Социология предмет и метод кратко. Предмет, метод, структура и функции социологии
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).
2. Определение социологии как науки
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);
4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.
3. Понятие общества как основной категории социологии
Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.
Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).
4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.
Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.
Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.
В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.
Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.
Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).
Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.
Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.
Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.
Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.
Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;
3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).
В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.
Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.
Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.
Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:
1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;
7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.
Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).
Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.
Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.
Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.
К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).
Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).
2. Социология в системе гуманитарных наук
Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.
Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.
Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.
Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.
Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.
Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.
Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.
Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.
Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.
Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.
Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.
Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.
Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой . Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.
Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.
Еще одной смежной с социологией наукой является психология . Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.
Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.
Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии , которая пока входит в состав социологии.
Тесная связь существует также между социологией и политологией . Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.
Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.
3. Структура социологии
Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;
2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;
3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;
4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.
На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.
2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Виды специальных социальных теорий:
1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;
3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.
3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.
В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.
В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.
В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.
В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.
Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.
Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.
Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.
Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.
Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.
Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.
В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.
Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.
Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.
Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления . Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.
Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.
Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.
Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:
По времени действия:
1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).
По способу проявления:
1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;
2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;
3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;
4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.
Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.
Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях .
Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.
Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:
1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;
2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;
3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);
4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);
5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).
При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.
Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей .
5. Основные парадигмы социологии
Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.
Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.
Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.
Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:
1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);
2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);
3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).
В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.
Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.
Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .
Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.
Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.
Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.
Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.
Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.
Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.
Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.
Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.
Социология как наука в обществе.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.
По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:
Личности,- семьи,- малой группы,- коллектива,- профессиональных групп,- страт и классов,
Молодежи (ювиносоциология),- лиц зрелого возраста (акмесоциология),
Пожилых людей (геронтосоциология),- женщин (феминосоциология),
Гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,
Национальных образований (этносоциология), - организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),- политических партий,- электората,- СМИ (средств массовой информации),
Типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),- регионов страны,
Элиты общества, - органов власти и т.д.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Функции социологии:
Познавательная.
Прогностическая.
Управленческая.
Ценностно-ориентирующая человека.
Мировоззренческая.
Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:
1) выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
2) отработка методик сбора данных;
3) сбор информации ("полевой" этап);
4) подготовка данных к обработке и анализу;
5) обработка и анализ информации;
6) изложение результатов исследования.
Анализ данных - в социологии - этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.
Методы социологии
В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные - это статистические и математические методы.
Социология как наука использует ряд методов:
1)Наблюдение - это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы «изнутри».
2) Эксперимент - это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3) Анкетировани е - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
Вводная часть (введение в проблему),
Основная часть (вопросы по проблеме),
Заключительная часть (социальная).
4) Интервью - опросный метод сбора информации, предполагающий прямое
5) Анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.
К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология – область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.
Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.
Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня
Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов , теории социальных общностей , теории специализированных социальных процессов.
Выделяют четыре причины возникновения социологии.
Первая из них – экономическая.
Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.
Вторая причина – политическая.
Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.
Третья причина – гносеологическая,
также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.
Четвертая причина – социальная
. Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.
Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание общества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.
Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии. Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, физики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный исторический метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследования.
Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, метафизики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.
Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная динамика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает законы их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория общественного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в обществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным элементом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор социальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизической и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным звеном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.
Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем - в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя (точнее частного репетитора прежде всего точных (или "естественных") учебных дисциплин - математического анализа, механики, геометрии, астрономии, владея ими на достаточно профессиональном уровне. Однако главной страстью и основным предметом его научных изысканий довольно рано становится социальная философия. Может быть, не последнюю роль и на формирование мировоззрения Конта, и на содержание некоторых его идей оказал знаменитый Анри Сен-Симон, ближайшим сотрудником и личным секретарем которого он пробыл в течение семи лет. Во всяком случае Ф.Энгельс считал, что именно у Сен-Симона он заимствовал большинство своих блестящих идей. Сен-Симон был, по мнению многих, гениальным и довольно эксцентричным французским мыслителем, который пытался создать нечто вроде "секулярной церкви". Сами сенсимонисты, его ученики и последователи, расценивали себя как разновидность организации, в которой действуют священнические порядки и которая будет стражем новой веры в прогресс и рациональность во имя всего человечества. Среди других несколько причудливых штрихов окружения Сен-Симона была униформа, которую они носили - жакет с пуговицами вдоль спины, который никто не мог ни надеть ни снять без помощи других. Идея здесь состояла в том, чтобы продемонстрировать, что человеческие существа зависимы друг от друга. Позднее Конт рассорился с Сен-Симоном, и каждый из них обвинял другого, приписывая ему кражу своих идей. Сам Конт настойчиво отрицал, что Сен-Симон был его учителем. У него были для этого основания. Сен-Симон придерживался, в сущности, несколько иного направления в общественной науке, во многом делая акцент на значении экономического фактора. Потому Сен-Симона в этом смысле можно считать скорее предшественником Маркса, нежели Конта.
В 1824 г. О.Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой". Пройдет еще 14 лет, прежде чем в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология . Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления. А к концу жизни у Конта вызреет мысль о расширении созданной им научной системы до уровня универсального средства преодоления кризиса современного мира. Он мечтает создать социолатрию - нечто вроде нового религиозного культа - но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.
Творческое наследие Огюста Конта весьма обширно, но мы - по необходимости кратко - коснемся лишь тех его аспектов, которые непосредственно связаны с развитием социологической теории. Тот же Дж.Стюарт Милль утверждал, что в современной социологии не так уж много областей, которые бы не были так или иначе обозначены в социологии Конта.
Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.
Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.
Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.
Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.
Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.
Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».
В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.
С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.
Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.
Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.
Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.
Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).
Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):
Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.
Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:
1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.
Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.
Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.
Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.
2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.
Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.
Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.
3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.
Функции социологии:
1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.
2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.
3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.
4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.
5. Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.
6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.
Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.
Макросоциологический |
Микросоциологический |
Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей. Подход тесно связан с социальной философией. |
Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов. Подход тесно связан с социальной психологией. |
Основные теории: Функционализм Конфликтный подход |
Основные теории: Символический интеракционизм Теория ролей Теория социального обмена |
Функционализм : Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.
Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.
Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.
Конфликтный подход : Р. Дарендорф, Л. Козер.
Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.
Основные положения конфликтного подхода:
Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.
Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.
Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.
В результате возникает новый вид неравенства.
В конфликтном направлении существует 2 течения :
1. Представитель – Л. Козер : благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.
2. Представитель – Р. Дарендорф . Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.
Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.
Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.
Основные положения интеракционизма :
Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.
Символы возникают в ходе социального взаимодействия.
Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.
Символ – вещь, имеющая значение.
Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.
Теория ролей : Дж. Морено.
С его точки зрения жизнь – это театр.
Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.
Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.
Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.
Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.
Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.
Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.
Теории обмена : П. Блау, Дж. Хоманс.
Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.
Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.
Аксиомы теории обмена:
Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.
Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.
Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.
Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным
Таким образом, социология – это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.
Предмет и методы социологии
1. Социология – наука об обществе
Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.
Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.
Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.
Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.
Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.
Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».
В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.
С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.
Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.
Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.
Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.
Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).
Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):
Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.
Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:
1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.
Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.
Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.
Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.
2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.
Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.