Право в системе социальных норм рф.
Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.
Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило». Общественные отношения регулируют социальные нормы. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.
Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.
Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.
Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.
Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.
Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.
Термин «право» имеет множество определений. Самыми распространёнными являются следующие трактовки.
1) Право в общесоциальном смысле. Оно предстаёт в виде свободы и обоснованности с позиций религиозного права и нравственности. Подобное право не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его представлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом.
2) Право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Поведение человека здесь подразделяется на законное и незаконное.
Право в сугубо юридическом смысле - это система общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.
Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.
Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования. В системе права можно выделить три уровня: первый уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и пододрали права, а третий отрасли права.
Отраслью права совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Система права в России включает в себя следующие отрасли:
а) Административное право - отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти. б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов. в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних исходящих от государства, юридически властных полномочий.
б) Конституционное право - основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Данное право регулирует порядок избрания государственных органов всех уровней, их взаимоотношения между собой. Основным источником конституционного права является - Конституция.
г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;
д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.
е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
З) уголовное право - отрасль права, представляющая собой систему норм, установленных высшими государственными органами власти, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применить к лицам совершившим их.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.
Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:
· гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
· Уголовно-процессуальное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры при производстве по уголовным делам, права и обязанности граждан и организаций, участвующих в уголовном деле, и возникающие при этом правоотношения.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.
Институт права - это совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.
Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное.
Начальный элемент всей правовой конструкции составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми. Все существующие социальные нормы можно подразделить на нормы права, нормы морали, религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев, ритуалов.
Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся общеобязательными для исполнения на всей территории государства.
Правовые нормы устанавливаются и охраняются государством.
Нормы морали - это правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге чести, достоинстве. Нормы морали охраняются силой общественного мнения или внутреннего убеждения.
Религиозные нормы определяют отношение личности к Богу, Религиозные нормы определяют поведение верующих и охраняются силой внутреннего убеждения.
Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественно!: о воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
Традиции - это правила поведения, регулирующие устойчивые отношения, но не затрагивающие какой-либо общественной закономерности. Традиции могут быть семейными, национальными и другими.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении длительного времени и ставшие в результате их многократного повторения жизненной потребностью людей. Обычаи прочно входят в жизнь людей и выражают какую-либо жизненную закономерность.
Ритуалы - это правила поведения при совершении обрядов. Отличительной особенностью ритуалов является их торжественность, красочность. Ритуал иначе можно определить как церемонию.
Социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений и воздействуют на поведение людей в этих взаимоотношениях.
Еще по теме § 2. Место права в системе социальных норм:
- Место и роль в теории государства и права и в системе гос и социальных наук.
- ПРедмет общей теории права. Место теории права в системе социальных наук
- if(!cssCompatible) { document.write("\ \ Розділ 17\ \ \ СИСТЕМА ПРАВА І ЇЇ ОСНОВНІ ЕЛЕМЕНТИ\ \ \ 17.1. Поняття і структура системи права\ \ \ При вивченні ознак права значна увага приділяється його системності, адже регулювання і охорону суспільних відносин право здійснює через відповідну систему правових норм.\ \ \ Як відомо, право складається з правових норм, але це не проста сукупність, а система взаємозалежних і взаємопов"язаних норм. Право являє певне цілісне утворення, що складається
План
2. Право в системе социальных норм.
3. Право и государство.
Литература
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.
2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.
3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.
4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.
6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.
9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.
11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.
12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.
13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.
14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.
1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.
Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.
Особенности социальных норм:
1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;
2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.
Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.
Особенности технических норм:
1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.
2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений
Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Социальные нормы выполняют три основные функции:
1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;
2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;
3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений
Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.
По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.
По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.
Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.
Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.
Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.
Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.
По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.
В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.
2.2. Соотношение права и морали
Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.
Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.
Единство между правом и моралью заключается в следующем:
1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;
2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;
3) они исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью :
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);
2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);
3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);
5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);
6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.
В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.
2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие
Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.
В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.
В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.
Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.
Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.
Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:
1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.
2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.
Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.
От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.
В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.
2.4. Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.
По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.
Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.
В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.
3. Соотношение государства и права
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Единство государства и права состоит в том, что они:
1) возникают и развиваются совместно;
2) выступают средствами управления, инструментами власти;
3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.
Различия между государством и правом:
1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;
2) если государство выражает силу, то право – волю;
3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;
4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимосвязь государства и права:
1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);
2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;
2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.
Как уже было сказано выше, социальными нормами называют общие правила поведения, регулирующие общественные отношения между людьми и их группами. Большинство авторов придерживается в том или ином варианте данной трактовки социальных норм, но с точки зрения плюралистического подхода можно привести еще несколько дефиниций отражающих подходы к пониманию социальной нормы.
Так, например, М. Б. Смоленский считает, что «социальные нормы - это объективно необходимые правила общежития людей и социально значимого их поведения».
С точки зрения А. Н. Соколова: «Социальные нормы - нормы, регулирующие общественные отношения, поведение людей, действия коллективов и социальных групп».
По мнению Е. А. Лукашевой: «… социальные нормы - это повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции».
Н. Н. Тарасов указывает, что «социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».
С. Н. Кожевников отмечает, что «… социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующие их поведение в обществе».
В свою очередь Н. И. Матузов придерживается позиции, что «социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного».
В научной и учебной литературе по теории государства и права к социальным нормам относят нормы права, морали, обычаи, религиозные, корпоративные, политические нормы .
Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.
Обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них.
Религиозные нормы – это правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии.
Под корпоративными нормами , обычно, понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
В качестве организованных сообществ выступают различного рода государственные и негосударственные органы, упреждения, предприятия, общественные организации, хозяйственные общества и товарищества, и т.п.
Политические нормы - это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др.
Право являясь одним из социальных регуляторов, имеет схожие черты с другими социальными регуляторами. Соответственно нормы права обладают рядом признаков объединяющих их иными социальными нормами. Такое единство объясняется рядом факторов.
Во-первых, все рассматриваемые нормы являются социальными, т.е. представляют правила поведения, регулирующие общественные отношения. Во-вторых, все они являются правилами общего поведения, оказывающими воздействие на множество людей в различных ситуациях и рассчитанные на неоднократное использование.
В-третьих, как правило, все они формируются с учетом понятий свободы, добра, справедливости и т.д.
В-четвертых, все они являются частью общественной культуры и обусловлены уровнем развития культуры в обществе.
В-пятых, все социальные нормы определяют границы возможного и должного поведения людей.
В-шестых, социальные нормы в своем развитии обладают преемственностью.
В-седьмых, возникновение и развитие социальных норм связано с развитием экономических отношений.
Несмотря на наличие общих свойств норм права с другими социальными нормами, нормам права отводится центральное место в системе социальных норм и ведущая роль в социальном регулировании. Это связано с отличительными особенностями права как социального регулятора, выраженными в ряде его признаков.
Формальная определенность права. Правовые нормы всегда имеют строго определенное внешнее выражение: писанный нормативный акт либо юридический прецедент. Иные социальные нормы меньше подвержены формализации внешнего выражения и могут носить устный либо конклюдентный характер (ритуалы, обряды) и содержаться в общественном сознании. Кроме того, изложение правовых норм в официальных письменных документах делает их более доступными и понятными для восприятия населением, чем другие социальные нормы (например, обычаи или религиозные нормы).
Системность права. Правовые нормы объединены в единую систему права, в которой происходит постоянное взаимодействие норм права в рамках институтов, подотраслей, отраслей права. Другие социальные нормы не составляют между собой такую единую и целостную систему. Так, нормы морали, обычаев или религиозные нормы в рамках одного государства – Российской Федерации – воспринимаются и трактуются гражданами в районах Крайнего Севера, в Сибири, на Кавказе или в Центральной части России по-разному (например, шаманизм в Сибири и на Дальнем Востоке, Крайнем Севере; ислам на Кавказе или православие на остальной части России).
Общеобязательность права. Нормы права, закрепленные в законах или иных нормативных правовых актах, являются обязательными для исполнения всеми гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями на всей территории страны. Невыполнение правовых предписаний влечет наступление для правонарушителя юридической ответственности. Другие социальные нормы общеобязательностью не обладают, невыполнение норм мусульманского права лицом, исповедующим православное христианство, или нарушение моральных норм (например, молодежь не уступает место в общественном транспорте пожилым людям, т.е. проявляет неуважение к старшим по возрасту) не влечет за собой наказания, а вызывает в лучшем случае только общественное порицание.
Гарантированность правовых норм государством . Данный признак предполагает, что нормы права устанавливаются либо санкционируются государством, которое строго следит за их соблюдением и в необходимых случаях обеспечивает реализацию правовых норм, в т.ч. силой государственного принуждения (деятельность милиции, прокуратуры, суда, тюрем и т.д.). Реализация других социальных норм связана только сознанием людей и обеспечивается в основном общественным мнением, которое не всегда является объективным и эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.
Поэтому учитывая всеобъемлющий и всеохватывающий характер права, ему отводится центральное место в системе социальных норм и роль главного социального регулятора общественных отношений.
Однако, несмотря на приоритетное значение норм права в системе социального регулирования, право тесно взаимодействует с иными социальными нормами, защищает наиболее важные требования морали, обычаев, религии, политики, что является необходимым условием эффективного правового регулирования.
Ведя речь о взаимодействии права с другими социальными регуляторами, стоит отметить соотношения права и морали, права и обычаев, права и корпоративных норм, права и религии, т.к. они оказывают наиболее сильное влияние на развитие правовых норм. Поэтому именно о них пойдет речь ниже.
Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. С.125.
Соколов А.Н. Теория права и государства. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2002. С.27.
Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. С.200.
Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С.131
Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.282-283.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. С.211.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. С.273.
Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.286.
Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.273.
Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Право и закон XXI, 2004. С.45.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: Издательская группа «МарТ», 2002. С.330.
Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.285.
Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.
В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы - это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явлений природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы регулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связке "человек - человек" (субъект - субъект).
Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются гос-ми стандартами, инструкциями, спец-ми правилами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.
Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и корпоративные нормы.
Объединяющим началом поведенческих норм выступает их социальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм - правило поведения - и отличит-е признаки - источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.
Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции - это исторически сложившиеся правила повед-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали - правила повед-я, сложившиеся в общ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы - это правила повед-я, сложившиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы - это правила повед-я, уст-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права - это правила повед-я, уст-е либо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.
Соц. нормы м. б. классифицированы по различным основаниям:
1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.
2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.
По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.
31. Понятие и признаки права.
Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.
Признаки права .
1) Нормативность . Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.
2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
3) Системность . Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.
4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.
5) Интеллектуально - волевой характер . Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при
№ 31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.
6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.
Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.
При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.
7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.