Обращение районного суда в конституционный суд. Формальные требования, предъявляемые к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод. Предварительное рассмотрение обращений
Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе.
Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:
В самой просьбе ценность свободы выражения оправдывается тем, что ее функция является решающей для демократической структуры правительства и связана с возможностью свободных выборов и формирования оппозиции. Подчеркивается, что право критиковать правительство является основным показателем свободного и демократического общества и что свобода выражения мнения лежит в основе любого свободного общества.
Обеспечивая функционирование политической демократии, важность свободы слова и ряд ключевых решений Европейского суда по правам человека оправданы прежде всего. В синтезированной форме основы, разработанные ЕСПЧ в этом отношении, могут быть представлены следующим образом.
1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов)
Право обращения имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Свобода слова является одним из основополагающих принципов, на которых строится каждое демократическое общество, и является одним из основных условий для его развития и развития каждого человека. Он применяется не только к «информации» или «идеям», которые благоприятны или не считаются оскорбительными или принятыми без разбора, но также и тем, кто оскорбляет, шокирует или нарушает состояние или любую другую часть населения. Таковы требования плюрализма, толерантности и толерантности, без которых «демократическое общество» нельзя назвать таковым.
Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, он допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению соответствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. В отношении актов, изданных субъектами РФ, запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Следовательно, не рассматриваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст. 71 и 72 Конституции РФ. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ.
Понятно, что в юриспруденции ЕКПЧ право свободно выражать свое мнение напрямую связано с участием в демократическом процессе. Следовательно, обязательство средств массовой информации предоставлять информацию и идеи по вопросам, представляющим общественный интерес, вытекающих из права общественности на их получение, поскольку оно дает ему средства для выявления и обобщения взглядов на позиции участников политических дебатов, В то же время наряду с обеспечением свободы политических дебатов вопрос о праве свободно выражать мнение ставится в более широкие рамки прав на общение в целом.
Контроль распространяется также на международные договоры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ.
Именно эти рамки, охваченные этими тремя текстами, в Конституции Болгарии посвящены правам на связь. Как наиболее значимый, он в некотором смысле объединяет других. Тем не менее, три положения, о которых идет речь, содержат - помимо основного закона - каталог дополнительных конкретных прав: свободу печати, свободу других средств массовой информации, право искать, получать и распространять информацию. Свобода печати и других средств массовой информации конституционно гарантируется запретом на цензуру и правом искать и получать информацию - с обязанностью государственных органов предоставлять ее.
Другая разновидность нормоконтроля - конкретный нормоконтроль - связана с жалобами граждан и их объединений. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане , чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Плодовитая и развертываемая система, выбранная в качестве подхода конституционного законодателя, показывает, с одной стороны, отношение к соответствующим правам и особую защиту, которую они предоставляют. С другой стороны, идентификация прав личности, относящихся к общей категории «права на выражение и распространение мнений», обогащает содержание этого права и позволяет точное содержание его различных форм выражения, гарантии их осуществления и ограничения, к которым они могут быть подвергнуты.
Кроме того, Конституционный суд считает целесообразным отметить, что в отличие от конституционных разрешений в других странах и практики применения ст. 10 ЕКПЧ, эти положения прямо не связаны с свободой выражения мнений и правом на художественное выражение. Он посвящен отдельному положению - ст. 54, пункт. 2 Конституции, согласно которой свобода художественного, научно-технического творчества признается и гарантируется законом. Тем не менее, следует учитывать уже понятое понимание того, что термин «выражение» не ограничивается речью, но включает в себя множество средств выражения, мысли, мнения, информации и убеждений и даже эмоций и интуиций.
2) разрешение споров о компетенции;
Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ , а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ .
Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Перечень отдельных прав выше, который может быть более полным и подробным, также показывает, что качество субъекта соответствующего права также предоставляется лицу в некоторых случаях и предприятиям, в других случаях, и учреждения, в-третьих. Следовательно, право свободно выражать мнение, понимаемое как общее, фундаментальное право и с точки зрения его конкретных проявлений, - это не только индивидуальное право, которое можно рассматривать и интерпретировать как право на защиту, но в то же время институциональная гарантия и в этом смысле также имеет позитивные аспекты в отношении обязательств государства.
По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. В случае если Конституционный Суд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
Эта ситуация очевидна в отдельной интерпретации положений, но и в систематической интерпретации этих трех текстов в целом - с учетом взаимозависимости между ними и общего конституционного контекста, в котором они находятся, можно сделать более полный функциональный анализ и разработать концептуальный подход к ним в следующем смысле.
Которые традиционно трактуются и регулируются как индивидуальные, права, связанные с свободой выражения и распространения мнений, поиска, получения и распространения информации, связаны не только с «мнением» отдельного человека и возможностями для самовыражения личности и осуществления контакт с другими, но и с формированием общего публичного пространства, в котором помимо обмена индивидуальными мнениями и, как следствие, формируется общественное мнение. Здесь, действительно, связь с демократическим процессом является самой прямой и может быть оправдана непосредственно на основе конституционного текста.
3) толкование Конституции РФ;
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Нет необходимости доказывать, что вся наша конституционная система построена на демократических принципах, существенными для которых являются разнообразие взглядов, недопустимость монополизации публичного пространства, способность формировать и выражать политическую волю.
Это строительство, которое Конституционный суд оправдывает только соблюдением его полномочий толковать Конституцию, является лишь одним из возможных концептуальных подходов. В любом случае следует отметить, что в конституционном тексте также можно найти еще один уровень - уровень гражданского общества, который, не выступая против государства, также является независимой средой, в которой личные проявления и межличностное общение не обязательно в целях демократического процесса и управления. Естественно, конечно, ни одна социальная сфера не существует сама по себе и не изолирована от других, поэтому выбранный функциональный анализ, описанный выше, имеет множество разновидностей аспектов, характеризующих выражения личности, межличностного общения и формирование общественного пространства, в котором обмен мнениями приводит к созданию общественного мнения.
4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обви-
нения Президента РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.
Таким образом, право на свободное выражение мнения является необходимым условием для равного участия в демократическом процессе принятия решений, а с другой - средством осуществления демократического контроля. Как уже отмечалось, три текста объединены общей идеей. В основе его лежит предпосылка, что основные права предоставляются индивидууму. Это относится и к названию главы второй Конституции. Однако ни характер прав, провозглашенных в рассматриваемых положениях, ни содержание этих прав не допускают такой уникальной функции.
Конституционные положения, которые защищают право свободно выражать свои мнения, представляют собой защиту не только автора мнения, но и всего сообщества в целом, чтобы иметь возможность получить доступ к сообщенному мнению или информации вообще. Четко провозглашая - в отдельном положении - свободу средств массовой информации и введение запрета на цензуру, Конституция делает это для того, чтобы предоставить этим учреждениям особую привилегию, отличающую их от других, в отличие от принципа равенства, но поскольку она считает, что они имеют и выполняют необходимую общественную функцию для предоставления информации обществу в целом.
57. Судебные органы субъектов РФ . К судам субъектов РФ относятся:конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи , являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. В соответствии со ст. 27 Закона о судебной системе РФ Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. На 1 января 2001 года конституционные (уставные) суды учреждены в 44 субъектах Федерации, в том числе в 15 республиках. Данные суды функционируют в 12 субъектах Федерации, из которых 10 - республики. Создан Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации . В настоящее время происходит унификация формы конституционного контроля: комитеты конституционного контроля, палаты и т.п. преобразованы в суды (Татарстан, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Иркутская, Тюменская и Челябинская области). Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
И даже когда ст. 41, пункт. 1 Конституции гарантирует право искать, получать и распространять информацию для всех, текст также подразумевает «привилегированный» доступ к информации, чтобы сделать ее доступной для общественности в целом. Согласно Конституционному суду, носители этих прав - в соответствии с конкретной гипотезой - могут проявляться как индивидууму, так и общественности. Соображения, которые можно найти в принятой конституционной модели, направлены на защиту как индивидуального права, так и права общественности на получение информации.
Мировые судьи. В соответствии с Законом "О мировых судьях в РФ"
мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ
. На них распространяются гарантии статуса судей, установленные Законом "О статусе судей в РФ
". В то же время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты. Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом субъекта РФ, но он не должен превышать пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий мирового судьи также устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но он не должен быть менее пяти лет. Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового судьи.
Финансирование расходов на заработную плату мирового судьи и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировые судьи единолично рассматривают в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; гражданские дела, возникающие из семейно-правовых, имущественных и трудовых отношений, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции ст. 3 закона о мировых судьях.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъекта РФ. Они создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Поэтому функциональный подход, изложенный в пункте 5, который служит Конституционным судом, наилучшим образом отражает истинную точку зрения конституционных положений и в этом смысле может служить отправной точкой для законодателя, и особенно правоохранительных органов, судебных органов первой инстанции.
Без четких правообладателей, которые на практике не исключают возникновения конфликтов между ними, принятое толкование основывается на идее равновесия, которое сделал конституционный законодатель, в том числе путем введения ограничений на осуществление прав, о которых идет речь.
58. Конституционно-правовое оформление государственного суверенитета России .
Государственный суверенитет означает способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и в области межгосударственных взаимоотношений с другими странами. Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам
В целом интерпретируемые положения предназначены для обслуживания личности, общества и общества в целом. Это также является целью разнообразия отдельных конкретных прав, которые охватываются категорией «право на выражение», поскольку она обогащает и расширяет содержание общей концепции. Сама природа свободы выражения делает ее и целью, и средством. В этом смысле возможность конфликтов между обладателями индивидуальных интересов, которые защищают права, о которых идет речь, относится к ситуации, в которой внутренний баланс между физическим лицом и общественными правами, между индивидом, с одной стороны, и обществом - с другой.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. Конституция РФ (ст. 4) закрепила новый подход к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, - этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение суверенитета народа. С позиции современных подходов к проблеме государство может считаться суверенным только при условии, что оно реализует волю народа и что его система управления демократична.
Суверенитет Российской Федерации выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за ней Конституцией РФ.
К ним отнесены: 1. признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства);
Вопрос о внешнем балансе, т.е. о взаимосвязи между осуществлением свободы выражения мнений и другими основными правами, разрешается путем установления ограничений. Ограничения сами по себе являются истинным предметом запроса на интерпретацию. Их присутствие в конституционных текстах показывает, во-первых, что независимо от его ценности право свободно выражать мнение не является абсолютным. Его пределы определяются ограничениями на его осуществление, введенными Конституцией, а установление их основы и содержания имеет отношение к фактическому объему, в котором оно реализуется, поскольку оно определяет расстояние, на которое оно находится от абсолютной свободы.
2. неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность;
3. единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской иденежной систем;
4. наличие единых Вооруженных Сил;
5. право государства на защиту суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения;
6. право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность);
7. признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями национальной экономики и др.
Государственный суверенитет характеризуют такие свойства, как верховенство государственной власти, ее единство и независимость.
Для возбуждения конституционного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ст. 36-39 данного Закона определяются поводы и основания к рассмотрению дела, общие требования к обращению.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы (ст. 36 названного Закона).
Запросом именуются обращения управомоченных органов и лиц о проверке конституционности:
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации;
договоров между органами государственной власти;
не вступивших в силу международных договоров РФ;
о толковании Конституции РФ;
обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности1.
Ходатайством называются обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ст. 92 названного Закона).
Жалоба - обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан и примененные или подлежащие применению в конкретном деле.
Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела и обязывает суд решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению.
Согласно части второй ст. 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления.
Отсутствие неопределенности признается Конституционным Судом РФ основанием к отказу в принятии обращения к рассмотрению. По этому основанию определением Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. было отказано в принятии к рассмотрению запросов правительства Мурманской области и Законодательного Собрания Челябинской области о проверке конституционности п. 2 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в соответствии с которыми работники аппарата мирового судьи отнесены к государственным служащим соответствующего субъекта РФ и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Конституционный Суд РФ указал, что проверка целесообразности устройства Судебной системы является прерогативой законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда РФ.
Все требования к обращениям, предусмотренные законом, можно подразделить на общие и особые.
Общие требования определены в ст. 37-39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Они предъявляются ко всем запросам.
Особые требования обусловлены предметом обращения и содержатся в главах Закона, посвященных конституционному судопроизводству по различным категориям дел.
В десяти требованиях, которые предусмотрены ст. 37 названного Закона, изложена по сути дела структура обращения. Все требования являются юридически значимыми, поскольку их несоблюдение может привести к отказу в принятии обращения к рассмотрению или затягиванию рассмотрения дела.
В обращении должны быть указаны:
Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности.
В соответствии со ст. 53 названного Закона, представителями по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.
Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень в области права, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.
Далее в обращении должны быть указаны наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции, а также точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте или подлежащем толкованию положении Конституции РФ.
Пункт 5 ст. 37 названного Закона требует также указать нормы Конституции РФ и закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ. Право на обращение в Конституционный Суд РФ определяется в зависимости от категории дел, круга субъектов, вида нормативных актов и закрепляется в соответствующих статьях Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Заявитель должен указать свою позицию по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ, а также требование, обращенное к Конституционному Суду РФ в связи с запросом, ходатайством или жалобой.
Завершающая часть обращения - прилагаемые к нему документы, перечень которых дан в ст. 38 названного Закона. Все документы, прилагаемые к обращению, можно подразделить на обязательные и дополнительные.
К числу обязательных можно отнести следующие документы. К обращению должен быть приложен текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию. Это связано с необходимостью проверки того, что заявитель при подготовке обращения исходил из официального текста.
Учитывая, что зачастую от имени заявителя в Конституционном Суде РФ выступает его представитель, п. 2 части первой ст. 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" требует приложить доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности), а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в таком качестве.
Еще одним обязательным документом является документ об оплате государственной пошлины, размеры которой определены в ст. 39 названного Закона. В соответствии с частью третьей этой статьи некоторые виды обращений государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он не является стороной в споре, и др.
К жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан помимо перечисленных документов необходимо приложить копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела.
Поскольку согласно ст. 33 названного Закона производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке, заявитель также должен представить перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К обращению заявитель может приложить и другие документы и материалы, например списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ.
Обращение и прилагаемые к нему документы и материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
1 См. ч. 2, 4, 5, 7 ст. 125 Конституции РФ, ст. 5, 84, 88, 101, 107 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Предварительное рассмотрение обращений
Второй стадией конституционного судебного процесса является предварительное рассмотрение обращений, осуществляемое Секретариатом Конституционного Суда РФ, а затем судьями.
Статьи 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" наделяют Секретариат Конституционного Суда РФ полномочием рассматривать обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ.
Согласно части первой ст. 40 названного Закона обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Эту функцию осуществляет Секретариат.
Если обращение подведомственно Конституционному Суду РФ и отвечает установленным законом требованиям, то оно вместе с заключением и предложениями специалистов соответствующих подразделений Секретариата передается через начальника Секретариата Председателю Конституционного Суда РФ для направления судьям.
Иные задачи связаны с реализацией полномочий Секретариата Конституционного Суда РФ, предусмотренных частью второй ст. 40 названного Закона. Предоставляя Секретариату такие полномочия, Закон не наделяет его правом решать дело по существу либо оценивать обоснованность требований заявителя. Секретариат лишь "отсеивает" такие обращения, которые в соответствии с Законом не могут быть рассмотрены Конституционным Судом РФ. Полномочием Секретариата является уведомление заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Первое из таких оснований - явная неподведомственность дел Конституционному Суду РФ (п. 1 части второй ст. 40 Закона). Таких примеров очень много, когда в Конституционный Суд РФ направляются обращения, в которых ставятся вопросы, решение которых относится к компетенции других органов. Например, пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, обжалование действий должностных лиц, обеспечение исполнения судебных решений и т. д. В случае, если обращение явно неподведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы (часть четвертая ст. 40 Закона).
Второе основание отклонения обращения - несоответствие его формы требованиям Закона (п. 2 части второй ст. 40 Закона). Эти требования изложены в гл. V Закона.
Третье основание - подача обращения ненадлежащим органом или лицом (п. 3 части второй ст. 40 Закона). Органы или лица, имеющие право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом, ходатайством или жалобой, перечислены в ст. 125 Конституции РФ, а также в ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", посвященных отдельным категориям дел.
Четвертое основание отклонения обращения - неуплата государственной пошлины (п. 4 части второй ст. 40 названного Закона), кроме случаев освобождения от уплаты пошлины, предусмотренных в части третьей ст. 39 Закона.
При наличии хотя бы одного из четырех оснований, предусмотренных частью второй ст. 40, Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Такое уведомление означает направление заявителю соответствующего письма и оставление обращения без движения.
Законодатель установил определенные правовые гарантии для заявителя, получившего уведомление Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона.
Во-первых, заявитель имеет право потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по данному вопросу. В этом случае на основании § 10 Регламента Конституционного Суда РФ Председатель Суда поручает одному или нескольким судьям в соответствии с установленными принципами распределения обращений между судьями провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее чем через месяц докладываются судьей в пленарном заседании. При признании решения Секретариата обоснованным Конституционный Суд РФ выносит определение и направляет его заявителю.
Во-вторых, заявитель после устранения недостатков, указанных в п. 2 и 4 части второй ст. 40 названного Закона (например, после уплаты государственной пошлины или приложения необходимых документов) вправе вновь обратиться в Конституционный Суд РФ.
Предварительное изучение обращения судьями
Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.
Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.
Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.
В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.
При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.
Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда РФ для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.
Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.
Принимая обращение к рассмотрению, Конституционный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости приостановить действие оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора РФ до завершения рассмотрения дела судом. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предоставляет Конституционному Суду РФ право в случаях, не терпящих отлагательства, обратиться с таким предложением к соответствующим органам и должностным лицам (часть третья ст. 42). Целью такого обращения является обеспечение интересов общества и его граждан, когда продолжение применения нормативного акта или вступление в силу международного договора чревато большими политическими, экономическими, международными и иными потерями для страны, нарушениями прав и свобод человека. Однако юридическая сила такого обращения такова, что оно является не требованием, а предложением и не предусматривает обязанности его реализовать или даже рассматривать.
Результатом предварительного изучения обращения судьями может быть решение пленарного заседания об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" называет три основания отказа в принятии обращения к рассмотрению (часть первая ст. 43).
Первое - разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду РФ.
В отличие от понятия "явная неподведомственность", использованного в ст. 40, в данной норме имеются в виду обращения, подведомственность которых Конституционному Суду РФ спорна или вызывает сомнения. В этом случае вопрос должен решаться только самим Судом.
Так, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. было отказано в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай о проверке конституционности ст. 1-3 и 6 Закона Республики Алтай "О муниципальных образованиях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период", поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно. В запросе фактически был поставлен вопрос о проверке соответствия названных положений Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая осуществляется судами общей юрисдикции.
Второе основание для отказа - обращение не является допустимым. Критерии допустимости сформулированы в нормах Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", посвященных особенностям производства по отдельным категориям дел (ст. 85, 89, 93, 97, 102 и 108).
Так, вышеназванное обращение Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай не отвечало и критерию допустимости, поскольку Конституционный Суд РФ на основании ст. 85 названного Закона разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. Между тем заявитель, требуя подтвердить конституционность указанных норм Закона Республики Алтай, не представил доказательств об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ, кроме того, в запросе отсутствует изложение правового обоснования позиции заявителя. Поэтому Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что данный запрос не отвечает критерию допустимости.
По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т. д., и поэтому требует оценки Конституционного Суда РФ. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, - это запросы о толковании Конституции РФ. Исходя из сложившейся практики, Конституционный Суд РФ признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от Конституционного Суда:
конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя;
признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования;
проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре1.
Третье основание для отказа в принятии обращения к рассмотрению - наличие ранее вынесенного постановления
Конституционного Суда РФ по предмету обращения, сохраняющего свою силу.
Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу в отношении акта, который к началу или в период рассмотрения дела был отменен или утратил силу (часть вторая ст. 43 названного Закона).
При анализе данного положения следует иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, данная норма не содержит императивного требования, Суд может продолжить рассмотрение дела и вынести решение.
Во-вторых, Закон предусматривает действия Суда в отношении акта, который был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, а не когда-либо ранее.
В-третьих, Закон требует продолжать производство по делу, если отмененным или утратившим силу оспариваемым актом были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Государственная пошлина в этом случае не возвращается.
Регламент Конституционного Суда РФ (§ 17) предусматривает, что определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.
1 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 200.
§ 5. Назначение и подготовка дел к слушанию
Принятие обращения к рассмотрению означает, что производство в Конституционном Суде РФ переходит в новую стадию - назначение и подготовка дела к слушанию. Назначение дела к слушанию является важным этапом конституционного судебного процесса, в ходе которого решаются следующие задачи:
выявляется уровень подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании;
устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;
определяется, каким составом судей (пленарным заседанием или заседанием одной из палат) будет рассматриваться дело1.
Решение о назначении дел к слушанию принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению.
Принимая решение о назначении дела к слушанию, Конституционный Суд РФ должен указать в нем очередность рассмотрения данного дела в заседании. Общие правила определения очередности приводятся в Регламенте Конституционного Суда РФ. Регламент предусматривает, что при определении очередности слушания дел Конституционный Суд РФ исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Суд может изменить очередность либо отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде либо ином государственном органе.
Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков (ст. 49 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Принятие обращения к рассмотрению влечет за собой проведение Конституционным Судом РФ подготовительной работы. Работу по подготовке дела к слушанию проводит назначенный Судом судья-докладчик. Его задачи, права и обязанности конкретизированы в ст. 49, 59, 60, 63 названного Закона.
Основная задача судьи-докладчика - подготовка дела к слушанию. Подготовительная работа имеет цель создать условия для эффективного и оперативного коллегиального слушания дела. Судья-докладчик назначается Судом, как правило, при принятии обращения к рассмотрению. При этом учитывается загруженность судей, сложность дел, а также специализация судей.
В рамках возложенных на судью-докладчика задач, связанных с подготовкой дела к слушанию, судья-докладчик:
уточняет предмет доказывания;
вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;
истребует необходимые правовые акты, документы и материалы, организует проведение экспертиз, получение профессиональных мнений специалистов;
координирует работу сотрудников Секретариата Суда по подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;
совместно с председательствующим в заседании определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;
готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;
готовит проект решения Суда, а также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в ходе совещания судей по принятию итогового решения.
Поручение судьи-докладчика носит характер требования Конституционного Суда РФ, от имени которого он действует, и обязательно к исполнению всеми органами, учреждениями, организациями и лицами, которым оно направлено.
Уведомление о заседании Суда, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а также иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания.
Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.
1 См.: Витрук Н. В., Лазарев Л. В., Эбзеев Б. С. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. ML, 1996. С. 163.
Судебное разбирательство
Основной стадией конституционного судебного процесса является судебное разбирательство. На этой стадии совершается конституционное правосудие, реализуются полномочия Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля.
Разбирательство дел в заседании Суда складывается из совокупности процессуальных действий. В рамках данной стадии можно выделить:
подготовительную часть судебного разбирательства;
рассмотрение дела по существу;
вынесение решения Суда1.
На всех этапах судебного разбирательства ведется протокол, требования к которому установлены Регламентом Конституционного Суда РФ.
Как правило, заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто. Открытое проведение Конституционным Судом РФ своих заседаний является реализацией конституционного принципа открытого разбирательства дел во всех судах. Открытое рассмотрение дела означает, что в Суде могут присутствовать любые лица, не только участники процесса, сотрудники Суда, но и публика, представители средств массовой информации. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Суда.
Закрытое заседание Конституционного Суда РФ назначается, когда это необходимо для решения хотя бы одной из трех задач: сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности (ст. 55 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. Ограничения касаются лишь доступа в зал публики.
Подготовительная часть судебного заседания включает действия, направленные на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу. В назначенное время председательствующий открывает заседание Суда. Первоначально он констатирует наличие кворума, т. е. правомочность состава Суда принимать решения (не менее двух третей от общей численности Суда в пленарном заседании и не менее трех четвертей в заседании палаты). Далее председательствующий сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.
Вообще председательствующий выполняет особую роль в судебном заседании. Он является организующим центром судебного разбирательства.
В пленарном заседании функции председательствующего выполняет Председатель Конституционного Суда РФ, либо лицо, исполняющее его обязанности, либо судья, которому Председатель поручил ведение судебного заседания при рассмотрении данного дела; в заседании палаты - судья, которому палата поручила исполнение обязанностей председательствующего.
Полномочия председательствующего закреплены в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Регламенте Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 58 названного Закона председательствующий:
руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;
устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
предоставляет слово судьям и участникам процесса;
прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол и могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом РФ в том же заседании.
Поддержание порядка в заседании возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
После открытия судебного заседания председательствующий проверяет явку сторон и полномочия их представителей. После принятия решения о слушании дела председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а иным участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
На подготовительной стадии разбирательства рассматривается также вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Основаниями для отвода судьи являются в соответствии с частью первой ст. 56 названного Закона следующие обстоятельства:
судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.
При наличии таких обстоятельств судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. Отвод может быть заявлен не только сторонами, но и другими судьями на любой стадии рассмотрения обращения, когда стало известно об обстоятельствах, предусмотренных ст. 56 названного Закона. В отличие от уголовного и гражданского процессов в конституционном процессе вопрос об отводе и самоотводе судьи всегда решается с участием этого судьи, и он не только дает объяснение по поводу заявленного отвода или самоотвода, но и участвует в голосовании. Об отстранении судьи от участия в деле выносится мотивированное решение в виде определения. В отличие от правил, действующих в судах общей юрисдикции, в Конституционном Суде РФ при равенстве голосов судей самоотвод не принимается, а отвод отклоняется. В случае отстранения от участия в деле судьи, являющегося докладчиком по делу, Суд принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.
Следующим этапом стадии судебного разбирательства является рассмотрение дела по существу.
Начинается рассмотрение дела по существу с выступления судьи-докладчика. В выступлении излагаются поводы и основания к рассмотрению дела, суть вопроса, содержание имеющихся материалов, меры, принятые по подготовке дела к рассмотрению. По окончании выступления судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями.
Далее Суд с учетом мнения сторон устанавливает порядок исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Как правило, после выступления судьи-докладчика выступают стороны и их представители.
Следующими могут быть заслушаны эксперты, свидетели и специально приглашенные лица. Эксперты и свидетели приводятся к присяге и предупреждаются об ответственности.
Важным элементом судебного разбирательства является исследование документов. Документы - основной материал, с которым приходится работать Конституционному Суду РФ, поскольку установление и исследование фактических обстоятельств входит в полномочия Конституционного Суда РФ лишь в ограниченных случаях, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов. Под документами понимаются различного рода нормативные акты, письма, письменные распоряжения, решения судебных и других органов, справки, протоколы и иные письменные, фото- и видеоматериалы, содержащие сведения, касающиеся исследуемых вопросов. Закон предусматривает несколько источников получения документов. Прежде всего, это документы, поступившие от заявителей в качестве приложений к обращению. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик может запросить дополнительные нормативные акты, результаты проверок, исследований и другие документы. Документы также могут быть истребованы Судом в процессе рассмотрения дела.
Закон устанавливает, что в заседании по инициативе судей или по ходатайству сторон документы могут быть оглашены. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
Завершением этапа рассмотрения дела являются заключительные выступления сторон.
Председательствующий констатирует окончание судебного исследования, и Суд переходит к заслушиванию заключительных выступлений сторон. Сторонам может быть предоставлено время для их подготовки. В своих выступлениях стороны не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ. Право на заключительные выступления имеют как стороны, так и их представители. Стороны в заключительных выступлениях могут как дополнить и уточнить, так и изменить свою позицию.
По завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления.
Если Суд придет к выводу, что оснований для выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, или об исследовании новых доказательств нет, то исследование вопросов дела признается завершенным и председательствующий объявляет об окончании слушания дела.
1 См.: Кряжков В. Л., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 214.
Вынесение итогового решения