От и тб водителя. Обучение по охране труда водителей автотранспорта
Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей
К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.
В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.
Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.
Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.
Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.
Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Требования к обучению водителей по охране труда
Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.
ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.
Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.
Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.
Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.
Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.
Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.
Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.
При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.
Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.
Если у водителя транспортного средства, помимо школьного аттестата и водительского удостоверения, нет другого профессионального образования, такой водитель должен быть направлен в учебный центр на 72-часовую подготовку по охране труда. Только после этой подготовки в этом учебном центре ему будет присвоена группа по электробезопасности. Внутри организации таким «школьникам» выдавать вторую группу запрещено Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Предрейсовые медосмотры
Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.
Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.
Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
- повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
- нагретые до высокой температуры части двигателя;
- горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
- неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
- вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
- электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
- неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).
Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.
Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.
Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
Действия водителя в нештатных ситуациях
В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.
Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации
При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:
- Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
- Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
- Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
- Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
- Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
- Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
- При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.
Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка - они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.
Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:
а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);
б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);
в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);
г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).
Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.
Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)
№ п/п | Наименование вложения | Нормативный документ | Форма выпуска (размеры) | Коли- чест- во (штук, упаковок) |
1 | Средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран | |||
1.1 | Жгут кровоостанавливающий | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | 1 шт. | |
1.2 | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 5 см | 2 шт. | |
1.3 | Бинт марлевый медицинский нестерильный | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 10 см | 2 шт. |
1.4 | Бинт марлевый медицинский нестерильный | ГОСТ 1172-93 | 7 м х 14 см | 1 шт. |
1.5 |
Бинт марлевый медицинский стерильный |
ГОСТ 1172-93 | 5 м х 7 см | 2 шт. |
1.6 | ГОСТ 1172-93 | 5 м х 10 см | 2 шт. | |
1.7 | Бинт марлевый медицинский стерильный | ГОСТ 1172-93 | 7 м х 14 см | 1 шт. |
1.8 | Пакет перевязочный стерильный | ГОСТ 1179-93 | 1 шт. | |
1.9 | Салфетки марлевые медицинские стерильные | ГОСТ 16427-93 | Не менее 16 х14см № 10 |
1 уп. |
1.10 | Лейкопластырь бактерицидный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 4 см х 10 см |
2 шт. |
1.11 | Лейкопластырь бактерицидный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 1,9 см х 7,2 см |
10 шт. |
1.12 | Лейкопластырь рулонный | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | Не менее 1 см х 250 см |
1 шт. |
2 | Средства для сердечно-легочной реанимации | |||
2.1 | Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" | ГОСТ Р ИСО 10993-99 | 1 шт. | |
3 | Прочие средства | |||
3.1 | Ножницы | ГОСТ Р 51268-99* | 1 шт. | |
3.2 | Перчатки медицинские | ГОСТ Р ИСО 10993-99 ГОСТ Р 52238-2004* ГОСТ Р 52239-2004* ГОСТ 3-88* |
Размер не менее М |
1 пара |
3.3 | Рекомендации по применению аптечки первой помощи (автомобильной) | 1 шт. | ||
3.4 | Футляр | 1 шт. |
Ответы подготовлены Редакция сайта «МЦФЭР Охрана труда»
Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.
Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.
Таковыми являются водители автомобильного транспорта.
Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.
Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.
Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит :
Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:
- требования охраны труда, выдвигаемые по отношению к организации процессу выполнения работ;
- требования ОТ, выдвигаемые территориям производственного назначения и рабочим местам;
- требования ОТ, обязательные к соблюдению при использовании автомобильного транспорта — порядок запуска двигателя автомобилей, технология проезда по опасным участкам и др.;
- требования охраны труда, касающиеся размещения и хранения различных комплектующих элементов и отходов производства.
Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.
При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.
Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане , подходящие под определенные условия:
- возраст старше 18-ти лет ;
- наличие действующего документа, согласно которому подтверждается, что состояние здоровья трудящегося позволяет ему работать водителем;
- наличие действующего водительского удостоверения с допуском к вождению автомобиля необходимой категории;
Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.
Инструктажи с лицами, которые управляют грузовыми и легковыми автомобилями
С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .
В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:
В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.
Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.
Инструкция включает в себя следующие моменты:
- Первичный.
Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.
Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.
Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.
- Повторный.
Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.
Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:
- первичная отправка водителя на новый маршрут;
- перевозка детей;
- перевозка грузов — опасных, крупногабаритных и тяжеловесных.
Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.
Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.
21.05.2015 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для водителя автомобиля. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.
Глава 1. Общие требования по охране труда
1. К управлению автомобилем допускаются лица не моложе 18 лет, имеющее водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему, прошедшее обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
2. К управлением автомобилями для перевозки опасных грузов допускаются водители не моложе 21 года, имеющие непрерывный стаж работы по профессии «водитель автомобиля» не менее 3 лет, прошедшие специальную подготовку, стажировку и проверку знаний на допуск к самостоятельной работе и получившие свидетельство установленного образца, выданного уполномоченным государственным органом.
Порядок допуска к работе водителей-такси, водителей грузовых автомобилей при выполнении международных перевозок, водителей при перевозке групп детей устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций.
Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)
Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)
3. Водители проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в 6 месяцев, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов, проходят переподготовку не реже одного раза в 3 года.
4. Водитель обязан:
соблюдать требования Правил дорожного движения;
останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции;
пройти по требованию работника Государственной автомобильной инспекции в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ (см. контроль трезвости );
контролировать перед началом и во время движения размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения, падения или создания препятствий для движения;
быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с не пристегнутыми ремнями при движении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности. Не пристегивание ремнями безопасности допускается только для лица, обучающего вождению, когда автомобилем управляет лицо, обучаемое вождению, а в населенных пунктах – для водителя автомобиля оперативного и специального назначения и водителя такси;
уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем для них сигнале регулировщика или светофора, и пешеходам, идущим к находящемуся на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производится с проезжей части дороги или посадочной площадки, расположенной на этой стороне проезжей части дороги;
принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения детей, инвалидов, людей преклонного возраста, велосипедистов;
покидать свое место или оставлять автомобиль только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля;
принимать меры по недопущению загрязнения дорог;
исполнять иные обязанности, установленные законодательством.
5. Водителю запрещается:
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
участвовать в дорожном движении на автомобиле с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе автопоезда), не горящими фарами и задними габаритными ограждениями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков), а также с иными неисправностями, предусмотренными Правилами дорожного движения;
пользоваться во время движения автомобиля мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения автомобиля допускается только в случае, если автомобиль оснащен комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства;
выполнять ремонт автомобиля и его обслуживание на проезжей части дороги;
создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
эксплуатировать автомобиль с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший государственного технического осмотра;
допускать загрязнение дорог и окружающей среды.
6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при эксплуатации автомобиля;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
эмоциональные перегрузки, монотонность труда;
движущиеся транспортные средства, перевозимые грузы;
стесненные условия работы при ремонте, регулировке узлов и систем автомобиля;
опасные зоны (вблизи мест, над которыми происходит перемещение грузов, и другие);
возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей.
7. Водитель обеспечивается средствами индивидуальной защиты по установленным нормам:
Наименование |
|
Костюм хлопчатобумажный 3Ми — 12 мес. |
|
Рукавицы комбинированные Ми – до износа |
|
Ботинки кожаные Мп – 12 мес. |
|
На наружных работах зимой дополнительно |
|
Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес. |
|
Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес. |
|
Сапоги кирзовые утепленные СлТн30 — 24 мес. |
|
Сигнальный жилет с светоотражательным элементом — до износа |
8. Водители обязаны правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия ставить в известность об этом непосредственного руководителя работ.
9. Водитель обязан иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки:
водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории (далее водительское удостоверение) или временное разрешение на право управления механическим транспортным средством;
талон к водительскому удостоверению;
свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства;
документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
разрешение органа связи на использование средств радио- и спутниковой связи при наличии на автомобиле в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, за исключением автомобиля оперативного назначения;
документ установленного образца, удостоверяющий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховое свидетельство, страховой полис, страховой сертификат ).
Водитель автомобиля, оборудованного (переоборудованного) для работы на сжатом (сжиженном) газе, также обязан иметь и передавать работникам ГАИ для проверки:
акт о прохождении освидетельствования газового баллона;
акт выдачи автомобиля владельцу после его переоборудования для работы на сжатом (сжиженном) газе;
удостоверение о прохождении обучения по безопасной работе с газобаллонными автомобилями.
Водители автомобилей, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, транспортная деятельность которых подлежит лицензированию, также обязаны иметь при себе и предъявлять уполномоченным на то работникам Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь лицензионную карточку, путевой лист и иные транспортные документы, выданные в установленном порядке.
Водитель автомобиля, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
иметь при себе свидетельство о регистрации автомобиля и водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении, либо водительское удостоверение страны гражданства с приложением официально заверенного перевода текста этого удостоверения на белорусский или русский язык;
иметь на автомобиле отличительный и регистрационный знаки государства, в котором зарегистрирован этот автомобиль.
Водитель автомобиля, оборудованного тахографом, обязан представлять по требованию уполномоченных на то работников государственных органов тахограмму (тахограммы ). Работник, проверивший тахограмму, должен сделать отметку на ней в порядке, установленном законодательством.
10. Водители обязаны немедленно сообщать непосредственному руководителю работ или другому уполномоченному должностному лицу нанимателя обо всех происшедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, нарушениях правил дорожного движения.
11. Водитель должен уметь оказать доврачебную медицинскую помощь потерпевшему при несчастном случае, знать и соблюдать правила личной гигиены.
12. Водитель, не выполнивший требований инструкции по охране труда, привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.
Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы
13. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
14. Проверить внешний вид автомобиля, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть лестницы, переходные мостики, подножки, рабочие площадки, очистить их от грязи, снега, льда.
15. Осмотр автомобиля в темное время суток производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не выше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.
16. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автомобиля, влияющих на безопасность движения, в том числе:
двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
подвески, колес и шин ;
зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
спидометра, тахографа, противоугонных средств замков дверей кузова или кабины , приводов управления дверями, запоров бортов грузовой платформы;
запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
механизма регулирования положения сиденья водителя;
тягово-сцепного и опорно-сцепного устройств тягача и прицепного звена,
страховочных тросов (цепей);
газовой аппаратуры , газопроводов и соединений, проверить подкапотное пространство у автомобиля, работающего на газе;
проблескового маячка оранжевого цвета у автомобилей, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,7.
При проведении проверки автомобиль должен быть заторможен.
17. Перед испытанием и опробованием тормозов на стенде принять меры, исключающие скатывание автомобиля с валиков стенда. Испытание и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и тому подобное в случае отказа тормозов.
18. Перед регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить автомобиль, поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
19. Проверить комплектность автомобиля, прицепа, полуприцепа. Автомобиль, прицеп, полуприцеп должны быть укомплектованы:
набором исправных инструментов и приспособлений;
домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата размером, равным двух — трехкратной площади пяты домкрата;
не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;
медицинской аптечкой;
знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
огнетушителем.
20. Грузовые автомобили , предназначенные для перевозки людей, комплектуются двумя огнетушителями: один находится в кабине водителя, а второй – в кузове автомобиля.
21. Грузовые автомобили, осуществляющие междугородние и международные перевозки, дополнительно комплектуются металлическими козелками, лопатой, буксирныи приспособлением, а в зимнее время – цепями противоскольжения. На козелках должна быть указана предельно допустимая нагрузка.
22. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
23. Ознакомиться с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.
24. Получить у лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, путевой лист с отметками о технической исправности автомобиля и прохождении предрейсового медицинского осмотра, указанием маршрута следования и режима работы водителя.
Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы
25. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.
26. В холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо произвести его предварительный подогрев. Для разогрева двигателя следует применять горячую воду, пар или горячий воздух. Подогревать двигатель открытым пламенем запрещается.
27. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
28. Пуск двигателя автомобиля водитель должен производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.
29. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
не брать рукоятку в обхват;
при ручкой регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (грузчиков, агентов, пассажиров и других);
не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
31. Вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автомобиля, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автомобиля и перевозимого им груза, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автомобиля.
32. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автомобиля.
33. Остановку и стоянку автомобиля производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановки на ней – у края проезжей части.
34. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения (выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом, закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).
Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).
При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.
35. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения, как в попутном, так и во встречном направлении.
36. При проезде и прохождении по территории организации, строительной площадки и других объектов следует пользоваться только установленной схемой движения, проходами и проездами.
37. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспорта и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналам и указаниям дежурного по железнодорожному переезду.
Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспорту.
38. Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ водитель должен принять меры, предупреждающие самопроизвольное движение.
39. Перед подачей автомобиля назад, убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
40. Погрузка и разгрузка грузов , крепление их и тентов на автомобиле, а также открывание и закрывание бортов автомобилей, полуприцепов и прицепов осуществляется силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций под руководством лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
41. После погрузки грузов и крепления их на автомобиле грузоотправителем, проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, во избежание его смещения, падения или создания препятствий для движения, и в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
42. При погрузке строительных конструкций, оборудования и других грузов с помощью грузоподъемных кранов выйти из кабины и находиться вне зоны возможного падения груза.
43. При погрузке сыпучих грузов с помощью экскаватора допускается оставаться в кабине только при наличии специального козырька над кабиной.
44. При доставке груза на строительные площадки получить разрешение мастера или прораба на разгрузку. При этом необходимо уточнить схему движения автомобиля по территории стройплощадки, место и способ разгрузки.
45. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов производить с привлечением рабочего-сцепщика и лица, координирующего работу, при этом подавать автомобиль назад следует самым малым ходом, выполняя команды координирующего лица.
В исключительных случаях сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае водитель должен:
поставить прицеп так, чтобы к нему можно было легко подъехать;
затормозить прицеп стояночным тормозом;
проверить состояние буксирного устройства;
положить специальные упоры (башмаки) под колеса прицепа;
произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепов, а также крепление страховочных тросов (цепей) и закрепить его за поперечину рамы автомобиля на прицепах, не имеющих автоматических устройств.
46. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
47. Сцепку и расцепку следует производить только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
48. Перед сцепкой водитель должен убедиться, что борта полуприцепа закрыты, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.
49. Не допускается грузить автомобиль, прицепы и тележки сверх установленных габаритов и грузоподъемности.
50. Подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
при въезде и выезде из ворот организации, склада;
в начале движения с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся люди;
при движении задним ходом;
в местах ограниченной видимости;
во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
51. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.
52. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:
допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;
применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.
53. Запрещается во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках.
54. Заправку автомобиля топливом водитель должен производить в соответствии с требованиями безопасности, установленными для заправочных пунктов.
55. Перед заправкой автомобиля необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автомобиля газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми). На заправочном пункте не допускается:
курить и пользоваться открытым огнем;
проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
заправлять автомобиль при работающем двигателе;
нахождение пассажиров в салоне легкового автомобиля, кабине и (или) кузове грузового автомобиля.
56. Во время работы пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты и своевременно ставить в известность непосредственного руководителя работ о необходимости их химчистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.
Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы
57. После возвращения с линии водитель должен:
проверить комплектность автомобиля;
проверить техническое состояние частей автомобиля, которые влияют непосредственно на безопасность движения;
у газобаллонных автомобилей проверить техническое состояние газового редуктора и герметичность соединений газовой магистрали мыльной эмульсией или прибором; все газовые коммуникации и арматуру очистить от пыли и грязи; произвести слив масляного конденсата из газового редуктора; в зимнее время произвести слив воды из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения водой);
провести уборочно-моечные работы;
в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;
поставить автомобиль на стоянку. При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку необходимо закрыть вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, затем выключить зажигание. Въезд в помещение, предназначенное для хранения газобаллонных автомобилей, а также перемещение внутри этого помещения производится на бензиновом топливе;
снять спецодежду в специально отведенном месте.
58. Запрещается въезд в гараж автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках, без газа в системе питания.
59. Сообщить руководителю работ обо всех замеченных во время работы неисправностях.
60. Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенном месте;
61. Выполнить гигиенические процедуры, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
62. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.
Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях
63. В случае дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля должен действовать в соответствии с правилами дорожного движения.
64. При возникновении пожара на автомобиле водитель обязан:
вывести автомобиль в безопасное место;
остановить автомобиль, заглушить двигатель;
65. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле:
перекрыть магистральный и баллонный вентили при работающем двигателе;
увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе питания;
принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;
при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.
66. При возникновении пожара в легковом или грузовом автомобиле , перевозящем людей, необходимо:
остановить автомобиль;
принять меры к эвакуации людей (открыть двери легкового автомобиля, при невозможности – выдернуть шнур и выдавить стекло);
принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;
при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.
67. В случае аварийной разгерметизации баллона, газовых трубопроводов, находящихся под давлением, водитель газобаллонного автомобиля обязан:
остановить автомобиль;
устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на предприятие;
при невозможности устранения утечки газа необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня и стравить газ в атмосферу.
После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжить работу на бензине.
68. При несчастном случае на производстве необходимо:
быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;
сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
27 сентября 2018 года вступил в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте. Новые правила по охране труда для автомобильного транспорта определяют требования к техническому обслуживанию и эксплуатации автотранспорта. На них необходимо ориентироваться при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств. Юридические лица всех организационно-правовых форм обязаны ими руководствоваться.
Обучение по охране труда на автомобильном транспорте
С момента вступления новых Правил в силу (27 сентября 2018 года) каждому работодателю нужно запланировать и провести следующие мероприятия:
разработать и утвердить ИОТ, пересмотреть программы вводного, первичного инструктажа на рабочем месте.
провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по охране труда по новым программам. Это определено пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка № 1/29.
запланировать повышение квалификации водителей.
В новых Правилах №59н установили новое требование – знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому служба по охране труда должна внести эти сведения в программу вводного инструктажа по ОТ. Следует показать новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислить СИЗ со сроками носки.
Правила по охране труда на автомобильном транспорте №59н требуют, чтобы во время первичного инструктажа работника обучили не только применению выданных СИЗ, а также и средств коллективной защиты. Нужно внести эту информацию в программу обучения по охране труда.
Приказ Минтруда от 6 февраля 2018 г. №59 вступил в полную силу с 28 сентября 2018 г. Старый приказ от 12 мая 2003 года №28 утратил силу.
Обучение по охране
труда водителей стоимость
Стоимость обучения по охране труда - 2500 рублей /чел
Обучение по охране труда -дистанционное
Примерная программа обучения водителей
Тема 1. Общие вопросы охраны труда
Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.
Тема 2. Законодательство по охране труда
Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.
Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.
Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.
Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.
Тема 3. Нормативные документы по охране труда
Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.
Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.
Инструкции по охране труда, обязательные для работников.
Тема 4. Организация и управление охраной труда
Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.
Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда
Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.
Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.
Тема 6. Несчастные случаи на производстве
Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.
Тема 7. Характеристика условий труда водителя
Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.
Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя
Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
- техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличие исправного инструмента и приспособлений;
- заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.
Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
Тема 9. Требования охраны труда
Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.
Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
Водителю не разрешается:
- управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
- выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
- передавать управление автомобилем посторонним лицам;
- выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
- подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
- протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».
При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя
В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.
Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.
Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.
Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях
Действия водителя при несчастном случае.
Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.
Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Инструктажи являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 22 Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» — субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей . Всего существует четыре документа регламентирующих инструктажи:
1. Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Этот документ не имеет официального статуса, а значит и не имеет юридической силы. Здесь упоминается этот документ только лишь потому что это «Руководящий документ», то есть он может нести только рекомендательный характер, но некоторые специалисты при составлении инструкций продолжают ориентироваться на него как на основной.
2. Приказ Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (ГОСТ 12.0.004-2015). Действующий документ, но так же носит рекомендательный характер, к нему вернемся позже.
Руководителям и специалистам, ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующими двумя документами:
3. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 года № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте».
Именно эти два последних документа являются основополагающими. Разберем их более подробно.
Но сначала нужно четко разделить инструктажи по охране труда (ОТ) и инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) .
Инструктажи по охране труда проводятся с абсолютно всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах. Инструктажи по охране труда проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.
Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся только с водителями и лицами допущенными к управлению транспортными средствами. Основная тематика инструктажей связана с безаварийной эксплуатацией транспортных средств. Инструктажи по БДД проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.
Начнем с Приказа Минтранса РФ № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». В этом документе, в пунктах с 16 по 23 подробно прописана вся необходимая информация об инструктажах по безопасности дорожного движения:
16. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
- о погодных условиях движения на маршруте;
- о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
- о местах стоянки транспортных средств;
- о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
- о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
- о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
- о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
17. Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
18. Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
- особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);
- основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов.
19. Предрейсовый инструктаж проводится:
- при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
- при перевозке детей;
- при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- безопасность движения в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
20. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год — в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
21. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:
- вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
- получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.
22. Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
23. Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте». В этом документе, в пункте 6 прописана информация об инструктаже по охране труда:
Работодатель обязан обеспечить:
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД)
В приказе Минтранса № 7 сказано о четырех видах инструктажей по безопасности дорожного движения:
- Вводный;
- Предрейсовый;
- Сезонный;
- Специальный инструктаж.
Инструктажи по БДД фиксируются в журнале, форма которого не определена, но в пункте 23 Приказа Мирнтранса № 7 есть указание какие сведения должны фиксироваться при проведении инструктажей: «Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения».
То есть журнал регистрации инструктажа должен обязательно содержать следующие графы:
- Дата;
- Вид инструктажа;
- Должность инструктируемого;
- Фамилия, имя, отчество инструктирующего;
- Должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
Инструктажи по охране труда (ОТ)
В пункте 10 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 6.02.2018 № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» сказано следующее:
- К выполнению работ и осуществлению производственных процессов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Виды инструктажей и формы журналов по охране труда этими документами не определены, но для того чтобы у надзорных органов не возникало вопросов о формах журналов инструктажей необходимо воспользоваться формами А.4 и А.5 из ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:
Журнал регистрации вводного инструктажа:
- Дата;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Год рождения;
- Профессия и должность инструктируемого;
- Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте:
- Дата;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Год рождения;
- Профессия, должность инструктируемого;
- Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
- Причина проведения внепланового инструктажа;
- Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого;
- Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).
Количество и формы журналов инструктажей определены. Далее необходимо разработать непосредственно сами инструкции и положение о проведении инструктажей. Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями - это внутренний нормативный документ. В положении раскрываются утвержденные виды инструктажей в организации, их содержание, порядок проведения инструктажей, место и время проведения. Положением может назначается лицо, отвечающее за проведение инструктажей. Так же в положении включены инструкции по безопасности дорожного движения. Положение ограничивает допуск водителей к управлению автомобилем без прохождения ими соответствующих инструктажей.
Ниже представлен примерный перечень инструкций которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей.
- Инструкция по проведению водного инструктажа;
- Инструкция по проведению предрейсового инструктажа;
- Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
- Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
- Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
- Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
- Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
- Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
- Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
- Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.
Подведем итог. Для того чтобы полностью закрыть вопрос инструктажей по безопасности дорожного движения необходимо иметь следующую документацию:
- Инструкции для проведения инструктажей водителей;
Что касается инструктажей по охране труда то в организации должна быть следующая документация:
- Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей;
- Положения о проведении инструктажей;
- Инструкции для проведения инструктажей;
- Журнал регистрации вводного инструктажа по ОТ;
- Журнал регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.
В том числе в пакет так же входят все необходимые документы для организации инструктажей.
1.Безпасность дорожного движения
- Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей для водителей;
- Положения о проведении инструктажей для водителей;
- Инструкции для проведения инструктажей водителей по БДД (10 шт.);
- Журнал регистрации инструктажа по БДД.
2.Охрана труда
- Инструкции для проведения инструктажей по охране труда (14 шт.);
- Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
- Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты» , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим