Аукционы по продаже арестованного имущества судебными приставами. Реализация арестованного имущества: сроки, порядок проведения
Исполнение решений, вынесенных по результатам рассмотрения споров, осуществляет Служба судебных приставов. Реализация арестованного имущества является одной из мер принудительного взыскания долгов. Стоит отметить, что на практике она используется достаточно часто. Рассмотрим далее, .
Общие сведения
Процедура реализации арестованного имущества судебными приставами регламентируется ФЗ № 229. В этом нормативном акте присутствует специальная статья 87. В ней регламентированы основные моменты, касающиеся продажи материальных ценностей, принадлежащих должнику. ФЗ № 229 устанавливает правила, которые должны выполнить судебные приставы. Арестованное имущество на реализации подвергается в первую очередь независимой оценке. Для этого приглашается эксперт. Как показывает практика, стоимость материальных ценностей, выставленных на продажу, достаточно низкая.
Предварительный этап
По общему правилу, на погашение задолженности в случае изъятия материальных ценностей гражданину отводится 30 дней. Субъекту направляется уведомление о существовании у него обязательства. В извещении указывается период, в течение которого он должен погасить их. По истечении установленного срока, если гражданин не предпринял никаких действий для выплаты, его собственность передается специализированным учреждениям, которые и осуществляют реализацию. Продажа материальных ценностей имеет место, как правило, при наличии большой задолженности.
Нюансы оценки
Как выше было сказано, реализация арестованного имущества судебными приставами в СПб (или ином другом городе) начинается с оценки. Эксперт должен составить заключение не позднее 1 месяца с даты его привлечения к производству. Стоит отметить, что опись, составленная сотрудниками ФССП без оценщика, может быть признана недействительной. Продажная стоимость собственника должника будет зависеть от особенностей материальных ценностей. Если имущество не обладает никакими специфическими чертами (к примеру, в его состав не входят дорогостоящие произведения искусства), реализация будет осуществляться по рыночной цене.
Аукцион
Законодательство устанавливает определенный порядок реализации арестованного имущества судебными приставами . Продажа собственности должника осуществляется в рамках аукциона. Для этого привлекаются органы территориальной власти. Для проведения аукциона формируется комиссия не менее чем из пяти человек. В ее состав входят представители местной власти, налогового органа, а также независимые эксперты. ИФНС утверждает структуру комиссии. К участию в торгах могут быть допущены только те субъекты, которые успели подать заявку, оформили требуемые документы надлежащим образом и внесли задаток. Комиссия рассмотрит все поступившие заявки, но удовлетворит лишь те, которые будут соответствовать требованиям законодательства. Непрошедшие проверку лица вправе отозвать документы и вернуть задаток. В некоторых случаях в торгах оказывается только один покупатель. В такой ситуации члены комиссии проводят с ним переговоры для согласования стоимости продаваемых объектов. Документация, оформленная по результатам беседы, направляется в налоговую инспекцию и передается организаторам торгов.
Ход процесса
В Москве (как, впрочем, и в других городах) осуществляется через специализированные учреждения. Эти организации проводят торги в рамках действующего законодательства. Нормами установлены определенные сроки реализации арестованного имущества судебными приставами. Торги должны быть проведены в течение двух месяцев с даты получения материальных ценностей организаторами торгов. За 10 дней до их начала в СМИ и сети Интернет размещается объявление. Субъекты, которые желают участвовать в аукционе, должны подать заявку и внести задаток. Его размер составляет не меньше 5 % от первоначальной стоимости продаваемых объектов. Величина задатка указывается в сообщении, размещаемом в СМИ и интернете. Реализация арестованного имущества судебными приставами производится по адресу его регистрации. Территориальные органы власти вправе ограничить круг участников торгов.
Завершение торгов
Субъект, который предложит наивысшую цену за выставленные на торги объекты, признается победителем аукциона. Он и организатор продажи должны подписать протокол. В пятидневный срок после окончания аукциона победитель должен внести сумму за приобретенные им объекты, за вычетом задатка. Если он не сделает этого, внесенный платеж не возвращается. После полной оплаты с победителем аукциона заключается договор купли-продажи. С момента его оформления субъект считается владельцем материальных ценностей. Если осуществляется продажа недвижимости, договор подлежит госрегистрации. Право собственности будет признано после проведения этой процедуры в установленном порядке. Лицам, не выигравшим аукцион, задаток возвращается.
Важный момент
Если по первоначальной стоимости не состоялась, материальные ценности подлежат уценке на 15 %. Для этого сотрудник ФССП выносит соответствующее постановление. Стоит сказать, что снижение продажной стоимости может осуществляться и дальше. На этот счет законодательство не устанавливает никаких ограничений.
Возможности взыскателя
В соответствии с законодательством, если не состоялась в течение 1 месяца, то сотрудник ФССП, ведущий исполнительное производство, может направить истцу предложение о выкупе объектов. При этом стоимость материальных ценностей будет существенно снижена (как минимум на 25 %). Свой ответ взыскатель должен дать в пятидневный срок. Если истец не выразил желания приобрести имущество, то должнику направляется предложение о выкупе.
Несостоявшиеся торги
В аукционе должен участвовать хотя бы один покупатель. В противном случае торги будут считаться несостоявшимися. В таком случае будет проводиться повторная. Как выше уже говорилось, в таких ситуациях стоимость материальных ценностей снижается на 15 %. Чем дольше будет осуществляться продажа, тем ниже будет цена имущества.
Акт сотрудника ФССП
Он составляется после проведения торгов и совершения сделки купли-продажи. В акте указывается вся информация о реализованном имуществе. В состав сведений включаются данные об особенностях объектов. В частности, покупатель должен знать, что он приобретает арестованное имущество.
На какие ценности может налагаться арест?
Взыскание по ИЛ в первую очередь предусмотрено для денежных средств в инвалюте либо рублях, в том числе имеющихся на счетах должника, во вкладах, на хранении в кредитных или иных финансовых организациях. Если их недостаточно для погашения задолженности, аресту подлежат прочие ценности, находящиеся у гражданина в хоз. управлении, собственности, оперативном управлении. Исключение составляют объекты, которые изъяты из оборота, а также на которые, в соответствии с нормативными актами, взыскание не может обращаться вне зависимости от того, кто ими владеет или фактически пользуется.
Дополнительно
В случае возникновения оснований для завершения исполнительного производства, закрепленных законодательством РФ, а также если срок приостановления или отложения действия превышает период реализации имущества, пристав отзывает материальные ценности с торгов. Для этого он выносит соответствующее постановление. Этот акт выступает в качестве основания для прекращения действия соглашения на реализацию арестованных объектов. В течение 3 дней (рабочих) организатор торгов должен передать ценности сотруднику ФССП, а он, в свою очередь, принять их. При этом оформляется акт приема-передачи.
Приостановление/отложение исполнительного производства
В таких ситуациях в течение 1 рабочего дня судебный пристав должен направить в отдел по организации исполнительного производства и продажи арестованного имущества копию определения или постановления. Документы далее передаются в учреждение, непосредственно осуществляющее торги. Направление копии постановления/определения осуществляется также в течение одного рабочего дня. После получения документов организатор торгов обязан незамедлительно прекратить все действия, связанные с процедурой реализации имущества.
Заключение
Необходимо сказать, что выставить на торги можно далеко не любое имущество. Законодательство, в частности, не допускает проведения аукциона с материальными ценностями, стоимость которых менее трех тысяч рублей. Если цена имущества не превышает 30 тысяч рублей, должник вправе сам предпринять действия по его реализации. Денежные средства, вырученные с продажи материальных ценностей, должны быть перечислены на счет ФССП. Операция совершается в течение пяти дней. В качестве даты окончания реализации имущества признается календарное число, в которое было совершено перечисление вырученных средств, а при возврате непроданных объектов - момент оформления акта приема-передачи. Как показывает практика, проведение торгов не такая уж редкость. Крупные суммы задолженности являются большой проблемой как для кредиторов, так и для исполнительных органов. Нередко имущество реализовать в установленный срок не получается. Если объекты не продаются, а взыскатель не хочет их приобретать, должник может их вернуть себе. Разумеется, для этого ему придется найти средства для погашения возникших обязательств. Избежать ареста при крупной задолженности вряд ли удастся. Существуют требования нормативных актов, которые необходимо исполнять. Предотвратить такие проблемы можно только одним способом - своевременным погашением обязательств.
Закон предусматривает перечень объектов, взыскание на которые не может накладываться. В него входит в том числе и недвижимость, если она является единственным местом проживания должника. Однако недавно были приняты поправки к нормативным актам, в соответствии с которыми и такие объекты могут быть изъяты. Для наложения ареста на такое имущество должны быть веские основания. В любом случае не следует доводить ситуацию до таких последствий.
Порядок реализации имущества должника регламентируется целым рядом статей ФЗИП (ст. 87, 87.1, гл. 9). Так, согласно ст. 87, при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 руб., должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно.
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством РФ.
Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает 500 000 руб., включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию. Он также обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется приставом-исполнителем по акту приема- передачи.
Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных ФЗИП.
Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав- исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%.
Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то пристав направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.
О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.
Должник вправе в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной приставом- исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества, если его стоимость не превышает 30 000 руб. При поступлении от должника ходатайства о самостоятельной реализации такого имущества, судебный пристав- исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения, в котором определяет, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены им на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления, и предупреждает должника об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации.
В случае нереализации должником в установленный срок данного имущества судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении за собой такого имущества, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, копия которого направляется сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Взыскатель в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 руб., вправе ходатайствовать об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания. Судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок этого имущества, на основании соответствующего ходатайства взыскателя, выносит постановление о передаче ему указанного имущества по цене, определенной судебным приставом или оценщиком.
Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов.
При поступлении ходатайств об оставлении за собой данного вида имущества от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество передается в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов. Передача имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. В случае отказа взыскателя от передачи ему такого имущества должника либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации.
Реализация имущества должника на торгах
В соответствии со ст. 89 ФЗИП реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.
Ценные бумаги, обращающиеся на организованных торгах, подлежат реализации на таких торгах. Ценные бумаги подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.
Организованные торги, проводимые организаторами торговли, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организованных торгах, без применения положений ст. 90-92 ФЗИП.
Ценные бумаги выставляются на организованных торгах по цене не ниже средневзвешенной цены этих ценных бумаг за последний час торгов предыдущего торгового дня. Заявка на продажу ценных бумаг на организованных торгах может выставляться неоднократно в течение двух месяцев со дня получения постановления судебного пристава. Если в двухмесячный срок со дня получения брокером или управляющим постановления судебного пристава- исполнителя ценные бумаги не были проданы на торгах, то пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить ценные бумаги за собой по средневзвешенной цене этих ценных бумаг за последний час торгов последнего торгового дня, в который брокер или управляющий выставлял их на торги.
При передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема- передачи прилагаются:
1) копия акта о наложении ареста на имущество должника;
2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости;
3) копии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае продажи отдельно стоящего здания.
При передаче для реализации объекта незавершенного строительства к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи, кроме указанных документов, прилагаются копия решения об отводе земельного участка и копия разрешения органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления на строительство.
При передаче для реализации права долгосрочной аренды недвижимого имущества к постановлению судебного пристава и акту приема-передачи прилагаются также копия договора аренды и копия документа, подтверждающего согласие арендодателя на обращение взыскания на право долгосрочной аренды, либо документа, предоставляющего возможность передачи права долгосрочной аренды без согласия арендодателя.
Не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а в случае, если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», ранее чем через десять дней со дня такого размещения.
Торги, согласно ст. 90 ФЗИП, должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. До определения Правительством РФ официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством РФ. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Торги могут быть признаны несостоявшимися в случаях, если:
1) заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
2) на торги не явились участники торгов либо явился один участник торгов;
3) из явившихся участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
4) лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость имущества в полном объеме (ст. 91 ФЗИП).
1. При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
2. Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
4. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона.
5. Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к управляющей компании об их погашении.
6. Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.
10. Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.
11. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
12. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
Арест имущества - заключительная стадия исполнительного производства Это мера для исполнения решения суда. После ареста наступает реализация арестованного имущества подробнее разберем далее.
Правовая база
Реализация арестованного имущества судебными приставами основывается на следующих нормативно-правовых актах:
ст. 446 ГПК РФ - в ней содержится перечень объектов, которые не попадают под конфискат имущества судебных приставов;
ст. 80 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» - содержит правила наложения ареста;
ФЗ № 118 от 22.07.2009 - содержит порядок работы и обязанности приставов.
Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов, с 2012 года судебные приставы вправе арестовывать банковские счета с целью исполнения решений суда. Однако стоит иметь в виду, что существует ряд ограничений:
запрещено удерживать более 50% суммы с банковских карт;
некоторые счета имеют иммунитет перед судебными приставами: пособия по уходу, некоторые виды пенсий и т. д.
Наши граждане уже привыкли к сюрпризам от приставов, когда вместо сообщений о зарплате они получают сообщения о списании денежных средств. Судебный процесс, решения об исполнительном производстве - все происходит тайно, без должного уведомления. В результате граждане остаются без денежных средств, когда они ничего не подозревают. Это относится и к неожиданным визитам, после которых вещи уходят в конфискат судебных приставов.
Что нельзя конфисковывать
Многие задаются вопросом о том, какое имущество могут арестовать. Мы ответим так: могут изъять те вещи, которые не попадают под запрет. Согласно законодательству, судебными приставами запрещена, если это:
- единственное жилье должника, членов его семьи, исключение составляет недвижимость, приобретенная гражданами по ипотечному кредитованию;
- земельные участки, на которых расположено единственное жилье, исключение также составляет ипотечное кредитование;
- предметы личного пользования (одежда, обувь и т. д.), исключение составляют драгоценности и (норковые шубы, шапки и т. д.);
- предметы, которые необходимы для профессиональной деятельности, например компьютер для программиста;
- животные из личного подсобного хозяйства, а также здания и помещения, в которых они содержатся;
- семена для посева;
- топливо, которое идет на обогрев семьи и приготовление пищи (дрова, уголь, газовые баллоны и т. д.);
- средства, в том числе транспортные, которые необходимы для инвалидов;
- памятные знаки, награды;
- имущество, которое не принадлежит должнику в совместной квартире;
- денежные средства, которые составляют менее прожиточного минимума на каждого члена семьи на иждивении.
Как видно, список довольно внушительный. Однако он поддается правовой логике: закон должен обладать принципом целесообразности.
Нельзя забирать у должника вещи, если это серьезно ухудшит его положение. Судебных приставов интересуют в основном счета в банках, вторая недвижимость, авто, драгоценности. Некоторые женщины, бывшие мужья которых годами не платят долги по алиментам, готовы ужесточить закон. Высказываются предложения лишать свободы должников, а все его имущество описывать в конфискат судебных приставов.
Оценка имущества
После изъятия имущества у должника есть 30 дней на то, чтобы погасить долг. Реализация арестованного имущества судебными приставами начинается с оценки. В некоторых случаях пристав-исполнитель сам оценивает имущество «на глаз». Это предметы бытовой техники, домашней утвари и т. д. Однако законом предусмотрены случаи обязательного привлечения профессионального оценщика:
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- драгоценные металлы;
- коллекционные изделия, предметы искусства;
- вещи, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.
Кроме того, если пристав оценил, например, плазменный телевизор в 1 тыс. рублей, то должник имеет право не согласиться с этим. В этом случае обязательно нужно вызвать оценщика. Результат его работы неприятно удивляет заемщиков: имущество, даже дорогое, оценивается намного ниже рыночной цены. Цель - получить денежные средства быстро.
Граждане это знают и часто прибегают к услугам различных комиссионных магазинов. Нужно иметь в виду, что писать в вышестоящие инстанции по результату оценки не имеет смысла, нужно обращаться в суд.
Обжалование оценки
Оценку профессионального оценщика можно обжаловать через суд в течение 10 дней с момента получения уведомления об оценке. Важно иметь в виду, что обжаловать необходимо постановление судебного пристава, а не результат оценки, так как последний носит рекомендательный характер, тогда как постановление пристава имеет статус нормативного акта.
Арестованное имущество на реализации
Конфискованное имущество свыше 500 тыс. рублей происходит через специализированные аукционы. Этот процесс охраняется государством, имеет много нареканий в плане честности и открытости.
На первом этапе обнародуется информация о торгах, какое имущество будет выставлено на продажу за 30 дней до проведения торгов. Этим занимается Росимущество. Лица, желающие принять участие в них, должны внести задаток 5% от стоимости для подтверждения платежеспособности.
Однако участились манипуляции при проведении аукционов путем участия подставных лиц с целью увеличить цену лота. Власти часто поднимают планку до 50%. Это вызывает недовольство, мол, искусственно ограничивают доступ. Но не стоит забывать, что после аукциона нужно заплатить полную стоимость имущества, поэтому такая мера властям не кажется драконовской.
Арестованное имущество на реализации проходит через торги.
С целью поддержания порядка местные органы власти сами назначают круг лиц.
Если торги не состоятся, то судебные приставы направляют соответствующее письмо кредитору. После этого он должен обратиться в суд с целью уменьшить первоначальную сумму на 15%. Далее все происходит заново до полной реализации.
Выигравший участник должен в течение 5 дней окончательно рассчитаться за приобретение.
Арестованное имущество: торги. Как участвовать
Участвовать в приобретении конфиската судебных приставов можно как физическим, так и юридическим лицам. Для этого понадобятся следующие документы:
- заявка;
- копии квитанции об оплате задатка;
- копии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенное согласие от супруга на приобретение имущества;
- запечатанный конверт с первоначальным предложением;
- нотариально заверенные копии учредительных документов для юридических лиц.
Итоги
Итак, конфискация происходит судебными Арестованное имущество далее делится на две категории. В первую попадают дешевые вещи. Их реализуют через аукционы. Дорогие вещи, недвижимость, техника реализуются через специальные торги.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ю.В. БЕЛЯНОВ
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.
После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.
Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.
Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.
Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .
Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.
Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .
Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.
К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.
Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).
Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.
Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.
Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.
В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.
В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.
Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.
В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.
Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.
Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.
Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.
Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.
В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.
Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.
Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.
Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.
Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.
Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.
Список литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.
References
1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.