Принцип разделения властей. Характеристика ветвей власти
Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.
Понятие принципа кратко
Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.
История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.
В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).
Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.
Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь .
Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Преимущества
В чем преимущество такого устройства?
Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.
Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.
Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.
Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.
К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).
Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).
Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.
С уважением, Андрей Пучков
Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они подотчетны одному субъекту.
Ш. Монтескье, представитель французского Просвещения, впервые выделил судебную власть как обособленную от всех остальных ветвей. Он выдвинул идею независимых властей, сдерживающих и контролирующих друг друга. Также Монтескье пытался разобрать механизм их взаимодействия.
Впервые юридическое закрепление данного принципа было осуществлено в Конституции Соединенных Штатов Америки, а также в конституционных актах Великой французской революции.
В Конституции России 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя страны выступает принцип разделения властей. Статья 10 Конституции РФ гласит: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение государственной власти на три ее ветви необходимо:
для исключения абсолютизации, концентрации власти в одних руках, что неизбежно приводит к злоупотреблениям властью со стороны государственного органа или лица, к установлению диктатуры для четкого разграничения функций между ветвями государственной власти, позволяющего эффективно выполнять поставленные задачи перед каждой из ветвей власти;
с целью взаимного контроля, для осуществления которого создается система сдержек и противовесов.
Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти на составляющие, но не означает многовластия. Власть едина, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ее ветвями.
Выделяют следующие основные формы власти:
законодательная;
исполнительная;
судебная.
16. Основные ветви власти
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.
Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:
Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;
законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.
Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.
Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.
Судебная система РФ состоит из трех ветвей:
Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;
суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;
арбитражные суды.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают.
Конгресс в правовой системе США
Также несомненно большую роль в современной правовой системе играет конгресс США - высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат - палаты представителей и сената.
Общая характеристика принципа разделения властей
В основу формирования правовой системы положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному и нижестоящим федеральным судам.
По конституции, все три ветви власти формируются различным образом. Конгресс избирается непосредственно населением, президент - коллегией выборщиков, Верховный суд - совместно президентом и сенатом. Различны сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы - на шесть, президент - на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и форм взаимоотношений трех ветвей власти.
Собственно, в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции. Конгресс утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из “присущих” президенту полномочий, либо делегируется самим конгрессом.
По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде прецедентов - судебных решений, в которых дано толкование конституционных и законодательных норм и которым суды должны следовать при разрешении сходных дел.
Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы, обязывающие административные органы выполнить либо воздержаться от выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая резолюции или частные билли (см. ниже), осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц.
Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием общества.
Функционирование системы разделения властей дополняется и во многом определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать действия какой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее эффективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции США, а средством практической реализации - право отказа в применении тех законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили Конституции США, так, как она представлялась суду.
Организационные формы работы конгресса
Сессионная форма работы конгресса, Первая сессия конгресса начинается 3 января следующего после выборов года. В дальнейшем ход сессии определяется самим конгрессом, но с той существенной оговоркой, что во время ее проведения ни одна из палат не может без согласия другой отложить свои заседания более чем на трехдневный срок либо проводить их в ином месте, чем то, где заседают обе палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При чрезвычайном положении право созыва обеих палат или одной из них принадлежит президенту США (Конст., ст. II, разд. 3).
Прерывается сессия принятием решения о переносе заседаний на определенный срок либо на неопределенное время. Последнее решение фактически означает окончание сессии, является объявлением парламентских каникул.
Заседания палат проводятся открыто, но допускается проведение закрытых заседаний. Так, например, в сенате заседания проводятся “за закрытыми дверями” по решению большинства палаты, если предложение об этом внесено сенатором и поддержано по крайней мере еще одним членом палаты. Заседания палат считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты могут принудительно обеспечить явку отсутствующих членов, отдав соответствующие распоряжения приставам палат.
В залах палат оборудованы специальные галереи - отдельно для публики и для представителей прессы. Прямая трансляция из залов палат осуществляется по каналам кабельного телевидения Си-Спэн и Си-Спэн-2. Общий объем вещания около 2 тыс. часов в год.
Сессия палат складывается из законодательных дней со строго установленным порядком их проведения. Согласно Постоянным правилам сената, каждодневный порядок работы палаты состоит из следующих стадий. Заседание открывает молитва капеллана сената. Вслед за этим председательствующий занимает свое место и при условии наличия кворума приступает к чтению и исправлению неточностей в записях журнала за прошедший законодательный день. По завершении указанной процедуры сенат приступает к следующей стадии - “утренним вопросам”, которые включают рассмотрение посланий президента, докладов и сообщений глав департаментов (министерств) и иных сообщений сенату, а также тех законопроектов, резолюций и иных материалов, которые остались нерассмотренными “на столе председателя” с предыдущего дня. Завершает стадию “утренних вопросов” внесение следующих документов: петиций и прошений, докладов постоянных комитетов, законопроектов, совместных резолюций и иных резолюций сената. Право представить их сенату в указанной выше очередности принадлежит только сенаторам. Вслед за этим, после полудня, сенат переходит к последней стадии - рассмотрению повестки дня по “Календарю законопроектов и резолюций” или по “Календарю вопросов, представленных в сенат на утверждение исполнительной властью”. Распорядок дня палаты представителей имеет в целом малозначительные отличия. Так, например, палатой установлены особые дни заседаний для обсуждения частных биллей и законопроектов по вопросам о Федеральном округе Колумбия. Палата представителей имеет четыре календаря. “Союзный календарь” включает публичные билли, прямо или косвенно связанные с ассигнованиями. Они обладают привилегией быть поставленными на обсуждение практически в любое время заседаний палаты. “Календарь палаты” содержит публичные билли, не связанные с ассигнованиями. В “Частный календарь” заносятся частные билли. “Календарь согласия” включает малозначительные и не вызывающие каких-либо возражений законопроекты. Обсуждение их проходит по упрощенной процедуре.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет права
Специальность/направление подготовки: юриспруденция
Профиль: государственно-правовой
Кафедра административно-правовых дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: « »
на тему: « Принцип разделение властей: теория и реальность»
Группы Юб-115
Очной формы обучения
Абрамова Юлия Михайловна
Проверил : к.ю.н.
Кабанова Оксана Викторовна
Владимир, 2016 г.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 6
1.1. История возникновения и развития теории разделения властей. 6
1.2.Сущность теории разделения властей. 9
ГЛАВА 2.ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ.. 17
2.2. Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ.. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что разделение властей, являясь одним из основополагающих принципов демократического государства, в последние годы прочно вошло в российскую политическую действительность. Этот принцип стал одним из оснований функционирования российского конституционализма и складывания новой политической системы. Актуальность выбранной темы определяется большой ролью разделения властей в государственной, политико-правовой жизни Российской Федерации. Разделение властей проистекает из самой природы гражданского общества и правового государства и является их важнейшим функциональным проявлением.
В любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них, но с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти. В мире нет единого представления об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории. Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти, а также места и роли судебных органов в этой системе.
Степень разработанности темы работы. Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, А. М. Барнашова, Г. В. Барабашева, С.В. Васильева, С. Э. Жилинского, Д. Л. Златопольского, Н. Г. Кобеца, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, Г. В. Мальцева, В. С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, С. В. Соловьевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Н. В. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Т. М. Шамбы, Л. М. Энтина и др.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей, а также связанные с этим проблемы.
Предметом работы является принцип разделения власти, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание, конституционно-правовое оформление в современном российском праве.
Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотребления властью.
Принцип разделения властей может реализовываться по - разному в государствах с различными формами правления. Наиболее полно и последовательно этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определяющее место в системе государственной власти, а правительство полностью подотчетно парламенту, и в унитарных государствах (как простых государствах).
Данная работа представляет принцип разделения властей как неотъемлемый элемент демократического правового государства.
Целью данной работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
¾ рассмотреть сущность трактовки понятия «власть»;
¾ изучить историю возникновения и развития теории разделения властей;
¾ рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление; выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.
¾ исследовать принципы, методы, функции каждой из ветвей власти.
Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, поделенных на параграфы, заключение, содержащее выводы по работе, список использованных нормативных правовых актов и учебной литературы.
При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как "Конституционное право" С.А.Авакьяна С.В. Васильевой.; под редакцией И.Н.Зубова, А.С.Прудникова, Е.Н.Хазанова и др.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Характеристики принципа разделения властей:
1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:
во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;
в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.
Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;
2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;
3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:
Право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;
Право Президента РФ распускать Государственную Думу;
Право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;
4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) суды Российской Федерации.
В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.
Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».
И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.
Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»
Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.
Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - ароитр в спорах о праве.
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.