В какой форме выносится предупреждение. Принцип предупреждения как меры наказания
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 3.4 КоАП РФ
1. Предупреждение является одной из самых легких мер административной ответственности. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица.
Согласно ст. 32.1 комментируемого Кодекса постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 комментируемого Кодекса: постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно комментируемой статье предупреждение выносится в письменной форме. Комментируемый Кодекс предусматривает упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении, в случае, если соответствующей статьей предусмотрено административное наказание в виде предупреждения. Так, статьей 28.6 комментируемого Кодекса предусматривается назначение административного наказания без составления протокола. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены условия, при которых возможно назначение административного наказания в виде предупреждения:
1) административное правонарушение совершено впервые;
2) отсутствуют последствия совершения правонарушения в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) отсутствует имущественный ущерб.
38. Меры административного предупреждения
Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.
Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.
Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:
с осуществлением надзорных проверок;
дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;
досмотром вещей и личным досмотром граждан;
проверкой документов, удостоверяющих личность;
введением карантина;
прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);
освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.
Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;
осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;
производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - личный досмотр пассажиров;
при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз и др.
39. Меры административного пресечения
Использование мер административного пресечения позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. Административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства.
Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.
Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.
С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.
В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть, ее представители. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, применить меры, которые диктуются экстремальной ситуацией.
Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия.
К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.
Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Исходя из цели и способа воздействия можно различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения. К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие – только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим. Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе: средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники. Особая цель применения процессуальных мер пресечения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и др.
При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.
Понятие и сущность мер административного предупреждения. Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного и юридического лица.
Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, противоправное действие; возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и другие чрезвычайные ситуация, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных: последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Классификация мер административного предупреждения. Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяются две группы мер административного предупреждения.
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:
Введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;
Закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;
Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом; реквизиция имущества, т.е. временное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;
Технический осмотр транспортных средств;
Принудительное медицинское освидетельствование; санитарный осмотр грузов;
Пожарный надзор;
Досмотр транспортных средств;
Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.
Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза
общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов; контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др.
Так, при проверке документов устанавливаются личность, принадлежность документа предъявителю и подлинность проверяемого документа. Поскольку проверка документов затрагивает сферу прав и свобод личности, то она не может производиться без достаточных к тому оснований. Правовые основания проверки документов определены законодательством. Например, российский закон «О милиции» предоставляет право сотрудникам милиции проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. Сотрудники милиции имеют право проверять также другие документы, необходимые для обеспечения соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на милицию. При наличии вышеуказанных оснований сотрудники милиции проверяют у водителей транспортных средств удостоверения на право управления, документы на перевозимый груз и др.
Поэтому предупреждение как административное наказание в 2019 году — максимально лёгкий тип ответственности. Оно представляет собой закреплённое документально порицание физического, юридического лица и письменно оформляется.
- Примеры
- Типы наказаний
- Важно
- Дополнительные характеристики
- Итоги
Точный ответ на вопрос «является ли предупреждение административным правонарушением?» отражён в статье 3.4 Кодекса об административных правонарушениях
. Она гласит, что такой тип ответственности практикуется, если административные злодеяния содеяны единожды, а также при отсутствии нанесения урона здоровью или жизни людей и прочих обстоятельств. Предупреждение причислено к классу и не употребляется в качестве дополнительного типа ответственности.
В каких случаях устанавливается наказание?
При совокупности трёх обязательных условий возможно определение этого типа наказания:
1. Правонарушение содеяно в первый раз;
2. Не причинён имущественный урон;
3. Не причинён урон или нет угрозы его причинения предметам общества, окружающей среды, животной или растительной среды.
В отдельных ситуациях, согласно статье 4.1.1 КоАП, для определённых категорий правонарушителей вероятна замена на предупреждение. Для этого нужно соблюсти как вышеперечисленные условия, так и приведённые ниже:
- содержание статьи (той, что наказывает виновного) не должно включать в себя методы наказания в виде предупреждения;
- нарушение должно быть обнаружено при осуществлении проверочных действий государственными структурами;
- наказываемое юридическое лицо должно являться представителем малого или среднего бизнеса.
Также эти условия актуальны для физических лиц – работников малого или среднего предпринимательства, совершивших небольшой проступок.
Примеры
Предупреждение может быть назначено юридическим, должностным, физическим лицам, а также к иностранным подданным.
Примером с фигурированием юридического лица является не передача им в госструктуры данных, нужных для проведения проверки, либо предоставление неполной информации.
Пример вынесения предупреждения гражданскому человеку: несоблюдение обязанностей пешехода.
Например, передвигаясь по обочине, он должен идти в противоположную сторону по отношению к движению автомобилей.
Типы наказания
Предупреждение новых проступков — это цель осуществления административных наказаний, оно направлено не столько на правонарушителя, сколько на других людей. Виды предупреждения за административное наказание условно разделяются.
1. Общее предупреждение, состоящее в публичном неприятии противоправных действий. В таком случае преследуется намерение прививания уважения к законодательным документам и государству. Подобное предупреждение помогает формированию порядка в социуме.
2. Особенное предупреждение, отражённое в законодательно оформленных мерах.
Итак, понятие «предупреждение» как административное наказание обозначает метод наказания, отражённый в формальном осуждении человека. Предупреждение выносится в форме только письменного постановления, но никак не устного. Данный вид ответственности практикуется, если степень проступка очень мала и не наносит урона общественному спокойствию.
Важно
Предупреждение как административное наказание не нужно смешивать с предупреждением как типом пресечения. Предупреждения, высказанные в словесной речи, кои уполномоченные люди выносят физическим лицам и компаниям, не представляют собой административное наказание. Таким же образом не являются таковым письменные извещения, которые отправляются физическим и юридическим лицам, ведь тогда не формируется документ о присуждении наказания.
Предупреждение как обязательно регламентируется способом подписания письменного постановления и передачи оригинала или копии документа человеку, привлекаемому к ответственности.
Также документ может быть передан законному представителю при наличии нотариально заверенной доверенности.
Предупреждение - это самое мягкое по своему действию средство административного наказания. Именно поэтому многие люди расценивают предупреждение как меру скорее нравственной, чем правовой направленности. Такое суждение является заблуждением, потому что:
- предупреждение оставляет после себя такие же правовые результаты, как и прочие административные санкции;
- использование этого вида ответственности, как и прочих административных наказаний, несёт за собой для правонарушителя отрицательные правовые последствия.
Человек, получивший предупреждение, в последующие 12 месяцев является гражданином, привлекавшимся к административному наказанию. Этот пункт обязательно окажет влияние на тип и степень наказания, положенного за неоднократное осуществление правонарушения административного характера, плюс ко всему станет обстоятельством, утяжеляющим ответственность.
Дополнительные характеристики
Опираясь на содержание части первой статьи 4.1 рассматриваемого кодекса, предупреждение выписывает судья, либо структура, либо специальное аккредитованное лицо. Наказание определяется рамками, предусмотренными КоАП или административным законодательством каждого отдельного российского региона.
Все положения данной статьи о правонарушении имеют безоговорочный статус. Лицо, либо структура, рассматривающие дело о совершении проступка, обязательно должны взять на вооружение следующие моменты: личность человека, совершившего проступок; финансовые возможности правонарушителя, имеющие место смягчающие или отягчающие последствия.
Прежде, чем вынести решение о необходимости установления административного наказания, лицо, направленное государством, обязано со всех сторон проанализировать содеянное правонарушение на предмет его значительности, а также на предмет нанесённого урона.
Необходимым считается оценивание личности нарушителя с точки зрения предрасположенности к совершению различных административных злодеяний. То есть, прежде чем оформить окончательное решение, нужно выяснить, являются ли такие действия для человека нормальными или же это разовый инцидент. Подлежит оцениванию и образ жизни человека.
Итоги
Предупреждение выносится обязательно в письменном виде, это помогает различать его с устным замечанием, которое выносится в ситуациях освобождения от административного взыскания человека, содеявшего административный проступок. Необходимо заметить, что раньше, в установленных законом ситуациях, предупреждение регистрировалось и иным положенным методом. Действительный КоАП другие способы оформления предупреждения, кроме письменной, не оговаривает.
По условиям статьи 28.6 рассматриваемого кодекса установление такого административного типа ответственности как предупреждение приводится к исполнению в режиме упрощённого производства – без ведения и оформления протокола.