Судебная муниципальная исполнительная партийная законодательная. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ
Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами её субъектов. Как уже отмечалось ранее, власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, при этом Президент РФ не входит ни в одну ветвь власти, он стоит над ними.
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ (иными словами парламент); также к органам законодательной власти относятся народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ, областные собрания и другие законодательные органы власти краёв, городов федерального значения, областей, автономной области и автономных округов. Их отличительная особенность состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности эти органы составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решениязаконодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным органов Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными и действуют только в границах конкретного субъекта Федерации. Остановимся более подробно на Парламенте Российской Федерации.
Итак, как уже отмечалось ранее, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Парламент имеет очень большой исторический период развития, за который он приобрёл свои элементы. К числу таких элементов относится представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративно-сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства.
Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета. В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, который состоял из Съезда народных депутатов и формируемого на его основе Верховного Совета. Созданные ещё в годы советской власти в качестве представительных органов нового социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма эти государственный органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, постепенно обретали черты парламента.
Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым указывается, что формой государства является представительная, т.е. опосредствованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее важные решения.
Также Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган РФ. В этой отдачи парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем и то, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и её Конституции компетенцией в законодательной сфере.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые ограниченные функции контроля за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет всё население Российской Федерации, а Совет Федерации выражает интересы регионов, региональные мнения и т.п. Часто Совет Федерации именуют верхней палатой. Члены Совета Федерации представляют все субъекты РФ.
Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации, т.е. его решения обязательны для исполнения на всей территории РФ, а не конкретно каким-либо субъектам. До принятия Конституции 1993 г. в РФ действовал двухпалатный высший представительный орган – Верховный Совет.
Однако на самом деле он функционировал как однопалатный орган, так как большая часть его компетенции осуществлялась совместно обеими палатами, и важную роль для всего Совета играли такие органы как Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
В нынешнем Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к предмету их ведения, в соответствии с Конституцией РФ. Она устанавливает в статье 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. Конституция предусматривает также совершенно разную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая этим систему противовесов в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль «остановшика» по отношению к Государственной Думе, призванного не допустить установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоёванного на выборах какими-либо политическими силами.
Таким образом наличие парламента играет важную роль для любой страны и государства. Но не всегда его роль оценивается высоко. Даже в РФ существует определённое недоверие к парламенту и высказываются такие точки зрения, что можно вообще обойтись и без него. Но этого нельзя допустить, так как это нарушит складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Поэтому развитие российского парламентаризма идёт достаточно сложным, иногда даже противоречивым путём
Законодательная власть - это область (ветвь) государственной власти, делегированная народом своим представителям в парламенте, что дает им исключительное право принимать законы. Органы законодательной власти, как правило (но не всегда), являются выборными и имеют разные названия: Верховный Совет, Государственная Дума, Конгресс, Сейм, Фолькетинг, Альтинг. Парламенты могут быть двухпалатные как в федеративных (США, Россия), так и в унитарных государствах (Великобритания, Франция), и однопалатные (Израиль, Новая Зеландия, Украина).
Парламент - единственный представительный орган народа и единственный законодательный орган, который полностью или частично создает другие высшие органы государства, определяет основы внутренней и внешней политики государства и принимает участие в ее осуществлении, контролирует деятельность других высших органов и должностных лиц.
Функции парламента:
o представительская - реализуется через обязанность представлять интересы народа, его различные слои с помощью депутатского корпуса (постановления парламента как представительного органа имеют политический характер),
o законодательная - реализуется через право издавать законы (основная деятельность, имеющая юридический характер);
o финансовая - реализуется через право принимать решения по финансовым вопросам (ежегодно утверждать бюджет страны);
o установочная - реализуется через право участвовать в формировании высших исполнительных, а также судебных органов;
o контрольная - реализуется через право осуществлять контроль за деятельностью правительства, других высших органов и должностных лиц;
o политическая - реализуется через право определять основы внутренней и внешней политики И через обязанность принимать участие в ее осуществлении.
Исполнительная власть - область (ветвь) государственной власти, обладающий правом управлять страной, выполнять законы и другие нормативные акты, принятые законодательной властью.
Носителем исполнительной власти в масштабах всей страны является правительство. Название правительства устанавливается конституцией и законодательством. В основном правительство имеет официальное название - Совет или Кабинет министров. Например, в Швейцарии это Федеративная Совет, в Италии-Совет Министров, в Японии-Кабинет. Возглавляет правительство его председатель. Как правило, это премьер-министр (например, во Франции) или председатель Совета Министров (Италия), канцлер (Германия), государственный министр (Норвегия). В президентских республиках (США), где такой должности нет, главой правительства (администрация президента) является непосредственно президент.
В Украине высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который возглавляет премьер-министр. Систему исполнительной власти в Украине, кроме Кабинета Министров, составляют центральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие ведомства, местные (областные и районные) государственные администрации.
Исполнительная власть осуществляется главным образом через государственное управление и основывается на иерархических отношениях подчиненности. Исполнительная власть, будучи ответственным перед законодательной властью, подотчетной и подконтрольной ей, не исчерпывается одним только "исполнением законов" (исполнительской деятельностью). Она также призвана отрабатывать пути и способы реализации законов и других законодательных актов, заниматься текущим управлением, выдавать по всем вопросам своей компетенции нормативно-правовые акты (постановления и др.), имеют подзаконный характер. Такое подзаконное регулирование общественных отношений является распорядительной деятельностью правительства.
Основные функции органов исполнительной власти:
o исполнительская - непосредственное выполнение нормативных предписаний правовых актов, принятых органами законодательной власти. Особым видом исполнительской деятельности являются административные (управленческие) услуги - публично-правовая исполнительно-обязательственная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, направленная на юридическое оформление условий, установленных законодательством, которые являются необходимыми для надлежащей реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые обращаются к ним с этой целью (регистрация, лицензирование, сертификация и т. д);
* распорядительная - осуществление управления путем издания подзаконных (управленческих) актов и выполнения организационных действий (соответствующих распоряжений)
Поскольку на исполнительную власть возложена наибольшая часть общегосударственных функций, она действует непрерывно и везде на территории государства (в отличие от законодательной и судебной власти), опирается на людские, материальные и другие ресурсы. В Украине его осуществляют чиновники структурные звенья трех организационно-правовых уровней - высшего (правительства), центрального (министерств, других ведомств), местного (Советом Министров АР Крым, местными государственными администрациями области и районов, городов Киева и Севастополя). Для предотвращения возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами важны действенные механизмы "сдержек и противовесов" как со стороны законодательной (через развитое законодательство и контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Судебная власть - независимая отрасль (ветвь) государственной власти, обладающего исключительным правом осуществлять правосудие, принимать решения в процессе судопроизводства и доводить их до исполнения.
Судопроизводство - это процессуальная форма осуществления правосудия; установленный законом порядок рассмотрения и разрешения дел судами; правовая форма реализации судебной власти. В Украине судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции и специализированными судами (хозяйственными, административными) на основе норм процессуального права, а решения по делам выносятся на основе норм материального права. Судопроизводство Конституционного Суда и судов общей юрисдикции является раздельным. Конституционный Суд - единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Юрисдикция судов в Украине распространяется на все правовые отношения, возникающие в государстве.
Основные функции судебной власти:
o охранная (профилактическая) - охрана прав и свобод человека, вынесение частных определений об обнаружении судом нарушений прав граждан;
o контрольная - сдерживания других ветвей власти в рамках права посредством судебного контроля;
o правосудная (защитная) - защита прав и свобод человека в случае их нарушения, восстановления нарушенных прав, привлечения правонарушителей к юридической ответственности;
o конституционного надзора - надзор за соблюдением конституционной законности, то есть за соответствием Конституции, нормативных актов государства (Конституционный Суд),
Правосудие - это форма защиты права судебной властью, что выражается в справедливом (доброкачественном) рассмотрении и разрешении судом гражданских, уголовных, административных дел, а также экономических споров в целях установления истины, чем обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Решение суда является актом правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права. Если принятое судом решение реально не исполнено, судебные процедуры по защите прав человека не могут считаться завершенными.
Основные принципы правосудия: независимость - любое позазаконне вмешательства в деятельность судов, судебных заседателей, присяжных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет предусмотренную законом ответственность; исключительность - делегирование функций суда, а также присвоение его функций другим органом или должностным лицом не допускается.
Законодательная власть разрабатывает, принимает и издает законы для того, чтобы были урегулированы все возможные отношения, возникающие в обществе. Если законы не исполняются, ненадлежаще исполняются или преступаются, в действие вступают системы, существующие для принуждения к исполнению законов, изданных от имени большинства народа. Порой и принуждающие к исполнению законов бывают не правы. Тогда дело доходит до судебной защиты. И получается, что законодательная власть принимает и утверждает законы, а суды должны данные законы применять.
Законодательная власть на основе Конституции определяет судебную систему страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел, осуществляет бюджетный контроль. Судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации).
Органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы и определяет порядок деятельности судьи (процессуальное право). Причем законы принимаются не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с проектами и предложениями, исходящими от органов исполнительной, а иногда и судебной власти. Судебная власть не только представляет двум другим ветвям материалы правоприменительной практики, но и «облагораживает» законодательную и исполнительную деятельность, постоянно обращая внимание на правовые и моральные нормы и конституционные принципы, подлежащие неуклонному соблюдению. Действующее законодательство носит непоследовательный и противоречивый характер.
Исполнительная и судебная власть
Исполнительная и судебная ветви власти находятся в многообразных отношениях между собой, необходимо дополняя друг друга.
Суды призваны обеспечить охрану не только прав и законных интересов граждан, их объединений и организаций, но и законные интересы и права государственных органов исполнительной власти в сфере экономики, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности и в других областях ее деятельности. Вместе с тем суды осуществляют функцию судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в пределах распространения деятельности указанных органов. Взаимодействуя с органами исполнительной власти по выполнению общегосударственных задач в стране, органы судебной власти осуществляют судебный контроль по следующим направлениям:
1) Конституционный контроль за соответствием Конституции РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
2) Контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом.
3) Контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.
Исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов, финансирует суды.
Судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации, рассматривать жалобы граждан.
Органы исполнительной власти участвуют в формировании судейского корпуса и создают надлежащие условия для деятельности судов и исполнения принимаемых ими решений.
Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В настоящее время термин "судебная власть" употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина "судебная власть" подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов - судов; функциональное - специфическую функцию суда.
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.
Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть - это вид государственной власти. Сам термин "власть" обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное "судебная" конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.
Второй признак - судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.
Третий признак судебной власти - исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.
Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.
Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость - это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей - материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.
Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.
Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.
Пятый признак - особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).
Шестой признак - подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.
Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия "судебная власть".
Что касается законодательной ветви власти, то она не стала исключением. В структуре этой ветви власти почетное место занимает Федеральное Собрание. Итак, Федеральное Собрание - Парламент РФ - это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны, и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.
Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.
В Российской Федерации проводятся определенные реформы, которые должны приносить пользу населению своим воплощением в жизнь, а, как известно, чтобы что-то выполнялось на соответствующем уровне, необходимо законодательное закрепление определенных решений и постановлений. Этим и занимается законодательная власть как на уровне местных (локальных) государственных управлений, так и на всеобщем государственном уровне.
Любая деятельность, проводимая на государственном уровне, опирается в основном на экономические и правовые рычаги, и подкрепляется законодательными актами.
То есть актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным Собранием, или актами, которые были приняты еще в советское время, если они не противоречат новопринятой Конституции. Законодательная власть регулирует и внешне государственные отношения России с другими странами.
Исполнительная ветвь власти является одной из разновидностей государственной власти. Её сущность заключается не только в исполнении законов, но и в государственном управлении, основывающемся на принципе законности. Также исполнительная власть выполняет и общие, специальные управленческие функции.
Исполнительная власть, как и любая другая, имеет свои отличительные признаки:
- · Исполнительная власть - неотъемлемый признак существования правового государства, в котором существует разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Ведь выполнение в государстве различных функций невозможно возложить только на одну ветвь, ибо это будет уже пренебрежением демократическим традициям.
- · Исполнительная власть - это самостоятельный вид единой государственной власти, которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной. Самостоятельность исполнительной власти проявляется в наличии у неё собственного поля деятельности, а также средств управления и воздействия на общественные отношения. И хотя исполнительная власть выполняет особую роль в механизме государственного управления, она постоянно находится под контролем со стороны других ветвей государственной власти.
- · Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью.
- · Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые при этом являются и органами управления.
Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
- · Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.
- · Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
- · Применение норм административного принуждения
- · При рассмотрении функций исполнительной власти необходимо отметить, что её функции определяются функциями государственного управления, хотя есть и собственные функции, которые задают основные направления деятельности её органов.
- · "Если сопоставить развитие "властей" в современном мире, то без особого труда обнаружится, что наибольшим динамизмом отличается исполнительная власть, ибо она более восприимчива, чувствительна к ходу событий, связана с ними тысячами нитей, видимых и невидимых. Она отвечает своему назначению именно тогда, когда не только улавливает и отражает перемены, происходящие как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах, но и предвидит такие перемены, создает предпосылки для их прихода и видоизменяется вместе с ними, приспосабливается к новым временам".
Исходя из этого, мы можем выделить основные функции современной исполнительной власти:
- · Правоприменительная, то есть эта функция позволяет исполнять Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ.
- · Функция, обеспечивающая соблюдение конституционного строя в стране.
- · Юрисдикционная, которая заключается в том, что органы исполнительной власти наделены полномочиями применять меры административного принуждения к юридическим и физическим лицам, если нарушаются нормы законодательства.
- · Обеспечительная, то есть создающая условия для социально-экономического развития.
- · Нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют деятельность по принятию нормативно-правовых актов.
- · Административный контроль соблюдения правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
- · Осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
- · Непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
- · Информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
- · В основу функционирования исполнительной власти положены принципы, отражающие закономерности деятельности государственной власти и развития системы государственного управления.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
- · органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
- · корпус государственных служащих;
- · юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.
Властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
- · право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
- · право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
- · право назначать;
- · право осуществлять легитимное принуждение;
- · право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
- · право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
- · право расходовать вверенные ресурсы;
- · право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
- · право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Принципы функционирования исполнительной власти определяются правовым путем, закрепленным в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах.
В целом эти принципы можно разделить на две группы:
- 1. Социально- политические.
- 2. Организационные.
К первой группе относятся те принципы, которые установлены Конституцией РФ, а ко второй - организационные связи между звеньями системы государственного управления, возникающие в процессе управленческой деятельности
Таким образом, рассмотрев основные понятия и признаки исполнительной власти мы пришли к выводу, что исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.
Итак, исполнительная власть, являясь одной из разновидностей государственных, имея при этом ряд отличительных черт, выполняет функции, которые определяются функциями государственного управления, хотя есть и собственные функции, которые задают основные направления деятельности органов исполнительной власти.
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.
Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты.
Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит статья 110 п.1 Конституции РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (статья 126).Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (статья 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 125).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.