Занимательная география Перед вами презентация различных интересных географических вопросов, фактов и сведений. Она предназначена не только для того, чтобы
- До сих пор не понятно, почему озеро Хильер в Западной Австралии розового цвета
- Для защиты от злых духов люди племени Акха, живущего на севере Лаоса, прибивают к столбам ворот деревянные модели автомата Калашникова и ручных гранат. Люди уверены, что через такие ворота не решится пройти ни одна нечисть.
- Самое сухое место на земле – Сухие Долины Антарктиды, где осадков не было уже два миллиона лет.
- На самом большом количестве языков разговаривает население Африки – число африканских языков превышает две тысячи. Самый редкий из них – язык бикья. На этом языке в 1998 году разговаривала лишь одна 87–летняя женщина из деревни на границе между Камеруном и Нигерией.
- Голландия – это провинция в составе Нидерландов, которая в XVI–XVIII веках была политическим и экономическим ядром государства. С тех пор история этой провинции настолько слилась с историей всей страны, что Нидерланды стали называть Голландией.
- На географических полюсах (Северном и Южном) время можно выбрать по своему усмотрению так, как все меридианы сходятся в одну точку, а потому понятие географической долготы теряет смысл. Поскольку исчисление времени суток в любом месте на Земле связано с географической долготой этого места, то неопределенность долготы на географических полюсах приводит к неопределенности времени суток на них.
- Стамбул, Турция, является единственным городом в мире, который расположен на двух континентах.
- Самый старый город в мире – Дамаск, столица Сирии. Он процветал несколько тысяч лет до основания Рима в 753 году д.н.э.
- Самое большое здание в мире - небоскреб Burj Dubai ("Башня Дубая"). Его высота – 828 метра (164 этажа).
- Коста-Рика не имеет регулярной армии.
- Канада имеет больше озер, чем в остальных странах мира вместе взятых.
- Самые маленькие государства: Ватикан - приблизительно 0,44 кв. км. Население 770 человек; Монако - приблизительно 1,9 кв. км. Население - 32 000 человек; Науру - приблизительно 21 кв. км. Население в 13 000 человек; Тувалу - приблизительно 25 кв. км. Население - 12 000 человек; Сан-Марино- приблизительно 61 кв. км. Население в 29 000 человек.
- Улицы в Японии не имеют названий.
- Персия изменила свое название на Иран в 1935 году.
- Австрия стала первой страной, которая использовала открытки.
- 10 процентов доходов правительства России поступает от продажи водки.
- Япония на 70% состоит из гор.
- Все 14 гор, которые выше чем 8000 метров находятся в Азии.
- Самая высокая гора в мире с подножьем на дне океана является Мауна-Кеа на Гавайях. Ее высота 10203 м, но только 4205 м находятся над уровнем моря.
- В Корее считается нетактичным держать руки за спиной или в карманах.
- В Бразилии, потянув вниз нижнее веко правого глаза означает, что слушатель сомневается в том, что вы говорите.
- Полное название Лос-Анджелес является "Эль-Пуэбло-де Нуэстра Сеньора ла Рейна де лос Анджелес де Порсиункула" и может быть сокращены до 3,63% от оригинального размера: "LA".
- В 1980 году была только одна страна в мире, где небыло телефонов - Бутан.
- Персонаж Дональд Дак, были запрещены в Финляндии, потому что он не носит брюки.
- В Саудовской Аравии женщина может получить развод, если муж не дает ей кофе.
- 7% американцев не знают, первые 9 слова американского гимна, но знаю первые 7 канадского гимна.
- 5% канадцев не знаю, первые 7 слова канадского гимна, но знаю первые 9 американского гимна.
- Западноафриканское племя матами играет в футбол человеческим черепом.
- В состав государства Папуа Новая Гвинея входят острова Новая Британия и Новая Ирландия.
- Столица штата Вермонт Монпелье - единственная в США столица штата, в которой нет ни одного МакДональдса.
- Монпелье (штат Вермонт) - самая маленькая столица штата в США. Ее население всего около девяти тысяч жителей.
- Самым чистым морем на Земле считается Море Уэддела в Антарктиде.
- Самая удаленная от всех океанов на Земле точка находится в Китае.
- Во Франции, Италии и в Чили официально признано существование НЛО.
- В мае 1948 года два новозеландских вулкана Ruapehu и Ngauruhoe извергались одновременно.
- В отличие от большинства африканских наций, Эфиопия никогда не была европейской колонией.
- Ливан - единственное государство на Ближнем Востоке, на территории которого нет пустынь.
- Город Гонк-Конг занимает первое место в мире по количеству автомобилей марки "Роллс-Ройс".
- В Южной Америке только две страны, не имеющих выходов к океану: Боливия и Парагвай.
- В Амстердаме и Антверпене по 26 остров, в Санкт-Петербурге - 101, а в Венеции - аж 118.
- В городке Калама, находящемся в чилийской пустыне Атакама, никогда не бывает дождей.
- Самая широкая в мире улица находится в г. Бразилиа (улица "Монументальная ось", ширина - 250 метров).
- Жителей острова Лесбос называют лесбосийцами и лесбосианками, а не лесбийцами и лесбиянками.
- Красное море - самое теплое море на Земле.
- Индонезия расположена на 17 508 островах.
- В Саудовской Аравии нет ни одной реки.
- У реки Обь около 150 000 притоков.
- У национального гимна Греции 158 версий. Ни один житель Греции не знает всех 158 версий гимна своей страны.
- В Малайзии считают, что искупав ребенка в пиве, можно оградить его от всяческих неприятностей и болезней.
- 7 самых многочисленных народов мира: китайцы (хань), хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы.
- Самый высокий из потухших вулканов на Земле - Аконкагуа, находящийся в Аргентине. Его высота - 6960 метров.
- Несколько зданий в Манхэттане имеют собственный почтовый код. А у Всемирного Торгового Центра их даже несколько.
- В мире только одна река, которая берет свое начало у экватора и течет в зону умеренного климата: Нил. По малопонятной причине остальные реки текут в обратном направлении.
- Центр Европы располагается на территории Украины в Закарпатской области между городами Тячев и Рахов, вблизи поселка Деловое, а центр Азии - в городе Кизыл Тувинской республики.
- В Таиланде до сих пор считается неприличным пользоваться вилкой при еде. Вилку используют только для того, чтобы переложить пищу из тарелки в ложку.
- Несмотря на то, что Дели и Новосибирск находятся почти на одной долготе, их время отличается на полтора часа. Это связано с тем, что в Индии действует специальное декретное время.
- 23 из 50 американских штатов имеют выход к океану.
- 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара шел снег.
- На территории Японии 17 действующих вулканов.
- Первой столицей Русского государства была Ладога.
- Куба - единственный Карибский остров, на котором есть железные дороги.
- Науру - единственное государство в мире, не имеющее официальной столицы.
- Крупнейшие порты мира: Роттердам, Сингапур, Кобе, Нью-Йорк, Новый Орлеан.
- Последнее извержение японского вулкана Фудзияма произошло в 1707 году.
- В озеро Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна (Ангара).
- Самой холодной столицей мира считается Улан-Батор (Монголия).
- Почти до конца 1980-х годов в Бутане не было ни одного телефона.
- Из 25 самых высоких вершин мира, 19 находятся в Гималаях.
- Менее 1 процента Карибских островов обитаемы.
- В США целых 3 города Перу и еще 9 Парижей.
- Ганг имеет самую большую дельту из всех рек.
- В состав Японии входит более 3900 островов.
- В государстве Того мужчина, сделавший комплимент женщине, обязан на ней жениться.
- На центральной площади канадского городка Глэндон возвышается его официальный символ - вареник высотой 9 метров и весом 2700 кг.
- Извержение мексиканского вулкана Парикутин продолжалось 9 лет (с 1943 по 1952 год). За это время конус вулкана поднялся на 2774 метра.
- В Европе 5 государств, которые граничат только с одним другим государством - Португалия, Дания, Сан-Марино, Ватикан и Монако.
- 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия и Аргентина) занимают половину всей суши планеты.
- На флаге Ирана 22 раза повторена надпись Аллах Акбар.
- В состав архипелага Филиппины входит 7107 островов.
- Транссибирская магистраль пересекает ровно 3901 мост.
- Королевство Тонга - единственная монархия в Океании.
- На бумаге из конопли был написан первый проект Декларации Независимости, а из волокон соткан первый американский флаг.
- Нумерация домов впервые была принята в Лондоне в 18 веке, до этого адрес определялся по имени владельца.
- В 1991 году в Канаде на бетонном постаменте был установлен памятник топору. Вес монумента составил 7 тонн.
- В Италии сосредоточено 60% всех культурных ценностей Западной Европы. Любой итальянский город - музей под открытым небом.
- В городе Тегази (Сахара) встречаются дома со стенами из каменной соли. Это одно из самых сухих мест на Земле.
- В Финляндии, Италии, Германии, Англии, Франции и Испании количество сотовых телефонов превышает число обычных.
- Посетителям музея в Вуппертэйле дают одинаковые открытки и просят отослать из своего города. Они и составляют экспозицию.
- В городе Томбсоун мужчинам и женщинам старше 18-ти лет запрещено улыбаться, если у них отсутствует более 1 переднего зуба.
- Почтовая служба Эквадора ставит на конвертах штамп: Пирамида, находящаяся на экваторе и делящая мир пополам.
- В Англии ежегодно выбрасываются на свалку 12 миллионов отслуживших свое сотовых телефонов и 2 миллиона телевизоров.
- В Лондоне истинным кокни считают того, кто родился в Ист-Энде, в пределах слышимости колоколов церкви Сент-Мэри-ле-Боу.
- Во время строительства Дворца Парламента в Бухаресте возник такой спрос на румынский мрамор, что даже надгробные камни по всей стране делали из других материалов.
- Города Махачкала и Буйнакск названы в честь дагестанских революционеров Магомед-Али Дахадаева (Махача) и Уллубия Данияловича Буйнакского.
- Российский город Армавир получил свое название в честь древней столицы Армении - Армавира. Ныне они - города-побратимы.
- Канада 4 раза за последние 5 лет была объявлена ООН лучшей для жизни страной.
- В Италии кукол Барби больше, чем канадцев в Канаде.
- В казино Лас-Вегаса нет часов.
- Единственная страна, где за 1983 год не зарегистрировано ни одного рождения - Ватикан.
- Если вытянуть в длину все стальные тросы крупнейшего висячего моста Акаси-Кайкё, то ими можно было бы опоясать Землю целых семь раз.
- Самое ветряное место - Земля Виктории, находящаяся в Антарктиде. Скорость ветра здесь доходит до 215 километров в час.
- Андорра - единственная в мире страна с бесплатными почтовыми пересылками.
- Прокручивание пальцем у виска в Аргентине и Перу означает "я думаю". В других странах этот же жест значит "сумасшедший".
- В Японии считается очень неприличным целоваться при свидетелях.
- Экватор проходит через 13 стран мира.
- В Исландии давать чаевые воспринимается как оскорбление.
- Университет Организации Объединенных Наций находится в Токио.
- Венеция в Италии построена на 118 островках, присоединена 400 мостами. Она постепенно погружается в воду.
- В Парагвае зарегистрированным донорам крови можно легально участвовать в дуэлях.
Интересные факты из географии разных стран :
- Самой холодной столицей мира считается Улан-Батор (Монголия)
- В озеро Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна (Ангара)
- Королевство Тонга - единственная монархия в Океании
- Транссибирская магистраль пересекает ровно 3901 мост
- В состав архипелага Филиппины входит 7107 островов
- Менее 1 процента Карибских островов обитаемы
- На флаге Ирана 22 раза повторена надпись «Аллах акбар»
- 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия и Аргентина) занимают половину всей суши планеты
- В Европе 5 государств, которые граничат только с одним другим государством - Португалия, Дания, Сан-Марино, Ватикан и Монако
- Извержение мексиканского вулкана Парикутин продолжалось 9 лет (с 1943 по 1952 год). За это время конус вулкана поднялся на 2774 метра
- На центральной площади канадского городка Глэндон возвышается его официальный символ - вареник высотой 9 метров и весом 2700 кг
- Лондонский эквивалент Нью-Йоркской Уолл-Стрит носит название Ломбард-Стрит
- В государстве Того мужчина, сделавший комплимент женщине, обязан на ней жениться
- Пять районов Нью-Йорка: Бронкс, Бруклин, Куинс, Стейтен-Айленд, Манхэттен
- В Европе нет ни одной пустыни. Это единственная часть света, где нет пустынь
- В состав Японии входит более 3900 островов
- Из 25 самых высоких вершин мира, 19 находятся в Гималаях
- Ганг имеет самую большую дельту из всех рек
- В США целых 3 города Перу и еще 9 Парижей
- Самое маленькое государство – Ватикан - 44 гектара
- Государство, занимающее целый континент – Австралия
- Самое большое островное государство – Индонезия
- Материк с наибольшим числом границ – Африка-108
- Самая длинная граница между соседними государствами –
8963 км, между США и Канадой - Самое многонациональное и многоязычное государство Индия - более 500 народностей и племён говорит более чем на 800 языках и 1600 диалектах
- Самый высокий уровень рождаемости в Африке
- Самый высокий уровень смертности в Африке
- Самая многонаселённая столица – Токио –25,8 млн.человек
- Самый богатый монарх современности – султан Брунея Даруссалама Муда Хассанал Болкиях Муиззаддин Ваддаулах
(в его дворце – 1778 комнат) - В 1974 году в Аргентине, после смерти мужа первым в мире президентом среди женщин стала
Мария Эстела Мартинес де Перон - Старейшая в мире конституция, действующая и поныне – Билль о Правах США принятый в 1789 году
- Страны, которые совсем не имеют конституции – Израиль, Ливан, Новая Зеландия, Оман и Великобритания.
- Северный полюс -это единственная точка северного полушария, которая не участвует в суточном вращении Земли вокруг ее оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления.
- На экваторе день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году(в день весеннего и в день осеннего равноденствия) бывает в зените.
- На краю Сахары местные жители строят свои дома под землёй. Здесь они находят пресную воду и надёжное убежище от песчаных бурь.
- Сингапур можно из конца в конец проехать на метро. Территория этой страны вытянута с севера на юг на 23 км, с запада на восток на 42 км. Общая протяжённость линий метро 67 км. Здешний метрополитен является самым современным в мире.
- Белая ночь наблюдается в широтах, где полуденная высота Солнца над горизонтом меньше 18˚, т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрономических сумерек. Особенно светлые ночи на широте от 59 до 66,5˚,где полуночная высота Солнца меньше 8 градусов.
- В 450 км. к северу от столицы Намибии лежит Хоба-крупнейший метеорит на Земле. Его вес около 50 тонн.
- Самый крупный в мире фрукт - плод сейшельской пальмы коко-де-мер весит около 20 кг.
Занимательная география. Мероприятие для 10 класса
Цели и задачи: продолжить обучение ребят пользоваться полученными на занятиях знаниями, развить их географическую память, оживить процесс обучения; повысить интерес детей к изучению географии, продолжить формирование умения творчески и не стандартно мыслить, работать в группе, продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Организация: подготовка к мероприятию занимает не больше 1 недели, учитель делит детей на команды, просит ребят выбрать капитана, придумать название команды и его представление. Заранее готовятся карточки с заданиями, на доске чертят табло для очков, вешают политико - административную карту мира, для помощи учителю может быть выбран один со ведущий.
1-й гейм «Разминка»
Команды приветствуют друг друга, презентуют название команды, представляют капитана, говорят пожелания команде-сопернику.
2-й гейм «Страны и народы»
Командам поочередно задают вопросы, если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит к команде – сопернице. Правильный ответ – 1 балл.
Назовите единственную страну в мире, занимающую целый континент. (Австралия)
У какой страны национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем – в середине? (Япония)
Территория каких государств расположены в Северном и Южном полушарии одновременно? Вопрос задается обеим командам. (Эквадор, Колумбия, Бразилия, Габон, Конго, Заир, Уганда, Кения, Сомали, Индонезия)
Какие государства расположены в разных частях света? Вопрос задается обеим командам (РФ, Турция, Казахстан, Египет, Дания)
В какой стране наибольшее количество озер? (РФ)
В какой стране целиком протекает самая длинная река Европы? (РФ- Волга)
Сколько раз в России можно встретить Новый Год? (10 раз)
Какое государство Европы не имеет сухопутных границ? (Исландия)
Назовите государство Европы, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица на острове? (Дания, на Ютландском полуострове, Копенгаген – столица на острове Зеландия)
Назовите самую северную страну в континентальной Европе. (Норвегия)
Какая страна является родиной Олимпийских игр? (Греция)
Назовите страну- архипелаг, расположенную на 4 крупных островах и почти на 4000 мелких Тихого океана? (Япония)
Самая большая страна Африки? (Судан)
Самое крупное государство в Южной Америке? (Бразилия)
В какой стране Африки самая большая численность населения? (Нигерия)
Страна родина карнавала? (Италия)
Какую страну называют «банкиром» Европы? (Швейцарию)
Какую страну называют молочной фермой Европы? (Швейцарию)
Какую страну называют лесным цехом Европы? (Финляндию)
В какой стране родился паровоз и метрополитен? (Великобритания)
Страна – лидер по производству оливкового масла? (Испания)
Страна – мировой лидер по выращиванию и сбору хлопка? (Китай)
Какая страна является мировым лидером по выращиванию и экспорту какао? (Бразилия)
Страна – родина дзюдо? (Япония)
3-й гейм «География в стихах»
Командам поочередно задают вопросы, правильный ответ – 1 балл, в случае не правильного ответа на вопрос, право ответа переходит к другой команде.
В атмосфере снизилось давление, воздух переходит в наступление.
Пробежит со скоростью большой, летом – дождь, и снегопад – зимой.
(Циклон)
Давление высокое, воздух сухой, слабенький ветер, тишь и покой.
Зимою при солнце крепкий мороз, летом же «ясный» выдан прогноз.
(Антициклон)
Я был когда-то смолою, из трещин стволов вытекал,
Искрился на солнце порою и липкой слезой застывал.
(Янтарь)
Росли на болоте растения. Теперь – это топливо и удобрение.
(Торф)
Порода горного царства из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)
Для легкости в сплавы дается, мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется серебряный этот металл.
(Алюминий)
В Египте, в Палестине, в Алжире он живет –
Древнейший мусульманский, выносливый народ.
(Арабы)
В том государстве дожди и туманы, дождь, как из сита, льет, моросит,
Ну, а туманы гуще сметаны – в воздухе шляпу повесишь – висит!
(Англия)
Самого крупного зверя в мире навряд ли кто приручит:
Полхвоста – в Турции, полхвоста – в Сирии, а нос из Ирака торчит!
(Река – Тигра)
Течет река на просторе, поит Азовское море,
Вдоль ее берегов Тула, Воронеж, Ростов.
(Дон)
Эта столица на Тибре – реке от моря Тирренского невдалеке.
(Рим)
Стою на Влтавой столицей златоглавой.
(Прага)
Я – город-рыбак, город-моряк,
Петербурга зимнее окно. Скажи мне: я кто?
(Мурманск)
Я город краевой над Кубанью – рекой.
(Краснодар)
4-й гейм «Географические головоломки»
Команды получают карточки с заданиями, каждое правильное задание – 1 балл, команда первая закончившая выполнять головоломки получает дополнительное очко.
Про первое слыхали с детства все мы ведь то планета Солнечной системы.
Зимой второе в ельнике срубают, потом на праздник ярко наряжают.
А целое есть город, крупный порт, во Франции, где Рона их течет
Первое, ребята, это лес, тот, где только сосны до небес.
А второе – как кому охота – есть первая в гамме нота.
Все же вместе – это город, но не русский,
Не английский, не немецкий, а французский.
Три слова строят по порядку: первое – в сотку грядка.
Второе – в природной есть клетке, хранит оно признаки предков.
Третье – в пруду и в болоте, увязнув по уши, найдете.
Все вместе понятия эти – названье страны в Новом Свете.
Начало слова – на лице, игра «Го» восточная – в конце.
Теперь, кто глобус повернет ответ в Шотландии найдет.
Начало слова – вид канавы (в нем зачеркните букву справа),
Вторая часть – платок большой. Отгадка – город под Москвой.
Начало – утверждение, в середке – отрицание,
Конец – «Я» местоимение, а все – страны название.
Первое – летучая вода, в бане русской встретите всегда.
А второе – есть машины марка из российского автопарка.
Все же вместе – известная столица, что эмигрантам всего мира сниться.
Последней буквой алфавита открыто слово и закрыто.
А между ними без следа стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны: оно – название страны.
Начало слова есть местоименье, что выскочка кричит без промедленья.
А что в конце – то каждый надевает, одежда та без рукавов бывает.
Все вместе – то остров очень жаркий, сияет солнце в небесах там ярко.
Начало слова свет дает, по проводам оно течет.
Потом союз, и «О» предлог, что в школе выучить ты смог.
Сложив в единое частицы, узнай известную столицу.
1-Марсель, 2- Бордо, 3-Аргентина, 4- Глазго, 5 – Рошаль, 6- Дания, 7 – Франция, 8 – Япония, 9 – Ямайка, 10- Токио.
5-й гейм «Страны в словах»
Отгадайте слова, в которых раскинулась та или иная страна. Правильно решенный ребус – 5 баллов, за каждый не правильный ответ оценка снижается на 0,5 балла. На решение отводиться не более 5 минут
Отгадайте слова, в которых скрыта территория США
1 С _ Ш А – противоположность водному пространству
2С _ Ш А – то же, что и Шура
3.С _ Ш _ А – сухая родственница баранки.
4._ С Ш _ А – девочка, у которой юбочка из плюша
5.С _ _ Ш _ А – торопливость в делах
6._ _ С_ Ш _ А – живой инкубатор
(1-суша, 2-Саша, 3-сушка, 4-Ксюша, 5-спешка, 6- несушка)
В каких словах уместилась Китайская Народная Республика?
1.К _ Н _ Р _ - собачий домик.
2.К _ Н _ _ Р _ -Австралийская сумчатая прыгунья.
3.К _ Н _ _ _ Р – Среднеарифметическое человека и коня4.К _ Н _ Р _ _ _ - Большой съезд или парламент в США5.К _ Н _ _ _ Р _ - бидон для бензина6.К _ Н _ Р _ _ _ _ -южная желтая птичка7.К _ Н _ _ _ _ _ Р – подсвечник для нескольких свечей.8.К _ Н _ _ _ _ Р _ _ - бумажный отдел учреждения.
(1-конура, 2 – кенгуру, 3- кентавр, 3- кентавр, 4- конгресс, 5 – канистра, 6- канарейка, 7 – канделябр, 8 - канцелярия)
6-й гейм «Именная география»
Командам поочередно задаются вопросы, правильный ответ – 1 балл, если команда затрудняется с ответом – право ответа переходит к команде – сопернице.
Где расположены?
Штат Лара? (Венесуэла, Южная Америка)
Город Лида? (Белоруссия)
Река Лена? (РФ- Восточная Сибирь)
Река Яна? (РФ - Якутия)
Город Нина? (Ирландия)
Озеро Гарри? (Северная Америка)
Город Владимир? (РФ на реке Клязьме)
Город Ольга? (РФ, приморский край)
Озеро Ванда? (Антарктида)
Гора Ида? (Остров Крит)
Город Леон? (Испания)
Город Милан? (Италия)
Город Мартин? (Словакия)
Город София? (Болгария)
Город Аделаида? (Австралия)
Река Магдалена? (Колумбия – Южная Америка)
7-й гейм «Гео Анаграммы»
Командам предлагают отгадать анаграммы, каждая правильно угаданная анаграмма – 1 балл, команда первая справившаяся с заданием получает дополнительный балл.Переставьте буквы так, чтобы получилось заданное вопросом слово
АРБА – национальность
СТЕНА – палата парламента в США
БОГИ – пустыня в Азии
ИСКОРКА – остров в Средиземном море
ОСТРОВ – город «Золотого кольца»
РУБАХА – город в Узбекистане
ИГРА – столица государства Балтии
СЛИВА – река в Польше
НАДУЙ – река Европы
КАРТА – государство в Юго-западе Азии
ЮРА МАЛ – государство в Латвии
ДНО – река в европейской части России
ПЕНАЛ – государство в южной Азии
САЛО – государство в Индонезии
ЗИНА+ТАНЯ – государство в Африке
Араб, сенат, Гоби, Корсика, Ростов, Бухара, Рига, Висла, Дунай, Катар, Юрмала, Дон, Непал, Лаос, Танзания
8-й гейм «Кто в городе живет?»
Учитель поочередно задает командам вопросы, правильный ответ – 1 балл, если у команды есть затруднения с ответом право ответа переходит к команде – сопернику.
Москвичи – живут в Москве, одесситы – в Одессе, японцы – в Японии, а вот попробуйте определить, где живут:
Омичи - (в Омске, РФ)
Куряне - (в Курске, РФ)
Манкунианцы - (Манчестер, Великобритания)
Донетчане - (Донецк, Украина)
Палешане - (Палех, РФ)
Челнинцы - (Набережные Челны, Татария)
Монегаски - (Монако, Европа)
Варненцы - (Варна, Болгария)
Томичи - (Томск, РФ)
Смоляне - (Смоленск, РФ)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках нестандартных, занимательных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.
Использование кроссвордов и других занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Помимо традиционных кроссвордов есть множество других заданий, способных вызвать интерес у учащихся. Одни из них построены на принципах кроссворда, т.е. требуется найти ответ на вопрос и заполнить сетку (чайнворд, сканворд) или найти слово (магические квадраты). В других, кроме поиска ответа на занимательный вопрос, требуется составить фразу, или другое слово (анаграммы).
При использовании кроссвордов в качестве заданий можно выделить два направления: задания на решение кроссвордов и задания на составление кроссвордов.
Решение кроссворда, в основном, может быть использовано при проверке или закреплении знаний учащихся на различных этапах урока, и удачно заменяет рутинный опрос.
1. На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:
– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда, оформленного на доске. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;
– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;
– кроссворд может заменить устный или числовой диктант по терминологии. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках. Сетка оформляется на доске, а учитель читает вопросы.
В принципе, составить небольшой кроссворд, пример которого показан ниже, можно по любому параграфу.
Тема “Южная Америка: Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
Перешеек, соединяющий Южную и Северную Америку.
Немецкий географ и путешественник, экспедицию которого называют “вторым открытием Америки”.
Путешественник, первым высказавший мысль что Америка – это новый материк.
Пролив, отделяющий Южную Америку от Антарктиды.
Море, омывающее север материка.
Мореплаватель, первым ступивший на землю материка.
Русский исследователь Бразильского плоскогорья.
Ответы: 1. Панамский. 2. Гумбольдт. 3. Веспуччи. 4. Дрейка. 5. Карибское. 6. Колумб. 7. Лангсдорф.
2. На этапе изучения новой темы .
В этом случае при подготовке к уроку составляется небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В этом случае в ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Также подобное задание может быть использовано при работы с текстом нового параграфа. В конце урока проверяется правильность заполнения, и делаются выводы по изученному параграфу.
3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала, может быть использован небольшой кроссворд, составленный из терминов и географических названий, изученных на уроке. Заранее оформленный на доске кроссворд решается всем классом.
Занимательные задания могут использоваться на различных типах уроков, но с большей отдачей применимы на обобщающих уроках, уроках контроля знаний навыков и умений.
При проведении уроков-КВН и подобных ему, одним из этапов может быть решение или составление по определенному заданию кроссворда. Интерес представляет разработка нетрадиционного, игрового по форме урока, построенного на решении кроссворда. В приложении № 1 предлагается авторская разработка игрового урока “Кроссворд-шоу”.
При составлении учителем кроссворда или другого подобного задания для урока должны учитываться определенные требования. Кроссворд должен быть:
коротким , с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок;
простым по схеме , что также сэкономит время на уроке;
тематическим, т.е. тесно связанным с изучаемым материалом. В принципе, можно составить небольшой кроссворд по любому параграфу и любой теме учебника.
Другим направлением является работа по составлению кроссворда, которая используется как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.
На уроке кроссворд составляется по заданной теме. При этом ставятся четкие критерии: количество слов и время (13-15 слов на 40 минут), их тематика. В процессе составления вопросов можно разрешить пользоваться учебником, атласом. Но такое задание применимо не на всех уроках, а только при изучении тем с большим объемом новых географических объектов, понятий. Например, в 6 классе при завершении разделов “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”; в 7 – по окончанию изучения любого материка, в 8 – при изучении крупных природных территорий. В качестве ключевого слова (фразы) можно использовать название темы. Например: “Внутренние воды”, “Мировой океан”, “Западная Сибирь”.
Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос, что развивает их творческие способности. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.
В зависимости о формы работы с кроссвордом различны будут и критерии оценки:
при решении – учитывается грамотность, полнота и быстрота заполнения ответов;
при составлении – оригинальность, нетрадиционность вопросов, объем использованного материала, соответствие требованиям школьной программы.
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ .
Самый распространенный подход к формулированию вопроса к кроссворду или другому заданию это текстовый, когда вопросы, как правило, несут “географическую нагрузку”.
Особое же место должно уделяться не просто географическому наполнению и связи со школьной программой, но и картографическому содержанию. Одной из основных задач географии является формирование образа территории. Основой или каркасом такого создаваемого образа, несомненно, является карта. Занимательные задания картографического содержания и должны способствовать этому процессу. Только в курсе географии предоставляется интересная возможность использовать в качестве заданий к словам не только классические текстовые вопросы, но и фрагменты карт. При поиске ответа на такие вопросы ученик должен будет в обязательном порядке обращаться к географической карте.
Такие задания могут иметь различный характер. От чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте.
Все кроссворды и занимательные задания географического содержания по форме подачи вопроса могут быть разбиты на несколько групп.
1. Задания с текстовыми вопросами.
Наиболее широкое распространение получили кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Когда в сетку кроссворда вписываются названия географических объектов, а вопрос задается в классической форме: “Река, правый приток Волги” или “Столица государства в Юго-Восточной Азии”. Такие кроссворды публикуются в газете “География“, журнале “География в школе”, в школьных тетрадях. Безусловно, они представляют интерес для ученика, но часто составлены без учета школьной программы и ориентированы вообще на любого человека, интересующегося географией, что является их недостатком.
Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам и даже параграфам учебника.
Сами вопросы могут быть:
Полными, например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.
Краткими, т.е. задание может звучать так: “Впишите в сетку кроссворда столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Здесь достаточно широкий спектр: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.
В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры. В таких кроссвордах могут быть использованы цифровые показатели, которые можно определить по карте. В первую очередь это координаты. Во всех классах умение работать с координатами является обязательным требованием. Поэтому, например, в 7-м классе, в ходе проверки по любому из материков можно дать вопросы с координатами, в которых зашифрованы различные объекты данной территории. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты. В некоторых случаях в вопросе к координатам могут быть предложены комментарии с определением типа объекта. Кроме координат в качестве вопроса могут применятся и другие цифровые показатели. Так, при изучении рельефа можно предложить кроссворд, включающий названия горных вершин, а в качестве вопросов указываются их высота, аналогично для морей – глубина, для рек – длина.
2. Задания с графическими вопросами.
В этих заданиях используются вопросы с фрагментами карт или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.
А. Репродуктивный – “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.
Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.
Б. Репродуктивно-поисковый – “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.
В. Поисковый – “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и другие географические знания, общая эрудиция. Задания последних уровней применимы, чаще всего, в старших классах, во внеклассной работе, при проведении мероприятий в декаде географии.
В целом, применение заданий картографического содержания:
способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;
позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;
развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;
повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.
ИГРА “КРОССВОРД-ШОУ”.
Эта несложная игра может применяться и на уроке, и на внеклассных мероприятиях. Она не требует длительной подготовки. Вся предварительная работа заключается в составлении нескольких кроссвордов по выбранной теме. Действия учащихся заключаются в решении кроссвордов и отгадывании зашифрованного центрального слова. Оба варианта проведения: урок-игра и внеклассное мероприятие, были апробированы на уроках географии, экологии, истории в различных классах.
Игровой урок (Проводится в конце изучения темы)
Подготовка.
1. Составить три кроссворда (оптимальное количество для урока) по 5-6 слов в каждом. Примерное содержание кроссвордов:
– термины,
– термины и номенклатура (оба с текстовыми вопросами),
– картографический (желательно использовать в качестве вопросов фрагменты карт с изученными объектами). Карты можно оформить на прозрачной пленке для кодоскопа или на демонстрационных карточках. Если же такая возможность отсутствует, можно использовать саму карту, в качестве вопроса показывая объект, не называя его.2. Для экономии времени на уроке нужно заранее приготовить карточки с тремя сетками кроссвордов по количеству учащихся в классе. Вычерчивание сетки кроссворда на уроке займет время, которого и так обычно не хватает. Сами сетки также вычерчиваются на доске перед уроком.
3. Изготовить игровые жетоны для учета правильных ответов.
Ход урока.
Учащимся предлагается решить три кроссворда по пройденной теме. Они работают индивидуально, либо по парам, как сидят за партами.
Учитель задает вопросы к кроссвордам. Порядок решения: “термины”, “термины + номенклатура” и “картографический”. Вопросы в каждом кроссворде могут задаваться не по порядку, с первого слова, а по выбору учителя, чтобы усложнить разгадывание зашифрованного слова.
Задав вопрос, учитель дает время на размышление и заполнение сетки (не более 10-30 сек на один вопрос). Ученик, нашедший ответ первым, поднимает руку, но не называет его. По истечению времени учитель проходит по классу и проверяет заполненную сетку. За правильно вписанное слово дается жетон. Ученик, первым поднявший руку, при правильном ответе получает два жетона. Он же, после проверки класса, называет ответ вслух, а учитель заполняет сетку на доске.
После каждого слова ученикам предлагается назвать центральное слово, правильно ответивший получает столько жетонов, сколько осталось неоткрытых слов. Дополнительные жетоны даются за объяснение термина, или показ объекта на карте.
Учет ответов и оценка.
Учет правильных ответов ведется по количеству раздаточных жетонов. В конце урока учащиеся сдают карточки с решенными кроссвордами на которых записывают количество полученных жетонов.
В целом урок проходит в высоком темпе и вызывает большой интерес у учеников.
Внеклассное мероприятие.
В отличие от игрового урока, такое мероприятие не ограничено жесткими временными рамками, что позволяет разнообразить его проведение. Можно использовать более длинные кроссворды и увеличить их количество, не замыкаться рамками одной темы. Провести такую игру можно как соревнование между классами или классными командами.
Все задания выполняются на доске. Команды (3-4 человека) могут решать кроссворды, стоя у доски. Это позволяет видеть болельщикам и ведущему ход выполнения заданий, определить, кто быстрее выполняет задание.
Данная викторина будет полезна педагогам, родителям и всем тем кто организует досуг с детьми.
Вопросы по теме География для школьников старших классов
1. Какое островное государство у берегов Америки является свободно присоединившейся к США территорией? (Пуэрто-Рико)
2. Какой стране принадлежат Командорские острова? (России)
3. Как назывался атолл в Тихом океане, на котором американцы испытали водородную бомбу? (Бикини)
4. Как сейчас называется остров, который Христофор Колумб назвал Эспаньолой? (Гаити)
5. Сколько морей омывает берега Турции? (Четыре моря: Черное, Мраморное, Средиземное и Эгейское)
6. Моря каких океанов соединяет Суэцкий канал? (Индийского и Атлантического)
7. Назовите самое большое озеро обеих Америк? (Верхнее)
8. Какая африканская река имеет самый большой бассейн, уступая только южно-американской Амазонке? (Река Конго)
9. Как называется самая большая пустыня Евразии? (Гоби)
10. Какое море самое большое в мире? (Саргассово)
11. Назовите самый большой полуостров в Европе? (Скандинавский)
12. Назовите старое название реки Урал? (Яик — до 1775 года)
13. На каком материке находятся Скалистые горы? (Северная Америка)
14. На каком острове, согласно древнегреческой легенде, находился лабиринт Минотавра? (На Крите)
15. Какие острова разделяет пролив Лаперуза? (Остров Сахалин и японский остров Хоккайдо)
16. На каком озере находится остров Кижи — памятник деревянного зодчества? (На Онежском озере в Карелии)
17. На границе каких двух стран находится гора Эверест (Джомолунгма)? (Непал и Китай)
18. Как назывался древний единый материк, из которого образовались все континенты? (Пангея)
19. Как называется самый большой в мире полуостров? (Аравийский)
20. Как называется величайшее из высокогорных озер нашей планеты? (Озеро Титикака в Южной Америке, на границе Боливии и Перу)
21. На берегу какого озера стоит древний русский город Ростов Великий? (Озеро Неро в Ярославской области)
22. Назовите пролив между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. (Магелланов пролив)
23. Назовите самый большой остров Средиземного моря? (Сицилия. Территория Италии)
24. Как называется остров, который в 1811 году открыла экспедиция Геденшторма, в 1902 году вторично открыл геолог Толь, но не смогла обнаружить специально организованная в 1937 году экспедиция академика Самойловича? (Земля Санникова)
25. Название какой большой пустыни Китая переводится на русский, как; «Кто сюда попадает, тот всегда пропадает»? (Такла Макан)
26. Какие проливы разделяют европейскую и азиатскую части Турции? (Босфор и Дарданеллы)
27. Между какими морями лежит Малая Азия? (Между Черным и Средиземным морями)
28. Какую территорию Великобритания вернула Китаю в 1997 году? (Полуостров Гонконг (китайское название Сянган) в течение 155 лет был колонией Великобритании)
29. Как называется главный остров Японии? (Хонсю)
30. Какой остров самый большой в Европе? (Великобритания)
31. Они могут иметь форму арки, крыла, купола, пирамиды, стола, а наибольшая их осадка может составлять более полукилометра. О чем идет речь? (Об айсбергах)
32. Название каких островов буквально переводится как «Черепаховые острова»? (Галапагосские острова в Южно-Китайском море)
33. Архипелаг Сандвичевы острова состоит из двадцати четырех островов: Маук, Мол окай, Оаху и так далее. А как называется самый крупный из Сандвичевых островов? (Гавайи. Сандвичевы острова иначе называются Гавайскими)
34. Гора Тонга лишь немногим уступает Эвересту: ее высота — 8 690 метров. Однако среди восьмитысячников Земли она не значится, и альпинисты не сделали ни одной попытки покорить ее. Почему? (Она находится под водой в Тихом океане)
35. Самой высокой горой в мире можно считать вулкан Муна-Кеа. Его основание находится под водой на глубине 5 500 метров, а вершина поднимается на четыре тысячи триста метров над уровнем моря. Итого расстояние между подошвой и вершиной составляет 9 800 метров. На каких островах находится этот вулкан? (На Гавайских)
36. Какой порт называется «океанскими воротами» нашей страны? (Город-порт Находка в Приморском крае)
37. Какие земли Украины названы по имени деревьев, которые там растут? (Буковина)
38. В названиях каких городов есть слово «соль»? (Соль-Илецк (Оренбургская область), Сольвычегорск (Архангельская область), Соликамск и Усолье (Пермский край), Усолье-Сибирское (Иркутская область), Сольцы (Новгородская область), Соль (Донецкая область, Украина), Старая Соль (Львовская область, Украина))
39. Какой известный горный хребет и река носят одно и то же название? (Урал)