Криминологическая характеристика преступлений в экономике. Криминологическая характеристика преступлений в экономической сфере деятельности Криминологическая характеристика профилактика экономической преступности
В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления в сфере экономики. Хищения, взяточничество, коррупция поразили практически все отрасли народного хозяйства. Наиболее значителен рост преступных проявлений на тех участках, которые заняты удовлетворением жизненно важных потребностей населения, в частности в торговле и бытовом обслуживании, на транспорте, в сфере кредитно-финансовых отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в негосударственных структурах хозяйствования.
Экономическая преступность как самостоятельное понятие, обозначающее сложное, внутреннее противоречивое социальное явление, появилось в криминологии сравнительно недавно.
В этой связи предпринимаются попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в противоправных формах с целью незаконного обогащения, что соответствует господствующим представлениям стран рыночной ориентации Свенсон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987, С. 29. Однако не учитываются важные специфические особенности переходного периода России, где бизнес, по уровню криминогенности вышедший на первое место в мире, тесно переплетен с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Разработка мер предупредительного характера вне этого дестабилизирующего фактора вряд ли способна оказать серьезное влияние на формирование общеобязательных правил поведения на рынке, становление надлежащего правопорядка в экономике.
Поэтому при определении групп преступлений, образующих экономическую преступность Яковлев A. M. Социология экономической преступности. - М.: Наука, 1988. - С. 50., интегрирующим признаком можно считать причинение вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.
Анализ преступности в сфере экономики целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода от административно-командной к преимущественно рыночной (автоматической) регуляции хозяйственных процессов.
Как показывают исследования, криминологическая ситуация в экономике переходного периода определяется:
- 1) совокупностью отражаемых судебной статистикой различных форм хищений государственного и общественного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупотреблений служебным положением и др.;
- 2) наличием значительного количества скрытой или так называемой латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам;
- 3) появлением вызванных реформой новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, но опасные и нуждающиеся в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.
За последние четыре года число выявленных преступлений названными службами сократилось на 13%. Значительно упал показатель регистрации мелких хищений (на 12%), должностного подлога (на 10%), должностной халатности (на 11%). Одновременно наблюдается рост выявления крупных и особо крупных хищений (на 10%), взяточничества (на 31%), фальшивомонетничества (на 15%).
Наметившаяся тенденция роста выявляемых экономических преступлений сохранилась и в 1993 г. Так, крупные и особо крупные хищения, а также взяточничество увеличились почти наполовину, а фальшивомонетничество - более чем в 8 раз. Особенно возросло число зарегистрированных фактов нарушения правил о валютных операциях, превысив уровень 1992 г. на 169%.
Фактически темпы роста экономических преступлений значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность взяточничества колеблется в настоящее время от 95 до 98%, хищений государственного имущества - от 50 до 80%.
Серьезную обеспокоенность вызывает криминальная ситуация на рынке потребительских товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не только здоровье, а порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен отмечаются в каждом четвертом случае от числа всех зарегистрированных в сфере экономики преступлений. По сведениям ГУЭП МВД Российской Федерации вне государственного контроля за неполный год реализовано более 30 млн. дкл спирта. От незаконного оборота спирта государство недополучило более половины причитающихся акцизных сборов.
Масштабы незаконного предпринимательства приобретают губительный для общества характер. Более 20% розничного товарооборота падает на неорганизованную торговлю, аккумулирующую до 30% наличных денежных средств. По некоторым оценкам, только в 1992 г. из предприятий государственной торговли в сферу свободного предпринимательства было перераспределено товаров на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб., реализованных населению по завышенным ценам.
Растет количество забракованных Госторгинспекцией товаров, причем реализация продуктов питания, не соответствующих требованиям Закона о сертификации товаров и услуг, увеличилась с 2 до 9 раз. Широкое распространение получил незаконный алкогольный бизнес, связанней с фальсификацией вино-водочной продукции. Достаточно сказать, что незаконная нажива всего по пяти уголовным делаем составила более 450 млн. руб. Отсутствие надлежащего государственного контроля за качеством товаров и соблюдением дисциплины цен делает этот вид преступлений привлекательным для недобросовестных коммерсантов, а общество ставит в зависимость от степени деморализации новоявленных богачей.
По масштабам причинения вреда особую группу экономических преступлений составляют злоупотребления в сфере кредитно-денежных отношений.
Россия - единственная из всех стран постсоциалистического развития, переходящих на рыночный способ саморегуляции, породившая феномен обналичивания денежных средств. Он предполагает возможность за определенное вознаграждение (30-40%) от суммы наличных перевести из государственного сектора экономики на счета коммерческих структур по сговору с первыми определенные средства в виде денежной наличности. Впервые хищения, связанные с обналичиванием, были опробованы кооперативами и, не встретив должного противодействия со стороны государства, успешно функционируют и поныне. В период наивысшей активности кооперативов (1989-1990 гг.) с помощью этих хозяйствующих субъектов было снято со счетов государственных предприятий более 50 млрд. рублей. По негативным последствиям для бюджета страны эта операция соотносима лишь с антиалкогольной кампанией.
В настоящее время только в г. Москве по состоянию на 01.01.94 г. ежедневно в среднем обналичивается до 40 млн. руб. Массовый характер приобрели хищения денежных средств с помощью подложных авизо. По данным Центрального банка Российской Федерации, в 1993 г. удалось предотвратить хищений на 1 трлн. руб. Об истинной распространенности завладения мошенническим путем денежными средствами судить из-за отсутствия данных сложно, однако влияние этих процессов на инфляцию несомненно. Эксперты полагают, что оно колеблется от 20 до 30%.
Невосполнимый ущерб общественным интересам наносится правонарушителями во внешнеэкономической деятельности. Общепризнано, что каждый второй доллар валютной выручки России оседает за границей. Так, в 1993 г. не менее 15-20 млрд. долларов из 46 млрд. долларов экспорта России остались за ее рубежами.
Свидетельством масштабов других видов потерь служат данные Государственного таможенного комитета об экспорте стратегически важных ресурсов. Вывезенное в соответствии с лицензиями коммерческими структурами в 1991 г. сырье оценивается в несколько миллиардов долларов, тогда как товаров за тот же период ввезено всего на 65,8 млн. долларов.
За последние 1,5 года закончено расследование более 6 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным вывозом сырья. Потери от необоснованных льгот, по данным МВЭС (Министерства внешнеэкономических связей), в 1991-1992 гг. от недоплаты экспортных пошлин равнялись 2,2 млрд. долларов, а от импортных - соответственно 300 млн. долларов.
Значительные средства переводятся из России на счета зарубежных банков от неправомерных сделок, нередко сопряженных с хищениями государственного имущества, взяточничеством. Зарубежные партнеры серьезно озабочены притоком в их банки средств, добытых преступным путем, легализацией теневого капитала, подрывающих традиции честного бизнеса и провоцирующих вседозволенность как способ накопления капитала.
Высокую криминогенную активность отличает вся среда реформирования собственности путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Наибольшее распространение здесь получили: занижение стоимости приватизируемых объектов, устранение нежелательных конкурентов, приобретение недвижимости путем незаконного отчуждения государственного имущества во всевозможные акционерные общества и товарищества с участием физических лиц, неоднократная переуступка, а в ряде случаев и ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставной капитал которых передано государственное и муниципальное имущество. Противоправное завладение государственным имуществом чаще всего осуществляется путем номенклатурной приватизации, т.е. организационного слияния прежних органов власти и хозяйственного управления с самостоятельными товаропроизводителями, и директорской модели приватизации, отторгающей трудовой коллектив в качестве совладельца прежней государственной собственности. Номенклатурная и директорская модели приватизации наносят ощутимый вред общественным интересам, подрывают доверие населения к самой идее приватизации, призванной содействовать формированию слоя собственников в России - опоры экономической демократии. Исследования показывают наименьшую защищенность от злоупотреблений федеральной собственности.
По данным Госкомстата Российской Федерации, отношение начальной цены приватизируемых объектов к продажной в отношении муниципальной собственности выражается как 1: 7, собственности территорий (краев, областей, национально-государственных образований) - соответственно 1: 4, федеральной собственности - 1: 2. В среднем стоимость одного приватизированного предприятия, находящегося в муниципальной собственности, составила 8 млн. руб., соответственно территорий - 16 млн. руб., федеральной - 52 млн. руб. (в ценах 1993 г.)
В целом по Российской Федерации на статистическом уровне наметилась отрицательная криминологически значимая тенденция: слабое использование сугубо коммерческих способов (например, аукционного) продажи государственного имущества. По коммерческому конкурсу в 1992 г. продано 43% предприятий, в 1993 - 30%, на аукционе соответственно 16 и 7%. Прямые потери бюджета в совокупности с иными, характеризующими ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей по обеспечению законности, свидетельствуют о расширении зоны возможных злоупотреблений, сговоре продавцов и покупателей, о манипулировании процедурами приватизации в достижении корпоративных интересов. Как показывают прокурорские проверки, корыстные устремления не встречают необходимого противодействия как со стороны специальных органов, наделенных государством полномочиями по осуществлению приватизации (комитетов по управлению государственным имуществом, фондов имущества), так и правоохранительных органов.
К примеру, в 1993 г. по фактам злоупотреблений в процессе приватизации МВД Российской Федерации возбуждено более 3700 уголовных дел, 90% из них падает на мошенничество с приватизационными чеками (3342).
Между тем опрос 114 работников МВД и МБ Российской Федерации показал 1 , что респонденты субъектами правонарушений в процессе приватизации в 54% случаев считают должностных лиц местной администрации; в 34% - должностных лиц комитетов по управлению имуществом. Иначе говоря, более чем в 2/3 случаев незаконная приватизация так или иначе связана со злоупотреблениями по службе.
Признаками, свидетельствующими о наличии коррупционных связей являются: включение в состав учредителей или акционеров родственников и знакомых должностных лиц органов власти и управления (59%); необоснованное затягивание рассмотрения заявки на приватизацию (32%); завышение материального износа приватизируемого имущества (35%); явно заниженная сумма выкупа арендованного имущества (28%) и др. Несомненно, негативное воздействие на правоприменительную практику в процессе приватизации оказывает отсутствие специальных норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за умышленное нарушение общеобязательных правил приватизации, хотя по темпам, масштабам и социальным последствиям преобразования государственной собственности Россия не знает себе равных в мировой практике.
Сравнительно новым для отечественной хозяйственной практики является такой вид преступлений, как сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Данное правонарушение, криминализованное Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г., отличается как значительной распространенностью, так и повышенной общественной опасностью. В одном только 1992 г. было выявлено 14 тыс. нигде не зарегистрированных предприятий, а следовательно, и не несущих бремени расходов общества на выполнение необходимых социально значимых функций.
Проверками в 1993 г. установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство. Подразделениями налоговой полиции совместно с налоговыми инспекциями пресекается за год более 12 тыс. налоговых правонарушений. Благодаря этому государственная казна пополнилась в 1993 г., например, более чем на 400 млрд. рублей и 130 млн. долларов США. По фактам злоупотреблений возбуждено около 4000 уголовных дел по ст.162 ч.2 и 3 УК РФ. Преступные ухищрения по утаиванию доходов насчитывают уже более 300 способов. Помимо сбора налогов и контроля за доходами населения, налоговой полицией вносится определенный вклад в борьбу с теневой экономикой и организованной преступностью.
По способу совершения хищения делятся на две группы:
- - отражаемые на балансе предприятий, организаций в виде недостачи товарно-материальных ценностей;
- - не показываемые в учетных документах операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами.
Разбалансированность потребительского рынка, разрушение создаваемых десятилетиями хозяйственных связей, инфляция сделали предпочтительными для современной экономической практики обменные операции "товар на товар”, что в свою очередь сказалось на изменении предмета хищений. По данным МВД, в последние годы значительно (почти на 40%) увеличилось число краж сырья и материалов с предприятий легкой и местной промышленности для их последующего перераспределения.
Криминологические исследования свидетельствуют и о существенном изменении способа противоправного завладения имуществом. Послевоенный период хозяйственной практики характеризовался нарастанием ухищренности приемов, направленных на сокрытие преступлений, отчего наибольшие трудности представляло выявление хищений, т.е. распознавание товарно-денежных операций как преступных в ряду обычных действий должностных и материально-ответственных лиц.
В настоящее время возрастает число примитивных, даже вульгарных форм посягательств на экономическую систему, носящих как бы открытый, откровенно циничный характер и не требующих высокой профессиональной подготовки, знания специфики бухгалтерского учета, технологии производства.
Сказанное наглядно проявляется в сфере договорных обязательств. Используя принцип свободы договора, недобросовестные предприниматели нередко вступают в хозяйственные отношения с обманной целью, не помышляя о надлежащем выполнении условий договора. Сначала завладевают авансовыми средствами, а затем пускают их в оборот, получая значительную выгоду. При наступлении сроков выполнения договора злоумышленники выплачивают неустойку. В ряде случаев в мошеннических целях создаются лжехозяйствующие субъекты, которые по получении предоплаты меняют местонахождение, создавая трудности в их розыске, часто противоправное завладение средствами контрагента осуществляется по подложным, похищенным у других фирм (или ликвидированных) документам.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста организованной преступности, свойственная хищениям в особо крупных размерах, взяточничеству. Несмотря на то, что доля этих видов преступлений в структуре всех иных форм преступных посягательств на экономическую систему невелика, их влияние на поведенческие реакции различных групп населения возрастает. "Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования” 1 . Происходит сращивание расхитителей с ворами, грабителями, представителями общеуголовной преступности, с одной стороны, и активное взаимодействие с теневой экономикой, образующей фундамент экономической преступности - с другой.
Вместе с тем экономическую преступность нельзя отождествлять с организованной. Пересекающиеся интересы теневой экономики и организованной преступности придают устойчивость существованию преступных группировок расхитителей, расширяют их притязания на особую роль в руководстве такими экономическими процессами, как разгосударствление и приватизация.
Психологи полагают, что расхитители резко отличаются как от законопослушных граждан, так и от иных категорий преступников.
Характеризуя личность расхитителей, нельзя не заметить примерно равное соотношение мужчин и женщин (59,3% мужчин и 40,7% женщин), что соответствует общему распределению населения по полу (мужчин - 50,8%, женщин - 49,2%). Среди лиц, совершивших все преступления, соотношение женщин и мужчин в среднем 1: 8. Наблюдающееся равновесие полов в экономической преступности обусловлено тем, что женщины традиционно чаще мужчин занимают должности, связанные с выполнением учетных, бухгалтерских функций, обслуживанием товарно-материальных ценностей в торговле, сфере бытового обслуживания.
Из руководящих работников, которые в организованных хищениях достигают трети всех осужденных, напротив преобладают мужчины. Еще более высок процент мужчин среди лиц, осужденных за взяточничество (68,8%), что прямо связано с выполнением специальных исполнительно-распорядительных функций, свойственных управленческому звену.
По данным криминологических исследований, каждые два из трех осужденных за экономические преступления имели среднее, средне-специальное и высшее образование.
Для должностных, хозяйственных преступлений и служебных хищений свойственно совершение преступления впервые. Ранее судимые за взяточничество среди всех осужденных не превышают 4%, таков же уровень ранее судимых за спекуляцию.
В отличие от служебных хищений для должностных преступлений групповой характер не является столь значительным. Доля лиц, совершивших взяточничество в группе, составляет около 8%. Этот показатель несколько выше среди выявленных лиц, совершивших спекуляцию (11%).
Социальный состав осужденных за хищения, должностные и хозяйственные преступления различается в зависимости от места, занимаемого тем или иным лицом в иерархии управленческого аппарата.
Лица в возрасте 18-19 лет составляют около 1/4 в общем числе выявленных лиц, совершивших хищения. Основную же возрастную группу образуют лица 30 лет и старше (75%).
Наличие собственных интересов в экономике продемонстрировал и нарождающийся слой отечественных предпринимателей, неоднородный по социальному составу, политическим пристрастиям, выбору способов достижения целей.
Особую опасность, с точки зрения криминологии, представляют три группы предпринимателей.
Первая - носители компрадорской идеологии, безразличные к национальным интересам России, смыкающиеся с недобросовестными западными коммерсантами, стремящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых природных ресурсов достичь желаемого ими западного стандарта потребления.
Вторая - предприниматели, заинтересованные в быстрейшем накоплении богатств, а потому предпочитающие инвестициям в промышленность спекулятивные сделки.
Третья - особая ветвь организованной преступности, претендующая на серьезное влияние в обществе.
И первые, и вторые, схожие в способах первичного накопления капитала, выступают не союзниками, а яростными противниками реформирования. Их устремления прямо противоположны надлежащему порядку в экономике, созданию равных возможностей для честного предпринимательства, не прокламируемой, а действительно равной правовой защите различных форм собственности.
Статистический портрет лиц, выявляемых за совершение спекуляции, представлен следующим образом: 18-29 лет - 41,7%, 30 лет и старше - 57,1%. Преобладают мужчины (58,2%). Обращает на себя внимание значительный удельный вес трудоспособных неработающих лиц - 14,5%. Не многим менее половины - это рабочие (47,3%).
Что касается взяточничества, то здесь наблюдается преобладание служащих (51%) в возрасте свыше 30 лет (77,2%).
Побудительным мотивом занятия противоправной деятельностью в сфере экономики, как правило, выступает корысть, стремление к материальному благополучию, обладанию престижными, дорогостоящими вещами, пренебрежение интересами других людей в угоду удовлетворения личных амбиций, стремление приблизиться к западным стандартам потребления, занять высокое устойчивое положение в обществе, открывающее доступ к таким благам, которые недоступны рядовому труженику. В организованных хищениях значительная часть похищенного перераспределяется в виде взяток нужным людям.
Чаще других экономических преступлений выпуск недоброкачественной продукции совершается под воздействием целого ряда объективных факторов, не всегда зависящих от волеизъявления должностных лиц: устаревшее оборудование и отсутствие средств на его модернизацию; текучесть кадров на мало привлекательных работах и обязательства поддерживать заработок, обусловленный соглашением.
Криминологическая характеристика как совокупность признаков преступных деяний, значение которых необходимо для осуществления эффективной борьбы с ними, - важнейший инструмент определения ведущих направлений активизации деятельности по профилактике преступлений.
Главное требование, которому должна отвечать криминологическая характеристика экономических преступлений, состоит в том, чтобы объединяемые в ней данные с необходимой полнотой отражали сведения о существенных признаках и свойствах отображаемых в них явлений и связанном с ними определенном круге обстоятельств.
Криминологическая характеристика экономических преступлений сложна уже хотя бы потому, что формы и способы этих преступлений отличаются разнообразием и способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, особенно в экономике.
«В области финансовой политики и денежного обращения в стране приоритеты Концепции правовой политики связаны с укреплением современного стабильного национального финансового рынка как реального инструмента защиты интересов государства, граждан и юридических лиц функционированием эффективной финансовой системы как одной из составляющих государственной политики» Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 345.
2 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920..
Уголовно-правовая характеристика экономических преступлений, совершаемых в сфере экономики, является исходной для криминологической характеристики. «Экономические преступления - это предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), причиняющие или способные причинить ущерб национальной экономике, ее отраслям либо сферам». Поэтому при определении групп преступлений, относящихся к экономическим преступлениям, интегрирующим признаком является причинение материального вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений. Посягательство совершается на экономические основы общества.
Криминологические исследования, а также анализ преступности на протяжении многих лет показывают, что экономические преступления взаимосвязаны, изменение состояния структуры одних преступлений обусловливает изменения других. Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д.
Практика показывает, что экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью. Если раньше организованные группы действовали только в уголовной направленности или только в сфере «теневой» экономики, то в настоящее время происходит процесс сращивания этих групп. С усилением уголовно-правовой борьбы с преступностью, в том числе с организованной, большинство преступных формирований традиционно уголовной направленности перешли в коммерческие структуры. В основном эти группы с целью получения «прибыли» в процессе освоения рынка совершают хищения путем обмана и злоупотребления доверием, а также преступления в сфере экономики. Преступные группы, действующие в «теневой» экономике, чаще всего становятся объектом для преступных формирований, специализирующихся на совершении краж, грабежей, вымогательств и разбое.
Для экономических преступлений, совершаемых умышленно, характерна корыстная мотивация, стремление к противоправному обогащению за счет государства, коммерческих структур различных форм собственности, общественных объединений либо граждан.
Анализ экономических преступлений целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода к рыночной экономике.
Проведенные исследования и уголовная статистика показывают, что криминологическая ситуация переходного периода в сфере экономики определяется:
- 1) совокупностью отражаемых уголовной статистикой различных форм хищений, преступлений в сфере экономики;
- 2) высоким уровнем латентности экономических преступлений, особенно преступлений в сфере экономики;
- 3) появлением в сфере экономики, особенно в коммерческой деятельности, новых видов поведения, вызванных переходом к рыночной экономике, которые в общественном сознании расцениваются опасными и нуждающимися в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.
Статистическая характеристика зарегистрированных экономических преступлений, особенно совершаемых в сфере экономики, ввиду наличия скрытой (латентной) преступности, является неполной и по ряду объективных причин скорее отражает направление усилий правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями и по выявлению различных форм противоправного обогащения.
Уголовная статистика свидетельствует, что при сокращении общего количества зарегистрированных преступлений, увеличивается количество выявленных преступлений в сфере экономики.
В последние годы наблюдается также рост доли анализируемых категорий преступлений в структуре преступности.
Переход к рыночной экономике, принятие нового административного, уголовного законодательства существенно повлияли на структуру, динамику анализируемых преступлений. В последние годы увеличилось число выявленных фактов изготовления, сбыт поддельных денег или ценных бумаг на 40 %, а прочие преступления, входящие в структуру изучаемых категорий преступлений, в два раза. Абсолютное большинство этих преступлений совершается в городах и поселках городского типа. С предоставлением экономической свободы хозяйствующим субъектам, либерализацией цен новой политики увеличилось число таких преступлений, как сокрытие иностранной валюты, нарушение таможенного и антимонопольного законодательства, уклонение от уплаты налогов или других платежей, незаконная торговая или посредническая деятельность, нарушение правил торговли или оказания услуг, занятие деятельностью без лицензий. Неблагоприятные тенденции этих видов преступлений обусловлены еще и тем, что в связи с реорганизацией контролирующих государственных органов и возникшей несогласованностью действий этих структур, ослаблена эффективность государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля.
Но доля преступлений, совершенных в составе групп и ранее судимыми, незначительна (соответственно 15 % и 4 %). Изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в ряде случаев совершаются в составе групп.
«Исследования показывают, что криминальные структуры, ранее осуществлявшие свою деятельность в сфере «теневой» экономики, в настоящее время практически полностью легализовались, и сегодня фактические темпы роста преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность отдельных видов анализируемых преступлений колеблется от 70 % до 90 %» Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.764..
Прослеживается также устойчивая тенденция роста отдельных видов преступлений в сфере экономики, совершаемых организованными группами. Это такие преступления, как заключение сделки вопреки интересам Республики Казахстан, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей, выпуск или реализация недоброкачественной продукции, незаконная торговая и посредническая деятельность, занятие деятельностью без лицензий и др. Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования.
Понятием характеристики того или иного предмета, явления, процесса охватывается комплекс признаков, выражающих сущность исследуемого объекта и позволяющих решать определенные задачи, достигать конкретных теоретических и практических целей. Криминологическая характеристика как совокупность признаков преступных деяний, значение которых необходимо для осуществления эффективной борьбы с ними, важнейший инструмент определения ведущих направлений активизации деятельности по профилактике преступлений.
Главное требование, которому должна отвечать криминологическая характеристика экономических преступлений, состоит в том, чтобы объединяемые в ней данные с необходимой полнотой отражали сведения о существенных признаках и свойствах отображаемых в них явлений и связанном с ними определенном круге обстоятельств.
Криминологическая характеристика экономических преступлений сложна уже хотя бы потому, что формы и способы этих преступлений отличаются разнообразием и способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, особенно в экономике.
В области финансовой политики и денежного обращения в стране приоритеты Концепции правовой политики связаны с укреплением современного стабильного национального финансового рынка как реального инструмента защиты интересов государства, граждан и юридических лиц функционированием эффективной финансовой системы как одной из составляющих из государственной политики.
Уголовно-правовая характеристика экономических преступлений, совершаемых в сфере экономики, является исходной для криминологической характеристики. «Экономические преступления - это предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), причиняющие или способные причинить ущерб национальной экономике, ее отраслям либо сферам». Поэтому при определении групп преступлений, относящихся к экономическим преступлениям, интегрирующим признаком является причинение материального вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений. Посягательство совершается на экономические основы общества. В соответствии с ныне действующим уголовным законодательством преступления, совершаемые против собственности и преступления в сфере экономической деятельности, разделены на группы:
преступления против собственности (глава VI УК);
преступления в сфере экономической деятельности (главаVII УК).
- 1) хищения чужого имущества - это разбой, вымогательство, грабеж, мошенничество, кража;
- 2) хищение предметов, имеющих особую ценность, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества;
- 3) преступления против основ экономики заключение сделки вопреки интересам Республики Казахстан; изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг; незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей; сокрытие иностранной валюты; лжепредпринимательство; лжебанкротство; сокрытие банкротства; нарушение таможенного законодательства; нарушение антимонопольного законодательства; уклонение от уплаты налогов или других платежей; нарушение правил сдачи драгоценных металлов или камней;
- 4) преступления в сфере экономической деятельности воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, незаконное получение и нецелевое использование кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов, заведомо ложная реклама, незаконное использование товарного знака, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну и др.
Криминологические исследования, а также анализ преступности на протяжении многих лет показывают, что экономические преступления взаимосвязаны, изменение состояния структуры одних преступлений обусловливает изменения других.
Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д.
Практика показывает, что экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью. Если раньше организованные группы действовали только в уголовной направленности или только в сфере теневой» экономики, то в настоящее время происходит процесс сращивания этих групп. С усилением уголовно-правовой борьбы с преступностью, в том числе с организованной, большинство преступных формирований традиционно уголовной направленности перешли в коммерческие структуры. В основном эти группы в целях получения «прибыли» в процессе освоения рынка совершают хищения путем обмана и злоупотребления доверием, а также преступления против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности. Преступные группы, действующие в «теневой» экономике, чаще всего становятся объектом для преступных формирований, специализирующихся на совершении краж, грабежей, вымогательств и разбое. В значительной степени состояние преступности в сфере, экономики; особенно хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основы экономики и в сфере хозяйственной деятельности, обусловливается и заметным ростом коррупции.
Для экономических преступлений, совершаемых умышленно, характерна корыстная мотивация, стремление к противоправному обогащению за счет государства, коммерческих структур различных форм собственности, общественных объединений либо граждан.
Анализ экономических преступлений целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода к рыночной экономике. Проведенные исследования и уголовная статистика показывают, что криминологическая ситуация переходного периода в сфере экономики определяется:
- 1) совокупностью отражаемых уголовной статистикой различных форм хищений, преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности;
- 2) высоким уровнем латентности экономических преступлений, особенно преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности;
- 3) появлением в сфере экономики, особенно в коммерческой деятельности, новых видов поведения, вызванных переходом к рыночной экономике, которые в общественном сознании расцениваются опасными и нуждающимися в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.
Статистическая характеристика зарегистрированных экономических преступлений, особенно совершаемых против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности, ввиду наличия скрытой (латентной) преступности является неполной и по ряду объективных причин скорее отражает направление усилий правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями и по выявлению различных форм противоправного обогащения.
Еще одним направлением, подлежащим самостоятельному анализу, в структуре экономических преступлений являются преступления против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности.
Уголовная статистика свидетельствует, что при сокращении общего количества зарегистрированных преступлений увеличивается количество выявленных преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности.
В последние годы наблюдается также рост доли анализируемых категорий преступлений в структуре преступности.
Переход к рыночной экономике, принятие нового административного, уголовного законодательства существенно повлияло на структуру, динамику анализируемых преступлений. В последние годы увеличилось число выявленных фактов изготовления, сбыт поддельных денег или ценных бумаг на 40%, а прочие преступления, входящие в структуру изучаемых категорий преступлений, в два раза. Абсолютное большинство этих преступлений совершается в городах и поселках городского типа. С предоставлением экономической свободы хозяйствующим субъектам, либерализацией цен новой политики увеличил ось число таких преступлений, как сокрытие иностранной валюты, нарушение таможенного и антимонопольного законодательства, уклонение от уплаты налогов или других платежей, незаконная торговая или посредническая деятельность, нарушение правил торговли или оказания услуг, занятие деятельностью без лицензий. Неблагоприятные тенденции этих видов преступлений обусловлены еще и тем, что в связи с реорганизацией контролирующих государственных органов и возникшей несогласованностью действий этих структур ослаблена эффективность государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля.
Но доля преступлений, совершенных в составе групп и ранее судимыми, не значительна (соответственно 15 и 4%). Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в ряде случаев совершаются в составе групп.
Исследования показывают, что криминальные структуры, ранее осуществлявшие свою деятельность в сфере «теневой» экономики в настоящее время практически полностью легализовались, и сегодня фактические темпы роста преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность отдельных видов анализируемых преступлений колеблется от 70 до 99%.
Прослеживается также устойчивая тенденция роста отдельных видов преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности, совершаемых организованными группами. Это такие преступления, как заключение сделки вопреки интересам Республики Казахстан, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей, выпуск или реализация недоброкачественной продукции, незаконная торговая и посредническая деятельность, занятие деятельностью без лицензий и др. Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования.
Экономическая преступность -- это негативное социальное явление, заключающееся в негативном влиянии на институты общества, нарушении нормального функционирования материальной основы государства -- экономики. Она имеет некоторые особенности:
- · уровень причиняемого экономическими преступлениями государству ущерба;
- · высокая латентность экономической преступности;
- · способность сформировать полукриминальный менталитет части населения;
- · носит главным образом организованный характер;
- · сложносоставность и мпогоэпизодность преступлений.
Разберем каждую из этих особенностей в отдельности:
1. Уровень причиняемого экономическими преступлениями государству ущерба.
На настоящий момент экономический ущерб, приносимый преступлениями в сфере экономики, предметному исследованию не подвергался, но, проанализировав способы совершения и объекты посягательства, можно сделать вывод о том, что приносимый ими ущерб государству и населению многократно выше ущерба от общеуголовных преступлений.
Сравним для примера такие виды преступлений, как кражу из квартиры и хищение продукции с предприятия (независимо от форм собственности).
Во-первых, кража в основном состоит из единого эпизода и может принести вред потерпевшему примерно до 1 000 000 тенге (дорогая машина, имущество и бытовая техника в квартире), а хищение с предприятия является многоэпизодным (иногда хищения длятся по несколько лет). При этом общеуголовное преступление приносит моральный ущерб самому пострадавшему и его близким (т.е. одному или нескольким физическим лицам), а экономическое преступление способно подорвать правосознание большой социальной группы, имеющей сведения о совершении преступлений и беспринципности виновных.
2. Высокая латентность экономической преступности. Большая часть экономических преступлений выявляется не по заявлению граждан или других лиц, а на основании выявления фактов преступлений компетентными органами. Необходимо отметить тот факт, что полная проверка финансово-хозяйственной деятельности среднего производственного предприятия может занять до года или больше времени, судебно-бухгалтерская экспертиза для юридической фиксации факта преступления также длительна. Преступления этого вида совершаются лицами, уполномоченными на управление имуществом и обеспечение его сохранности.
Правда, высокая латентность распространяется не на все виды преступлений рассматриваемой группы. Такие составы как фальшивомонетничество, мошенничество, использование фиктивных платежных документов устанавливаются и регистрируются довольно часто и относительно в полном объеме в связи с низкой степенью организации и сильным государственным контролем за объектами их посягательств. Но необходимо отметить сложность установления виновных производства процессуальных действий для привлечения их к ответственности.
При этом наибольший ушерб приносят такие виды латентност, которых очень велика--хищения путем присвоения или растраты, нарушение правил информатизации, лжебанкротство, лжепредпринимательство, сокрытие банкротства, нарушение налогового, таможенного и антимонопольного законодательства и многих других составов, которые характеризуются высокой степенью организации.
Лидируют в структуре экономической преступности преступления, связанные с производством и распределением товарно-материальных ценностей в сфере сельского хозяйства и промышленности.
3. Способность сформировать полукриминалъный менталитет части населения. Довольно большая часть населения Казахстана за последнее время избрали сферой своей деятельности торговлю (как внутри страны, так и так называемый «челночный» бизнес). Исследования этой категории лиц показали, что почти все они укрывают доходы от налогообложения, нарушают правила таможенного законодательства.
На общем фоне социального неблагополучия, затрагивающего в первую очередь молодежь, для многих ближайшей жизненной перспективой становится выбор между мелким неформальным предпринимательством и преступностью.
4 и 5. Факторы организованности, сложносоставности и многоэпизодности преступлений в сфере экономики. Эти факторы тесно переплетены между собой в связи с тем, что на территории СНГ организованная преступность действует почти во всех сферах экономики.
Факт организованности и многосоставности преступлений в сфере экономики обусловлен объективной необходимостью для их совершения.
Для наглядности обратимся к такому примеру, как уклонение от уплаты налогов на производстве (ст.ст. 221--222 УК РК).
Данное преступление совершается путем сокрытия реального объема продукции, что несомненно сопряжено было с неучтенным отпуском со склада расходных материалов и сырья (что расценивается как «хищение путем присвоения или растраты» ст. 176 УК РК). Совершение и сокрытие такого противоправного деяния невозможно без вступления предварительной организации учетных и материально-ответственных лиц на предприятии (гл. бухгалтера, бухгалтеров, зав. складом, нач. цеха, смены и руководства отдела маркетинга предприятия) и за его пределами.
Следует отметить, что генезис казахстанской преступности последнего десятилетия выявил две взаимообусловленные тенденции - “экономизации” организованной преступности и повышения уровня организованности самой экономической преступности. Их действие привело к возникновению принципиально нового асоциального явления - организованной экономической преступности, представляющей собой некий симбиоз развитых форм организованной и экономической преступности.
Что касается проблемы определения понятия организованной экономической преступности, то здесь общепринятого уголовно-правового и криминологического понятия «организованная экономическая преступность» в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. Понимание организованной экономической преступности крайне неопределенно. Это, безусловно, ограничивает возможности конструктивного диалога с целью совершенствования и унификации законодательства по борьбе с данным явлением. Однако, с другой стороны, сложность самого явления, динамичное изменение криминальной практики в экономической сфере, значительные национальные различия в сочетании с плюрализмом исследовательских подходов, обусловленным методологией и личностными особенностями, не позволяет рассчитывать на окончательное решение этой задачи в принципе. Это связано с несовершенством механизмов научного познания или неэффективной организацией научного общения, но с природой самой проблемы. Используя выражение М. Мамардашвили, ее можно рассматривать в качестве своеобразной «фиксированной точки интенсивности», то есть явления, смысл которого не проявлен до конца, не может быть проявлен до конца, но познание которого является мощным стимулом для непрерывного поиска нового смысла. Вокруг таких понятий происходит особая интенсификация познавательных усилий .
Другой, связанный с предыдущим, аспект этой проблемы состоит в том, что полностью адекватного описания данной сферы действительности дать вряд ли возможно, не опираясь на некоторые априорные предположения и допущения, выбор которых опять-таки определятся как минимум личностными факторами и методологическими традициями.
Из вышесказанного следует, поскольку объективные потребности организации и координации экономических действий не находят соответствующего отражения в нормативной и организационной структуре экономики как социального института, постольку возникают прямо противостоящие черты организованности. Для различных видов экономических преступлений характерна одна особенность -- преимущественное совершение их группами или иными криминальными формированиями, созданными с целью обогащения вопреки интересам Закона.
Следует отметить, что анализ причин и особенностей экономической преступности в Казахстане необходимо вести с учетом процессов происходящих в политической, хозяйственной, культурной и идеологической жизни страны. Росту рассматриваемой категории преступности способствуют спедующие факторы:
Узость материальной базы нашего общества. Этот фактор стимулирует явления экономической преступности двояким образом: во-первых порождает противоречие между растущими потребностями народа и отсталостью производительных сил; во-вторых интенсивное развитие экономики в отсталой стране само по себе создает благоприятные условия для совершения преступлений .
Как результат ускорения производительных сил и возникновение товарной экономики следует рассматривать появление избытка рабочей силы и ее миграцию. С. Е. Искаков считает, что приток сельского населения в города стабилизирует там обстановку, усложняет управление, ослабляет механизмы социального контроля, чем и используются преступные элементы. Кроме того, плохие бытовые и материальные условия сельских мигрантов и более высокий уровень жизни в городах порождает у первых психологию наживы любым путем, толкает их на совершение хищений, грабежей, мошенничества, создание различных преступных группировок. Но данная точка зрения несостоятельна тем, что сельские мигранты в своем болтшинстве, не считая студентов, люди в возрасте, которые приезжают в города не ради наживы, а чтобы обеспечить семью самым необходимым. Можно еще согласиться с тем, что данные лица могут совершить хищения, кражу. Но вряд ли будут создавать преступные группировки. Так как интеллектуальная сторона данного формы преступности должна быть на высоком уровне.
Важный фактор, способствующий росту экономической преступности-переход общества к рыночным отношениям. Старая хозяйственная система предполагала существование практически одной формы собственности и отношений по поводу продукции, но не товаров. Ликвидация этой системы требует определенного времени, необходимо оно и для созреванияи совершенствования новых структур рыночной экономики. Пока же они зачастую служат нечестным людям, которые пользуясь несовершенством рынка, налоговой практики, извлекают гигантскую наживу.
Например, до сих пор не решены многие вопросы производственной ответственности промышленных предприятий, не ясны права собственности на средства производства, порядок и возможность их отчуждения, не обозначены физические лица, несущие персональную ответтвенность за имущество предприятий, отсутствуют нормы о конкуренции предприятий на рынке и т.д. Все это порождает психологиюмаксмального извлечения прибыли любыми средствами и в ратчайший срок, что нередко толает руководителей предприятий на такие незаконные, преступные методы извлечения наживы, как сокрытие налогов, подделка торговы марок, производство и сбыт некачественной продукции, спекуляция дефицитьным сырьем и т.д.
Не решены проблемы взаимоотношений центров и провинций. Реформа значителнорасширила права народных правительств на местах в вопросах определения объема капиталовложений и осуществления финансовой самообеспченности, что стимулировало развитие экономики. Однако одновременно это породило административный сепаратизм провинций, ослабиловозможности центра в осуществлении контроля и управления экономикой на макроуровне. Местные органы власти на местах в целях экономической выгоды и увеличения финансовых поступлений идут по пути малых капиталовложенийи получения быстрого эффекта и большого дохода, монополизации новых технологий и производства товаров данного региона, наложения запретов на ввоз и вывоз тех или иных видов товаров, что обостряет торговые трения между различными регионам, препятствует формированию единого общегосударственного рынка. Эти тенденции порождают явления экономической преступности, причем некоторые местные органы власти попустительствуют и укрывают преступления вэкономических интересах данного района, вмешмваются в деятельность суда, налоговых ведомств, таможенных органов .
Источником получения нетрудовых доходов служит действующая система ценностей. Реформа частично сохранила единое общегосударственное ценообразование и ввела две новые его формы-плавающую и договорную. В результате разница между общегосударственными договорнымиценами на различные ресурсы, по подсчетам экономистов, в 2007 году првысила 30 млн. тенге . Немалая доля этой суммы оказалась в руках коррумпированных чиновников, обладающих правами распоряжения материальными ресурсами.
Немаловажный фактор роста экономической преступности-несовершенство политической системы Казахстана. По разлиным причинам все еще сохраняется неразделенность функций правительства и местных органов власти, чрезмерная концентрация власти у должностных лиц, громоздкость аппарата управления, недостатки правовой системы, дефицит демократических процедур и институтов принятия тех или иных решений, сохранение в некоторых местах пожизненнго занятия должностей кадровыми работниками и т.п.
В настоящее время излишне высокое положение и большая часть чиновников осуществляют злоупотребление своими пономочиями и являются коррумпированными. В обощенном виде они выражаются в формуле «обмен властина деньги». Многоми исследователями данной проблемы отмечена тенденция - чем интенсивнее развивается экономик, тем больше расширяется сфера вмешательства политической власти в хозяйственную деятельность.
Данное положение представляет большую опасность для общества и государства. Представители так называемой «беловоротничковой преступности», имея огромные легализованные капиталы, не только умело используют возможности для своей преступной дятельности, но и по свроему усмотрению формируют их путем многообразных средств воздействия на политическую, экономическую управленческую ситуацию в регионе, или стране. Все чаще отмечается давление преступных группировок на олжностных лиц разного уроня путем взяток или шантажа. Особенно ситуация осложняется распространением коррупции в сфере финансовых услуг. Для Казахстана характерно почти открытое внедрение представителей криминального капиталав банковскую сферу в виде учредителей, членов советов директоров, почетных клиентов и пр. При этом криминальный капитал начинает диктовать банку свои правила игры, что достаточноя яркопроявилось симнистией капиталов .
К обстоятельствам, развитию антиобщественного экономического поведения можно отнести и другие издержки экономической политики: социальная незащищенность социальных слоев обества, отмена социальных льгот, снижение уровня образования, общее падение жизненного уровня населения. и т.п.
Низкий уровень правового воспитания, так назваемая «война законов», происходящая в последнем десятилетии, отстутствие реального равенства перед законом «рядового» гражданина и представителя социальной элиты отрицательно воздействуют на отражение образа права в индивидуальном сознании человека. В результате чего в мышлении стойко держится восприяте и понимание права как принуждения, а не как концентрированного выражения справедливости. Значительная часть населения Казахстана убеждена, что в соблюдении норм права больше заинтересовано государство, нежели граждане в своей совокупности.
Следующей, не менее важной, является политико-правовая группа причин динамизации преступности. Сюда можно отнести постоянное повышение объема налогового бремени на казахстанские предприятия и фермерские хозяйства, что заставляет их уходить в «теневую экономику» и вывозить капиталы с последующей легализацией и уклонением от налогов.
Правовой основой противостоянию криминальному предпринимательству преступных сообществ в странах с развитой рыночной экономикой является законодательство, препятствующее легализации средств, добытых преступным путем. Отсутствие такого законодательства в Казастане ставит национальную экономику в условия наибольшего благоприятствования для расцвета теневого бизнеса, проведения крупномасштабных финансовых афер, «отмывани» денег, полученных незаконным путем.
Ряд факторов, способствующих криминализации процесса первоначального накопления капитал, может быть отнесен к организационно-управленческим. Одним из основных в этой группе факторов является отсутствие надлежащей системы финансового и других видов экономического контроля со стороны государства, благодаря чему огромная часть криминальных доходов после легализации вводится в законный бизнес.
Таким образом ослабление государственного контроля, несовершенство законодательства и практики его применения делают возможным осуществление множества финансовых афер такого рода: фирма -- организатор аферы - создает две фиктивные дочерние организации На счет одной из них вносят деньги полученные незаконным путем. Эти средства незамедлительно конвертируются, переводятся за границу, а выдуманная фирма самоликвидируется. Отмытые деньги перекачиваются на Западе несколько раз через банковские структуры, чтобы окончатетьно запутать следы, и затем их получает некая фирма доверенный партнер или дочернее предприятие фирмы организатора под какой либо конкретный контракт на поставку того или иного товара (продукты питания, техника, мебель, автомобили и т.д.). Этот груз отправляется в адрес еше одной выдуманной организации, которая тут же перепродает товар фирме «матке», после чего опять самоликвидируется. Теперь продукцию спокойно реализуют на казахстанском рынке, а выручку по сути «отмытые» средства запускают в легальный оборот .
Причем в случаях, когда речь идет о вводе «отмытых» капиталов в легальною экономику в виде инвестиций на какие либо социальные нужды (на пример возрождение производства, строительство восстановление дорог, развитие сельского хозяйства, пенсионные реформы и т.д.) власти как правило склонны закрывать глаза на сомнительное происхождение спасительных капиталов, позволяющих сохранить производство и рабочие места, избежать социальных конфликтов.
Из приведенной выше схемы очевидно, что крупные коммерческие фирмы или банки, обладая разветвленной сетью дочерних фирм, в особенности в других регионах, легко могут спрятать самые разные коммерческие и финансовые операции практически любой величины. При этом пройти по цепочке и отследить операции при многочисленности филиалов или фирм чрезвычайно трудно. Значительная часть доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализуется посредством обмена на твердую валюту и перевода за рубеж. Интерес криминальных структур к кредитно-финансовой сфере экономики понятен именно здесь проходит основной поток денежного обращения, именно здесь наиболее высока норма прибыли, когда «деньги делают деньги», а несовершенство законодательства и ущербность применяемых экономико-правовых регуляторов переходного периода умело используются для прокручивания раличногор и финансовых афер
Анализ периодической печати показывает, что перегнать определенную сумму денег заграницу посредством банковских структур не составляет особого труда. Этому способовует развитие безналичных форм расчета, развитие электронных платежей и электронных денег.
Некоторые нз используемых сейчас способов регистрации совершенных операций в действующих системах электронных денег позволяют переводить крупные суммы практически не оставляя следа ни на бумаге, ни в центральном компьютере системы. Так, согласно п. 5.07-1. «Правил проведения валютных операции в Республике Казахстан», утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 21 мая 1997 г. № 206 с внесенными изменениями по состоянию на 1 января 2001 г. «текущие валютные операции в виде разовых переводов физичеких лиц резидентов и нерезидентов сумму в эквиваленте до трех тысяч долларов США могут осуществляться через уполномоченные банки без открытия счета» Такое положение допускает ситуацию, при котрой преступники, воспользовавшись услугами нескольких банков, в короткие сроки могут перевести в Казахстан или за его пределы огромные неконтролируемые средства .
В пункте 4.03 сказано: «национальная или иностранная валюта поступающая на счета юридических лиц - нерезидентов уполномоченных банков в безналичном порядке зачисляется без ограничений». Многие недобросовестные банки всячески поощряют операции по обналичиванию, т.к. получают дополнительные оборотные средства еще и комиссионные от проведения этих операций. В случае же наложения ареста на эти счета банк ничего не теряет. Этому во многом способствует порядок контроля за операциями с наличными деньгами. И это не единственные пробелы в регулировании и контроле за валютными операциями в нашем законодательстве .
Заметим, что организованная преступность не может существовать без легализации доходов от преступной деятельности и чем масштабнее становятся организованная преступность и коррупция тем все более совершенствуетя в процессе легализации незаконных капиталов. Поэтому эффективность искоренения этих опасных явлений возможна, если бороться с ними параллельно, а не с каждым в отдельности.
Проблема борьбы с «отмыванием грязных денег в той или иной степени знакома практически всем развитым странам мира и фактически является интернацональной. Это обусловлено тем, что организованная преступность, легализуя свои незаконные капиталы использует не только внутренние изъяны в экономике, но и достаточно эффективно внедряется в международную систему расчетов, оффшорные зоны, механизм экспортно- импортных операций. И если говорить о международной престижности, то сегодня Казахстан -- одно нз возможных мест, где есть все условия для «отмывания грязных денег» и дальнейшего их использования в легальном бизнесе.
Безусловно, перечисленные выше факторы взаимозависимы и взаимодополняют друг друга, но все же считаем целесообразным условно разделить их на группы по их содержательной стороне причинной обусловленности, иным значимым, обстоятельсгвам. Профессор Е. И. Каиржанов предлагает следующую классификацию исходя из характера и содержания социальных явлений:
- 1) социально-экономические
- 2) идеологические (куда входят и культурно воспитательные).
- 3) организационно управленческие
- 4) социально психологические .
По мнению С. Искакова, в данной классификации отсутствует группа политико-правовых факторов которую нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных, но которая немало способствует развитию преступности связанной с легализацией незаконных доходов. Группы идеологических и социально психологических факторов следует объединить в одну группу нравственно-психологических куда войдут и психологические, идеологические и культурно-воспитательные, моральные и нравственные факторы.
Итак, С.Е. Искаков придерживается следующей классификации, с которой вполне можно согласиться:
- 1) социально-экономические;
- 2) политик-правовые;
- 3)организационно-управленческие;
- 4)нравственно-психологические .
Данная классификация позволяет систематизировать подробное исследование причин динамики преступности в целом, в том числе преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов. Результаты такого исследования имеют основное значение в прогнозировании и выборе конкретных методов и средств борьбы с рассматриваемым видом преступлений.
Также, при рассмотрении проблем экономических преступлений необходимо отметить тот факт, что они характеризуются довольно высокой латентностью как по объективным, так и по субъективным причинам.
Тенденции роста преступлений в сфере экономики связаны, главным образом, с тем, что в последнее время активно стала проводиться работа по их выявлению.
Преступления в сфере экономики наносят значительный имущественный ущерб государству и моральный ущерб обществу. Они препятствуют последовательному проведению в жизнь экономических реформ в нашей стране. Лица, совершающие преступления в сфере экономики оказывают разлагающее влияние на морально-психологическое состояние окружающего общества, подрывают веру народа в правильность избранного страной пути. Рассматриваемая группа преступлений включает в себя различные деяния, такие как хищения путем присвоения или растраты, кражи чужого имущества, мошенничество, вымогательство, приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
В связи с переходом к рыночной экономике появились и новые виды экономических преступлений, такие как
- 1) нарушение правил информатизации;
- 2) заключение сделки вопреки интересам РК;
- 3) различные преступления, связанные с незаконным оборотом валюты или драгоценных металлов и камней;
- 4) нарушение таможенного, антимонопольного и налогового законодательства;
- 5) лжебанкротство, лжепредпринимательство, сокрытие банкротства и др.
Говоря о криминологической характеристике рассматриваемой группы преступлений, необходимо отметить тот факт, что преступления данной группы часто имеют сложный состав, то есть в процессе совершения преступлений нарушаются сразу несколько норм права.
Экономические преступления в сфере хозяйственной деятельности часто сопряжены со взяточничеством (ст. 311-313 УК РК) и злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 307 УК РК). Хотя указанные преступления и отнесены к различным группам, по большей части их объектом является экономика.
Анализ причин экономической преступности показывает, что собое значение экономики как социального института, т.е. образования, обеспечивающего относительную устойчивость законности общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения, связанные с разделением труда, обращения материальных благ представляют собой основу государственных правовых идеологических и социальных институтов.
Говоря иными словами, материальное состояние общества играет важнейшую роль в формировании правосознания и правоповедения общества в целом, включенных в него социальных групп и отдельных индивидов. Следовательно, в обществе формируются и функционируют только те институты, которые удовлетворяют те или иные его потребности.
В случае нарушения приведенной закономерности происходит дисфункция социальной нормы и, следовательно, всех взаимосвязанных с ней факторов - ценностные ориентации, социальные отношения и социальные институты.
Преступность - это, хотя и негативное, но все же социальное явление. Факт возникновения и существования преступности, в частности экономической, обусловлен описанными выше явлениями дисфункции в области экономики.
Эффективность деятельности ОВД по борьбе и профилактике экономической преступности невозможна без научно обоснованных рекомендаций по выявлению причин и условий совершения преступлений данной группы. Экономическая преступность, как и другие общественные явления, зависит от социально-экономической формации. Следовательно, в связи с формационными преобразованиями подвергались изменениям и экономическая преступность, и ее детерминанты. На первичном этапе своего формирования они строились на базе иерархии, управляя экономикой в государстве. В соответствии с динамикой экономической преступности изменилась ее правовая оценка и оценка личности преступника, а также его роли в совершении противоправных действий в сфере экономики.
Как было отмечено выше, в 1985 году началось реформирование командно-административных отношений и государственно-монопольной экономики. Вследствие чего, в 1987 году принимаются на сегодняший день уже утратившие силу Законы «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закон «О кооперации», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Новая экономическая и политическая ситуация составила основу современным экономическим отношениям. Развитие Казахстана, после обретения независимости, избравшего свой путь преобразований, в значительной степени отличного от развития других стран СНГ, обусловило тенденции его экономической политики.
В республике на сегодняшний день приняты и действуют законы, регламентирующие систему налогообложения, хозяйственную деятельность в отраслях экономики, банковскую деятельность, новые Гражданский Уголовный Уголовно-исполнительный .
Повышение общего интеллектуального уровня и уровня образования, тесная интеграция в мировое сообщество, наряду с положительными результатами, также дали свои «побочные» эффекты. Повысился интеллектуальный уровень совершаемых преступлений, что особенно заметно в организованной и экономической преступности, это обстоятельство привело к выработке у преступного элемента, групп и организации возможностей с наибольшей выгодой для себя использовать возможность организации (разделение функций участников) и недостатков законодательства, применяя для этого методы комплексного воздействия.
Организованным характером экономической преступности обусловлена инфильтрация (внедрение) своих ставленников в государственные, правоохранительные, контролирующие органы и структуры.
Нередко встречаются случаи совершения экономических преступлений, сопряженных с коррупцией, подкупом должностных лиц органов власти, прокуратуры и суда; преступным сговором с руководителями крупных промышленных структур (множество таких примеров встречается в банковско-кредитной отрасли).
Нормативную базу экономики составляют различные отрасли права. В этой связи можно прийти к выводу, что для юридической и социальной профилактики экономической преступности необходим анализ норм уголовного права в тесной связи с правовой базой экономики, тем более, что она неуклонно растет
Причем по видам совершаемых преступлений можно судить следующее: с развитием инфраструктуры экономики в каком-либо регионе развивается и растет совершаемость экономических преступлений, а совершаемость преступлений, затрагивающих другие отрасли законодательства, относительно падает
При этом необходимо отметить тот факт, что в последние годы наметилась наиболее неблагоприятная обстановка с преступностью в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кзыл-Ординской и Северо-Казахстанской областях, где прямо противоположно росту преступности падает уровень благосостояния населения .
Проанализировав данные, можно сделать вывод:
- 1. Рост экономической преступности обратно пропорционален росту благосостояния населения в регионе.
- 2. Удельный вес экономических преступлений в структуре преступности в целом составляет более половины и продолжает расти
- 3. В настоящее время наметились тенденции к росту мошенничества, хозяйственных хищений и преступлений, направленных на подрыв всей экономической базы нашего законодательства, причем большее число этих преступлений совершается в группе
Также в последнее время стали иметь место факты скупки паев, акций, нарушения антимонопольного законодательства. Данные преступные проявления часто сопряжены с общеуголовными преступлениями - угрозами, насилием, террором, физическим устранением неугодных, похищением людей и т.д. С углублением реформ в сфере экономики наметились тенденции активизации экономической преступности в связи с увеличением (количественным и качественным) возможностей легализации преступных доходов.
На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- 1. Темпы экономических преобразований на сегодняшний день опережают правовое реагирование и регулирование экономических правоотношений.
- 2. Недостаточно разработана и отлажена система правового контроля за доходами граждан, организации и прочих субъектов экономических отношений.
- 3. Переход на рыночную экономику вызвал смену идеалов в массовом сознании общества, в связи с чем резко возросла корыстная мотивация.
- 4. Темпы формирования правосознания и правовой культуры населения не соответствуют темпам экономических преобразований, в связи с чем население не в состоянии воспользоваться своими правами.
- 5. Высокая степень организованности при совершении экономических преступлений.
- 6. Свойство самодетерминации организованной части экономической преступности.
- 7. Факты коррупции и других корыстных форм участия в преступлениях в сфере экономики должностных лиц организаций и предприятий, материально-ответственных лиц, представителей органов власти и гос. управления.
- 8. Часто тесная связь экономических преступлений с общеуголовными, что обуславливает их повышенную общественную опасность, сложность в раскрытии и предупреждении.
Перечисленные выше обстоятельства обуславливаются и способствуют функционированию как экономической преступности в целом, так и отдельных ее видов.
Таким образом, возникновение и рост экономической преступности в Казахстане - результат действия комплекса факторов экономического, политического и культурного характера правовой реформы в нашей стране. Поэтому, познание глубинных причин и особенностей экономической преступности - важное условие осуществления успешной борьбы с ней.
Смена экономической формации, произошедшая в середине 1980-х гг., спровоцировала рост нового вида преступности — экономической. Нельзя сказать, что в советское время упомянутое явление отсутствовало. Наличие в УК РСФСР вплоть до 1994 г. главы, посвященной преступлениям против государственной собственности , предполагало существование целого блока преступлений, лежащих за пределами обычной имущественной преступности. Санкции норм практически во всех значимых случаях даже в поздних редакциях Кодекса предусматривали максимальные сроки лишения свободы с конфискацией имущества . А отдельные составы, которые мы сейчас однозначно относим к экономическим преступлениям, такие как контрабанда (ст. 78 УК РСФСР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР), рассматривались как иные государственные преступления. Квалифицированное фальшивомонетничество каралось смертной казнью . Тем не менее выделение экономической преступности в отдельный вид с последующим его подробным изучением произошло только в конце 1980-х гг.
Однако несмотря на то, что сегодня экономическая преступность выходит на первый план, до сих пор не существует единого подхода к пониманию ее содержательного наполнения. С одной стороны, формально УК РФ относит к экономическим все преступления, предусмотренные в разделе «Преступления в сфере экономики »; с другой стороны, здравый смысл подсказывает, что, безусловно, нельзя относить к этой группе имущественные некорыстные преступления (умышленное уничтожение и повреждение имущества, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.). Не менее сомнительным выглядит и отнесение к разряду экономических большей части хищений. Исключение составляют крупные присвоения и растраты, а также мошенничества . Во многих случаях явственный экономический характер носит причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Об отнесении вышеуказанных преступлений против собственности к группе преступлений экономической направленности говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста ». Пункт 4.1 прямо относит указанные составы к разряду совершенных в сфере предпринимательской деятельности , если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью.
Наряду с вышеуказанными преступлениями существует значительное число преступлений, не посягающих формально на экономические отношения, однако являющихся постоянными сателлитами экономических преступлений, а также иные преступные деяния, которые совершаются по корыстным мотивам, на систематической основе и представляют собой различные формы криминального бизнеса . Включение последних в экономическую преступность с криминологической точки зрения не бесспорно. Тем не менее приходится признать, что организованная преступность, охватывающая традиционно такие сегменты теневого рынка , в последующем стремится легализовать полученные средства через свою «серую» часть, которая характеризуется полным спектром «классических» экономических преступных проявлений. Это делает невозможным разделение финансовых потоков и, следовательно, предполагает выработку единых стратегий по пресечению таких видов деятельности. В конечном итоге нельзя сводить экономическую преступность исключительно к преступности в сфере экономической деятельности в пределах ОКВЭД.
Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».
К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала , за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.
Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.
В последующие пять-семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия , в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.
Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.
Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.
Меры предупреждения экономической преступности
Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение
Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность , провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике . Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета , позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов . Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.
Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:
- необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
- предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах , обеспечить независимость судебной системы , ее открытость и доступность правосудия ;
- провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
- принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств , создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
- сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов ;
- установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.
Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Экономическая преступность свойственна только странам с развитой рыночной экономикой, связанной с воспроизводством капитала и извлечением максимальной прибыли, основу которой составляют договорные отношения в этих целях между производителем и потребителем товаров и услуг. Нарушение договора, основанного на принципе эквивалентности, между ними путем обмана или злоупотребления доверием служит основанием установления уголовно-правовой (административно-правовой) ответственности, а во всех иных случаях - гражданско-правовой.
В странах с рыночной экономикой экономические отношения между субъектами хозяйствования близки к идеалу. В то же время есть определенные сферы экономических отношений, особенно в странах (Россия и др. страны бывшего СССР) с переходной экономикой, которые недостаточно полно закреплены и защищены законом. Это так называемые деформированные экономические отношения , которые не соответствуют сложившемуся правопорядку. Здесь образуются криминологически значимые обстоятельства (противоречия), которые формируют неконтролируемую государством (т.н. серую) зону в сфере экономики. Если же нарушаются экономические отношения, охраняемые уголовно-правовыми и иными правовыми средствами, и происходит нелегальное получение прибыли, то речь идет о так называемой теневой экономике . Ее составной частью является криминальная экономика. Это та часть экономических отношений, которая связана с совершением преступлений, определяемых соответствующими составами УК.
Криминализированные экономические отношения в России характеризуются следующими признаками:
Теневая (серая) экономика - это хозяйственная, коммерческая и иная экономическая деятельность, скрытая от учета и контроля с целью обогащения.
Криминальная экономика - эта такой способ хозяйствования, который обеспечивает получение сверхдоходов (сверхприбыли) от преступной деятельности (совершения преступлений). Она стала угрозой национальной безопасности страны, ее легальной экономике. При этом криминальная экономика стала функционально необходимой для удовлетворения целого ряда потребностей (удовольствий) определенных социальных групп населения.
Существует несколько подходов к определению границ экономической преступности, включающие преступления: 1) посягающие на любые виды экономических отношений , складывающихся как в сфере экономики, так и вне ее пределов (кражи, грабеж, вымогательство и т.п. имущества); 2) совершаемые только в сфере экономики (хищения на производстве, совершаемые наемными работниками); 3) совершаемые в сфере экономической (предпринимательской) деятельности .
Последний подход более полно отражает суть хозяйственной деятельности, основу которой составляет рынок. При этом экономические преступления совершаются в целях незаконного обогащения , то есть незаконного получения прибыли. Незаконное обогащение есть удовлетворение собственных материальных потребностей одних субъектов предпринимательской деятельности за счет незаконного снижения степени удовлетворенности таких потребностей у других субъектов этой деятельности.
Экономической преступности свойственны следующие особенности:
- · высокий уровень латентности;
- · не сопоставимо высокий размер наносимого ущерба;
- · формирование криминального или полукриминального образа жизни в предпринимательской среде;
- · устоявшийся организованный характер;
- · прикрытие законной экономической деятельностью;
- · использование криминальных методов хозяйствования;
- · установление сильных коррупционных связей;
- · корыстный и массовый характер и т.д.
Основными направлениями экономической преступности являются: 1) сфера кредитно-денежных отношений и банковской деятельности; 2) рынок ценных бумаг; 3) сфера внешнеэкономической деятельности; 4) потребительский рынок; 5) сфера приватизации государственного и муниципального имущества; 6) налоговая сфера.
К причинам, условиям и факторам распространенности и роста экономической преступности можно отнести следующие:
- · отсутствие политической стабильности, политической воли всех ветвей власти на формирование социально ориентированной идеологии построения общества;
- · незаинтересованность бизнеса и политики в построении гражданского общества; криминальная борьба за передел собственности и политической власти; привлечение в экономику криминальных и теневых капиталов с их криминальной и полукриминальной культурой хозяйствования;
- · негативные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере по типу «дикого» капитализма (криминальная форма проведения приватизации основных фондов производства, умышленное сокращение и убыточность производства, низкий уровень инвестиций, сырьевая направленность экспорта, разрастание теневой, в т.ч. криминальной экономики, высокий уровень бедности и безработицы, низкий покупательский спрос населения);
- · неэффективная деятельность контролирующих органов (отсутствие эффективно действующей системы контролирующих государственных органов и общественных организаций, отсутствие взаимодействия между ними и правоохранительными органами, правовая необеспеченность их деятельности, коррумпированность госчиновников данных органов);
- · недостатки в деятельности правоохранительных органов в борьбе с экономическими преступлениями (снижение властного и социального авторитета, низкое качество расследования уголовных дел, текучесть кадров и низкий профессионализм следственных и оперативных работников, коррумпированность сотрудников, отсутствие координации между различными структурами правоохранительных органов);
- · недостатки в законотворческой деятельности (отсутствие или нивелирование основополагающих правовых актов о праве на собственность, формах и методах хозяйствования, конкуренции, ограничении деятельности монополий, разрешении хозяйственных споров, принятие взаимоисключающих друг другу законов, распространение литературы по антизаконной предпринимательской деятельности, криминогенность принимаемых законов, отсутствие правовой пропаганды и правового воспитания).
Личность экономического преступника характеризуется высоким социальным статусом, интеллектом, отсутствием обширного криминального опытам, психологической устойчивостью. Экономический преступник в рыночных условиях в основном мужского пола, с одним или несколькими высшими образованиями, способный к предпринимательской деятельности, склонный к инновациям и техническим новшествам. Он часто разведен, по характеру самоуверенный, контролирует себя и ситуацию, отличается добротой и отзывчивостью.
Вместе с тем личности экономического преступника присущи определенные криминогенные черты и свойства. Среди них выделяются:
- 1) ценностная установка на чрезмерное материальное обогащение и обладание властью над людьми любыми способами;
- 2) превращение наслаждения в смысл жизни и высшее благо;
- 3) низкий уровень правового сознания и правовой культуры; правовой нигилизм;
- 4) ярко выраженный эгоцентризм, цинизм; самонадеянность; высокое самомнение;
- 5) склонность к обману, злоупотреблению доверием;
- 6) мимикрия, т.е. использование внешних признаков благополучного и добропорядочного бизнесмена;
- 7) отсутствие устойчивых долговременных брачных и семейных отношений;
- 8) криминально активен.
Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности невозможно без решения общей проблемы декриминализации предпринимательской деятельности в современных капиталистических рыночных условиях, осуществляемой с нарушением основных общечеловеческих принципов взаимоотношений (равенства, свободы и справедливости). Современная рыночная экономика во всем мире, тем более в России, обладает высоким криминогенным потенциалом, что делает проблематичным хотя бы снизить темпы роста экономической преступности.
К общесоциальным мерам предупреждения экономических преступлений относятся меры, направленные на приостановление спада производства, обуздание инфляции, осуществление перехода от «дикого» капитализма к цивилизованному, создание инфраструктуры рыночной экономики, демонополизацию экономики, обеспечение честной, добросовестной конкуренции, борьбу с безработицей и уменьшение степени социального расслоения населения по размерам доходов; а также включающие в себя мероприятия, осуществляемые в целях повышения уровня правопорядка во всех сферах общественной жизни, в т.ч. экономике, борьбы с коррупцией.
Специальные меры предупреждения этих преступлений включают создание условий, исключающих проникновение криминальных отношений в хозяйственную, финансовую и иные сферы экономической деятельности, среди которых можно назвать создание коллективных собственников производства и торговли; снижение административного давления на бизнес; борьба с отмыванием «грязных» денег; введение уголовно-правовых, налоговых, таможенных, финансовых и иных правоограничений в наиболее криминогенных отраслях экономики; разработка целевых региональных программ борьбы с отдельными правонарушениями в экономической сфере с учетом специфики социально-экономического положения регионов; организация взаимодействия правоохранительных органов; создание правовой базы по обеспечению экономической безопасности страны.