Финансовое право как отрасль права, наука и учебная. Финансовое право рф как наука Система финансового права как учебной дисциплины
Состав науки финансового права. Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.
Под финансовым правом обычно понимается совокупность юри-дических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, пред-приятий, учреждений, общественных объединений, органов испол-нительной власти) в области финансовой деятельности государства.
Но если финансовое право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение (чаще говорят «регулирует общественные отношения»), то наука финансового права исследует нормы финансового права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.
Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в Законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой хартии вольностей. В частности, Великая хартия вольностей (1215) следующим образом сформулировала одну из наиболее фундаментальных финансовых н°рм, запрещая королю взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего».
Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее «родословная» в России началась в первой половине XIX в., когда появились первые работы по финансовому праву русских ученых- юристов и возникла в Петербургском университете кафедра государ-ственных податей.
Исследования в области финансового права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях. Так, лицам, получившим юридическое образование, известно определение государственного бюджета как бюджета-акта и бюджета-фонда. Известно, что конструкция любого налогового закона складывается из таких элементов, как нормативное основание, субъект цалога, объект налога, размеры налога, сроки уплаты и т.д. Тем не менее эти научные по-ложения необходимо научно обосновать, чтобы придать им автори-тетный характер.
В процессе накопления и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки финансового права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства - постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться. Отмечая многоэлементный характер состава науки финансового права, нужно подчеркнуть, что основу этого состава образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки.
Предмет науки финансового права. Что же следует понимать под предметом науки финансового права? В самом понятии «наука фи-нансового права» заключен ответ на данный вопрос. Во всяком знании мы находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для знания его предметом. Предметом науки финансового права является действующее финансовое право, знания об этом праве.
Однако предмет финансово-правовой науки нельзя понять только через систему знаний о действующем финансовом праве.
Нормативный подход не дает полного представления о предмете науки, не может показать широты науки финансового права, обосновать ее методологию, систему.
Признавая предмет науки единым, следует сказать, что в целом он складывается из трех основных частей, причем каждая из них означает часть содержания предмета. К ним относятся знания:
о финансово-правовых нормах;
практике применения финансово-правовых норм.
Первой частью предмета науки финансового права, на которую направлено научное познание, является действующее финансовое право как совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право и т.д. При этом финансово- правовые нормы и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования.
Наряду с нормами финансового права изучаются также порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. Достоянием науки и практики стало подразделение финансовых правоотношений на бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные. Однако как нормы финансового права, так и финансовые правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки финансового права.
Не везде, где есть знание финансового законодательства и по-нимание финансового права как отрасли права, можно говорить о науке финансового права. Для науки имеют значение прежде всего те знания, которые были приобретены в целях образования ее постоянного капитала. В финансовом праве к таким знаниям относятся финансово-правовые категории.
Вторая часть предмета, на которую направлено научное познание, - финансово-правовые категории типа «государственные финансы», «федеральный бюджет», «бюджетный процесс», «финансовая деятельность государства». В этих понятиях выражено то главное, сущностное, что характеризует финансовое право в его постоянном развитии и отражает наука финансового права.
Именно финансово-правовые категории создают устойчивость данной науки, сохраняют ее целостность, цементируют знания, которые образуют понимание финансового права как отрасли права. На основе такой системы связанных и скоординированных между собой узловых категорий студенты могут не только изучать, но и понимать финансовое право; преподаватели - читать лекции и вести семинарские занятия; ученые-специалисты по финансовому праву - формулировать научные определения, систематизировать материал, писать учебники и монографии.
Третьей частью предмета науки финансового права являются «опытные знания», т.е. знания, связанные с практикой применения норм финансового права, правоприменительной деятельностью финансовых органов: Минфина России и его органов на местах, федеральных служб, находящихся в его ведении, ЦБ РФ и его звеньев в субъектах Российской Федерации, аудиторских фирм и т.д.
Наука финансового права изучает действующее финансовое за-конодательство, но не абстрактно - только по книгам и кодексам - а в тесной связи с жизнью граждан-налогоплательщиков, с работой финансовых органов государства. Посредством такого сличения дей-ствующего финансового законодательства с жизнью, бытом народа, с финансовой деятельностью органов государства всех трех ветвей власти специалисты по финансовому праву могут выявить ненадобность тех или иных норм финансового права и тем содействовать их отмене или изменению, заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых, дополнительных норм.
Все охарактеризованные части предмета науки финансового права взаимосвязаны, а поэтому система накопляемых данной наукой знаний отличается высокой степенью единства. При этом важно подчеркнуть познавательную первичность финансово-правовых категорий и вторичность действующего финансового права.
Финансово-правовые нормы составляют непосредственный, се-годняшний материал науки финансового права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию финансово- правовые нормы без помощи финансово-правовых категорий. Поэтому наука финансового права в общей части учебного материала изучает основные финансово-правовые категории, чтобы на базе этого постоянного капитала науки познавать действующее финансовое право.
Еще по теме § 1. Предмет науки финансового права:
- Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права
Тема 2. СИСТЕМА и ПРЕДМЕТ ДЕНЕЖНОГО ПРАВА
1. Понятие денежного права
На протяжении денежной деятельности страны появляются, кроме денежных, другие публичные отношения, к примеру, трудовые, гражданские и др. регулируемые соответствующими отраслями права. Денежное же право распространяется лишь на денежные отношения.
Итак, денежное право - это совокупность юридических норм, регулирующих публичные отношения, каковые появляются в ходе образования, использования и распределения финансовых фондов (денег) государства и муниципальных органов власти, нужных для реализации их задач.
2. метод и Предмет денежного права
Как мы знаем, что одна отрасль права отличается от второй методом и предметом правового регулирования. По особенностям и предмету способа правового регулирования денежное право занимает в совокупности права России независимое место. Оно имеет метод и свой предмет правового регулирования, отличающиеся от вторых отраслей права.
К предмету денежного права относятся закрепление структуры денежной совокупности, распределение компетенции в данной области между ее субъектами и Федерацией, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на базе этих исходных норм взаимоотношений, появляющихся в ходе денежной деятельности.
Входящие в предмет денежного права отношения отличаются по собственному содержанию громадным разнообразием, что обусловлено многозвенностью денежной совокупности, ее связью со всеми структурами распределения и общественного производства.
Итак, предмет денежного права - это публичные отношения, появляющиеся в ходе деятельности страны по планомерному образованию, использованию и распределению централизованных и децентрализованных финансовых фондов в целях реализации его задач.
Главный способ денежно-правового регулирования - национально-властные предписания одним участникам денежных взаимоотношений со стороны вторых, выступающих от имени страны и наделенных вследствие этого полномочиями. Таковой способ характерен и вторым отраслям права, к примеру. административному. Но в денежном праве он имеет специфику в собственном конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных страной на властные действия.
По собственному содержанию эти предписания касаются размеров и порядка платежей в национальную бюджетную совокупность либо внебюджетные фонды, целей применения национальных финансовых фондов и т.п.
При применении страной для создания собственных ресурсов платежей необязательного характера (национальные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части кроме этого действует способ властных предписаний. Так. государство устанавливает условия проведения национальных внутренних займов, выпуска национальных казначейских обязательств, что не может быть поменяно по соглашению сторон. и есть необходимым для соблюдения лицами, вступившими в эти отношения.
Особенности главного способа денежного права заметно проявляются в круге национальных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам денежных взаимоотношений. Властные предписания исходят как правило от денежных, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники денежных взаимоотношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся денежной деятельности фирм, учреждений и организаций, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Денежно-правовому регулированию характерны и иные способы: советы, согласования и т.п. На данный момент такие способы приобретают все более широкое использование. Это обусловлено увеличением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, фирм, учреждений и организаций.
3. Место денежного права в единой совокупности Российского права
Особенности денежного права раскрываются полнее при его отграничении и сопоставлении от вторых отраслей права.
В связи с тем, что денежное право распространяется на одну из областей деятельности страны, оно тесно соприкасается с национальным (конституционным) и административным правом. которое охватывает своим действием деятельность и организацию страны в целом.
Существует связь между ними и по видам национальной деятельности, на каковые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Национальное (конституционное) право закрепляет деятельности и основы организации представительных и аккуратных властей.
Так, национальное (конституционное) право - ведущая отрасль в совокупности права. Она закрепляет базы политики и общественного строя РФ, правового положения личности, федеративное национальное устройство, деятельности органов и принципы организации власти и муниципальных органов власти. Денежное право базируется и начинается на этих базах.
Административное право регулирует публичные отношения в области национального управления, осуществляемого органами аккуратной власти.
Денежное право распространяется на оба этих вида национальной деятельности, потому, что денежная деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Денежное право находится в тесной связи с гражданским правом. потому, что в его предмет среди имущественных взаимоотношений входят и финансовые отношения.
Прослеживается сообщение денежного права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), но в рассмотренных выше случаях она самая тесная.
4.Денежное законодательство
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы денежного права, принято определять как денежное законодательство. Определяя денежное законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих денежно-правовые нормы, направляться иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в другом количестве, в другом смысле.
Так. в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Главы Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст.
4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы денежного права, стала называться “Законодательство о кредите и финансах”.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о бюджете страны на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных муниципальных органов власти о местных бюджетах на соответствующий год и иных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных муниципальных органов власти, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о сборах и налогах складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о налогах и (либо) сборах”.
В соответствии со ст. 3 ГК Российской Федерации “Гражданское законодательство складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК Российской Федерации”.
Но направляться не забывать, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении одной стороны второй, а также к налоговым и вторым денежным и административным отношениям, гражданское законодательство. не используется, в случае если иное не предусмотрено законодательством.
5.Денежно-правовые нормы
Денежно-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит денежное право, как отрасль права. Им характерны все неспециализированные черты правовой нормы, но свойственны и особенности, характерные как раз для данной отрасли.
Особенности денежно-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм вторых отраслей права, регулирует отношения, появляющиеся в ходе планового образования, использования и распределения государством и муниципальными органами власти денег, нужных им для осуществления собственных задач.
Это выражается в изюминках:
б) характера установления в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников денежных взаимоотношений.
Содержание денежно-правовых норм составляют правила поведения в публичных отношениях, появляющихся в ходе денежной деятельности страны. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных взаимоотношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых снабжает использование и планомерное образование централизованных и децентрализованных финансовых фондов (доходов) государства и муниципальных органов власти соответственно их задачам в любой конкретный период времени, вытекающим из политики по развитию экономики страны.
Так, денежно-правовая норма (норма денежного права) - это установленное страной и обеспеченное мерами национального принуждения строго определенное правило поведения в публичных денежных отношениях, появляющихся в ходе образования, использования и распределения национальных (и муниципальных) финансовых доходов и фондов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Виды денежно-правовых норм. В зависимости от характера действия на участников денежного отношения нормы денежного права подразделяются на три вида. обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников денежных взаимоотношений, требуют от них совершения определенных действий. К примеру, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых взаимоотношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий. устанавливают обязанность участников денежных взаимоотношений воздержаться от них.
Так, не разрещаеться изымать из местных бюджетов дополнительно полученные муниципальными органами власти суммы и доходы превышения доходов над затратами, образующиеся на конец года в следствии повышения поступлений доходов либо экономии по расходам.
Уполномачивающие нормы устанавливают права участников денежных взаимоотношений на совершение определенных независимых действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия независимых ответов в области финансов, но в строго установленных границах.
Такие нормы находятся, к примеру, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.
Подавляющее число норм денежного права носит обязывающий темперамент.
В зависимости от собственного содержания нормы денежного права смогут быть материальными и процессуальными.
Материальные денежно-правовые нормы закрепляют объём и виды финансовых граждан и обязательств предприятий перед страной, источники образования кредитных ресурсов банка, виды затрат, включаемых в внебюджетные фонды и бюджеты, другими словами материальное (финансовое) содержание юридических прав и обязанностей участников денежных взаимоотношений.
Процессуальные (процедурные) денежно-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, использования и распределения национальных финансовых фондов (доходов).
Структура денежно-правовых норм складывается из трех главных элементов: догадки, санкции и диспозиции, любой из которых отражает изюминке данной отрасли права.
Догадка говорит о условиях действия денежно-правовой нормы.
К примеру, обязанность предприятия уплатить в госбюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и независимый (отдельный) баланс, и приобретает подлежащую налогообложению прибыль и др.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, другими словами предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению либо применению национальных денег, высказывает содержание прав и обязанностей участников денежных взаимоотношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников денежных взаимоотношений и не допускает отклонения от этих требований.
Санкции определяют меры ответственности, используемые к нарушителям денежно-правовых норм. Денежно-правовые санкции отличаются от других санкций рядом изюминок. Они имеют финансовый темперамент и содержат меры принудительного действия на нарушителей норм через его средства
и денежные фонды. При изъятии денежных средств методом денежно-правовых санкций характерным есть зачисление их в национальную бюджетную совокупность либо другой централизованный национальный финансовый фонд. Эти санкции распространяются на организации, граждан и должностных лиц. Причем вероятно одновременное использование денежно-правовых санкций к должностному лицу и к организации.
Денежно-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
За нарушение денежной дисциплины. кроме рассмотренных санкций смогут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного действия.
6. Денежные правоотношения
6.1. Понятие, содержание, субъекты
Денежные правоотношения - это урегулированные нормами денежного права публичные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, использованию и распределению национальных финансовых доходов и фондов. Как и любое второе правовое отношение, денежное правовое отношение появляется между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая характер, свойственный любому правовому отношению. денежное правовое отношение имеет и своеобразные показатели, обусловленные изюминкой сферы их происхождения.
Денежные правоотношения отличаются тем, что они: а) появляются в ходе денежной деятельности страны; б) одним из субъектов в этих правоотношениях постоянно является управомоченный орган страны (денежный орган, кредитное учреждение) либо верховный, либо местный орган власти; в) постоянно возникают по поводу денег -финансового платежа в доход страны, национального расхода и т.д.
Эти три отличительные черты, разглядываемые в их совокупности, отграничивают денежные правоотношения от вторых видов правоотношений.
В денежных правоотношениях, в большинстве случаев. четко выступают два правовых элемента: 1) национально-властный и 2) имущественный.
Эта деятельность основывается на национальных актах. Одновременно с этим расходование и мобилизация страной денежных средств является деятельностью материального, имущественного характера. Исходя из этого денежные правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Субъекты денежного правоотношения. направляться различать понятие “субъект денежного права” и “субъект (либо участник) денежного правоотношения”
Субъект денежного права - это лицо, владеющее правосубъектностью, другими словами возможно талантливое быть участником денежных правоотношений.
Субъект денежного правоотношения - это настоящий участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере денежной деятельности принадлежат субъектам денежного права
Субъектами денежных правоотношений смогут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юрлица), национальные образования (РФ, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Изюминкой денежных правоотношений есть то, что одним из субъектов этих взаимоотношений в обязательном порядке обязан быт соответствующий орган власти (или национальное либо муниципальное образование в целом).
Денежное правоотношение не имеет возможности появиться между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юрлицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, и между данными юрлицами. Субъектный состав денежного правоотношения определяется видом денежного правоотношения.
6.2. Классификация денежных правоотношений
Денежные правоотношения возможно классифицировать по последовательности оснований.
А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,
университета денежного права, на следующие виды:
Б). По субъектам денежного правоотношения делятся на:
6.3. Условия происхождения, прекращения и изменения денежных правоотношений
Происхождения, прекращение и изменение денежных правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, либо юридических фактов. т.е. предусмотренные нормами денежного права действия (бездействие) либо события, вызывающие происхождение, изменение либо прекращение у отдельных юридических либо физических лиц денежных прав и обязанностей.
Происхождение денежно-правовых взаимоотношений в большинстве случаев осуществляется на основании правового нормативного либо личного юридического акта. Таким нормативным актом в области денежной деятельности страны есть Закон о бюджете страны, что принимается каждый год. Личным нормативным актом есть извещение денежным органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение денежных правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на базе нормативного акта в связи с трансформацией предусмотренных в нем событий и фактов. К примеру, факт повышения либо уменьшения размера бюджетных ассигнований приводит к изменению данного правоотношения.
Прекращение денежных правоотношений наступает во многих случаях. Из них чаще всего видятся следующие:
1. погашение денежного обязательства в следствии уплаты суммы в срок либо взыскания недоимки (просроченного платежа);
2. исполнение задания по национальным доходам по бюджету либо внебюджетным фондам;
3. применение выданных бюджетных ассигнований;
4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, к примеру, в связи с переходом на пенсию, в связи с просьбой в армию и т.д.
6.4. Порядок, методы и органы защиты денежных правоотношений
Для защиты прав и законных заинтересованностей субъектов, участвующих в денежных правоотношениях, используется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует в основном при применения мер национального принуждения, которые связаны с защитой прав в области денежных взаимоотношений, к национальным и муниципальным органам, фирмам, организациям, учреждениям.
В разных денежных отношениях административный порядок защиты имеет собственные особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении ответа соответствующими национальными органами.
В денежных правоотношениях страны с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных заинтересованностей обеих сторон. Наряду с этим усилена ориентация на применение судебного порядка, что имеет конституционную базу.
Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о свободах и правах гражданина и человека каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
действия и Решения (либо бездействия) органов власти, должностных лиц и местного самоуправления смогут быть обжалованы в суд.
В случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, любой гражданин вправе в соответствии с интернациональными контрактами РФ обращаться в интернациональные органы по защите прав.
Но граждане по собственному выбору смогут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу либо должностному лицу, другими словами применять административный порядок защиты.
Судебный порядок используется и при защите денежных заинтересованностей и прав страны во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, денежных санкций, платежей по обязательному самообложению и государственному страхованию сельского населения).
Особенное место в защите прав и законных заинтересованностей субъектов денежного права в собственности Конституционному Суду РФ.
Согласно главному нормативному документу России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, и разрешение споров о компетенции между национальными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он контролирует конституционность законов, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере денежных взаимоотношений.
Способы защиты денежных правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в денежно-правовых нормах, свидетельствует и обеспечение прав субъектов денежного права. В этих целях активно используется способ убеждения в разных формах, в первую очередь в проведении разъяснительной работы. В следствии большей частью субъектов они выполняются добровольно.
При нарушения установленных правил в области образования, использования и распределения национальных и местных финансовых фондов вводится в воздействие способ принуждения в разных его проявлениях (использование санкций, запретительных мер и др.). Принципиально важно, дабы в соотношении этих способов первоочередность принадлежала способу убеждения; такая последовательность характерна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.
7. Денежное право как учебная дисциплина и наука
Понятие “денежное право” может употребляться в двух качествах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.
Денежное право являясь отраслью российского права, регулирует публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления денежной деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, использование и распределение определенных фондов денежных средств.
Денежное право как правовая наука изучает нормы, регулирующие публичные отношения, появляющиеся при осуществлении денежной деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития денежного права как отрасли российского права.
Наука денежного права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими совокупность норм денежного права, разбирающими практику применения денежно-правовых норм. На основании взятых результатов ученые производят предложения по совершенствованию денежно-правового регулирования публичных взаимоотношений в области финансов. Наука денежного права применяет знания, выработанные представителями вторых отраслей правоведения, и прежде всего, теории права и страны.
Денежное право как учебная дисциплина. учебный курс предусматривает обучение студентов денежному праву, тем правовым нормам, каковые в совокупности образуют денежное право как отрасль права.
Совокупность курса денежного права- это последовательность изложения, изучения денежно-правовых норм, разрешающая более действенно раскрыть их значение и сущность. Совокупность курса денежного права подразделяется на неспециализированную и особую части.
В общей части курса выявляется единство денежного права, изучаются его метод и предмет правового регулирования, раскрывается специфика денежно-правовых норм, выявляются изюминке методов и форм осуществления денежной деятельности и денежного контроля, определяется место денежного права в общей совокупности российского права.
В особой части курса разделы и отдельные денежно-правовые университеты рассматриваются в историческом замысле, предлагаются пути совершенствования денежно-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и денежно-правовых университетов.
Вопросы для самопроверки
1. Дать определение денежного права?
2. Дать определение предмета денежного права?
3. Какой способ правового регулирования характерен денежному праву?
4. Дать определение денежно-правовой нормы?
- Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
- Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
- Содержание и принципы финансовой деятельности государства
- Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
- Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- Финансовый контроль в Российской Федерации
- Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
- Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
- Правовые основы аудита в Российской Федерации
- Методы финансового контроля
- Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
- Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
- Бюджетная система Российской Федерации
- Внебюджетные фонды
- Бюджетные доходы и бюджетные расходы
- Бюджетный процесс
- Государственные доходы
- Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
- Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
- Налоговые и неналоговые доходы
- Государственные расходы
- Государственные расходы: понятие, виды и принципы
- Правовые формы реализации государственных расходов
- Расходные обязательства публично-территориальных образований
- Налоги и налоговые правоотношения
- Налоги и сборы: понятие и функции
- Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
- Классификация налогов
- Налоговые правоотношения
- Государственный кредит и государственный долг
- Государственный кредит (государственное кредитование)
- Государственный долг
- Государственное страхование
- Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
- Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
- Виды страхования, имеющие государственную основу
- Правовые основы банковского дела
- Банковская система Российской Федерации
- Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
- Центральный банк РФ (Банк России)
- Банковское регулирование и надзор
- Банковский кредит и кредиты Банка России
- Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
- Банковский кредитный договор
- Кредиты Банка России
- Денежная система и денежная политика Российской Федерации
- Понятия «деньги» и «денежная система»
- Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
- Правовые основы денежного обращения
- Понятие «денежное обращение»
- Наличное денежное обращение (денежный оборот)
- Безналичное денежное обращение
- Методы регулирования денежного обращения
- Правовые основы расчетов в Российской Федерации
- Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
- Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
- Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
- Расчетные операции кредитных организаций
- Формы расчетов: юридическое закрепление
- Валютное регулирование и валютный контроль
- Валютное регулирование и валютные правоотношения
- Валютные операции
- Валютный контроль: понятие и содержание
Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
Финансовое право - это одна из отраслей права государственно-правового цикла, имеющая функциональный характер и определяющая правовое регулирование финансовых отношений в стране, т.е. финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере публичного права, поскольку регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны - государство и уполномоченные им органы.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности. В предмет финансового права включаются не все отношения, связанные с оборотом денежных средств, имущества, товаров и т.д., а только те, что возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Это касается и некоторых видов денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа - нормами административного права; оплата труда работников - нормами трудового права.
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру, что, собственно, и дает основание выделять финансовое право как самостоятельную отрасль права.
Вместе с тем финансовые отношения многообразны и реализуются в рамках таких правоотношений, как бюджетные, налоговые, банковские, кредитные, страховые, валютные и др. Эти отношения могут рассматриваться как предмет самостоятельных отраслей права, однако применительно к финансовому праву они являются подотраслями.
Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в нашем случае - в сфере финансовой деятельности государства.
Основные способы правового регулирования - обязывание, запрещение и дозволение. Метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования, поскольку в различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий.
В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях.
Но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы (например, ст. 57 Конституции РФ), на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль. Например, ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений.
Она подразделяется на две составляющие: Общую и Особенную части.
Такая конструкция вообще свойственна самостоятельным отраслям нрава. Общая часть объединяет нормы финансового нрава, которые устанавливают принципы финансовой деятельности государства, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, содержание формы финансового контроля.
Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие правоотношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов (бюджеты, налоги, кредиты, страхование, денежное обращение, расчеты, валютное регулирование и др.).
Разделение финансового права на Общую и Особенную части является результатом исключительно доктринального (теоретического) толкования, поскольку законодательством такого разделения не предусмотрено (как, например, в уголовном праве).
Источники финансового права . Особенностью источниковой базы финансового права является то обстоятельство, что оно не имеет, в отличие от большинства других отраслей права, единого базового правового акта (в конституционном праве - Конституция России, в уголовном праве - УК РФ, в гражданском праве - ГК РФ, в муниципальном праве - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т.д.). Поэтому источниками финансового права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.
Конституция России как источник для всех отраслей права, в том числе финансового права, содержит правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. Так, к сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
Федеральные законы составляют каркас источниковой базы финансового права, поскольку определяют финансовую деятельность государства по основным направлениям, непосредственно регулируя соответствующие финансовые отношения.
В числе важнейших федеральных законов, регулирующих финансовые правоотношения, выделяются следующие:
- БК РФ;
- НК РФ;
- ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
- ФЗ «О национальной платежной системе»;
- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- ГК РФ.
Указы Президента России касаются в основном организационно-управленческих вопросов в финансовой сфере. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 04.03.11 говорится следующее.
1. Присоединить Федеральную службу страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).
2. Передать Федеральной службе по финансовым рынкам функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.
4. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам:
а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);
б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, применяемые в текущей финансовой деятельности государства, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы (например, Постановление Правительства РФ «Об использовании в 2011-2013 годах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении» от 06.04.2011 г. и др.).
Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, агентств и т.д.). В качестве примера можно назвать приказ Минфина России «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 07.02.2003, приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 02.02.11. Специфика таких актов состоит в том, что они имеют целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.
Как будет показано ниже, среди этой группы источников важнейшее место занимают акты Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
Законы субъектов РФ как правило регулируют вопросы реализации полномочий субъектов РФ в финансовой сфере, в частности, это касается утверждения бюджета, установления ставок региональных налогов, осуществления бюджетных трансфертов и др.
Равным образом можно говорить о муниципальных правовых актах.
Нормативный финансовый договор - наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета и др.
Международные договоры Российской Федерации с другими странами также служат источником финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения. Например, в 1996 г. Россия ратифицировала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», в котором содержится самостоятельный раздел «Финансовое сотрудничество».
Финансовое право как наука и учебная дисциплина . Помимо того что финансовое право является отраслью российского права, оно может пониматься еще в двух аспектах: - как правовая наука и как учебная дисциплина.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права; реализует мониторинг правоприменения финансово-правовых норм. Наука «финансовое право» - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов вырабатываются предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука «финансовое право» использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.
Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.
При анализе финансово-правовых отношений необходимо разграничивать финансовое право как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Финансовое право как отрасль охватывает совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс включает изучение правовых норм, предусматривает обучение финансовому праву. Финансовое право как наука содержит совокупность знаний, категорий, положений, отражающих содержание финансово-правовых норм, особенности их применения на практике.
Наука финансового права состоит из научных исследований юристов-финансистов. Будучи общественной наукой, финансовое право корректируется взглядами, исследованиями из сферы конституционного, административного и других отраслей права. Это связано прежде всего с тем, что предметом изучения финансово-правовой науки являются общественные процессы, которые определяются движением публичных денежных фондов.
Разработка проблем государственных финансов сформировало определенные знания в области финансов, специфических норм регулирования. В зародышевых формах они встречаются в законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой Хартии вольностей. Более устойчивой формы взгляды на финансы приобретают на рубеже ХVI-ХVIІ вв. в работах Же. Бодена, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. До середины XVIII века. появляются специальные исследования в этой области: Зонненфельса ("Основные начала полиции, коммерции и финансов", 1776 г.), Юсти ("Подробное рассуждение о налогах и подати", 1755 г.; "Система финансов", 1766 г.). К этому же периоду относятся работы В. Петти, А. Смита. Д. Рикардо. В XIX ст. финансово-правовая наука фактически сформировалась в целом и происходила ее детализация на уровне отдельных институтов. Такими исследованиями стали работы Г. Єллінека ("Бюджетное право"), А. Вагнера, Л. Штейна. В XX ст. науку финансового права в Западной Европе развивали преимущественно представители французской школы П. Годме и Г. Жез.
Основы финансовой науки в России начали закладываться и относительно четко оформляться на рубеже XVI I-XVI11 вв. Наиболее заметными в тот период были работы И. Т. Посошкова (например, "Про нищету и богатство"). Активного толчка развития финансовых и финансово-правовых взглядов оказали исследования ученых XIX века. (М. Ф. Орлова "государственный кредит". Г. Осокина "Несколько спорных вопросов по истории финансового права"; M. М. Сперанского "План финансов"; M.. Тургенева "Опыт теории налогов" и др.). Невозможно сейчас представить всестороннее и динамическое исследования практически никакой проблемы финансового права без фундаментальных работ Есть. М. Берендтса, И. Я. Горлова, С. И. Иловайского, В. А. Лебедева, Д. M. Львова, Ф. Бы. Мільгаузена, И. X. Озерова, И. Т. Тарасова, И.И. Янжула.
Определенные трудности, которые были отражением экономических, политических, социальных проблем, переживала финансово-правовая наука в начале XX века. Эти противоречивые процессы отразились в работах представителей финансово-правовой науки (П. С. Гензеля, Н. Д. Загряцкова, С. А. Котляревского, С. Д. Крылова, Е. Е. Понтовича). Новый качественный этап в развитии финансово-правовой науки связан с 50-60-ми годами, когда появляются фундаментальные учебники и монографии А. М. Гур-вича, Н. И. Пискотин, Ю. А. Ровинского, С. Д. Ципкина, В. В. Бесчеревних. Именно в это время увидели свет работы, которые не потеряли своего значения и до сих пор (например, монография Ю. А. Ровинского "Основные вопросы теории советского финансового права").
Определенные успехи науки финансового права в 70-90-х годах XX века. связывается с именами В. В. Бесчеревних ("Компетенция Союза ССР в области бюджета", 1976 г.), Л. К. Вороновой ("Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР", 1981 г.), С. Д. Ципкина ("Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы", 1973 p.; "Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства", 1984 p.), H. И. Хімічевої ("Субъекты советского бюджетного права", 1979 p.). Активно работают в этот период ведущие специалисты в области финансового права В. М. Горбунова, Т. С. Ермакова, Л. H. Коган, В. Е. Кузниченкова, Н. А. Куфакова, Л. С. Малокотін.
Начало 90-х годов XX века. ознаменовался некоторым изменением условий и ориентиров в развитии финансово-правовой науки, которые были вызваны особенностями законодательного регулирования финансовой деятельности в Украине. Основателем финансово-правовой науки в Украине в этот период является Л. К. Воронова. Фактически все более-менее заметные исследования в этой области выходили под ее руководством и с ее участием, да и школы, возникшие в Украине в начале XXI века, создавались при ее непосредственном участии. В последнее десятилетие в Украине наряду с фундаментальной финансово-правовой школой, возглавляемой Л. К. Вороновой они в Киеве, возникают центры, активно занимающихся этой же проблематикой (кафедра финансового права в Национальном университете "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого", кафедра финансового права в Национальном университете государственной налоговой службы Украины и др.).
Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.
Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:
между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;
между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;
между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);
между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;
между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).
На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.
Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Властный характер метода финансового права выражается:
в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;
в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;
в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;
в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.
Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.
Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.
Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.
Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.
Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.
Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;
особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.
2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)
Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:
характера установления в них предписаний;
мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
способов защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.
Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Признаки финансово‑правовых норм:
имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;
носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;
имеют материальное обеспечение;
с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.
Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.
1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:
регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);
охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).
4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:
всей территории РФ;
территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.
5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:
общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;
временные – устанавливаются на определенный срок.
6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:
общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;
дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;
нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;
комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);
оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.
Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.