Каким нормативным правовым актом определен порядок. Правовой акт – основные нюансы
Нормативно-правовые акты – это корпус документов, который регулирует правоотношения во всех областях деятельности. Это система источников права. В нее входят кодексы, законы, распоряжения федеральных и местных органов власти и т. д. В зависимости от вида нормативного акта его действие распространяется на отдельный город, регион, страну в целом. Акты локального значения подчиняются документам более высокого уровня. Основа правовой системы – это .
Как разграничивают виды нормативно-правовых актов и что входит в понятие
Под нормативным актом понимают письменный документ, который Госдума, правительство региона, местный госорган или иной субъект правотворчества издали:
- официально;
- по правилам утверждения и оформления;
- в рамках своих полномочий;
- чтобы установить и ввести в действие, изменить, разъяснить, приостановить или прекратить действие той или иной нормы права.
Нормы, которые вводят таким образом:
- обязательны к исполнению;
- могут действовать временно или постоянно, применяются многократно;
Каждый нормативно-правовой акт обладает несколькими отличительными чертами:
- Только у государства есть право издать такой документ. Полномочиями на это обладают органы государственной власти или местного самоуправления, а также некоторые должностные лица.
- Содержание акта – это правила, которые регулируют общественные отношения в той или иной области.
- Документ принимают официально. Существуют требования к оформлению: письменный вид, установленная форма, соблюдение структуры и стиля изложения. Например, в ГД РФ составили , какой должна быть структура законопроекта.
- Акт принимают в особом порядке. Процедура зависит от того, какой орган власти принимает его и что это за документ. Например, Правительство РФ утвердило специальные правила подготовки (). В Конституции РФ предусмотрели порядок принятия законов.
Существуют также ненормативные акты. Такие документы:
- принимают на основе нормативных,
- адресуют определенному круг лиц или органам,
- составляют для решения оперативных вопросов,
- отменяют в связи с исполнением.
Какое место нормативно-правовой акт занимает в общей классификации, зависит от его назначения
Нормативные акты разграничивают по нескольким критериям. В частности, по длительности действия, по региону действия и по кругу лиц, на которых влияет документ:
- Акты бывают постоянные и временные. Так, к временным актам относятся законы о федеральном бюджете на определенный год и плановые периоды.
- Действие нормативного акта в пространстве может распространяться:
- на всю территорию государства (Конституция);
- на определенную часть (Крайний Север, Дальний Восток, область или город);
- за пределы страны.
- По кругу лиц акты делят на общие, специальные и исключительные. Общим актам подчиняются все граждане государства. Специальные акты влияют на определенные категории лиц. Задача актов третьего вида – исключить группу лиц из сферы действия общих или специальных актов. Например, такие акты действуют в отношении дипломатов.
Также нормативно-правовые акты классифицируют по юридической силе: это законы и подзаконные акты.
В чем разница между законами и подзаконными актами как нормативными документами
Закон как нормативно-правовой акт регулирует значимые правоотношения. Его принимает законодательный госорган, а в ряде случаев созывают референдум. Закон обладает высшей юридической силой по сравнению с другими актами. Его:
- принимает только высший представительный орган или непосредственно сам народ;
- издают, чтобы закрепить правила взаимодействия в важных областях общественных отношений.
Для утверждения закона существует особый порядок.
Выделяют несколько видов таких нормативных актов:
- Конституция. Это основной закон страны, акт высшей юридической силы. Конституция устанавливает права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, их полномочия и взаимоотношения. Ни один акт более низкого уровня не должен противоречить Конституции.
- Федеральный конституционный закон. Такие документы развивают положения Конституции. Так, «О Государственном гербе Российской Федерации» издали в силу указания в статье 70 Конституции РФ. В развитие положений Конституции о Правительстве РФ издали .
- Кодексы – Гражданский, Земельный, Жилищный, Уголовный и т. д. Кодексы систематизируют правила, которые регулируют однородные общественные отношения. Кодекс – нормативный центр отрасли, на него ориентируются, когда издают те или иные подзаконные акты.
- Федеральные законы – это нормативно-правовые акты, которые занимают большую долю в законодательстве РФ (например, о рекламе или о контрактной системе). Их задача – уточнить и развернуть положения Конституции и ФКЗ.
- Законы субъектов РФ. Это местные законы, которые действуют только на территории республики, автономного округа, края, области и т. д. Такие законы принимает правительство субъекта РФ. Если положения такого закона не совпадают с положениями федерального, действуют два правила. Приоритет – у федерального закона, когда он касается вопросов, которые согласно Конституции находятся в ведении РФ в целом. Закон субъекта РФ в приоритете, если он касается вопросов, которые находятся в ведении субъекта Федерации.
Задача подзаконных актов – облегчить исполнение законов
Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые издают на основе и во исполнение законов. С помощью таких документов толкуют и уточняют положения законов. В таком документе можно закрепить новые нормы, если они не будут противоречить законам.
Юридическая сила таких актов отличается:
- Акты Президента РФ. Это наиболее важные из подзаконных актов. Их необходимо исполнять на всей территории государства. Такой акт издают, как правило, в форме указа. Содержание не должно противоречить законам.
- Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и т. д.). Имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и местных органов. Не должны противоречить законам и указам Президента.
- Акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты). Это постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения. Их издают на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих органов.
- Акты органов исполнительной власти субъектов РФ. К таким относятся постановления глав и правительства субъектов РФ, органов местной исполнительной власти.
Иерархия актов зависит не только от их юридической силы. На это влияет назначение документа. Так, закон регулирует наиболее важные общественные отношения, осуществляет первичное регулирование. Для менее значимых отношений издают подзаконные акты, это вторичное регулирование. Сфера применения подзаконных актов уже, чем закона, но они действуют более детально, точечно.
Как между собой взаимодействуют нормативные акты разных уровней, можно проиллюстрировать примером:
- По Конституции РФ граждане страны имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
- Как гражданам реализовать право на митинги, сказано в . В частности, там говорится, что акты о таких мероприятиях издают Президент, Правительство, госорганы субъектов РФ.
- Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определили в актах Президента РФ.
- Чтобы подать уведомление о проведении мероприятия в госорган субъекта РФ, нужно руководствоваться законом данного субъекта. Например, в Москве это .
- При этом для мероприятий на территории памятников истории и культуры Правительство Москвы утвердило специальный порядок ().
Таким образом, в управлении данной сферой задействованы и законы, и подзаконные документы. Причем в законе присутствуют более общие положения, а конкретизируют их нормативно-правовые акты более низких уровней. Такая же картина складывается и в других областях общественной жизни.
Нормативный правовой акт - это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Нормативные акты в России подразделяются:
1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:
Нормативные акты государственных органов;
Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
Нормативные акты, принятые на референдуме;
2) в зависимости от сферы действия на:
Общефедеральные;
Нормативные акты субъектов Федерации;
Органов местного самоуправления;
Локальные.
3) в зависимости от срока действия - на:
Неопределенно-длительного действия;
Временные.
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
К признакам закона относятся следующие:
Он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
В идеале он должен выражать волю и интересы народа;
Он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
Он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов по их юридической силе:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Ростовской области о муниципальной службе в Ростовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
По субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);
По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.
По характеру (текущие и чрезвычайные);
По сферам действия (общефедеральные и региональные);
По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
По объему регулирования (общие и специальные).
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера);
2) постановления Правительства РФ - обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;
3) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и Т.п.;
4) решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):
По истечении срока действия акта, на который он был принят;
В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов.
На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в стране его пребывания.
Предыдущая |
Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).
Норма права - это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.
Виды правовых норм :
- Регулятивные - устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
- Охранительные - устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
- Обязывающие - обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
- Управомочивающие - предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).
- Запрещающие.
Нормативный правовой акт - официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:
- содержит нормы права;
- исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
- принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
- имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
- обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.
Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.
Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.
Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов :
Виды законов:
- Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
- федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
- законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов:
- указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
- постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных органов;
- локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Поскольку закон - это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс . Он включает в себя несколько последовательных этапов:
- Законодательная инициатива - официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
- Обсуждение законопроекта - осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
- Принятие закона - происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
- Опубликование (промульгация) закона - т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования.
Приложение 1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
- б) круга должностных лиц;
- в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- - федеральных конституционных законов;
- - федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- - ненормативные акты общего характера;
- - акты официального разъяснения;
- - правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- - договоры (сделки);
- - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- - носят индивидуально - правовой характер;
- - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- - образцы деловых бумаг;
- - комментарии законодательства;
- - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Нормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.
Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);
это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);
это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).
Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулирующей значимостью не обладают. Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативно-правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативно-правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
В РФ существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно, прежде всего, деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.
Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.
Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции.
Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов, или референдумами.
С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством по отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны.
Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
Классификация законов может иметь следующий вид:
по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);
по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
по сроку действия (постоянные и временные);
по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);
по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).
Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:
ведомственные;
внутриорганизационные.
Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
Местные подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).
Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел). Внутриведомственные акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, некоторые исполнительные органы имеют право издавать акты внешнего действия (МВД). «Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам… он имеет нормотворческое значение. Выступая актом детализации постановления Правительства».
Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций.
Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности. Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.
Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства РФ». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления РФ. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.
Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе или, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативно-правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».
Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативно-правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.
Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения НПА означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этим органом.
Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом - военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.
В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.