Срок привлечения к адм ответственности коап. Административно-процессуальное право
Сроки давности привлечения к административной ответственности зависят от вида нарушения. Их длительность установлена ст. 4.5 гл. 4 КоАП РФ. Для большинства нарушений постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев с момента совершения, если дело рассматривается в суде – не позднее 3 месяцев.
В ряде случаев определен особенный срок давности, он может составить от 1 года до 6 лет. Установление таких длительных периодов вызвано отложенным проявлением негативных последствий от совершенного правонарушения. Например, ненадлежащее качество товаров или услуг, приобретенных потребителем, может проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Продавца в этом случае можно привлечь к ответственности по ст. 14.4 КоАП. Или при нарушении требований по обращению с отходами произошло загрязнение окружающей среды, а последствия в виде гибели растений или животных проявились через несколько месяцев.
Виды правонарушений, по которым установлены особые сроки
Нельзя привлекать к административной ответственности по окончании 1 года с момента нарушения следующих видов законодательства:
- патентного;
- антимонопольного;
- о защите прав потребителей;
- по охране окружающей среды;
- о безопасности дорожного движения;
- о налогах;
- об участии в долевом строительстве;
- трудового;
- страхового:
- о пожарной безопасности и др.
Срок давности в пределах 2 лет установлен для таких правонарушений, как:
- несоблюдение таможенного и валютного законодательства;
- нарушение нормативных актов в сфере бюджетных правоотношений;
- несоблюдение требований бухгалтерского учета;
- неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей;
При нарушении правовых норм о банкротстве и законодательства о политических партиях нельзя привлечь к ответственности по истечении 3 лет. Максимальный срок давности назначен для нарушителей законодательства о противодействии коррупции и виновных в финансовой поддержке терроризма, он составляет 6 лет.
Для правонарушений, за которые разрешается , срок наложения административного взыскания равен 1 году.
В отношении нарушения ПДД срок давности по незначительным проступкам, которые не привели к ДТП, составляет 2 месяца. К ним относятся непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества в движении пешеходу, неправильное использование световых приборов и звуковых сигналов и т.п.
Если нарушение вызвало ДТП, при котором нанесен вред здоровью или жизни, то привлечь к административной ответственности разрешается в течение года.
Такой же срок применяется в случае отказа от медицинского осмотра на состояние опьянения.
Правила исчисления сроков
Чтобы определить начало отсчета срока давности необходимо выяснить, какое это правонарушение: уже совершенное или длящееся . Если нарушение уже произошло, то срок начинают исчислять от дня совершения. Под длящимся правонарушением в законодательстве понимают неисполнение лицом возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени. Для таких правонарушений течение давности отсчитывают с того момента, когда оно было обнаружено.
Так же подобным нарушением можно назвать невыполнение обязательств к определенному сроку. В этой ситуации давность следует отсчитывать от даты окончательного выполнения обязанности.
Для некоторых видов правонарушений, по которым виновные привлекаются к административной ответственности, ст. 4.5 КоАП устанавливает особые правила отсчета давности:
- В случае применения допинговых препаратов в спорте срок давности для наложения административного взыскания по ст. 6.18 КоАП начинается с момента установления данного факта.
- При использовании незаконных методов конкуренции, привилегированного положения на товарном рынке, несоблюдении антимонопольных правил давность отсчитывают со дня внесения антимонопольным органом решения, установившего нарушение.
- За невыполнение контракта по гособоронзаказу или необоснованному повышению цены на продукцию, изготовленную по таким контрактам, срок начинается после принятия решения об установлении факта нарушения комиссией по надзору в сфере гособоронзаказа.
Кодекс определяет условие для приостановления течения давности. Это возможно в случае, когда виновное в нарушении лицо подает . Срок приостанавливают с момента удовлетворения ходатайства до поступления материалов в соответствующий орган по месту жительства виновного.
Отсчет сроков давности при пересмотре дела об административном правонарушении
Жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности может подать как виновное в нарушении лицо, так и пострадавшая сторона, если посчитает назначенное взыскание слишком мягким. На основании поступившей жалобы дело подлежит пересмотру, при этом сроки давности суды арбитражные и общей юрисдикции отсчитывают по-разному.
В Кодексе об административных правонарушениях (коротко КоАП) описываются деяния, в результате которых наступает административная ответственность. Однако мало просто признать человека правонарушителем. Важным условием является срок привлечения к административной ответственности. Именно об этом и поговорим в статье.
Общая информация
В КоАП установлены признаки, характеризующие эти противоправные деяния:
- Противоправность действия или бездействия.
- Виновность.
В каждой статье приводится конкретное административное правонарушение. Оно совершается с умыслом или по неосторожности. Помимо противоправности и виновности лицо будет считаться правонарушителем лишь в том случае, если его деяние описано в какой-либо статье КоАП. Гражданин нарушает закон тогда, когда в Кодексе напрямую об этом говорится.
Если противоправное деяние подпадает под признаки той или иной статьи КоАП, то лицо должно понести наказание, которое этой статьей предусмотрено, а именно:
- штраф;
- общественные работы;
- арест.
Виновный также обязан возместить тот ущерб, возникший из-за его противоправного проступка. Размер компенсации, как и длительность содержания под стражей или совершения работ, устанавливается, исходя из опасности правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности
Вся информация, относящаяся к административному правонарушению, содержится в КоАП. Там же, а именно в статьях 4.5—4.6, описан срок давности привлечения к административной ответственности. Он разный и зависит от характера деяния.
Постановление выносится не позже двух месяцев, а если дела направляются в суд, эта процедура может затянуться на три месяца.
Правонарушения в сфере охраны природы, авторского права, защиты детей и тому подобные могут быть рассмотрены в течение года с того момента, как они были сделаны.
Срок давности привлечения к административной ответственности по правонарушениям, наказание за которые предполагает дисквалификацию, тоже составляет двенадцать месяцев с того момента, как они были совершены. Аналогичный период предусмотрен для правонарушений, имеющих длящийся характер. Однако срок в этом случае исчисляется с даты, когда противоправное деяние было выявлено.
При нарушении таможенного законодательства ответственность может наступить в течение двух лет.
Самый большой срок давности привлечения к административной ответственности составляет шесть лет. Он предусмотрен для правонарушителей-коррупционеров и лиц, содействующих терроризму.
Административная ответственность может наступить, например, вследствие применения запрещенных препаратов. Если в этом случае не будет возбуждено УД, но признаки административного правонарушения налицо, то срок начнет исчисляться, как только решение по делу будет принято.
Срок давности привлечения к административной ответственности при ДТП
Продолжительность периода по этим делам составляет двенадцать месяцев. После того как постановление вынесено, участник ДТП вправе обжаловать его в течение десяти суток. Иначе придется выплатить сумму, указанную в постановлении. Если обязательство по уплате не будет исполнено, сумма штрафа увеличивается. Кроме того, правонарушитель может быть привлечен к общественным работам или арестован на пятнадцать суток.
Разовые и длящиеся проступки
Обычно давность начинает исчисляться с момента, когда правонарушение совершено. При неоднократном повторении противоправное деяние считается длящимся. Так, к примеру, если штраф не был уплачен один раз, это является разовым проступком. Но в случае постоянных действий подобного рода правонарушение квалифицируется как длящееся.
Исходя из этого и считается срок давности. Получается, что при разовом деянии он начинается с момента совершения, а при длящемся — с даты его фиксации.
Естественно, повторно совершенное противоправное деяние квалифицируется как обстоятельство, отягчающее ответственность. Поэтому за него предполагается более строгое наказание. Например, если правонарушение касается превышения скоростного режима, то совершенное впервые предполагает штрафные санкции. Но если проступок совершается много раз, то за это нерадивый водитель может лишиться прав.
Когда не наступает ответственность
Согласно действующему законодательству, возможно досудебное урегулирование вопросов. Кроме того, срок может быть приостановлен, например, в том случае, если лицо ходатайствовало направить материалы в соответствующий орган по месту жительства.
Если срок давности привлечения к административной ответственности (ПДД ли были нарушены, или совершено другое противоправное деяние) истек, то производство по делу уже не может быть начато. Тогда ответственность больше не наступит. То же происходит и с теми делами, по которым уже началось производство (что случается довольно часто). Привлечение к ответственности по делу, после того как истекла давность, является неправомерным действием, которое должно быть пресечено.
Бывает и так, что вынесенное постановление отменяется. Это происходит, когда лицо было уведомлено о заседании лишь после его проведения и сумело доказать этот факт. Тогда дело будет пересмотрено, даже когда срок давности уже закончился.
Заключение
В разных странах предусмотрена разная ответственность за те или иные противозаконные деяния, так же как и давность по ним. Например, максимальный срок давности привлечения к административной ответственности в РБ составляет всего три года, в отличие от шести лет в РФ.
Важным моментом считается и то, что если правонарушитель понес наказание, то он считается через год не привлекавшимся к административной ответственности. Эта норма действует в том случае, если в течение 12 месяцев никаких противоправных действий им больше совершено не было.
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ
1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.
3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.
Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.
4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.
5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).
Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.
В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.
7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.
8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.
Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.
10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
Срок привлечения к административной ответственности - это тот срок, который регулируется КоАП (статьёй 4.5) и по истечении которого с момента самого нарушения наступает срок давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, по истечению срока привлечения к административной ответственности с момента нарушения Вас нельзя будет привлечь за данное нарушение. Но каков же этот срок?! И одинаков ли он для разных нарушений и при различных обстоятельствах?
Ответ на этот вопрос: нет, не одинаков и, когда речь идёт о нарушениях ПДД и сопутствующих, то он составляет от 2 месяцев до 1 года. Давайте посмотрим, при каких нарушениях какой срок давности привлечения к административной ответственности. Для этого нам нужно знать, с чего начинается этот срок привлечения. А начинается он, конечно же, непосредственно с факта нарушения. Например, Иванов 1 июня 2019 года совершил обгон другого автомобиля в том месте, где такой обгон запрещён, и это на видеорегистратор зафиксировал сознательный гражданин Сидоров. Соответственно, по данному нарушению Иванова можно будет привлечь к ответственности в течение трёх месяцев после этого нарушения - то есть, до 2 сентября включительно возможно возбуждение дела (соответствующим протоколом), если, к примеру, Сидоров передал видеозапись с нарушением в ГИБДД только 30 июля.
Сроки привлечения регулирует статья 4.5 КоАП, а её 1 часть говорит о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет:
- 2 месяца для нарушений, которые рассматриваются и выносятся должностным лицом (сотрудником полиции, ДПС; и это, например, штрафы за превышение скорости , за дорожные знаки, за нечитаемые номера и множество других).
- 3 месяца для нарушений, которые рассматриваются и выносятся судьёй (в основном, это те статьи КоАП, которые предусматривают одновременно и/или штраф , и/или - например, движение "против шерсти" по дороге с односторонним движением, управление в состоянии опьянения , обгон на запрещённом участке дороги, оставление водителем места ДТП и так далее).
- Но есть и исключения по отдельным статья КоАП. Так, 1 год составляет срок привлечения к ответственности для штрафов , предусмотренных статьями 12.8 (управление в состоянии опьянения , передача управления автомобилем лицу в состоянии опьянения), 12.24 (нарушения, повлёкшие лёгкой степени или средней тяжести вред здоровью), 12.26 (отказ от медицинского освидетельствования), частью 3 статьи 12.27 (невыполнение запрета употреблять спиртное или наркотики после ДТП), частью 2 статьи 12.30 (нарушение ПДД любым лицом (пассажиром, пешеходом, велосипедистом), кроме водителя, в состоянии опьянения).
Если в течение срока привлечения водитель не был подвергнут наказанию, что в дальнейшем он наказан быть не может.
Какой срок привлечения к ответственности по КоАП за длящиеся правонарушения?
Однако, есть один момент, когда не получится определить начало срока привлечения - не все нарушения длятся один день. Например, если водитель поставил автомобиль на стоянку в запрещённом на то месте (на тротуаре, ближе 4 метров до пешеходного перехода, к примеру) и уехал на 3 месяца отдыхать на Мальдивские острова, то это не значит, что по истечению двух месяцев с данным автомобилем ничего нельзя сделать. Поэтому в той же статье - 4.5 КоАП РФ - предусмотрели так называемые длящиеся правонарушения. Это такие нарушения, которые не одномоментны (как проезд на красный сигнал светофора или непропуск пешехода, например). А часть вторая 4.5 КоАП предусматривает, что срок привлечения по таким длящимся нарушениям начинается не с момента их начала или с момент конца, а с момент их обнаружения. Т.е. тот же поставленный не по правилам на стоянку автомобиль могут забрать на штрафстоянку и выписать собственнику штраф, когда инспекторы ДПС увидят (или иным способом узнают) об нарушении.
На самом деле, длящихся правонарушений нет так уж и много в области дорожного движения. Кстати, иногда водители путают их с теми статьями, которые предусматривают наказание за управление с тем или иным нарушением. Например, у Вас истёк срок действия полис ОСАГО , и Вы продолжаете ездить без оформления нового; или такое нарушение, как управление тонированным автомобилем со светопропускаемостью передних стёкол менее 70% - такие нарушения считать длящимися ошибочно, потому как наказание предусмотрено на за само отсутствие полиса ОСАГО или тонировку как таковые - наказание предусмотрено именно за управление при этих условиях. Соответственно, когда управление прекращено, то и нарушение прекращено - отсюда можно сделать вывод о том, что водитель может быть привлечён сразу же после каждого начала управления автомобилем с такими нарушениями, в том числе хоть через каждые 5 метров одним и тем же сотрудником ДПС.
Настало время формулировок из КоАП РФ!
Статья 4.5 КоАП, части 1 и 2:
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, - по истечении трёх месяцев ) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации [...] о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), [...] по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, [...]
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения .
Статья 4.8 КоАП о правилах исчисления сроков к данном Кодексе:
- Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
- Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
- Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днём срока считается первый следующий за ним рабочий день.
- Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Примечание. Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
- Административный процесс: общие положения
- Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
- Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
- Административно-регулятивный процесс
- Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
- Правонаделительные административные производства
- Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
- Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
- Административно-юрисдикционный процесс
- Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
- Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
- Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
- Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
- Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
- Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
- Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
- Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
- Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
- Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
- Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
- Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
- Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
- Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
- Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
- Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
- Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
- Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
- Производство по применению мер административного пресечения
- Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
- Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
- Исполнительное административное производство
- Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
- Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
- Производство по заявлениям и жалобам граждан
- Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
- Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
- Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
- Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан
Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:
(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;
(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;
(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;
(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;
(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.
Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках...; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров... для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях...; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).
Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).
Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:
- 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
- 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;
- 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
- в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:
- в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
- в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).
Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.
Поэтому указанное постановление требует:
- «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
- «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
- «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).
В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.