Понятие и структура механизма административно-правового регулирования. Административное право российской федерации Цель механизма административно правового регулирования
Результатом правотворческой деятельности административного органа являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в соответствующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.
2. Возникновение административных правоотношений на основе введенных в действие норм административного права . Это означает, что у участников таких отношений возникают административные права и обязанности. Например, на основе норм административного права, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях , между физическим лицом , совершившим какое-либо административное правонарушение , и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об этом правонарушении, возникают соответствующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности .
3. Реализация норм административного права . Эта стадия является завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают своей цели - субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников соответствующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать. Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:
- посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками соответствующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);
- посредством властного применения содержащихся в этих нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.
Примерами первого способа реализации административно-правовых норм являются соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге, обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа.
В качестве примеров второго способа реализации норм административного права можно назвать административное задержание сотрудниками милиции лица, совершившего административное правонарушение, вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.
На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования.
Под механизмом административно-правового регулирования необходимо понимать взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, в целях их правового регулирования , правовой охраны и защиты.
В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие административно-правовые средства (элементы этого механизма):
- нормы административного права;
- акты толкования норм административного права;
- административно-правовые отношения (административные правоотношения).
1. Норма административного права - это установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.
В целях правильной и единообразной реализации норм административного права необходимо их одинаковое понимание всеми субъектами возникающих на основе этих норм административных правоотношений. Чтобы обеспечить такое единообразие, нередко требуется толкование введенных в действие административно-правовых норм. В этой связи компетентными административными органами, а также судами издаются (принимаются) акты толкования норм административного права, которые являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.
2. Под актами толкования норм административного права понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется офипиальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Такими актами могут быть указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие официальные документы .
Различают нормативное и казуальное толкование административно-правовых норм.
Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение содержания этих норм, которое обязательно для все субъектов, реализующих и применяющих их предписания. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5, в котором дается нормативное толкование таких используемых в административном праве понятий, как «малозначительность административного правонарушения», «длящееся административное правонарушение», «административное расследование» и др.
Казуальное толкование норм административного права дается в связи с рассмотрением административным органом или судом индивидуального юридического (административного) дела. Примерами актов казуального толкования административно-правовых норм являются, в частности, постановления федеральных арбитражных судов округов по конкретным делам об административных правонарушениях , содержащие толкование спорных вопросов применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом толкования конкретные нормы административного права реализуются субъектами административного права в рамках конкретных административных правоотношений, возникающих при наличии определенных оснований (юридических фактов). Юридические факты, влекущие возникновение административных правоотношений, являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.
3. Юридические факты применительно к механизму административно-правового регулирования представляют собой такие жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).
В качестве юридических фактов, предусмотренных нормами административного права и влекущих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, могут выступать:
- действия физических лип и организаций (например, подача заявления или жалобы в административный орган, совершение административного правонарушения и т.п.);
- властные действия административных органов (например, государственная регистрация транспортного средства, составление протокола об административном правонарушении и т.д.);
- издание (принятие) административными органами правовых актов, т.е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лип и организаций) (например, приказа о приеме гражданина на государственную службу , постановления о назначении липу административного наказания и т.п.);
- наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего , истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т.д.).
Наступление указанных юридических фактов влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих административно-правовых отношений (административных правоотношений), которые являются последним элементом механизма административно-правового регулирования.
4. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере.
Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами внутренних дел в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм Кодекса РФ об административных правонарушениях возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.
Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок , который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.
Общий административный правопорядок, т.е. правопорядок, охватывающий всю совокупность общественных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, включает в себя специальные виды административного правопорядка, характеризующие состояние нормативной упорядоченности отдельных частей административно-публичной сферы. Например, в соответствии с системой особенной части административного права могут быть выделены административные правопорядки в сфере экономики , финансов , в социально-культурной сфере и т.д.
Механизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма
Представляет собой совокупность юридических средств;
Средства носят административно-правовой характер;
Объектом воздействия выступают управленческие отношения;
Направлено на решение задач общества и государства;
Активизирует субъекты управленческих отношений;
Повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
Обеспечивается принудительной силой государства. Элементы
1) принципы административного права;
2) административно-правовые нормы;
3) акты официального толкования административно-правовых норм;
4) акты применения административно-правовых норм;
5) административно-правовые отношения.
4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования
Стадии административно-правового регулирования:
Регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);
Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
Конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
Реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
Защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
Существуют следующие способы административно-правового регулирования:
1) императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
2) диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
4) поощрительный – способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
4.3. Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:
Определяют юридическую природу административного права;
Закрепляются в административно-правовых нормах;
Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
Выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
Обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам административного права относятся следующие.
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
4.4. Административно-правовые нормы
Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности административно-правовых норм:
1) являются разновидностью юридических норм;
2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
6) имеют представительно-обязывающий характер;
7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;
8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:
1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Выделяют следующие виды административно-правовых норм.
1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
6. По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.
Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.
Элементы толкования административно-правовых норм:
1) уяснение сущности толкуемой административно-правовой нормы;
2) разъяснение сущности толкуемой нормы.
Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования:
1) грамматический (филологический, языковый, текстовый);
2) логический;
3) систематический;
4) историко-политический;
5) специально-юридический.
Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-правовых норм, и не имеет установленной формы.
Акты официального толкования административно-правовых норм – это вид юридических актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.
Особенности актов официального толкования административно-правовых норм:
1) не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания;
2) принимаются уполномоченными субъектами;
3) раскрывают содержание толкуемой нормы;
4) определяют порядок реализации толкуемой нормы;
5) обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
6) обладают государственно-властным характером;
7) адресуются субъектам правоприменения.
По форме выражения акты могут быть письменными или устными.
По юридической природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.
По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.
4.6. Акты применения административно-правовых норм
Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.
Признаки актов административно-правовых норм:
Носят государственно-властный (обязательный) характер;
Принимаются компетентными субъектами государственного управления;
Индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
Применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер;
Имеют чаще всего документальную форму;
Выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
4.7. Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Особенности административно-правовых отношений:
1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
2) это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
3) для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
5) могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
6) споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
8) по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.
Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.
По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.
По связи с волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
ПЛАН:
Введение
- Механизм
административно-правового регулирования
Понятие и особенности административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм
Административно-правовые отношения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Под механизмом административно-правового
регулирования понимают систему административно-правовых
средств воздействия органов исполнительной
власти и их должностных лиц на общественные
отношения в сфере государственного управления
с целью их упорядочения, охраны и развития.
В
структуру механизма административно-правового
регулирования входят следующие элементы:
- нормы административного
права;
реализация административно-правовых норм;
административно-правовые отношения.
1.
МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Регулирование
общественных отношений в сфере
публичного администрирования, а также
управленческих отношений, возникающих
в иных сферах общественных жизни, требует
применения определенных средств, с помощью
которых обеспечивается организация отношений
в соответствии с теми задачами, которые
стоят перед обществом и государством.
Наиболее значимую роль в регулировании
этого процесса выполняют административно-правовые
средства
, что обусловлено их потенциалом,
способностью эффективно воздействовать
на управленческие отношения. Эти средства
в совокупности образуют сложный механизм,
получивший название механизма административно-правового
регулирования.
Механизм
административно-правового
регулирования
- это
система административно-правовых
средств, которые, воздействуя
на управленческие отношения,
организуют их в соответствии
с задачами общества
и государства.
Механизм
административно-правового регулирования
относится к числу сложных
социально-правовых явлений и в
силу этого обладает внутренней организацией
(структурой). Анализ действующего административного
правового законодательства и практики
деятельности субъектов государственного
управления позволяет выделить следующие
элементы механизма
административно-правового
регулирования
:
- принципы
административного права;
административно-правовые нормы;
акты официального толкования норм административного права;
акты применения норм административного права;
- - административно-правовые
отношения.
Элементы механизма административно-правового регулирования играют различную роль. Центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административно-правовыми нормами. Вместе с тем нельзя сводить их роль к вторичным средствам административно-правового регулирования по отношению к административно-правовым нормам по причине того, что без их использования механизм не в состоянии в полной мере осуществить действенное воздействие на участников управленческих отношений.
Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права .
Принципы административного права - это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Для принципов административного права характерны следующие черты:
- они определяют
юридическую природу административного
права;
устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и
функционирования исполнительной власти и управления;
закрепляются посредством административно-правовых норм;
являются ориентиром для выработки административно-правовых норм;
выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;
обусловлены уровнем развития общества и государства.
Центральным принципом административного права является принцип законности . Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.
Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны,
во-первых , действовать в пределах своей компетенции,
во-вторых , руководствоваться действующим законодательством,
в-третьих , осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах,
в-четвертых , требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.
Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.
В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процессу государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.
Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).
Гуманизм проявляется как в процессе закрепления правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).
К числу принципов административного права относится принцип юридического равенства . Этот принцип был обозначен еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково » (lex uno ore omnes alloguitur ). Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д. Юридическое равенство - это равенство административно-правовых статусов участников управленческих отношений, когда дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми и т. п. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Принцип справедливости , или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики - реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.
С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма . В соответствии с п. к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.
Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях определено в ст. 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено ст. 73 Конституции РФ.
В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности . Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).
Принципы административного права могут быть закреплены текстуальным или смысловым способом . Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.
2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ
Нормы
административного
права
- это властные
веления, исходящие
от государства либо
санкционированные
государством, направленные
на регулирование управленческих
отношений (отношений,
составляющих предмет
административно-правового
регулирования), обеспечиваемые
мерами административного
либо дисциплинарного
принуждения.
Административно-правовые
нормы обладают рядом особенностей:
- Они нацелены
на защиту публичных интересов.
Для норм характерно наличие нечетко выраженной гипотезы. Государственное управление характеризуется возможностью должностных лиц действовать по усмотрению, в соответствии с принципом целесообразности. Такое положение требует неопределенной гипотезы правовой нормы, которая дает должностному лицу право принимать решение без всяких условий по собственному усмотрению. Так, например, если Президенту РФ для назначения Председателя правительства РФ нужен юридический факт согласие Государственной Думы, то для решения об отставке Правительства РФ Президенту не нужны никакие условия (юридические факты). Он принимает решение об отставке Правительства по собственному усмотрению.
Среди норм административного права преобладают нормы директивно обязывающего характера. Это обусловлено особенностями метода административно-правового регулирования, которому присуще одностороннее властное волеизъявление. Наиболее оптимальной формой выражения такого метода будут нормы обязывающего и запрещающего характера.
Среди санкций норм административного права приоритетное место занимают меры административной ответственности.
Для норм административного права характерно расположение одной нормы в различных статьях либо правовых актах. Меры ответственности (санкции) и юридические факты их применения находятся в законодательных актах, а диспозиции правовых норм (правила, за нарушение которых привлекаются к ответственности) содержатся в основном в различных актах управления. Так, например, статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержат юридические факты (правонарушения) и санкции, а сами нарушенные правила (диспозицию) следует искать, как правило, в других актах.
В объеме всех правовых норм нормы административного права занимают самое большое место.
Административно-правовые
нормы различаются по своей регулятивной
направленности и, соответственно, по
юридическому содержанию.
Нормы
административного права подразделяются
на виды на основании различных критериев
- особенностей регулируемых ими общественных
отношений, назначения, а также функций.
1
.
По
назначению
материальные
и процессуальные.
Материальные
административно-правовые нормы юридически
закрепляют комплекс обязанностей и прав,
а также ответственность участников регулируемых
административным правом управленческих
отношений, т. е. фактически их административно-правовой
статус. В материальных нормах находит
свое выражение тот правовой режим, в рамках
которого должна функционировать система
исполнительной власти (государственного
управления), должны действовать участники
регулируемых управленческих отношений.
Подобные административно-правовые нормы
нередко называют статичными. Это, например,
нормы, определяющие обязанности соответствующих
должностных лиц принять и рассмотреть
в установленный срок жалобу гражданина
или основы компетенции того или иного
субъекта исполнительной власти. Таким
образом, материальные административно-правовые
нормы определяют основы взаимодействия
субъектов управленческих отношений;
исполнение, применение и соблюдение норм
административного права обеспечиваются
в необходимых случаях мерами государственного
принуждения.
Процессуальные
административно-правовые нормы регламентируют
процессуальные вопросы, связанные с осуществлением
государственного управления. Например,
эти нормы определяют порядок приема,
рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений
граждан; порядок производства по делам
об административных правонарушениях.
Их назначение сводится к определению
порядка (процедуры) реализации юридических
обязанностей и прав, установленных нормами
материального административного права,
в рамках регулируемых управленческих
отношений.
Соотношение
материальных и процессуальных норм
административного права может
быть показано на следующем примере.
Федеральный закон «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 г. определяет государственную службу
в качестве профессиональной деятельности
по обеспечению исполнения полномочий
государственного органа, а также условия,
связанные с поступлением на государственную
службу. Эти нормы лишь фиксируют возможность
приобретения гражданином Российской
Федерации статуса государственного служащего.
В этом их юридически понимаемая статичность
и, соответственно, материальность. Этот
же Закон содержит нормы, определяющие
порядок поступления на государственную
службу и ее прохождения. В данном случае
речь идет уже о процессуальных (динамичных)
нормах.
2.
По методу воздействия
на поведение субъектов.
Административно-правовые
нормы по-разному воздействуют на
поведение участников общественных отношений:
они могут обязывать к действию, предписывать
совершать определенные действия, управомочивать
совершать те или иные действия, запрещать
совершать действия. В соответствии с
характером сформулированных в них правил
административно-правовые нормы подразделяются
на предписывающие
, управомочивающие
и запретительные
.
Управомочивающие
нормы
свидетельствуют о разрешении,
дозволении субъектам со стороны государства,
фиксируемого в нормах поведения 1 .
Этот вид норм определяет меру возможного
поведения участников управленческих
отношений. Федеральный закон от 27 июля
2004 г. № 79-Ф1 «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» предоставляет
гражданскому служащему право на ознакомление
с должностным регламентом и иными документами,
определяющими его права и обязанности
по замещаемой должности гражданской
службы.
Обязывающие
нормы
содержат меру активного,
должного поведения. Субъекты, которым
адресована данная норма, обязаны совершить
те или иные действия по достижению поставленных
целей. Так, законодательство о гражданской
службе предписывает гражданским государственным
служащим исполнять должностные обязанности
в соответствии с должностным регламентом.
Запрещающие
нормы
содержат меру пассивного, должного
поведения. В основном запрещающие нормы
находятся в законодательстве об административных
правонарушениях. Запрещающие нормы требуют
от субъектов права лишь соблюдения установленных
запретов. Условием действия запрещающей
нормы является правонарушение. Субъекты
управленческих отношений не должны совершать
проступков. В качестве запрещающих норм
выступают нормы КоАП РФ.
3.
По субъектам (адресатам)
административно-правовые нормы, делятся
на регулирующие:
а)
деятельность государственных органов,
предприятий, организаций;
б)
поведение граждан;
в)
деятельность общественных и религиозных
организаций;
г)
деятельность государственных служащих.
Нормы
административного права распространяются
также и на иностранных физических
и юридических лиц, находящихся на территории
Российской Федерации.
4.
По
форме предписания
административно-правовые нормы делятся,
прежде всего, на императивные
(категоричные)
и рекомендательные.
Императивные
нормы содержат правила, непосредственно
определяющие поведение субъектов при
наступлении сформулированных в них условий,
которые не могут быть заменены другими
правилами поведения по соглашению сторон
данного правоотношения.
Рекомендательные
нормы содержат рекомендации по поводу
целесообразности совершения субъектами
административного права тех или иных
действий.
Что
касается диспозитивных норм, предоставляющих
субъектам правоотношения возможность
самостоятельно определять свои права
и обязанности в рамках нормы,
то они в административном законодательстве
встречаются сравнительно редко. Это объясняется
спецификой сферы административного права
- государственного управления.
5.
По действию в пространстве
.
Административно-правовые
нормы, закрепленные в федеральном законодательстве,
действуют на всей территории Российской
Федерации. На территориях субъектов Российской
Федерации действуют также административно-правовые
нормы, закрепленные в нормативных правовых
актах субъектов Российской Федерации.
В
ряде случаев указанные нормы
действуют на территории нескольких государств
в соответствии с двусторонними или многосторонними
соглашениями. Расширение подобной практики
стало закономерным для взаимоотношений
между суверенными государствами - членами
Содружества Независимых Государств (СНГ).
6.
По действию во времени
административно-правовые
нормы делятся на срочные
, т. е. с заранее
определенным сроком действия, и бессрочные
,
не имеющие заранее установленного срока
действия.
Административно-правовые
нормы, как правило, не ограничены определенными
сроками действия. Это означает, что они
действуют вплоть до своего официального
изменения либо отмены. В ряде случаев
возможно установление определенных сроков
их действия, например, на определенный
срок устанавливается режим чрезвычайного
или военного положения. Законную силу
административно-правовые нормы приобретают
либо с момента подписания содержащих
их нормативных актов либо в тот срок,
который предусмотрен для вступления
соответствующих норм в силу.
В
Российской Федерации действуют
некоторые административно-правовые нормы
бывшего СССР. В подобных случаях союзные
нормы, не противоречащие российскому
законодательству, сохраняют свою силу
впредь до момента установления обновленных
норм законодательными или иными органами
Российской Федерации.
Административно-правовые
нормы делятся также на длительные
и кратковременные
. При этом длительными
или кратковременными могут быть
как срочные, так и бессрочные нормы.
7.
С
учетом федеративного
устройства России
административно-правовые нормы классифицируются
по масштабу действия. Они подразделяются
на: общефедеральные
нормы
; нормы субъектов
Российской Федерации
.
8.
По
объему регулирования
административно-правовые нормы подразделяются
на:
- общие,
т. е. распространяющие свое действие на
все сферы и отрасли государственного
управления и регламентирующие наиболее
важные стороны процесса реализации исполнительной
власти. Чаще всего подобного рода нормы
содержатся в законодательных актах, указах
Президента и постановлениях Правительства
Российской Федерации;
- межотраслевые
,
т. е. регламентирующие те или иные стороны
государственно-управленческой деятельности,
которые являются общими или сопредельными
для всех или многих отраслей государственного
управления и имеют при этом специальный
характер. Например, такие черты свойственны
нормам антимонопольного, экологического
законодательства, нормам, содержащимся
в положениях о межотраслевых органах
исполнительной власти (касающиеся статистики,
тарифов) и т. п.;
- отраслевые
,
т.е. регламентирующие различные стороны
управленческих отношений, возникающих
в границах сферы, закрепленной за исполнительными
органами отраслевой компетенции (на пример,
министерств).
Существуют
и иные классификационные группы
административно-правовых норм. Например,
они могут носить либо внутрисистемный
(их юридическая сила распространяется
на нижестоящие звенья механизма исполнительной
власти), либо общеобязательный
(их
действие распространяется на всех участников
регулируемых отношений) характер.
Говоря
о функциях административно-правовых
норм, прежде всего, необходимо отметить,
что они выполняют регулятивную функцию,
то есть направлены на организацию, упорядочение
и совершенствование отношений, которые
складываются в сфере государственного
управления. Посредством административно-правовых
норм определяются правовое положение
и компетенция субъектов государственного
управления, регламентируются формы и
методы их деятельности, взаимоотношения
с гражданами и организациями. Нормы административного
права определяют также правовое положение
организаций и граждан в сфере государственного
управления.
Также
необходимо отметить, что нормы административного
права также выполняют
охранительную и защитную
функцию,
т. е. обеспечивают охрану и
защиту общественных отношений в сфере
административного права от нарушений.
Эти нормы предписывают воздерживаться
от совершения противоправных деяний,
а также регулируют отношения, связанные
с применением административного воздействия
в случае совершения посягательства на
отношения, охраняемые административным
правом.
Под
структурой
административно-правовой
нормы
понимается внутреннее строение
нормы, определенный порядок взаимосвязи,
взаимообусловленность ее составных частей,
элементов. Административно-правовая
норма состоит из гипотезы,
диспозиции и санкции.
Гипотеза
как часть административно-правовой нормы
устанавливает фактические условия реализации
последней. Гипотеза содержит указание
на юридический факт, фактические обстоятельства
вступления нормы в действие, реализации
ее диспозиции (например, условия привлечения
к административно-правовой ответственности).
Гипотеза может быть как абстрактной
,
так и казуистической
. Абстрактная
гипотеза
, определяя условия действия
нормы, указывает на общие признаки реализации
нормы. Казуистическая
гипотеза
и т.д.................
Механизм административно-правового регулирования
Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на социальные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.
Структуру данного механизма составляют:
- · система государственных и муниципальных органов как управляющих звеньев;
- · нормы административного права;
- · акты толкования норм административного права;
- · акты применения норм права;
- · административно-правовые отношения.
В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы:
- · административно-правовые нормы как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения;
- · применение норм административного права субъектами права;
- · административно-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм административного права.
Понятие и особенности АП норм. Их содержание и структура.
Административно-правовые нормы (как и нормы других отраслей права) предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.
Нормам административного права присущи следующие характерные черты:
- · обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений;
- · одностороннее властвующее воздействие на субъекты права;
- · принудительность.
Административно-правовая норма -- это норма права, регулирующая:
- · отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;
- · внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности;
- · отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;
- · отношения в сфере административной юстиции.
Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.
Понятие и особенность АП отношений.
Для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:
- · возникают в процессе государственного управления;
- · имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
- · являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Административно-правовые отношения
- · возникают в сфере государственного управления;
- · могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
- · делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.
Административно-правовые отношения -- это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях:
- · административная правоспособность -- способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
- · административная дееспособность -- способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
Административно-правовое отношение -- разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Это, во-первых, первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. Во-вторых, это регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу. В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой. В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).
Особенностями административно-правовых отношений являются следующие:
- · в отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть--подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон;
- · характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан;
- · сфера государственного управления является управляемой сферой;
- · административно-правовые отношения по своей сути -- организационные, возникающие по инициативе любой из сторон;
- · между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке;
- · административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.
Юр факты в АП
В качестве особенности юридических фактов по административному праву следует указать то обстоятельство, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.
Неправомерные действия связаны с нарушениями предписаний административно-правовых норм. В первую очередь это административные и дисциплинарные правонарушения, касающиеся сферы государственного управления и влекущие юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся и бездействие при наличии предусмотренной нормой права обязанности совершать определенные действия.
События -- это явления, не зависящие от воли людей, т. е. стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. д.
Успех проведения административной реформы в Российской Федерации во многом предопределен качеством регулирования управленческих отношений. Решение данной задачи требует применения определенных средств, с помощью которых достигается должная организованность управленческих отношений. Наиболее значимую роль в регулировании названных отношений выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в свой совокупности образуют сложный механизм.
В научной литературе механизм правового регулирования определяется как «система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование». Применение конструкции «механизм правового регулирования» позволяет глубже проникнуть в сущность правового регулирования, понять логику его функционирования.
С.С. Алексеев отмечает, что использование понятия «механизм правового регулирования» позволяет собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правовые отношения, юридические акты и др.), обрисовать их как ценность, представить в работающем виде, высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой, взаимодействие.
Механизм правового регулирования производен от системной организации права (правовой системы, системы права, системы законодательства) и характеризует комплексное воздействие правовых средств на общественные отношения. В этой связи существенное прикладное значение имеет использование механизма административно-правового регулирования.
Механизм административно-правового регулирования – это система административно-правовых средств, которые воздействуя на управленческие отношения организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Механизм административно-правового регулирования относится к числу сложных социально-правовых явлений и в силу этого обладает внутренней структурой (организацией). Анализ действующего административного правового законодательства и практики деятельности субъектов государственного управления позволяет выделить следующие элементы механизма административно-правового регулирования:
– принципы административного права;
– административно-правовые нормы;
– акты официального толкования норм административного права;
– акты применения норм административного права;
– административно-правовые отношения.
В административно-правовой литературе отсутствует единство взглядов на проблему обоснованности существования механизма административно-правового регулирования. Так, по мнению Ю.Н. Старилова следует преодолевать «техничность» терминологии используемой при характеристике административно-правовых явлений и в силу этого целесообразнее говорить о системе административно-правового регулирования. Мы полагаем, что использование термина «механизм» при характеристике системы административно-правового регулирования дает адекватную характеристику данного явления и позволяет акцентировать внимание на существующие устойчивые связи внутри механизма, их устойчивость и взаимообусловленность.
Каждый отдельно взятый элемент механизма несет определенную содержательную нагрузку в рамках механизма и выполняет соответствующую роль в регулировании управленческих отношений. Эти средства взаимодействуют между собой и вступают в регулирование управленческих отношений в определенном порядке, что обусловлено их внутренним содержанием, способностью организовать общественные отношения, придать им более высокую степень упорядоченности. Эта особенность механизма позволила А.П. Кореневу сделать важный методологический вывод, что административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
Элементы механизма административно-правового регулирования играют различную роль в процессе осуществления правового регулирования. Центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административно-правовыми нормами. Вместе с тем нельзя сводить их роль к вторичной по отношению к административно-правовым нормам по причине того, что без их использования механизм в полной мере не в состоянии осуществить действенное воздействие на участников управленческих отношений.
Существенную роль в регулировании управленческих отношений выполняют принципы административного права. Принципы административного права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
Центральным принципом административного права является принцип законность . Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов. Данный принцип состоит из двух самостоятельных, но взаимообусловленных аспектов. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы.
Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения страны, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) в формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое применение института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб отправлению государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации государственной службы.
Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).
К числу принципов административного права относится принцип юридического равенства . Этот принцип был обозначен еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково» (lexunooreomnesalloguitur). Сущность этого принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенство религиозных и общественных объединений пред законом; равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равного доступа к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д.
Важное значение в механизме административно-правового регулирования играет принцип справедливости или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Вынесение управленческих решений, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по существу быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства и соответствовать степени совершенного деяния.
С учетом территориальной организации государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма . В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.
В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности . Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей этих отношений. В случае нарушения допущенного одной из сторон управленческих отношений она должна быть привлечены к определенному виду юридической ответственности. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).
Принципы административного права могут быть закреплены текстуальным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, по аналогии с Уголовным кодексом РФ для отрасли уголовного права, принципы административного права получили смысловое закрепление. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».