Эмиграция иммиграция миграция определение различия. Понятия «миграция», «эмигрант», «иммигрант», «реэмигрант», «репатриант», «беженец», «вынужденный переселенец
Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь) - въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания или длительного пребывания и, как правило, получения ее гражданства. Она оказывает значительное влияние на динамику, численность, возрастно-половую и этническую структуру населения.
Иммигрантом называется лицо, въезжающее в другую страну на постоянное местожительство и с целью получения ее гражданства. Организация Объединенных Наций рекомендует определять иммигранта как человека, покинувшего страну своего последнего местожительства и прибывшего в другую страну на срок более чем один год. Однако такое определение иммигранта ООН пока не находит всеобщего признания, несмотря на то что работа по унификации национальных определений ведется с 1970 г. В конце 1980-х гг. к этой работе присоединился Статистический комитет Европейского союза (Евростат). Во многих странах есть свои особенности и критерии определения статуса иммигранта. Например, в Германии иммигрантом считается «лицо, которое пересекает границу с намерением устроиться в стране», в Японии - «национальные граждане и иностранцы, которые приезжают из-за границы», в США - «лица, въезжающие в страну безвозвратно с целью постоянного в ней проживания с последующим получением американского гражданства», в Израиле и Канаде - «лица, въезжающие в страну с целью постоянного проживания» и т.д.
Лишь немногие страны официально признают статус страны-иммигранта, хотя на самом деле такой характер имеет гораздо больше стран. Германия, например, является одной из самых враждебных стран в мире, и они официально рассматриваются как временно проживающие в Германии и в принципе не предусматривают их натурализации или полной интеграции.
Западная Европа сегодня является великим импортером рабочей силы. После его присоединения к Европейскому союзу он распространяется в основном из Центральной Европы. Хотя это отношения, которые все стороны используют в более долгосрочной перспективе в нашей части континента, отрицательная сторона этого явления будет все более заметной. Реальный экономический успех стран Центральной Европы будет засвидетельствован только тем, что от экспортеров рабочей силы станет роль его импортеров.
Иммиграция определяется социально-экономическими, военно-политическими, этническими (национальными), религиозными, эколого-географическими, демографическими и другими причинами.
Непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам:
Различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры - в других;
В этой группе более 1, 5 миллионов были долгосрочными иммигрантами, то есть пребывания за границей в течение одного года или более. Подавляющее большинство из них были за границей в связи с их работой. В случае миграции внутри Европейского Союза очень трудно получить точные данные. Разнообразие систем учета миграции в отдельных странах затрудняет получение точной статистики. Согласно последним данным, 1, 8 млн. Поляков проживают в других странах Европейского Союза, чем в Польше.
Мы опережаем граждан Румынии. Итальянцы являются третьими сильнейшими в иммиграции внутри ЕС. Этот вопрос в основном касается людей трудоспособного возраста. И нет сомнений в том, что экономический фактор определяет миграцию. Большинство из них были в Германии, Великобритании, Франции, которая является крупнейшей экономикой в Сообществе. Между тем, в Польше число таких людей было чуть более 600 тысяч.
Существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня;
Перенаселение преимущественно отсталых регионов мира;
Различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию.
Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и существенную, а иногда и решающую - в формировании новых государств (например, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Канады, Аргентины и др.). Кроме традиционных стран иммиграции со второй половины XX в., ими стали практически все страны Западной и Северной Европы. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, а также Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды.
Нынешнее экономическое положение данной страны имеет решающее значение для иммигрантов. Не так давно их местами были Ирландия, Испания или Кипр. В настоящий момент все эти страны борются с серьезными экономическими проблемами и ростом безработицы, которые наносят ущерб потенциальным предпринимателям.
Это касается как иммигрантов из Европейского Союза, так и за его пределами, о чем свидетельствует случай Испании. По общему мнению, экономическая эмиграция позволила новым странам ЕС ограничить масштабы безработицы. В большинстве стран он действительно упал после вступления в Европейский Союз, но не все сегодня ниже, чем до вступления. Резкое увеличение безработицы в это время также относится к Словении.
В Докладе о международной миграции, опубликованном Отделом народонаселения ООН в 2002 г., отмечается, что в настоящее время около 175 млн. человек проживают вне стран их рождения. Большинство мигрантов живет в Европе (56 млн. человек), Азии (50 млн. человек) и Северной Америке (41 млн. человек). За период 1990 -2000 гг. число мигрантов в более развитых регионах мира выросло на 23 млн. человек. Доля «чистых» мигрантов составила здесь 18% от общего числа родившихся, обеспечив 2/3 прироста населения развитых стран.
Польша отметила наибольшее снижение безработицы среди стран Центральной Европы. Польша, в отличие от Венгрии или прибалтийских государств, в последние годы не испытывала рецессии. Это будет означать, что роль эмиграции в сокращении безработицы не является решающей и соответствует экономической ситуации в стране.
Польские иммигранты отправили в страну более 5, 4 млн. Евро и 3, 2 млн. Евро только от Европейского союза. В свою очередь, принимающие страны получают относительно дешевую рабочую силу, что позволяет им оставаться конкурентоспособными на мировых рынках. Развивающаяся экономика создает больше рабочих мест, что позволяет ей поглощать дальнейший приток иммигрантов.
К началу XXI в. главными центрами притяжения мигрантов были США и Западная Европа. В 1990-е гг. в США въехало более 9 млн. легальных и (по оценкам) около 2 млн. нелегальных иммигрантов, причем 85% из них - из стран Азии и Латинской Америки. В страны ЕС ежегодно въезжает более 1,3 млн. человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Во второй половине XX в. все большую роль начинает играть . Интернационализация экономики, с одной стороны, и неравномерность экономического и демографического развития стран - с другой, привели к тому, что миграция труда приобрела беспрецедентное социально-экономическое и политическое значение в современном мире, превратившись поистине в глобальный феномен. По оценкам ООН и МОТ, только легальных трудовых мигрантов в мире в конце 1990-х гг. насчитывалось от 120 до 200 млн. по сравнению с 75 млн. в 1965 г. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны.
Кроме того, в случае граждан других стран Европейского Союза мы имеем дело с новичками, которые легко ассимилируются в новой стране проживания. В этом случае культурные и религиозные различия намного ниже, чем для иммигрантов из Африки или Азии. Можем ли мы сказать, что мы имеем дело с беспроигрышными отношениями, которые не теряются ни с одной стороны - ни страной, экспортирующей труд, ни принимающей страной? В краткосрочной перспективе это может выглядеть так. Проблемы начинают рассматривать долгосрочные демографические прогнозы для Европы.
Принято классифицировать страны на принимающие, страны выезда и транзита. Традиционные роли отдельных стран в международной миграции меняются. Обследование МОТ миграционной ситуации в 152 странах мира показало, что с 1970 по 1990 г. число стран-импортеров труда возросло с 39 до 67, стран-поставщиков - с 29 до 55, число стран со смешанным миграционным статусом - с 4 до 15. Если страна, которая традиционно относилась к донорам, включается в глобализационные процессы (например, через активное инвестирование международного капитала, создание на ее территории крупных ТНК, офшорных зон и т.п.), то эта страна начинает притягивать трудовые ресурсы соседних государств и таким образом превращается в принимающую. Так произошло со многими странами, экономика которых начала бурно развиваться в новейшее время благодаря вложениям транснационального капитала в промышленность и сельское хозяйство (страны Южной Европы), нефтяные ресурсы (Кувейт и другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока) или в высокотехнологичные отрасли (Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань). Конечно, эти процессы находятся еще в начальной стадии и, может быть, пока не изменили привычной картины мира, однако скорость их развития позволяет предположить, что кардинальные изменения могут произойти гораздо быстрее, чем общество сможет адаптироваться к ним.
Следует иметь в виду, что рождаемость в странах Центральной Европы - основных экспортерах рабочей силы ЕС - в настоящее время является низкой и составляет около 1, 5 рождений на одну женщину, тогда как для простой воспроизводимости поколения должны составлять 2.
Ситуация еще хуже, потому что большинство мигрантов - люди трудоспособного возраста. Все указывает на то, что пока уровень жизни Польши и соседних стран не приближается к уровню самых богатых стран Союза, не будет возможности значительно снизить интенсивность эмиграции.
Тем не менее, они по-прежнему достигают уровня крупнейшей экономики Европейского Союза - Германии. Экономический прогресс Польши также может позволить не только прекратить экспорт иммигрантов, но и начать импортировать иммигрантов в более широких масштабах.
Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах - основная движущая сила трудовой миграции. В 1995 г. почасовые затраты на оплату труда в производстве составляли 0,25 долл. в Индии и Китае; 0,6 - в России; 2,09 - в Польше против 17,20 в США; 23,66 - в Японии; 31,88 - в Германии. Происходит концентрация международных мигрантов в определенных странах и регионах мира. ООН констатирует, что 90% международных мигрантов проживают в 55 странах. В результате иммигранты составляют 4,6% численности постоянного населения развитых стран, в то время как в развивающихся странах их не более 1,6%. Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и Западной Европе (6,1%). Столь высокая концентрация некоренного населения негативно сказывается на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике в этих странах. Недооценка влияния иммиграции во второй половине XX в. привела (и это мало кто предвидел) к возникновению обществ со слишком большим культурным и этническим разнообразием, и каждой из указанных стран пришлось выбирать собственный путь его регулирования: чуждых влияний, дифференциальное их исключение или создание мультикультурного общества.
В противном случае, даже если интеграция ЕС с Украиной будет углублена, это не обязательно означает, что украинцы близки к нам в культурном и географическом отношении. В условиях сегодняшнего экономического неравенства в Европейском союзе Польша будет относиться к Польше как к остановке в дальнейшей поездке в Германию, Бенилюкс или Великобританию.
Рассматривая прогноз, мы также должны учитывать, что они не обязательно учитывают все факторы, которые могут иметь значение в будущем. Можно представить подавление эмиграции из Польши и других стран Центральной Европы, сохраняя дистанцию, отделяющую их от наиболее развитых стран Западной Европы. Это было бы, если бы интеграция в Европейский Союз была заменена дезинтеграцией.
Современную Россию можно также отнести к странам иммиграции. Иммиграционные потоки в ней можно условно разделить на три составляющие:
Реэмиграция - въезд титульных народов России. По официальным данным, с 1992 г. из бывших союзных республик в Россию прибыло более 5 млн. человек.
Иммиграция из старого зарубежья, которая представлена двумя основными категориями мигрантов: а) транзитными и нелегальными иммигрантами из 56 стран. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства оценивается в 1,2 млн. человек. Существует тенденция к ежегодному увеличению этой категория иммигрантов; б) постоянными и временными экономическими иммигрантами из Китая и Вьетнама - приблизительно 50 тыс. человек.
Сегодня кажется невозможным, но достаточно вспомнить прошлогодние комментарии премьер-министра Соединенного Королевства Дэвида Кэмерона, чтобы понять, что отношение западных государств к иммигрантам менее благоприятно, чем было несколько лет назад. Это может быть только мгновенный перепадок настроения, но это также начало долгосрочного тренда. Однако его фактическое углубление будет означать гораздо большую проблему для стран Центральной Европы, чем те, которые возникают в результате нынешней эмиграции.
После вступления Польши в Европейский Союз характер польской эмиграции изменился. Первой волной людей, покидавших страну, были менее образованные люди, которые долгое время оставались безработными в Польше. Первые эмигранты выбрали Ирландию и Великобританию. Сегодня все больше и больше образованных людей приезжают из Польши, которые ищут более простую и приятную жизнь. Скандинавские страны становятся все более популярными.
Экономическая иммиграция временных рабочих из бывших республик СССР. Основную часть - две трети гастарбайтеров - дает Украина. Временные работники привлекаются преимущественно в сферу материального производства: строительство, промышленность, транспорт, а также в сельское хозяйство.
По классификации ООН 1994 г. Россия характеризуется как страна эмиграции и иммиграции.
Поляки в Норвегии являются крупнейшей группой эмигрантов. Недавние официальные цифры говорят о 100 000. Поляки, живущие в этой стране. Все иностранцы - 135 тысяч. Причиной роста является не только приток новых прибытий, но и число детей, родившихся в польских семьях уже в Норвегии.
Следует отметить, что миграция поляков в Норвегию имеет довольно давнюю традицию. Были люди из наших дедушек и бабушек и родителей, хотя, конечно, по другим причинам и в меньших масштабах. Во многих исследованиях поляки все чаще заявляют, что причиной смены рабочих мест является стремление к улучшению условий жизни. Поляки ищут места, где они могут работать на достойную заработную плату, и босс не покажет отношения «пусть он будет счастлив, что у него вообще есть работа».
Система мер по регулированию иммиграционных потоков в большинстве стран включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; институционные службы по иммиграции; межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.
Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, и устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации - национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел.
Это одна из причин популярности Норвегии как места для жизни. Норвежцы хорошо зарабатывают, работают всего 33 часа в неделю, но уровень безработицы составляет всего 4 процента, а уровень социальной стратификации - один из самых низких в мире, - говорит Марсин Фрония.
Кроме того, скандинавские страны, особенно Норвегия, имеют очень высокую рабочую культуру, но также и давнюю традицию сильных профсоюзов в общественной жизни. Несмотря на то, что уровень профсоюзов является самым низким среди скандинавских стран, он по-прежнему составляет 52 процента, а в некоторых отраслях, таких как медиа-специалисты, - почти 100 процентов. Акцент делается на предотвращении лоббирования, социального демпинга и соблюдении стандартов безопасности труда, - добавляет Фрония.
В России с 2002 г. эти функции возложены на Министерство внутренних дел РФ.
В концептуальном отношении есть четыре основных пути, которыми страна может реагировать на иммиграцию:
Полное ее исключение;
Дифференциальное исключение, или ;
Ассимиляция;
Развитие мультикультуры.
Полное исключение означает предотвращение въезда иммигрантов в страну. При дифференциальном исключении (сегрегации) иммигранты временно объединяются в некоторые социальные подсистемы и включены только в некоторые области жизнедеятельности общества (прежде всего в трудовой рынок), но лишены доступа к другим. Исключение может производиться посредством юридических механизмов (отказ в гражданстве или различия между правами граждан и неграждан) или неофициальными методами (расизм и дискриминация). представляет собой политику включения иммигрантов в общество через односторонний процесс адаптации: ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Роль государства в ассимиляции заключается в создании условий, благоприятных для индивидуальной адаптации и трансформации культуры и большинства ценностей иммигрантов. Ассимиляции способствуют главным образом использование доминирующего языка и обучение детей иммигрантов в местных школах. Развитие мультикультуры подразумевает готовность большинства общества принять культурное различие и в соответствии с этим изменить свое социальное поведение и даже социальные структуры общества. Сегодня такая культурная политика существует в Канаде, Австралии и Швеции. В ряде других стран она осуществляется только в определенных областях, например в образовании.
Это изменение можно увидеть в статистике по полякам в Норвегии. Сегодня 20% Это люди с высшим образованием. Несколько месяцев назад была выпущена серия эпизодов «Бой за бытие». проблема польских эмигрантов. Их представляли как пьяницы и воры, занимавшиеся контрабандой. Тогда посол Польши в Норвегии отреагировал, отметив, что поляки ценят сотрудников, и многие из них говорят на норвежском языке на высоких должностях.
По словам Фронии, большинство поляков, которые приезжают в Норвегию, проводят аналогичный маршрут. Первоначально они занимаются различными недорогими видами деятельности, которые позволяют им поддерживать базовый уровень. Со временем они изучают язык, приобретают дополнительные компетенции, необходимые для работы в этой стране, и получают более качественные и более оплачиваемые рабочие места. После нескольких лет пребывания многие из них становятся высоко ценными работниками среднего и высокого класса, управляют своим бизнесом, отправляют своих детей в норвежские школы или норвежские университеты.
Источники: Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2005. С. 112 - 114. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 314 - 315.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .
Синонимы :Смотреть что такое "Иммиграция" в других словарях:
ИММИГРАЦИЯ - (этим. см. предыд. сл.). Водворение в чужой стране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИММИГРАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка
В настоящее время деятельность Полонии в Норвегии все чаще признается и поддерживается не только польским посольством в Осло, но и норвежскими местными властями. Это также способствует лучшей интеграции с норвежским рынком труда. После падения «железного занавеса», особенно в таких странах, как Польша, «политическая святость». Одной из важных тем была эмиграция жителей Центральной и Восточной Европы. Были ситуации, когда Европейский Союз находился под большим давлением со стороны поляков, которые прибыли в Великобританию.
С другой стороны, меня интересовала ситуация в странах, где уходит много молодых людей. Особенно в Болгарии и Румынии. Но замедляют ли они свое развитие? Йохен Биттнер: Это, конечно, только презумпция. Однако нельзя отрицать, что молодые люди всегда управляют экономикой, являются сокровищем идей. В Германии мы также обеспокоены тем, что население стареет, что молодые люди пропали без вести. Мы - страна инноваций, но вы должны работать над ней, и никто не заменит молодых творческих умов.
Иммиграция - (биология) вселение, один из способов гаструляции. Иммиграция населения переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона … Википедия
иммиграция - и, ж. immigration f. <лат. immigrare вселяться. 1. Въезд иностранцев в какую л. страну на постоянное жительство. БАС 1. Многие страны стали очень населенными благодаря иммиграции. Уш. 1934. Но для того, чтобы вышибить мен из э миграции в им… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Есть ли цифры, подтверждающие это? За последние десять лет из страны выехало более трех миллионов человек, и даже если они получают образование только у 20 процентов из них, представьте себе, какое значительное число для страны с 20 миллионами человек. Если бы миллион поляков вернулся в страну и начал настаивать на рынке труда, разве это не означало бы катастрофу?
Йохен Биттнер: В любом случае, вы можете смотреть на это, но, с другой стороны, великой катастрофой было бы, если бы польское правительство не смогло создать столько рабочих мест, что людям не пришлось бы выезжать за границу. Безработицы нельзя бороться таким образом, что люди отправляются за границу.
иммиграция - въезд, переселение Словарь русских синонимов. иммиграция сущ., кол во синонимов: 2 въезд (7) … Словарь синонимов
ИММИГРАЦИЯ - (immigration) Переселение граждан одного государства в другую страну на постоянное жительство или на длительное время. Иммиграцией не считаются краткосрочные, деловые или туристские поездки. Иммигранты могут иметь намерение постоянно поселиться,… … Экономический словарь
ИММИГРАЦИЯ - въезд в страну на временное или постоянное жительство граждан других государств … Юридический словарь
Различные классификации миграций.
Миграция – перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях жительства.
1. Неизменно выделяется критерий пересечения мигрантами административных границ территорий. На этой основе выделяют прежде всего внешнюю и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.
2. В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д.
3. В зависимости от причин миграции выделяют политические, экономические и социальные, военные (например, эвакуация), этнические, демографические (брачная миграция), обусловленные экологическими или климатическими условиями перемещения.
4. С. К. Бондырева описывает также миграцию суверенную и вынужденную, опираясь на фактор добровольности: в первом случае индивид принимает решение о миграции без внешнего давления, исходя из своих потребностей, во втором - причина миграции лежит вне индивида.
5. Другое основание классификации - законность переселения, т. е. выделяется миграция легальная и нелегальная
6. По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
7. При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп.
Миграция -(латинское migratio, от migro - перехожу, переселяюсь), перемещение, переселение. Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства
Под эмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает поток, наплыв, въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ. различия между значениями слов "эмиграция" и "иммиграция" аналогичны разнице между значениями слов "экспорт" и "импорт".
Миграция населения -это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).
репатриант - лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в … с целью постоянного проживания, а также его потомки
реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину
По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
35. Понятия «семья», «брачный статус», «домохозяйство». Брачность и разводимость
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
домохозяйство (household) - субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Как правило, такая группа лиц объединена родственными или семейными связями
Одним из ключевых критериев различия домохозяйства и семьи является наличие обособленных бюджетов каждого домохозяйства.
Брачное состояние - позиция индивида по отношению к браку, определяемая в соответствии с обычаями и правовыми нормами данной страны. Брачное состояние фиксируется в момент переписи населения или социолого-демографического исследования в соответствии с самоопределением респондентов.
В международной практике принято выделять следующие категории брачного состояния, или брачного статуса: лица, никогда не состоявшие в браке; состоящие в браке и живущие вместе; вдовые и не вступившие в новый брак; разведенные и не вступившие в новый брак; состоящие в браке, но не живущие; случаи, которые невозможно классифицировать
Разводимость измеряют системой показателей, первым из которых является абсолютное число разводов за период, обычно за год. Зависимость этого показателя от численности населения делает необходимым переход к относительным показателям разводимости, т. е. к коэффициентам разводимости