Правовые системы современности. Правовая система российской федерации
В любой современной стране существуют санкционированные государственные рамки поведения. В пределах их осуществляется весь процесс жизнедеятельности государства. Этот универсальный регулятор отношений внутри общества называется известным всем словом – право. Данный термин был известен еще в далёкие времена. В процессе эволюции общества право приобрело несколько значений: субъективное и объективное. Субъективная трактовка термина права означает определённую норму поведения, меру дозволенного. Если говорить о праве с объективной точки зрения, то нужно представить себе огромный механизм, благодаря которому осуществляется регулирование деятельности людей и государства в целом.
Интересной особенностью права является тот факт, что оно перенимает моральные устои того общества, в котором развивается. Проще говоря, национальные особенности прямо влияют на этот сложный регуляторный механизм. Однако право нельзя рассматривать как единичный элемент, потому что оно входит в большую структуру, которая называется правовой системой.
Понятие правовой системы
Самое понятие «правовая система» вызывает множество споров в научном мире, о чём пойдёт речь далее. Главная проблема состоит в том, что учёные к понятию правовой системы относят различные элементы.
Таким образом, нельзя выделить основу этой структуры. Тем не менее существует стандартное понятие правовой системы. Его можно встретить во многих современных учебниках и научных работах учёных.
В классическом варианте правовая система – это совокупность нескольких социально-правовых механизмов государства. Другими словами, совокупная связь между правореализацией, национальным правом и законодательством, а также правовой культурой. В данном случае рассматриваемое понятие основано на национальной системе права, которая регулирует общественные отношения путём его реализации. А субъективное осознание правового климата проявляется на уровне соответствующей культуры населения государства.
Проблема понимания термина
Помимо классической теории правовой системы, существуют определённые взгляды, основанные на убеждениях различных учёных. Выделяют всего три основных подхода к расшифровке правовой системы:
- Понятие и структура правовой системы основывается исключительно на позитивном праве – нормативных актах государства. Никаких других элементов больше не существует.
- Приверженцы второго подхода утверждают, что такая система включает в себя не только позитивное право, но ещё и некоторые элементы юридической действительности, например судебную практику или идеологию права.
- Некоторые учёные утверждают, что правовая система – это совокупность всех явлений юридической практики во всех её формах проявления.
Даже с учётом различия взглядов учёные пришли к согласию в вопросе о том, что правовая система имеет круг признаков, по которым её можно отделить от других механизмов.
Признаки правовой системы
Выделяют следующие признаки правовой системы:
- По своей природе любая правовая система неоднородна. Что не позволяет выделить две идентичных структуры на сегодняшний день.
- Различие таких систем проявляется в функциональной направленности и степени авторитета права в государстве.
- Правовая система призвана удовлетворять основные общественные потребности или регулировать их надлежащим образом.
- Она координирует юридическую деятельность внутри государства.
- Юридические явления реализуются путём тесной взаимосвязи с правовой системой и на её основе.
- Правовая система – это единая, функциональная и структурированная совокупность элементов.
Таким образом, понятие правовой системы включает в себя не только название её основных элементов, но ещё и основные признаки, которые характеризуют эту сложную структуру.
Элементы правовой системы
Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:
Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.
Понятие правовой семьи
Во многих учебных пособиях принято выделять понятие и виды правовой системы. Что является в корне неправильным. Все правовые системы имеют одинаковую структуру, но не имеют видов. Конечно, национальные особенности могут проявляться. Но их принято выделять лишь при теоретическом осмыслении той или иной правовой семьи. Очень часто два термина ("правовая семья" и "правовая система") объединяют как тождественные. Но это попросту некорректно, исходя из самого определения.
Правовая семья – это совокупность нескольких правовых систем, которые сформированы под давлением культурных особенностей, государственного строя, исторического развития. Учение о правовых семьях позволяет выяснить сходства и различия, осуществить типологическое разделение. А также более тонко определить понятие правовой системы. Семьи также можно классифицировать, основываясь на определённых признаках.
Классификация правовых семей
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные типы правовых семей. Проблема лежала в поиске тех сходств и различий, благодаря которым можно объединить или же, наоборот, различить несколько таковых. Наиболее корректная классификация была предложена Рене Давидом. Она основывается на деологическом факторе и юридической технике. Согласно данной классификации выделяют следующие типы правовых семей:
- Романо-германская.
- Англосаксонская.
- Религиозная правовая семья.
- Социалистическая.
- Семья обычного права.
Данная классификация позволяет определить теоретические моменты, а также выделить понятие правовой системы общества.
Правовая система общества
Ранее было указано, что в самом понятии права заключён мощнейший регулятор общественных отношений.
Поэтому правовая система общества подразумевает под собой совокупность тех элементов данной сферы, которые максимально взаимодействуют с обществом, людьми. По сути, это позитивное право: нормативно-правовые акты государства, юридическая практика, правовая идеология и т.п. В той или иной правовой семье взаимодействие общества и права происходит по-разному. В таких семьях англосаксонского вида ключевая роль отводится судебной власти и административной, в религиозной семье основой всего является правовая идеология.
Таким образом, правовая система общества развивается под давлением правовой системы в целом, а основой является субъективное понимание права социумом.
Правовая система и её роль в государстве
Понятие и элементы правовой системы являются неизменными практически во всех государствах. Но в каждой стране эти элементы функционируют по-разному. Отсюда следует, что в каждом государстве есть своя определённая модель функционирования упомянутой системы. Само по себе правовое государство осуществляет свою деятельность на основе юридических норм. Таким образом, правовые семьи, по сути, показывают развитость в данной сфере определённого ряда государств. А также деятельность общества внутри них, основанную на принципах права.
Вывод
Итак, в статье мы представили понятие и признаки правовой системы. А также попытались показать системность этого сложного феномена. В заключение нужно добавить, что проблематика правовой системы актуальна на сегодняшний день, а масса вопросов по ней все ещё не раскрыты.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного Г. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: собственно П как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика.
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи…
Виды (семьи) правовых систем Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правовой стиль) предложил следующую классификацию: 1) Романский правовой круг. 2) Германский правовой круг. 3) Скандинавский правовой круг. 4)Англо-американский правовой круг. 5) Социалистический правовой круг. 6) Исламский правовой круг. 7) Индусское право.А.Х.Сайдов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы: 1. Романо-германская. 2. Скандинавская. 3. Латиноамериканская. 4. Правовая семья общего права. 5. Мусульманская. 6. Индусская. 7. Семья обычного права. 8. Дальневосточная семья. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. 2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Правовая система – действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1)право – ядро правовой системы; 2)юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3)господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, к-рые используются в рамках правовой системы); + 4)действующие в рамках системы источники правовых норм; 5)юрисдикционные органы. Система права – более узкое понятие, чем правовая система. Значение: показать как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Если же исходить из синтетических подходов к пониманию системы права и правовой системы, то под ними можно представить одинаковые понятия. Разница будет заключаться только в смысловой нагрузке, к-рая ложится на категорию система права и правовая система (система права поясняет, что такое система права как система и какие связи м/у ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях конкретной народной к-ры
Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.
Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).
Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.
В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.
Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.
Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:
- – романо-германская правовая семья;
- – англо-саксонская правовая семья;
- – религиозная (восточная) правовая семья;
- – славянская (социалистическая) правовая семья;
- – другие правовые семьи.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.
Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.
К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.
В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.
В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.
Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.
Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.
Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.
Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.
В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.
Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.
Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?
По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.
Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.
Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.
Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.
Правовая система
Эта статья требует оформления и доводки.
В этой статье необходимо:
Если вы желаете оформить данную статью, пожалуйста, отредактируйте данный шаблон в тексте статьи, дописав в него |Своё имя Если вы считаете, что материала в статье недостаточно или он не завершён, проставьте, пожалуйста, шаблон {{rq}} с соответствующими параметрами и поясните на странице обсуждения, чего именно недостаёт в статье. Не забудьте убрать данный шаблон со страницы по завершении работ над её оформлением. |
Правовая система - это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей) .
Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что «им может служить понятие правовой системы» . Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки „правовой системы“ в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что «Под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется „юридической надстройкой“, возвышающейся над „юридическим базисом“» .
В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю.А Тихомировым, «Ещё одна грань в правопонимании - попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“» . Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось: «Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент)» . Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы «до сих пор остаётся слабо разработанной» .
Существует множество определений понятия «правовой системы» , которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три .
Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов» , другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе» . Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю.А Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал свой мнение около двадцати лет назад» . К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью» .
В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения, по мнению В. В. Гаврилова, является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система - «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой» .
Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах» .
Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.
В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей» . Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве» .
В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права» .
В настоящее время многими исследователями отмечается, что наиболее емкими и точным является определение С. В. Швакина, согласно которому правовая система понимается как «информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей)» .
Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
- отрасли;
- суботрасли (подотрасли);
- правовые институты;
- нормы права.
Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института , то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты . Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Самым крупным элементом в системе права является отрасль права . Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.
Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
- порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- средствами их обеспечения (санкциями);
- степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.
В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права . Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Система права включает в себя отрасли публичного и частного права . Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.
Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право .
К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.
В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.
Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.
Правовая культура
Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С. С. Алексеев). Проф. В. В. Лазарев отмечает, что можно выделить четыре разновидности проявлений правовой культуры:
- правовые идеи,
- правовые нормы и институты,
- правовые поступки,
- правовые учреждения.
Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются:
- уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
- уровень законности;
- уровень совершенства законодательства;
- уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то
есть состояние правосудия в обществе.
Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
Реализация права
Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.
Формами реализации права являются:
1. Использование.
Осуществление использование права - активная реализация субъектами, гражданами, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.
2. Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм.
3. Соблюдение - реализация защищающих норм, не совершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.
4. Применение.
Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.
Классификация правовых систем
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями .
Основная статья: Правовая система
Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства ученых [кто? ] , являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права и структура правовых семей. С учетом этих критериев выделяют [кто? ] : страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонскую правовую семью (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); религиозно-правовые семьи (ислам, иудаизм); социалистическую семью (Китай, Вьетнам) и семью обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).
Карта правовых систем мира
Наиболее распространенными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Г. Котцем. В соответствии с классификацией Рене Давида (в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника) выделяют романо-германскую; англо-саксонскую; религиозную (восточную); социалистическую, а также ряд других правовых семей. Подход К. Цвайгерта и Г. Котца основывается на понятии правового стиля, которое учитывает пять факторов - происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа правовых институтов и способы их толкования; идеологический фактор. По ней различаются романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая и индуистская семьи, а также право ислама.
Романо-германская правовая система
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»
Основная статья: Англо-саксонская правовая система
К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия .
В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .
Религиозная правовая система
Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).
См. также
Примечания
Теория государства и права | |
---|---|
Теория государства | |
Теория права | |
Межотраслевые институты | |
Правовые семьи |
Право | ||
---|---|---|
Доктрина права | Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права | |
Основные отрасли права | Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право | |
Комплексные отрасли права | Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право | |
Учёные давно доказали тот факт, что человек является прежде всего социальным существом. Это означает - все люди могут существовать исключительно в среде, где присутствуют им подобные. В данном случае большую роль играет общение и психологический контакт. Представленная особенность существует из-за одного ключевого фактора, которым люди обладают в силу своего физиологического отличия. Этим фактором является сознание. Благодаря ему каждый из нас может думать и принимать решения, решать сложные задачи и т. п. Но постоянный социальный диалог в человеческой среде вызывает потребность в регулировании возникающих общественных отношений.
На протяжении многих столетий люди пытались найти максимально эффективный способ их регулирования. В процессе этих поисков было найдено множество решений, начиная от насилия и заканчивая народными собраниями. Проблема заключалась в том, что все подобные решения не были достаточно эффективными. Однако ответ все же был найден. На сегодняшний день нет лучшего отношений, чем право. Развитость этого социального явления настолько велика, что право стало основой целых структур, одной из которых является правовая система. В бытует множество мнений и теоретических наработок по этой теме. В статье мы попытаемся проанализировать, а также предоставить понятие правовых систем, дать характеристику их структурам.
Что такое правовая система?
Нужно заметить, что понятие правовых систем варьируется в зависимости от научного подхода и принципов конкретной юридической школы. Вдобавок к этому большое значение имеют правовые особенности конкретного государства. Но в данной статье мы будем основываться на информации отечественной школы теории государства и права. На сегодняшний день общее понятие правовой системы гласит, что это структура, присущая каждому конкретному государству и состоящая из трёх элементов: системы права, права реализации, правовой культуры. Представленное понятие является наиболее «классическим», если можно так утверждать. В иных государствах понимание этой структуры может видоизменяться из-за правовых особенностей самой страны. В данной статье мы для примера охарактеризуем структуру и понятие российской правовой системы.
Путаница терминов
Очень часто понятия "правовая система" и "система права" путают. В этом случае нужно быть предельно внимательным. Невзирая на то, что термины идентичны, с логической точки зрения их смысл в юридической области знаний абсолютно противоположный. Чтобы дифференцировать их, нужно понимать: является лишь одним из элементов правовой системы. Путаница также возникает, когда анализируется понятие правовой системы и правовой семьи. Об особенностях данных структур будет рассказано далее в статье. Но следует оговориться, что правовые семьи - это структуры, элементами которых являются национальные правовые системы тех или иных государств. Таким образом, для преодоления непонимания того или иного термина нужно знать, какой смысл он несёт в науке.
Понятие правовой системы общества - три подхода теоретического осмысления
Правовая система, понятие, характеристика которой будут представлены в этой статье далее, совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно:
1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.
2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.
3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства. Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе.
Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.
Элементы
Понятие и систем полностью зависят от их структурных элементов. Существует множество научных подходов к пониманию структуры той или иной юридической структуры. Однако, как правило, выделяют три основных элемента, которые присутствуют абсолютно во всех системах. К ним относятся: система права, правовая культура и реализация права. Каждый из представленных элементов несёт собственный эффект на общественные отношения, другими словами, они по-своему регулируют все социальные процессы. Помимо этого, следует отметить, что все элементы, в свою очередь, также являются структурированными.
Понятие системы права
Ранее мы указали, что правовая система общества, понятие и структура которой представляется в этой статье, сильно зависит и даже в некоторых случаях путается с понятием «система права». Следует помнить, что последняя - это один из структурных элементов национальной юридической системы. Помимо этого, данный элемент отображает внутреннее строение права вообще. Другими словами, система права - это юридическая иерархия существующих норм. Но не следует путать эту иерархию с системой нормативных актов. Потому что НПА - это позитивное право, а для системы права имеют значение все нормы и обычаи, санкционированные государственной властью. Таким образом, правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, характеризуется внутренним строением элементов правореализации, а именно - системой права.
Структура системы права
Следует отметить, что система права является структурой из взаимодополняющих друг друга элементов. То есть её анализ идёт «сверху», от наиболее значимых или же больших структур, до самых маленьких элементов. Анализ системы легко проводить потому, что практически в любом государстве она одинакова. Таким образом, выделяют следующие элементы: отрасль права, институт и норма права.
1. Если брать во внимание систему права Российской Федерации, то тут отрасли права представляют собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединены общим предметом регулирования. Иными словами, отраслями регулируются однородные общественные отношения. Примером отрасли права являются гражданское, уголовное, жилищное, семейное право и т. п.
2. Институты права - это составляющие элементы отраслей. Но они, в свою очередь, состоят из похожих правовых норм. Потребность в институтах возникает в тех случаях, когда какое-либо общественное явление регулируется большим количеством норм. Отличным примером института можно назвать брачный договор в семейном праве.
3. Норма права является самым «маленьким» элементом системы права. Однако данный факт не умаляет его значение. В нормах права прописан сам предмет правового регулирования.
Правовая культура общества
Понятие правовых систем, а точнее, структура этой категории, включает в себя такой элемент, как правовая культура общества. Следует отметить, что это одна из главных структурных составляющих любой страны и, в частности, Российской Федерации. Правовая культура прежде всего свидетельствует о развитости населения и его отношения к праву в целом. Это проявляется в степени правопорядка и законности. Ведь правовая культура проявляется в конкретных поведенческих признаках. В вере людей в эффективность юридических норм. Таким образом, правовая культура общества - это определённого рода система ценностей, идей правового характера, навыков, традиций и поведенческих стереотипов, которые являются приемлемыми в отдельных социальных группах. Как правило, перечисленные факторы используются в указанных группах для внутреннего регулирования отношений между её членами.
Проявление правовой культуры общества
Чтобы общественные отношения подчинялись тенденциям определённых были выработаны конкретные виды их непосредственного проявления. Ведь правовая культура, по сути, ничего не значит, если не несет реальный эффект. Выделяют четыре основных вида её проявления, а именно:
Правовые институты, нормы;
Правовые идеи;
Правовые учреждения;
Правовые проступки.
Следует отметить тот факт, что общественная правовая культура также зависит от развитости правовой инфраструктуры государства, эффективной юридической деятельности и законодательства, которое прежде всего должно отвечать конституционным нормам.
Реализация права
Правовая система общества, понятие и структура которой представлены в статье, содержит в своём составе такой важный элемент, как правореализация. По сути, эта часть системы отвечает за фактическую реализацию конституции, законов и иных нормативных актов в Российской Федерации. В теоретическом смысле реализация права - это фактическое возложение норм правовых актов государства на его граждан, для исполнения положений этих актов в реальной жизни. С целью повышения эффективности действия правовых норм той или иной отрасли в теории права разработаны специальные формы правореализации.
Формы реализации национального права
В классическом варианте учёные выделяют три основные формы реализации права, а именно:
1. Использование, то есть реализация субъектами права своих возможностей. Иными словами, использование личных правомочий.
2. Исполнение - это деятельность по реализации обязывающих норм, когда субъект права действуют по строгим предписаниям закона.
3. Соблюдение является пассивной категорией. Оно проявляется в сохранении действующего в государстве и воздержании от совершения правонарушений.
Таким образом, посредством представленных норм граждане России могут своими активными или же пассивными действиями поддерживать правовую систему государства.
Правовые семьи
Следует отметить тот факт, что правовая система, понятие и структура которой представлены в статье, является уникальной. Поэтому в мире не существует абсолютно идентичных структур подобного типа. Тем не менее, если сравнить эти категории, то можно увидеть некоторые неизменные особенности. Таким образом, учёные выяснили, что в нескольких правовых системах можно найти общие закономерности. Дабы как-то охарактеризовать ряд однотипных систем, были придуманы такие категории, как правовые семьи. Таким образом, правовая семья - это ключевое понятие сравнительного правоведения, которое представляет собой совокупность похожих национальных правовых систем, на определённой территории. Как правило, в единую семью входят системы, которые объединяют общие источники, история формирования, структура, функции и т. п. На сегодняшний день выделяют следующие виды правовых семей, а именно:
Англосаксонская;
Романо-германская;
Религиозная правовая семья;
Семья традиционного права.
Заключение
Итак, в статье мы раскрыли понятие системы правового регулирования в Российской Федерации. На сегодняшний день данная проблематика является одной из ключевых в теории государства и права. Потому что наработки в этом направлении помогут повысить эффективность права как основного регулятора правоотношений в нашем государстве.