Положение о структуре подразделения. Положения о структурных подразделениях (коллегиальных или совещательных органах)
Помощь: Порядок разработки Положения о структурном подразделении
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Каждая организации осуществляет свою деятельность (выполняет задачи) целенаправленно. В процессе реализации своего предназначения организация решает оперативные задачи ближайшего периода. Оптимальное определение и распределение необходимых функций обуславливают способность организации достичь поставленной цели. При этом цели также должны быть четко обозначены и задокументированы для обоснованного сравнения реального «что имеем» и идеального «что должно быть». В процессе управления организацией как целенаправленной экономической системой документирование всех процессов является необходимым условием. Такой подход позволяет обозначить, с одной стороны, что ожидает организация от работников, а с другой стороны, служит основанием для постоянного контроля соответствия желаемого результата с имеющимся. Контроль необходимо осуществлять не только по факту - достигнута цель или не достигнута, но и на протяжении всего процесса, что обеспечит высокую оперативность управления. А это подразумевает в общем случае документирование типовых действий, выполнение которых приведет к решению поставленных задач. Задокументированные типовые действия структурных подразделений отражаются в положениях о структурных подразделениях, работников - в должностных инструкциях.
Он может принимать форму схемы защиты инвестиций, перестрахования для национальных схем безработицы или «фонда черных дней». Там будут четкие условия доступа к такой функции. Эти варианты могут финансироваться за счет существующих инструментов или нового инструмента. Обсуждается вопрос о том, должна ли такая функция стабилизации быть связана с новыми финансовыми возможностями исключительно для зоны евро или может быть покрыта бюджетом ЕС, учитывая, что даже сейчас в зоне евро приходится 85% ВВП ЕС.
Отражающая статья об углублении экономического и валютного союза предлагает возможность того, что функция стабилизации «должна быть разработана в рамках ЕС и открыта для всех государств-членов». Внедрение возможностей финансовой стабилизации в зоне евро обеспечит что-то новое для финансирования ЕС. В долгосрочной перспективе этот документ также вызвал дискуссию о полномасштабном бюджете еврозоны с гораздо более широкими целями, значительно более высокими фондами и самостоятельным потоком доходов.
Положение о структурном подразделении (далее - Положение) является одним из документов локальной нормативной базы организации (примечание 1 ) (ст.194 Трудового кодекса РБ), который определяет статус структурного подразделения, его правовое положение в структуре организации и взаимоотношения с иными структурными подразделениями, задачи, права и ответственность, функции. Положения разрабатываются на каждое структурное подразделение организации отделом организации труда и заработной платы (ООТиЗ) (в случае отсутствия такого подразделения - кадровой службой). К работе также может быть подключен юридический отдел.
В-пятых, нам необходимо перейти к новым, устойчивым моделям роста, которые сочетают экономические, социальные и экологические соображения в целостном и комплексном плане. Огромный переход необходим для успешного перехода, большая часть которого будет для низкоуглеродных энергетических инфраструктур как для производства, так и для передачи и распределения. Бюджет ЕС может оказывать катализирующее воздействие на стимулирование необходимых дополнительных частных или государственных инвестиций.
В-шестых, необходимо будет рассмотреть все существующие инструменты. Хотя этот документ касается, в частности, реформы двух крупнейших стратегий в области расходов, ни одна программа или инструмент, поддерживаемые бюджетом ЕС, не должны избегать пересмотра дополнительных ценностей ЕС. Нам необходимо оценить, являются ли существующие инструменты абсолютно необходимыми или что существует возможность слияния или закрытия программ. Еще более важно обеспечить политическую согласованность между инструментами ЕС, с тем чтобы все они поддерживали цели ЕС и содействовали проведению реформ в государствах-членах.
Положение:
Разрабатывается ООТиЗ (кадровой службой);
Подписывается руководителем подразделения;
Согласовывается (визируется) с ООТиЗ, кадровой службой, юридической службой, отделом охраны труда, должностным лицом организации, курирующим соответствующее направление деятельности организации. Во избежание неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях рекомендуется проект Положения согласовывать с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение;
Предложение о таком перекрытии вызвало некоторую путаницу между финансовыми посредниками в отношении какой схемы реализовать. Это также облегчит внутреннюю передислокацию между региональными или тематическими приоритетами, если в краткосрочной перспективе необходимо реагировать на кризис. Часто обсуждаемая проблема заключается в включении Европейского фонда развития в бюджет ЕС и в многолетние финансовые рамки и в качестве варианта укрепления единства бюджета и его подотчетности. Этот вариант также может иметь недостатки, поскольку в соответствии с бюджетными правилами ЕС будет невозможно поддерживать некоторые из текущих мероприятий, таких как Африканский фонд мира.
Утверждается руководителем организации;
Вступает в силу с момента утверждения первым руководителем организации;
С ним должны быть ознакомлены работники подразделения. Для этого на последней странице Положения приводится специальная таблица, в которой работники подразделения проставляют соответствующие отметки;
Изменяется при смене наименования организации или структурного подразделения, изменении организационной структуры организации, перераспределении функций между подразделениями. Для внесения каких-либо изменений в Положение должен быть издан соответствующий приказ руководителя организации.
Когда государства-членов передать расходы из национальных бюджетов в бюджет ЕС, это не следует рассматривать как чистое увеличение расходов, а скорее как передача существующих расходов между национальными бюджетами и бюджетом ЕС в тех областях, в которых в принципе должны достигается более высокая добавленная стоимость.
Это делается независимо от добавления новых обязанностей, таких как устранение кризиса беженцев или угроз безопасности или делегаций ЕС за рубежом. Поэтому сильная европейская общественная служба, привлекательная для талантливой молодежи в рамках Союза, должна быть предусмотрена в будущем бюджете ЕС и в состоянии соответствовать приоритетам, возникающим в результате этого процесса анализа. Дальнейшее сокращение числа сотрудников поставит под угрозу хорошее функционирование европейских учреждений.
Необходимые документы
Положение разрабатывается на основании таких документов, как:
Локальные нормативные акты (организационная структура управления организацией, стратегия организации (если она разработана), штатное расписание).
Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД) (примечание 2 ), состоящий из 35 выпусков, утвержденных постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ (см. приложение).
Аналогичным образом, предыдущие реформы привели к сокращению заработной платы и увеличению рабочего времени и возраста выхода на пенсию. Существует явное снижение интереса молодежи из государств-членов с относительно высоким доходом на душу населения для присоединения к институтам ЕС. Хотя условия труда могут быть только одним из факторов при принятии таких решений, эта тенденция ясна.
В нынешней дискуссии обсуждаются различные варианты дальнейших реформ, направленных на повышение его эффективности и справедливости, в то время как достижения цели остаются неизменными, чтобы обеспечить безопасные и здоровые продукты, конкурентоспособные сектора достойный уровень жизни для сельскохозяйственного сообщества и сохранения наших природных ресурсов, ландшафтов, окружающей среды и климата. Однако многие сельские районы отстают. Среди обсуждаемых вариантов - предложение нацелить прямые платежи более эффективным образом на обеспечение доходов для всех фермеров в ЕС, особенно в отдаленных районах и беднейших сельскохозяйственных хозяйствах.
Государственный стандарт РБ (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 21.12.2004 № 69.
Этот вариант уменьшит прямые платежи для крупных ферм. Одним из вариантов, который необходимо изучить, является введение определенной степени национального софинансирования прямых платежей для поддержания общих уровней текущей поддержки. Инструменты управления кризисом могут быть предоставлены для управления рисками.
Чтобы гарантировать устойчивость преобладающей части территории ЕС, необходимы жизнеспособные сельские общины. В этом контексте есть возможности для улучшения и расширения взаимодействия с другими фондами. В этой связи предлагается рационализировать деятельность различных структурных фондов в сельских районах и устранить дублирование.
Этапы разработки Положения
1. Анализ имеющихся в организации документов (организационная структура управления организацией, стратегия организации, штатное расписание).
2. Анкетирование работников организации (какие функции (примечание 3 ) по мнению руководителей функциональных направлений выполняют подразделения; фактически выполняемая работа работниками этих подразделений).
Это уменьшит текущую административную нагрузку для всех фермеров. Это также будет способствовать общей гибкости бюджета ЕС. Можно предусмотреть ряд мер, таких как более строгие правила отмены, более короткие процедуры завершения программы и более быстрые и гибкие процедуры назначения органов управления и планирования. В-третьих, недостатки административного потенциала и плохое институциональное качество препятствуют повышению конкурентоспособности, ограничивают эффективность инвестиций и создают серьезное препятствие для роста.
Бюджет ЕС должен укрепить создание своего административного потенциала, связанного с наиболее важными инвестиционными областями, финансируемыми при поддержке ЕС. Можно изучить новые подходы к созданию административного потенциала, например, путем улучшения координации имеющихся инструментов и более тесного взаимодействия с Комиссией.
3. Классификация функций по компонентам управления и основным бизнес-процессам, целью которой является выделение замкнутых управленческих циклов и производственных цепочек, существующих в организации. В результате данной классификации определяется состав и описание функций верхнего уровня. Далее функции верхнего уровня подразделяются на более мелкие фрагменты и т.д.
В-пятых, через единый инвестиционный фонд или единый набор правил для существующих фондов, будет достигнута большая согласованность инвестиций и будет обеспечена жизнь бенефициаров. В-шестых, нынешняя система распределения средств может быть пересмотрена. Новые критерии могут быть добавлены, например, в связи с проблемами, стоящими перед Европой - от демографических и безработицы до социальной интеграции и миграции, от инноваций до изменения климата.
После определения того, что должен достичь бюджет, есть некоторые факторы, которые необходимо учитывать при их компиляции. Проект будущего бюджета ЕС должен руководствоваться следующими основными принципами. § добавленная стоимость ЕС: финансирование должно быть сосредоточено в областях с наибольшей добавленной стоимостью, с учетом различных аспектов, указанных в разделе 2, таких как сосредоточение внимания на результатах.
За функциями закрепляются исполнители (подразделения). В конечном итоге определяются схемы взаимодействия.
Используя собранную информацию, проведенный анализ, систематизацию полученных знаний, а также ЕКСД, разрабатывают Положение.
Макет Положения
Более сложной является структура Положения, в которой выделяются разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
§ Подотчетность: дискуссия о будущем бюджете ЕС будет проходить в демократическом и прозрачном процессе. Использование дополнительных инструментов вне бюджета ЕС должно быть сведено к минимуму, поскольку они размывают понимание бюджета и ставят под угрозу демократический контроль, прозрачность и благое управление.
§ Большая гибкость в стабильной структуре: многолетняя структура бюджета ЕС является преимуществом. Безопасность и предсказуемость являются предпосылкой для долгосрочных инвестиций. Однако опыт говорит о том, что крайне важно иметь больше возможностей для преодоления кризисов и непредвиденных событий. Это должно быть отражено в более гибкой структуре и большей части бюджета, оставшейся в виде нераспределенных средств.
Наименование организации должно соответствовать указанному в учредительных документах (свидетельстве о госрегистрации). При наличии вышестоящей организации ее наименование также указывается (его размещают выше наименования организации). Наименование обособленного структурного подразделения организации (филиала, представительства и т.д.) указывается в том случае, если оно является автором документа и располагается ниже наименования организации.
§ Упрощенные процедуры: гражданам не следует отчаиваться от подачи заявки на финансирование ЕС в результате чрезмерной бюрократии. Поэтому следует продолжать усилия по сокращению бюрократии и дальнейшему упрощению правил реализации. Переход к единому набору правил поможет достичь этой цели.
Необходимо обеспечить правильный баланс между стабильностью и гибкостью финансирования. Одним из факторов этого баланса является продолжительность финансовой структуры. Для предыдущих многолетних финансовых механизмов этот период почти всегда превышал 7 лет. В настоящее время минимальная продолжительность, установленная в договорах, составляет пять лет. Поэтому большинство государств-членов, регионов и заинтересованных сторон привыкли работать в этом цикле. Сокращение нынешнего 7-летнего периода в 5 лет приведет к снижению предсказуемости финансирования.
Утверждает Положение руководитель организации посредством грифа утверждения или издания приказа. Второй вариант обычно используется в тех случаях, когда требуются дополнительные указания и пояснения. В этом случае вместо УТВЕРЖДАЮ пишется УТВЕРЖДЕНО:
Положение о структурном подразделении в составе основного структурного подразделения утверждает руководитель основного структурного подразделения в случае, если такое полномочие определено его должностной инструкцией или в самом положении о возглавляемом им подразделении.
Это может быть проблемой в первую очередь для инвестиций, требующих больше времени. Учреждения могут оказаться в ситуации постоянных переговоров. Однако положительный эффект будет заключаться в том, что более короткая продолжительность также приведет к большей гибкости и облегчит адаптацию к непредвиденным событиям. Кроме того, пятилетний срок будет соответствовать мандатам Европейского парламента и Комиссии.
Существуют и другие способы удовлетворения гибкости. Опыт последних лет продемонстрировал ограниченность существующей структуры с точки зрения ее приспособляемости к неожиданным потребностям. Одна из причин этого заключается в том, что расходы строго зависят от определенных категорий и что перераспределение средств между бюджетными линиями - непростой процесс. Другая причина - большое количество различных программ и бюджетных линий, которые были созданы с течением времени. Это привело к появлению большого количества различных инструментов, которые часто перекрываются.
Дата при утверждении и подписании оформляется цифровым способом (00.00.0000).
Наименование структурного подразделения указывается с предлогом о (об), например «Положение об отделе кадров», «Положение о бухгалтерии».
Общие положения. Данный раздел включает в себя:
Место подразделения в структуре организации;
Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделения;
Механизмы, позволяющие быстро перенаправить финансирование на новые приоритеты или перейти от одного года к другому, обеспечивают некоторую гибкость. Однако существующей гибкости будет недостаточно для преодоления известных проблем и неожиданных будущих событий такого масштаба в нестабильной среде.
Один из вариантов будет частью средств в рамках каждой программы расходов, которые будут выделены, оставаясь нераспределенными и создающими резерв для непредвиденных событий. Кроме того, с созданием кризисного резерва, финансируемого за счет неиспользуемых средств за предыдущие годы, дополнительные возможности могут быть предоставлены для чрезвычайных обстоятельств, а улучшенный Фонд корректировки глобализации также может повысить гибкость. Это позволило бы Союзу активизировать поддержку структурных преобразований в регионах, затронутых последствиями глобализации и технологических изменений.
Подчиненность подразделения;
Руководство подразделением;
Основополагающие организационно-правовые документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности.
Подразделение может быть основным или вспомогательным, самостоятельным или входить в состав самостоятельного, более крупного структурного подразделения. При определении подчиненности подразделения следует руководствоваться организационной структурой управления организацией. В том случае если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, управления и т.п.).
Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения. Как правило, структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителями юридического лица или уполномоченного ими органа.
Кроме того, должен быть определен порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и каким документом оно оформляется.
Также указывается, кому подчиняется структурное подразделение, т.е. какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то Положение должно содержать наименование должности работника, которому функционально подчиняется это подразделение.
Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии - Инструкция по делопроизводству в организации), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии - Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»), которыми подразделение руководствуется в своей работе.
Если структурное подразделение разделено на структурные единицы, то в Положении необходимо отобразить его внутреннюю структуру и указать порядок ее формирования.
Если структурные единицы в составе подразделения созданы на постоянной основе, то необходимо решить вопрос о том, какой документ будет определять их статус и регламентировать их деятельность. Например, таким документом может быть положение о данном подразделении (в этом случае в тексте этого Положения следует указать, как распределяются функции между структурными единицами подразделения). Если же по деятельности этих структурных единиц будут разрабатываться отдельные положения, то в основном Положении необходимо определить порядок разработки и утверждения отдельных локальных нормативных актов.
В Положении определяется, от кого может исходить инициатива по изменению структуры подразделения, порядок ее оформления, должность лица, принимающего окончательное решение, а также последствия таких изменений.
В подразделе о руководстве подразделением указываются: должностное лицо, которое возглавляет данное структурное подразделение; порядок его назначения на должность.
Следует иметь в виду, что Положение одновременно может служить и должностной инструкцией для руководителя этого подразделения. В связи с этим в данном документе уместно указать квалификационные требования к руководителю, наличие и количество заместителей, порядок распределения между ними обязанностей. Также возможно вынести этот подраздел в отдельный основной раздел Положения - «Руководство» с более подробным изложением.
В Положении описываются условия работы подразделения (режим работы), если режим работы (рабочее время, время отдыха) в структурном подразделении отличается от установленного в правилах внутреннего трудового распорядка.
Основные задачи. В разделе перечисляются основные задачи, решаемые подразделением и определяющие основные направления деятельности подразделения.
Как правило, первые (одно или два) предложения, содержащиеся в квалификационной характеристике, с которых начинается описание должностных обязанностей руководителя соответствующего структурного подразделения, и формулируют основные задачи (направления деятельности) этого структурного подразделения.
При создании объединенных (близких по функциям) структурных подразделений (например, административно-хозяйственного отдела) задачи объединяются.
Если в состав подразделения входят структурные единицы, осуществляющие деятельность по нескольким направлениям, то задачи определяются подробно в соответствии с этими направлениями, на основании которых можно определить функции каждой структурной единицы.
Перечисление задач структурного подразделения необходимо начинать с главных и заканчивать второстепенными. Задачи должны быть сформулированы предельно точно и определенно. Кроме того, они должны быть решаемыми.
Функции. Функции определяются по каждой структурной единице, входящей в состав подразделения. Они должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности. В формулировке функций структурного подразделения должна прослеживаться четкая регламентация действий, направленных на выполнение поставленных задач. Содержание этого раздела может в полной мере основываться на квалификационной характеристике руководителя структурного подразделения организации.
Разрабатывая данный раздел Положения, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Функции должны быть сформулированы так, чтобы выделить конкретные действия, при выполнении которых решаются задачи, поставленные перед подразделением;
Функции должны быть изложены максимально полно;
Функции перечисляются, начиная с основных, затем - второстепенные;
Функции одного структурного подразделения не должны дублировать функции другого структурного подразделения;
Функции структурного подразделения должны быть увязаны с функциями тех подразделений, с которыми у подразделения существуют функциональные связи;
Функции должны поддаваться структурированию (т.е. разделению на должностные обязанности работников подразделения);
Функции должны быть сформулированы таким образом, чтобы была возможность оценить результаты деятельности подразделения;
Функции не должны выходить за пределы задач подразделения и должны корреспондировать с правомочиями и правами подразделения.
Когда перед структурным подразделением поставлено несколько задач, то функции следует группировать в соответствии с задачами.
При разработке положений о структурных подразделениях в каждой конкретной организации необходимо уточнение перечня функций, которые свойственны структурному подразделению в конкретных организационно-технических условиях.
Права. Права (примечание 6 ) предоставляются подразделению для обеспечения возможности выполнения им своих функций. В основном права подразделения реализует его руководитель. Однако их часть, а также ряд полномочий он может делегировать своим подчиненным. Если такая система предусматривается при создании структурного подразделения, то в Положении должен быть определен порядок передачи прав и наделения полномочиями рядовых сотрудников подразделения.
Взаимоотношения. Связи. В процессе функционирования структурного подразделения в организации между ним и другими подразделениями организации возникают функциональные отношения или устанавливаются служебные связи (схемы взаимодействия).
Данный раздел в основном отражает взаимоотношения подразделений на уровне информационных и документационных потоков, обусловленных функциональными особенностями подразделений.
Взаимоотношения между структурными подразделениями могут выражаться в совершении:
Совместных действий (например, совместная разработка документа). В этом случае конкретные подразделения выделяют работников для совместного выполнения определенных работ;
Встречных действий (например, хозяйственный отдел выделил другому подразделению необходимые товарно-материальные ценности. Встречным действием подразделения в данном случае является представление отчета об использовании товарно-материальных ценностей в хозяйственный отдел). Встречные действия обычно описываются по схеме «предоставление - получение» или «передача - получение» информации (устной и задокументированной) и материальных ценностей. Если связи устойчивые, то в этом же разделе по каждой связи можно определить периодичность и сроки предоставления и получения сведений, документов или ценностей;
Согласованных действий. В данном случае под согласованностью понимается и одновременное выполнение определенных действий несколькими подразделениями для достижения конечного результата, а также поочередное (поэтапное) выполнение действий несколькими подразделениями (сначала одно структурное подразделение совершает действие, затем второе и т.д.);
Односторонних действий (например, все структурные подразделения организации представляют в финансовый отдел отчеты о расходовании средств, выделенных на содержание подразделения).
Ответственность. Положение определяет ответственность руководителя этого структурного подразделения, поскольку именно он несет ответственность за надлежащее и своевременное выполнение возложенных на подразделение функций. Ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями. В Положении эту норму целесообразно зафиксировать.
В некоторых случаях положение об отдельных структурных подразделениях предусматривает коллективную ответственность подразделения (работников этого подразделения). Например, для бухгалтерии предусматривается коллективная ответственность за неразглашение информации конфиденциального характера.
Визы. Положение согласовывается с руководителями тех структурных подразделений, с которыми у данного подразделения установлены взаимоотношения (служебные связи), а также со следующими службами:
начальником юридического отдела - в части соответствия действующему законодательству;
начальником ООТиЗ и начальником отдела кадров - в части соответствия структуры требованиям штатной дисциплины;
начальником отдела охраны труда - в части соответствия требованиям охраны труда.
Проставление отметок о согласовании может производиться как внутри организации - при согласовании с различными подразделениями и должностными лицами (внутреннее согласование), так и вне ее - при согласовании с подчиненными и неподчиненными органами (внешнее согласование). Внутреннее согласование оформляется визами.
При необходимости оформления нескольких виз и отсутствии на документе свободного места допускается прилагать к нему отдельный лист согласования.
30.03.2007 г.
Алла Маслина, экономист
Примечание 1. Локальные нормативные акты - коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (ст.1 Трудового кодекса РБ).
Примечание 2. Разработчик и издатель ЕКСД - НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, структура справочника приведена в приложении.
Примечание 3. Функцию здесь целесообразно трактовать как свернутый процесс, подлежащий дальнейшей детализации на операционном уровне.
Примечание 4. В некоторых случаях перед разделом «Основные задачи» имеет смысл добавить раздел «Руководство» с подробным изложением обязанностей, прав руководителя подразделения, определением его персональной ответственности и т.д. Однако, как правило, этот раздел входит в качестве подраздела в состав раздела «Общие положения».
Примечание 5. Данный раздел включается в Положение, если должностная инструкция на руководителя структурного подразделения не разрабатывается.
Примечание 6. Под правом понимается свобода субъекта совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения по своей воле и по своему усмотрению при наличии конкретных условий или вне зависимости от каких-либо условий.
Предписать работникам совершать определенные действия можно путем определения их полномочий, т.е. закрепления и возможности, и обязательности совершать конкретные действия при вполне конкретных условиях.
Приложение Перечень |
||
Номер выпуска ЕКСД | Наименование выпуска ЕКСД | Дата утверждения и номер постановления Минтруда и соцзащиты РБ |
1 | Должности служащих для всех отраслей экономики | От 30.12.1999 № 159 |
2 | Должности служащих для всех отраслей промышленности | От 29.06.2005 № 75 |
3 | Должности служащих, занятых в электроэнергетике | От 01.10.1999 № 127 |
4 | Должности служащих, занятых в нефтедобывающей промышленности и транспортировке нефти и газа | От 22.08.2003 № 100 |
5 | Должности служащих, занятых в торфяной промышленности | От 25.06.1999 № 80 |
6 | Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке | От 30.12.1999 № 159 |
7 | Должности служащих, занятых в легкой промышленности | От 30.04.1999 № 52 |
8 | Должности служащих, занятых в пищевой промышленности | От 29.11.1999 № 149 |
9 | Должности служащих, занятых в сельском и рыбном хозяйствах | От 28.05.1999 № 69 |
10 | Должности служащих, занятых в лесном хозяйстве | От 29.10.1999 № 141 |
11 | Должности служащих, занятых на железнодорожном транспорте | От 31.08.2001 № 94 |
12 | Должности служащих, занятых на наземном городском электротранспорте (трамваи, троллейбусы) | От 26.09.2002 № 125 |
13 | Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте | От 05.11.2002 № 142 |
14 | Должности служащих, занятых на воздушном транспорте | От 21.05.2002 № 77 |
15 | Должности служащих, занятых на морском и внутреннем водном транспорте | От 26.12.2003 № 161 |
16 | Должности служащих, занятых в организациях связи | От 02.11.2000 № 143 |
17 | Должности служащих, занятых в строительстве | От 08.12.1997 № 112 |
18 | Должности служащих, занятых в торговле и общественном питании | От 30.07.1999 № 97 |
19 | Должности служащих, занятых в материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках | От 28.03.2002 № 50 |
20 | Должности служащих, занятых геологией, разведкой и разработкой месторождений полезных ископаемых | От 29.11.1999 № 149, 14.06.2006 № 68 |
21 | Должности служащих, занятых геодезией и картографией | От 30.12.1999 № 159 |
22 | Должности служащих, занятых гидрологией, метеорологией и радиационно-экологическим мониторингом | От 29.10.1999 № 141 |
23 | Должности служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве | От 26.05.2000 № 84 |
24 | Должности служащих, занятых в бытовом обслуживании | От 02.12.2002 № 149 |
25 | Должности служащих, занятых в здравоохранении, фармации и системе социальной защиты |
От 30.03.2004 № 32 (в редакции постановления от 27.12.2004 № 159) |
26 | Должности служащих, занятых в организациях физической культуры и спорта | От 26.05.2000 № 84 |
27 | Должности служащих, занятых в организациях туризма | От 02.12.2002 № 150 |
28 | Должности служащих, занятых в образовании | От 28.04.2001 № 53 |
29 | Должности служащих, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях | От 28.03.2002 № 49 |
30 | Должности служащих, занятых в культуре и искусстве | От 29.12.2001 № 25 |
31 | Должности служащих, занятых в организациях периодической печати | От 31.08.2000 № 120 |
32 | Должности служащих телевидения и радиовещания | От 28.07.2003 № 88 |
33 | Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием | От 30.12.1999 № 159 |
34 | Государственные должности государственных служащих | От 24.10.2003 № 135 |
35 | Должности служащих, занятых в системе медицинских судебных экспертиз | От 27.12.2004 № 159 |
От редакции: С 1 декабря 2007 г. в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 «Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2007 № 135 внесены изменения и дополнения.
С 1 декабря 2008 г. в постановление Министерства труда и социальной защиты РБ от 21.05.2002 № 77 «Об утверждении Квалификационного справочника «Должности служащих, занятых на воздушном транспорте» на основании постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 21.10.2008 № 144 внесены изменение и дополнение.
Положение о структурном подразделении(коллегиальном или совещательном органе) – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений и иных органов.
Положения о структурных подразделениях и иных органах можно классифицировать следующим образом:
· положения о структурных подразделениях;
· положения о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров, правление) и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);
· положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными . Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений, и на их основе разрабатываются индивидуальные положения.
Положение о подразделении имеет следующие разделы:
1 Общие положения.
2 Основные задачи (Цели и задачи).
3 Функции.
5 Руководство и структура подразделения.
6 Ответственность.
7 Финансирование, материально-техническое обеспечение (если необходимо).
8 Взаимоотношения с другими подразделениями.
В разделе «Общие положения» указываются полное точное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности (перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов), кем возглавляется и кому подчиняется (орган управления или должностное лицо, в распоряжении которого находится структурное подразделение), степень его самостоятельности, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» («Цели и задачи») в обобщенном виде формулируется главная цель деятельности структурного подразделения и его основные задачи (направления деятельности).
При формулировании целей необходимо чтобы цели были одного масштаба, необходимо избегать второстепенных и побочных целей, несвязанных или, еще хуже, противоположных, возможно указание декларативных (пока недостижимых) целей.
Задачи должны соответствовать целям. Каждой цели может соответствовать несколько непосредственных задач. Каждая задача может вести к достижению нескольких целей. Но не должно быть задачи, которая бы не вела хотя бы к одной из ранее поставленных целей, как и цели, для которой не нашлось хотя бы одной конкретной задачи.
В отличие от целей задачи должны быть достижимыми и измеряемыми. Выполнение поставленных задач должно быть измеряемо в штуках или рублях, тоннах или километрах в зависимости от специфики организации.
Раздел «Функции» – основной раздел положения, он должен включать всестороннюю характеристику деятельности структурного подразделения: подробный перечень всех функций, которые должны обеспечить решение основных задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
В разделе «Права» перечисляются права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных на него задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам Правительства, вышестоящих органов управления и документам, регламентирующим деятельность данной организации в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.
Раздел «Руководство и структура подразделения» описывает организацию работы структурного подразделения и обязанности руководителя:
· наименование должности руководителя подразделения, требования к уровню образования и стажу практической работы (квалификационные требования);
· замещение руководителя структурного подразделения в период его отсутствия;
· состав структурного подразделения;
· организационная структура подразделения (в виде схемы);
· организация деятельности подразделения и его работников руководителем (персональные права и обязанности руководителя). Как правило, указывают:
Функцию координации деятельности структурного подразделения, планирование его работы;
Контроль за работой сотрудников,
Совершенствование организационной структуры;
Участие в разработке нормативно-методического обеспечения;
Право устанавливать круг ответственности своих заместителей;
Право утверждать определенные документы;
Право издавать распоряжения по определенному кругу вопросов;
Право назначать и освобождать от занимаемых должностей работников подразделения (или представлять документы для этих процедур);
Применять меры поощрения и взыскания и т.д.;
В разделе «Ответственность » перечисляются основные позиции, по которым руководитель несет персональную ответственность за выполнение задач структурного подразделения, за состояние документации, ее соответствие требованиям правовых и нормативных документов, достоверность информации, ее утечку, организацию работы подразделения, работу с кадрами, а также за невыполнение задач, возложенных на руководителя данным Положением, а также устанавливаются виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих функций.
В разделе «Взаимоотношения с другими подразделениями» определяются взаимосвязи с другими подразделениями, возникающие в результате производственной, хозяйственной, управленческой деятельности, фиксируются информационные и документационные потоки подразделения – наименования документов создаваемых им, периодичность и сроки их представления, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями.
Положения о подразделениях разрабатывают по указанию руководителя организации и инициативе руководителей структурных подразделений.
Принципы управления при составлении Положений о структурных подразделениях:
1. Принцип декомпозиции. Полномочия организации, декомпозируются по подразделениям, полномочия подразделения – по группам, затем по сотрудникам. Распределение полномочий начинается с распределения функций (обязанностей), затем прав и ответственности.
2. Принцип разделения труда (специализации). Все виды работ, которые необходимо выполнять, группируются в относительно однородные группы таким образом, чтобы их эффективно могли выполнять сотрудники определенной квалификации.
3. Принцип баланса полномочий. В положениях необходимо обеспечивать баланс обязанностей, прав и ответственности, в том числе для сотрудников и подразделений, не подчиненных друг другу: если один имеет право требовать материалы, транспорт, информацию и т.п., то в обязанности другого должен входит пункт «по требованию такого-то предоставлять материалы…».
4. Принцип исключения работ. Ни один руководитель не должен выполнять те виды работ, которые могут выполнить его подчиненные. Этот принцип «постоянного делегирования» особенно важен для распределения полномочий внутри структурных подразделений, для определения задач начальника и подчиненных, т.е. при составлении должностных инструкций.
5. Принцип единоначалия. Каждый сотрудник, отдел, подразделение, организация получает задания только от одного руководителя, которому этот сотрудник и т.п. подчинен по административным вопросам. Однако в функциональных областях каждый сотрудник обязан выполнять требования соответствующих специалистов, т.е. гл. бухгалтера, гл. механика и т.п. (сочетание линейного и функционального руководства).
6. Принцип эмоциональной нейтральности. Система управления строится на основе требований к должностным обязанностям, а не к лицам, занимающим конкретные должности. Это позволяет обеспечить устойчивую работу системы управления путем замещения конкретных лиц, которые могут заболеть, уйти в отпуск и т.п.
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами документа являются наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой положения является дата утверждения документа, если в тексте не указана другая дата.
Положения подписывают должностные лица, являющиеся их непосредственными разработчиками (например, начальники структурных подразделений, заместители первого руководителя и др.), визирует положение юридическая служба (юрисконсульт), утверждает руководитель. Положение обретает юридическую силу с момента утверждения.
Изменения в положения о структурных подразделениях вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.