Сущность, основные признаки и функции государства. Понятие государства, его признаки и сущность
- Предмет и методология теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Методология (методы) теории государства и права
- Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
- Происхождение государства и права
- Характеристика власти в первобытном обществе
- Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие, признаки и сущность государства
- Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
- Теории происхождения государства
- Многообразие теорий происхождения государства
- Общая характеристика основных теорий происхождения государства
- Типология государства
- Понятие типа государства, критерии типологии
- Формационный подход к типологии государства
- Цивилизационный подход к типологии государства
- Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
- Функции государства
- Понятие функций государства, их признаки и содержание
- Классификация функций Российского государства
- Формы осуществления функций государства
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее основные элементы
- Форма правления, классификация
- Форма государственного устройства
- Государственно-политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства
- Структура государственного механизма
- Государственный орган - основной элемент государственного механизма
- Государство в политической системе общества
- Политическая система: понятие, основные черты, типы
- Основные элементы политической системы
- Правовое государство и гражданское общество
- Соотношение гражданского общества и правового государства
- Личность, право и государство
- Понятие, признаки, сущность и содержание права
- Понятие и основные признаки права
- Сущность и содержание права
- Основные школы права
- Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
- Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
- Право в системе социальных норм
- Социальные нормы: понятие и виды
- Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
- Право, корпоративные и технические нормы
- Принципы и функции права
- Понятие, сущность и классификация принципов права
- Понятие, признаки и характеристика функций права
- Правосознание, правовая культура, правовое сознание
- Понятие, структура, функции и виды правосознания
- Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
- Правовое воспитание: понятие, формы и методы
- Нормы права
- Понятие, признаки и структура нормы права
- Классификация правовых норм
- Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
- Формы (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Правовой обычай
- Юридический прецедент
- Нормативный правовой акт
- Нормативный договор и иные источники права
- Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Правотворчество
- Понятие, принципы и виды правотворчества
- Этапы и стадии законотворческого процесса
- Законодательная техника
- Система права и система законодательства
- Понятие и структурные элементы системы права
- Основания деления права на отрасли
- Отрасли и институты права
- Внутригосударственное и международное право
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Систематизация нормативных правовых актов
- Правовые отношения
- Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
- Структура и содержание правоотношения
- Классификация правоотношений
- Юридические факты и их классификация
- Реализация норм права
- Реализация права: понятие и формы
- Применение как особая форма реализации права
- Стадии применения права
- Акты применения правовых норм
- Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы (виды) толкования правовых норм
- Виды толкования по субъектам
- Виды толкования по объему
- Коллизии и пробелы в праве
- Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
- Понятие пробелов в праве и способы их устранения
- Правомерное поведение и правонарушение
- Понятие и характеристика правомерного поведения
- Классификация правомерного поведения
- Понятие, признаки и состав правонарушения
- Виды правонарушений
- Юридическая ответственность
- Понятие, признаки, основания юридической ответственности
- Функции юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
- Виды юридической ответственности
- Законность, правопорядок, общественный порядок
- Понятие и принципы законности
- Содержание законности
- Понятие, признаки, структура правопорядка
- Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
- Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
- Правовое регулирование и его механизм
- Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
- Механизм правового регулирования: понятие и элементы
- Способы, типы и режимы правового регулирования
- Правовые системы современности
- Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
- Англосаксонская правовая семья (общего права)
- Романо-германская правовая семья (континентального права)
- Правовые семьи религиозного и традиционного права
Понятие, признаки и сущность государства
В настоящее время в юридической литературе существует большое многообразие определений государства. В истории правовых и политических учений государство определялось как исторически развивающееся явление, форма общения и общежития граждан, суверен (единое лицо), общность населения под главенством закона, общественный союз , форма организации принуждения и власти , организация властвования, «машина принуждения», организация управления , организация «всех для всех», форма солидарности» и обеспечения общественных интересов и др.
Государство понимается и как «политическая целостность», и как «коллективный гражданин», «публично-правовой союз» и «субъект, обладающий определенными «первичными» правами»» 1 Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 515. . Политическая власть получает выражение в различных формах государственной власти, которая становится единственным официальным представителем общества, обладает суверенитетом и реализуется через деятельность специализированного аппарата управления на основе нормативно определенных функций государственных органов.
При всех существующих подходах понятие государства означает политическую организацию общества, опирающуюся на публичную власть, реализующую общезначимые задачи, сформулированные в законодательстве, на определенной территории .
Характеристика понятия государства раскрывается прежде всего через признаки, показывающие отличие государства от негосударственных институтов.
1. Государство - политическая организация целого общества, объеденного как население (народ) на определенной территории, входящей в юрисдикцию единой власти.
2. Наличие публичной власти , т.е. разделение общества на классы управляющих и управляемых, власть непосредственно не совпадает с населением (подданными, гражданами). Публичную власть составляют представители не всего правящего класса, а только тех, кто непосредственно входит в аппарат государственной власти и управления через систему наследования, назначения или избрания. Сущность публичной власти проявляется как отношение господства и подчинения.
3. Разделение населения по территориальному принципу , так как государство - организация территориальная, государства без и вне территории не существует. Оно и определяется по названиям территориальных единиц, создающих материальную основу (пространство) для действия государственной власти. Территория государства неотделима от его суверенитета. По этому принципу государство отличается от всех иных объединений, которые формируются на основе кровнородственных, этнически-политических, религиозно-культурных и других связей. Государственное устройство предполагает разделение населения по административно-территориальному, национальному или смешанному принципам.
4. Государственный суверенитет , т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере, во взаимоотношениях с другими государствами. Государственная власть обладает верховенством в обществе, т.е. суверенитетом. Внутренняя и внешняя стороны суверенитета являются дополнением друг друга. Власть осуществляет верховную юрисдикцию, формирует госорганы, принимает законы и контролирует их исполнение. В юридической литературе принято подразделять суверенитет на реальный и формальный . Разделяют также суверенитет на государственный и народный .
5. Учреждение налогов - означает установление общеобязательных платежей в бюджеты определенного уровня для содержания самой публичной власти и решения всего комплекса государственных задач, материального обеспечения реализации внутренних и внешних функций государства. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджета, участвуя в перераспределении национального дохода. Существенным признаком налога и сбора является их обязательный характер. Социально-экономическая сущность налогов проявляется в их функциях:
- фискальной;
- регулирующей;
- контрольной;
- стимулирующей и др.
6. Монополия на правотворчество и судебная (арбитражная) роль государственной власти предполагает, что только государство в лице строго очерченных рамками закона органов может творить право, т.е. издавать юридически обязательные веления определенной формы (законы, указы, кодексы, правила, регламенты, основы законодательства, указы, постановления, распоряжения, инструкции и др.) на своей территории, на которую распространяется его суверенитет. Государство выступает в роли судьи, арбитра при разрешении споров.
7. Символы государства включают в себя герб, флаг, гимн, памятные даты, государственные традиции и ритуалы и др.
Сущность государства связана с его типологией. Тип государства в отличие от формы раскрывает содержательные аспекты его деятельности. Сущность государства проявляется в его функциях . Социальная сущность государства выражена прежде всего в реализации социальной функции, социальной защите и социальном обеспечении населения. Сущность государства раскрывает назначение государственной власти, показывает определяющие и содержательные направления ее деятельности. Как организация политической власти государство решает и общесоциальные задачи. Общие признаки родового понятия «государство» проявляются в том, что оно является объединением людей, единственной универсальной организацией, регулятивным политическим институтом, осуществляющим государственную власть, которая обладает верховенством по отношению к другим институтам общества, ему принадлежит государственный суверенитет
В науке существуют различные подходы к определению сущности и содержания государства:
- теологический подход к определению сущности государства связан с пониманием определяющего значения Бога, божественной сущности в построении государства по принципу предопределения: государство является богоустановленной формой; «нет власти не от Бога, а если она плоха, то это следствие его воли». В раннехристианский период данная позиция рельефно отражалась в принципах построения монархической власти, освященной авторитетом церкви. Аналогично в исламе религиозные основы государственности, его сущность отражаются в концепциях религиозного (теократического) государства - имамат или халифат;
- юридический подход к сущности государства означает прежде всего отожествление формы государства с юридическими формами и отношениями, устанавливая взаимозависимость этих форм. Определения государства в этом случае происходят через юридические определения, например государство - это форма нормативного единства его элементов;
- арифметический подход рассматривает государство как единство и взаимозависимость трех основных элементов его физической (первичной) природы: власти, населения и территории. Этот же подход в литературе именуется также классическим;
- социологический подход предполагает выведение сущности государства из солидаристских теорий, согласно которым государство - это «форма для народа», «общего блага», «решения общих дел» и др. Таким образом, государство при данном подходе является формой выражения идеи нации, национального единства, выполняя в таком государстве в основном посреднические, арбитражно-судейские функции;
- кибернетический (информационный) подход связан с определением государства через информативно-коммуникативные связи и отношения. Понятие государства, структура и функции его органов строятся в этом случае аналогично принципам построения информационного общества. Обмен информацией, каналы ее размещения, характер информационного воздействия определяют сущность «транслирования» государственной воли, специфику информационно-нормативного воздействия на правосознание, которое в конечном итоге выступает материальным источником права и ценностно-нормативного регулирования отношений между различными субъектами в государстве.
Введение
Глава 1. Понятие и признаки государства
1 Определение понятия государства
2 Подходы к пониманию государства
3 Основные признаки государства
Глава 2.Различие подходов при анализе сущности государства
1 Понятие сущности государства
2 Подходы к анализу сущности государства
3 Современное понимание сущности государства
Глава 3. Социальное назначение государства и его функции
1 Социальное назначение государства
2 Подходы к определению социального назначения государства
3 Понятие и классификация функций государства
4 Формы и методы реализации функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Роль государства в жизни общества, безусловно, огромна. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, наиболее важные и устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его природу, содержание, цели функционирования, социальное назначение - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение государства, его основных характеристик, а также анализ влияния государства на эффективность управления.
Исходя из поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Задача для Главы 1 - рассмотреть многообразие определений понятия государства, подходы к пониманию государства и его основные признаки.
Задача для Главы 2 - исследовать сущность государства, в том числе основные подходы подходы к анализу сущности и современное понимание данного явления.
Задача для Главы 3 - определить социальное назначение государства, а также рассмотреть многообразие выполняемых им функций.
Таким образом, данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение для эффективного управления государством. Она достаточно полно разработана в работах А.Б. Венгерова, А.С. Пиголкина, Е.И. Темнова, М.Б. Смоленского, В.Д. Перевалова, Т.Н. Радько, Л.В. Жильской, Н.Б. Пастуховой, И.В. Левакина и многих других авторов.
Структура настоящей работы состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и признаки государства
1 Определение понятия государства
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В совокупности они позволяют дать следующее определение государства.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Понятие государства на разных исторических этапах развития трактовалось по-разному. Аристотель считал, что государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Н.М. Коркунов, например, говорит о государстве как об «общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г. Ф. Шершеневич.
Для Л. Гумпловича государство - «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Например, Г. Еллинек считал, что государство - особое общественное образование и особое правовое явление. По его словам, это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает».
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф. Энгельс и К. Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим, В. И. Ленин - как машину подавления одного класса другим.
Многообразие взглядов на государство обусловлено прежде всего тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
1.2 Подходы к пониманию государства
В истории общественной мысли имеются различные подходы к пониманию государства.
Так, анималисткие теории пытались объяснить природу государства путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.п., а органические - уподобляли государство частям человеческого тела (голова - парламент, руки - исполнительная власть и т.д.).
В настоящее время имеется пять основных подходов к пониманию государства:
.Теологический подход трактует государство как богоустановленное явление.
.С точки зрения арифметического (классического) подхода государство - это совокупность трех элементов: власти, территории и населения.
3.Сторонники юридического подхода анализируют государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства.
4.Социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (причем под нацией понимается все население страны).
Персонификация (от лат. persona - лицо и facio - делаю) означает представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека; в данном случае эта персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации. .Наконец, согласно информационно-кибернетическому подходу государство есть структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, по-разному воспринимаемых населением, полученная информация вновь поступает в государственные органы, и цикл повторяется.
Философы придерживались различных точек зрения в отношении понимания государства. Например, Г. Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в понимании Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает признание всех остальных прав: личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, философ доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей собой царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является «действительностью нравственной идеи». Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения. Ценность гегелевских воззрений на государство заключается в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида. К. Маркс исследовал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.
1.3 Основные признаки государства
Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся такие признаки, как публичность власти, наличие согласованной системы налогов и займов, территориальной деление, право, суверенитет (см. Приложение 1). Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориального или сеньорального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения страны. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет собственную территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения извне. Во-вторых, у постоянного населения данной территории (страны), как правило, существует устойчивая связь с государством в виде подданства или гражданства. Оно пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, у которых нет гражданства (подданства), однако их правовое положение регулируется особыми нормами права. В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства. Можно возразить, что государство не защищало рабов от произвола господина. Это в основном верно, хотя не абсолютно. Раб не был субъектом рабовладельческого права, поскольку рассматривался им в качестве «говорящего орудия» - вещи. Однако власть государства на рабов, несомненно, распространялась. При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за определенным слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно производилось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода. В отличие от подобного устройства для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Иначе говоря, государство наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), выделенными из общества, существующими для выполнения этих ставших специфически государственными функций. Публичная власть состоит из отрядов вооруженных людей (армии и полиции), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми и подчинением их чужой воле. Она составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило во внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов. Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг - все это признаки государственной власти. Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, служит суверенитет. Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой - означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета). Вместе с тем, поскольку государство не всегда было централизованным единым царством или республикой, суверенитет, например, феодального государства в средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха была по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Великого Московского княжества с Новгородом и Тверью в XIV-XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV-XVI вв. государство управление социальный
Последним признаком, отличающим государство от до-государственных форм общественной организации, является издание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), служат общеобязательный характер его предписаний, распространение на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством. Глава 2. Различие подходов при анализе сущности государства
1 Понятие сущности государства
Возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий - предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение. Сущность государства как общественного явления представляет собой «многогранный стержень», который состоит из взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. С общефилософских позиций - как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или от политической партии; С позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы государство выражает прежде всего (в частности, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое и т.д.).
2.2 Подходы к анализу сущности государства
В рамках современного государствоведения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства заключается в обеспечении интересов, касающихся безопасности социума в целом и самого государства как элемента социальной системы в частности. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности. Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп). Вместе с тем, наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху. Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы. Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества. Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером - менталитетом и т.д.). Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.
2.3 Современное понимание сущности государства
В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность, отличающуюся наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает единство общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, - защиту безопасности, охрану среды, организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет его политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также регламентирует положение в обществе целых социальных групп (сословий). Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности, а также правом на нормирование жизни всего общества, т.е. правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Прочие взносы и сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги - это живительная влага, питающая государство. Оно постоянно заботится об их поступлении, поэтому налоговая служба - важнейший элемент любого государства, а сами налоги - своего рода индикатор взаимоотношений между государством и обществом. Существенным признаком государства, как уже отмечалось, служит территория. В частности, органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и др. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности. Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами. Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяют три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную роль. Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Например, если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п. Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности). Высшее общественное предназначение государства - гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических; и духовных факторов.
Глава 3. Социальное назначение государства и его функции
1 Социальное назначение государства
С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Это понятие раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Государство - это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом; это организация всего общества; его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Следовательно, главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно: 1.Устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
2.Обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
3.Гарантировать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
4.Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
5.Выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.
В идеале назначение государства - служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек - высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения, поэтому заставить государство служить человеку - задача непростая. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
3.2 Подходы к определению социального назначения государства
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Так, Платон и Аристотель полагали социальным назначением любого государства утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства (Гроций), его назначение - добиваться общего блага. Т. Гобое считал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, а по утверждению Ж. Ж. Руссо - общую свободу. Немецкий философ Фердинанд Лассаль (1825-1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства - узаконивать угнетение бедного класса, для чего создается аппарат принуждения и насилия, а первоосновой всего признаются интересы господствующего класса. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития социума. В обществе, где утвердились такие ценности, как демократия, равенство, справедливость, свобода личности, все свидетельствует за то, что государство будет действовать в интересах всего общества. Однако на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы: например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др. С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий, В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, на государственном уровне принимаются такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами. Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.
3.3 Понятие и классификация функций государства
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. В теории государства и права функция означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства - это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами. Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: 1.Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;
2.В отличие от функций государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;
.Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;
.Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;
.Функции государства нельзя отождествлять с форма В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства. Критерии классификации функций государства: 1.По сфере государственной деятельности - внутренние и внешние;
2.По продолжительности действия - постоянные и временные;
.По степени социальной значимости - основные и неосновные (производные);
.По сферам общественной жизни - политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такому подходу, функции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.: ·политические функции включают в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;
·экономические функции определяют место и роль государства в системе экономического развития, устанавливают пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;
·социальные функции в наиболее общем виде могут рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией РФ 1993 года всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия, государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем, эти функции приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления - независимости в международной сфере. Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Защита государственного суверенитета на международной арене может осуществляться также посредством международного сотрудничества, которое рассматривается как процесс договорных отношений между государствами целях получения определенных позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами. В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства. Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция РФ, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основой ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации. Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяют степень их социальной значимости и важности в общественной жизни. По этому признаку различаются основные и неосновные (производные) функции государства. Основные функции - это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п. От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства, и как функция государственного органа - Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы относятся функции Совета Федерации - органа, одобряющего принятый Государственной Думой закон, Президента РФ, подписывающего закон, и, наконец, государственных средств массовой информации, в изданиях которых данный закон публикуется. Кроме указанных выше критериев, в юридической теории, а отчасти и в практике существуют и другие основания (критерии) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях. Выделяют, также такие критерии, как способ осуществления функций государства (согласно данного критерия принято выделять регулятивные и охранительные функции), территориальный масштаб (в федеральном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации; в унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого государства; в конфедерации - это координирующая функция всего сообщества (союза) государств), принцип разделения властей (предусматривает выделение законодательных, управленческих, судебных и информационных функций) и др.
3.4 Формы и методы реализации функций государства
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Под формами осуществления функций понимается деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства (см. Приложение 3). Формы осуществления функций бывают правовые и неправовые (организационные). Правовые формы. К правовым формам относится правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства. Правотворческой деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. Правоохранительной деятельностью называется государственная деятельность, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с использованием юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д. Неправовые формы. Среди неправовых форм принято выделять организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную (сюда может входить и оперативно-техническая деятельность), организационно-идеологическую (воспитательную) деятельность. Под организационно-регламентирующей деятельностью понимается деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства (кадровая работа, подготовка документов). Организационно-хозяйственная работа раскрывается через хозяйственную и оперативно-техническую деятельность. Это может быть работа, связанная с составлением отчетов, статистикой, контролем. Организационно-идеологическая форма представляет собой воспитательную деятельность, которая включает формирование общественного мнения, обучение, разъяснение существующих норм и правил. В настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере). Методы осуществления функций. Среди методов осуществления функций государства выделяют методы убеждения, принуждения и стимулирования. Убеждение - такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения различают прогнозирование, планирование, инвестирование. Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение - метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Экономические методы принуждения - это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие налоговые ставки). Стимулирование - побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.
Заключение
В результате рассмотрения темы «Понятие, признаки и сущность государства» можно сделать следующие выводы. Во-первых, вопрос о понятии государства возник много столетий назад, однако и сейчас является одним из самых дискутируемых. Существует множество определений данного понятия. Обобщающее понятие «государство» появилось в XVI веке. В научный оборот его ввел Н. Макиавелли. Государство в реальной действительности - это всегда конкретное государство, находящееся на определенной ступени общественного развития. Оно отличается от тех государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Кроме того, каждое конкретное государство имеет много специфических черт, которые отличают его от всех других государств. Однако, всем государствам в истории и современности присущи некоторые общие признаки, которые позволяют отличать государство от рядовой организации общества и от других элементов политической системы общества. В числе этих признаков: территориальная организация населения и политической власти, наличие публичной власти и ее аппарата, наличие права, государственный суверенитет и наличие казны (взимание налогов). Государство, как социальный институт, было и остается в центре внимания ученых. Они пытались раскрыть сущность государства и определить его назначение в обществе. Проблема сущности государства касается определений самой важной, глубинной характеристики государств. Сущность государства - достаточно устойчивая категория. Однако под влиянием различных факторов она может меняться, наполняться новым содержанием. В настоящее время принято выделять 2 основных подхода к пониманию социальной сущности государства: классовый подход, согласно которому государство выражает, прежде всего, интересы экономически господствующего класса и общесоциальный (общечеловеческий), в соответствии с которым государство выражает интересы всего общества и выступает средством достижения социального компромисса. Несмотря на противоположность этих подходов - они не исключают друг друга. Одним из важных направлений в данной теме является изучение государства с точки зрения его функционирования. Функциональный подход к изучению государства позволяет более глубоко познать его сущность и социальное назначение. В настоящее время существует множество критериев классификации функций государства, в том числе: по сфере государственной деятельности выделяют внутренние и внешние функции, по продолжительности действия -постоянные и временные, по степени социальной значимости - основные и неосновные, или производные, по сферам общественной жизни -экономические, политические, культурные и т.п., и другие критерии. Подводя итог всему вышесказанному, автор приходит к выводу о том, что государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить.
Список использованной литературы
1.Российская Федерация. Законы. Конституция РФ.-М.: Изд-во Эксмо,2009.-64 с.-(Российское законодательство).
2.Краткий юридический словарь/ А.В. Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 496 с.
3.Голубцов В.Г. О сочетании публичных и частных начал при определении гражданско-правового статуса государства // Закон и право.-2006, № 4, с.22-26.
4.Грачев Н.И. Суверенитет как феномен верховной власти // Закон и право.- 2007, № 2, с.3-5.
5.Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права.-2006, № 2, с.72-80.
6.Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право.- 2009, № 4, с.80-85.
7.Пастухова Н.Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории.- 2007, № 8, с.92-99.
8.Тонков Е.Е. Трансформация юридических форм осуществления государственных функций в условиях кризисной ситуации // История государства и права.- 2009, Июнь (№ 11), с.34-39.
9.Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник.- 2-е изд.-М.: Проспект, 2009.-752 с.
10.Ромашов Р.А. Теория государства и права. - СПб.: Питер, 2009. -256 с.
11.Теория государства и права: учебник; под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. -624 с.
12.Теория государства и права: учебник; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшее образование, Юрайт-Издат., 2009. -743 с.
13.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Отв. ред. д.ю.н. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2009.-496 с.
14.Теория государства и права.- СПб.: Питер, 2009.-256 с.
15.Теория государства и права: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Е.И. Темнова.- 2-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2009.- 384 с.
Приложение
Формы осуществления функций государства
ми и методами их реализации.
Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.
Признаки государства:
1.Государство – это политико-территориальная организация власти.
2.Государство – это суверенная организация власти
3.Государство – это организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. В отличие от общественной власти догосударственного (первобытного) общества где власть непосредственно исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления, публичная власть связана с наличием и функционированием в государстве обособленного аппарата управления и аппарата принуждения. Обособленность указывает на отделенность аппарата от общества. Аппарат управления состоит из специальных органов и лиц, на профессиональной основе занимающихся управлением общества, т.е. решением общих дел и задач. Он включает в себя органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др. Аппарат принуждения состоит из особых вооруженных отрядов, применяющих меры государственного принудительного воздействия в отношении правонарушителей, а также обеспечивающих безопасность государства и общества, включает в себя армию, милицию, полицию, разведку, контрразведку и др. Аппарат принуждения и аппарат управления сами не производят ни материальных, ни духовных ценностей, а осуществляют управление и принуждение.
4.Государство – это организация власти, издающая законы. С одной стороны, в цивилизованном обществе посредством законов и иных источников права, применяемых компетентными органами, государство придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны. С другой – вся деятельность государства, в т.ч. управленческая и принудительная, должна основываться на праве и законе.
5.Государство – это организация власти, взимающая налоги. Взимание налогов осуществляется специальными государственными органами в строгом соответствии с законом в целях обеспечения содержания аппарата, госучреждений, а также для выполнения различных социальных программ.
6.Государство – это организация власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа. Любое государство всегда выражает чью-то волю и интересы. В этом заключается его сущность, т.е. главное свойство. Данный признак является самым главным, сущностным. От того, каково содержание данного признака, зависит содержание всех иных признаков государтсва.
Сущность государства – это главное свойство, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование
Главное в государстве – это политическая власть: кому она принадлежит, в чьих интересах осуществляется. В любом государстве все политические силы будут бороться за власть, т.к. политическая власть позволяет использовать полномочия в интересах тех, кому она принадлежит. Любое государство всегда выражает в первую очередь волю и интересы тех, кто стоит у власти, кому принадлежит политическая власть в стране.
Подходы к определению сущности государства:
1.Классовый: государство как организация политической власти выражает волю и интересы экономически господствующего класса. Экономическое господство класса обеспечивает ему и политическое господство.
2.Общесоциальный: государство как организация политической власти обеспечивает компромисс интересов различных классов и социальных групп, выражает волю и интересы всего народа.
Отсюда следует двойственная сущность государства, которое выражает волю и интересы, во-первых, тех, кто стоит у власти, во-вторых, всего народа.
Иные подходы:
3.Религиозный: государство содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии
4.Национальный: … титульной национальности
5.Рассовый: … титульной нации (фашистский режим: - интересы высшей расы)
Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти
2) государственный суверенитет;
3) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.
В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.
Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:
1. Государственная власть;
2. Суверенитет;
3. Политический режим государства.
Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе.
2.Функции государства. Краткая характеристика внутренних и внешних функций.
Внутренние функции –характеризуют цели и задачи внутри страны
Политическая
Экономическая
Социальная
Экологическая функция
Налогообложения и финансового контроля
Охрана, защита прав и интересов человека, об-ва, гос.
Внешние функции-раскрывают специфику интересов гос в сообществе, за его пределами территориальных в частности.
Функция обороны
Функции поддержки мирового порядка
Функции сотрудничества по проблемам глобальных
В РБ можно отметить еще функцию демографического хар-ра.
3.Методы и формы осуществления ф-ций гос-ва
Это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Различают следующие формы осуществления функций государства:
Приемы, с помощью которых государство реализует свои функции, называются методами осуществления государственных функций: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.
4.Формы государства. :
Форма правления (организация высших органов гос власти порядок их образования взаимодействия между собой и населением)
Форма гос устройства (представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию гос власти, раскрывающие взаимоотношения между отдельными частями гос центральной власти и местными органами)
Политический гос режим (совокупность методов и средств с помощью которой формируется гос власть)
Различают монархическую и республиканскую формы правления.
Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
5. Государственный аппарат - это система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.
Система состоит из:
президента РБ ;
органа законодательной власти (двухпалатный Парламент -Национальное собрание . Нижняя палата -Палата Представителей , верхняя -Совет Республики );
местных представительных органов (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские );
органов исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации );
органов судебной власти (общие (Верховный суд РБ, областные суды, Минский городской суд, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды) и хозяйственные (Высший хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска) суды, Конституционный суд );
контрольно-надзорных органов (прокуратуры, комитет государственного контроля, налоговые инспекции и др. ).
Механизм государства - это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Электронный конспект лекций по правоведению.
Подготовка к зачетам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей / УГНТУ, каф. ПСиСО; сост. доц., к.ю.н., Ю.С. Шафиков/. – Уфа: УГНТУ, 2010. –108 с.
Электронный конспект предназначен для студентов всех специальностей, а также для преподавателей и сотрудников, занимающихся вопросами правоведения.
В электронном конспекте содержатся ответы на вопросы по курсу правоведения, соответствующие Государственному общеобразовательному стандарту по данной дисциплине.
Составитель: доц., к.ю.н., Шафиков Ю.С.
Рецензенты:
Габдулхакова Р.В., доц.;
Гареев Э.С., проф., канд.филос.наук;
Козлова Ю.Б., доц., канд.социол.наук;
Махов А.А., доц., канд.социол.наук;
Дорожкин Ю.Н., проф., д-р филос.наук;
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2010
- Функции государства
- Формы государственного устройства: понятие, виды
- Монархия как форма государственного правления
- Республика как форма государственного правления
- Политический режим
- Правовое государство: понятие, виды
- Понятие, признаки и сущность права
- Источники права: понятие, виды
- Классификация нормативно-правовых актов
- Понятие, признаки, структура нормы права
- Виды норм права
- Система права и ее структурные элементы
- Основные правовые системы современности
- Правоотношение: понятие, признаки, структура
- Юридические факты: понятие, признаки, виды
- Реализация права: понятие, виды
- Отличие нормативно-правовых актов от акта применения права
- Толкование права: понятие, виды
- Понятие и виды правомерного поведения
- Понятие, признаки и виды правонарушений
- Состав правонарушения
- Понятие и виды юридической ответственности
Общая характеристика основ конституционного строя России
Основные права человека и гражданина в РФ
Конституционные обязанности граждан РФ
Гарантии реализации прав и свобод
Гражданство РФ
Президент РФ
Правительство РФ
Судебная власть РФ
Субъекты и объекты гражданского права
Дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц
Право собственности и иные вещные права
Обязательства в гражданском праве: понятие, основания возникновения и
Прекращения, виды, способы обеспечения исполнения
Наследование по закону и по завещанию
Понятие, предмет и источники трудового права. Понятие и условия трудового
Договора
Основания расторжения трудового договора
Понятие и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Брак (понятие, условия заключения)
Расторжение брака. Недействительность гражданского брака
Преступление. Понятие, категории, виды
Уголовные наказания. Понятие, виды
Виды административных правонарушений
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовные наказания
Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
Основные концепции происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории:
Теологическая
Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
Патриархальная
Представители - Аристотель, Филмер, Михайловский. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
Теория насилия
Представители - Дюринг, Гумплович, Каутский. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
Договорная теория происхождения государства
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII – XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев, который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
5. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий". Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но также нет основания считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные факторы.
Понятие, признаки и сущность государства
Основными признаками государства являются:
§ Легитимность: признание лицом в добровольном порядке обязательности для себя государственных велений.
§ Территориальный характер государства: государственная власть всегда распространяется на определенную территорию.
§ Состав территории государства: участок суши, прилегающие к этому участку земные недра, воздушное пространство до границ с космосом, прилегающие к суши морские территории, территории дипломатических представительств и их транспортных средств и т. д.
Население государства разделяется на группы в зависимости от их принадлежности к административно-выделенному участку территории. Государственная власть также организуется на основе этого признака. Большинство государственных органов имеет территориальные пределы своих полномочий.
Государственный суверенитет - это независимость государства от волеизъявления других государств, а также физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Выделяют внешний и внутренний суверенитет. Внешний - независимость от других государств или их объединений, внутренний - независимость от частной воли граждан или их объединений.
Суверенитет государства предполагает, что:
§ только государство может настаивать на своем волеизъявлении в случае противоречия его с волеизъявлением иных лиц;
§ государство настаивает на обязательности своего веления под угрозой физического принуждения;
§ государство является верховной властью, т. е. его веления обладают прямым действием в пределах государственных границ - государственное веление не может быть отменено, изменено или приостановлено действиями всех иных лиц:
§ только государство издает и обеспечивает выполнение общеобязательных правил поведения (правовых норм), т. е. обязательных для любых лиц на территории государства. Только оно устанавливает права и обязанности организаций, физических и юридических лиц, определяет компетенцию государственных органов и государственных должностных лиц.
Формы проявления суверенитета:
1. суверенитет может реализовываться как одноактное государственное веление (ненормативное);
2. суверенитет может принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли государства.
Политический характер государства - это действие государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство должно действовать в порядке консенсуса.
Формальная сторона политического характера государства складывается из следующего:
§ всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;
§ института политических выборов - замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;
§ правомерного характера управления - действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;
§ конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума - волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.
Таким образом, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.
Функции государства
Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т. е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполитических или внешнеполитических - они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства - это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования.
К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т. д.
Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.
Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т. д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.
Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т. е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме политической системы общества.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:
§ Охранительная.
§ Экономическая.
§ Социальная.
§ Культурно-воспитательная.
§ Природоохранительная.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:
§ Защита государства от вооруженных нападений других государств.
§ Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.
§ Борьба с международной преступностью.
§ Участие в международной охране окружающей среды.