Защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Контрольная работа: Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
3.5.1. Основные принципы обеспечения безопасности населения и территории Российской Федерации
В основу концепции безопасности положены результаты анализа и обобщения последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране и за рубежом, а также достижения науки и техники в области обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды. Основное её назначение – достижение наиболее рационального уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации, снижение до минимума ущерба экономике, потерь населения и обеспечение эффективных действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Успешное решение задач по обеспечению безопасности населения и территорий достигается при поэтапном выполнении большого объема организационных технических и технологических мероприятий, значительная часть которых должна выполняться заблаговременно, т. е. до возникновения чрезвычайной ситуации. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
На первом этапе выявляют потенциальные источники возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории или предприятии и оценивают риск их возникновения. Выявляя опасности природного характера, прежде всего оценивают потенциальную возможность возникновения землетрясений, наводнений, ураганов, экологических катастроф и массовых инфекционных заболеваний.
Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в техносфере выявляются с использованием принципа «нулевого риска». Он состоит в том, что на большинстве хозяйственных объектов, несмотря на принимаемые меры, всегда имеется вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (отклонение от нуля). На основе вероятностного анализа выявляются потенциально опасные производства, участки работ, а в населенных пунктах – потенциально опасные объекты производств.
На втором этапе прогнозируют последствия воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на население и подведомственные территории. Для этого используют методики, разработанные для каждого вида чрезвычайной ситуации с учетом особенностей (специфики) региона.
На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:
1) осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них;
2) организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;
4) организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.
Комплекс мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них содержит:
Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей;
Оповещение населения и органов управления звеньев РСЧС об опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
Планирование действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
Обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Накопление и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты.
Все виды перечисленных профилактических мероприятий должны быть выполнены заблаговременно, чтобы обеспечить более надежную защиту населения и территории.
Защита населения в
До возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется накопление средств индивидуальной и коллективной защиты, составляются планы эвакуации населения по всем видам чрезвычайных ситуаций, и в ходе чрезвычайной ситуации они используются.
Устойчивая работа хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации обеспечивается по двум направлениям:
1) реализация требований норм проектирования при строительстве новых хозяйственных объектов;
2) внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы действующих хозяйственных объектов.
Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях строящихся хозяйственных объектов осуществляется при использовании специальных норм проектирования, государственных стандартов и отраслевых требований. Второе направление обеспечения устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации реализуется путем внедрения комплекса мероприятий на действующих хозяйственных объектах с целью повышения устойчивости функционирования слабых элементов инженерно-технического комплекса, систем управления, снабжения и других сторон деятельности хозяйственных объектов. Для этого на всех потенциально опасных хозяйственных объектах периодически составляют декларацию безопасности и проводят исследования устойчивости работы по каждому из возможных видов чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) проводятся при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки с использованием всех сил и средств РСЧС. Эти работы планируются заблаговременно, т.к. при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-политического характера образуются очаги поражения, зоны заражения, затопления, пожаров.
Обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы планируются заблаговременно, а реализуются при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
3.5.2. Выявление источников возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий
Для прогнозирования последствий сильных взрывов, землетрясений и катастрофических движений воздуха используется типовая методика, позволяющая определять масштабы и возможные последствия сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздуха.
Вначале определяют величину поражающих факторов, ожидаемых при возникновении этих видов чрезвычайных ситуаций, т.е. величину ΔР ф (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, кПа), силу землетрясения (в баллах), скорость урагана, смерча, бури (в м/с). Имеется математический аппарат для расчета величины ΔР ф в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС.
Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными в табл.7 приводится характеристика очага поражения.
Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения.
В случае сильных взрывов и землетрясений очаг возможного поражения изображают в виде концентрической окружности вокруг центра (эпицентра) взрыва (землетрясения), а в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха - в виде полос правильной и неправильной формы.
Форма и размеры очагов поражения, образующихся в случае возникновения крупномасштабных пожаров техногенного происхождения, зависят от следующих факторов:
Пожарная опасность производства;
Степень огнестойкости зданий и материалов;
Плотность застройки;
Метеорологические условия.
Пожарная опасность производства определяется технологическим процессом, видом готовой продукции предприятия, характеристикой инженерно-технического комплекса объекта и другими факторами.
По пожарной опасности объектам присваиваются пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Объекты нефтегазовой промышленности относятся обычно к категории А, т.к. являются одними из наиболее опасных в пожарном отношении.
Огнестойкость зданий и сооружений определяется способностью к возгоранию их элементов и пределами огнестойкости каких-либо частей зданий, сооружений. Предел огнестойкости – это предел в часах от начала воздействия огня на конструкцию до образования в ней трещин или достижения в ней температуры 200˚С, или до обрушения конструкции. Различают пять степеней огнестойкости зданий и сооружений: I, II, III, IV, V.
Плотность застройки – процентное отношение суммарной площади, занимаемой всеми зданиями и сооружениями предприятий, к общей площади территории хозяйственного объекта.
При плотности застройки менее семи процентов пожары практически не распространяются, т.к. между зданиями и сооружениями большие расстояния. При плотности застройки, равной 7-20%, могут возникать отдельные пожары. При плотности застройки более 20% обычно возникают сплошные, массовые пожары и огненный шторм.
Руководящие органы РСЧС на хозяйственном объекте анализируют имеющиеся данные и определяют местоположение возможных очагов горения, а также все факторы, влияющие на распространение пожаров, а затем на картах или схемах изображают возможные очаги поражения при интенсивных пожарах.
Таблица 7
Характеристика зон возможного очага поражения
Наименование зоны и её обозначение | Величина поражающего фактора | Характеристика разрушений и пожаров | Виды травм незащи-щенных людей | Вид вос-станови-тельных работ | Выход из строя основ-ных элемен-тов зданий, % | ||
Избыточное давление при взрыве, кПа | Сила земле-трясений, баллы | Скорость урагана, смерча, бури, м/с | |||||
Зона полных разруше-ний (А) | > >50 | 110-12 | Полное обрушение зданий, сооружений, сплошные тлеющие завалы | Крайне тяжелые и силь-ные | Восста-новление невоз-можно | 990-100 | |
Зона сильных разруше-ний (В) | 330-50 | 98-10 | 330-60 | Сплошные завалы, сплошные пожары, разрушена большая часть стен зданий | Сильные, средние | Восста-новление нецеле-сообразно | 550-90 |
Зона средних разруше-ний (С) | 220-30 | 76-8 | 60-40 | Сохраняются коробки зданий и др. прочные конструкции; местные завалы, сплошные и массовые пожары | Средние, легкие | Капи-тальный ремонт | 330-50 |
Зона слабых разруше-ний (Д) | 110-20 | 55-6 | 40-30 | Разрушение второсте-пенных элементов соо-ружений, отдельные завалы, отдельные по-жары | Легкие | Текущий ремонт | 110-30 |
Зона легких разруше-ний (Е) | < <10 | 44-5 | 30-20 | Повреждение отдель-ных второстепенных элементов сооруже-ний, могут быть от-дельные пожары | Легкие | Мелкий ремонт | Ддо 10 |
Рассмотрим порядок прогнозирования масштаба и последствий катастрофических затоплений и наводнений.
Очаги поражения возникают в зонах чрезвычайно опасного и катастрофического затопления при наводнениях, разрушении гидротехнических сооружений и других катастрофических движениях воды.
Затопление считается катастрофическим, если волна прорыва проходит через рассматриваемую зону менее чем за четыре часа. Причем высота гребня волны составляет более полутора метров, а скорость её движения - более 2,5 м/с. Участок чрезвычайно опасного затопления образуется на территории, по которой волна прорыва проходит в течение часа (или меньше) с момента её образования. Высота гребня волны на этом участке - более 4 метров, скорость движения - более 2,5 м/с.
Участок подтопления – это местность, которая смачивается водой при прохождении волны прорыва.
Органы РСЧС, на подведомственных территориях которых возможны катастрофические затопления и наводнения, обязаны заблаговременно прогнозировать масштабы и последствия этого вида чрезвычайной ситуации. На картах или схемах изображают зоны затопления и оценивают возможные последствия для людей, животных, растений и инженерно-технического комплекса хозяйственных объектов и учреждений. Зоны катастрофического затопления изображают на картах (схемах) в масштабе, зная параметры гидротехнических сооружений и рельеф местности, прилегающей к рекам. Затем определяют месторасположение зданий, сооружений, оборудования, хозяйственных объектов и населенных пунктов, которые могут оказаться в зоне катастрофического затопления, и оценивают возможные разрушения зданий и сооружений под действием волны прорыва. Кроме того, определяют возможные потери людей, животных и объем повреждений сельскохозяйственных угодий.
Для оценки объема и вида разрушений зданий используют справочные данные (см. табл.8).
Таблица 8
Виды возможных разрушений зданий под действием волны прорыва
При прогнозировании масштаба и последствий химического заражения используют типовую методику, основные положения которой описаны ниже.
Прогнозирование масштаба химического заражения - это определение размеров зоны возможного химического заражения и изображение зоны в масштабе на топографической карте или схеме местности, на которой произошла авария или катастрофа с выбросом в окружающую среду вредных веществ. Внешние границы возможного химического заражения территории устанавливают по пороговой токсодозе при ингаляционном воздействии паров вредного вещества на организм человека.
Оценка последствий химического заражения заключается в определении продолжительности поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, времени подхода паров вредного вещества к интересующим рубежам (объектам), а также в оценке возможных потерь людей в очагах химического поражения.
Очаг химического поражения - это территория хозяйственных объектов, учреждений, организаций или жилых массивов, которая находится в пределах зоны химического заражения. Продолжительность поражающего действия паров вредного вещества (t пд) определяет временные рамки существования зоны химического заражения, то есть промежуток времени, в течение которого сохраняется опасность для жизни и здоровья людей, находящихся в зоне заражения. Время подхода вредных паров к заданному рубежу (t х) определяется для того, чтобы обеспечить своевременное оповещение рабочих, служащих и населения об опасности химического заражения и проведение эффективных мероприятий по их защите. Оценка возможных потерь людей (П, %) позволяет определить необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи пострадавшим и их эвакуации, а также характеризует надежность защиты людей в зоне химического заражения.
Масштаб химического заражения зависит от следующих факторов:
Физико-химических свойств вещества, образующего зону заражения;
Количества вредного вещества, распространившегося в результате чрезвычайной ситуации;
Условий хранения вредного вещества;
Состояния атмосферы в приземном слое воздуха (на расстоянии от поверхности земли до высоты 10 метров);
Характера разлива вредных веществ на поверхности земли (в поддон, обваловку или открытый разлив);
Метеорологических условий (скорости ветра в приземном слое атмосферы, наличия облачности и температуры воздуха);
Времени суток на момент аварии, катастрофы, стихийного бедствия (ночь, утро, день, вечер);
Времени, прошедшего после выброса вредного вещества в окружающую среду.
Физико-химические свойства и агрегатное состояние вредного вещества оказываютсущественное влияние на масштаб химического заражения. Газообразные и сжиженные вредные вещества в случае выброса их из технологических аппаратов, хранилищ и трубопроводов образуют только первичное облако, которое формируется практически мгновенно (за несколько минут). Большинство жидкостей, в случае их выброса на поверхность земли, образуют сначала первичное, а затем и вторичное облако, которое формируется в результате испарения жидкого вредного вещества с подстилающей поверхности. Жидкости, кипящие выше температуры окружающей среды, образуют только вторичное облако паров. Размеры зоны химического заражения и скорость ее образования в определяющей степени зависят от количества вещества, перешедшего в первичное (Q 1) и вторичное (Q 2) облако паров вредного вещества. Если вокруг поврежденного аппарата, емкости или трубопровода нет обвалования или поддона, то вредное вещество разливается свободно на большой площади, что приводит к увеличению объема облака вредных паров и масштаба химического заражения.
Состояние атмосферы в приземном слое воздуха оценивают тремя степенями вертикальной устойчивости воздуха в приземном слое атмосферы: инверсия, изотермия и конвекция. Зона химического заражения наибольших размеров возникает при максимальной устойчивости воздуха в нижних слоях атмосферы, когда нижние слои воздуха холоднее верхних и практически отсутствует перемешивание воздуха, что приводит к распространению паров вредного вещества на большие расстояния. Такое состояние воздуха в нижних слоях атмосферы называется инверсией. При изотермии вертикальная устойчивость воздуха снижается, т.к. происходит выравнивание его температуры, а при возникновении конвекции наблюдается интенсивное перемешивание воздушных масс и рассеивание паров вредного вещества. Таким образом, глубина распространения вредных паров и газов от источника химического заражения при всех прочих равных условиях минимальна при конвекции, имеет промежуточное значение при изотермии и максимальна при инверсии.
Степень вертикальной устойчивости воздуха определяют по справочным данным, зная скорость ветра в приземном слое воздуха, характеристику облачности, а также время возникновения аварии (чрезвычайной ситуации), в результате которой произошел разлив или выброс вредного вещества.
Инверсия наблюдается ночью или под утро при небольшой скорости ветра (до четырех метров в секунду), а конвекция - днем при скорости ветра менее двух метров в секунду.
Размеры зоны химического заражения зависят также и от времени, прошедшего после аварии, катастрофы, поэтому прогнозирование масштаба химического заражения осуществляют на один, два, три или четыре часа, прошедших после выброса или разлива вредного вещества.
Руководящие органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС) всех уровней (на хозяйственных объектах, в учреждениях, организациях, населенных пунктах, городах и районах) при наличии угрозы химического заражения обязаны организовывать оперативное и заблаговременное прогнозирование масштабов и последствий химического заражения.
Оперативное прогнозирование должно осуществляться в кратчайшие сроки сразу после выброса или разлива большого количества вредного вещества на территории хозяйственного объекта или населенного пункта. При этом в качестве исходных данных для прогнозирования необходимо получить следующие сведения:
1) место расположения источника химического заражения на местности и наименование разлитого вещества;
2) дата и время аварии;
3) метеорологические данные (скорость и направление ветра в приземном слое воздуха, наличие снегового покрова, температура воздуха, характеристика облачности) на момент аварии;
4) фактические или расчетные данные о количестве разлитого или выброшенного в атмосферу вредного вещества;
5) данные о наличии и высоте поддона или обвалования вокруг аппарата, емкости или другого оборудования, в котором содержалось вредное вещество.
Затем определяют возможную глубину зоны химического заражения. Для этого рассчитывают количество вредного вещества, переходящее в первичное (Q 1) и вторичное(Q 2) облако, и по справочным данным находят глубину заражения при распространении первичного и вторичного облака. После этого определяют суммарную глубину зоны возможного заражения. Кроме того, в зависимости от скорости приземного ветра определяют величину центрального угла зоны возможного химического заражения.
Получив эти данные, на топографических картах (схемах) местности изображают в масштабе зону возможного химического заражения в виде окружности, полуокружности или сектора с радиусом, равным глубине зоны возможного химического заражения, и центром, соответствующим месту расположения источника химического заражения.
Если в момент аварии, катастрофы или стихийного бедствия наблюдалось безветрие (скорость движения воздуха менее 0,5 м/с), то зону возможного химического заражения изображают в виде окружности. При скорости ветра 0,6-1,0 м/с зону изображают в виде полуокружности по направлению ветра. При скорости ветра более 1,0 м/с зону возможного химического заражения изображают по направлению ветра в виде сектора с центральным углом, равным 90 или 45 градусов плоского угла.
После изображения зоны возможного химического заражения оценивают возможные последствия химического заражения. Сначала определяют продолжительность поражающего действия паров вредного вещества в зоне заражения, которая принимается равной длительности испарения вредного вещества с поверхности разлива: t пд = Т (ч). Затем рассчитывают время подхода зараженного воздуха к интересующим рубежам или объектам. Кроме того, по справочным данным определяют возможные потери людей, находящихся в зоне химического заражения. Для этого необходимо знать количество людей, находящихся в зданиях, сооружениях или на открытой местности, а также обеспеченность их средствами защиты органов дыхания.
Оперативное прогнозирование масштаба и последствий химического заражения необходимо выполнять в кратчайшие сроки. Для этого разрабатывают прикладные программы, позволяющие выполнять расчеты с использованием компьютерной техники. Результаты прогнозирования используют для проведения экстренных мероприятий по защите людей, находящихся в зоне химического заражения, а также при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Заблаговременное прогнозирование масштабов и последствий химического заражения осуществляют до возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом и выбросом вредных веществ. Причем используется вышеописанная методика, только принимают количество разлитого вещества равным максимальному, степень вертикальной устойчивости воздуха и другие данные – на самый неблагоприятный случай развития обстановки.
Крупномасштабное радиоактивное заражение происходит в двух случаях: при авариях с разрушением ядерных реакторов и при наземных и низких воздушных ядерных взрывах.
Прогнозирование в каждом случае ведется с использованием специально разработанной методики, учитывающей вид радиоактивного заражения.
Прогнозирование последствий после аварий с разрушением ядерных реакторов ведется по типовой методике, которая включает выполнение следующих этапов:
1) сбор исходных данных;
2) определение размеров зоны радиоактивного заражения и изображение её на топографической карте местности;
3) определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне возможного радиоактивного заражения;
4) оценка тяжести возможных радиационных поражений людей.
Сразу после аварии определяют место, время аварии, тип разрушенного реактора, его мощность, метеоусловия на ближайшие 10 часов и собирают другие исходные данные, необходимые для прогнозирования.
Размеры зоны радиоактивного заражения определяют по справочным данным, зная тип разрушенного реактора, его мощность, время аварии и т.д. При этом получают данные о длине и ширине двух зон: чрезвычайно опасного и опасного радиоактивного заражения. Затем эти зоны изображают на топографической карте местности в масштабе по направлению ветра в виде вытянутых эллипсов.
Зону радиоактивного заражения изображают в описанном выше порядке только в том случае, когда по прогнозам местной гидрометеослужбы направление ветра не изменится в ближайшие десять часов.
Определение возможных доз облучения людей, находящихся в зоне радиоактивного заражения, выполняют в следующей последовательности:
1) выявление населенных пунктов и хозяйственных объектов, находящихся в зоне радиоактивного заражения;
2) определение расстояния от источника радиоактивного заражения до каждого из этих объектов и населенных пунктов;
3) определение по справочным данным величины возможных доз облучения людей, находящихся во всех населенных пунктах в зоне радиоактивного заражения (отдельно для детей и взрослых);
4) оценка тяжести возможных радиационных поражений отдельно для детей и взрослых, проживающих во всех населенных пунктах (степень лучевой болезни и другие последствия).
При прогнозировании масштаба радиоактивного заражения используется типовая методика, которая позволяет определить размеры возможного следа радиоактивного заражения и изобразить его на топографической карте местности.
След радиоактивного заражения делится на пять зон, характеристика которых приведена в табл. 9.
Размеры зон М, А, Б, В, Г определяют по справочным данным, зная мощность и тип ядерного взрыва, а также среднюю скорость ветра на данной местности в ближайшие часы после ядерного взрыва.
Длина следа при ядерном взрыве боеприпасов средней мощности достигает несколько сотен километров, а ширина – несколько десятков километров.
Таблица 9
Характеристика зон радиоактивного заражения после ядерных взрывов
Р 1 – мощность дозы гамма-излучения в зоне радиоактивного заражения на один час после ядерного взрыва.
Изобразив на топографической карте след радиоактивного заражения, приступают к определению возможных доз внешнего облучения людей, которые могут находиться на зараженной территории, а также возможных доз облучения при пересечении на транспорте или пешком следа радиоактивного заражения. Кроме того, определяют допустимую продолжительность пребывания людей в зоне радиоактивного заражения и решают другие задачи по обеспечению безопасности проведения спасательных, аварийных и других работ.
В результате возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в крупных городах и сельской местности могут возникать зоны бактериологического заражения – это районы земной поверхности или области воздушного пространства, зараженные биологическими возбудителями заболеваний в опасных пределах для населения, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений. Зона заражения характеризуется следующими параметрами:
1) виды распространившихся бактериологических средств;
2) размеры и расположение зоны относительно хозяйственных объектов и населенных пунктов;
3) время образования зоны и изменчивость границ распределения возбудителей болезни.
В зонах биологического заражения на территории населенных пунктов, хозяйственных объектов, на фермах, на территории сельскохозяйственных угодий образуются очаги бактериологического поражения – это территория, на которой произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных растений.
Органы РСЧС, анализируя исходные данные, на топографических картах изображают границы зон биологического заражения и очагов поражения. При этом используются данные медицинских служб и служб защиты животных и растений РСЧС, которые получают данные от санитарно-эпидемиологических станций, разведывательных формирований и наблюдательных постов, развернутых в зоне биологического заражения. До полной ликвидации зон биологического заражения продолжается контроль и наблюдение за развитием ЧС, эти данные учитываются при проведении работ по ликвидации последствий заражения.
Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний, локализации и ликвидации очагов биологического поражения по решению КЧС (комиссий по чрезвычайным ситуациям) города, района, республики, края, области устанавливаются специальные режимы жизнедеятельности: карантин или обсервация.
Карантин – это система противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на полную изоляцию всего очага поражения и ликвидацию в нем инфекционных заболеваний. На внешних границах зоны карантина устанавливают вооруженную охрану, а в самой зоне организуется комендантская служба и патрулирование. Запрещается выход людей, вывод животных, вывоз материалов и имущества из зоны карантина до его снятия. Важные хозяйственные объекты, оказавшиеся в зоне карантина, продолжают свою работу или деятельность в особом режиме. Прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков, базаров.
Обсервация – это комплекс изоляционно-ограничительных и лечебно-профилактических мероприятий, которые включают: ограничение въезда и выезда людей, а также вывоза из очага биологического поражения имущества без специальной обработки (обеззараживания), усиление медицинского контроля за водоснабжением и питанием, ограничение общения между людьми.
Выбор СИЗ зависит от комплекса негативных факторов, характерных для конкретного вида работ. Так, при работе с радиоактивными веществами СИЗ предохраняют человека от попадания радиактивных веществ в органы дыхания, пищеварения и непосредственно на кожу.
Выбор СИЗ зависит от радиационной обстановки, которая определяется характером и объемом работ, проводимых с радиоактивными веществами. В соответствии с требованиями ОСП–72/87 все лица, работающие на участках работы с радиоактивными веществами в открытом виде или посещающие такие участки, должны быть обеспечены СИЗ в зависимости от класса работ. При работах I класса и при отдельных работах II класса работающие должны быть обеспечены комбинезонами или костюмами, шапочками, спецбельем, носками, легкой обувью или ботинками, перчатками, бумажными полотенцами или носовыми платками разового пользования, а также средствами защиты органов дыхания в зависимости от характера возможного радиоактивного загрязнения воздуха. При работах II класса и при отдельных работах III класса работающие должны быть обеспечены халатами, шапочками, перчатками, легкой обувью и при необходимости средствами защиты органов дыхания.
Персонал, производящий уборку помещений, а также работающие с радиоактивными растворами и порошками должны быть снабжены (помимо перечисленной выше спецодежды и спецобуви) пластиковыми фартуками и нарукавниками или пластиковыми полухалатами, дополнительной спецобувью (резиновой или пластиковой) или резиновыми сапогами. При работах в условиях возможного загрязнения воздуха помещений радиоактивными аэрозолями необходимо применять специальные фильтрующие или изолирующие средства защиты органов дыхания. Изолирующие СИЗ (пневмокостюмы, пневмошлемы) применяют при работах, когда фильтрующие средства не обеспечивают необходимую защиту от попадания радиоактивных и токсичных веществ в органы дыхания.
При работе с радиоактивными веществами к средствам повседневного использования относят халаты, комбинезоны, костюмы, спецобувь и некоторые типы противопылевых респираторов. Спецодежду для повседневного использования изготовляют из хлопчатобумажной ткани (верхнюю одежду и белье). Если возможно воздействие на работающих агрессивных химических веществ, верхнюю спецодежду изготовляют из синтетических материалов – лавсана.
К средствам кратковременного использования относят изолирующие шланговые и автономные костюмы, пневмокостюмы, перчатки и пленочную одежду: фартуки, нарукавники, полукомбинезоны. Пластиковую одежду, изолирующие костюмы, спецобувь изготовляют из прочного легко дезактивируемого поливинилхлоридного пластика морозостойкостью до –25 °С или пластиката, армированного капроновой сеткой рецептуры 80 AM.
Применение СИЗ и ИСИЗ сопровождается определенными неудобствами: ограничением обзора, затруднением дыхания, ограничением в перемещении и т.п. В тех случаях, когда рабочее место постоянно, устранить эти неудобства удается применением защитных кабин, снабженных системами кондиционирования воздуха, вибро - и шумозащитой, защитой от излучений и энергетических полей. Такие кабины применяют на транспортных средствах, в горячих цехах, машинных залах ТЭС и т.п.
Безопасное проведение работ обеспечивается также путем применения индивидуальных защитных устройств. Так, при работе на высоте, в колодцах и других ограниченных объемах необходимо использовать спасательные пояса, страхующие канаты (рис.7.8), а также СИЗ.
Раздел III. ЧРЕЗВычАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий
8.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Чрезвычайная ситуация (ЧС) –состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02–94).
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий.
Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04. 1992г. № 49.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст.3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.
Для организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечения постоянной готовности к действиям аварийно-спасательной службы страны, для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению возможных аварий и катастроф создана Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям.
В республиках, краях, областях, городах, районах создают постоянно действующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Все задачи по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно.
Первый этап – решение задач по экстренной защите населения, предотвращению развития (уменьшения воздействия последствий) ЧС; подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ.
Экстренная защита населения включает: оповещение об опасности; использование средств защиты; соблюдение режимов поведения; эвакуацию из опасных зон; применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.
Для уменьшения последствий ЧС производится локализация аварий, приостанавливаются или изменяются технологические процессы, предупреждаются и тушатся пожары.
Подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения, оценка сложившейся обстановки.
Второй этап – выполнение спасательных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе задач по защите населения и уменьшению воздействия последствий чрезвычайных ситуаций.
Спасательные и другие неотложные работы ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей и ликвидаторов, соблюдением техники безопасности, мер предосторожности.
В спасательные работы входят розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Неотложные работы включают: локализацию и тушение пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением, восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи и дорог для обеспечения спасательных работ, проведение санитарной обработки людей, дезактивации, дегазации и т.д. Особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечению его продовольствием, водой, оказанию медицинской, материальной и финансовой помощи.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия. В этих целях осуществляются мероприятия по восстановлению жилья или возведению временных жилых построек, восстановлению энерго- и водоснабжения, объектов коммунального обслуживания, линий связи, санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи, снабжение людей продуктами питания, предметами первой необходимости. По окончании этих работ проводится возвращение (реэвакуация) эвакуированного населения.
На этом же этапе начинаются работы по восстановлению работоспособности объектов народного хозяйства. Они выполняются специальными организациями (строительными, монтажными, ремонтными).
Отдельные виды ЧС могут быть спрогнозированы заблаговременно. В этих случаях в соответствии с планами проводятся мероприятия в целях защиты населения, предотвращения или уменьшения последствий ЧС и по подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ.
Характер и объем этих мероприятий зависят от вида ЧС, их возможных масштабов, времени до их предполагаемого возникновения.
В целях защиты населения осуществляются оповещение и информирование населения об опасности; приведение в готовность средств защиты; проверка готовности систем и средств управления; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики; проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий; подготовка к эвакуации, а при необходимости эвакуация из районов и участков, которым угрожает опасность (Приложение 9).
Мероприятия по предотвращению воздействия поражающих факторов ЧС: изменение режимов или приостановка работы объектов народного хозяйства, систем энерго-, газо- и водоснабжения; укрепление существующих или строительство дополнительных инженерных сооружений; проведение противопожарных мероприятий; вывоз материальных ценностей, запасов и сельскохозяйственных животных из угрожающих районов; защита продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников водоснабжения.
Для подготовки к выполнению спасательных и других работ приводятся в готовность аварийно-спасательная служба, другие силы, а также создаются запасы материальных средств.
При получении данных об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций принимаются меры по проверке их достоверности и получении дополнительных сведений об обстановке.
При выполнении мероприятий по защите населения и ведения спасательных и других неотложных работ должны учитываться особенности последствий, возникающих при различных видах ЧС. При этом необходимо принимать во внимание, что основное последствие той или иной ЧС может сопровождаться другими видами последствий. В таких случаях защитные мероприятия должны иметь комплексный характер, учитывающий все условия сложившейся обстановки.
Координация действий, руководство, предупреждение, ликвидация последствий ЧС осуществляются под непосредственным патронажем Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Российская система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) включает пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый из этих уровней имеет координирующие (на федеральном уровне – межведомственная комиссия; на региональном – региональные центры (РЦ ГОЧС); на территориальном – комиссии по ЧС (КЧС); на объектовом – объектовые комиссии по ЧС) и постоянно действующие органы (управление по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) – региональные, территориальные, местные объектовые); повседневного управления (центры, оперативно-дежурные службы, спецподразделения); силы и средства (связь, оповещение, материальные ресурсы). Все указанные выше органы работают в трех режимах: повседневной деятельности (при нормальной обстановке), повышенной готовности (при ухудшении радиационной, химической, гидрометеорологической обстановки и т.д. – КЧС принимают на себя руководство) и чрезвычайной ситуации (контроль, разведка, выезд оперативных групп на место ЧС, ликвидация последствий).
Тема 4: Основные способы защиты населения и ликвидация последствий ЧС.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения в ЧС представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций. Эффективность защиты населения достигается на основе учета принципов обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях и наилучшего использования всех способов и средств.
Принципы и способы защиты населения.
Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно делятся на три группы: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход и комплексность мероприятий.
Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования населением, а также подготовку к проведению мероприятий по эвакуации населения из опасных зон.
Дифференциальный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, а также от местный условий.
Комплексность мероприятий заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий чрезвычайных ситуаций и их согласованном осуществлении со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС.
Основными способами защиты населения в ЧС являются:
Укрытие в защитных сооружениях;
Эвакуация населения;
Использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.
Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты в случае военно-политических конфликтов с применением современных средств поражения, а также в ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных и химических веществ.
Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для защиты населения от физических, химических, биологических опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств эти сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Могут также применяться простейшие укрытия - открытого и закрытого типа.
Под убежища и укрытия могут оборудоваться сооружения всех подземных пространств в городах: станции метро, подземные гаражи, переходы, подвальные помещения, шахты, горные выработки и другие пространства. Время готовности защитных сооружений к приему укрываемых не должно превышать 4-12 часов. Поэтому запрещается занимать их сыпучими материалами, загромождать входы и выходы, что может резко увеличить время приведения их в готовность.
При недостатке заблаговременно построенных убежищ в период угрозы ЧС должны строиться быстровозводимые убежища из готовых конструкций и приспосабливаться под них полуподвальные, подвальные и другие заглубленные помещения. Одновременно повсеместно должны строиться простейшие укрытия.
Убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления объекта народного хозяйства и репродуктор радиотрансляционной сети, а также приборы дозиметрического контроля, средства тушения пожара, запас инструмента и санитарного имущества.
Убежища рассчитываются на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не менее 0,5 м 2 площади пола и 1,5 м 3 внутреннего объема. По вместимости убежища бывают малые - до 150 мест, средние - от 150 до 450 мест и большие - более 450 мест.
Эвакуация населения - это организованный вывоз и вывод населения из возможных очагов поражения и опасных зон в загородную зону или другое безопасное место, а также вывоз и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в условиях ЧС.
Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах и других населенных пунктах.
Эвакуация планируется заблаговременно, а осуществляется при возникновении реальной угрозы населению в конкретной чрезвычайной ситуации, когда другим способом его защитить невозможно.
В плане эвакуации предусматривается:
Способ проведения эвакуации (вывоз всеми видами транспорта, пешим порядком или сочетанием того и другого);
Количество эвакуируемых людей, порядок и сроки эвакуации;
Места размещения и сроки развертывания органов по эвакуации
Контрольная работа
по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
Тема: Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
1. Спасательные и другие неотложные работы
1.1 Основы спасательных и других неотложных работ
Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и ликвидации их последствий для Украины является одной из наиболее актуальных.
В статье 8 Закона Украины «О Гражданской обороне» сказано: руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности обеспечивают своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организовывают эвакомероприятия, создают силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечивают их готовность к практическим действиям, выполняют другие мероприятия по ГО и несут связанные с этим материальные и финансовые затраты.
Сущность спасательных и других неотложных работ (СиДНР) – это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнеобеспечения населения, предотвращение или значительное уменьшение материальных ущербов. СиДНР разделяют на спасательные работы и другие неотложные работы.
К спасательным работам относятся:
Разведка маршрута выдвижения формирований, определение объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара;
Локализация и тушения пожаров на маршруте выдвижения формирований и участках работ;
Определение объектов и населенных пунктов, которым непосредственно угрожает опасность;
Определение нужной группировки сил и средств предотвращения и локализации опасности;
Поиск пораженных и освобождение их из-под завалов, поврежденных и горящих домов, из загазованных и задымленных помещений;
Вскрытие заваленных защитных сооружений и спасание из них людей;
Предоставление пострадавшим первой помощи и эвакуация их (при необходимости) в лечебные учреждения;
Вывоз или вывод населения из опасных мест в безопасные районы;
Организация комендантской службы, охрана материальных ценностей и общественного порядка;
Восстановление жизнеспособности населенных пунктов и объектов;
Поиск, опознание и погребения погибших;
Санитарная обработка пораженных;
Обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, территорий, сооружений, а также техники;
Социально-психологическая реабилитация населения.
К другим неотложным работам относятся:
Прокладывание колонных путей и устроение проездов (проходов) в завалах и на зараженной территории;
Локализация аварий на водопроводных, энергетических, газовых и технологических сетях;
Ремонт и временное восстановление работы коммунально-энергетических систем и сетей связи для обеспечения спасательных работ;
Укрепление или разрушение конструкций, которые угрожают обвалом и безопасному ведению работ;
Спасательные и другие неотложные работы осуществляются в три этапа.
На первом этапе решаются задачи:
Экстренной защиты населения;
Предотвращение развития или уменьшения влияния последствий;
Подготовка к выполнению СиДНР.
Основными мероприятиями по экстренной защите населения являются:
Оповещение об опасности;
Использование средств защиты;
Соблюдение способов защиты;
Эвакуация из опасных районов в безопасные;
Осуществление санитарно-гигиенической, противоэпидемической профилактики и предоставление медпомощи;
Локализация аварий;
Остановка или изменение технологического процесса производства;
Предупреждение (предотвращение) и гашение пожаров.
На втором этапе проводятся:
Поиск пострадавших;
Извлечение пострадавших из-под завалов, из горящих домов, поврежденных транспортных средств;
Эвакуация людей из зоны бедствия, аварии, очага поражения;
Оказание медпомощи;
Санитарная обработка людей;
Обеззараживание одежды, имущества, техники, территории;
Проведение других неотложных работ, которые оказывают содействие и обеспечивают осуществление спасательных, работ.
На третьем этапе решается задача обеспечения жизнедеятельности населения в районах, которые потерпели от последствий ЧС;
Восстановление или строительство жилья;
Восстановление энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения, линий связи;
Организация медицинского обслуживания;
Обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости;
Обеззараживание продовольствия, воды, фуража, техники, имущества, территории;
Социально-психологическая реабилитация;
Возмещения убытков;
Обеззараживание имущества, территории, техники.
1.2 При авариях на радиационно-опасных объектах
Степень радиационной опасности для населения определяется количеством и составом радионуклидов, выброшенных во внешнюю среду, расстоянием от места аварии к населенному пункту, метеоусловий и времени года во время аварии. Организация и проведение СиДНР при аварии на АЭС состоит в выполнении мероприятий, к которым относятся:
Оповещение населения об аварии и постоянное его информирование о создавшейся обстановке и порядке действий в данных условиях;
Использование средств коллективной и индивидуальной защиты;
Организация дозиметрического контроля;
Проведение йодной профилактики населения, которое оказалось в зоне радиохимического заражения;
Введение ограниченного пребывания населения на открытой местности (режимы радиационной защиты);
Проведение эвакуации населения (по распоряжению Правительства) и прочие мероприятия.
1.3 При аварии на ХОО с выбросом (выливом) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)
При возникновении очага химического поражения немедленно оповещаются рабочие, служащие и население, которые оказались в зоне заражения и в районах, которым угрожает опасность заражения. Высылается радиационная, химическая и медицинская разведка для уточнения места, времени, типа и концентрации СДЯВ, определения границы очага поражения (зоны заражения) и направления распространения зараженного воздуха.
Для ликвидации последствий химического заражения и проведения спасательных работ в первую очередь привлекаются санитарные дружины, сводные отряды (команды, группы), команды (группы) обеззараживания, формирования механизации.
Личный состав формирований обеспечивается средствами индивидуальной защиты, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами и подготавливается к порядку действий в очаге поражения.
В очаге химического поражения, прежде всего, предоставляется помощь пострадавшим (пораженным), проводится отбор пораженных в зависимости от степени поражения и организовывается эвакуация в медицинские учреждения.
Формирования обеззараживания дегазируют проезды и переходы, территорию, сооружения, технику, чем обеспечивают действия других формирований, а также вывод населения из очага химического поражения.
После завершения спасательных работ или замены формирования направляются на пункты специальной обработки. Пункты специальной обработки развертываются на незараженной территории (местности) и вблизи маршрутов, выхода формирований и населения.
1.4 В очаге бактериологического (биологического) поражения
Работы осуществляются по решению старшего начальника ГО. Работами относительно ликвидации бактериологического очага руководит начальник ГО объекта, а организацией и проведением медицинских мероприятий – начальник медицинской службы.
В очаге бактериологического (биологического) поражения организовываются и проводятся:
Бактериологическая разведка и индикация бактериальных средств;
Карантинный режим или обсервация в соответствии с решением старшего начальника;
Санитарная экспертиза;
Контроль заражения продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживания;
Противоэпидемические, санитарно-гигиенические, специальные профилактические, лечебно-эвакуационные, противоэпизоотические, ветеринарно-санитарные мероприятия, а также санитарно-разъяснительная робота.
При организации работ относительно ликвидации очага бактериологического (биологического) поражения учитываются:
Способность бактериальных средств служить причиной инфекционных заболеваний среди людей и животных;
Способность некоторых микробов и токсинов продолжительное время сохраняться во внешней среде;
Наличие и продолжительность инкубационного периода выявления болезни;
Сложность лабораторного выявления примененного возбудителя и продолжительность определения его вида;
Опасность заражения личного состава формирований и необходимость применения средств индивидуальной защиты.
Во всех случаях в очаге бактериологического (биологического) поражения одно изпервоочередных мероприятий – проведение профилактического лечения населения от особенно опасных инфекционных болезней.
Для проведения мероприятий по ликвидации очага бактериологического поражения привлекаются в первую очередь, силы и средства, которые оказались на территории очага, в том числе санитарно-эпидемические станции (СЭС), ветеринарные станции, передвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, больницы, поликлиники и прочие медицинские и ветеринарные учреждения и формирования.
1.5 Особенности проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения
Организовать и провести СиДНР в очагах комбинированного поражения намного сложнее, чем в очагах радиационного (ядерного), химического или бактериологического (биологического) поражения. Это поясняется сложностью обстановки, которая может возникнуть вследствие применения противником ядерного, химического и бактериологического оружия или при одновременном возникновении аварии на АЭС, химически опасном объекте.
С целью достижения максимальных результатов СиДНР в очагах комбинированного поражения организовывают и беспрерывно ведутся все виды разведки. К определению вида примененных противником бактериальных средств все мероприятия организовываются в режиме защиты от особенно опасных инфекционных заболеваний.
Главные усилия разведки направляются на выявление типа, концентрации и направления распространения отравляющих веществ, радиоактивного облака, способов применения и установления возбудителей инфекционного заболевания, границ зон радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.
В очагах комбинированного поражения в первую очередь определяют наиболее опасный поражающий фактор, который несет наибольшую угрозу поражения, и принимают немедленные меры предотвращения или снижение к минимуму его действия, а потом приступают к ликвидации последствий действия всех других поражающих факторов в обстановке, которая возникла (произошла).
При организации проведения СиДНР и определении их объема учитываются особенности, характерные лишь для очага комбинированного поражения. Личный состав формирований обязательно должен использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ)органов дыхания и кожи, а также иметь запасные противогазы для пораженных. Работа в СИЗ заметно снизит темпы СиДНР. Допустимое время пребывания в средствах защиты может быть довольно коротким. Например, при температур воздуха +30 °С и выше продолжительность пребывания в очаге составляет 15 минут, при_ +25-29 °С – 30 мин.; при +20-24 °С – 48 мин.; при +15-19 "С – 2 часа; при + 15 °С и ниже – 3 часа
1.6 Особенность аварийных работ в районах стихийного бедствия
Стихийные действия сил природы, пока что не всегда подвластны человеку, наносят экономике государства и населению значительные убытки. Стихийные бедствия возникают неожиданно и могут разрушать дома и сооружения, уничтожать материальные ценности, нарушать процессы производства, приводить к гибели людей и животных.
По характеру своего действия на объекты отдельные явления природы можно приравнять к действию некоторых поражающих факторов современных видов оружия. Например, для ликвидации последствий стихийного бедствия привлекаются формирования общего назначения, формирования служб ГО, а также подразделения МО, войск МЧС и других силовых структур Украины.
Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийного бедствия – спасение людей и материальных ценностей.
В районе стихийного бедствия разведка определяет: границы района бедствия и направление его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает опасность, места скопления людей, пути следования сил и техники, состояние и характер разрушений домов и сооружений, состояние людей в поврежденных зданиях, характер и место аварий на коммунально-энергетических сетях, объем работ по их локализации и ликвидации.
В состав разведывательных формирований желательно привлекать людей, которые знают – данную местность, расположения объекта, коммунальных сетей и специфику производства.
1.7. Для ликвидации последствий землетрясений привлекаются формирования, оснащенные инженерной техникой (бульдозерами, экскаваторами, кранами, домкратами, бензорезами) и другой мощной техникой и инструментом.
При проведении СиДНР в районе землетрясения в первую очередь:
Извлекают людей из-под завалов, из разрушенных и горящих домов и оказывают им первую медпомощь;
Устраивают проезды (переходы) в завалах;
Локализуют и устраняют аварии на инженерных сетях, которые угрожают жизни людей или препятствуют проведению спасательных работ;
Разрушают или укрепляют конструкции домов и сооружений, которые угрожают обвалом;
Оборудуют пункты сбора потерпевших и медицинские пункты;
Организовывают водоснабжение.
Последовательность и сроки выполнения работ устанавливает начальник ГО объекта, который оказался в районе землетрясения.
При буранах, ураганах, смерчах проводятся предупредительные, спасательные и другие неотложные работы. В районах, где часто возникают ураганы, дома и сооружения строятся из наиболее стойких материалов, ставят крепкие опоры линий электросвязи, а для укрытия людей – углубленные защитные сооружения. Об угрозе возникновения урагана оповещается население, администрация объектов и формирования.
После урагана личный состав формирований и трудоспособное население проводят спасательные и другие неотложные работы по предоставлению помощи пострадавшим и восстановление жизнедеятельности в районах бедствия.
1.8 Борьба с пожарами (лесные и торфяные)
Чтобы ликвидировать пожар нужно его остановить, локализовать, погасить и патрулировать.
Основные способы тушения лесных пожаров:
Захлестывание или забрасывания кромки пожара землей;
Устройства оградительных и минерализованных полос и канав;
Гашение пожара водой или растворами огнетушащих химикатов;
Пуск встречного огня (видпал).
Все формирования, задействованные для тушения пожара, взаимодействуют с противопожарными (лесопожарными) формированиями, их главная задача – спасение людей, предоставление им медпомощи, эвакуация из зоны возможного распространения пожара людей и материальных ценностей. В первую очередь разыскивают людей, которые оказались в районе пожара, в горящем доме или сооружении. С целью безопасности поиск ведут парами: один ведет поиск, второй, с помощью веревки – страхует, находясь в менее опасном месте. В зонах задымления, загазованности работы ведутся в средствах защиты.
Мероприятия безопасности при работе с пожарами:
- знание мероприятий безопасности, соблюдение их и правил поведения;
Работа в средствах защиты, умение пользоваться ними;
Взаимное страхование, знание и четкие действия за установленными сигналами;
Техника используется исправная и группами (не меньше двух машин);
Особое предостережение при тушении подземных пожаров, чтобы не упасть в яму;
Запрещается без разрешения командира покидать рабочее место, устраивать отдых в зоне пожара;
Переходить линию огня следует против ветра, двигаться лучше по речке, дороге;
В помещении необходимо передвигаться, накрывшись с головой мокрой дерюгой или верхней одеждой;
Не касаться оборванных электропроводов и линий связи.
спасательный авария радиационный бактериологический
1.9 Особенности проведения СиДНР при наводнении. Меры безопасности
При непосредственной угрозе наводнения пункты управления ГО объектов приводятся в готовность и организуется дежурство ответственных должностных лиц, уточняются задачи штаба и служб гражданской обороны.
В этот период проводятся следующие мероприятия:
Доводят информацию об угрозе наводнения до рабочих и служащих объекта;
Усиливают наблюдение и организуют разведку;
Уточняют состав сил и средств и приводят их в готовность к ведению СиНДР в зоне затопления;
Частично ограничивают и полностью прекращают работу объекта, расположенного в зоне ожидаемого затопления;
Подготавливают и проводят заблаговременную эвакуацию (при принятии решения о прекращении работы объекта).
Для ведения СиДНР привлекаются спасательные, аварийно-технические, медицинские и формирования охраны общественного порядка, а при необходимости и др. Личный состав, привлекаемый для действий в зоне наводнения, должен быть обучен правилам поведения на воде, приемам спасения и пользования спасательным инвентарем.
На период непосредственной угрозы наводнения организуется защита мостов, плотин, дамб, водозаборных и других сооружений. С этой целью на каждое сооружение назначают аварийную команду. Состав команд, их оснащение определяют с учетом обстановки. Охрана объектов осуществляется круглосуточно.
На некоторых промышленных предприятиях при угрозе наводнения изменяется режим работы, при этом возможно временное прекращение работы некоторых цехов, участков, отделов. В цехах, работа которых временно прекращается, отключают силовую сеть, прекращают подачу в них, газа, пара и воды. Внутрицеховой транспорт выводят из цехов и сосредотачивают в безопасных местах. Мостовые краны отводят к краям пролетов и надежно закрепляют.
Спасение людей и имущества при наводнениях и затоплениях включает: поиск людей на затопленной территории, погрузки их на плавсредства и эвакуацию в безопасные места.
Меры безопасности при ведении СиДНР:
При выполнении спасательных работ на воде запрещается пользоваться неисправными и неприспособленными для спасения людей лодками;
Запрещается перезагружать лодку (баркас, катер), высота сухого борта лодки при отсутствии ветра должна быть не менее 20 см, а при волнении – не менее 35 см;
Личный состав, участвующий в спасательных работах наводе, должен быть обеспечен спасательными жилетами.
2. Обеспечение проведения спасательных и других неотложных работ
Всестороннее обеспечение действий формирований – одно из решающих условий успешного проведения СиДНР. Организация и проведение этой работы возлагается на начальника ГО, начальников служб и командиров формирований. Обеспечение действий формирований при проведении СиДНР включает: разведку, радиационную и химическую защиту, материальное, техническое и медицинское обеспечение.
Разведка – основной вид обеспечения действий формирований. Она организовывается и ведется с целью своевременного уточнения данных об обстановке и для принятия решения и успешного проведения СиДНР в очагах поражения, в районах стихийного бедствия, аварий и катастроф. Разыскание ведется беспрерывно всеми формированиями.
2.1 Обеспечения радиационно-химической защиты
Организовывается и проводится с целью не допустить поражения формирований и обеспечить выполнение поставленных задач. Основные мероприятия радиационно-химической защиты:
Организация разведки;
Четкие действия за сигналами оповещения;
Максимальное использование защитных свойств местности, инженерное оснащение района расположения формирований;
Осуществление постоянного контроля за зараженностью воздуха и местности;
Обеспечение безопасности формирований при действиях в зонах завалов, разрушений, пожаров, заражения, затопления;
Проведение профилактических мероприятий (применения радиопроекторов, антидотов);
Обеспечение средствами индивидуальной защиты;
Проведение санитарной обработки личного состава формирований и специальной обработки имущества, техники, помещений, территории и др.
2.2 Материальное обеспечение
предусматривает организацию и осуществление своевременного и в полном объеме снабжения формирований техникой, средствами защиты, связи, приборами радиационной и химической разведки и другими средствами, необходимыми для проведения СиДНР и решения задач ГО.
2.3 Медицинское обеспечение
Организовывается и осуществляется для сохранения здоровья и трудоспособности личного состава формирований, своевременного предоставления медпомощи раненным и больным, их эвакуация, лечения и быстрейшее возвращение к рядам действующих, а также для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди личного состава формирований. Медицинское обеспечение предусматривает: лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия. Эти мероприятия проводятся медицинской службой ГО объекта на всех этапах действий формирований.
3. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
Организация жизнеобеспечения населения в экстремальных условиях является комплексом мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и трудоспособности людей. Он включает в себя:
Управление деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении ЧС;
Защита населения и территорий от последствий аварий, катастроф, а также стихийных бедствий;
Обеспечение населения питьевой водой, продуктами и предметами первое необходимости;
Защита продуктов, пищевого сырья, фуража, водоисточников от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения);
Обеспечение жильем и трудоустройство;
Коммунально-бытовое обслуживание;
Медицинское обслуживание;
Обучение населения способам защиты и действий в условиях ЧС;
Разработка и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
Санитарную обработку;
Обеззараживание территории, сооружений, транспортных средств, оснащения, сырья, материалов и готовой продукции;
Подготовку сил и средств и проведение СиДНР в районах бедствия и очагах непосредственного поражения;
Информирование населения о характере и уровне опасности, порядок поведения;
Нравственно-психологическую подготовку и мероприятия по поддержанию высокой психологической стойкости людей в экстремальных условиях;
Мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращения или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий ЧС и прочие мероприятия.
Выполнение всех этих мероприятий организовывается исполнительной властью и органами управления гражданской обороны соответствующего уровня. Непосредственными исполнителями являются руководители предприятий, учреждений и организаций.
Один из главных вопросов – организация обеспечения население продуктами питания, водой и предметами первой необходимости. Пища, вода, незараженный воздух, а в холодное время и тепло являются основными факторами жизнедеятельности населения.
Порядок обеспечения население продуктами, водой и предметами первойнеобходимости в условиях ЧС определяется соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины, и в первую очередь, указаниями и инструкциями Министерства торговли, Минагропрома, Министерства здравоохранения и других. Областные и местные органы, в особенности торговли и питания, являются организаторами и исполнителями этой задачи.
Задачу коммунально-бытового обслуживания населения выполняют министерства жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, соответствующие организации и предприятия на местах, а также коммунально-технические службы ГО.
Организацию информирования население при возникновении чрезвычайной ситуации решает Министерство связи Украины, Государственный комитет по телевидения и радиовещанию, их территориальные организации, местные органы власти и органы управления ГО.
Обеспечение населения продуктами питания и предметами первой необходимости осуществляет служба торговли и питания ГО сельского района (района, куда эвакуировано население). Первые двое суток люди должны питаться запасами продуктов, привезенных с собой. При их отсутствии питания осуществляется через сеть (столовых) общественного питания, или в семьях, куда они подселяются.
Медицинское обслуживание возлагается на существующую сеть лечебных учреждений в местах расселения:
Больницы;
Поликлиники;
Медицинские пункты;
3.1 Защита продуктов питания и воды
Достигается путем изоляции их от внешней среды. В домашних условиях продукты питания затариваются в полиэтиленовые мешочки, в ящики уплотненные пленкой, клеенкой, в посуду с плотно прилегаемыми крышками и относятся в холодильник или шкаф для продуктов. Вода сохраняется в герметичной таре или посуде, которая плотно закрывается.
Тщательно загерметизуйте помещение (дом, квартиру), подвал, где сохраняются разные овощи. Если вы проживаете в сельской местности, то кроме герметизации и усиления защитных свойств помещений дома и подвала побеспокойтесь о создание защитных запасов продуктов в доме (на кухне).
Для защиты воды в колодце: выстройте навес или будку из плотно подогнанных досок, шахту колодца закройте герметичной крышкой; вокруг колодца устройте „глиняный замок" шириной 1,5-2 г и глубиной 0,5 г. Глину втрамбуйте с уклоном 1-2°. На глину насыпается пласт песка, гравия или земли. Глиняный „замок" защищает от попадания зараженных сточных и грунтовых вод.
Зерно, муку и прочие сыпучие продукты необходимо хранить в ящиках (закромах) с плотно закрытыми крышками (брезентом, клеенкой). Овощи, оставшиеся в поле уложить в бурты, закрыть матами (соломой) и засыпать пластом земли.
4. Обеззараживание продовольственных и непродовольственных товаров
Заражение и загрязнение продовольственных и непродовольственных товаров во время чрезвычайных ситуаций происходит:
· при сохранении на открытом воздухе или в недостаточно загерметизированных помещениях;
· при перевозке на открытом, а также на закрытом, но зараженном транспорте;
· при контакте с зараженным оборудованием, в особенности для пищевых продуктов;
· при упаковке продукции в зараженную тару;
· при умышленных действиях террористов, психически неуравновешенных людей и во время диверсионных акций или военных действий;
· в случае биологического загрязнения – от контакта с насекомыми, животными, людьми, которые были заражены.
Основным способом защиты продовольственных и непродовольственных товаров является максимальная их изоляция от внешней среды.
Значительно уменьшает риск загрязнения и заражения товаров во время катастроф и стихийных бедствий :
· рациональное размещение складов;
· рассредоточение запасов товаров;
· герметизация складских помещений;
· использование специальной тары для сохранения прод- и непродтоваров;
· широкое использование подвалов и иных укрытий.
Радиоактивное загрязнение . В плотные непористые продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты) радиоактивная пыль не проникает, но к поверхности прилипает очень прочно; в пористые продукты (хлеб, сухари и т.д.) проникает на глубину пор; в сыпучие проникает тем глубже, чем большего размера частицы продукта и большие воздушные слои между ними, в частности в муку - до 15 мм; в крупу - до 40 мм, в соль - до 120 мм, в картофель (насыпью) - до 150 мм. В жидких продуктах большие частички радиоактивной пыли оседают на дно тары (водоема), кроме вязких продуктов, а мелкие могут образовывать дисперсные растворы.
Мясо животных и птиц, которые пребывали на загрязненной территории и потребляли загрязненные корма и воду, заражено радиоактивными веществами во всей толщи.
Заражение ядовитыми веществами . Продовольственные товары, вода и непродовольственные товары могут быть зараженны капельно-жидкими ядовитыми веществами, их парами и аэрозолями. Глубина проникновения в материалы зависит как от пористости материала, так и физических свойств. Для плотных пищевых продуктов (мясо, сало, жир, масло) глубина проникновения составляет 5-10 мм; в сыпучие продукты - мука и крупа ядовитые вещества проникают на глубину 20-30 мм. Жидкие продукты и вода заражаются по всему объему. В частности, иприт проникает в кирпич на 6-10 мм, дерево - до 6 мм, в ткани - насквозь.
Биологическое заражение. Микроорганизмы могут длительное время сохранять свою жизнедеятельность, а в благоприятных условиях в споровой форме - десятки лет. Глубина заражения пищевых продуктов практически такая же, как и радиоактивных веществ. При этом нужно учитывать возможность развития микроорганизмов на поверхности и внутри продуктов, что ведет к увеличению глубины заражения. На развитие микроорганизмов влияет наличие солнечного света, температура сохранения продукта, вид продукта и тому подобное.
Контроль за зараженными и загрязненными прод- и непродтоварами и водой осуществляется, как правило, постами радиационного и химического наблюдения и химическими лабораториями. Обеззараживание проводится на складах и в производственных помещениях, а также на специально оборудованных площадках обеззараживания.
5. Дезактивация продовольственных товаров
При дезактивации продовольственных товаров:
· удаляют радиоактивную пыль с поверхности тары и продовольственных товаров с помощью пылесосов и обмывают или обтирают их, при этом целесообразно использовать моющие средства;
· заменяют загрязненную тару и упаковку на чистую;
· снимают оболочку (с колбасных изделий, сыров и т.д.); с
· нимают внешний слой зараженных продуктов.
Вода дезактивируется отстаиванием, фильтрованием, перегонкой. При дезактивации колодцев воду откачивают, очищают стенки и дно, засыпают на дно чистый песок.
Дезактивация непродовольственных товаров проводится по той же методике, что и для материалов и инструментов.
Дезактивация неупакованных и упакованных в незащищенную тару продовольственных товаров (мешки, корзины и пр.).
Для дезактивации сыпучих продуктов, затаренных в мешки из ткани, применяют пылесос. Для удаления верхнего загрязненного слоя муки мешки поливают водой или замачивают так, чтобы загрязненная мука намокла, а чистая осталась сухой и через 5-6 ч. перетаривают. Удаление внешнего загрязненного слоя сахара-песка, крупы, крахмала и других сыпучих продуктов, которые хранились в мешках, зараженный крайний слой удаляют с помощью металлического цилиндра без дна и крышки, который на 4-6 см меньше внутреннего диаметра мешка. При дезактивации сыпучих продуктов, которые хранятся в буртах (насыпью), снимают верхний пласт на глубину загрязнения.
Жиры жидкие повторно направляются на рафинирование. С твердых жиров срезается слой толщиной 3-5 мм. Колбасы, твердые сыры, свежие плоды и овощи моют и снимают оболочку, а при необходимости и 5 мм верхнего слоя. Мясо и рыбу промывают водой, при необходимости срезают верхний слой толщиной 5 мм. С хлеба срезают верхний слой толщиной до 1 см.
Дезактивация продовольственных товаров в защитной таре.
Если продукты затарены в многослойные бумажные мешки, то верхнюю бумагу снимают и после этого протирают мешок.
Продукты, упакованные в картонную тару, перекладывают в чистую, а пластиковую тару - обмывают и протирают.
Дегазация продовольственных товаров.
Тару дегазируют, моя с использованием поверхностно-активных веществ, а в случае заражения сильнодействующими ядовитыми веществами протирают дегазирующими растворами, после чего обмывают водой и просушивают.
Сыпучие продукты в мешках (мука, крупа, сахар-песок, крахмал) дегазируют проветриванием или используют те же методы, которые при дезактивации. Хлеб проветривают и перерабатывают на сухари. Масло рафинируют и дезодорируют, в твердых жирах у даляют верхний слой толщиной 1 см при заражении до 1 суток и не меньше 2 см через 2-3 суток после заражения.
Колбасные изделия - обрабатывают раствором перманганата калия, потом снимают оболочку и направляют на термическую обработку (в воде при 90 С на протяжении 2-3 часов), твердые сыры обрабатывают аналогично, правда при необходимости перерабатывают в плавленные.
При дегазации сначала срезают ножом участки, которые имеют подозрительный несоответствующий цвет, потом моют, а при необходимости снимают верхний слой около1 см.
Вода дегазируется хлорированием (30-50 мг активного хлора на 1 л воды) или кипячением (в продолжение часа).
Дезинфекция продовольственных товаров осуществляется в процессе предварительной обработки, которая включает мытье, очистку верхних слоев и т.п., и в процессе термической обработки, в частности при кипячении, обработке паром, тушении, жарении. Тара и упаковка продуктов дезинфицируется теми же способами что оборудование и инвентарь.
Особого внимания требуют продукты, пораженные плесневелыми грибами и иными микроорганизмами, способными к образованию токсинов. Даже удаление заплесневелых мест не гарантирует устранение токсинов, так как метаболиты проникают в продукт глубже, чем мицелий. Кроме того, на микотоксины практически не влияет термическая обработка.
С целью дезинфекции термическую обработку проводят значительно дольше чем при обычном приготовлении пищи, обязательно учитывая устойчивость конкретного вида микроорганизмов к температуре. Споры ботулиновых микроорганизмов для уничтожения требуют тепловой обработки при 120 0 С не менее 20 мин. Как правило, на практике с целью дезинфекции воду кипятят 45 мин., крупы варят 90-120 мин., мясо - 2 часа. , рыбу - не менее ЗО мин., колбасы, овощи, фрукты - ЗО мин.
Утилизация и уничтожение зараженных продовольственных товаров.
Продовольственные товары, которые не могут быть обеззараженны, уничтожают или отдают на переработку. Основой для утилизации служит акт комиссии, в состав которой входят представитель администрации, материально-ответственное лицо, представитель общественности и врач санитарно-эпидемиологической службы.
Продовольственные товары, загрязненные радиоактивными веществами передают на техническую переработку на спецкомбинаты с дальнейшим захоронением в специальных местах.
Продовольствие, зараженное сильнодействующими ядовитыми веществами, передают на техническую утилизацию и уничтожение.
Биологически зараженные продукты преимущественно сжигают.
Литература
1. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. Учебник, 1986. – с.141-156, 201-216.
2. Депутат О.П. Гражданская оборона. Учебник. – К. – 2000. – стр. 231-253.
3. Касьянов Н.А. Защита населения в условиях ЧС. Учебное пособие. – Луганск: изд-во ВНУ – 2001. – с. 130-150.