Долговые обязательства рф не могут превышать. Государственный долг РФ, его виды
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.
Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.
Законом о бюджете утверждаются:
Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
Предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;
Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;
Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом Федерации государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.
Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы. Программы предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включают перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставляемых в очередном финансовом году. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете.
В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:
Фискальная;
Экономической стабилизации;
Распределения.
Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.
Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.
Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.
Более глубокое раскрытие сущности любой категории осуществляется через определение ее функций.
Так как долг является порождением государственного кредита, то, соответственно, ему присущи те же функции, что и кредиту, а именно регулирующая и распределительная.
Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.
Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.
При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг - это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств. Поэтому при определении экономических границ государственного долга необходимо учитывать:
Необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства в экономике;
«правильное» использование заемных средств;
Вопросы повышения благосостояния населения.
Экономические границы государственного долга определяются состоянием источников пополнения финансовых ресурсов государства, размерами сбережений, инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, состоянием денежного обращения в стране.
Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.
Рассмотрим классификацию государственного долга.
1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.
Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.
2. По форме государственный долг делится на:
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
Договоры о предоставлении России гарантии;
Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:
Краткосрочные (до 1 года);
Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
Долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Внутренний долг РФ складывается из:
а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;
б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний
Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам - государственный внешний долг.
Внешний долг РФскладывается из:
а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;
б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:
2) государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекту РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ принятых лет.
Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.
Государственный долг субъектов РФ складывается из:
а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;
6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.
Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального (бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальныйдолг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Другие формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.
Муниципальный долг складывается из:
1) основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
3) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
4) объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.
Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.
Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг - облигации.
Облигация - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.
Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.
Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.
Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.
Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.
Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем государственного долга субъектов РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем муниципального долга включаются:
1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.
Государственный заем (заимствование) – это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.
Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.
Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.
Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.
Основными покупателями долговых ценных бумаг являются институциональные инвесторы, такие как страховые компании и пенсионные фонды размещающие средства своих клиентов, преимущественно в консервативные активы.
Но и частные инвесторы особенно на развитых рынках, не обходят стороной этот вид ценных бумаг. Можно даже отметить следующую тенденцию: Чем более развитой является страна, тем большее число инвесторов предпочитает акциям именно облигации.
Это связанно с тремя факторами:
Размером капитал - крупным частным инвестором есть что терять.
Желание получать стабильный доход на свой крупный капитал
Культурой инвестирования
Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.
Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.
По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
♦ государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
♦ договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
♦ соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
По срокам действия долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускаются.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
♦ основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
♦ объем долга по кредитам, полученным Россией;
♦ объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
♦ объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Россией.
Долговые обязательства субъекта Федерации могут существовать в форме (ст. 99 БК РФ):
♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
♦ государственных займов субъектов Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;
♦ договоров о представлении государственных гарантий субъекта Федерации, договоров поручительства субъекта Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Федерации на основе принятых законов субъекта Федерации;
♦ соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
♦ займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
♦ договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
♦ долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В п. 1 комментируемой статьи БК РФ предусмотрены пять основных форм существования государственного долга (долговых обязательств) РФ. Данный перечень является полным, однако о недопустимости расширительного толкования ничего не говорит. Законодатель предусмотрел, что долговые обязательства РФ могут возникнуть в результате:
1) заключения кредитных договоров и соглашений между компетентными органами РФ, с одной стороны, и кредитными организациями, иностранными государствами или специализированными международными финансовыми организациями (МБЭС, МИБ), с другой стороны; в данных договорах (соглашениях) в роли заемщика финансовых средств выступает Российская Федерация, а сам договор (соглашение) заключается в пользу кредитора;
2) выпуска в свободное либо ограниченное обращение государственных ценных бумаг. На государственные ценные бумаги распространяется действие Закона о рынке ценных бумаг, ст. 114 БК РФ, однако существуют определенные особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Данные особенности закреплены в Законе об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
3) заключения кредитных договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти (представляют интересы РФ), с одной стороны, и уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, с другой стороны; содержание данного вида договоров (соглашений) составляет получение РФ для бюджетных кредитов от бюджетов нижестоящих уровней - бюджета субъекта РФ либо местного бюджета;
4) заключения договоров о предоставлении РФ государственных гарантий. В данном случае законодатель прямо не указывает на такую форму существования долговых обязательств РФ, как договор поручительства, заключенный РФ в целях обеспечения исполнения обязательств третьими лицами. Однако такая форма государственного долга прямо вытекает из общих положений гражданского и бюджетного законодательства;
5) заключения компетентными органами РФ внутригосударственных либо международных договоров и соглашений о пролонгации либо о реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Согласно теории международного публичного права, пролонгация - это продление срока действия внутригосударственного либо международного договора при условии, что первоначальный срок действия на момент пролонгации еще не истек. Реструктуризация долговых обязательств - это прекращение либо частичное списание (сокращение) размера долговых обязательств, достигнутое в двустороннем порядке.
Помимо форм существования долговых обязательств РФ, выделяются также виды государственного долга:
- внутренний и внешний;
- капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг включает в себя всю сумму принятых, но не погашенных РФ долговых обязательств с начислением на сумму задолженности процентов. Текущий государственный долг предполагает сумму расходов, произведенных уполномоченными федеральными органами по принятым РФ долговым обязательствам, срок исполнения которых уже наступил.
В п. 2 комментируемой статьи БК РФ проведено разграничение долговых обязательств РФ в зависимости от срока их действия, т.е. срока исполнения. По общим правилам выделяется три вида долговых обязательств РФ - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, но во всяком случае срок исполнения долгового обязательства РФ не может превышать 30 лет. В том случае, если в условиях кредитного договора (соглашения), заключенного РФ, предусмотрен срок, превышающий 30 лет, то применяется максимальный срок исполнения - 30 лет.
Условия займа краткосрочного, среднесрочного либо долгосрочного долгового обязательства РФ в обязательном порядке указываются в тексте кредитного договора (соглашения), данные условия не могут противоречить общим положениям о долговых обязательствах Российской Федерации, указанным в гл. 14 БК РФ. Законодатель особо оговаривает, что условия подписанного кредитного договора (соглашения) являются обязательными для обеих сторон и могут изменяться лишь по их обоюдному согласию. Таким образом, односторонний отказ от исполнения долгового обязательства не допускается.
Пункт 3 и 4 комментируемой статьи БК РФ соответственно раскрывают структурное содержание государственного внутреннего и государственного внешнего долга Российской Федерации, перечисляют их составные элементы. Государственный внутренний долг Российской Федерации складывается из четырех показателей, а государственный внешний долг Российской Федерации - из двух показателей. Данные перечни являются исчерпывающими. При этом указанные в п. 3, 4 комментируемой статьи составные элементы государственного долга Российской Федерации напрямую связаны с формами существования долговых обязательств.