Кузнецова полномочный представитель президента. Основные функции уполномоченного по правам ребенка в рф
Родительские организации начали выражать недоверие уполномоченной по детям Кузнецовой
Последние заявления уполномоченной по правам ребенка при Президенте Анны Кузнецовой, свидетельствующей о ее проювенальной соглашательской позиции , окончательно подорвали ее легитимность в глазах родительских организаций. Сначала с критикой позиции Кузнецовой выступила глава комиссии по реформированию Семейного кодекса Совета Федерации Елена Мизулина, далее Ассоциация родительских комитетов и сообществ направила в адрес Президента страны письмо по сложившийся ситуации по изъятию детей из семей - а в четверг родительские организации начали покидать общественный совет при уполномоченном. РИА Катюша публикует заявление руководителя, пожалуй, крупнейшей родительской организации страны, «Родительское Всероссийское Сопротивление» Марии Мамиконян:
Госпожа Кузнецова!
Заявляю Вам о своем выходе из Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. К этому меня вынуждают Ваши заявления, Ваша позиция по важным вопросам семейной политики и необходимость для меня как общественного деятеля занять недвусмысленную и последовательную позицию в идущей острой борьбе за стратегию семейной политики России .
Когда Президент назначил Вас на этот пост, в обществе возникла надежда, что Вы займете бескомпромиссную позицию по отношению к той стратегии, которая под лозунгом защиты прав ребёнка разрушает российские семьи в корыстных частных интересах. Такая позиция требует мужества и нуждается в поддержке. Поэтому после Вашего назначения мы обещали Вам поддержку – но именно такой позиции.
Однако Ваша деятельность на новом посту обманула ожидания общества и всех, кто особенно обеспокоен формирующимися опасными тенденциями в семейной политике РФ. К настоящему моменту стало очевидно, что Ваши взгляды на семейную политику и представления «Родительского Всероссийского Сопротивления» категорически расходятся.
Сначала Вы сформировали при себе Общественный совет, в который были собраны и те, кто защищает семьи, и те, от кого их приходится защищать – те, чей бизнес-интерес завязан на выявление семейного «неблагополучия» и дальнейшее устройство новых «социальных сирот» при живых родителях либо – на «сопровождение» семей, что тоже дает простор фантазии и предприимчивости. Такое «впрягание в одну телегу» несовместимых лиц, отражающих совершенно разные позиции, сразу показало, что у Вас нет внятной позиции в сфере семейной политики и Вы не имеете четкого понимания, что есть добро в этой области, а что – зло.
Ваша дружба с теми, кто организует вмешательство в российские семьи и отобрание детей сослужила Вам плохую службу: вы не смогли в назначенный Президентом срок представить ему внятный отчёт о том, что происходит с отобраниями детей. Вы обратились не к опыту родительской общественности, которая давно «в теме», а к людям, которые не знают, что проверять, и обращаются за данными как раз к тем, кто и производит отобрания. Пытаясь Вам помочь выполнить Поручение Президента, мы разработали и направили Вам методику сбора данных, необходимых для последующего анализа в центре. («Большая стирка, или Как выполнить поручение Путина без профанации»). Однако Вы предложенную методику даже не довели до рабочих групп, в результате чего мы видели на Вашем сайте лишь бодрые рапорты о том, что в стране всё спокойно.
Но в стране не спокойно! Практика отобраний детей в России уже укоренилась и широко распространена. И не надо говорить, что эти случаи единичны! Только ощущение безнаказанности и привычность вторжения в семьи позволяет органам опеки и ПДН творить такой беспредел при отобрании детей!
Также показательно, что Вы постоянно и настойчиво высказываетесь за всемерную поддержку сектора замещающих семей и демонстративно уклоняетесь от внятных оценок внедрения «бэби-боксов» – циничного инструмента добычи детей для этого сектора.
Очевидно, что Вы совсем не понимаете, что такое «ювенальная юстиция » западного образца, какую роль в ней играют интересы добычи детей для рынка устройства их в частные руки, не понимаете, каково участие в этом силовых структур.
Вы развиваете систему приемных семей, создающую спрос на вмешательство в родные семьи и отобрание детей - в пользу материально мотивированного «платного родительства», где на ребенка получают в десятки раз больше денег, чем рядовые малообеспеченные семьи, то есть Вы помогаете тем, чья странная привилегия - воспитывать детей и больше нигде не работать - строится на чужих несчастьях и уже становится раковой опухолью бюджета России и регионов. Вас не останавливают на этом пути даже последние резонансные случаи, показывающие, что чужие дети стали для многих бизнесом, и что патология «рыночного» отношения к детям закономерно оборачивается тяжелыми психическими патологиями и зачастую гибелью детей.
Сейчас очевидно, что Вы совершенно не разделяете получившие поддержку Президента России представления «Родительского Всероссийского Сопротивления» о необходимости ликвидировать рынок детей в России, который очевидным образом создает спрос на вмешательство в родные семьи.
Вы также не разделяете нашу уверенность в необходимости максимально отстранить опеку от родной семьи. Наоборот, Вы идете на поводу у беззакония опеки, призывая разрабатывать «порядок возврата в семью» без суда отобранных детей!
Рассматривая проблему с отобраниями детей, Вы прячетесь за оценки прокуратуры, которая, по Вашим словам, считает, что нарушения при отобрании детей единичны. Но ведь Президент спрашивал Вас – независимого правозащитника, а не прокуратуру! – потому что для любого неангажированного человека, сталкивавшегося с проблемой, постыдная позиция прокуратуры в вопросах отобрания детей более чем очевидна.
Даже в известных всей стране резонансных (единичных ли?) случаях мы не видим привлеченных к ответственности должностных лиц. Несмотря на многочисленность случаев отобрания детей за то, что «семья была в социально-опасном положении», или просто уже за то, что «ребёнок был без законных представителей» (то есть под присмотром родственников или знакомых), мы не видим ни протестов прокуратуры, ни возбужденных дел о превышении полномочий. Так при чем тут прокуратура? И кого Вы защищаете – детей и семьи или чиновников, использующих свое положение во вред российским семьям и в своих корыстных интересах?
При такой диаметральной противоположности взглядов я не вижу для себя возможным принимать участие в «работе» в Вашем Общественном совете.
Время требует предельной отчетливости. Если мы проиграем борьбу за семейную стратегию, если семейная
— должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?
Права ребенка в РФ: общие и особенные
Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.
При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны .
Особые права несовершеннолетних детей в России
Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:
Не знаете свои права?
Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.
Защита прав ребенка в России
Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.
Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.
Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:
- Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
- Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
- Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).
Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.
Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.
Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ
Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.
Уполномоченный по правам ребенка (УППР) – должностное лицо, которое прежде всего руководствуется интересами детей и при необходимости принимает меры, защищая права ребенка. Данная должность существует более чем в шестидесяти странах мира.
Кто же такой уполномоченный по правах человека и ребенка, какие обязанности на него возложены и как к нему обратиться обычным гражданам? Куда обращаться гражданам, если права несовершеннолетнего были нарушены, как написать обращение и где найти адрес комитета?
Какими правами обладает каждый ребенок?
С рождения дети становятся гражданами Российской Федерации и имеют определенные права. В силу возраста маленькие граждане не могут защитить и обеспечить себя самостоятельно, ответственность лежит на их родителях и законных представителях. Законодательные акты, направленные на защиту несовершеннолетнего: Конституция России, федеральные законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», статьи Семейного кодекса, международная «Конвенция о правах ребенка» (рекомендуем прочитать: ).
Детьми считаются лица, которые не достигли совершеннолетия. Помимо основных прав граждан РФ законодательством предусмотрен ряд особых «детских» прав. Права, которыми владеет ребенок с момента рождения, представлены в таблице.
Кто защищает права несовершеннолетних в РФ?
Защита детских интересов в первую очередь возложена на родителей. Если матери с отцом у малыша нет или они не выполняют свои родительские обязанности, его интересы защищают:
Помимо комитета и прочих указанных структур особая роль отведена уполномоченному. При этом УППР определяется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Должностное лицо выбирает и назначает президент. Первым стал Алексей Головань, в 2009 году был назначен Павел Астахов. В сентябре 2016 года Астахова заменила Анна Кузнецова.
Главный омбудсмен страны
На национальном уровне интересы ребенка представляет уполномоченный при Президенте России. УППР – независимое должностное лицо, обладающее большими возможностями. Впервые институт защитника официально был создан 1977 году в Швеции, а в 1989 году после принятия конвенции ООН уполномоченные по охране прав человека и ребенка появились в большинстве демократических стран (рекомендуем прочитать: ).
В России новости о должности появились сравнительно недавно. Почти 7 лет ее занимал известный адвокат Павел Астахов, который был освобожден от должности после беседы с В. В. Путиным и подачи заявления об отставке. Сейчас вместо Астахова правозащитной деятельностью в отношении несовершеннолетних на государственном уровне занимается Анна Кузнецова.
Деятельность детского защитника обеспечивается Общественной палатой Российской Федерации, он не подчиняется Кабинету министров и иным госструктурам. Обращаться к нему следует, если права ребенка нарушены, а комитет (комиссия) по делам несовершеннолетних и иные структуры проявили халатность, не смогли защитить его интересы.
Общественные и государственные организации
При нарушении прав ребенка, возникновении угрозы его здоровью или жизни как должностные лица, так и обычные граждане обязаны известить орган опеки, который примет соответствующие меры для защиты прав ребенка. Деятельность органа опеки и попечительства заключается в следующем:
- осуществление опеки над ребенком, который в этом нуждается;
- проверка законности сделок с имуществом, затрагивающих интересы несовершеннолетних;
- подбор и подготовка претендентов, желающих усыновить малыша или стать опекуном.
Девочка или мальчик имеет право и самостоятельно обратиться в орган попечительства, а по достижении четырнадцатилетнего возраста и в судебную инстанцию.
Защитой прав несовершеннолетних граждан занимается не один лишь орган опеки и попечительства, это забота общества в целом. Права ребенка охраняются следующими организациями:
- судебными органами и прокуратурой, которые защищают маленьких граждан в соответствии с правовыми актами;
- комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних;
- центрами социальной реабилитации подростков;
- общественными организациями.
Особенности назначения уполномоченного по правам ребенка В России
Впервые омбудсмен в России был назначен в 2009 году. Как назначение, так и снятие лица с занимаемой должности осуществляется лично Президентом (как был назначен и освобожден П. Астахов).
Также омбудсмены избираются главами регионов на местах. При этом каждый из субъектов федерации вправе принять закон о деятельности регионального представителя детских интересов. Однако не в каждой области детский правозащитник был избран. Должностные лица в регионах не зависят от главного уполномоченного по правам человека и ребенка, но фактически являются его подчиненными.
Порядок избрания и правовой статус представителей на региональном уровне различен. Зачастую данную должность относят к органу исполнительной власти. В областях, где омбудсмены появились недавно, претендент на должность утверждается после согласования с законодательным органом. В таком случае защитники обладают парламентским статусом. Благодаря этому должностные лица имеют большую независимость, что положительно влияет на результаты их деятельности.
Цели и задачи, права и полномочия детского правозащитника
Приоритетной задачей омбудсмена является защита прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с законодательными нормами, в особенности сирот и детей, которые остались без родительского попечения или оказавшихся в трудном положении (подробнее в статье: ). При этом УППР не вправе вынести решение относительно вопроса проживания ребенка. В соответствии с законодательством основными обязанностями и задачами являются:
Омбудсмен имеет широкие полномочия. Они перечислены в Указе Президента «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Как обратиться к уполномоченному при Президенте по правам ребенка?
Право на обращение граждан к УППР подтверждено статьей 33 Конституции России. Сообщить омбудсмену о нарушении прав в отношении несовершеннолетнего лица можно несколькими способами.
- Беседа на тему «Лето» в старшей группе в детском саду Летние занятия с детьми в детском саду
- Разъяснения минфина по налогу на имущество физлиц Законченные строительством объекты
- Применение понижающих тарифов на страховые взносы
- Франческо Петрарка: биография, основные даты и события, творчество Франческо Петрарка: биография