Закон о расходовании бюджетных средств. Неправомерное использование бюджетных средств, порядок учета и наказания
Нецелевое использование бюджетных средств – это направление денежных средств на решение целей, не имеющих законных оснований для их получения. Указанное неэффективное расходование является правонарушением бюджетного законодательства России. Какие же расходы учреждения считаются нецелевым использованием бюджета?
Что такое «нецелевое использование бюджетных средств»
Нецелевое использование бюджетных средств – это нарушение бюджета. Согласно ст. 306.4 ч.1 Бюджетного кодекса (БК РФ) нецелевым признается направление поступлений из бюджета и оплата обязательств для задач, которые частично либо полностью не соответствуют тем, что указаны в законе о бюджете, договоре, смете, в других документах, выступающих основанием для предоставления этих средств.
Правонарушением по ст. 306.1 ч. 1 БК РФ признают неисполнение требований бюджетного законодательства, включая нормативные акты, которые регулируют финансовые отношения; соглашения, действующие в этой области. К нему также относят бездействие либо действие главного распорядителя, а также администратора финансирования, получателя средств, уполномоченного органа. За совершение указанных правонарушений в гл. 30 БК предусмотрено использование соответствующих мер принуждения.
Вы преступите законодательство, если нарушите условия предоставления субсидий и субвенций, неправильно примените код бюджетной классификации или средства:
- на то, что не предусмотрено бюджетной сметой казенного учреждения (либо предусмотрено, но в иных суммах);
- чтобы оплатить услуги и работы, которые не связаны с деятельностью учреждения.
Кто может быть получателем
Получателем, говорится в ст. 6 БК, выступают:
- органы госвласти;
- управления внебюджетных государственных фондов;
- органы местного управления;
- казенные учреждения;
- муниципальные администрации, которые находятся в ведении распорядителя.
Все они вправе принимать либо исполнять финансовые обязательства от представителя публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. При этом казенное учреждение не выступает как получатель. Таким образом, на него действие норм положения ч. 1 ст. 306.1 БК не распространяется. Но нужно учесть ч. 2 этой статьи, в которой также имеется упоминание о нецелевом использовании бюджетных средств.
Ответственность по данной части наступает за бездействие или действие, которое нарушает БК РФ, иные нормативные документы, регламентирующие финансовые отношения. Меры принуждения в данной ситуации могут применять к субъектам, не выступающими их участниками. Следовательно, нецелевое использование бюджетных средств казенным учреждением также нарушает закон.
Что такое «КОСГУ»
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) представляет собой группировку действий, выполняемых в секторе управления на государственном уровне. Она предполагает использование кодов, порядок которого установлен Министерством финансов и определен в БК РФ (ст. 23). Каждая из статей данного классификатора – возможное направление расходования финансов. Затраты средств по кодам КОСГУ в обязательном порядке сопровождаются заключением соглашения в письменном виде.
При наличии у проверяющих подозрений в нецелевом применении финансов необходимо рассмотреть все причины и обстоятельства, побудившие правонарушителя действовать таким образом. Так, если расходы неграмотно отнесены на ст. КОСГУ, правонарушение не считается нецелевым использованием, когда:
- расходование средств обусловлено бюджетной сметой, плановой и иной документацией главного распорядителя;
- в действиях правонарушителя не было злого умысла.
Бывают ситуации, когда для расходов учреждения нет статьи КОСГУ; именно поэтому перечень классификатора является открытым. В данном случае отнести затраты можно, руководствуясь любым другим положением закона, – правонарушением это действие считаться не будет. Помимо того, учреждение избежит ответственности, если вовремя обнаружит и исправит свои ошибки, к примеру путем отправки письма в казначейство.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по УК РФ, КоАП и БК РФ
Рассмотрим, какая ответственность полагается за нецелевое использование бюджетных денег в разных кодексах.
Порядок привлечения к ответственности по КоАП
1. Сбор сведений проверяющими органами (проверочные мероприятия). Эта стадия проходит перед возбуждением дела об административном нарушении.
2. Оформление протокола об административном правонарушении. В частности, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ его оформляют должностные лица органов, которые имеют все полномочия рассматривать соответствующие дела. Это представители Росфиннадзора, а также работники иных структур, в чьи обязанности входит предварительный финансово-бюджетный надзор (проверяющие сотрудники Счетной палаты РФ), согласно ст. 15.14 КоАП. Основание – ст. 28.3 данного Кодекса. Как правило, протокол составляется сразу же после выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП). В том случае, если нужно дополнительно разъяснить обстоятельства дела либо сведения об учреждении или его руководителе, документация оформляется в течение 2 суток со времени выявления нарушения. Протокол адресуется в орган Росфиннадзора в течение 3 суток со времени составления (ст. 28.8 КоАП РФ).
3. Рассматривается дело об административном нарушении, по итогам которого выносят соответствующий акт. Росфиннадзор изучает дело в течение 15 дней с момента получения протокола (ст. 29.6 КоАП РФ). Если в это время поступят ходатайства от участников (есть необходимость выяснить дополнительные обстоятельства дела), этот срок продлевают, но не более чем на 30 дней.
Административная ответственность: наказание
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств для должностных лиц установлено следующее наказание:
- дисквалификация на 1–3 года;
- административный штраф в размере 20–50 тысяч рублей.
На юрлиц также распространены санкции. Им придется заплатить от 5 % до 25 % от суммы, которая направлена не по назначению.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ к ответственности могут привлекаться только определенные структуры, к которым не относят ни налоговую, ни полицию, ни прокуратуру. Согласно ст. 23.7 КоАП, дело по данному составу рассматривает федеральный орган исполнительной власти, ведущий контроль и надзор в бюджетной сфере (Росфиннадзор).
Постановление о назначении наказания административного характера за нарушение бюджетного законодательства (по ст. 15.14 КоАП РФ) выносят не позднее чем через 1 год с момента его совершения. Данный срок предусмотрен в соответствии со ст. 4.5 этого Кодекса. Позже производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ) невозможно, и проверяющие уже не смогут определить наказание учреждению. Постановление о привлечении к административной ответственности можно оспорить в суде.
Уголовная ответственность
Помимо административной, за нецелевое использование бюджетных средств возможна и уголовная ответственность. Условие для нее – объем расходованных не по назначению бюджетных средств более 1,5 миллиона рублей (ст. 285.1 УК РФ). Формулировка состава преступного деяния по данной статье аналогична указанной в КоАП. Однако в такой ситуации виновнику грозит не только выплата штрафа в размере 100–300 тысяч рублей, но и:
- арест до 6 месяцев;
- лишение свободы на период до 2 лет;
- принудительные работы на срок до 2 лет.
В том случае, если нецелевое расходование бюджетных средств совершила группа лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказание будет серьезнее:
- штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо в размере заработка или иного дохода за 1–3 года;
- принудительные работы – до 5 лет;
- осуждение – до 5 лет.
Дополнительно суд вправе запретить должностному лицу (группе лиц) заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо пребывать на посту в течение 3 лет.
Указанные санкции применимы и при нецелевом использовании средств в крупном размере (сумма, которая превышает 1,5 миллиона рублей). Причем особо крупным будет считаться объем средств от 7,5 миллиона рублей.
Бюджетная ответственность
В соответствии со ст. 289 БК РФ, если средства растратили не по назначению, их возможно изъять. Ранее использовалось другое наказание – блокировка расходов, но с 2010 года данная норма закона утратила силу.
Примеры нарушений нецелевого использования бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств квалифицируют только в той ситуации, если учреждение уже понесло кассовые расходы.
Приведем несколько примеров правонарушений:
- оплата услуг и работ, которые не связаны с деятельностью учреждения;
- оплата коммунальных услуг для потребителей (например, арендаторов) без возмещения этих расходов;
- финансирование строек и объектов, по которым оно в установленном порядке не происходит, а также затраты, не предусмотренные проектом и сметой;
- обеспечение целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительной государственной власти (местных органов управления);
- реализация определенных программ на цели, которые предусмотрены другими разделами соответствующего бюджета.
Порядок обжалования решения Росфиннадзора
Если руководство не согласно с решением проверяющих и считает, что средства были потрачены надлежащим образом, его можно обжаловать в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП РФ (ст. 30). Обращение следует предоставить в судебную инстанцию либо контролирующий орган в течение 10 дней с момента получения соответствующего постановления. Получатель жалобы должен в течение 3 суток направить ее судье со всеми предоставленными руководством материалами. Суд рассмотрит документы в установленное законом время – 2 месяца и примет одно из следующих решений:
- жалоба не удовлетворена, постановление остается в силе;
- решение отменяется, если основание, по которому оно вынесено, не является доказанным;
- постановление отменяют, а дело подлежит возврату в контролирующий орган для рассмотрения повторно. Это решение применимо, если выявлены значительные правонарушения требований КоАП во время проверки.
Таким образом, БК РФ даёт точное определение нецелевого расходования средств, а наказание за совершение этого нарушения предусмотрено КоАП и УК РФ. Штрафные санкции, профессиональная дисквалификация, тюремный срок – это виды ответственности, которые государство вправе назначить виновным лицам.
Задавая вопросы специалистам на страницах портала Правовед.RU, клиенты могут рассчитывать только на профессиональные ответы. Наши эксперты консультируют, опираясь исключительно на действующее законодательство.
Введение
Заключение
Введение
Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:
Единых методологических основах;
Нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;
Финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
Ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
Трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии юридическим лицам;
Гранты физическим и юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ;
Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;
Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные гарантии;
Налоговые расходы в размере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В расходах бюджетов значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:
Оплату труда;
Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
Трансферты населению;
Командировочные и другие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством;
Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.
Бюджетная ссуда - это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
2. Кассовое исполнение бюджета
Контроль расходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.
В условиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления средств, а также в силу разного понимания приоритетов у руководителей при такой схеме финансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на первой неделе месяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования бюджетных средств.
Контроль использования средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.
Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.
Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является обязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ определяется ежегодно законом о федеральном бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).
2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.
3. Казначейское исполнение бюджета
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
Организация исполнения федерального бюджета;
Контроль за его исполнением;
Управление бюджетными доходами и расходами;
Регулирование межбюджетных отношений;
Финансовое исполнение внебюджетных фондов;
Управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
Осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
Отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
Централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
Совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима.
Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:
Утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
Утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;
Принятие обязательств федерального бюджета;
Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов.
При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов.
При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.
Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований.
Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете.
Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.
При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете.
При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.
Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.
В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Заключение
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.
Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства. Распорядители средств перечисляют средства получателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.
Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или на заработную плату.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
Список использованной литературы
1. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2006. – 568 с.
2. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2002. – 192 с.
3. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2006. – 208 с.
4. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система России. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.
5. Пятаков В.А. Бюджетная система России. – М.: Приор-издат, 2005. –
7. Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
8. Тедеев А.А., Парыгина В.А., Мельников С.И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: Приор-издат, 2003. – 192 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.
Особенности понятия нецелевого применения средств
Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.
Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:
- законе о бюджете;
- сводной бюджетной росписи;
- бюджетной смете;
- договоре о предоставлении субсидии;
- соглашении;
- в другом правомочном документе.
Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.
Последствия нецелевых расходов
Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:
- Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
- главным распорядителем;
- распорядителем;
- получателем бюджетных средств.
- Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.
Виды нецелевого применения государственных финансов
Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:
- допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
- нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).
Варианты средств из бюджета «не на те цели»
Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:
- по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
- перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
- бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
- данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
- деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
- бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
- затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
- нарушение условий предоставления субсидий;
- смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
- прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
- неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
Субсидии, примененные нецелевым образом
Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:
- Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
- Оплата за неоказанные услуги . Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
- Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.
Кто виноват
Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?
В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.
Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.
Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.
ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.
Формы ответственности
Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.
Административные кары за «нецелевку»
Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:
- организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
- должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.
Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям
Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:
- штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
- штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
- принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
- арест до полугода;
- заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).
Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):
- штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
- длительность принудительных работ – до 5 лет;
- сроки лишения свободы – до 5 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.
Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.
Наказание за нецелевое использование бюджетных средств.Юридическая характеристика
Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.
Структура бюджетной системы
Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть пока не будет определено новое назначение для них.
ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.
Бюджетными активами в России являются:
- субсидии, включая муниципальные и региональные;
- гранты в форме субсидирования;
- трансферы;
- государственные кредиты;
- субсидии под капитальные вложения.
Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.
Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.
Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности. Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется. К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.
Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.
Определение состава преступления
Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это , которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.
Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.
Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.
ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.
Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.
Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда - преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей). Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы. Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.
Наказание за нецелевое использование
В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.
Что гласит КоАП РФ
Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:
наложение административного штрафа на в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Уголовная ответственность в России
Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.
Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:
- Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:
- штраф (100 – 300 тыс. руб.);
- – срок до 2-х лет;
- арест – длительность до полугода;
- лишение свободы – до 2 лет.
Дополнительной санкцией по данному преступлению является:
лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.
Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.
Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.
Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:
Освобождение от ответственности
Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.
Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов. Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона. В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.
Судебная практика
Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд. В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ. Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.
Судебные решения по ст. 285.1 УК РФ могут оспариваться наравне с другими приговорами. Примером успешного оспаривания в рамках кассации можно назвать Дело № 30-О07-15, рассмотренное в ВС РФ 25.09.2007 г. Примером обращения в Конституционный Суд РФ можно назвать Жалобу гражданина РФ А.А. Сучкова. Своим решением от 20.12.2016 г. КС РФ отказал в рассмотрении обращения, дав комментарий, что жалоба А.А. Сучкова не соответствует требованиями, применимым к жалобам, принимаемым к рассмотрению КС РФ.
Несмотря на открытость и прозрачность распределения бюджетных средств в России, проблема нецелевого использования денег из бюджета стоит остро. Строгость санкций, по мнению общественности, недостаточна для препятствования развития коррупции и личного обогащения ответственных лиц. Общественные взгляды, возможно, найдут отзыв среди депутатов.
Своё мнение, относительно тяжести наказания за нецелевое расходование бюджетных денег, вы можете выразить в комментариях к статье.
Cтраница 1
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе использовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств, зафиксированное в Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах, в недостаточной степени учитывает специфику деятельности в сфере образования, вследствие чего у руководителей образовательных учреждений возникли сложности гибкого и оперативного маневра имеющимися ресурсами. Более того, в ряде случаев контроль распространяется на все средства, полученные бюджетным учреждением, то есть и на средства, полученные из внебюджетных источников. В результате этого, в частности, у образовательных учреждений возникают проблемы с привлечением инвестиций из внешних (относительно бюджетов) источников, и использованием средств, полученных от дополнительных видов деятельности.
Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров.
Процедура финансирования состоит в расходовании бюджетных средств. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств. Кратко остановимся на организации исполнения регионального бюджета на примере областного бюджета. Исполнение областного бюджета организует Правительство области. Поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных в бюджете, определяется областным департаментом финансов. Министерства, комитеты, управления, департаменты представляют в департамент финансов свод доходов по установленной форме. В соответствии с утвержденным бюджетом и его поквартальным распределением департамент финансов составляет роспись доходов и расходов бюджета. В ходе исполнения областного бюджета в него могут вноситься изменения. Правительство области имеет право принимать решения о внесении изменений в областной бюджет в пределах утвержденных годовых ассигнований по каждому направлению расходов. Российской Федерации, которые принимаются после утверждения областного бюджета на очередной год, изменяют характеристики бюджета и пропорции межбюджетных отношений.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Финансирование - это и есть расходование бюджетных средств в соответствии со сметой.
Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принщщам бюджетного финансирования. К ним относятся: получение максимального эффекта от использования бюджет-ныхресурсов, что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата.
Возникла острая необходимость наведения порядка в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса.
В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным федеральным законом.
В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств должна претерпеть существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ, создавать финансовые возможности для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Правда, в течение ближайшего времени целевые бюджетные дотации на некоторые виды товаров еще сохранятся.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. На четвертом уровне классификации детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений направлены на обеспечение систематического контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Бухгалтерская отчетность имеет также большое значение для осуществления задач финансового планирования.
Анализ существующей финансовой системы страны показывает недостаточную оперативность учета за поступлением и расходованием бюджетных средств, контроля за их целевым использованием, длительность прохождения выделенных средств до конечного получателя, слабую взаимосвязь между финансовыми органами в процессе исполнения бюджетов различных уровней.