Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика. Субъекты мчп: понятие общая характеристика, виды Является ли мвф субъектов мчп
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании.
Введение
1. Виды субъектов международного частного права.
2.Государство как субъект международного частного права.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Заключение
Список литературы
Работа содержит 1 файл
Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса
Тема: Субъекты МЧП
По дисциплине: Международное право
Работу выполнила:
студентка 5 курса, ФММ
Краснова И.Н.
Работу проверила:
Кондратьева Е.М.
Нижний Новгород
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Заключение
Список литературы
Введение.
Возрождение в России
частного права открывает новые страницы
в истории одной из его наиболее жизнестойких
ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло
и сложилось в силу объективного существования
в мире около двухсот правовых систем,
каждая из которых устанавливает "свои"
нормы для регулирования одних и тех же
общественных отношений. В тех случаях,
когда помимо национальных субъектов
права - физических и юридических лиц одного
государства - в правовых отношениях участвует
"иностранный элемент", появляется
необходимость в дополнительном правовом
регулировании. Игнорирование иностранной
правовой системы и подчинение отношений
только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным
жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.
В каждом государстве, важнейшим регулятором
общественных отношений является право,
а право - это система юридических норм,
которая фиксирует определенные отношения;
охраняет общеобязательные правила поведения,
а также закрепляет права и обязанности
лиц.
Международное частное право призвано
регулировать взаимоотношения между субъектами
МЧП. Особенность положения субъектов
МЧП состоит в том, что они выступают не
только носителями прав и обязанностей,
но и играют главную роль в создании и
реализации международно-правовых норм.
В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое
положение субъектов МЧП, которыми, прежде
всего, являются физические и юридические
лица, а иногда - государства, их основные
особенности. На основе изученного материала,
постараюсь определить, какое место занимают
субъекты в международном частном праве.
- Виды субъектов международного частного права.
Субъекты международного
частного права (МЧП) - это участники
гражданских правоотношений, осложненных
"иностранным элементом"1.
Под иностранным элементом понимаются
имущественные отношения, где субъектом
выступает сторона, имеющая иностранное
подданство; субъекты принадлежат одному
государству, а объект находится за границей;
возникновение, изменение или прекращение
отношений, связанных с юридическим фактом,
имеющим место за границей.
К числу субъектов международного частного
права относятся:
1) физические лица (граждане; лица без
гражданства - апатриды; иностранные граждане;
лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
2) юридические лица (государственные организации,
частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские
и иные организации);
3) государства;
4) нации и народы, борющиеся за свободу
и независимость, и создание собственной
государственности в лице своих руководящих
органов (к их числу относится, например,
Организация Освобождения Палестины);
5) международные межправительственные
организации;
6) государственно-подобные образования,
являющиеся субъектами международного
публичного права (к ним относятся вольные
города и Ватикан - резиденция
главы римско-католической церкви)2.
Физические и юридические лица, как субъекты
международного частного права являются
участниками правоотношений по МЧП независимо
от того, кто является другой стороной
в правоотношении: МЧП будет регулировать
отношения как между двумя физическими
или между двумя юридическими лицами,
так и между физическим или юридическим
лицом, с одной стороны, и государством
или другим субъектом международного
публичного права - с другой.
Государства; нации и народы, борющиеся
за независимость и создание собственной
государственности; международные межправительственные
организации; государственно-подобные
образования, как субъекты МЧП только
тогда будут входить в состав правоотношения,
регулируемого нормами МЧП, когда будет
выполнено следующее условие: контрагентом
по сделке (или другой стороной в правоотношении)
будет физическое, либо юридическое лицо.
Правоотношения, в которых участниками
являются два государства, или две межправительственные
организации, или государство и межправительственная
организация, не будут регулироваться
нормами МЧП. Они будут находиться в сфере
действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении
с одной стороны участвует субъект международного
публичного права, то другой стороной
для того, чтобы правоотношение регулировалось
нормами МЧП, может быть только физическое
либо юридическое лицо.
В моей работе
будут рассмотрены основные субъекты
МЧП, которые имеют свое правовое положение,
их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные
юридические категории. Для физических
лиц такими категориями будут дееспособность
и правоспособность; для юридических -
личный статус и "национальность";
при характеристике субъектов международного
публичного права категориями, раскрывающими
особенности их участия в гражданско-правовых
отношениях международного характера,
являются государственный суверенитет,
суверенитет народов и наций.
2.Государство как субъект международного частного права.
В отличие от физических и юридических
лиц ("полноправных" субъектов МЧП),
государство, как уже было отмечено, будет
субъектом МЧП только при участии с другой
стороны в сделке физического или юридического
лица. Это не значит, что государство с
государством не может заключить договор
купли-продажи или любые другие договоры.
Важно понимать, что межгосударственное
общение определяется нормами международного
публичного права. В случае возникновения
спора, он будет решаться, например, в соответствии
со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде
ООН, который рассматривает межгосударственные
споры. Применимым будет международное
публичное право, при этом сам вопрос о
выборе "компетентной" национальной
правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых
МЧП, имеет свою специфику. Это связано
с особой природой и сущностью государства
- обладанием государственным суверенитетом
как признаком, характеризующим государство.
Государственный суверенитет означает
верховенство государства в решении всех
внутренних и внешних вопросов в пределах
своей территории и компетенции, независимость
одного государства от другого в решениях,
действиях, ответственности, правовом
регулировании. Независимость лежит в
основе принципа суверенного равенства
государств, который закреплен в Уставе
ООН и ряде других международных соглашений
как один из основных общепризнанных принципов
международного права.
В
силу суверенного равенства каждое государство
пользуется международным иммунитетом
- изъятием из-под действия национальной
правовой системы. Различают несколько
видов иммунитета государств6:
* судебный иммунитет (неподсудность одного
государства судам другого государства);
* иммунитет от предварительного обеспечения
иска (невозможность наложения ареста
на государственную собственность или
запрещения совершать определенные действия
государственным органам иностранного
государства в порядке обеспечения исковых
требований);
* иммунитет от исполнения судебных решений
(невозможность принудительного исполнения
решения, вынесенного в отношении иностранного
государства или государственных органов);
* иммунитет государственной собственности
(означает неприкосновенность государственного
имущества: в отношении государственного
имущества в мирное время не могут быть
применены какие-либо меры по изъятию,
национализации со стороны другого государства).
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают
общей чертой: необходимостью получить
согласие государства для осуществления
определенных действий со стороны другого
государства. Без согласия государства
весьма затруднительно привлечь его в
качестве ответчика к участию в судебном
разбирательстве, или наложить арест на
имущество, или принудительно исполнить
решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие
вопросы иммунитета государств, ещё не
нашли своего закрепления в международной
конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
уже был подготовлен и принят Комиссией
международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты
государств применяются пока на основе
международных обычаев.
Для
преодоления иммунитетного "барьера"
физические и юридические лица, вступающие
в отношения с государством, должны предусматривать
в соответствующих международных контрактах,
заключаемых с иностранными государствами,
специальные положения, в которых государство
- участник сделки принимает на себя обязательство
отказа от судебного иммунитета (или иммунитета
в отношении предварительного обеспечения
иска, или иммунитета от судебного исполнения
решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых
отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ.
Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится
общая норма, распространившая гражданское
законодательство РФ на отношения с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц, правила,
закрепленные в главе пятой, следует распространять
и на участие РФ в гражданско-правовых
отношениях международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских
правоотношениях могут выступать органы
государственной власти в соответствии
с компетенцией, определенной соответствующими
нормативными актами. Согласно Конституции
РФ, органами государственной власти являются
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство
Российской Федерации, а также федеральные
органы исполнительной власти (федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, департаменты и другие
органы). Таким образом, если Министерство
внешнеэкономических связей Российской
Федерации заключает договор международной
купли-продажи с австрийской фирмой; то
участником договора является государство
- Российская Федерация со всеми вытекающими
юридическими последствиями.
Помимо Российской Федерации, в гражданских
правоотношениях, осложненных иностранным
элементом, могут участвовать: 1) субъекты
РФ, к которым относятся республики, входящие
в состав РФ, края, области, Москва и Санкт-Петербург
как города федерального значения, автономные
области и автономные округа; 2) городские,
сельские поселения и другие муниципальные
образования.
При этом законодательство РФ содержит
генеральную норму об отказе, как самого
государства - Российской Федерации, так
и субъектов РФ и муниципальных образований,
обладающих публичной властью, от иммунитета
в сфере гражданских правоотношений. Эта
норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем
положение о том, что указанные субъекты
выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных
началах с иными участниками гражданами
и юридическими лицами.
К таким специфическим субъектам гражданского
права, как Российская Федерация, субъекты
РФ и муниципальные образования, для которых
занятие предпринимательской (или хозяйственной
без извлечения прибыли) деятельностью
является скорее исключением, чем осуществлением
их функционального назначения, в гражданском
законодательстве (прежде всего в ГК) установлены
специальные нормы, посвященные регулированию
отношений с их участием. Это нормы о праве
государственной и муниципальной собственности,
о приватизации государственного и муниципального
имущества и другие. Содержащиеся в них
правила регулируют все гражданские правоотношения,
в том числе и составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально посвященной регулированию
гражданских отношений с участием иностранных
юридических лиц, граждан и государств,
является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней
положение является отсылочным и содержит
правило о том, что особенности ответственности
Российской Федерации и субъектов РФ в
международных гражданско-правовых отношениях
определяются законом об иммунитете государства
и его собственности.
К сожалению, пока в России такой закон
ещё не принят. Однако в уже принятые в
последние годы российские законы включены
специальные нормы об иммунитете государства.
Так, например, в Федеральном Законе "О
соглашениях о разделе продукции" 1995г.
в ст.23 содержится положение о том, что
в соглашениях, заключаемых с иностранными
гражданами и иностранными юридическими
лицами, может быть предусмотрен отказ
Российской Федерации от судебного иммунитета,
иммунитета в отношении предварительного
обеспечения иска и исполнения судебного
решения.
Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения
между Российской Федерацией и "Сахалин
Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" "О
разработке Пильтун-Астохского и Лунского
месторождений нефти и газа на условиях
раздела продукции" от 22 июня 1994г. Интересен
тот факт, что это Соглашение было заключено
на полтора года раньше, чем был принят
сам Закон "О соглашениях о разделе
продукции" 1995г.7
В заключение исследования вопроса об
участии государства в гражданских правоотношениях
международного характера следует сказать,
несколько слов о деятельности торговых
представительств, которые до недавнего
времени в полном объеме, а с 1996 года значительно
сократившись в количестве, представляют
за рубежом интересы российского государства
в области внешнеэкономической деятельности.
Торговое представительство имеет статус
государственного органа, следовательно,
обладает международным иммунитетом со
всеми особенностями, присущими государству.
Постановлением Правительства РФ от 26
августа 1996г. с целью "оптимизации системы
управления внешнеэкономическими связями
Российской Федерации" было принято
решение о ликвидации торговых представительств.
Их насчитывалось около 130, а после указанного
акта осталось 47. Впоследствии планируется
оставить не более 20 торговых представительств.
Не вдаваясь подробно в политическую и
экономическую оценку указанного реформирования
(которое, к сожалению, порождает структурный
кризис, не изменяя модели внешнеэкономических
связей России), следует лишь, обратить
внимание на действие Положения о торговых
представительствах СССР за границей
1989г., которое до настоящего времени сохраняет
силу и регулирует деятельность оставшихся
торговых представительств.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Международные межправительственные
организации (ММО), относясь к субъектам
международного публичного права, большей
частью вступают в отношения не гражданско-правового
характера. Их участие в сделках, так же,
как и участие государства в отношениях,
регулируемых МЧП, возможно лишь при условии
участия со стороны "контрагента"
физического или юридического лица.
В процессе своей деятельности ММО заключают
различного рода договоры, о посредующие
их существование и исполнение уставных
целей. Так, например, они могут заключать
договоры об аренде помещения, купли-продажи
товаров и оборудования, договоры подряда,
маркетинга и другие.
Особенно показательно участие в гражданско-правовых
отношениях международных межправительственных
организаций системы ООН. Секретариатом
ООН были разработаны специальные правила
по заключению контрактов и представлены
типовые договоры, предусматривающие
определенную процедуру заключения контрактов.
Помимо
участия в качестве субъекта МЧП, международные
межправительственные организации (специализированные
учреждения) ООН оказывают активное содействие
в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует
Комиссия по праву международной торговли
(ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан
целый ряд проектов международных конвенций
(в том числе, о международных чеках, о
международных простых и переводных векселях).
Коллизионным вопросом, возникающим в
связи с деятельностью ММО, является выбор
применимого права при регулировании
гражданско-правовой сделки. Этот выбор
может касаться как формы сделки, так и
установления ее содержания. Как правило,
эти вопросы решаются в договорах, заключаемых
ММО с юридическими и физическими лицами,
участвующими в сделке.
Выбор правового
регулирования имеет место и при взаимоотношениях
ММО с государствами, на территории которых
находятся соответствующие штаб-квартиры
этих организаций. С одной стороны, налицо
взаимодействие двух субъектов международного
публичного права, которое должно регулироваться
международным публичным правом - соответствующими
международными договорами.
С другой стороны,
многие вопросы гражданско-правового
характера не регламентированы ни во внутренних
нормах ММО, ни в международных договорах.
Это обстоятельство делает необходимым
решать вопросы, являющиеся специфическими
и существующие в рамках МЧП: в частности,
делать выбор компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых
ММО с государством, содержится отсылка
к применимому праву. Очень часто таким
правом "объявляется" национальное
право государства места нахождения штаб-квартиры
организации. Так, например, Международной
Организацией Труда, Всемирной Организацией
Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены
договоры на аренду зданий в Женеве. В
договорах содержалась, норма, указывающая,
что рассмотрение споров будет осуществляться
по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки
на национальное право имеются в договорах
МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского
правительства.
Однако это правило действует не всегда,
поскольку ММО, обладая международным
иммунитетом, часто не считают нужным
"зависеть" от конкретной правовой
системы. При таком решении вопроса применимым
будет "комплексное" право: некоторые
правоотношения будут регулироваться
по-прежнему национальным правом страны
пребывания штаб-квартиры организации;
другие - внутренними правилами, выработанными
самой организацией.
Заключение
Тему своей работы, я считаю актуальной,
так как субъекты занимают центральное
положение не только в международном
частном праве, но и в праве
вообще.
Международное частное право тесно связано
с международным публичным правом, поскольку
отношения между субъектами внутреннего
права существуют в международной жизни.
Субъект в целом определяется как носитель
прав и обязанностей, возникших в соответствии
с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми
предписаниями.
При изучении темы своей работы, я выяснила,
что нормами МЧП регулируются имущественные,
личные неимущественные, семейные, трудовые
и процессуальные права субъектов. Имущественные
и личные неимущественные права иностранцы
имеют наравне с российскими гражданами,
а российские наравне с иностранцами,
если это не противоречит закону.
Для государства, как субъекта МЧП в пределах
своей юрисдикции устанавливаются собственные
правила регулирования, т.е. регламентация
одинаковых отношений в какой бы то ни
было области внутригосударственного
права имеет свое специфическое регулирование
в законодательстве разных государств.
В настоящее время
развитие сотрудничества между субъектами
МЧП, ведет к необходимости усовершенствовать
нормы МЧП, преодолению коллизий.
Список используемой литературы.
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ ч.1.
3. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" от 4.07.91 (с изменениями и дополнениями).
4. Ануфриева Л.П. Международное частное
право Т.1. Общая часть. М., 2000
5. Богуславский М.М. Международное частное
право: Учебник 2-е изд., перераб. и доп.
М.: Международные отношения, 1994
6. Звеков В.П. Международное частное право
М., 2000
7. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования
в международных отношениях. М., 1995.
Введение | 3 |
1. Виды субъектов международного частного права | 4 |
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП | 6 |
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан | 6 |
2.2. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования | 9 |
2.3. Взаимность и реторсии | 10 |
2.4. Правовое положение российских граждан за рубежом | 13 |
2.5. Правовое положение юридических лиц | 14 |
2.6. Правовое положение иностранных юридических лиц | 17 |
3. Государство как субъект МЧП | 20 |
4. Международная межправительственная организация как субъект МЧП | 24 |
Заключение | 26 |
Список используемой литературы | 27 |
Введение.
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей – международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.
В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право – это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.
Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.
В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда – государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.
1. Виды субъектов международного частного права.
Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом» .
Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.
К числу субъектов международного частного права относятся:
1) физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);
3) государства;
4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
5) международные межправительственные организации;
6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви) .
Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.
Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.
В моей работе будут рассмотрены основные субъекты МЧП, которые имеют свое правовое положение, их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные юридические категории. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций .
2. Правовое положение физических и юридических лиц, как субъектов МЧП.
2.1. Дееспособность и правоспособность иностранных граждан.
В МЧП Российской Федерации вопрос о право- и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Укачанные юридические категории также подходят для характеристики апатридов и бипатридов. В законодательстве РФ имеются нормы, одновременно характеризующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). Что касается бипатридов, то этот «вид» физических лиц сравнительно недавно стал предметом регулирования в законодательстве РФ, в МЧП РФ он ещё не получил закрепления. Учитывая это, ниже речь преимущественно будет идти о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Прежде чем вести речь о коллизионных привязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко определить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981г. (действующим до принятия, российского закона) к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъявляются два требования: 1) чтобы они не были гражданами РФ и 2) не принадлежали к иностранному государству. Кроме того, аналогичное содержание указанных понятий дается в Законе о гражданстве РФ от 28.11.91г. (в ред. Федерального Закона от 6.02.95г.).
Понятие «иностранные лица » содержится также в Федеральном Законе России «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95г. Для целей регулирования внешнеторговой деятельности этим понятием применительно к физическим лицам обозначаются лица, не имеющие постоянного или преимущественного места жительства на территории Российской Федерации и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно находящихся на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Вместе с тем, ни в Основах, ни в проекте ГК Российской Федерации нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не содержат какой-либо дифференциации. Следовательно, особенности правового положения постоянно проживающих и временно находящихся в РФ иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних, соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и медицинское обеспечение, образование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, что граждане РФ.
Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.
Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст.160 Основ ГЗ) и выражает принцип национального режима. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Однако закон закрепляет возможность устанавливать изъятия из этого принципа . Такие изъятия содержатся во многих российских законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые должности, или иметь определенные (в том числе, имущественные) права. Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не могут занимать должности в органах государственной власти и управления, в экипажах морских и воздушных судов.
Субъектами большинства ЧПО с иностранным элементом являются физические лица . В международном частном праве определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане , апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством ; бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого. Правовой статус бипа-тридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология.
Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам - правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства . Их правовое положение отличается двойственным характером.
ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (держательские, акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), внучатые производственные компании (юридические лица третьих стран), правнучатые холдинговые компании (юридические лица четвертых стран) и т. д. Национальность каждой «дочки», «внучки», «правнучки» и т. п. определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. С правовой точки зрения ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра (головная корпорация) при помощи холдинговых компаний. Характерная особенность ТНК - несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью.
В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Майкрософт»). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании. В настоящее время в доктрине и практике широко применяется понятие «право ТНК». Это понятие имеет в виду применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права какого-то государства, а международного или «квазимеждународного» права, «общих принципов права », «общих принципов международного права ». Такая концепция представляется наиболее функциональной, тем более что именно на международном уровне раз ра бо тан Кодекс поведения ТНК.
Специфическим видом транснациональных компаний являются офшорные компании, создаваемые в специальных офшорных зонах. Офшорная зона - это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом , и предоставление им льготного режима налогообложения. Офшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Появление и развитие офшорного бизнеса связано, прежде всего, с налоговым планированием . Международное налоговое планирование представляет собой законный способ уменьшения налогового бремени во внешнеэкономической деятельности и получения налоговых льгот. Смысл регистрации компании в офшорной зоне - уход от налогообложения в «родном» государстве (стране действительного происхождения компании).
Одними из основных признаков офшора являются, с одной стороны, абсолютный запрет для иностранных компаний на привлечение местного капитала и ведение хозяйственной деятельности в государстве регистрации, а с другой - обязательное привлечение местного населения к управлению такими компаниями и использование услуг местных юридических (регистрационных) фирм. В большинстве офшорных зон действуют специальные законы о компаниях, регулирующие правовой статус зарегистрированных в офшоре иностранных фирм (например, Британские Виргинские острова - Ордонанс о компаниях международного бизнеса 1984 г., Закон об управлении компаниями 1990 г. и др.). Во многих государствах офшорные компании противопоставляются юридическим лицам национального права (Великобритания, Кипр, Багамские острова). Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике использования офшорных центров их национальными компаниями. В целях ужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества офшорных компаний во многих странах принято антиофшорное законодательство (США , Великобритания, Франция). В рамках ЕС в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из офшорных зон и все отчисления в адрес офшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника». Процесс борьбы с офшорами начался в середине 80-х гг. XX в. В России принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Одной из основных причин борьбы с офшорами является использование их для отмывания криминального капитала. Привлекательность офшоров для нелегального бизнеса обусловлена льготным налоговым режимом и абсолютной степенью конфиденциальности в отношении капиталов, вывозимых из других государств. Борьба с отмыванием преступных капиталов в офшорах ведется на международном уровне с использование механизма международных организаций - ОЭСР и ФАТФ.
Офшорные юрисдикции поделены на «респектабельные» (имеющие законодательство о борьбе с отмыванием «грязных денег » и не допускающие на свою территории «сомнительные компании» - Багамские острова, Сингапур, Люксенбург, Гонконг, Швейцария) и «нереспектабельные» (отсутствует законодательство о борьбе с отмыванием денег - острова Джерси, Гернси, Мэн, Либерия). Например, на Каймановых островах (респектабельная юрисдикция) принят Закон, в соответствии с которым требуется согласие властей государства национальной принадлежности компании на ее регистрацию в качестве офшорной, даже если эта компания не собирается заниматься хозяйственной деятельностью в своем «родном» государстве.
В 2001 г. ФАТФ составила «черный» список стран, не оказывающих содействия в проведении международных расследований дел об отмывании денег. На начало 2004 г. в этот список входят: Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, острова Кука, Сент-Винсент и Гренадины, Украина, Филиппины. Россия была исключена из этого списка в октябре 2002 г.
Правовое положение государства как субъекта международного частного права
Государство - основной, универсальный субъект МПП. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения , обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права . Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом , поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.
Сделки , совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:
- судебным - неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;
- от предварительного обеспечения иска - без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;
- от принудительного исполнения судебного решения - без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;
- собственности государства- собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государствасобственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;
- доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) - если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.
На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного иммунитета», «торгующего государства» и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отноше-нии таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.
Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х гг. XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве коммерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства.
Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., законы об иммунитете иностранного государства в Пакистане и Аргентине 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерческие и некоммерческие. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство совершает действия коммерческого характера (т. е. ведет торговую деятельность), оно иммунитетом не пользуется. При определении характера деятельности иностранного государства суды должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель. Иностранному государству не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении собственности, которая используется в торговых целях.
Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, - это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.
Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии международного права ООН . Комиссия подготовила Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (основанный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 г. был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе Проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности».
Основные начала участия государства в международных ЧПО, его выступления в качестве субъекта международного частного права заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип: государство, участвуя в ЧПО, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст. 124 и 1204 Гражданского кодекса. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в ЧПО.
Статья 127 Гражданского кодекса закрепила норму, что особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются законом об иммунитете государства и его собственности», но до сих пор такой закон не принят, хотя работа над его проектами идет с начала 1990-х гг. Положения проекта ФЗ «Об иммунитете государства», подготовленного в 2000 г. в Центре торговой политики и права, полностью основаны на доктрине функционального иммунитета, очень многие нормы реце-пированы из Европейской конвенции 1972 г.
Действующее российское законодательство до настоящего времени основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).
Территории в качестве юридических лиц. Юридический комитет ООН провел исследование международной и национальной судебной и арбитражной практики, результаты которого показали, что все национальные правоприменительные органы признают за ММПО статус юридических лиц.
Международные организации представляют собой юридические лица особого рода - международные юридические лица. Поскольку ММПО возникают в рамках международного правопорядка , качество юридического лица может возникнуть у них только на основе МПП. Частноправовой статус организации закреплен в ее уставе, который является международным договором . В дальнейшем статус ММПО как международных юридических лиц закрепляется в международных соглашениях с участием этих организаций и в правовых актах, принимаемых самими ММПО. Международные юридические лица являются носителями прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных органах.
Необходимо учитывать, что гражданская правоспособность ММПО определяется не национальным, а международным правом и имеет серьезную специфику, поскольку речь идет именно о международных юридических лицах. ММПО как субъект МПП обладает привилегиями и иммунитетами (собственности , от национальной юрисдикции, от применения национального права), при этом вступление ММПО в ЧПО предполагает отказ от этих привилегий и иммунитетов. Международные организации как международные юридические лица имеют осложненный, двойственный правовой статус.
Для ММПО существует объективная необходимость заниматься частноправовой деятельностью. Объем и виды частных сделок международных организаций чрезвычайно разнообразны: покупка и аренда недвижимости , покупка офисного оборудования, покупка услуг (эксперты, переводчики, консультанты), заключение трудовых контрактов. Все эти сделки оформляются в традиционной форме договоров подряда , купли-продажи, аренды. Для многих коммерческих фирм заключение контрактов с ММПО считается особо престижными операциями, поэтому многие из таких контрактов заключаются на кон кур с ной и аукционной ос но ве.
Право, применимое к сделкам с участием ММПО, определяется на основе автономии воли сторон и права места заключения сделки. Однако эти традиционные коллизионные принципы в подобных сделках трактуются значительно шире, чем при заключении контрактов между национальными юридическими лицами. Права и обязанности международной организации как юридического лица определяются международным правом, поэтому коллизионное регулирование гражданских правоотношений с участием ММПО подчиняется не только национальному, но и международному праву. В 1975 г. Комитет по контрактам Секретариата ООН разработал Типовые правила и образцы контрактов для всех ММПО системы ООН. В специальном заключении Юридического отдела Секретариата ООН (2002 г.) подчеркивается, что «контрактная практика ООН по возможности стремится избежать ссылки на любое конкретное право, особенно национальное. Наиболее приемлемой является отсылка к внутреннему праву данной организации».
Право собственности ММПО закрепляется, как правило, в международном договоре организации с государством ее места пребывания. Исходное начало коллизионного регулирования права собственности - применение права места нахождения вещи . Однако международный характер собственности ММПО требует трансформации этой общей коллизионной привязки в специальные - место нахождения штаб-квартиры организации, место нахождения вещи в международном районе. Такая трансформация традиционных коллизионных принципов означает применение к регулированию права собственности ММПО внутренних правил самой организации. Точно так же принято трактовать закон места заключения сделки - закон места заключения контракта в международном районе.
Принцип автономии воли всецело применим и к сделкам с участием ММПО. Современная контрактная практика ММПО свидетельствует об устойчивой тенденции отказа от применения национального права и подчинении сделки международному праву, общим принципам права , общим принципам международного права.
Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.
К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.
Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.
Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.
Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.
Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).
При универсальном правопреемстве правопреемник замещает правопредшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.
Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих правопредшественников в конкретных правоотношениях.
По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.
Предыдущая |
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
по дисциплине «Международное право»
на тему: «Субъекты международного частного права»
Выполнила студентка
Безрукова А.М.
р.п. Ардатов
Введение
Понятие субъектов международного частного права и их виды
Физические лица как субъекты международного частного права
Юридические лица как субъекты международного частного права
Государство в качестве субъекта международного частного права
Заключение
Введение
Субъекты международного частного права - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся:
физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);
организации, не являющиеся юридическими лицами;
государства;
нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);
международные межправительственные организации;
государство подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).
Субъекты, указанные в первых трех позициях, признаются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.
Остальные из названных субъектов будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, только тогда, когда будет соблюдено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет один из субъектов, указанных нами в предыдущих трех пунктах. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права.
1. Понятие субъектов международного частного права и их виды
Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.
К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.
Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.
Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.
Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (право предшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.
Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).
При универсальном правопреемстве правопреемник замещает право предшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.
Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих право предшественников в конкретных правоотношениях.
По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.
2. Физические лица как субъекты международного частного права
Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.
Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.
Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав - так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.
Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.
Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.
Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.
Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.
Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется, прежде всего, Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».
Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в РФ по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.
По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,
использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
Юридические лица как субъекты международного частного права
Юридическое лицо- это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.
Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.
При общей право способности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.
При специальной право способностию ридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.
Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:
разрешительный;
явочно-нормативный;
При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.
Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.
При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.
Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица, а также иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определяется их личным законом, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо (или организация).
статус организации в качестве юридического лица;
организационно-правовая форма юридического лица;
требования к наименованию юридического лица;
вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
По российскому законодательству юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (ст. 1202 ГK РФ).
Иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешней торговли, Центральным банком, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой РФ, а также другими министерствами и ведомствами. В разрешении указываются: цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан - служащих фирм.
Представительство выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлен.
Субъекты разных государств могут использовать различные формы совместной деятельности. Это могут быть договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности. Используется и создание юридических лиц этими субъектами (смешанные общества, совместные предприятия и др.).
Общее для этих форм - объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, совместное управление с целью достижения определенного результата, совместное несение рисков и убытков.
Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Во внешнеэкономической сфере консорциумы создаются на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы. На практике, а также в силу постановлений Правительства РФ об отдельных консорциумах, применяются два вида консорциумов: консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера, и консорциумы, создаваемые для внешнеторговой деятельности на длительный период времени.
В международной практике известны два вида консорциумов, создаваемых для отношений с иностранными партнерами временного характера: закрытые и открытые. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.
Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.
Примером консорциума, создаваемого для внешнеторговой деятельности на длительный период времени, является так называемый советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений.
частный право международный юридический
4. Государство в качестве субъекта международного частного права
К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.
Виды правоотношений, в которых участвуют государства:
во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);
во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.
Особенности правоотношений с участием государства:
государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;
к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).
В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;
б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;
в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
Заключение
Если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.
Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, которая дается посредством раскрытия специальных юридических категорий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статут и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.
Список использованной литературы
1.Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т 2. - М. - 2000.
2.Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 1999.
Международное частное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.