Ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению. Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)
Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:
-
соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России - решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
- территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения - решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- силы и средства функциональных подсистем - решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.
По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.
В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:
начальный этап
- проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.
I этап
- проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
II этап
- завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.
На начальном этапе решаются следующие основные задачи:
1. Защита населения и оказание помощи пострадавшим:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
соблюдение режимов поведения населения и спасателей.
2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:
локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
приостановка или прекращение технологических процессов;
тушение пожаров;
санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3. Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:
ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.
Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.
В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.
Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.
С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).
Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п. Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.
Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.
В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
В состав сил второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.
В состав сил третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.
В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.
Действия органов управления, сил и средств в составе группировок сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.
Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.
Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г. № 1).
Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября1997 г. № 384. (табл.
3.3.1).
Таблица
3.3.1
Нормативы реагирования поисково-спасательных служб
и формирований
Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляется транспортными средствами Минтранса России и МПС России по заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.
Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха.
В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2-3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.
Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10-15 минут.
Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций, как указывалось выше, организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.
В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.
Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований).
Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.
Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).
На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:
- совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных
соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
- создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
- оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
- выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
- использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
- организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
- планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
- согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).
На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:
- обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
- организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
- организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
- распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
- согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
- организация своевременной информации и отчетности перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.
Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны: контролировать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней; обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.
При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.
Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.
Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и службсвязи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.
Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях - администрацией (КЧС) объекта.
С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.
Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.
Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:
Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения аварийно-спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.
Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.
В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).
Донесение о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляется немедленно; в нем допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.
Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.
Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица каждый в пределах своей компетенции и ответственности.
Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
В процессе анализа обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.
Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).
Решение включает следующие основные элементы:
Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.
В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.
Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.
Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).
При организации взаимодействия:
Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.
Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.
Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.
При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.
Транспортное обеспечение включает определение характера и объема пере-возок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.
Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.
Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется мар-шрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.
Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных о погоде в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.
Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные базы.
Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.
Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:
Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста-ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах.
В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минтранс России формирует и отвечает за функционирование функциональной подсистемы РСЧС «Транспортное обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций». Для этого приказом Минтранса России от 20.09.2005 N 112 (ред. от 09.03.2016) утверждено "Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и "Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности".
Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).
2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335.
3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на федеральном уровне.
4. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП ТО ЧС осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России.
5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их деятельности определяется настоящим Положением.
6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с Положением о ней.
9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:
структурное подразделение Минтранса России и структурные подразделения, находящиеся в ведении Минтранса России, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:
ответственный дежурный Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные федеральных агентств;
Главный авиационный координационный центр поиска и спасания ФБУ "Служба ЕС АКПС" (ГКЦПС);
авиационные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) ФКУ "Авиационный поисково-спасательный центр" (АПСЦ);
Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);
морские спасательно-координационные центры;
бассейновые аварийно-спасательные управления;
государственные бассейновые управления;
государственное управление аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте;
центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";
дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;
дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.
Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:
спасательные парашютно-десантные группы;
аварийно-спасательные команды;
наземные поисково-спасательные группы (команды);
морские специализированные подразделения по борьбе с разливом нефти;
морские спасательные подцентры;
противопожарные поезда.
12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:
в соответствии с планом действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
по решению Минтранса России.
13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства организаций независимо от их форм собственности на основе заранее разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключенных договоров.
14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три категории приоритетов:
первая категория - потребности федеральных органов исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;
Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации.
16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Министра транспорта Российской Федерации для соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП ТО ЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными Минтрансу России федеральной службы и федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.
19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
2. Комиссия является координационным органом функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на транспортном комплексе (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).
Состав Комиссии утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации является председателем Комиссии, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ЧС);
в) обеспечение согласованности действий Минтранса России, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с МЧС России, при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в установленном порядке;
д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного комплекса при возникновении ЧС, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава;
ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом, поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;
и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;
4. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-технического и методического характера, направленные на создание в организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий, способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, улучшению экологической обстановки;
б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости функционирования подведомственных видов транспорта и объектов транспортного комплекса Российской Федерации;
в) организует работу по совершенствованию системы информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения работников подведомственных организаций транспортного комплекса Российской Федерации;
г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
д) в случае необходимости участвует в планировании и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых МЧС России;
ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении в установленном порядке сил и средств других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;
з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии, заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
к) привлекает к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных подразделений Министерства.
8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.
9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседание Комиссии проводит ее председатель или его заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.
Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения комиссии доводятся секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств.
При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться руководители структурных подразделений, подведомственных Министерству, а также приглашаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Председатель Комиссии систематически информирует Министра транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на заседаниях.
10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
приказываю:
1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение N 1 к настоящему приказу).
2. Образовать Комиссию Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
3. Утвердить состав Комиссии (приложение N 2 к настоящему приказу).
4. Утвердить Положение о Комиссии (приложение N 3 к настоящему приказу).
от 10 мая 2001 года N 82 "О транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ;
от 7 октября 2003 года N 198 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2001 года N 82".
6. Пункт исключен - ..
Министр
И.Левитин
Приложение N 1. Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).
2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 .
3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на федеральном уровне.
4. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП ТО ЧС осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России (пункт в редакции приказа Минтранса России от 24 апреля 2007 года N 49 .
5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их деятельности определяется настоящим Положением.
6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с положением о ней.
9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:
структурное подразделение Минтранса России и структурные подразделения находящихся в ведении Минтранса России Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:
ответственный дежурный Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные федеральных агентств;
Координационный центр поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА";
штатные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) на базе окружных, зональных, районных, вспомогательных центров Единой системы организации воздушного движения;
Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);
морские спасательно-координационные центры;
бассейновые аварийно-спасательные управления;
государственные бассейновые управления;
государственное управление аварийно-спасательных судоподъемных работ на речном транспорте;
центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";
дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;
дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.
Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:
парашютно-десантные группы;
аварийно-спасательные команды;
наземные поисково-спасательные группы;
морские специализированные подразделения по борьбе с разливом нефти;
морские спасательные подцентры;
абзац исключен - приказ Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 ;
противопожарные поезда.
12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:
в соответствии с планом действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;
по решению Минтранса России.
13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства организаций независимо от их форм собственности на основе заранее разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключенных договоров.
14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три категории приоритетов:
первая категория - потребности федеральных органов исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;
вторая категория - организации и учреждения субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, не имеющих соответствующих транспортных средств;
третья категория - обеспечение облегченного доступа к средствам транспорта в том случае, когда потребность в них возникает неожиданно (по оперативному запросу).
Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяются законодательством Российской Федерации.
16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решением Министра транспорта Российской Федерации для соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП ТО ЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными Минтрансу России федеральной службы и федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.
19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2. Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Приложение N 2
к приказу Минтранса России
от 20 сентября 2005 года N 112
(В редакции, введенной в действие
приказом Минтранса России
от 21 декабря 2015 года N 377 . -
Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Н.Ю.Захряпин | заместитель Министра (председатель Комиссии); |
|
А.С.Пятигорский | заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ (заместитель председателя Комиссии); |
|
Ш.У.Гаджимурадов | заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта; |
|
Б.Ю.Алякритский | заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации; |
|
С.А.Соболев | заместитель директора департамента - начальник отдела дорожной деятельности Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства; |
|
А.А.Емельянов | заместитель директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта; |
|
О.Б.Козлов | начальник отдела безопасности на морском и речном транспорте Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта; |
|
А.Ю.Сумбатян | заместитель директора Департамента международного сотрудничества; |
|
А.А.Злобин | заместитель директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности; |
|
Ю.В.Спасский | заместитель директора Департамента программ развития; |
|
А.А.Каменцев | заместитель директора Департамента имущественных отношений и территориального планирования; |
|
С.А.Липатов | заместитель директора Административного департамента; |
|
Л.С.Карасик | заместитель директора Департамента экономики и финансов; |
|
А.А.Шаповалов | заместитель начальника отдела гражданской обороны Департамента транспортной безопасности и специальных программ (секретарь Комиссии); |
|
В.Б.Черток | заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию); |
|
А.Д.Поздняков | заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию); |
|
С.А.Прусов | начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию); |
|
В.В.Костенко | начальник отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления особо важных полетов и специальных программ Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию); |
|
И.Г.Астахов | заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (по согласованию); |
|
В.Ю.Чепец | и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (по согласованию); |
|
В.П.Аксютин | заместитель генерального директора - главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по согласованию); |
|
Ю.А.Костин | заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию); |
|
Д.В.Ушаков | начальник Управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию); |
|
Д.С.Смирнов | первый заместитель руководителя федерального бюджетного учреждения "Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта"; |
|
С.А.Семенов | заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию); |
|
В.А.Балабанов | заместитель начальника оперативно-аналитического отдела федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию). |
Приложение N 3. Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
2. Комиссия является координационным органом функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на транспортном комплексе (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).
Состав Комиссии утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен )
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации является председателем Комиссии, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
(Абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24)
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ЧС);
в) обеспечение согласованности действий Минтранса России, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с МЧС России при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в установленном порядке;
д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного комплекса при возникновении ЧС, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 .
ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом, поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;
и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;
4. Комиссия с целью выполнения возложенных на ее задач осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-технического и методического характера, направленные на создание в организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий, способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, улучшению экологической обстановки;
б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости функционирования подведомственных видов транспорта и объектов транспортного комплекса Российской Федерации;
в) организует работу по совершенствованию системы информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения работников подведомственных организаций транспортного комплекса Российской Федерации;
г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
д) в случае необходимости, участвует в планировании и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых МЧС России;
ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении в установленном порядке сил и средств других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;
з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии, заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
к) привлекает к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных подразделений Министерства.
8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.
9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседание Комиссии проводит ее председатель или его заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.
Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения Комиссии доводятся секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;
При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться руководители структурных подразделений, подведомственных Министерству, а также приглашаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Председатель Комиссии систематически информирует Министра транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на заседаниях.
10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24 .
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"