международного права и безопасности являются государства, обладающие всей полнотой прав и обязанностей. При этом принято считать, что производные субъекты (международные организации и др.) обладают ограниченной правосубъектностью по сравнению с первичными (государствами). Однако именно международное право наделяет производный субъект – Организацию объединенных наций (ООН) в лице ее Совета Безопасности (в соответствии с гл. VI и VII Устава ООН) – наивысшей правосубъектностью в области международной безопасности.
В сфере национальной безопасности – все наоборот: ведущим и первичным субъектом, как правило, является государство, которое и наделяет правами и обязанностями свои части – органы власти, юридических лиц (организации) и граждан (физических лиц). Следовательно, отношение части к целому в международной системе безопасности и в национальной правовой системе имеет различающееся взаимодействие.
Государство обладает монополией на принуждение. Используя его, а также опираясь на систему права, материальные и силовые ресурсы, государство использует их в интересах обеспечения национальной безопасности. Для этого оно располагает специальными органами, но реализует свое участие и через деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Субъектом обеспечения НБ могут быть и различные объединения граждан: политические партии, общественные организации, коммерческие структуры и другие организованные группы. Однако их участие в ОНБ в значительной степени ограничено их правовым статусом и нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность в области обеспечения НБ (например, законом «О частной детективной и охранной деятельности») .
Большое значение сегодня приобретает создание гражданами самодеятельных общественных структур для поддержания общественного порядка, самозащиты граждан и самого общества (групп самообороны, структур в поддержку деятельности правоохранительных органов, природоохранных общественных организаций и т. д.). На государство же в этом случае возлагается обязанность стимулировать коллективное участие граждан в обеспечении НБ. Следует отметить, что в настоящее время в России наметилась тенденция возрастания роли общественных структур в обеспечении национальной безопасности, что имеет и определенные отрицательные стороны. В частности, происходит «выход» некоторых негосударственных структур безопасности (как правило, охранных организаций, создаваемых на профессиональной основе) за рамки своих полномочий и иногда даже сращивание их с преступным миром. В результате эти структуры могут превращаться в свою противоположность – в источники угроз национальной безопасности.
Субъектом ОНБ могут быть и отдельные российские граждане. Участие граждан в обеспечении НБ определено существующим законодательством. Так, в частности, уголовно-правовыми институтами, регулирующими право участия граждан в обеспечении национальной безопасности, являются: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника и оправданный риск. Кроме того, ОНБ со стороны граждан заключается в их участии в выборах во все представительные органы государственной власти и управления. Можно также отметить, что эффективность деятельности государственных органов, направленной на обеспечение НБ, во многом зависит именно от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах и оказании помощи государственным органам, на которые возложена обязанность обеспечивать НБ (например, оказание содействия в оперативо-розыскной деятельности).
Все вышеуказанные субъекты образуют систему обеспечения национальной безопасности , под которой принято понимать совокупность подчиненных общей цели обеспечения национальных интересов России и связанных между собой органов государственной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждан, принимающих участие в ОНБ в соответствии с Законом, а также концептуальные основы (установки) и нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере обеспечения безопасности .
В ранее указанном Законе РФ «О безопасности» существует специальный раздел II «Система безопасности Российской Федерации». В нем установлены основные элементы этой системы (ст. 8), образующие три основные ее подсистемы: а) концептуальную, б) нормативную и в) институциональную.
Концептуальная подсистема есть необходимое условие сведения к минимуму (а лучше – к исключению) стихийности в организации и развитии системы ОНБ, недопущения «гипертрофии субъективного момента» в этом процессе. Эта подсистема представлена Концепцией национальной безопасности РФ, которая отражает новые подходы к обеспечению безопасности, сложившиеся в России в 90-е годы XX века.
Нормативно-правовая подсистема представлена законодательством в сфере обеспечения НБ, характеризующимся определенным отставанием в ряде его областей от существующих реалий, отсутствием необходимой упорядоченности и наличием в ней элементов стихийности. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем научно-теоретической проработки ряда базовых положений Закона о безопасности, отсутствием в течение длительного времени четкого определения на государственном уровне основных национальных интересов страны, несформированностью государственной программы развития законодательства в этой области.
Основы институциональной подсистемы определяются Конституцией РФ, тем же законом о безопасности и ее Концепцией, а проявляются в наличии соответствующих государственных и общественных структур ОНБ.
Характерно, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
Статья 10 Закона «О безопасности» определяет разграничение полномочий государственных органов власти в системе безопасности.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере по уровням.
К федеральному уровню полномочий отнесены:
Определение приоритетов в защите жизненно важных интересов объектов безопасности (в основном Президент РФ);
Разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности (в основном Федеральное Собрание РФ);
Установление и поддержание порядка организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также осуществление контроля за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности (в основном Правительство РФ и Совет Безопасности при Президенте РФ).
К компетенции Федерального Собрания РФ относится:
Заслушивание доклада Президента России об обеспечении безопасности РФ (не реже одного раза в год);
Определение бюджетных ассигнований на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере НБ;
Разработка и принятие федеральных законов, ратификация и денонсация международных договоров и соглашений РФ по вопросам ОНБ.
Органы исполнительной власти:
Обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
Организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
Осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
В соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы:
Обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе РФ;
Осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
Обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Статья 11 Закона определяет руководство государственными органами обеспечения безопасности. При этом общее руководство государственными органами ОНБ осуществляет Президент РФ.
Президент Российской Федерации, осуществляющий общее руководство органами ОНБ:
Возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
Контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
В пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
Совет Министров Российской Федерации (Правительство РФ):
В пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;
Организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и другие органы исполнительной власти РФ:
В пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
На основании указанного Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Статья 12 Закона «О безопасности» определяет силы и средства обеспечения безопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя:
Вооруженные Силы (1,2 млн военнослужащих),
Федеральные органы безопасности (75 тыс. человек непосредственно в ФСБ и 220 тыс. человек в ее Пограничной службе),
Органы внутренних дел и внутренние войска (1,2 млн служащих МВД),
Органы внешней разведки (численность СВН засекречена),
Органы налоговой службы,
Органы обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, а также органы юстиции, в том числе ГУИН (Главное Управление исполнения наказаний – 300 тыс. сотрудников, которые обеспечивают соблюдение режима для одного миллиона заключенных и подследственных);
Государственную противопожарную службу;
Органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
Органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
Службы обеспечения безопасности средств связи и информации (ФАПСИ), таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Службы органов безопасности Российской Федерации, МВД Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с законами, решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения НБ.
Существует своя система органов безопасности на региональном уровне (в федеральных округах и субъектах РФ).
Организационная структура системы НБ. Организационная структура управления национальной безопасностью обычно рассматривается в двух аспектах : в широком - как единство всех структур, участвующих в ОНБ (подход, содержащийся в Законе «О безопасности»), и в узком - как часть системы исполнительной власти.
В качестве звеньев этой структуры выделяются:
Президент РФ;
Совет безопасности (СБ) с его межведомственными комиссиями ;
Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ с их комитетами;
Правительство РФ со своими коллегиями;
Федеральные органы исполнительной власти;
Органы исполнительной власти субъектов РФ;
Органы местного самоуправления (например, в ЗАТО).
Выделение звеньев оргструктуры государственного управления НБ позволяет вырабатывать для каждого из них типовые правовые статусы, типовые «внутренние» структуры, взаимосвязи и соответственно анализировать и оценивать их рациональность и эффективность. Следует обратить внимание, что организационная структура ОНБ – это не только совокупность органов власти, но и система организационных связей, влияющих на управление.
Особенности статуса, состава СБ и порядка его формирования (включая межведомственные комиссии и аппарат) , основные задачи, порядок принятия решений представлены в специальном разделе III Закона «О безопасности» (ст. 13–19) и названных указах Президента РФ .
Детали компетенции и полномочий федеральных органов исполнительной власти (по новой структуре), а также организации их деятельности в области ОНБ могут быть рассмотрены на семинаре.
Дополнительные сведения по этому вопросу можно найти в работах .
1. Что входит в понятие «структура национальной безопасности»?
2. Что относится к объектам НБ?
3. Как разграничены компетенция и полномочия органов власти в области НБ?
4. Каковы организационная структура и взаимодействие органов, осуществляющих ОНБ?
5. Подготовьтесь к семинару, рассмотрев в качестве дополнительного задания функции органов исполнительной власти в области НБ и ОНБ по новой структуре федеральных органов.
Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.
В законе говорится также, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека - самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.
Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.
Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.
Принципы обеспечения национальной безопасности - это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, морально-политическим потенциалом населения, геополитическим положением страны и, наконец, состоянием военной мощи. Поэтому, чем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. Однако применение вооруженной силы предполагается только в крайнем случае - для обороны от агрессии против России и защиты жизненно важных интересов страны. В настоящее время при обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и иных невоенных средств.
При выполнении даже внутренних (фактически полицейских) функций главной целью использования силовых структур является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан, оказание необходимой помощи и создание условий для решения конфликта политическими средствами.
Данный подход свидетельствует, что обеспечение национальной безопасности - долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20