Социальные роли и ролевое поведение личности.
Понятие роли является одним из центральных в описании социального поведения личности и рассматривается учеными как точка взаимодействия между обществом и личностью (Дж.Тернер) либо более конкретно как единица, на которой заканчивает свой анализ социолог, исследующий организацию, и с которой начинает действовать психолог, изучающий личность работника (В.Б.Ольшанский). Подобные трактовки обнаруживают несомненные социологические корни этого понятия, что, впрочем, не препятствует широкому его использованию специалистами в области социальной, общей, управленческой, возрастной психологии. Другое дело, насколько единодушны исследователи (как социологи, так и психологи) в своем понимании понятия роли, поскольку имеющиеся его дефиниции совпадают между собою далеко не всегда. Тем не менее на основе многих из них можно высказать следующие соображения.
Формулируя определение роли, необходимо имет в виду также трактовку и ряда других, сопряженных с ролью, понятий: позиции, статуса, нормы. Позиция – положение индивида в социуме (т.е. в той или иной малой группе, организации, обществе наконец).Статус – престижность позиции, выраженная, в частности, в соответствующих правах и обязанностях, связанных с занятием определенной позиции.Норма (в простейшей формулировке) – поведенческое правило. Что же касаетсяроли , то предварительно ее можно определить как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в социуме, и соответствующее установленным в нем (официально или неофициально) требованиям (нормам). В целях наглядности изложения проиллюстрирую сказанное выше следующим конкретным примером.
Возьмем такую социальную организацию, как, скажем, школа. В ней мы обнаруживаем немало всевозможных позиций, наиболее престижной из которых (т.е. имеющей наивысший статус) является позиция директора, а наименее престижной (т.е. имеющей самый низкий статус) – позиция технички, уборщицы. Понятно, что от лиц, занимающих эти позиции, ожидается совершенно разное поведение: от директора – действия по управлению школой, от технички – действия по обеспечению чистоты в ней. Причем, учитывая отмечавшийся выше нормативный момент в поведении держателейрассматриваемых позиций, речь следует вести не только о связанных с их действиями довольно пассивных ожиданиях, но и о предъявляемых к ним весьма решительных требованиях. И если демонстрируемое этими лицами поведение не отвечает соответствующим ожиданиям и требованиям (по специальной терминологии –экспектациям ), они могут подвергнуться наказаниям (санкциям ). Вполне возможно, они лишаться занимаемых позиций.
В приведенном примере я не оперировал понятием роль, последняя как бы подразумевалась, исходя из предварительного ее определения. Далекий же от тонкостей науки человек сказал бы, что речь шла о ролях директора школы и технички. Действительно, строгая научная дефиниция роли отнюдь не всегда совпадает с ее более приземленным, житейским толкованием. Впрочем, иногда специалистам удаются успешные переходы от научных абстракций к вполне понятным неискушенному читателю смысловым эквивалентам. Одним из таких переходов мы и воспользуемся далее.
Согласно довольно строгому определению В.Аллена и Е.ван де Влиерта, роль – поведение, отвечающее нормативным экспектациям, связанным с позицией в социальной системе . Используя примерно тот же набор понятий, В.Б.Ольшанский весьма удачно подводит читателя к более обиходной тратовке роли. По его мнению,социальной ролью называются экспектации, сосредоточенные на определенной позиции внутри сообщества и обозначенные одним словом (мама,учитель,президент,врачи т.д.). Когда это слово произносится (например,учительиливрач), становится понятным, какие действия следует ожидать от его носителя, т.е. исполнителя роли. В таком случае всю совокупность действий исполнителя социальной роли (по специальной терминологии –актора , не путать с актером) можно рассматривать в качестверолевого поведения личности .
Хотя роль и статус обозначаются одним словом, смысл, вкладываемый в него в том и другом случае различен. Например, слово директор(школы) применительно к статусу характеризует престижность положения человека в социальной системе (школе, обществе), а применительно к роли – требуемое от него поведение в рамках этой системы (относительно учителей, учеников, представителей муниципальных органов и т.д.). Статус отвечает на вопроскто этот человек?, роль -как он должен себя вести?, являя собоюдинамический аспект статуса .
Однако роль связана со статусом не только функционально. Ее выполнение несет на себе отпечаток его величины. Это можно проиллюстрировать примером из Скотного двораДж.Оруэлла. Там, если помнит читатель, домашний скот свергает хозяев – людей и основывает эгалитарное общество, в которомвсе животные равны. Но вскоре управляющие – свиньи начинают уклоняться от работы и требуют для себя более комфортных условий, подобающих, как им кажется, их статусу. Они считают:Все животные равны, но некоторые равнее других.
Замечу также, что, согласно данным ряда исследований (обзор Д.Майерса), постоянное исполнение роли подчиненного, т.е. менее престижной (а значит – с более низким статусом), снижает самостоятельность, ответственность человека.
В жизни каждый из нас выполняет (или играет) множество ролей. Одни из них относятся к категории так называемых социальных иликонвенциальных (по Т.Шибутани),формальных (по Н.Смелзеру). Эти роли типичны для любого организованного взаимодействия людей с относительно четким разделением функций вне зависимости от места его осуществления (служебный офис, учебная аудитория, торговое помещение, домашний очаг и т.п.).
Как и сопряженные с ними позиции, социальные роли стандартизованы ибезличны . Наиболее яркий тому пример – служебные инструкции, прилагаемые к конкретным должностям (т.е. позициям, но не личностям!) в штатном расписании той или иной организации. В них отражены требования к выполнению функций, закрепленных за данной должностью, иногда дополняемые кодексом поведения в организации. Конечно, семейные роли (родителей и детей, мужа и жены) далеко не всегда определены столь однозначно (хотя такого рода попытки и зафиксированы в истории, вспомним тот жеДомострой), но и семья есть своего рода организация, в которой своеобразным аналогом служебной инструкции и кодекса поведения могут служить передаваемые от поколения к поколению требования, укорененные в культурных традициях народа (кстати, иногда очень жесткие), а также более персонифицированные ролевые механизмы – например, вырабатываемое в процессе внутрисемейного взаимодействия согласие по поводу играния ролей и (что для нас пока еще звучит весьма экзотично) положения брачного контракта.
Современный мир насыщен огромным количеством социальных ролей. Стремясь их как-то систематизировать, Т.Парсонс и его сотрудники предложили описывать любую подобную роль с помощью следующих характеристик: 1) эмоциональности (предполагается, что одни роли требуют эмоциональной сдержанности, тогда как другие допускают бурное проявление чувств);2) способа получения (одни роли носят как бы предписанный характер – например, роли ребенка, юноши или взрослого гражданина; другие завоевываются, т.е. достигаются в результате усилий человека – например, роли врача, музыканта или депутата);3) масштаба (речь идет о степени широты ролевого взаимодействия: так, у врача и пациента оно ограничено в основном вопросами здоровья, а у супругов может охватывать многие стороны жизни);4) формализации (т.е. степени регламентированности, предписанности ролевых действий);5) мотивации (предполагается, что ролевое поведение побуждается разными мотивами в зависимости от специфики играемой роли).
Хотя социальные роли безличны, их исполнители – живые люди с массой присущих каждому из них особенностей, действующие в различных социумах (группах) с набором своих специфических экспектаций. Учитывая это обстоятельство, исследователи (например Т.Сарбин) обращают внимание на факторы, способные наиболее существенно (как позитивно, так и негативно)влиять на процесс реализации роли. К ним, в частности, относятся:1) индивидуальные особенности людей ;2) личностный образец исполнителя конкретной роли , а также связанный с нею набор идеальных способов поведения;3) представления о роли, принятые в данной социальной группе или бытующие среди лиц, следящих за ее выполнением;4) своеобразие социума (группы) с точки зрения структурной организации, внутренней сплоченности, системы используемых в нем вознаграждений и санкций и т.д.;5) степень идентификации индивида с группой .
Невозможность унифицированного выполнения одной и той же роли разными людьми обусловлена не только упомянутыми выше факторами, она вытекает также из любопытной особенности строения роли. Последнее предполагает наличие трех важных ролевых компонентов :предписанного (экспектации социума по поводу выполнения роли),субъективного (представления конкретного индивида о том, как следует выполнять роль),проигрываемого (реальное ролевое поведение индивида).
Таким образом, одна и та же роль выполняется одним человеком, что называется, по закону, другим – сообразно личному разумению, а третьим – по принципукак получится. Что именно так в повседневной жизни нередко и происходит, наблюдательный читатель обнаружит без особого труда.
И все же возможности абсолютно произвольного играния роли тем или иным индивидом достаточно ограничены. В конечном счете каждый из нас, вне зависимости от статуса, вынужден придерживаться специфических правил игры- экспектаций , проистекающих, согласно Дж.Тернеру, от трех источников социального мира: структурных компонентов социальной среды индивида (т.е. позиций и соответствующих им норм поведения), конкретных участников социального взаимодействия (т.е.акторов) и референтных групп (т.е. неких эталонов поведения). Другое дело, насколько жестки эти экспектации, чье влияние из них наиболее предпочтительно для индивида и в каких социальных средах (группах) играется роль.
Занимая те или иные позиции, люди действуют, однако, не только в соответствии с безличными экспектациями, но и повинуясь собственным чувствам: симпатиям, антипатиям и т.п. Этот второй план поведения характеризует собою играние психологических или межличностных (по Т.Шибутани), неформальных (по Н.Смелзеру) ролей. От социальных ролей они отличаются прежде всего тем, что регламентация их исполнения целиком зависит от индивидуальных особенностей людей, чье личное отношение к партнерам по взаимодействию обусловливает выбор определенного обращения с ними. К тому же играние большинства психологических ролей, в отличие от социальных, не требует специальной подготовки. Где, к примеру, обучают ролям души общества,семейного клоуна,козла отпущения? Или триаде таких известных по работам Э.Берна психологических ролей, какребенок,взрослый,родитель?
Правда, некоторым из них (порою с чисто прагматической целью) можно научиться самому, копируя поведение других либо следуя воображаемому образцу, если, конечно, роль (например, души обществаилилидера) отвечает личным склонностям человека. Сомнительно, однако, чтобы кто-то намеренно готовил себя к роликозла отпущения.
В процессе выполнения разнообразных (чаще всего – социальных) ролей люди нередко сталкиваются с неопределенностью и противоречивостью предъявляемых к их поведению требований. Подобное столкновениесопровождается переживанием стресса, ощущением внутренней неуверенности, поведенческими нарушениями. Все это, по мнению специалистов, признакиролевого конфликта , который обычно определяется как одновременное предъявление двух или более несовместимых экспектаций к поведению человека.
Причины такого конфликта заключены в некоторых особенностях процесса реализации индивидом множества ролей:ролевой неопределенности (когда отсутствуют достаточно четкие экспектации, служащие ориентиром в поведении),ролевой дезинтеграции (когда роли плохо совмещены друг с другом),ролевой дискретности (когда человек вынужден выполнять целый ряд следующих друг за другом и несогласующихся между собою ролей),ролевой перегрузке (когда человек сталкивается с очень большим количеством экспектаций). Кроме того, конфликт может быть вызван недостатком умений, требуемых для выполнения роли, а также несоответствием личности ее исполнителя ролевым экспектациям. В последнем случае мы имеем дело с интересной психологической проблемой, заслуживающей хотя бы краткого здесь обсуждения.
Речь идет о проблеме соотношения личности и роли , или, как она нередко предстает в экспериментальной психологии,проблеме соотношения Я и роли . Индивид может входить, включаться в исполняемую им роль с разной степенью отождествления с нею отдельных сторон своего Я, что на специальном языке обозначается терминомЯ-включение. Анализ показывает, что в одних случаях значительная полнота подобного включения оказывается полезной для личности, тогда как в других – губительна для нее.
Так, в ярких сценах спортивного поединка или театрального действа максимальное слияние с ролью, выражающееся в мобилизации всех духовных и физических сил для ее выполнения (Т.Сарбин говорит в этой связи о максимальном включении в роль всего организма, или организмическом включении ), нередко ведет к выдающимся результатам. Однако в иных ситуациях и при выполнении иных ролей подобное включение приводит к совершенно иным последствиям. Об этом свидетельствуют, в частности, данные знаменитоготюремного экспериментаФ.Зимбардо.
В ходе эксперимента студенты-добровольцы одного из американских университетов в специально оборудованном под тюрьму университетском помещении разыгрывали доставшиеся им по жребию роли тюремщиковизаключенных. Планировавшийся на двухнедельный срок эксперимент пришлось прекратить на шестые сутки:тюремщикинастолько вошли во вкус власти (слились с ролью), что их действия начали всерьез угрожать здоровьюзаключенных. Самоуважение иморальное Яличности фактически оказались всецело поглощенными играемой ролью. Произошло то, что Ф.Зимбардо назвалдеиндивидуализацией личности, понимая под этим термином утрату человеком индивидуального начала, обезличивание, неспособность осознать особенности своего Я, невнимание к оценкам окружающих. Люди подобного типа нередко характеризуются полным отсутствием чувства ответственности за свои поступки и (аналогично, кстати, многим палачам, состоящим на службе у тоталитарных и криминальных режимов) склонны видеть себя не более чем добросовестными исполнителями чужих приказов (хотя бы и самых людоедских).
Немало, однако, ситуаций, когда человеческое Я не желает мириться с навязанной обстоятельствами ролью. Так, невольно ставший предателем, но ужаснувшийся содеянному человек (подобно персонажу повести В.Быкова Сотников) всем своим существом может противиться этой страшной роли. Он может даже решиться на крайний шаг (как и поступил быковский персонаж): ценою собственной жизни отторгнуть роль.
Впрочем, наряду с приведенными выше возможны и иные последствия ролевого поведения , отражающиеся в разнообразных личностных эффектах:развитии и структурировании мотивационной сферы (вспомним хотя бы, как через выполнение ответственных заданий менял мотивацию подростков с криминальным прошлым известный педагог А.С.Макаренко),складывании Я -концепции (достаточно сказать, что уже детская ролевая игра является, как показал Дж.Мид, важным условием созидания человеком своего Я),видоизменении системы взглядов и ценностей (простейший пример – чудесное превращение цветочницы Элизы Дулитл вПигмалионеБ.Шоу после того, как она стала играть роль леди),формировании социальных установок (основываясь на данных исследований, Д.Майерс замечает, что для нас характерна, в частности, тенденция не только причинять вред тем, кого мы не любим, но и не любить тех, кого мы третируем) и т.д.
Расширение ролевого репертуара способно предохранять нас от стресса: так, потерпев неудачу в выполнении какой-то профессиональной роли, человек может успокоить себя тем, что в конце концов он хороший муж и отец. Ну а, кроме того, посредством ролевого поведения во многом осуществляются процессы социализации, обусловливающие становление человека как социального существа, его вхождение в общественную систему. Путь к этому разделу социальной психологии (к сожалению, не рассматриваемому в настоящей работе) лежит через анализ более сложных форм социального поведения, одной из которых является общение.
Сущность ролевого поведения
Определение 1
Роль – нормативный образец поведения, одобряемый коллективом и выражающий социальную позицию человека.
Ролевое поведение представляет собой определенные социально одобряемые действия индивида в обществе, которые соответствуют занимаемому им положению. Роль человека в социуме зачастую определяет его поведение. При этом роль выполняет две ключевые функции:
- Демонстрация необходимого ролевого поведения в общем смысле и по отношению к окружающим;
- Ориентир для индивидов, взаимодействующих с исполнителем определенной роли.
Замечание 1
Таким образом, роль является индикатором приемлемости поведения индивида для него самого и окружающих.
Каждый из сотрудников в организации может принимать на себя несколько социальных ролей – он может являться одновременно руководителем и подчиненным, коллегой и товарищем. Социальные роли можно классифицировать по ряду различных признаков:
- По половому признаку – мужские и женские;
- По степени формализации – формальные и неформальные;
- По форме – активные и пассивные;
- По способу проявления – явные и скрытые;
- По значимости – доминирующие и второстепенные;
- По степени стандартности – стандартизированные и свободные.
Для характеристики любой социальной роли обычно используют две базовых характеристики – права и обязанности индивида, который принял на себя данную роль.
Определение 2
Права – совокупность ожиданий индивида от других участников общества, которые побуждают его к определенным действиям.
Определение 3
Обязанности – совокупность ожиданий других участников общества от индивида, которые побуждают его к определенным действиям.
Необходимость ролевого поведения
Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов.
Успешное ролевое поведение индивидов в организации определяется такими условиями, как ясность и приемлемость роли. Каждый индивид должен осознавать требования роли, которую он реализует, и принимать их. Иногда неопределенность ролевой позиции может быть причиной внутреннего или внешнего конфликта, влияние которого на деятельность организации неизбежно.
Замечание 2
Именно ролевые конфликты делают ролевое поведение индивидов в организации значимым социальным феноменом, которому следует уделять внимание в деятельности, например, при распределении задач между сотрудниками.
Ролевые конфликты и их виды
Ролевые конфликты являются результатом ролевого напряжения – феномена, возникающего в результате неприятия роли индивидом или его окружением. Ролевой конфликт представляет собой столкновение различных ролевых требований, которое вызвано множественностью социальных ролей индивида. Каждый человек исполняет несколько социальных ролей, каждую из которых он некоторым образом воспринимает. Принято выделять два основных типа ролевых конфликтов:
- Межролевой конфликт – возникает при одновременной реализации нескольких ролей. В рамках межролевого конфликта в поведении одного индивида сталкиваются различные, несовместимые друг с другом ролевые ожидания. Во избежание межролевого конфликта каждый индивид должен прилагать специальные усилия для создания оптимальной комбинации своих ролей;
- Внутриролевой конфликт – возникает при реализации сложных противоречивых ролей. Ярким примером такой роли является роль руководителя в организации, который должен одновременно соответствовать ожиданиям своего начальства и подчиненных, которые противоречат друг другу.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей : он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».
Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:
· - социальное происхождение;
· - этническая принадлежность;
· - уровень образования;
· - должность;
· - проф. принадлежность;
· - власть;
· - доход и богатство;
· - образ жизни и т.д.
Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.
Разновидности ролей:
· - психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
· - социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
· - активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
· - латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
· - конвенциональные (официальные);
· - стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.
Связь роли и поведения:
Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.
Ролевое поведение Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную структуру. Его анализ дал известный американский социальный психолог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя четыре компонента ролевого поведения. 1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного индивида и выступают как внешние, более или менее обязательные требования. Они исходят от общества или конкретной социальной группы и означают, какое поведение ожидается от человека, как должна быть выполнена роль, а также насколько поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и служит критерием оценки исполнения данной роли (хороший - плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.). 2. Понимание своей роли человеком включает осознание им своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью. Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания, сложившиеся в общественной структуре. 3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готовность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожиданиями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает нужным посещать занятия и т. д.). 4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные действия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличается от других форм деятельности тем, что оно предполагает наличие ролевого партнера и определенный навык социального взаимодействия с ним. Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все в совокупности, имеют большое значение в формировании и развитии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще не определяет поведения человека. Для этого она должна быть усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль - это внутреннее определение, осознание индивидом своего социального положения и его отношение к нему и вытекающим из него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отношения к ней, от индивидуально-психологических особенностей (установок и ориентаций, склонностей, характера, способностей и т. д.), его жизненного опыта. |
Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее – Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта. В 1928 г. Л. Л. Терстоун совместно с Е. С. Богардусом разработали операциональный подход (измерительные шкалы), в 1931 г. Р. Парк отметил, что аттитюды обладают латентностью: у каждого аттитюда есть бессознательная стадия, на этой стадии поддерживаются одни реакции и затормаживаются другие. В 1935 г. Г. Оллпорт дал классическое определение аттитюда: установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на опыте, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. В 1940 г. сформировалось два направления: изучение устойчивости структуры аттитюда и аналитическое направление. В 1950 г. А. Кемпбелл определяет аттитюды как прогнозируемый синдром реакций, последовательных по отношению к ряду социальных объектов. В 50-е годы Дж. С. Брунер, Л. Дж. Постмен подчеркивали творческую роль человека, роль мотивации, ценностей. В 60-е годы Катц определяет установку как предрасположенность индивида к оценке какого-либо опыта или его символа, которая может выражаться как вербальным (мнение, оценка), так и невербальным поведением.
Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отношение; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.
Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:
1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);
2) социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);
3) базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);
4) система ценностных ориентации.
Для измерения установок чаще применяется шкалирование; широко известны шкалы Терстоуна и способы их конструирования. В результате длительного отбора и сортировки большой группой экспертов собранного банка суждений относительно объекта установки оставлено 11 утверждений, которые должны располагаться в качестве шкалы от максимального одобрения до максимального неодобрения. Правила отбора утверждений таковы: утверждения должны быть обращены к настоящему времени, отбрасываются нелестные, они должны содержать не более одной мысли; нельзя использовать слова «все», «никто», «всегда», иностранные слова, имеющие двойной смысл, просто констатирующие, не связанные прямо с объектом, а также те, в которых отражается общее согласие. Измерение установки возможно также по поведению, хотя необходимо учитывать, что поведение и установка часто расходятся по вербальному компоненту, в качестве которого выступает мнение.
Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.
Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.
Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет прежде всего об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.
Стереотипы – регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы – духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат.
Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.
Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную как положительную, так и отрицательную оценку.
Имидж – образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж – «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует воображение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и группы.
Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие.
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Определение общения.
ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании
Общение как передача информации. Схема коммуникативной цепи: 1) источник сообщения; 2) отбор, фильтр информации; 3) кодировка и передача информации по каналам; 4) расшифровка сообщения; 5) понимание; 6) обратная связь.
Лицо, генерирующее идею кодирует (отправитель)-вербальные или невербальные символы-отбирает-канал(речь, письмо)-передаёт получателю- получатель декодирует и правильно или неправильно понимает-кодирует-отклик в адрес отправителя- передаёт сообщение
Общение как восприятие. Эффект первого впечатления, Эффект неудачника, эффект края / порядка, эффект ореола, эффект бумеранга.
Эффе́кт пе́рвого впечатле́ния - влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. Д
Эффект ореола
Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других делах.
Эффект неудачника
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Эффект порядка (1)
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.Эффект порядка (2)
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
Общение как взаимодействие. Трансактный анализ Э.Берна. Эго-состояния личности (Родитель, Взрослый, Дитя). Виды трансакций (дополнительные, скрытые).
Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех
сторон общения - восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа:
при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или
«чистое» восприятие.. Трансактный анализ Э.Берна - Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы. Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эго-состояния личности (Родитель - содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка., Взрослый - не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая., Дитя - содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.). Виды трансакций (дополнительные - Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции., скрытые - трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.).
Сценарии взаимодействия.
Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить. Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).
Ролевое поведение в общении.
психологическая роль – это поведение, которое человек строит в соответствии с ожиданиями общества и на основе норм и правил, установленных этим обществом. Соответствие поведения человека ситуации «здесь и сейчас» называется актуальной психологической ролью. Формальная роль представляет собой поведение, которое человек строит в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Исполнение формальной роли является обязательным, в противном случае возможен конфликт личности и общества. Внутригрупповая роль определяет поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемых ему участниками группы на основе сложившихся в ней взаимоотношениями. Выбор внутригрупповой роли может осуществляться, во-первых, добровольно, человек на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, социального опыта делает выбор, во-вторых, авторитарно, под давлением группы. Исполнение внутригрупповой роли также является обязательным, в противном случае может произойти конфликт личности и группы. Под межличностной ролью следует понимать поведение, которое человек строит с учётом ожиданий, предъявляемым ему знакомыми людьми на основе сложившихся отношений. Выбор межличностной роли определяется историей отношений между людьми, т.е. носит добровольный характер. Исполнение межличностной роли необязательно: человек вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но он не вправе с ними не считаться, в противном случае возможны межличностные конфликты. Индивидуальная роль – это то поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями, которые в сущности всё равно ожидания других – самых значимых.
Ролевое поведение.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.
В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я.
Способы разрешения ролевых конфликтов.
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачам, возникающим при исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка.
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим - далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждым молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.