Часть 1 статья 11 конституции рф. Государственная власть в субъектах рф
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» .
Таким образом, государство, как правило, будет иметь возможность заключать международные договоры, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами и единственно с возможностью быть юридически ответственными. В случае с кантонами Швейцарии, если вы предусмотрели возможность заключения международных договоров с другими государствами в областях, представляющих интерес для этого кантона.
Иммунитет государства и его органов. Чтобы говорить об иммунитете государства, необходимо рассмотреть возможность того, что государство должно подчиняться судам другого государства при осуществлении деятельности в других государствах. В этих случаях иммунитет государства означает, что он не будет подчиняться судам другого государства, то есть национальные суды какого-либо государства не смогут судить иностранное государство. Эта идея является следствием равенства суверенитета государств.
Согласно статье 12 Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3). Первичными структурными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых на постоянной профессиональной основе работают государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а в выборных органах и учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и другие.
Основой иммунитета является принцип суверенного равенства государств, если только не имеется согласия. Государство или его жители не могут подвергаться принудительным мерам судами или административными органами другого государства.
- Юрисдикция Государство не может быть судимо судами другого государства.
- Исполнение.
4). Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав государственного механизма входят вещественные придатки (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных элементов, каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних.
Невосприимчивость государства прежде всего регулируется обычными законами, которые производятся главным образом из национальных законов и судебной практики национальных судов, то есть нет большого соглашения, которое регулирует этот вопрос только в рамках закона. Конвенция об иммунитете государств.
В этом отношении есть два доктрины: абсолютного иммунитета и ограниченного иммунитета. Абсолютный иммунитет Государство может претендовать на иммунитет при любых обстоятельствах, включая гражданские или коммерческие дела. Это позиция, в основном защищенная американскими судами и Великобританией, а также бывшими социалистическими государствами. Ограниченный иммунитет Существует ряд актов, в которых государство будет требовать иммунитет, как правило, действия общественного характера; и в других случаях, когда он не сможет требовать иммунитета, то есть это означает разделение актов государства. Это является следствием прежде всего интервенционизма государства в экономической деятельности, поскольку государство будет осуществлять определенные виды деятельности, как если бы оно было частным лицом, с которым не представляется логичным, что в этом случае он претендует на иммунитет. Сегодняшнее преобладание ограниченного иммунитета.
Объединив, все признаки государственного механизма мы получим его определение. «Механизмом государства является специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства» .
Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма
Кроме того, североамериканские и английские суды выбрали эту позицию, потому что их граждане также пострадали, когда установили отношения с социалистическим государством. Таким образом, независимо от того, была ли эта деятельность открытой или частной, они приняли ограниченный иммунитет.
Эта доктрина ограниченного иммунитета означает разделение деятельности государства на две категории: один из актов, достойных иммунитета, и другой, когда государство не сможет претендовать на иммунитет. Одним из последствий этой доктрины является установление критериев, чтобы выяснить, может ли государство претендовать на иммунитет или не может претендовать на него. Теперь мы должны знать, когда деятельность государства может вписаться в одну категорию.
Выше уже был упомянут принцип разделения власти, основополагающий для современной организации государственного механизма. Однако, это только один из принципов. В этом разделе будет рассмотрен еще ряд принципов (руководящих идей, начал), лежащих в основе организации и деятельности механизма государства.
В различных исторических условиях в основе организации государственного механизма лежат различные руководящие начала. В настоящее время деятельность государственных органов современных государств строится на принципах: гуманизма, демократизма, гласности, законности, централизма, разделения власти, национального равноправия. Теперь следует раскрыть каждый из этих принципов.
Но государственные администрации всегда преследуют в своих действиях публичные цели, более или менее узнаваемые как таковые. Поэтому этот критерий не может быть окончательным. Однако этот критерий, пожалуй, тот, который наилучшим образом соответствует различию, но нет окончательного критерия того, что будет зависеть от судов государств, поскольку иммунитет будет применяться государствами и, судя по часть судов этого государства, которая должна оценить, какой тип действия сделал это государство, которое будет определять критерии для каждого случая.
1). Гуманизм. Этот принцип означает признание ценности человека как личности, и приоритет его интересов в государственной деятельности. Сейчас это один из главных принципов организации и деятельности государственного механизма, закрепленный в конституциях многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» . «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти» .
Что касается испанской практики, то это довольно мало. Если обратиться к судебной практике испанских судов, мы можем сказать, что они, похоже, предпочитают тезис о ограниченном иммунитете. Иммунитет государства будет распространен на правительство, а также на высшие органы Администратора. В связи с этим они создают проблемы в организациях промежуточного характера, поскольку они осуществляют деятельность публичного характера, но также коммерческого характера, например, например. Центральными банками, для которых необходимо разграничить два вида деятельности.
2). Демократизм. Содержание этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).
До сих пор мы видели иммунитет от юрисдикции, но иммунитет также является исполнением, то есть он также распространяется на возможность того, что суды другой страны могут применять меры применения судебных систем и меры предосторожности, связанные с приостановлением определенного наказания.
Этот иммунитет от исполнения гораздо шире, чем юрисдикция, поскольку он оказывает большее влияние, если государство лишается имущества или приговорено к приговору. Поэтому, даже если государство уходит в отставку или подчиняется судам другого государства, это не означает отказ от иммунитета от исполнения.
3). Гласность. Достаточная информированность общества о деятельности государственных органов просто необходима для достижения реального народовластия. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.
Однако, когда дело доходит до утверждения иммунитета от принудительного исполнения, необходимо дифференцировать виды активов, поскольку не все они подпадают под юрисдикцию государства, но будут зависеть от их использования для осуществления общественной деятельности.
Суда, принадлежащие государству, а не военным и государственным самолетам; это будет зависеть от того, предназначены ли они для развития общественных функций или коммерческого характера. Товары дипломатических или консульских представительств или военных кораблей. . Однако бывают случаи, когда политические изменения, произведенные нерегулярно, т.е. против конституционных норм этого государства, будут вызывать международные последствия, которые будут выявлены благодаря признанию правительств. в соответствии с которыми государство решает продолжать поддерживать или не поддерживать дипломатические отношения с новым правительством, возникшим в этом нерегулярном порядке.
Так, в российской Конституции закреплено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» . Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.
Именно дипломатические отношения обеспечивают полноту правовых отношений между двумя государствами, так что отсутствие дипломатических отношений не означает определенных ограничений в отношениях между двумя государствами в дополнение к рекламным последствиям этой меры.
Признание правительств является свободным и добровольным актом государства, поэтому на решение будут в первую очередь влиять соображения политического характера, с тем чтобы сегодня не было требований, которые правительство должно выполнить, чтобы их признали таковыми. поэтому они будут доминировать над политическим характером и поэтому не могут быть установлены юридическое обязательство признать конкретное правительство или юридическое обязательство не признавать.
4). Законность. Вся деятельность государственных органов регулируется правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация и составляет содержание этого принципа. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» .
Во многих случаях признание государства связано с признанием правительства, поскольку, когда государство признается, правительство неявно признается. Следует отметить, что, говоря о признании правительств, соблюдались два критерия. Эффективность. Во-первых, будет признано некоторое эффективное и стабильное правительство, то есть эффективное выполнение государственных обязательств независимо от регулярного или нерегулярного характера этих реалий.
Этот критерий легитимности будет направлен на то, чтобы подчеркнуть регулярное или нерегулярное происхождение правительств, с тем чтобы возникающие нерегулярно не были признаны, даже если они были эффективными. Это возникло с идеей сдерживания этих изменений, которые происходят нерегулярно и обычно насильственно.
5). Централизм. Государственный механизм имеет иерархическую структуру, где нижестоящие органы выполняют решения вышестоящих органов и регулярно отчитываются перед ними. Государственные органы могут иметь подчинения или только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.
Они выступают за различные механизмы, с помощью которых проявляется их отказ. Признание может быть выражено через проявление явной воли государства или недвусмысленно вычитается из простого факта, что государство решает вывести своих дипломатических представителей из этого другого государства.
С другой стороны, между де-факто признанием и де-юре было проведено различие. Новое правительство часто признается до того, как оно окончательно обосновалось в стране. Территориальные изменения. Что происходит с уровнями и обязательствами государств при территориальном изменении?
6). Разделение власти. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного механизма в современных конституционных государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическая его реализация с периодом буржуазных революций.
Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как, в таком случае, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения власти выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» . «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия» . Более подробно о всех трех ветвях государственной власти будет рассказано далее.
Предыдущий статус: существовавшее ранее состояние, которое может исчезнуть или не исчезнуть. Государства-правопреемники: Новые государства. . Будут ли государства-преемники брать на себя обязательства предыдущего государства? Любое изменение, выдвинутое против принципа запрета на применение силы, является нулевым. Это также было признано на практике. Он заявил, что аннексия Ирака в Кувейте является нулевой.
Какие территориальные изменения приведут к возникновению вопросов правопреемства? Частичная правопреемство: аннексирование части территории какого-либо государства другим государством. Объединение государств: два государства, которые присоединяются. Поглощение: личность одного из двух государств, которые сливаются, сохраняется, а другая теряет свою собственную правосубъектность и включена в другое государство. Они исчезают, и появляется новая идентичность с новой правосубъектностью. . Сецессия: часть территории государства отделена от нее и становится новым государством.
7). Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков. «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» . «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков» . «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения»3.
Расчленение: предыдущее государство исчезает, и на его территории создаются новые государства, которые займут свое место. Государства недавней независимости: изменение подразумевает доступ к независимости территории, которая до тех пор подчинялась колониальному господству.
Правопреемство государств регулируется обычными правилами, но оно кодифицировано. Это не мешает государствам быть в состоянии предвидеть конкретные конкретные и конкретные решения для решения проблемы правопреемства. Все государства, которые вышли из бывшей Югославии, были преемниками новой юридической личности. Проблемы правопреемства будут регулироваться Венскими конвенциями «78 и 83».
Глава 3. Структура механизма государства
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Эта структура изменчива и во многом зависит от формы и типа правления, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. На протяжении многих веков государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли: военное ведомство, ведомства внутренних дел, международных дел и финансов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, организованных и действующих на основе принципа разделения власти, о котором уже было упомянуто выше. Таким образом, под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, структурных элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь между собой.
Структура механизма государства включает в себя:
1). Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.д.);
2). Государственные организации – это такие подразделения государственного механизма (его «вещественные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие.);
3). Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие);
4). Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые так же не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих.);
5). Государственные служащие (чиновники) – лица, специально занимающиеся управлением.
Как уже было сказано выше, все структурные части государственного механизма создаются на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.
3.1. Органы законодательной власти
Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент» (от французского parler – говорить). В Канаде, Индии, Италии, Англии термин «парламент» является именем собственным законодательного органа, в других странах он называется иначе, например, Федеральное собрание в России, Австрии; Конгресс в США; Генеральные кортесы в Испании, Генеральные штаты в Нидерландах; Кнессет в Израиле и так далее. Расцвет парламентаризма приходится на первые этапы развития буржуазного государства. Именно в это время утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т.д. Все это получило выражение в обобщенном принципе парламентаризма. В демократических странах парламент выражает интересы различных политических сил, является местом поиска компромиссов.
Парламенты в большинстве стран мира имеют двухпалатную структуру и состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит противовесом нижней, «фильтром» на пути принятия важнейших государственных решений. Членов нижней палаты, как правило, именуют депутатами, а верхней палаты – сенаторами.
Общее число членов парламента в различных государствах разное. Самый многочисленный парламент в мире – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает 3000 членов. Обычно палаты парламента состоят из нескольких сотен членов. В США – 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей ; в Италии – 315 сенаторов и 630 депутатов ; в России – 172 (на данный момент) члена Совета федерации и 450 депутатов Государственной думы .
Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата (документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, например, депутатский мандат), установленного в том или ином государстве, – императивного или свободного. При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные пожелания избирателей. Императивный мандат означает, что депутат считается юридически ответственным перед теми, кто его избрал и, если избиратели полагают, что депутат плохо выполняет их поручения, они могут досрочно отозвать его.
В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.
3.2. Органы исполнительной власти
Самой крупной структурной частью любого государственного механизма являются органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти. Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.
Она предназначена для исполнения законов, принятых законодательной ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.
Собирательное название органов исполнительной власти – правительство, оно также в различных государствах имеет различное название (наиболее распространенные – кабинет министров или совет министров). Например, в Финляндии – Государственный совет, а в Швейцарии – Федеральный совет.
Главой исполнительной власти может быть монарх, президент, премьер-министр – глава правительства, в зависимости от типа и формы государственного правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом или коллегией выборщиков, как в США; или парламентом, или иными органами. Члены правительства назначаются монархом, президентом или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства участвуют и президент (монарх), и парламент.
Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти относительна, а не абсолютна. В силу своего статуса глава государства как раз и призван обеспечить согласованное функционирование этих органов в интересах решения общегосударственных задач. Глава государства обеспечивает необходимую координацию деятельности органов различных ветвей власти.
Монарх в силу конституционных норм или традиций, сложившихся в данном государстве имеет ряд правомочий в отношении парламента: созыв сессии; роспуск парламента (как правило, нижней палаты); назначение членов верхней палаты (там, где это принято); утверждение и опубликование законов. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами государства, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.
В большинстве современных государств его главой является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное вето), представлять его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентских и президентских республиках полномочия и роль президента не одинаковы. В парламентских президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах осуществляется по инициативе парламента, хотя и оформляется указом президента. А для формирования правительства требуется согласие парламента.
В президентских же республиках президент – центральная фигура во всем государственном механизме. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент по общему правилу, обладает правом законодательной инициативы, имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.
Так же существуют государства со смешанным типом управления, при котором элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Обычно в республиках смешанного типа президент избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями; правительство формируется парламентским путем и политически ответственно перед президентом и перед парламентом.
Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом» .
Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители ведомств.
Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» . Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. По партийному составу различают: однопартийные, многопартийные, коалиционные, беспартийные правительства.
В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а так же правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.
В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Эти органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.
Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.
3.3. Судебная власть
Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством государства. А в странах, в которых судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.
Судебная власть принадлежит суду, а не судебным учреждениям, которые во многих странах включают в себя помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров.
Основными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, но в действительности закон устанавливает предельный возраст пребывания судьи в должности. В Англии – 72 года, высших судов – 75 лет; в Японии – 65 лет; в России – 70 лет; в других государствах возрастной ценз варьируется в пределах 65 –70 лет.
К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется большое количество других требований, в том числе и возрастные. Например, в России судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции – 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» . «Судьи независимы и подчиняются только закону» .
Рассмотрение дел в судебном заседании осуществляется на основе ряда принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а так же международных актах, относящихся к защите прав человека. Такими принципами являются:
1). Независимость суда и подчинение его только закону.
2). Свобода допуска к правосудию. Этот принцип означает, что любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов, причем какие-либо ограничения тут не допускаются.
3). Коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично.
4). Возможность обжалования судебного решения в другой суд.
5). Ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба, нанесенного потерпевшему).
6). Язык судопроизводства.
Результатом судебного процесса является судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым оно адресовано, обязаны его выполнить.
Глава 4. Орган государства. Понятие, признаки, виды 4.1. Понятие и признаки государственного органа
Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа. Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.
«Орган государства – это первичный элемент структуры государственного механизма, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями» .
Поясним данное определение, указав на характерные признаки государственного органа.
1). Государственный орган является первичной структурной частью единого государственного механизма, занимает в этой структуре определенное место и взаимосвязан с другими частями механизма.
2). Государственный орган может иметь внутреннюю структуру и состоять из функциональных подразделений, объединенных едиными целями, и созданных для их достижения.
3). Следующим важнейшим признаком государственного органа является наличие у него государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Его компетенция определяется задачами и функциями, которые он решает и выполняет. Порядок формирования и компетенция государственного органа регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Однако, при реализации своей компетенции, государственный орган не может выходить за ее пределы.
4). Государственно-властные полномочия органа государства заключаются в возможности издания обязательных к исполнению правовых актов – нормативных или правоприменительных. Выполнение решений государственного органа осуществляется различными методами, в том числе и методом принуждения.
5). Государственный орган активно участвует в осуществлении государственных функций, используя для этого соответствующие формы и методы.
4.2. Виды государственных органов
В связи с многообразием различных государственных органов их можно классифицировать, но не только на основе принципа разделения государственной власти, а и по другим основаниям.
1). По способу возникновения – первичные и производные. Особенность первичных органов заключается в том, что они не создаются каким-либо другим государственным органом, а, либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права в установленном порядке (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). А производные органы образуются первичными органами и от них уже получают властные полномочия. К производным государственным органам можно отнести исполнительно-распорядительные органы, военные ведомства, органы прокуратуры и т.д.
2). По объему властных полномочий – высшие и местные. Однако не все местные органы являются государственными, например, таковыми не являются органы местного самоуправления. Высшие органы государственной власти реализуют свои властные полномочия на всей территории государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. А местные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в административно-территориальных единицах (уездах, округах, коммунах, графствах, провинциях и др.)
3). По широте компетенции – общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать наиболее широкий круг вопросов. Органы же специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении одной функции, одного вида деятельности (министерства).
4). По способу формирования – выборные и назначаемые. В демократических государствах преобладают выборные органы.
5). По особенностям деятельности и порядку принятия решений – коллегиальные и единоличные. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов (простым, абсолютным, квалифицированным или взвешенным), например Федеральное собрание РФ, а в единоличных органах решение принимаются единолично руководителем, например Президентом РФ.
6). По времени функционирования – постоянные и временные. Постоянных органов в государственном механизме большинство, поскольку, он рассчитан на функционирование в нормальных условиях. Временные же органы создаются либо для деятельности в чрезвычайных условиях, либо для осуществления крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение. (Классификация государственных органов по различным основаниям представлена на схеме в приложении).
Таким образом, государственная власть, задачи и функции государства осуществляются посредством его механизма, одним из принципов формирования и деятельности которого является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования структуры и деятельности его механизма, установления реального социального контроля за его функционированием.
Заключение
Большое внимание в данной работе уделено соотнесению двух, как казалось бы, равных понятий «механизм» и «аппарат» государства, однако мы выяснили, что «аппарат государства» входит в «государственный механизм», однако, каждый волен выбрать и другую точку зрения по этому вопросу.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц, которые в совокупности образуют государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией.
Органы государства так же обладают характерными признаками, которые позволяют отличать их от других органов. Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство, а так же и процесс усложнения общественных отношений.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение власти, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.
Так, разделение власти между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.
Список литературы
1). Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004.
2). Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.
3). Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003
4). Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. – С. 315-365.
5). Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Спарк, 2000. – С. 82 –96.
6). Окуньков Л.А., к. ю. н., Президент и Правительство (в механизме государственной власти), «Журнал российского права», 2001, N 2
7). Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. - М.: Прогресс, 1991.
8). Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2006 – С. 565-585.
9). Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – С. 84-96
10). Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.
11). Энциклопедический словарь «Конституционное право России»: Общ. ред. д. ю. н., проф. Червонюка В.И. – М.: Юридическая литература, 2002.
12). http://constitution.garant.ru/
13). http://www.allpravo
Официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные...
Его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления. Структура механизма государства, понятие государственного органа Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии...
Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетания вышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход к изучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятие государственного механизма как динамичной, функционирующей системы государственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывной связи с деятельностью его элементов, с...
Законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.). Первая группа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при...
Правительство РФ
Информация о деятельности Правительства РФ - исполнительной ветви государственной власти - размещается на официальном сайте: government.ru (копия на: правительство.рф/). Здесь содержится база нормативных и распорядительных актов Правительства РФ (постановлений и распоряжений), информация о повестке дня предстоящих заседаний, а также о федеральных органах исполнительной власти РФ и деятельности правительственных комиссий. С апреля 2009 г. действует Положение "О законопроектной
Рис. 2.3.
деятельности Правительства Российской Федерации"1, которое подробно регулирует вопросы планирования законопроектной деятельности, образования и деятельности рабочих групп по подготовке законопроектов, внесения законопроектов в Правительство, а также подготовке проектов НПА для реализации принимаемых Парламентом законов. В разделах сайта (внизу главной страницы) "ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ" и "ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАН" можно узнать, как обратиться в Правительство, записаться на личный прием, узнать судьбу отправленного по почте или через Интернет письма, а также посмотреть ежемесячные обзоры обращений в Правительство.
На специальном сайте, освещающем деятельность Председателя Правительства РФ (premier.gov.ru), представлен большой объем информации общественно-политического характера, которая позволяет анализировать тенденции развития законодательства.
Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 78) осуществление полномочий федеральных органов власти на всей территории РФ2. Постоянно обновляемая информация о таких органах (министерствах, службах и агентствах), со ссылками на их официальные сайты в сети Интернет расположена на сайте Правительства РФ в разделе "ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ".
Государственная власть в субъектах РФ
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 83 субъекта: республики, края, области, два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Всегда актуальные данные по субъектам - площадь, население, административные центры, данные Росстата - можно проверить на интерактивной карте "РОССИЯ В ЦИФРАХ" на сайте Правительства (внизу слева): Ъщ>://мум/. government.ru . Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Законодательный орган субъекта РФ может называться по-разному. Например, "законодательное собрание", "парламент", "государственный совет", "законодательная дума"; используются также национальные наименования: "Народный Хурал Республики Бурятия", "Государственное собрание - Курултай Республики Башкортостан", "Великий Хурал Республики Тыва". Законодательный орган государственной власти избирается населением соответствующего субъекта.
Как правило, законодательные органы субъектов РФ имеют свои официальные сайты. Например, на официальном сайте Московской городской Думы (Мосгордума) (duma.mos.ru) содержится информация о планах рассмотрения Мосгордумой законопроектов, тексты внесенных законопроектов, повестки дня заседаний Мосгордумы и ее комиссий. Ссылки на официальные ресурсы госорганов субъектов Федерации обновляются на сервере "Официальная Россия": gov.ru.
Информацию о высшем должностном лице субъекта РФ можно получить через сайт законодательного органа соответствующего субъекта. Название должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Так, высшее должностное лицо может именоваться губернатором (в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ), главой администрации (Липецкая область), главой республики (Республика Коми, Республика Карелия), мэром (Москва).
28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон № 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"". Вносимое изменение дополнило закон требованием, согласно которому наименование должностей глав регионов не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента РФ. До 1 января 2015 г. устанавливается переходный период, в течение которого конституции (уставы) регионов должны быть приведены в соответствие с указанным законом.
Исполнительный орган субъекта РФ - это высший исполнительный орган ("администрация" или "правительство"), а также министерства, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы. Их структуру определяет высшее должностное лицо субъекта РФ. Информация о системе исполнительной власти того или иного субъекта содержится в его конституции (уставе). Информацию о деятельности госорганов субъектов РФ можно получить на их официальных сайтах. Например, на официальном сайте Правительства Москвы (mos.ru) размещена информация о структуре и деятельности Правительства Москвы, отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, тексты нормативных актов, регламентирующих деятельность органов власти Москвы, а также нормативные акты по отдельным темам (строительство и архитектура, экология, социальная защита, городское хозяйство и т.д.).
Местное самоуправление
На территории каждого субъекта РФ образованы и действуют органы местного самоуправления. Разграничение предметов ведения и полномочий между местными и государственными властями осуществляется федеральными и региональными законами. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты подлежат исполнению на всей территории соответствующего муниципального образования и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Стремясь к информационной прозрачности, муниципальные образования поддерживают интернет-ресурсы, на которых можно найти акты, вынесенные на обсуждение общественности (например, по проектам генеральных планов строительства и реконструкции, установлению публичных сервитутов), заключения о результатах публичных слушаний и другие материалы.