Понятие и виды преступлений. «Уголовное правонарушение», «преступление», «уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»: схожесть и различия (Хавронюк Н.И
В современное время, гражданами совершается большое количество различных правонарушений, которые относятся к различным отраслям российского законодательства. Административные правонарушения не несут большой угрозы обществу, как, например, уголовные злодения, но в то же время они преследуются по закону и имеют неприятные последствия в виде юридической ответственности.
Уголовный и административный кодексы РФ: особенности, схожие черты
В россиийском закондательстве привлечь человека за содеянное можно по нескольким нормам права, вопрос здесь будет только в том, какое правонарушение он совершил. Как правило, уголовный и административный кодексы содержат в себе перечень статей за различные правонарушения в разнообразных сферах жизни общества, но главное их отличие друг от друга заключается в том, что в административном законодательстве правонарушение не влечет за собой опасных и негативных последствий, как в уголовном, тем самым не несет в себе особых последствий для правонарушителя.
В криминальном законодательстве понятие "правонарушение" уже называется преступным деянием и является общественно опасным, потому что влечет за собой появление у виновного лица судимости, которая погашаетсчя через определенное количество лет.
За совершение административного правонарушения можно оказаться в изоляторе временного содержания на несколько дней, а в случае совершения преступления этот срок может составлять даже несколько недель до того момента, пока подозреваемого не переведут в следственный изолятор.
Наказание за совершение того или иного вида правонарушения выносится только судом, в этом и заключается главная схожесть административного и уголовного кодексов.
Понятие и виды правонарушений
Правонарушение означает противоправное деяние, которое наносит вред обществу. Совершение правонарушения может быть вызвано личностными мотивами виновного лица и затрагивать различные сферы жизни общества.
Правонарушения делятся на следующие виды:
- проступок, который не является особо опасным для общества, но несет в себе нарушение правовых норм;
- преступление является особо опасным для общества и каждого человека в отдельности и регулируется нормами уголовного права.
Примером проступка является нарушение дисциплины при выполнении должностных обязанностей, неподчинение руководству.
Примером преступления может быть любое действие которое подпадает под действие уголовного закона.
Понятие и виды правонарушений существуют во всех общественных правоотношениях, что, в свою очередь, разделяет правонарушение в виде проступка на следующие подвиды:
- дисицплинарные (при осуществлении трудовых обязанностей);
- административные ;
- гражданско-правовые (в области имущественных и личных неимущественных отношений).
Уголовное деяние
Перечень всех преступлений с указанием статей содержится в Уголовном кодексе РФ, который представляет собой единый сборник законов за преступные злодеяния.
Уголовное правонарушение представляет собой опасное, противоправное деяние, которое своим действием либо бездействием нарушает права и свободы других граждан, что впоследствии порождает возникновение ответственности за содеяннное.
В свою очередь, преступления подразделяются на следующие виды:
- умышленные, которые с самого начала их совершения имеют преступный и злой умысел;
- неосторожные, совершенные в связи с небрежным отношением лица к своим обязанностям либо по халатности.
Понятие и виды правонарушений в области криминального законодательства обладают наивысшей степенью повышенной опасности и носят особый, противоправный характер содеянного.
Примером неосторожных злодеяний является статья РФ, когда неострожные действия водителя приводят к смерти и тяжким последствиям здоровья пассажира или пешехода.
Примерами умышленных злоденяний выступают: убийство, изнасилование, кража, мошенничество, грабеж и другие деяния, предусмотренные особенной частью кодекса о преступлениях.
Уголовное правонарушение является особо опасным злодеянием, правовыми последствиями которого будет судимость.
Формы вины совершенного злодеяния
Существует две основные формы вины физического лица:
- умысел;
- неосторожность.
В соответствии с двумя этими значениями определяется категория преступного деяния и в дальнейшем наказание за содеяннное.
Умышленные деяния имеют прямой умысел, а лица, их совершающие, осознают всю противоправность своих действий.
Неосторожные преступления совершаются по небрежности, и лицо не ожидает и не желает наступления негативных последствий.
Закон об административных правонарушениях
Понятие и виды правонарушений в КОАП РФ имеют точно такие же особенности, как и в уголовном законодательстве, единственное, что отделяет административные проступки от преступных деяний - это наименьшая степень общественной опасности и отсутствие сильных негативных последствий в виде судимости.
Кодекс об административных правонарушениях РФ, регулирующий предупреждение правонарушений в области общественного порядка, государственной власти, правил дорожного движения, а также запрещающий иные правонарушения и предусматривающий наказание за них, - это основной закон об административных правонарушениях.
Формы вины за административное правонарушение
Совершение правонарушения в области административного права влечет за собой наступление административной ответственности, которая может быть выражена в виде штрафа, ареста, приостановки деятельности, предупреждения.
Административные правонарушения по форме вины разделяются на:
- умышленные;
- неосторожные.
Умышленные административные правонарушения - это противоправные общественные деяния, лицо, их совершившее, предвидело негативные последствия и желало их наступления. Примером таких правонарушений может служить: курение в общественном месте, когда гражданину известно о том, что это запрещено законом, и он все равно совершает противоправные действия, надеясь на то, что избежит наказания в виде штрафа.
Неосторожные правонарушения в области - это случайные, небрежные действия или бездействия виновного лица, которое не желало наступления негативных последствий. В данном случае примером может быть нарушение правил дорожного движения водителем, который перед поездкой на транспортном средстве не проверил исправность всех электроприборов в автомобиле, в итоге получил штраф за не горевшую на фаре лампочку.
Лица, совершающие правонарушения
В области административных правонарушений деяние может быть совершено юридическими и физическими лицами.
Пример юридического лица следующий: в клубе приостановлена деятельность из-за нарушения требований пожарной безопасности, а инспекцией государственного пожарного надзора вынесено предписание, в соответствии с которым, нужно устранить указанные в нем нарушения в срок, если требование не будет исполнено к положенному сроку, то штраф будет наложен на юридическое лицо.
В уголовном законодательстве лицом, совершившим преступное деяние, может быть только физическое лицо или группа физических лиц, которые и будут нести ответственность за содеяннное. Например: один гражданин ограбил гражданку и забрал у нее сумку, в связи с чем он был привлечен к ответственности за грабеж, в итоге получил 2 года колонии и отправился отбывать наказание в места лишения свободы.
Административное правонарушение и уголовное преступление. Во отличие от уголовных преступлений административные правонарушения не определены в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность очевидна, поскольку они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления. Тем не менее обычно считают, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.
Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и других объектов.
К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения. Эту позицию разделяют видные ученые-административисты А.Е. Лунев, Ю.М. Козлов, А.П. Шергин и др. Между тем некоторые авторы упрощают ситуацию, считая, что по отсутствию у административных правонарушений общественной опасности их можно легко отграничить от преступлений. Это, конечно, заблуждение. Единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений.
Нарушение правил, о которых говорилось выше, иногда может повлечь уголовную ответственность, если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом. Но в большинстве случаев вред от каждого нарушения таких правил не настолько велик, чтобы отдавать нарушителей под суд, признавать преступниками. Для подобных случаев, а они наиболее часты, государство и учредило административную ответственность, которая по характеру мер менее сурова, чем уголовная, не влечет судимости и применяется, как правило, органами исполнительной власти, т.е. значительно более оперативно и на основе менее сложного процесса, чем уголовный.
Обычно отличить преступление от административного правонарушения не столь трудно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений, хотя очевидно являются правонарушениями (например, безбилетный проезд на транспорте или нарушение правил парковки). Есть и такие преступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена Родине, убийство или угроза убийством и т.д.). Но применительно к некоторым нежелательным для общества деяниям уловить ту черту, где “вредоносность” перерастает в общественную опасность, нелегко, тем более что точные границы между преступлениями и административными правонарушениями не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим.
Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.
Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в “пограничных зонах” порой довольно сложен.
Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, “если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности” (Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях, утв. Приказом Госстандарта РФ от 29.04.1996). Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой критерии, как наличие или отсутствие тяжких последствий.
Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет, то - как административное правонарушение. К примеру, выезд на полосу встречного направления, не повлекший за собой ДТП или повлекший ДТП без причинения тяжкого вреда здоровью участников, трактуется по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ как административное правонарушение, а в случае причинения смерти либо тяжкого вреда здоровью - как уголовное преступление по ст. 264 УК РФ. В некоторых случаях достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия.
Так, нарушение правил хранения использования и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление (ст. 218 УК РФ). Как правило, такой подход применяется в том случае, когда возможная вредность очень велика.
Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальный размер месячной оплаты труда, считается преступлением, а на меньшую сумму - административным правонарушением.
В ряде случаев квалифицирующим признаком служит повторность, неоднократность или систематичность совершения противоправного деяния и, следовательно, применение более сурового) наказания (взыскания). Иногда квалифицирующее значение имеет форма вины: совершенное умышленно деяние считается преступлением, а по неосторожности - административным правонарушением. Например, причинившая значительный ущерб умышленная потрава посевов скотом или птицей всегда считалась преступлением, а совершенна по неосторожности - административным правонарушением, зависимо от размера потравы.
Есть особенности в способах совершения административных правонарушений гражданами и должностными лицами. Граждане, в том числе “рядовые” работники предприятий, учреждений организаций, отвечают только за нарушение установленных правил своими собственными действиями. Должностные же лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц (ст. 15 Кодекса об административных правонарушениях). Например, за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством, должностные лица автохозяйства, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются штрафу.
Следовательно, применительно к должностным лицам в качестве специфического конкретного основания их административной ответственности предусмотрено необеспечение выполнения иными лицами тех или иных правил.
Обладают особенностями основания административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих. Они несут такую ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей и контролю за их поведением. Например, в связи с совершением хулиганства или мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет их родители могут подвергаться штрафу.
Но здесь нет ответственности за чужую вину: родители несут ответственность не за хулиганские действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Понятие административного правонарушения
Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Административное правонарушение и уголовное преступление Во отличие от.. Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Определения. Основные черты правонарушения................................ 3-4
Система уголовного права ракурсе понятия о преступлении................5
Субъекты правонарушения..................................................................6
Признаки наличия правонарушения......................................................7
Признаки преступления......................................................................8-9
Критерии не существования преступления...........................................9
Виды правонарушений.........................................................................10
Виды или классификация преступлений................................................12
Отличие преступления от других видов правонарушения......................13
Административный проступок как вид правонарушения........................14
Юридическая ответственность как метод борьбы
против правонарушений........................................................................15
Причины правонарушений.....................................................................15
Литература............................................................................................16
Правонарушение - противоправное виновное деяние лица, носящее общественно опасный характер.
Посягающее на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Преступление является составной частью понятия правонарушения.
Преступление - виновно - совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. (ст. 14 УК РФ)
Наиболее общественно - опасное правонарушение.
Из определений видно, что эти понятия правонарушения и преступления имеют ряд общих черт и постоянно перекликаются друг с другом , но в тоже время существует ряд критериев, разграничивающих эти понятия. Эти особенности и предстоит выяснить.
Основные черты правонарушения.
Одной из черт правонарушения, наиболее очевидной, вытекающей из самого термина, является противоправность, то есть нарушение права, его норм. Правонарушение - это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно правонарушение может составить только акт поведения, выраженный правонарушителем. То есть нельзя считать правонарушителя таковым при наличии у него противоправных мыслей. Конечно если эти мысли не воплотились в правонарушение.
Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, если оно противоречит диспозиции данного права. Бездействие - один из видов поведения. В свою очередь, поведение, имеет свой обязательный признак, выражающийся в том, что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли индивида, субъекта права. Значит не может признаваться правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности. Это утверждение подтверждает, к примеру, ст. 23.9 КРФ об Административных правонарушениях:
«Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости , то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность с своего действия или бездействия либо руководит им ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.»
Таким образом, правонарушение, являясь деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.
Еще одной чертой, характеризующей правонарушение, является общественная опасность, которая в свою очередь выражается во вреде наносимом обществу.
Вред - совокупность отрицательных последствий правонарушений и обязательный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный (ущерб, нанесенный собственности) или моральный (хулиганство в проявлении унижения достоинства) характер, восстановимым или нет, ощущаемым отдельными гражданами, коллективом и обществом в целом. Вредных или безразличных для государства, граждан правонарушений не существует.
Одним из основных принципов правонарушения является порицание. Порицание основывается на том, что субъект правонарушения выбрал из имеющихся вредный вариант поведения. Выбор такого варианта свидетельствует о безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам. Такое отношение сознания правонарушителя к обществу характеризуется субъектной стороной деяния - виной. Вина выражается в двух формах: косвенная и прямая. Прямая вина правонарушителя определяется таким образом, что он (правонарушитель) предвидит и желает наступление отрицательных последствий своего деяния., при косвенной вине правонарушитель предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности думает, что их удастся избежать
Из сказанного следует, что если противоправность всегда виновна, то отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность.
Система уголовного права в ракурсе понятия
о преступлении.
Такая составная часть правонарушения, как преступление находится в ведении Уголовного законодательства Российской Федерации. Можно выделить три основные разновидности общественных отношений, регулируемых уголовным правом:
1. Охранительные уголовно - правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления;
2. Общественные отношения, связанные с удержанием морально неустойчивых лиц от совершения преступлений посредством угрозы наказания, предусмотренной в законодательных нормах;
3. общественные отношения, регулирующиеся нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите жизни, достоинства, имущества от преступных посягательств.
Субъекты правонарушения.
Правонарушения совершаются людьми - субъектами правонарушения. В соответствии с ГКРФ субъектом правонарушений может быть юридическое лицо; однако в конечном счете и эти правонарушения совершаются людьми - работниками предприятий, учреждений.
Субъект деяния не может рассматриваться как признак правонарушения, но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Закон устанавливает также различные возрастные границы деликтной правосубъектности.
Уголовная ответственность - 16 лет, административная ответственность - 16 лет, ответственность по гражданскому праву в полном объеме с 18 лет и частичная с 15 лет.
Признаки наличия правонарушения.
Для того, чтобы определить правонарушение необходимо знать его признаки:
* наличие субъекта правонарушения (физическое или юридическое лицо. В уголовном праве только физическое).
* наличие объекта правонарушения - охраняемый законом объект.
* наличие объективной стороны правонарушения (деяние).
Надо сказать, что при условии наличия этих признаков имеет место, так называемый принцип состязательности сторон.
Сторона1 Сторона2
Признаки преступления
Опираясь на законодательное определение преступления наука уголовного права устанавливает, что любые преступления характеризуются совокупностью рядя обязательных признаков. Такими признаками являются:
1. Общественная опасность;
2. Уголовная противоправность;
3. Виновность;
4. Наказуемость деяния.
1. Общественная опасность деяния - это материальный признак преступления. Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, то есть общественная опасность состоит в том, что деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям. Примерный перечень общественных отношений, которым наносят вред преступления содержится в ст.2 УК РФ.
В связи с этим целесообразно определить такое понятие, как степень общественной опасности. Степень общественной опасности - это количественное выражение опасности деяния. Она определяется сравнительной ценностью объектов посягательства, величиной причиненных ущербов, степенью низменности мотивов и целей преступления, сравнительной опасностью в зависимости от специфики места и времени его (преступления) совершения.
2. Уголовная противоправность - это общественно - опасное деяние, предусмотренное уголовным законом в качестве преступления. Деяние объявляется преступным и наказуемым по велению уголовного закона. Уголовная противоправность состоит в запрещенности преступления, соответствующего уголовно правовой норме под угрозой применения к виновному уголовному наказания. Уголовная противоправность деяния является юридическим выражением его общественной опасности.
3. Вина - это отношение психики лица к совершаемому им общественно - опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении преступления может быть признано только лицо, способное, как по своему возрасту, так и психическому состоянию, правильно оценивать совершаемые им действия, отдавать в них себе отчет и руководить их совершением (принцип вины). Поэтому не могут рассматриваться в качестве преступления действия малолетних, а также общественно - опасные поступок невменяемых.
4. Наказуемость. Наказание - это необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе возможного применения наказания за деяния, предусмотренные УК.
Критерии не существования преступления.
Закон сформулировал два критерия при которых совершаемое деяние не может быть признано преступлением:
1) Формально есть признаки деяния, предусмотренные УК (формальное основание).
2) Но в силу малозначительности оно не представляет общественной опасности (материальное основание). Деяние считается малозначительным если при его умышленном совершении умысел виновного был направлен на совершение именно малозначительного деяния.
Виды правонарушений.
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
1) гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
2) трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
3) уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
4) административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
5) процессуальные
По общественной опасности правонарушения принято делить на:
1) преступления
2) иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые.
Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
· в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
· в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
· в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также различать правонарушения, посягающие на:
· духовные или материальные блага
· общественные или личные интересы
Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско - правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.
Виды или классификация преступлений.
УК РФ классифицирует преступления, взяв за основу такое понятие, как степень тяжести деяния, выраженная в санкциях соответствующих статей. В соответствии этим статья 15 УК РФ различает четыре категории преступлений:
1) Преступления небольшой тяжести;
2) преступления средней тяжести;
3) Тяжкие преступления;
4) особо тяжкие преступления.
1) Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
2) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти лет лишения свободы.
3) Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десяти лет лишения свободы.
4) Особо тяжкими признаются умышленные деяния за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.
Отличие преступления от других видов правонарушения.
Преступление - это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).
Административный проступок, как вид правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Основными критериям наличия административного проступка, как и любого правонарушения являются противоправность и виновное поведение.
Противоправность административного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил, которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Административный проступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствие вины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен в статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение моет выражаться как в действии (мелкое хулиганство, незаконная порубка и повреждение деревьев) так и в бездействии (уклонение о подачи декларации о доходах).
Юридическая ответственность как метод борьбы
против правонарушения.
Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответственное отрицательное отношение. Общество в лице государства имеет право и обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, способствующих их возникновению, во имя обеспечения нормального развития и охраны общественных интересов.
Одним из методов борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушения.
Юридическая ответственность
Функция наказания
Причины правонарушений.
Условия, в которых оказываются группы людей равны для каждого отдельного человека, причины воздействию которых они подвергаются, тоже равны. Имея выбор вариантов поведения в данной ситуации, одни из людей избирают правомерный вариант поведения, другие наоборот, противоправный вариант.
Некоторые авторы высказывают мнение, что общая причина преступности и совершения правонарушений - это совокупность социальных явлений субъективного и объективного характера, в результате взаимодействия которых на формирование личности в ее структуре образуется комплекс социально - негативных свойств.
Таким образом имеет смысл говорить о правонарушении не только как о нарушении нормы и права, но и как о нарушении социальных интересов и справедливости.
Литература:
1. Кудрявцев В.Н. «Закон, поступок, ответственность» М. 1984.
2. Малеин Н.С. «Правонарушение: понятие, причины, ответственность»
3. Кудрявцев В.Н. «Причины правонарушения» М. 1976
4. Лекции по курсу «Правоведение»
5. Учебное пособие под ред. Профессора А.К. Кравцова «Правоведение»
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Правонарушения классифицируются по двум главным основаниям: по их характеру и степени общественной опасности.
По характеру правонарушения
делятся на уголовные, административные, гражданские и дисциплинарные.
По степени общественной опасности
правонарушения характеризуются как преступления, к которым относятся уголовные правонарушения и проступки, включающие административные, гражданские и дисциплинарные правонарушения.
Преступлением
признается предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние, посягающее на личность, права и свободы граждан, правопорядок, экономическую систему, собственность, государственное управление и иные значимые общественные отношения.
Преступления характеризуются следующими основными чертами.
1. Преступления -
наиболее общественно опасные правонарушения. Их особая общественная опасность заключается в том, что они посягают на наиболее важные и главные общественные отношения и социальные ценности, такие, как конституционный государственный строй, жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, правосудие и др. Преступления причиняют людям и обществу тяжкий вред.
2. Субъектом преступления
могут быть только физические деликтоспособные лица. Юридические лица не могут совершать преступления и нести уголовную ответственность.
3. Перечень всех преступлений указан в уголовном законе - Уголовном кодексе. Правонарушения по своим признакам (например, общественной опасности), хотя и подпадающие под преступления, но не указанные в уголовном кодексе, не являются преступлениями.
4. Лицо, совершившее уголовное правонарушение, является преступником. Оно подвергается уголовному наказанию, признается судимым, что влечет для него определенные негативные последствия. Например, судимость учитывается при назначении наказания при совершении нового преступления.
5. Уголовные правонарушения совершаются независимо от того, состоит ли правонарушитель в правовых или иных отношениях с тем юридическим или физическим лицом, в отношении которого совершено преступление. Уголовное правонарушение разрушает положительные социальные связи правонарушителя с обществом, государством, гражданами, юридическими лицами и порождает отрицательные, преступные отношения.
Проступки также являются общественно опасными деяниями. Однако их опасность менее значительна по сравнению с уголовными правонарушениями. Объектами правонарушений - поступков являются административные, имущественные и трудовые отношения, не представляющие большой общественной опасности. Так, административным правонарушением
признается противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, отношение собственности, права и свободы граждан, порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность.
Административное правонарушение характеризуются следующими чертами.
1. Объект административного правонарушения совпадает с объектом уголовных правонарушений. Однако само деяние менее опасно, поскольку причиняет меньший вред общественным отношениям и социальным ценностям. Так, например, нарушение правил пожарной безопасности может быть и уголовным, и административным правонарушением. Уголовным оно является в том случае, если повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, или его смерть. К административным относятся правонарушения, не повлекшие названных последствий.
2. Административные правонарушения могут совершать физические деликтоспособные лица - граждане и руководящие работники предприятий и учреждений.
Ответственность за административные правонарушения предусмотрена административным, финансовым, налоговым, экологическим и другим законодательством.
3. Административные нарушения могут совершаться субъектами правонарушения, как правило, не находящимися в правоотношениях с теми, чьи права нарушены. Подавляющее их количество составляют нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, норм санитарии и др.
Гражданские правонарушения -
это незаконные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Они характеризуются следующими чертами.
1. Неимущественные отношения регулируются в основном нормами гражданского, семейного и земельного законодательства.
2. Гражданские правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении договорных обязательств, причинении имущественного вреда, заключении сделок, противоречащих закону
3. Субъект гражданского правонарушения, как правило, состоит в договорных правоотношениях с юридическим и физическим лицом, права которого нарушены, возможно и бездоговорное причинение вреда.
4. Субъектами гражданских правонарушений могут быть граждане, предприятия, учреждения, другие юридические лица и их должностные лица.
5. Вред, причиняемый гражданским правонарушением, носит имущественный характер и наносится конкретному юридическому или физическому лицу. Он представляет собой уменьшение количества его материальных ценностей. Как правило, он выражается в порче имущества, неоплате поставленных по договору товаров, невозврата долга и т.п.
6. Гражданским правонарушением признается также причинение нематериального, морального вреда, например распространение не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство человека, порочащих деловую репутацию хозяйствующего юридического лица, или частного предпринимателя.
Дисциплинарные правонарушения
направлены против трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, наносят вред нормальному функционированию различных государственных, хозяйственных, учебных и других учреждений и предприятий.
К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение приказов и распоряжений начальников.
Основные черты дисциплинарных правонарушений:
1. Они совершаются физическими лицами - работниками предприятий и учреждений.
2. Субъекты этих правонарушений состоят в трудовых правоотношениях с юридическими лицами или предпринимателями без образования юридического лица, права которых нарушаются.
3. Объектом трудовых правонарушений является нормальная деятельность юридических лиц, или соответственно предпринимателей без образования юридического лица.
Выделяются также процессуальные, исполнительные и международные правонарушения.
К процессуальным
относятся нарушения норм уголовного, гражданского и арбитражного процессуального права. Они выражаются в нарушении порядка проведения обыска, подачи жалобы, предъявлении иска, заявлении ходатайства, предусмотренного процессуальным законодательством. Субъектами этих правонарушений являются юридические и физические лица, обращающиеся с иском в судебные органы, следователи, а также участники судебного процесса.
Исполнительные
правонарушения представляют собой действия, противоречащие нормам уголовно-исполнительного права, законодательству о порядке исполнения решений судов по гражданским делам. Субъектами этих правонарушений являются судебные приставы-исполнители, работники пенитенциарных учреждений, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
К международным
относятся нарушения норм международного права и собственных обязательств государств, причиняющих ущерб другим государствам или мировому сообществу. Например, преступными являются пиратство, работорговля, международный терроризм и др. К иным международным деликтам относятся нарушение прав международных представительств, торговых обязательств и др.
Субъектами международных правонарушений являются физические и юридические лица - предприятия и организации, а также в целом государства, которые не выполняют нормы международного права, межгосударственные договоры и соглашения.
(преступления и уголовного проступка)
В уголовном праве различных стран существуют разные подходы к классификации правонарушений в зависимости от степени их общественной опасности.
В Германии уголовно-наказуемые деяния делятся на уголовные преступления и уголовные проступки.
К уголовным преступлениям относятся противоправные деяния, за совершение которых предусмотрено минимальное наказание в виде лишения свободы на срок 1 год и выше, а к уголовным проступкам – деяния, за которые предусмотрено минимальное наказание в виде более краткого срока лишения свободы или денежного штрафа. Уголовные преступления, в свою очередь, не делятся на какие-либо категории.
От вида уголовного правонарушения (преступления или уголовного проступка) зависит порядок уголовного судопроизводства. Если по преступлениям прокуратура обязательно проводит расследование, то по уголовным проступкам она может отказаться от уголовного преследования или проводить его в упрощенном порядке. В таком порядке прекращаются примерно 25 % уголовных дел.
В Италии уголовные правонарушения делятся на преступления (delitti) и уголовные проступки (contravvenzioni). Преступления наказываются лишением свободы и штрафом, а совершение уголовных проступков может повлечь за собой применение ареста и возмещение убытков.
В Испании правонарушения, влекущие за собой уголовную ответственность, могут быть деликтами (delitos) - деяниями, влекущими за собой тяжкие наказания (las penas graves), и уголовными проступками (faltas), за которые предусматриваются легкие наказания (las penas leves). Процедура разбирательства уголовных проступков носит упрощенный характер и осуществляется, как правило, устно.
Уголовный кодекс Франции сохранил трехчленную систему уголовных правонарушений: преступления (crimes), проступки (delits) и нарушения (contraventions). В основе такого деления лежат предусмотренные за их совершение санкции. В зависимости от категории уголовного правонарушения решается вопрос о привлечении к ответственности за правонарушения, совершенные за пределами Франции, о сроках давности привлечения к уголовной ответственности и давности применения наказания. Кроме того, практическое значение приведенной классификации уголовных правонарушений проявляется и в том, что ответственность за покушение на преступление наступает в обязательном порядке, за покушение на проступки - только в тех случаях, когда в правовой норме прямо говорится об этом, а за покушение на нарушение уголовная ответственность не предусмотрена вообще.
В СССР в свое время также высказывались предложения о принятии самостоятельного кодекса об уголовных проступках. Однако эту сложную проблему решить тогда не удалось, так как дискуссии о критериях разграничения уголовных проступков и преступлений небольшой тяжести зашли в тупик. Меры наказания за уголовные проступки должны быть более строгими, чем за административные, но менее строгими, чем за преступления. Никто не предложил четких ответов, как это сделать на практике. Поэтому советская доктрина и законодательная практика более предпочтительной считали деление правонарушений на преступления и административные правонарушения, с четкой их кодификацией в самостоятельных кодексах.
В ряде стран не проводится четкое разграничение правонарушений, то есть все, что влечет ответственность, называется уголовным. Например, хулиганство, мелкое или уголовное наказуемое, считается уголовным деянием. А в административные кодексы у них включены составы правонарушений, которые нарушают какие-либо установленные государством правила (пожарной безопасности, налоговые и др.). Поэтому при совершении уголовно-наказуемого деяния обвиняемый пользуется всем набором прав и гарантий, предусмотренных в уголовном процессе.
Впервые в истории развития казахстанского уголовного законодательства апробированы новые подходы в определении критериев классификации уголовных правонарушений. Законодатель не дает определение понятия «уголовное правонарушение». Это задача науки уголовного права. Опираясь на общепринятые принципы данной отрасли права можно дать следующее определение: «уголовное правонарушение – совершенное виновно и характеризующееся различной степенью общественной опасности деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой применения мер уголовной ответственности».
В действующем УК уголовные правонарушения в зависимости от степени их общественной опасности и наказуемости подразделены на преступления и уголовные проступки.
Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни (ч. 2 ст. 10 УК).
Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие либо бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста (ч. 3 ст. 10 УК).
В отличие от большинства западноевропейских стран, в уголовном праве которых распространено формальное определение понятия преступления, для отечественного уголовного права традиционным является его материально-формальное определение как общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом. Если при формальном определении понятия уголовного правонарушения акцент делается на формальном признаке противоправности деяния, то при материально-формальном определении наряду с формальным признаком обязательным является материальный – общественная опасность действия или бездействия.
Из определения преступления, содержащегося в ч. 2 ст.10 УК, видно, что преступление характеризуется рядом обязательных признаков. Это – общественная опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Эти признаки с некоторыми особенностями, о которых будет сказано ниже, присущи и уголовному проступку. Только при наличии всех указанных признаков в совокупности деяние может быть признано уголовным правонарушением.
Первый признак преступления – его общественная опасность. Общественная опасность – это объективное свойство деяния (действия или бездействия) реально причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создавать угрозу причинения такого вреда. Именно общественная опасность (вредоносность) действия или бездействия берется во внимание законодателем при решении вопроса о криминализации или декриминализации деяния. Установление уголовной ответственности за те или иные деяния целесообразно только в том случае, если они объективно общественно опасны. Но даже если законодатель сочтет необходимым запретить уголовным законом то или иное поведение, это еще не значит, что конкретное действие или бездействие, подпадающее под признаки деяния, указанного в законе, всегда является преступным. Важно установить, что именно инкриминируемое виновному деяние общественно опасно. Согласно ч. 4 ст.10 УК не является уголовным правонарушением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Общественная опасность – свойство, присущее не только преступлению. Уголовные проступки или административные правонарушения, например, также способны причинить вред личности, обществу или государству. Однако степень их общественной опасности (вредоносности) значительно ниже. Поэтому при определении уголовного проступка (ч. 3) законодатель использует словосочетание «не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству».
Отграничивая преступления от иных правонарушений, законодатель обычно указывает в диспозиции статьи Особенной части УК признаки, характеризующие более высокую общественную опасность деяния. О высокой общественной опасности могут свидетельствовать особенности одного из элементов состава уголовного правонарушения. Одно и то же деяние в зависимости от наступивших последствий может признаваться преступлением, уголовным проступком или административным правонарушением. Так, нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, признается уголовным проступком, если оно повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека. Если же результатом такого нарушения явились причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерть человека, то оно признается преступлением. При отсутствии указанных последствий или при наличии иных, менее тяжких последствий (например, причинение легкого вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством) деяния при соответствующих условиях влекут ответственность в административном порядке.
Вторым обязательным признаком уголовного правонарушения является уголовная противоправность, то есть запрещенность деяния уголовным законом. Противоправность – это, как уже говорилось выше, формальный признак уголовно наказуемого деяния. В отечественной юридической литературе советского периода, особенно в первые годы советской власти, отстаивался приоритет материального признака над формальным, что, по мнению авторов, свидетельствовало о преимуществе марксистко-ленинского понимания преступления. На наш взгляд, в новых условиях, когда принцип законности становится краеугольным камнем в фундаменте возводимого здания правового государства, формальный признак преступления по своей важности нисколько не уступает материальному. Оба эти признака довольно тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Законодатель обычно устанавливает уголовно-правовой запрет на такое деяние, которое общественно опасно и, как правило, когда общественная опасность утрачивается, отменяется и его уголовно-правовой запрет (деяние декриминализируется). Между тем, встречаются и несовпадения. Это не только случаи, когда предусмотренное уголовным законом действие или бездействие в силу малозначительности не представляет общественной опасности, но и эксцессы, объективно причиняющие вред, причем не исключено, что довольно существенный, тем или иным общественным отношениям, но эти общественные отношения не защищены уголовным законом, т.е. не установлен уголовно-правовой запрет на причинение им вреда. В обоих случаях деяние не может быть признано преступным.
Следует отметить, что в УК признак уголовной противоправности по-разному сформулирован применительно к преступлению и уголовному проступку. В отличие от преступления, в определении уголовного проступка (ч. 3 ст. 10 УК) отсутствует словосочетание «…запрещенное настоящим Кодексом…», которое является законодательным отражением указанного признака. Поэтому, на первый взгляд, создается впечатление, что признак уголовной противоправности не присущ уголовному проступку, и ответственность за его совершение может устанавливаться не только УК, но и другими законами. Однако это не так. В данном случае, видимо, необходимо говорить об особенностях юридической техники при формулировании уголовно-правовой нормы, а не о недостатках уголовного закона. Вместо упомянутого словосочетания в ч. 3 ст. 10 УК используются слова «…за совершение которого предусмотрено наказание в виде…». Как видно, в этой норме речь идет о применении за совершение уголовного проступка наказания, которое является мерой государственного принуждения, используемой только в уголовном праве и назначаемой приговором суда. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 УК «уголовное законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс».
Неразрывно с противоправностью связаны следующие два признака уголовного правонарушения: виновность и наказуемость.
Выделение законодателем виновности, то есть факта наличия в действиях лица вины, в самостоятельный признак преступления свидетельствует о значении, которое придается этому институту. Согласно ч. 2 ст. 19 УК объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Виновным же в уголовном правонарушении в соответствии с ч. 3 той же статьи УК признается лишь лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Поскольку виновность является одним из обязательных условий противоправности (уголовным законом запрещены исключительно виновные действия или бездействие), то отсутствие в действиях субъекта вины означает отсутствие в его деянии и признака уголовной противоправности.
Следующий признак уголовного правонарушения – уголовная наказуемость. Наличие уголовно-правового запрета, не подкрепленного угрозой применения наказания, не дает оснований утверждать, что запрещаемое деяние является преступным. Так, в Общей части УК установлен ряд запретов (например, на придание закону, устанавливающему преступность или наказуемость деяния, усиливающему ответственность или наказание или иным образом ухудшающему положение лица, совершившего это деяние, обратной силы и др.). Однако поскольку такого рода запреты не «подкреплены» соответствующей санкцией, их нарушения не являются преступными, если они не подпадают, разумеется, под признаки конкретного преступления, например, предусмотренного ст. 418 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта).
Следует иметь в виду, что признаком уголовного правонарушения является именно наказуемость, то есть наличие в законе угрозы применения наказания за совершение общественно опасного деяния, а не реальное применение наказания к лицу, совершившему уголовное правонарушение. Лицо, виновное в совершении конкретного общественно опасного, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания деяния может в конкретном случае и не подвергнуться наказанию (вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, амнистии и пр.), но от этого совершенное им деяние не перестает быть преступным.
Наказуемость деяния является еще дополнительным разграничительным признаком преступления и уголовного проступка. В ч. 2 ст. 10 УК в определении преступления имеется словосочетание «запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни». В понятии же уголовного проступка (ч. 3) использованы слова «за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста». Из изложенного следует, что наказания в виде ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни устанавливаются только за преступления, а привлечение к общественным работам и арест применяются только за совершение уголовных проступков. Штраф и исправительные работы могут назначаться за совершение обоих видов уголовного правонарушения. Однако они отличаются по размерам (см. ч. 2 ст. 41 и ч. 1 ст. 42 УК).
Основу закрепленной настоящей статьей классификации преступлений составляют характер и степень общественной опасности деяния. Все деяния, предусмотренные Особенной частью УК, подразделяются в зависимости от характера и степени общественной опасности на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двенадцати лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Деление преступлений на указанные категории позволяет обеспечить дифференцированный подход к лицам, преступившим закон, при решении вопроса о привлечении их к уголовной ответственности, квалификации содеянного, назначении наказания и освобождении от уголовной ответственности и наказания.
Правовые последствия отнесения деяния к категории преступлений небольшой или средней тяжести выражаются в следующем.
Приготовление к таким преступлениям не влечет уголовной ответственности, за исключением террористических преступлений. В уголовном порядке не преследуется покушение на преступление небольшой тяжести, за исключением покушения на совершение террористических преступлений. Совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание.
При назначении наказания по совокупности преступлений небольшой тяжести и средней тяжести применяется принцип поглощения менее строгого наказания более строгим.
В случаях совершения условно осужденным в течение срока пробационного контроля преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой тяжести судом при назначении наказания за новое преступление решается вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения, в то время как совершение в подобных случаях преступления иной категории влечет обязательную отмену условного осуждения.
При соответствующих условиях в случае совершения преступлений небольшой или средней тяжести лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, с установлением поручительства, невозможностью признать лицо общественно опасным в силу последующего его безупречного поведения, истечением двухгодичного (при совершении преступления небольшой тяжести) и пятилетнего (при совершении преступления средней тяжести) срока давности с момента совершения преступления или истечением соответственно трех и шести лет срока давности со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания за совершение преступлений небольшой или средней тяжести может применяться по отбытию не менее одной трети назначенного срока наказания. Лицам, отбывающим лишение свободы за преступления небольшой или средней тяжести и тяжкие преступления суд может заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания.
Погашение судимости в отношении лиц, осужденных за совершение указанных первых двух категорий преступлений к лишению свободы, возможно по истечении трех лет после отбытия наказания, а применительно к несовершеннолетним – одного года.
Несовершеннолетние, впервые осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести, могут быть освобождены от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Совершение тяжких преступлений влечет следующие правовые последствия: признание рецидива или опасного рецидива; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по истечении не менее половины срока; освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением пятнадцатилетнего (в отношении несовершеннолетних – семи с половиной года) срока давности с момента совершения преступления или десятилетнего срока со дня вступления обвинительного приговора в законную силу; погашение судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, по истечении шести лет (в отношении несовершеннолетних – двух лет) после отбытия наказания.
При совершении особо тяжких преступлений возможно признание в действиях лица опасного рецидива; применение смертной казни или пожизненного лишения свободы; отбытие части срока назначенного наказания в виде лишения свободы в тюрьме; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по истечении не менее двух третей его срока; освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением двадцатилетнего давностного срока с момента совершения преступления или пятнадцатилетнего срока со дня вступления в законную силу обвинительного приговора; погашение судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы по истечении восьми лет после отбытия наказания, а применительно к несовершеннолетним – трех лет. Лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, отбывают наказание в исправительных колониях строгого режима.