Юридическая аксиология. Понятие правовой аксиологии
Понятие ценности раскрывает внутренний, духовный аспект отношения человека к природе и другим людям, к самому себе и к Богу. Ценности представляют собой ряд «идеальных объектов», между которыми наблюдается некоторый порядок.
Исходным для понимания права как ценности является понимание его как формы осуществления свободы, как всеобщей меры свободы индивидов. Свободные индивиды - суть и смысл права.
Высшим смысловым выражением права является признание автономии каждого члена общества, его независимость. Основной правовой ценностью является справедливость, которую можно понимать как стремление действовать в соответствии с правами и обязанностями, воздавая каждому свое и обеспечивая условия для реализации способностей каждого.
ПОДРОБНО: По контрольным вопросам в книге Данильяна:
Термин «ценность»: ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага.
В качестве философской категории ценность - это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.
Природа ценностей в праве:Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельностиярко выраженного оценочного характера. Поэтому философия права изучает ценностные аспекты права, оценку права и т.д.
Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.
Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.
Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.
В рамках философии права, теоретическое направление – правовая аксеология.
Ценность более широкое понятие. Оценка какого-либо явления происходит на основе ценности.
Цель – желаемое состояние.
Ценностная ориентация – направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность.
Оценка – процедура выбора на основе ценности.
Норма – становится объектом оценки в аксеологии.
Общественные – ценности, выработанные обществом.
Индивидуальные – существующие в сознании отдельного человека.
Принятые высшие ценности: свобода, демократия, справедливость.
Идеал - нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 26. Правовая аксиология: ценностное измерение права.:
- РЕФЛЕКСИЯ И САМОРЕФЛЕКСИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЕ ФУНКЦИИ В ДВУЗНАЧНОЙ АЛГЕБРЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Также как и правовая онтология, правовая аксиология предполагает различение и соотношение права и закона и имеет смысл лишь в рамках юридического правопонимания. Юридическая аксиология рассматривает право как ценность (как цель, императивное требование) и имеет дело с ценностными суждениями о правовом значении позитивного права и государства.
Естественно-правовая аксиология
исходит из представления о различии права естественного и позитивного (установленного властями). Естественное право выступает в виде образца, цели и критерия для оценки позитивного права, законодательной власти и государства. При этом естественное право трактуется как нравственное (религиозное, моральное) явление и изначально воспринимается как абсолютная ценность.
Таким образом, в понятие естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные (в том числе и религиозные) характеристики. В итоге возникает симбиоз различных социальных норм (правовых, религиозных, моральных), который используется как критерий для ценностной оценки позитивного права. При таком подходе естественно-правовая справедливость ищется не на формально-логическом, а на эмпирико-фактическом уровне. Поэтому она имеет не всеобщую, а относительную ценность.
Позитивисты подвергали критике концепцию естественного права за смешение права с моралью, за требования моральности права. Так, Ганс Кельзен полагал, что справедливость не может быть признаком, отличающим право от других принудительных порядков. Всякое произвольное содержание может быть правом. Любой произвол может быть признан в качестве права. Изгоняя справедливость из сферы права и утверждая, что справедливость относится исключительно к морали, Кельзен разрывает всякую связь морали и права. Получается, что, критикуя представителей концепции естественного права за смешение права и морали, позитивисты впадают в другую крайность - отрицая какую-либо связь между правом и моралью. Для объяснения сложного взаимоотношения морали и права можно сослаться на мнение российского правоведа С.С. Алексеева. Он полагает, что основным постулатом, определяющим феномен права, остается воплощение в правовой материи требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода. В сфере юриспруденции это требование трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость справедливого права и справедливого его применения - правосудия. Однако при всем глубоком взаимодействии между ними, мораль и право - это две особые, ценностно-регулятивные системы, занимающие самостоятельные ниши в жизни общества (С.С. Алексеев. Философия права. - М.: Норма, 1998. - С.56).
Теория естественного права безразлична к историческому опыту человека, исходя из того, что ценности заложены в самой природе и что их реализация является процессом развертывания этой присущей природе внутренней сущности. Однако это не так. Ценности являются результатом длительной эволюции социальных отношений и институциональных форм этих отношений. Оба эти фактора существуют в контексте исторического времени, находящегося под влиянием доминирующей системы ценностей данного периода, процесса общественного выбора. Из-за этого законотворчество является весьма сложным процессом.
Естественноправовая аксиология также игнорирует культурный плюрализм мира. Каждая культура создает собственные ценности, исходя из собственного опыта исторического развития общества. В любом случае, нормативное наполнение цивилизаций в мире является плюралистичным и специфическим для соответствующей культуры. Ответ теории естественного права на свидетельства об эмпирически существующем разнообразии ценностей зачастую заключается в европоцентристском (западноцентристском) утверждении о том, что это разнообразие отражает множественность заблуждений в противоположность единственности истины. Практическим ответом на такие утверждения могут быть различные варианты политизации традиционных религий и религиозный фундаментализм в современных незападных обществах.
Юридическая аксиология
является более развитой формой юридического правопонимания и объяснения ценности права по сравнению с естественноправовой концепцией. Как мы выяснили в предыдущем разделе, с точки зрения онтологии право как форма общественных отношений есть совокупность таких формальных характеристик, как равенство, свобода и справедливость. Такая концепция права дает основание полагать, что с точки зрения аксиологии эти же характеристики выступают правовыми ценностями. По причине абстрактной всеобщности права и правовой формы правовые ценности имеют всеобщий (абсолютный) характер. Право представляет собой строго определенную форму правовых ценностей, специфическую форму правового долженствования. Теперь становится очевидным принципиальное отличие юридического правопонимания от естественноправового. Последнее склонно к смешению формальной и фактической, правовой и моральной трактовок равенства, свободы и справедливости.
Из-за отождествления права и закона позитивизм отвергает собственно правовые ценности и признает лишь ценность позитивного права. Для позитивистов значимость закона состоит в его властной императивности. Кельзен доказывал, что право ценно только как приказание, норма. Право есть форма долженствования, а не норма равенства, свободы, справедливости. Это означает, что единственно значимой для общества ценностью закона является его властная императивность.
В юридической аксиологии речь идет о ценностном суждении и оценке с позиций права правового смысла и значения закона и государства, об их правовом качестве, об их соответствии императивам права как ценностно-должного. Закон и государство ценны лишь как правовые явления. Они значимы лишь поскольку причастны праву, выступающему для них как цель.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Общая характеристика
Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве и противостоянии к миру сущего (к эмпирическому "бытию", к сфере фактических явлений, отношений и т.д.), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума - цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.
Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право.
Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.
Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.
2. Легистская аксиология
В рамках легизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона.
В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права легизм в аксиологическом плане отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая легистами (позитивистами и неопозитивистами) "ценность" закона (позитивного права) на самом деле лишена собственно правового ценностного смысла. Легистская "ценность" закона (позитивного права) - это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию.
Показателен в этом отношении радикальный подход неопозитивиста Кельзена, согласно которому право ценно только как приказание, как норма. В таком смысле (как приказ, как норма) право характеризуется им как форма долженствования. "Нельзя сказать, как это часто делается, - утверждает Кельзен, - что право не только представляет собой норму (или приказание), но что оно также составляет или выражает некую ценность (подобное утверждение имеет смысл только при допущении абсолютной божественной ценности). Ведь право составляет ценность как раз потому, что оно есть норма..." [Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. С. 93.].
Важно при этом подчеркнуть, что "норма" у Кельзена - это чистое долженствование-приказание, но не норма равенства, не норма свободы, не норма справедливости. Она ничего из формально-правовых характеристик права в себе не содержит. Кельзеновская норма (и вместе с тем форма права) - это "чистая" и пустая форма долженствования, пригодная для придания императивно-приказного статуса и характера любому произвольному позитивно-правовому содержанию.
3. Естественноправовая аксиология
Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью.
В понятие естественного права, таким образом, наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т.д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии и т.д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти).
При таком подходе позитивное право и государство оцениваются (в ценностном плане) не столько с точки зрения собственно правового критерия (тех объективных правовых свойств, которые присутствуют в соответствующей концепции естественного права), сколько по существу с этических позиций, с точки зрения представлений автора данной концепции о нравственной (моральной, религиозной и т.д.) природе и нравственном содержании настоящего права. Совокупность подобных нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется при этом как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, которой должны соответствовать позитивное право и деятельность государства в целом.
Справедливость при этом трактуется не в формально-юридическом смысле, а как нравственное или смешанное нравственно-правовое явление и понятие с особым для каждой естественноправовой концепции и, следовательно, ограниченным и конкретным нравственным (или смешанным нравственно-правовым) содержанием. Поэтому различные естественноправовые концепции справедливости - вопреки их претензиям на нравственную (или смешанную нравственно-правовую) всеобщность и абсолютную ценность - на самом деле имеют относительную ценность и выражают релятивистские представления о нравственности вообще и нравственных ценностях права в частности.
Отмеченные недостатки присущи не только концепциям традиционного юснатурализма, но и различным собственно философским учениям прошлого и современности, которые в своем правопонимании так или иначе исходят из идей и конструкций естественного права. В этой связи можно назвать учения Канта, Гегеля и их последователей, В. С. Соловьева, Р. Марчича и других представителей морально-нравственного учения о праве, его трактовки как "нравственного минимума", части морального порядка или нравственного целого, выражения нравственной (моральной, религиозной) справедливости и т.д.
Вместе с тем к несомненным заслугам представителей естественноправового подхода следует отнести постановку и разработку проблем ценности права, идей свободы и равенства всех людей, естественноправовой справедливости, прирожденных и неотчуждаемых прав человека, правового ограничения власти, правового государства и т.д.
4. Либертарно-юридическая аксиология
Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость.
При этом право как форму, правовую форму фактических отношений (а вместе с тем и формальные компоненты этой правовой формы - равенство, свободу, справедливость) нельзя смешивать с самими фактическими отношениями, с фактическим содержанием общественных отношений, опосредуемых и регулируемых правовой формой. Так что равенство, свобода и справедливость, согласно нашей трактовке, - это правовые формальности, а не фактичности, это формально-содержательные (а не материально-содержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы.
В аксиологическом плане такая юридико-формализованная концепция права позволяет обоснованно утверждать, что речь идет именно (и только) о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных и иных неправовых ценностях. Причем правовые ценности - в силу абстрактной всеобщности права и правовой формы - носят по определению всеобщий и общезначимый (и в этом смысле абсолютный, а не относительный) характер. Право тем самым в своем аксиологическом измерении выступает не просто как неформализованный (формально-фактический) носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.
Такое понимание ценностного смысла правовой формы долженствования принципиально отличается не только от естественноправового, но и от позитивистского подхода к данной проблеме.
В противоположность позитивистскому обесценению права как приказа власти с любым произвольным содержанием в либертарной концепции права правовая форма как форма равенства, свободы и справедливости качественно определенна и содержательна, но содержательна и определенна в строго формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического содержания, как это характерно для естественноправового подхода. Поэтому такая качественно определенная в формально-правовом плане форма права представляет собой форму долженствования не только в смысле общеобязательности, властной императивности и т.д., но и в смысле объективной ценностной общезначимости, в смысле ценностно-правового долженствования.
Данная концепция правовой (формально-правовой) трактовки основных ценностей человеческого бытия (равенства, свободы, справедливости) в качестве моментов правовой формы долженствования четко очерчивает и фиксирует ценностный статус права (круг, состав, потенциал права как ценности, специфику права как ценностно-должного в общей системе ценностей и форм долженствования и т.д.). С этих позиций правовых ценностей может и должно определяться ценностное значение всех феноменов в корреспондирующей и релевантной праву (праву как должному, как цели, как основанию требований, источнику правовых смыслов и значений) сфере сущего.
Эту сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования, составляют - в рамках юридической аксиологии (с учетом специфики ее предмета, профиля и задач) - закон (позитивное право) и государство во всех их фактических проявлениях и измерениях, во всем их реальном существовании, а также юридически значимое поведение всех субъектов права.
В юридической аксиологии речь, следовательно, идет об оценке (ценностном суждении и оценке) с позиций права правового смысла и значения наличного закона (позитивного права), государства, поведения субъектов права, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно должного. Право при этом выступает как цель для закона (позитивного права), государства, поведения людей. Это означает, что закон (позитивное право), государство, юридически значимое поведение людей должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (позитивное право), государство, поведение субъектов права ценны лишь как правовые явления.
Цель права как должного в отношении закона (позитивного права), государства, поведения субъектов права можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право), государство, поведение субъектов права должны быть правовыми.
В этой аксиологической плоскости соотношение должного и сущего выражает идею необходимости постоянного совершенствования практически сложившихся и реально действующих форм позитивного права, государства и поведения людей, которые как явления исторически развивающейся действительности разделяют ее достижения и недостатки и всегда далеки от идеального состояния. К тому же в процессе исторического развития обновляется, обогащается и конкретизируется сам смысл правового долженствования, весь комплекс правовых целей - ценностей - требований, которым должны соответствовать наличные законы, государство, поведение субъектов права.
Подобные документы
Предыстория аксиологии. Становление философской теории ценности в конце XIX– начале XX веков. Общие методологические предпосылки аксиологического исследования. Что такое ценности. Конструктивная аксиология и её принципы. Альтернативы аксиологии.
реферат , добавлен 22.05.2008
История зарождения науки о ценностях – аксиологии. Сущность и особенности формирования потребностей человека, а также их взаимосвязь с производством. Ценность как значимость объекта, ее виды, философское понимание и бытие, а также отличия от стоимости.
реферат , добавлен 16.03.2010
Понятие мировоззрения и его типы. Три взгляда на предмет философии, ее мировоззренческая и методологическая функции. Структура философского знания. Аксиология - философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира.
лекция , добавлен 17.02.2015
Историческое становление аксиологии как предметно-проблемного раздела философского знания, изучающего место ценностей в реальности. Анализ понятий аксиологии. Свобода и рабство - главные категории античной этики. Особенности взглядов Платона и Аристотеля.
реферат , добавлен 20.12.2013
Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.
курс лекций , добавлен 10.08.2009
Возникновение и развитие теории ценностей. Человеческие ценности и их социальный характер. Аксиология как философское исследование природы ценностей. Аксиологические концепции в русской философии. Проблемы нравственности в произведениях В.С. Соловьева.
контрольная работа , добавлен 18.08.2009
Общие черты немецкой классической философии, ее выдающиеся представители и их вклад в развитие науки. Характеристика и основные идеи отрицательной диалектики Канта, антитетической философии Фихте и философии абсолютного тождества Шеллинга и Гегеля.
реферат , добавлен 28.12.2009
Понятие и сущность немецкой классической философии, ее особенности и характерные черты, история становления и развития. Выдающиеся представители немецкой классической философии, их вклад в ее развитие. Место немецкой философии в мировой философской мысли.
контрольная работа , добавлен 24.02.2009
Онтология как раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом, этапы его развития. Понятие и история формирование принципов гносеологии, аксиологии, антропологии, теологии. Эсхатология как учение о конечных судьбах мира и человека.
реферат , добавлен 25.12.2014
Понятие и основные этапы развития античной философии, ее выдающиеся представители и школы. Краткая характеристика досократической философии. Милетская и элейская школа и ее представители, направления исследования и значение в истории данной науки.
ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
© Нина Сергеевна ЦИНЦАДЗЕ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права, e-mail: [email protected]
Рассматриваются различные точки зрения правоведов на сущность и значение научных понятий правовой аксиологии; подчеркивается значение дефиниций в правовой аксиологии. Делается вывод о том, что в силу сравнительной молодости правовой аксиологии ее категориальный аппарат еще находится в стадии становления, многие ее категории имеют дискуссионную природу. Отчетливо прослеживается прямая связь между типом правопонимания и содержательным смыслом терминов правовой аксиологии.
Ключевые слова: правовая аксиология; правовые ценности; правовые антиценности; правовые дефиниции; тип правопонимания.
Правовая аксиология как сравнительно молодая самостоятельная отрасль знаний в теории права оперирует целым рядом дефиниций, образующих ее категориальный аппарат. Ведь «мышление вообще, а научное мышление тем более имеет понятийный характер. Наука отражает объект познания идеально, абстрактно, в системе понятий и категорий. Научные понятия и категории - инструмент теоретического познания, средство и результат постигающего мышления» . В связи с этим не вызывает сомнений значимость для той или иной научной концепции ключевых для нее терминов, обозначающих ее суть и проблематику. Категориальный аппарат - это своеобразная система профессионального «общения» между различными теориями и концепциями, словесно-логическая, знаковая форма коммуникации между их представителями. Четкость, ясность, недвусмысленность понятий устранит многие дискуссионные вопросы, позволив сосредоточиться на сущности изучаемых явлений и феноменов. Однако, как известно, самыми спорными в науке как раз и является семиотика дефиниций, содержание вкладываемых в понятие слов. Чтобы постичь концепцию, необходимо уяснить смысловую характеристику ее основных категорий.
Вступая в научные дискуссии, главное - определиться с терминологическим содержанием предмета спора, иначе он превратится в профанацию.
В связи с этим мы посчитали необходимым обратиться к анализу проблемы категориального аппарата аксиосферы права. Действительно, аксиология права не отличается наличием четких, разделяемых большинством научного сообщества понятий и категорий. Даже базовое понятие «ценность» имеет десятки вариантов трактовок. Мы уже оговаривались о том, что изучение онтологии права, порождающее множество подходов и концепций, автоматически вызывает плюрализм гносеологических и аксиологических концепций . Особенно обострились поиски универсальной модели правопонимания в эпоху постмодерна. Вариативность аксиологической концепции права как следствие разнообразия типов правопонимания создает полисемантичность всего категориального аппарата аксиосферы. На наш взгляд, комплекс интерпретаций понятий аксиологии права требует серьезной систематизации. Безусловно, речь не идет о разработке некоего категориального канона - это слишком упростит, примитивизирует изучение многих узловых проблем, сведет на нет дискуссии,
так необходимые для научного поиска. В данном случае имеется в виду именно систематизация и унификация категорий, сформулированных в рамках определенных подходов в аксиологии права, но не выходящих за рамки парадигмы современной системы права.
К числу базовых категорий правовой аксиологии, на наш взгляд, относятся такие понятия, как «право», «ценность», «благо», «оценка», «ценностное отношение», «оценочное отношение», «справедливость»,
«свобода», «юридическое равенство», «польза (полезность)», «истина», «правовая цель», «правовой идеал», «правовые ценности»,
«ценности в праве». Многие обозначенные понятия относятся к числу междисциплинарных. Каждое из них имеет дискуссионную природу. С древних времен и по сей день накопилось множество мнений по данной проблеме, мы остановимся подробнее на характеристике лишь некоторых из них.
Безусловно, самым дискуссионным в правоведении был и остается вопрос о сущности права. Каждое поколение исследователей в разные эпохи составляло свое представление об этом феномене человеческой цивилизации. Приверженцы естественно-правовой концепции права понимают его как нравственный феномен. Г. Еллинек, Вл.С. Соловьев и другие трактовали право как «этический минимум». Сторонники нормативного подхода под правом понимают систему правовых норм, правил повеления, обеспеченных силой государственного принуждения. Последователи либертарной теории права на первое место в понимании права ставят свободу индивида. Адепты различных вариантов интегративного понимания права рассматривают его как комплексное, синтетическое явление. Справедливо мнение О.Э. Лейста о том, что «методологический плюрализм и созданные на его основе разные определения-понятия права имеют познавательное значение, но не ведут к постижению сути права» . Необходимо учитывать то, что право - едино, множественны лишь его трактовки, зависящие от идеологии, системы ценностей, социально-экономических и политических условий.
права как феномен культуры, считал, что идея права заключается в справедливости. Справедливость наряду с добром, истиной и прекрасным он относил к абсолютным ценностям, которые нельзя вывести из других ценностей. Справедливость для Г. Радбруха означала всеобщность законов и равенство всех перед законом .
Знаменитый аксиолог права С.С. Алексеев отмечал, что «право является ценностью в обществе, т. е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности» . Право как «высокоэффективный и целесообразный регулятор» общественных отношений, согласно взглядам ученого, является, прежде всего, служебной или инструментальной ценностью. При этом С.С. Алексеев признает за правом и собственные ценности: ценность упорядоченной активности, предполагающей «высокозначимые блага (безопасность человека в людских взаимоотношениях, стабильность сложившихся отношений, гарантированность прав, социального долга, торжество правды, справедливости, истины в конфликтных ситуациях)» . Трактовка права как социальной ценности позволяет ученому видеть в его «свойствах, регулятивных, охранительных, процессуальных механизмах, в его многообразном инструментарии своего рода правовые ценности -такие достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права, его «вклад» в обеспечение социального регулирования, соответствующего потребностям социального прогресса» .
Другой не менее известный специалист в области аксиологии права Н. Неновски понимал ценность как материальный или духовный предмет с точки зрения его значимости для человека. По его мнению, ценность имеет объективный характер и может существовать только в общественной жизни. В свою очередь, ценностное отношение складывается между субъектом и объектом ценности, в рамках которого субъект относится к объекту либо как к ценности, либо как к антиценности, либо нейтрально. В отличие от объективного свойства ценности, оценка, как считал правовед, является субъективным актом человеческого сознания. В рамках оценочного отношения объект оценки соотносится с некоей общей ценностью, взятой в
качестве масштаба, поэтому оценочное отношение производно от ценностного отношения. От понятия «ценность», как указывал Н. Неновски, необходимо отличать понятие «благо», в котором больше присутствует черт объективности, в отличие от ценности, в которой наличествует и субъективный элемент, т. е. то, что ценится человеком. По его мнению, понятие «благо» больше подходит для характеристики материальных ценностей, а понятие «ценность» - для духовных ценностей . Правовые ценности, по мнению исследователя, это идеи, идеалы, сформированные собственно правом: идея о праве, идея о стабильной законности и др. Они вторичны по отношению к основным ценностям. Ценности в праве - это те особо значимые социальные ценности (свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, мир, безопасность и пр.), которые с течением времени приобрели характер правовых, путем реализации которых обеспечиваются другие социальные, моральные, культурные, политические ценности. По определению Н. Неновски, это базовые социальные ценности находят в праве второе рождение . Вообще, ученый не противопоставлял понятия «правовые ценности» и «ценно -сти в праве», употребляя их как синонимичные. Смысл употребления этих двух словосочетаний позволил подчеркнуть правоведу вторичную природу правовых ценностей, их «родство» с базовыми духовными ценностями человечества, продемонстрировать диалектику взаимоотношений ценностей в культуре, частью которой является, по его мнению, право.
В противоположность этому подходу, В.С. Нерсесянц полагал, что базовые социально-философские ценности сформировались на основе правовых . Ученый считал, что «правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере». Это утверждение давало ему основания называть право «математикой свободы» . Уточняя смысловое содержание абстрактной конструкции правового равенства, принципиально отличной от эгалитаристского понимания равенства, правовед отмечал, что «признание различных индивидов формально равными - это признание их равной пра-
воспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты и т. д. . «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы» - заявлял В.С. Нерсесянц . Относительно понятия «справедливость» юрист замечал, что справедливость является внутренним свойством права, «право по определению справедливо». Причем справедливость обладает, по его мнению, именно правовой природой, а не моральнонравственной или религиозной .
Использование понятия «ценность» в специальном смысле нравственно должного, по убеждению В.С. Нерсесянца, восходит к И. Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Неокантианец В. Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры . Понятие «благо» (индивидуальное и общее) включает в себя, согласно трактовке
В.С. Нерсесянца, «различные интересы, притязания, воли различных субъектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка». Исходя из такого понимания, понятие «благо» для исследователя является «юридически квалифицированным интересом (притязанием, волей и т. д.)». В целом характеризуя общее благо, ученый приходит к выводу о том, что оно - «основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов» .
Советский правовед О.Э. Лейст считал, что оценка - это выбор между положительными и отрицательными вариантами. Он не разделял позиции тех ученых, которые отождествляли ценность права с его полезностью, функциями, ролью, эффективностью правовых норм. Ученый отмечал, что правовые ценности не являются универсальными, общепризнанными, т. к. зависят от идеологии .
Автор онтологической концепции коммуникативного права А.В. Поляков совершенно справедливо пишет о том, что «многообразие и непроясненность постулатов, понятий права порождает эпистемологический (теоретико-познавательный) анархизм».
Исследователь отмечает, что позитивные ценности - «это то, что эмоционально-интеллектуально воспринимается человеком как значимое для него, т. е. желаемое, должное, сопричастное добру». При этом ценностями, с его точки зрения, являются только те вещи, которые обращены к человеку и удовлетворяют какие-либо его потребности. По мнению правоведа, «сам факт ценности чего-либо не доказывается, а переживается». В природе ценности помимо субъективного характера присутствуют и объективные черты в смысле того, что социальные ценности имеют общее значение . А.В. Поляков различает ценности и оценки: посредством оценки как акта индивидуального переживания ценности между субъектом и ценностью возникает субъективное оценочное отношение, а между социальным субъектом (обществом, например) и значимым объектом - объективное ценностное отношение . По его мнению, ценности не только рефлексируются в сознании и выражаются словами, но и воплощаются в поведении .
Психологический аспект правовых ценностей выделяет А.Н. Бабенко, который определяет их как «переживаемые людьми и определяемые культурой формы их позитивного отношения к правовой системе общества, которая обусловливает выбор поведения, соответственно этой системе, а также юридическую оценку событий». Ценностное отношение, согласно взглядам ученого, является «сложным, многоуровневым феноменом, включающим первичные желания и предпочтения в сфере права, а также осознанный и рационально выраженный выбор поведения людей» . Интересным является введенное им понятие «археологии права», означающее несоответствие теоретически провозглашаемых ценностей реальным ценностям права и политики .
О.И. Цыбулевская считает, что ценности права - это ценности, присущие самому праву, а ценности в праве - ценности, выходящие за пределы права, отражающие интересы и потребности людей, реализуемые при помощи права. Тем самым, как полагает исследователь, ценности в праве демонстрируют инструментальную роль права .
Н.А. Гущина, исследуя аксиологические аспекты поощрительных норм права, указывает
на слишком широкое понятие ценности права в современной юриспруденции. При этом исследователь не допускает сведение право -вых начал к конкретному набору правовых ценностей, т. к. правовые ценности не могут быть заранее определены в силу того, что они историчные и обусловлены уровнем социокультурного развития государства и общества .
По мнению философа М.С. Кагана, истина не является ценностью, она отражает объективности, очищенные от субъективного преломления. Истина аксиологически нейтральна. Польза (полезность), согласно его мнению, категория также не аксиологическая, а праксиологическая. Ценность, как считает М.С. Каган, это значение данного предмета (носителя ценности - материального или духовного конкретного предмета) для субъекта. Он разделяет мнение философа-неоконтианца Г. Риккерта о том, что «сущность ценностей в их значимости, а не в их фактичности». Сама ценность, как он подчеркивает, не может быть материальной или духовной, им может быть носитель ценности. Сопоставляя понятие «ценность» с понятиями «цель», «идеал», философ замечал, что последние характеризуют процесс деятельности формально, технологически, а ценность - «содержательно, смыслово, идеологически». С этой точки зрения М.С. Каган определяет цель как «моделирование потребного будущего», а ценность - «определенное значение для субъекта чего-либо, в т. ч. целей». В связи с этим он не видит принципиального значения выделения ценностей-идеалов и ценностей-средств. Правовые ценности же философ наделяет такими качествами, как упорядоченность, стабильность и консервативность .
Современные исследователи Н. Д. Гомонов и Н.Ю. Рашева считают, что «этимологический смысл термина «ценность» достаточно прост и соответствует самому термину - это то, что ценят люди». Понятия «ценность» и «благо» рассматриваются ими в качестве синонимов . С позиции морально-правовой аксиологии И.Д. Мишина интегрально рассматривает нравственноправовые ценности. Ценности аксиологии она придает абсолютный характер .
вые понятия, так и философские. Он в силу сравнительной молодости отрасли знаний еще находится в стадии становления, многие дефиниции имеют дискуссионную природу. Отчетливо прослеживается прямая связь между типом правопонимания и содержательным смыслом категорий правовой аксиологии. Вариативность типов правопонимания обусловливает отсутствие универсальности многих базовых понятий аксиологии права. Мы вполне разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что содержание дефиниций в этой области знаний зависит от идеологии, историко-национального контекста. Справедливо утверждение о том, что если право исторично, то и правовые ценности тоже несут отпечаток своей эпохи. Кроме того, теория и философия права европоцен-тричны, многообразие или, говоря современным языком, мультикультурность мира не учитывается при обсуждении многих базовых дефиниций правовой аксиологии. При этом совершенно очевидно, что европейские либеральные ценности, рожденные буржуазными революциями ХУН-ХУШ вв., ставшие основой для многих политико-правовых ценностей возникших в результате демократических государств, не являются универсальными для стран Азии, Африки и Латинской Америки. В Европе имеются национальноисторические различия, отражающиеся на комплексе правовых ценностей отдельных государств. В связи с этим, исследуя категориальный аппарат аксиосферы права, необходимо делать поправку на конкретную страну и конкретный период ее исторического развития. Как справедливо замечал итальянский юрист Л. Бруно относительно понятия «свобода», этот термин «может иметь различные значения и разные подтексты в различные эпохи в истории одной и той же правовой системы, оно может иметь разные значения в одно и то же время, в одной и той же системе в разных обстоятельствах и для разных людей» . Это же утверждение вполне применимо к понятиям и терминам, оперирующим правой аксиологией.
Ввиду пограничного расположения вопросов правовой аксиологии на стыке правоведения, философии, социологии, психологии необходимо при изучении ее категориального аппарата использовать междисциплинарные научные методы. Теоретико-мето-
дологическое партнерство аксиологии права с указанными сферами знаний будет способствовать взаимообогащению наук, чьим общим предметом выступают социальные ценности.
Важно учитывать и то, что помимо ценностей предметом правовой аксиологии являются и антиценности. Данные феномены права не получили должного внимания со стороны исследователей. Антиценность - это зеркальные отражения понятия «ценность». Многообразию интерпретаций понятия «ценность» будет соответствовать и вариативность определения «антиценности». Тем более в современных кризисных условиях растет количество антиценностных установок, лежащих в основе противоправного поведения субъектов общественных отношений. Вопрос о природе и проявлениях антиценностей является наименее изученным . Вместе с тем считаем необходимым упорядочить имеющиеся интерпретации основных категорий аксиософеры права, минимизировать чисто семантические поиски, сделав упор на изучении сущности определяемых явлений. Жонглерство терминами, ка-зуистичность понятийного аппарата аксио-сферы вызывают интеллектуальный застой в данной области знаний. Следует руководствоваться принципом простоты: «Количество сущностей не следует умножать без необходимости».
1. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
2. Цинцадзе Н.С. Концептуальные аспекты аксиологической теории права // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 5 (121). С. 251-259.
3. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2008.
4. РадбрухГ. Философия права. М., 2004.
5. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1.
6. Неновски Н. Право и ценность. М., 1987.
7. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1998.
8. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005.
9. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2001.
10. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2002.
11. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004.
12. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. СПб., 2003.
13. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
14. Рашева Н.Ю., Гомонов Н.Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества // Вестник Московского государственного университета им. Н.Э. Баумана. 2006. № 1. С. 172-181.
15. Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 1999.
16. Бруно Л. Свобода и закон. М., 2008.
17. Цинцадзе Н.С. Традиционные неформальные правовые институты в российском частном праве: понятие, признаки и проблемы идентификации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 353-362.
18. Цинцадзе Н.С. Коррупция как деструктивный фактор и элемент частноправовых отношений в Российской Федерации: условия, причины, формы проявления и законодательная основа противодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 3 (119). С. 298-304.
Поступила в редакцию 28.Q2.2Q13 г.
CATEGORIES OF LEGAL AXIOLOGY: THE MEANING AND CONTENT
Nina Sergeyevna TSINTSADZE, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Civil Law Department, e-mail: [email protected]
The different views of jurists on the nature and significance of the scientific concepts of legal axiology; stresses the importance of definitions in legal axiology are considered. It is concluded that due to the comparative youth of legal axiology its categorical apparatus is still in formative stage, and many of its categories are the nature of the discussion. Clearly there is a direct connection between the type of law and meaningful sense of the term legal axiology.
Key words: legal axiology; legal values; legal anti-values; legal definitions; type of legal comprehension.
Теория ценностей имеет место в философии права. Правовой аксиологией называют раздел философии права, который занимается исследованием ценностей как оснований человеческого существования, направленных на конкретные действия и поступки людей. Рассматривается как особая отрасль философской рефлексии. В качестве особой философской категории ценность - это то, что особо значимо для человека. Ценность есть цель сама по себе. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой.
Между ценностями, оценками и нормами есть взаимообусловленность, которую изучает правовая аксиология. Обращение к ценностному подходу характерно практически для каждой концепции философии права.
В античности ценностные данные существовали как феномены. Демокрит под счастьем понимал, прежде всего, спокойствие и невозмутимость. Феноменологическое восприятие было характерно, в том числе в отношении государственноправовых явлений «бедность в демократии настолько же предпочтительна, насколько свобода лучше рабства». Развитие научных рассуждений на тему ценностей стало возможно после обращения к теме Благо и Всеобщего Блага. Платон рассматривал Благо как идеально-ценностный «существующее ради самого себя». Аристотель понимал «правильное государство», а Сенека «жизнь в соответствии с природой вещей». Традиции рассмотрения ценностей в праве в соответствии с понятием Общего Блага характерно для современных концепций. В либертарноюридической концепции В.С. Нерсесянца идея Блага является ключевым понятием. Понятие «благо» включает в себя интересы, притязания, воли различных субъектов лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов. «Общее благо рассматривается как смысл и искомый результат правового типа организации социально-политического сообщества людей, как свободных и равноправных субъектов».
Целостность и развитие культур, общественных систем находят отражение в соответствующих им ценностям. Это предполагает активное взаимодействие социологии, философии права и других междисциплинарных взаимосвязей в области эконометрии.
Аксиометрия представляет собой дисциплину, которая ставит цель выявления «набора» ценностей и ценностных систем в сообществах. Теория оценки исходит из того, что ценность не отделима от оценки, благодаря которой субъект актуализирует свои ценности. В структуру входят объект, субъект и система оценивания. Оценки, которые обращены к правовой сфере, носят значение справедливого - несправедливого.
Основание оценки выступает как критерии, которые позволяют субъекту осуществления в соответствии с квалификацией объекта.
Л.В. Поляков в соответствии с культурными, историческими и идеолого-плюралистическими требованиями различает эйдетические (формальны) ценности, которые вытекают из самой идеи права, нс зависящей от идей законодателя. Вторые социокультурные (содержательные) ценности. В объективном смысле они выступают аспектом социокультурных отношений, а в субъективном зависят от воли законодателя. Поэтому одни и те же ценности могут быть рассмотрены по-разному.
Особенно интересно современное понимание ценностей в праве с точки зрения интегральной, межкоммуникативной концепции О.Г. Данильяна.
Правовые ценности представлены как особый вид духовных ценностей, которые удовлетворяют ценностям социальных групп и в целом социум. Их регулятивная ценность подчеркивается автором. Но при этом он отмечает, что они являются деонтическими, т. е. с четко выраженным предписанным характером, что определяет за ними сферу должного. Они носят вероятностный характер и охраняются государством.
- 1) общественно-целевые;
- 2) предметно-воплощенные;
- 3) личностные.
Именно последние определяют дальнейшее развитие правовой реальности, исходя из интегрального свойства «открытости» правового субъекта. Право является той сферой, в которой человек развивает свой потенциал, наполняет свою жизнь новым смыслом.