Специальным субъектам административного правонарушения относятся. Состав административного правонарушения
16.5. Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Кто является субъектом административного правонарушения?
Субъект административного правонарушения - это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.
Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.
Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.
Что такое административное нарушение?
Административное нарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
У этого понятия существует ряд свойств.
Признаки административного правонарушения
Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:
- Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ "Нарушение законодательства о труде".
- Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.
К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.
Признаки субъекта административного правонарушения
Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.
Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.
Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.
Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.
К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:
- граждане с 16 лет;
- должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
- лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
- собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
- собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
- юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.
А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.
Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц
В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:
- при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
- при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
- при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
- предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
Кто освобождается от административной ответственности?
Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.
Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.
Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.
Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.
По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.
Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.
В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
2012-2017 Информационный портал «ЛЕГАЛМАП9raquo;.
Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. - Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки (черты) административного правонарушения - антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
1. Деяние - это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.
2. Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.
3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
4. Противоправность . Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права
5. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.
6. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.
7. Общественная вредность . Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.
Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц , общества и государства.
Под составом административного правонарушения - это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Состав административного правонарушения :
- объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
- объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
- субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью );
- субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.
Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.
Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).
По особенностям конструкции различаются:
1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.
В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).
По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.
Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы
Понятие. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Признаки:
1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;
2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;
3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;
4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;
5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;
6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Принципы:
1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
То налицо не , а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во "Библиотечка РГ", 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во "Экзамен", 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, - это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3 , см. коммент. к ним);
2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:
В совершении определенных действий;
В том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);
3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).
2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:
1) объект - то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2 , см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:
Права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);
Здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);
Имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);
Отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);
Отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);
Отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);
Отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);
Отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);
Отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);
Отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);
Отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);
Отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);
Отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);
Отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);
2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:
а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);
б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);
в) время, место, обстановку его совершения;
г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. "формальные составы" правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);
д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);
3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:
а) физические лица . При этом речь идет о лицах:
Достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);
Не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);
Относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);
б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).
Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения "группой лиц", "по предварительному сговору" и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);
4) субъективная сторона административного правонарушения - это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:
Прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;
- косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);
- легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;
Небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).
При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.
В ряде случаев для последнего также необходимы:
Мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);
Цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;
5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:
а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);
б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);
в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).
2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица - самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;
3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) - к административной ответственности.
5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:
1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.
Преступление |
Административное правонарушение |
|
1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК). |
1. Представляет собой виновное деяние, запрещенное не только КоАП, но и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2.1 КоАП). |
|
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК). |
2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП). |
|
3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК). |
3. Административные правонарушения не делятся на категории по степени тяжести. |
|
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК). |
4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается. |
|
5. Учитываются совокупность и рецидив преступлений (ст. 16 , УК). |
5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность. |
|
6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет. |
6. Минимальный возраст физических лиц - субъекта административного правонарушения составляет 16 лет. |
|
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК). |
9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП). |
Есть и другие отличия между преступлением и административным правонарушением (в объекте, объективной стороне и т.п.), см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во "Экзамен", 2006.
Административное правонарушение
1. ДП представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
1. Представляет собой противоправное и виновное нарушение лицом КоАП и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Влечет наложение мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.), но не штрафа, конфискации и т.п.
2. Влечет административное наказание (в т.ч. и штраф, и конфискацию, и административный арест).
3. Допускается ответственность и по уставам, положениям о дисциплине и федеральным законам (а не только по нормам ТК)
3. Допускаются лишь административные наказания, предусмотренные в самом КоАП либо законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. К ответственности за ДП привлекает работодатель.
4. К ответственности привлекает судья, уполномоченный орган, должностное лицо.
5. Субъектом ДП являются лишь работники.
5. Субъектом административного правонарушения являются физические, а так же юридические лица.
Субъект АП - это лицо, совершившее противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена АО и которое подлежит АН. Общими субъектами административного правонарушения признаются : 1) ФЛ, вменяемое, достигшее к моменту его совершения возраста 16 лет; 2) ЮрЛ. Иными словами, общий субъект АП- это ФЛ или ЮрЛ, не наделенное специальным правовым статусом, влияющим на применение АО. ФЛ мб гр-ми РФ, лицами без гр-ва и ино гр-ми. В соответствии с КоАП РФ ино гр-не и лица без гр-ва несут АО на общих основаниях. В КоАП РФ включены АП, субъектом которых выступает только ино гр-ин или лицо без гражданства. Специальными субъектамиадминистративного правонарушения признаются должностные лица, иные субъекты, имеющие специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их квалифицирующих признаков, например, свидетели, кандидаты, перевозчики, родители или иные законные представители несовершеннолетнего, водители, судоводители, частные детективы, пассажиры, главный редактор. Специальные субъекты - юридические лица - различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов административных правонарушений.
Под должностными лицами как специальными субъектами административной ответственности КоАП РФ понимает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти, т.е. наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а также лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Закон устанавливает, что руководители и другие работники иных организаций, совершившие в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций административные правонарушения, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).
Особыми субъектами административного правонарушения выступают военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Особенность заключается в том, что военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.
Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
Законом предусматривается, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях в случаях совершения ими правонарушений в области: законодательства о выборах и референдумах, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения правил дорожного движения, обеспечения требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву- также в виде административного штрафа.
37. Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении . 1. Производство по делу об АПН не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 2. В случае, когда АП совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое АП это лицо несет АО на общих основаниях, производство по делу об АП после выяснения всех обстоятельств совершения АП подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяют на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществить процесс квалификации административных правонарушений, то есть отнесение противоправного деяния к конкретной статье Особенной части КоАП РФ либо статье закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.
Общим объектом административных правонарушений являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права (конституционного, трудового, земельного, экологического, финансового, гражданского), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности..
Родовой объект – часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности , где складываются общественные отношения (в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте…) или содержание охраняемых общественных отношений (собственность, общественный порядок, права граждан, порядок управления). Именно родовой объект лежит в основе построения Особенной Части КоАП РФ, например в гл.5 сконцентрированы проступки, посягающие на права граждан, в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу. Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой, что в свою очередь позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.
Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административное правонарушение непосредственно причиняет ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, запреты. Непосредственный объект позволяет разграничить однородные административные правонарушения между собой.
В ряде случаев объект административного правонарушения тесно связан с предметом посягательства, то есть с предметом внешнего, материального мира на который воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация для административных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, даже несмотря на то, что он является элементом общественных отношений, что также предполагает его охрану.
2.2 Объективная сторона правонарушения.
Объективная сторона правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявление.
Объективная сторона любого характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.
В число обязательных признаков входит само противоправное деяние (действие или бездействие), его общественно вредные последствия и логическая связь между ними . Так, например, нарушение во дителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: пре вышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Или пример бездействия. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).
Мы с Вами говорили о том, что юридические составы административных правонарушений по своей законодательной конструкции могут быть формальными и материальными. Именно по объективной стороне административного правонарушения они и подразделяются следующим образом. То есть в число обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения с формальным составом не входят общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.
Для административных правонарушений с материальным составом обязательными признаками объективной стороны являются: общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.
Факультативные признаки объективной стороны правонарушения – это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность. Они присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками.
В тоже время, для ряда составов административных правонарушений какой-либо из факультативных признаков, в силу законодательной конструкции состава, становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения. Так, например, административное правонарушение «стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» в качестве обязательного признака объективной стороны указывает на место совершения административного правонарушения (ст. 20.13).
С объективной стороны административные правонарушения могут простыми и сложными.
Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (мелкое хищение).
Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо быть растянуто во времени.
Выделяют следующие виды сложных деяний:
- с двумя разными действиями (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти);
- состоящее из альтернативных действий (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожение оружия и патронов к нему);
- длящиеся;
-продолжаемые;
Так как в КоАП РФ законодатель конкретно выделяет длящиеся правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся на них конкретнее.
Длящееся правонарушение – действие или бездействие, в результате которого длительно не исполняется обязанность. В основе длящегося нарушения лежит невыполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить предусмотренное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Длящееся правонарушение является единым.
Начальным моментом правонарушения является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение запрета, или длительное невыполнение обязанности. Оно оканчивается фактически прекращением правонарушения или юридически – привлечением виновного к ответственности (например, ст. 19.15 КоАП РФ проживание гражданина без регистрации). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. 1
Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого , под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.
На повторность административного правонарушения прямоуказывает п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение определенного ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.
Существует 2 варианта выражения повторности:
Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).