Федеральный закон о многодетных семьях статья 5. Права и льготы многодетных семей в россии
Поддержка многодетных семей в России осуществляется на федеральном и региональным уровне. Учитывая свои национальные и культурные особенности, демографические условия и бюджет, каждый регион самостоятельно определяет, что такое многодетная семья.
Что такое многодетная семья
Господдержка многодетных семей на федеральном уровне
В соответствие с президентским Указом № 431, государственная помощь многодетным семьям в 2019 году будет осуществляться в следующих сферах:
- Налогообложение;
- Земельные отношения;
- Оказание медицинской помощи и питание;
- Образование детей и родителей;
- Ведение приусадебного хозяйства;
- Трудоустройство;
- Жилищно-коммунальное хозяйство;
- Транспортные услуги и другие.
В какие органы необходимо обратиться для получения льгот? Это Пенсионный фонд, жилищная инспекция, налоговая служба, органы социальной защиты, органы Росреестра, местный муниципалитет и другие в зависимости от вида привилегии.
Основной документ для оформления скидок - удостоверение о статусе многодетной семье, выданное Управлением социальной защиты. Заявитель собирает необходимые документы, затем пишет заявление. В течение месяца компетентный орган рассматривает обращение и дает положительный либо отрицательный ответ.
Трудовые и пенсионные преимущества многодетных родителей
Заключая трудовой договор, многодетная мать либо отец могут рассчитывать на следующие льготы:
- Выход на пенсию досрочно (трудовой стаж при этом должен быть равен 15 годам, а возраст достигать 50 лет).
- Дополнительный двухнедельный ежегодный отпуск (условие - более 2 детей). Данный отпуск не оплачивается и выдается на время, удобное родителю. Его можно совместить с основным отдыхом либо взять отдельно.
- Один дополнительный оплачиваемый выходной в неделю (при 40-часовой рабочей неделе). При этом оба родителя должны работать по трудовому договору.
- Начисление пенсионных баллов в декретном отпуске за каждого родившегося, сумма которых призвана увеличить основную пенсию.
- Помощь в трудоустройстве со стороны службы занятости (подбор домашней или временной работы).
Для оформления нужны документы, удостоверяющие личность родителей и детей, справка от паспортистки о составе семьи, справка о доходах на каждого родителя, выданная налоговой службой, детские ИНН и фото всех членов семьи, которые старше 6 лет.
Для получения права на досрочную пенсию, мать должна родить 5 детей и воспитать их до 8 лет либо родить двоих, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, а трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере. Внимание! В октябре 2018 г. был одобрен закон о предоставлении многодетным родителям новых трудовых льгот в виде права первоочередного выбора времени фактического получения отпуска. Ключевое условие: детей в семье должно быть не меньше 3-х и возраст каждого из них - младше 12 лет.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Льготное медицинское обслуживание, питание и бытовое обеспечение
Дополнительная социальная поддержка выражается в следующих льготах для семей с тремя детьми:
- Бесплатные препараты по рецепту для детей, не достигших 6-летнего возраста;
- Первоочередное обслуживание в больницах;
- Безвозмездный отпуск витаминов для детей;
- Бесплатные обеды и завтраки для школьников;
- Отдых в лагерях и санаториях без оплаты;
- Выдача школьной и спортивной формы;
- Одно свободное посещение музея, выставки или парка аттракционов (не чаще 1 раза в месяц);
Мать или отец могут прийти в школу со всеми документами и написать заявление на бесплатное питание. Помимо паспортов и свидетельств, необходимо предоставить данные о прописке несовершеннолетних, бумаги о доходах родителей. Рассмотрев документы, школа перенаправит их в орган социального обеспечения.
Компенсировать самостоятельно оплаченную путевку можно, предоставив в собес чек, документ о нахождении ребенка в лагере и договор. Проезд до санатория оплачивается родителем только наполовину.
Государственное обеспечение землей и жильем
Статус многодетной семьи предоставляет право на обеспечение земельным участком площадью, не превышающей 15 соток. Землю можно использовать под жилищное строительство, дачное хозяйство или огородничество.
На что имеет право многодетная семья в своем регионе, так это получить участок, площадь которого не может быть меньше 6 соток.
Законодатель также предусмотрел другие варианты для данной категории:
- жилищная субсидия на строительство дома;
- бесплатное социальное жилье по договору найма;
- предоставление государственной квартиры в собственность.
В квартире, переданной в наем или собственность, обязательно должны быть все коммуникации: отопление, свет, канализация и вода.
С помощью субсидии можно погасить долг или проценты за жилье, купленное на свои средства.
Местная власть вправе дать многодетной семье льготный кредит, дотацию или беспроцентную ссуду на строительство дома и покупку стройматериалов. Ипотека в данном случае не предусматривает первоначальный взнос, срок выплаты более длительный, а первая выплата отсрочена на 3 года.
С 2018 г. начала функционировать программа госсубсидирования ипотечных займов. Теперь многодетные семьи смогут участвовать в льготном ипотечном кредитовании по ставке в 6%. Для полноправного участия необходимо:
- рождение 3-го или последующего ребенка после 1.01.2018 г., но до 31.12.2022 г.,
- приобретение жилья на первичном рынке недвижимости,
- первичный взнос за счет собственных средств не менее 20% (включая МСК).
Льготный период при рождении 3-го и последующего ребенка составляет 5 лет. По его окончании ставка возрастет, но будет рассчитываться по особой формуле: действовавшая в момент оформления кредита ставка ЦБ + 2%. Если у семьи уже есть ипотечный кредит, а в указанный промежуток времени у них появляется еще 1 ребенок, то родители смогут оформить льготное рефинансирование имеющегося займа.
Оформление жилищных и земельных льгот
При выдаче земли в собственность Росреестр учитывает обязательные факторы:
- Родители состоят в официальном браке;
- В собственности семьи нет другой земли;
- Дети живут совместно с родителями;
- Родители стоят на учете как нуждающиеся в жилье;
- Семья имеет российское гражданство и живет в данном субъекте 5 лет.
Претендовать на получение квартиры могут те семьи, у которых нет своей квартиры или площадь на одного человека ниже установленной нормы. Также учитывается размер всех доходов в соответствии с прожиточным минимумом.
В очереди может быть отказано, если будет установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий (обмен квартиры на более маленькую, прописка большого количества людей, продажа или раздел жилья, фиктивные сделки с жилплощадью).
К основному пакету документов добавляются правоустанавливающие бумаги на жилье и доказательства его аварийности. В течение месяца гражданин получает расписку, подтверждающую включение семьи в очередь на жилье или землю.
Налоговые скидки для многодетных
В целях экономии материального дохода многодетных, государство предусмотрело для них налоговые вычеты - денежные суммы, с которых не взимается подоходный налог.
Они бывают:
- Стандартными (на каждого несовершеннолетнего);
- Социальными (единоразовые суммы, возвращенные налоговой службой после уплаты).
При этом дети не должны достигнуть 18-летнего возраста или очно учиться. Многодетные родители предоставляют своему работодателю заявление, справку из техникума (института, училища), справку 2- НДФЛ.
Налоговые льготы многодетным семьям в 2019 году предусматривают:
- Пониженные ставки земельного налога или его неуплата на установленный срок;
- Освобождение от оплаты аренды участка под крестьянское или фермерское хозяйство;
- Возможность не оплачивать регистрационный сбор при осуществлении предпринимательства;
- Возврат оплаченных за детский сад сумм от 20 до 70% в зависимости от количества детей.
Сюда же можно отнести 30% скидку на коммунальные платежи. Если жилье не имеет центрального отопления, действует такая же скидка на топливо.
Дополнительные преимущества в различных сферах услуг
К таким преимуществам относятся:
- Школьники освобождаются от оплаты проезда на пригородном и внутрирайонном транспорте, а также городском;
- Дети имеют право на льготное посещение бюджетных кружков и секций;
- Дошкольники оформляются в сады без очереди;
- При сносе ветхого жилья родители трех детей получат новое с учетом площади снесенного.
Мать или отец вправе бесплатно обучиться новой профессии, сменить свою квалификацию с учетом нехватки определенных специалистов в субъекте.
В отдельных регионах предусмотрено освобождение от имущественного сбора, земельной пошлины, вручение новогодних подарков и наград.
Чтобы продлить статус многодетной семьи, при совершеннолетии старшего ребенка, необходимо доказать его финансовую несамостоятельность, предоставив студенческий документ.
Московские привилегии многодетным семьям
Законодательство столицы предусмотрело следующие привилегии многодетным семьям:
Дошкольники | Поступают в сад без очереди; Получают бесплатные лекарства по рецепту; Получают молочное питание на безвозмездной основе; Освобождены от оплаты сада |
Школьники | Бесплатно завтракают в школе раз в день (начальные классы); Имеют скидку 50% на проезд при пользовании городским общественным транспортом; Безвозмездно отдыхают в санаториях и летних лагерях Получают бесплатные учебники; Безвозмездно посещают платные спортивные кружки; |
Студенты | Обедают по маленькой стоимости или бесплатно; Льготно оплачивают проезд (аналогично со школьниками); |
Родители | Отец или мать вправе бесплатно ездить на общественном транспорте; С них не взимается плата за парковку в течение 1 года; Освобождаются от транспортного налога; Бесплатно посещают вместе с детьми зоопарки, парки, выставки и музеи (раз в месяц); Вправе льготно посещать Большой театр; Посещают московские бани бесплатно; В первую очередь получают садовые участки; Имеют право на получение жилья и субсидий для его строительства; Матеря, родившие 10 детей, получают доплату к пенсии; Имеют право на временное пользование социальным жильем (при количестве детей равному 5) |
Транспортные скидки не распространяются на пользование маршрутками и такси.
На территории Москвы действуют многочисленные организации социального обслуживания, реабилитационные центры, социальные приюты и организации, оказывающие психологическую и педагогическую помощь детям из данных семей.
25 февраля 2017, 10:54 Фев 11, 2019 22:57
В настоящее время закона на федеральном уровне, который бы регулировал вопросы многодетных семей, не существует. Решение проблем семей, где больше двух детей, отражено в указе президента, которому уже больше двух десятков лет. Данный документ содержит лишь общие условия по льготам для многодетных семей, а вот подробности их получения урегулированы в региональных законах.
И вот тут возникают многочисленные проблемы: каждый регион сам определяет, какая семья относится к многодетной, а какая — нет, в одном регионе статус многодетной семьи можно получить даже с временной регистрацией, а в другом обязательно нужна прописка, где-то большинство льгот может получить любая многодетная семья без учета её дохода, а в каких-то субъектах на большинство льгот могут рассчитывать только малообеспеченные многодетные семьи. И это только часть различий.
Такие расхождения в регулировании статуса многодетной семьи в единой стране несправедливы и реализация курса на поддержку многодетных семей происходит далеко не в полной мере.
Чтобы устранить эти недостатки в Совете Федерации предложили принять единый закон о статусе многодетных семей. Чиновники предлагают включить новый закон о многодетности наиболее востребованные льготы:
- бесплатное питание в образовательной организации;
- бесплатный проезд в городском транспорте;
- компенсация за коммунальные услуги;
- компенсация за школьную форму;
- первоочередное получение места в дошкольной организации;
- лекарственное обеспечение малышей;
- бесплатные культурные мероприятия.
Чиновник из Совета Федерации отметил, что, к сожалению, далеко не во всех регионах предоставляют такие льготы. Так, например, бесплатного питания лишены дети из многодетных семей в 32 регионах, а платить за проезд приходится многодетным семьям в 25 субъектах РФ. Новый закон о многодетных семьях должен устранить данное неравенство.
Государственный контроль за исполнением регионами своих обязанностей по социальной поддержке многодетных семей
Участник рабочей группы по подготовке законопроекта рассказал о том, как недобросовестно в некоторых регионах подходят к реализации мер по предоставлению социальных гарантий многодетным семьям. Так, например, в одном регионе глава пообещал несколько сотен тысяч рублей в счет погашения ипотеки, если в семье родится второй или последующие дети. Многие семьи взяли ипотеку и встали в очередь на получение компенсационной выплаты, но еще до того срока, когда данная программа должна была закончиться – выплаты прекратили.
В связи с этим в законе должен быть предусмотрен механизм контроля на федеральным уровне за регионами – все ли ответственно подходят к исполнению своих обязательств по предоставлению льгот многодетным семьям.
Продление срока действия льгот для многодетных семей
В настоящее время многодетные семьи считаются таковыми, пока старшему ребенку не исполнится 18 лет. А в некоторых регионах можно продлить статус многодетности пока ребенок обучается и не достиг 23-летнего возраста.
Разработчики нового закона о многодетных семьях предлагают сохранять льготы для несовершеннолетних детей, даже когда возраст старшего ребенка превысит 18 лет. Такая модель сейчас реализована в Москве – там семья продолжает считаться многодетной, пока самому младшему из детей не исполнится 16 лет.
«Многодетная семья» не равно «малоимущая семья»
В некоторых регионах родители с детьми могут получить статус многодетной семьи, только если у них низкие доходы. Но как считают разработчики нового закона это недопустимо. Во всей стране должно быть единое понятие многодетной семьи. При этом допускается, что ряд льгот будут предоставляться семьям с учетом их дохода. На это указывает один из принципов государственной семейной политики — адресность социальной поддержки многодетных семей.
Удостоверение многодетной семьи единого образца
Чиновники предлагают установить единый документ для всей России, который бы подтверждал право на льготы и разработать единые критерии, по которым семья будет относиться к категории многодетной. Возможно, что данный документ будет оформляться в электронном виде.
Это будет сделано, в том числе, с той целью, чтобы многодетной семье не приходилось тратить время на получение нового удостоверения, если изменится адрес проживания.
Несмотря на то, что единый документ будет действовать по всей стране, льготы семья сможет получить именно по месту жительства, то есть там, где семья прописана. В каждом регионе может быть установлен свой порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Полный перечень льгот для многодетной семьи по новому закону в 2019 году
Чиновники предлагают разместить полный перечень льгот для многодетных семей в единой базе — Единый реестр мер социальной поддержки многодетных семей, который будет составной частью ЕГИССО (единая государственная информационная система социального обеспечения). Предполагается, что таким образом многодетным семьям будет проще получить информацию обо всех льготах.
Кроме того, в электронной сфере будет создан Федеральный реестр многодетных семей, куда будут включены сведения о многодетных семьях, которые имеют право на льготы.
В проекте нового закона для многодетных семей 2019 года предлагается установить для них следующие льготы:
- , если третий или последующие дети родились начиная с 2019 года;
- на участок площадью не более 6 соток;
- уменьшение налога на жилье — налог не будет начисляться на 5 кв.м. на каждого ребенка в квартире и на 7 кв.м. в доме;
- земля или в целях обеспечения жильем многодетной семьи (конкретный вид меры соцподдержки будет определяться в каждом регионе самостоятельно — это могут быть денежные средства, субсидия и т.п.);
- лекарства — бесплатно все лекарства для детей до 6 лет и с 50% скидкой для всех детей из многодетной семьи. Лекарства отпускаются только по рецептам врача;
- содействие в трудоустройстве;
- один из родителей в многодетной семье может работать неполный рабочий день ;
- в любое удобное время — для семей, где 3 и более детей в возрасте до 12 лет;
- на третьего и последующего ребенка в большем размере , чем на первого и второго;
- право на участие в ЖСК;
- . По досрочной пенсии для многодетных отцов решения пока нет, так как оно потребует дополнительных бюджетных средств и заключение Правительства РФ);
Также в новом законопроекте предусмотрены льготы из серии «могут быть предоставлены»:
- единовременная выплата при рождении 3 ребенка на федеральном уровне (размер выплаты — 50 тысяч рублей) — пока это только предложение для обсуждения властям, так как такая льгота потребует дополнительного бюджетного финансирования и заключения Правительства РФ ;
- льготы в сфере ипотеки, например, снижение первоначального взноса;
- прием на подготовительное отделения для обучения в организациях высшего образования.
На региональном уровне могут быть предусмотрены следующие льготы для многодетных семей:
- питание для беременных женщин, кормящих мам, детей до 3 лет;
- в размере не ниже 30%;
- бесплатный проезд на городском транспорте школьникам;
- в первую очередь;
- содействие в создании семейных детских садов;
- бесплатное питание в школах;
- бесплатная школьная форма;
- 1 день в месяц на культурный отдых.
Регулярно дорабатываются и меняются. Различные поправки вносятся ежегодно в связи с ростом цен и иными изменениями в законодательстве. Но одно остается неизменным – льготы семей.
Далеко не все многодетные семьи знают полный перечень льгот, которые им положены. Это связано и с тем, что бюрократические проволочки не позволяют тратить время на выяснение, и с нежеланием чиновников делится информацией.
Кто обеспечивает льготы многодетным
Все расходы, которые составляют льготы для , относятся к категории социальных и выплачиваются из специальных государственных фондов. Правда, размер их в некоторых случаях зависит от того, в каком регионе находится .
Для получения необходимых послаблений и льгот семья должна обратиться в своего района с соответствующим заявлением. Также понадобятся документы, в которых указан подушевой доход семьи. Именно на их основании и будут рассчитываться различные пособия.
Изменения в законе о многодетной семье
В 2014 году список льгот остался без изменений, если сравнивать его с 2013. Но ряд изменений в законодательстве все же появился.
Так, например, с января 2014 вступили в силу поправки, которые коснулись и трудового законодательства. Теперь в страховом стаже одного из родителей, который сидит с детьми и занимается их воспитанием, будет учитываться период по уходу за ребенком до 1,5 лет. Правда, есть и ограничение – верхняя планка должна быть не более 4,5 лет.
Кроме того, увеличивают размер пособия по уходу за малышом и индексируют выплаты, которые осуществляются при рождении ребенка.
Ежегодно индексируется и материнский капитал. Правда, стоит учитывать, что выдают его не за каждого последующего ребенка, а только один раз – за второго, третьего или иного по счету, если старшие были рождены до 2007 года.
Изменения в законе об ипотеке для многодетных
На территории России действует льготная форма получения ипотечного кредита. В число тех, кто может воспользоваться программой такого рода, входят и многодетные семьи.
В 2014 году многодетные семьи могут воспользоваться социальной программы "Доступное жилье", которая стартовала в 2013-м. Сегодня обнародованы детальные условия участия в схеме кредитования, которая носит название льготная, в ней, в частности, прописано и снижение процентной ставки, а также более мягкие требования к первоначальному взносу.
Кроме того, в 2014 году собираются пересматривать законодательство в сфере выдачи земли
Валентина Матвиенко поручила сенаторам приступить к разработке нормативного акта
Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации
В Совете Федерации разрабатывают закон, закрепляющий в федеральном законодательстве статус многодетных семей. С таким предложением обратился к палате регионов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе ежегодных Рождественских парламентских встреч. Спикер палаты Валентина Матвиенко согласилась с инициативой немедленно, больше того, поручила коллегам начать разработку единого закона о поддержке многодетных.
Валентина Матвиенко: «В ОСНОВУ ЗАКОНА О МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ БУДЕТ ПОЛОЖЕНА ПРАКТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ»
Многодетным семьям необходим единый юридический статус, однако унифицировать на федеральном уровне меры поддержки таким семьям не стоит. Об этом сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос нашего издания.
Она отметила, что работа над законом о многодетных семьях сенаторами уже ведется. «На это потребуется время -нам предстоит непростая работа. Лучше не торопиться и сделать качественный закон», - считает Валентина Матвиенко. При этом подчеркнула, что улучшение демографии определены Президентом России как один из важнейших приоритетов государства. По ее убеждению, «пришло время вернуться к единому закону о поддержке многодетных семей». «У них должен быть единый юридический статус - сейчас в разных регионах он регламентируется по-разному. Нам предстоит внимательно изучить региональную практику и заложить её в основу единого закона», - считает спикер Совета Федерации.
Между тем Валентина Матвиенко отметила, что «абсолютной унификации» мер поддержки многодетных не будет. По ее словам, возможность региональной поддержки семей с тремя и более детьми останутся.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСГАРАНТИИ
«Сейчас меры поддержки многодетных разбросаны по разным законам. Но мне представляется, что сегодня надо проанализировать, достаточны ли эти меры. И собрать их в один закон», - пояснила .
Заниматься подготовкой законопроекта будут комитеты Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию и культуре, курировать работу - вице-спикер . Подключиться к работе готовы и в Госдуме - об этом сообщил заместитель председателя палаты .
«Такой единый закон, систематизирующий меры поддержки многодетных семей, в первую очередь станет удобным инструментом для родителей, позволит им лучше знать свои права и гарантии, - считает Галина Карелова. - Нужно единое понимание статуса многодетной семьи, систематизация действующих гарантий».
Сенатор напомнила о том, что за последнее время появилось много новых мер поддержки и льгот для многодетных семей: «Они прописаны в Жилищном, Трудовом, Налоговом и Земельном кодексах, в пенсионном законодательстве, во всех базовых социальных законах и множестве других, в указах президента. Даже опытным юристам нужно время, чтобы сориентироваться в этом обилии правовых норм. Что же говорить о гражданах, не имеющих специального образования».
По ее мнению, сведение всех мер поддержки в единый закон даст возможность по-новому взглянуть на государственные гарантии, предоставляемые многодетным семьям, увидеть пробелы и повторы в системе и, возможно, инициировать дополнительные правовые нормы, касающиеся семей с детьми. «Нам есть на что опираться, - констатировала сенатор. - Есть Национальная стратегия действий в интересах детей, есть указ Президента РФ о проведении Десятилетия детства. Эти документы лягут в основу концепции нового закона».
В СЕМЬЯХ ИНИЦИАТИВУ ОЦЕНИЛИ
«Тему поддержки многодетных семей не раз поднимали на самом высоком уровне, - напомнила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре . - И обратите внимание: отношение к семьям с тремя и более детьми в обществе изменилось - я больше нигде не слышу каких-то пренебрежительных высказываний о них. Наоборот, люди осознали: именно многодетные семьи - залог успешного демографического развития нашей страны. Вырабатывая меры поддержки таких семей, мы заботимся о будущем нашего государства. И, разумеется, сложно переоценить значение того, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил определить статус многодетной семьи именно в федеральном законе, а Валентина Ивановна Матвиенко добавила, что в этом же едином законе нужно объединить все меры поддержки таких семей. Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, могу сказать, что защита многодетных семей - один из приоритетов государственной политики».
По ее словам, предложение патриарха и спикера Совета Федерации уже нашло отклик в обществе. «Я встречалась со своими избирателями из Зеленограда, которые присутствовали на Рождественских парламентских встречах, и знаете, они были в хорошем смысле слова потрясены. Одна многодетная мама мне рассказала, насколько им важно, что о них говорят на таком уровне, что о них заботятся, что скоро у них будет «свой», отдельный закон», - рассказала Зинаида Драгункина. И подчеркнула: мощный импульс дальнейшей работе в интересах семьи и детей придал Президент России .
«На итоговом заседании Координационного совета по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы глава государства предложил ряд новых конкретных мер поддержки российской семьи и детей, - напомнила сенатор. - Это подтверждает постоянное личное внимание главы государства к вопросам семьи, материнства и детства, физического и нравственного здоровья детей, защите традиционных семейных ценностей».
В том, что в государственной сфере и в обществе произошел поворот в сторону проблем детей, активизировалась работа по их преодолению, важную роль играл президентский статус Национальной стратегии, утвержденный указом главы государства 1 июня 2012 года, в День защиты детей, считает Зинаида Драгункина. «В 2018 году мы вступили в Десятилетие детства, объявленное в нашей стране указом Президента России. Важно обеспечить преемственность с принятыми стратегическими документами в сфере детства и с учетом новых вызовов, объединяя усилия государства и общества, выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей. Каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и искренне любимым, иметь возможность реализовать свои способности, состояться в жизни, созидать будущее своей страны. Благополучие семьи и детей - приоритетная сфера наших общенациональных интересов», - заявила она.
МНОГО ДЕТЕЙ - ЭТО СКОЛЬКО?
СПРАВКА Существующие меры господдержки многодетных семей
2011 год. Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям, проживающим на территории региона не менее пяти лет. Предельные размеры участка устанавливаются региональным законом.
2012 год.
Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада.
Размер выплаты устанавливается в регионе. При этом в федеральном законодательстве закреплен нижний порог субсидии: 20 процентов среднего размера родительской платы за государственные и муниципальные детсады в данном субъекте на первого ребенка, 50 процентов - на второго, 70 процентов - на третьего.
2014 год. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем (взамен бесплатного предоставления земельного участка). Основания - граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания встать на этот учет.
2017 год. Программа поддержи многодетных семей с 1 января 2018 года. О начале ее реализации объявил Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
В действующем законодательстве предусмотрены различные «бонусы» для семей с тремя и более детьми, в том числе выделение им земельных участков с проведенной инфраструктурой, выплата дополнительных пособий, предоставление автомобилей, начисление материнского капитала за рождение третьего ребенка, льготный проезд на общественном транспорте, бесплатное питание в школе. Проблема в том, что по большей части поддержка данной категории граждан регулируется региональными законами, и, соответственно, причитающиеся им льготы и пособия существенно разнятся от одного субъекта Федерации к другому.
«Идея единого закона для многодетных семей возникла не спонтанно, - напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова . - Важно, чтобы многодетные семьи, приезжая, к примеру, из Новосибирска в Москву, имели те же самые льготы и скидки при посещение музеев или проезде в метрополитене».
Почему же до сих пор не удалось сделать лучшие практики шаблоном? «В данном случае важно вспомнить об указе президента от 1992 года о мерах социальной поддержки многодетным семьям», - сказала сенатор. Именно этот документ предписывает, что статус многодетной семьи определяют власти субъектов Федерации, они же закрепляют это понятие в региональных законах. То есть в одном регионе многодетной может считаться семья с тремя детьми, а в соседнем - с пятью. Этот же указ подразумевает, что в каждой области, крае и республике могут быть свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки многодетных. Также документ определяет минимальный список льгот, но это носит скорее декларативный характер, поскольку в нем не содержится конкретного механизма их реализации. «Проблема в том, что указ не является федеральным законом и не подлежит отмене, - отметила Елена Попова. - В связи с этим мы договорились промониторить и выбрать лучшие практики субъектов в этой сфере. Именно они и попадут в единый федеральный закон».
При этом сенаторы не забывают и о принятой в 2016 году законодательной инициативе о разграничении полномочий между различными уровнями власти. «Исходя из этого, мы не всегда можем спустить регионам новые обязательства, - отметила сенатор. - Зачастую мы просто даем им право принять на своей территории дополнительные законы».
Еще одна проблема, по мнению Елены Поповой, - это отсутствие контролирующего органа, который мог бы отслеживать политику в отношении многодетных на всей территории России и указывать регионам на недостатки в их практиках. «Есть, конечно, контрольно-счетные палаты и координационные советы по оказанию помощи многодетным семьям, но они действуют далеко не везде, - пояснила она. - А в Министерстве труда и социальной защиты даже нет обособленного департамента, который бы отвечал за поддержку многодетных. Но если мы говорим о том, что семьи с тремя и более детьми - это оплот России, что впереди - демографический провал и без увеличения числа многодетных мы эту проблему не решим, конечно, эту ситуацию нужно менять». Здесь также мог бы помочь единый федеральный закон.
НЕЛЕГКАЯ РАБОТА
Легкой работы по созданию указанного нормативного акта не будет, прогнозируют в Совете Федерации. «Скорее всего, нам придется создавать специализированную рабочую группу и перед ней будет поставлена достаточно сложная задача - проанализировать множество законов и аргументировать, почему те или иные практики лучшие», -отметил председатель Комитета по социальной политике . При этом сенаторы пообещали не забыть о главном - прописать источники финансирования тех бонусов, которые попадут в единый федеральный закон.
«Важно, чтобы этот закон содержал конкретные меры поддержки, - призвал член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по мониторингу законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко . - Если же он просто будет повторять указ президента от 1992 года, то мало что изменит в ситуации, связанной с улучшением положения многодетных семей».
В частности, по мнению эксперта, «было бы очень хорошо», если бы в федеральном законе было предусмотрено реальное пособие на каждого ребенка в многодетной семье, выплачиваемое до тех пор, пока младший не достигнет совершеннолетия. «В качестве положительного примера можно привести Сахалинскую область, в которой в 2011 году были введены дополнительные меры поддержки многодетных семей, в том числе выплата регионального пособия на каждого ребенка. Благодаря этому в области достигнуты существенные успехи, связанные с ростом рождаемости, - пояснил он. - Конечно, грандиозным достижением будет, если такие меры будут закреплены федеральным законом». Не менее важно, по его мнению, закрепить на федеральном уровне критерии многодетности.
КСТАТИ
Льготы для многодетных семей
(из указа Президента РФ, 1992 год)
1. Скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
2. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет.
3. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.
4. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
5. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.
6. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.
7. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
8. Содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
Закон города Москвы
"О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"
23 ноября 2005 года № 60
Настоящий Закон в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Статья 2. Основные понятия
1.Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
2. Малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума в городе Москве в расчете на душу населения, установленного Правительством Москвы.
3.Студенческая семья - семья, в которой оба родителя или одинокая мать (отец) обучаются по очной форме в учреждениях высшего профессионального образования.
4.Социальный патронаж - форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.
Статья 3. Меры социальной поддержки семей с детьми
К мерам социальной поддержки семей с детьми относятся:
1) единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты;
2) оказание натуральной помощи;
3) предоставление льгот;
4) организация социального обслуживания.
Статья 4. Право детей, оставшихся без попечения родителей, на денежные выплаты
Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на ежемесячную денежную компенсационную выплату в порядке, установленном Правительством Москвы.
Глава 2. Денежные выплаты
Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных выплат
1. Органами, осуществляющими назначение и выплату денежных выплат, установленных настоящим Законом (за исключением выплаты, предусмотренной статьей 19 настоящего Закона), являются органы социальной защиты населения районов города Москвы (далее - органы социальной защиты) по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя).
2. Органами, осуществляющими назначение ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, являются уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области образования.
Статья 6. Единовременные денежные выплат ы
1. К единовременным денежным выплатам относятся:
1) дополнительное пособие по беременности и родам;
2) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка;
3) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей;
4) дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям.
2. Дополнительное пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.
3. Дополнительное пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
4. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.
5. В случае рождения (усыновления) двух и более детей, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка выплачивается на каждого ребенка.
6. При рождении мертвого ребенка единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка и единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей не назначаются и не выплачиваются.
7. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более живорожденныхдетей (усыновлением в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.
8. Получение единовременных денежных выплат одного вида не лишает семьи права на получение других видов единовременных денежных выплат.
9. Единовременные денежные выплаты устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи.
10. Дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям назначается в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 года № 4 «О молодежи».
Статья 7. Ежемесячные денежные выплат ы
1. К ежемесячным денежным выплатам относятся:
1) ежемесячное пособие на ребенка;
2) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет;
3) ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста;
4) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми;
5) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям;
6) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;
7) ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным семьям;
8) ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей;
9) ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию;
10) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет;
11) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей.
2. При наличии права на ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 10 и 11 части 1 настоящей статьи, назначается одна из них.
3. Ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 2-11 части 1 настоящей статьи, назначаются независимо от среднедушевого дохода семьи.
4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».
Статья 8. Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет
Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет устанавливается матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.
Статья 9. Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом
Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста, устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну), не состоящему в трудовых отношениях, в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Статья 10. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми
1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми устанавливается на детей:
1) одиноких матерей (отцов);
4) в возрасте до полутора лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами.
2. Категории одиноких матерей (отцов), семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, определяются в соответствии с правовыми актами города Москвы, регулирующими порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
3. На каждого ребенка, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет) и отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.
4. Право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка, а также отчим либо мачеха - на детей из многодетных семей.
Статья 1 1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям
Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям устанавливается на каждого ребенка из многодетной семьи, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет).
Статья 12. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет
1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет устанавливается на детей:
1) одиноких матерей (отцов);
2) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
3) из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов;
4) из многодетных семей;
5) из студенческих семей;
6) являющихся инвалидами.
2. На каждого ребенка в возрасте до трех лет, отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть установлена одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимостипродуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет.
Статья 13.
Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным
семьям
1. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте устанавливается многодетным семьям:
1) имеющим пять и более несовершеннолетних детей, из которых не менее трех детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, - до 18 лет);
2) имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет, независимо от факта их учебы или работы.
2. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте назначается на многодетную семью, указанную в
части 1 настоящей статьи.
Статья 14. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей
1. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования - до 23 лет).
2. Право на ежемесячную компенсационную выплату имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель, отчим, мачеха).
Статья 15. Ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию
Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается к пенсии матерям, родившим 10 и более детей, независимо от вида получаемой пенсии.
Статья 16. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет
Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.
Статья 17. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей
Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.
Статья 18. Ежегодные компенсационные выплат ы
1. К ежегодным компенсационным выплатам относятся:
1) ежегодная компенсационная выплата к Международному дню семьи;
2) ежегодная компенсационная выплата ко Дню знаний.
2. Ежегодные компенсационные выплаты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи и выплачиваются семьям, имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет.
Статья 19. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения
Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения устанавливается детям из многодетных семей на период обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Статья 20. Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты
Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты устанавливаются Правительством Москвы.
Статья 21. Основания для отказа в назначении денежных выплат, приостановления и прекращения выплаты
1. Основаниями для отказа в назначении единовременных денежных выплат являются:
1) нахождение ребенка на полном государственном обеспечении;
2) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах.
2. Основаниями для отказа в назначении ежемесячных денежных выплат являются обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, а также получение в установленном законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
3. Выплата ежемесячных денежных выплат приостанавливается в случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, а также в следующих случаях:
1) неполучение ежемесячной денежной выплаты в течение шести месяцев подряд;
2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;
3) объявление несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством или приобретение им дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.
4. Выплата ежемесячных денежных выплат прекращается в следующих случаях:
1) достижение ребенком возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, -
18 лет, а детьми, указанными в статье 14 настоящего Закона, - 23 лет);
2) снятие получателя ежемесячной денежной выплаты или ребенка, на которого она назначена, с регистрационного учета в городе Москве;
3) смерть ребенка или объявление его судом умершим.
5. Ежегодные денежные выплаты не назначаются, если при наступлении обстоятельств, указанных в частях 1 и 2, пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, не соблюдается условие, установленное частью 2 статьи 18 настоящего Закона, о количестве и возрасте детей в семье.
6. Положения настоящей статьи не распространяются на ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих пенсию, и на детей, получающих пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, предусмотренные статьями 16, 17 настоящего Закона, которые назначаются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Москвы, а также не распространяются на ежегодную компенсационную выплату на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, предусмотренную статьей 19 настоящего Закона.
Статья 22. Обязанность получателей ежемесячных и ежегодных денежных выплат
Получатели ежемесячных и ежегодных денежных выплат обязаны в месячный срок извещать органы, предоставляющие эти выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на право их получения.
Статья 23. Удержание излишне выплаченных сумм
1. Излишне выплаченные суммы денежных выплат удерживаются или возмещаются получателем, если переплата произошла вследствие предоставления им заведомо неполных и (или) недостоверных сведений, влияющих на право и (или) размер денежной выплаты, либо неисполнения им обязанности, предусмотренной статьей 22 настоящего Закона.
2. Удержания ежемесячных денежных выплат производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность возмещается получателем или взыскивается с него в судебном порядке.
3. Суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателю по вине органа, предоставившего денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Глава 3. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот
Статья 24. Категории детей и семей с детьми, которым оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы
Меры социальной поддержки в форме натуральной помощи и льгот устанавливаются следующим категориям детей и семей с детьми:
1) дети первых трех лет жизни;
2) дети, не достигшие семилетнего возраста;
3) дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
4) дети до 15 лет, страдающие хроническими заболеваниями;
5) многодетные семьи;
6) семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
7) матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей;
Статья 25. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям первых трех лет жизни
1. Новорожденные дети обеспечиваются комплектами детского белья.
2. На детей первого, второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).
3. Дети в возрасте до полутора лет не включаются в число проживающих в жилом помещении при начислении платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.
4. Дети первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами.
5. Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы.
Статья 26. Предоставление льгот детям, не достигшим семилетнего возраста , и семьям, имеющим детей, не достигших семилетнего возраста
1. Детям, не достигшим семилетнего возраста, предоставляются следующие льготы:
1) бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте;
2) бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.
2. Отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и другие), предусмотренные Правительством Москвы, пользуются льготами по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
Статья 27. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям, обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования
1. Обучающиеся в 1-4 классах образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием (завтраком).
2. Обучающиеся из социально незащищенных семей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием по решению общественной комиссии образовательного учреждения.
3. Обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования очной формы обучения обеспечиваются льготным или бесплатным горячим питанием в соответствии с правовыми актами города Москвы.
4. Обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях «Школа здоровья» обеспечиваются трехразовым горячим питанием в соответствии с Законом города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве».
5. Обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатными учебниками.
6. Обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
7.Обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студенты, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы.
Статья 28. Оказание натуральной помощи детям до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями
Детям в возрасте до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Москвы, бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).
Статья 29. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот многодетным семьям
1. Многодетным семьям в зависимости от категории детей оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:
1) бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в том числе адаптированных молочных смесей) - на детей в возрасте до трех лет;
2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до шести лет;
3) бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях - до 18 лет) в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;
5) по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь.
2. Многодетным семьям оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:
1) по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях в размерах, установленных Правительством Москвы, а родителям, имеющим 10 и более детей, - освобождение от оплаты их содержания в государственных дошкольных образовательных учреждениях;
2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы;
3) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;
4) право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев;
5) преимущественное право на получение садовых участков;
5) право на бесплатное пользование услугами бань, находящихся в ведении Правительства Москвы.
Статья 30. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет
1. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются следующие льготы:
1) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядкеи на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;
2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы.
2. Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.
3. Дети-инвалиды и их родители (лица, сопровождающие ребенка-инвалида), опекуны и попечители, осуществляющие уход за детьми-инвали-дами, имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с Законом города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».
4. На детей-инвалидов бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).
5. Дети-инвалиды обеспечиваются изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.
6.Дети-инвалиды имеют право на бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.
Статья 31. Предоставление льгот матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей
Матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, предоставляются следующие льготы:
1) бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения;
2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения.
Статья 32. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот иным категориям семей с детьми
1. Отдельные категории семей с детьми имеют право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
2. Дети в возрасте от семи до 18 лет имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев.
3. Порядок и условия проведения мер оздоровительного характера для детей в период летних и зимних каникул устанавливаются Правительством Москвы.
Глава 4. Организация социального обслуживания
Статья 33. Учреждения социального обслуживания
Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы:
1) центрами социальной помощи семье и детям;
2) комплексными центрами социального обслуживания;
3) центрами социального обслуживания;
4) центрами психолого-педагогической помощи семье и детям;
5) социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;
6) социальными приютами для детей и подростков;
7) иными учреждениями, созданными Правительством Москвы, уставной деятельностью которых является предоставление социальных услуг.
Статья 34. Виды социальных услуг
1. Государственные учреждения социального обслуживания города Москвы, указанные в статье 33 настоящего Закона, в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы оказывают социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, со-циально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги.
2. Семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляется социальный патронаж.
Статья 35. Категории семей и детей, которым оказываются социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания
В государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы, указанных в статье 33 настоящего Закона, обслуживаются: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; молодые семьи; семьи несовершеннолетних родителей; малообеспеченные семьи; опекунские семьи; семьи пенсионеров, воспитывающих несовершеннолетних детей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, находящиеся в социально опасном положении, и иные категории семей и детей.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 36. Порядок разрешения споров
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки может быть обжалован в соответствующий вышестоящий орган и (или) в суд.
Статья 37. Финансирование мер социальной поддержки
Финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных насто-ящим Законом, является расходным обязательством города Москвы.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 9 настоящего Закона.
2. Статья 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2006 года в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до трех лет, а с 1 января 2007 года - в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста.
3. Правовые акты города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие оказание социальной поддержки семьям с детьми, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
4. Лица, которым денежные выплаты были установлены до 1 января 2006 года, сохраняют право на их получение в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.
5. Правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Москва, Московская городская Дума