Какой должна быть ответственность за экологические правонарушения. Экологические правонарушения
Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.
Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:
как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);
как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.
Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.
Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
противоправность поведения;
причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.
Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).
Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.
Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;
превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
Дисциплинарная ответственность – санкция, которая распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности. Статьей 192 Тр.К РФ установлены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Возможно лишение премий и других материальных поощрений.
Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей.
Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается администрацией предприятия.
В ряде случаев возможна замена дисциплинарной ответственности на административную, однако такая процедура должна быть прямо предусмотрена в нормативных актах.
Материальная ответственность за экологические правонарушения – имущественная ответственность в соответствии с трудовым, а не гражданским законодательством работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Этот вид ответственности предусмотрен Тр.К РФ.
При наложении на работника материальных санкций соблюдаются следующие условия:
– материальная ответственность ограничивается лишь частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
– материальная ответственность работника согласно трудовому законодательству возможна лишь при наличии его вины;
– учитывается только прямой ущерб, причиненный работником, неполученные доходы не принимаются в расчет;
– работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности;
– для привлечения к материальной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (она налагается не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);
при согласии виновного лица ущерб взыскивается администрацией, в противном случае – в судебном порядке;
– ущерб должен быть возмещен независимо от привлечения работника к другим видам ответственности.
Подгражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.
Имущественная ответственность за противоправное причинение вреда состоит в полном возмещении ущерба. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных ландшафтов и истощение природных ресурсов.
Ст. 77 Закона расширяет понятие вреда окружающей среде: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Данная статья (пункт 3), а также ст. 1064 ГК РФ называет вредом не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. В случае отсутствия таковых – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Возмещение ущерба производится добровольно, в противном случае – по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. На основании их решения вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Учитывая длительность многих природных процессов, иски о компенсации экологического вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Главная особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предусматривает восстановительную функцию, а административно- или уголовно-правовая ответственность – функции карательные.
Административная ответственность за экологические правонарушения – ответственность, наступающая только за конкретные экологические правонарушения, указанные в Законе как административные, и применяемая судами, органами, должностными лицами, комиссиями, лицами, специально уполномоченными рассматривать дела об административных нарушениях (ст. 23.1-23.6 КоАП РФ).
К видам административных наказаний относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, права охоты); 7) административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. За административные правонарушения в экологической области согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-6.
Принятие 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях принесло в область экологического законодательства глубокие изменения. В новом Кодексе перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включен в восьмую главу. Компетенция экологических органов существенно ограничена: в нее входит рассмотрение таких составов, как порча земель, нарушение правил обращения с отходами, правил охраны атмосферного воздуха, среды обитания и правил пользования объектами животного мира, правил охоты и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Исключены из компетенции экологических органов составы правонарушений в сфере рационального использования земель, охраны и использования недр, охраны и использования водных объектов, правил лесопользования, правил охраны рыбных запасов и мониторинга загрязнения окружающей среды.
Ст. 27.4. КоАП РФ сузила правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и свела почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.
Дисциплинарная ответственность за экологические преступления является разновидностью наказания, налагаемого руководством предприятия на трудящегося, виновного в нарушении правил в данной сфере. Вина работника может выражаться как в действиях, так и преступном бездействии. Характерным отличием данного вида ответственности является то, что нарушение законодательства было допущено вследствие ненадлежащего выполнения сотрудником своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.
Привлечение служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение норм экологического законодательства предусмотрено ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок и основания её применения, субъекты и меры наказания закреплены в Трудовом кодексе РФ. Согласно действующему законодательству к экологическим правонарушениям, влекущим за собой наложение дисциплинарного взыскания, относятся:
- Нарушение установленного на предприятии трудового распорядка;
- Невыполнение распоряжения работодателя относительно природоохранной деятельности;
- Нарушение правил техники безопасности в экологической сфере и т.д.
В роли определяющего фактора в данном случае выступает характер правонарушения. Виновное действие или бездействие должно повлечь за собой негативные последствия в сфере обеспечения экологической безопасности и природопользования.
Данный вид ответственности носит диспозитивный характер, то есть применяется по усмотрению работодателя. В случае выявления оснований для наложения взыскания, в отношении служащего могут быть применены следующие меры воздействия:
- Замечание;
- Выговор;
- Расторжение трудовых отношений при наличии соответствующих оснований.
Необходимо учитывать, что степень тяжести проступка должна быть соизмерима со строгостью наложенного взыскания. В случае превышения полномочий и применения такой меры воздействия, как увольнение, за незначительное нарушение, сотрудник может быть восстановлен в должности в судебном порядке, а работодатель должен будет выплатить ему соответствующую компенсацию.
Работник может быть привлечен к ответственности в течение месяца со дня выявления обстоятельств дающих на это право. Однако необходимое решение должно быть принято не позднее 6-ти месяцев со дня совершения правонарушения. Не допускается применение в отношении сотрудника нескольких мер воздействия за один и тот же проступок.
Если работник не согласен с примененным к нему дисциплинарным взысканием, он имеет право обжаловать данное решение. Для этого трудящийся может обратиться:
- В вышестоящую организацию, если таковая имеется;
- Госинспекцию по труду;
- Орган урегулирования индивидуальных трудовых споров;
- В суд.
При этом оспариваться может как само наложение взыскания, так и его величина. Это касается и ситуаций, когда работник несет материальную ответственность за допущенный проступок, если такой порядок прописан в локальных актах предприятия или трудовом договоре. При этом обязанность возмещения причиненного ущерба может возникать как самостоятельно, так и налагаться вместе с дисциплинарным взысканием.
Законодательная база
Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в первую очередь в ст.75 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данной нормой за нарушение законодательства в данной сфере, в зависимости от тяжести совершенного проступка, предусмотрены такие виды ответственности:
- Дисциплинарная;
- Материальная;
- Административная;
- Уголовная.
Работодатель со своей стороны может привлечь трудящегося к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом вина работника должна выражаться в виде невыполнения или ненадлежащего исполнения приказов руководства и своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.
Возможные виды дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении служащего, закреплены в ст.135 ТК РФ. Как уже было отмечено выше, среди них замечание, выговор и расторжение трудового договора.
Кроме указанных взысканий, в отношении виновных лиц могут быть применены иные меры воздействия, если таковые установлены внутренними локальными актами организации. К примеру, временный или постоянный перевод на иную должность, снятие денежных премий на определенный срок и т.п.
Действующее законодательство закрепляет не только виды взысканий, наложение которых допустимо в отношении виновных лиц, но и определяет порядок рассмотрения совершенных правонарушений, привлечения к дисциплинарной ответственности и обжалования принятых решений.
Какие правонарушения относятся к экологическим?
К экологическим относятся правонарушения, которые привели к негативным последствиям в сфере охраны окружающей среды, нанесли вред природным объектам. Такого рода проступки могут быть совершены:
- Лицами, являющимися законными владельцами таких объектов;
- Теми, кто имеет право на их использование;
- Иными лицами, не входящими в первые две группы.
При определении степени тяжести совершенного экологического правонарушения определяется, какой вред был причинен природному объекту: нанесение ущерба, порча, уничтожение. При этом наказание должно быть соизмеримо с причиненным ущербом, поэтому увольнение, как вид дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, не бывает применен за незначительные правонарушения.
Наиболее распространенными видами правонарушений данной сфере являются:
- Нанесение ущерба – вырубка деревьев, загрязнение водных объектов, порча сельскохозяйственных полей и прочее;
- Передача прав собственности на природные объекты, ресурсы в нарушении действующего законодательства;
- Совершение действий, нарушающих правила пользования объектами, введенными для их сохранения;
- Использование природных ресурсов в корыстных целях – к примеру, сбор растений, отнесенных к редким видам, и т.п.
При этом для наказания виновного лица, его действия должны идти не только в разрез с действующим законодательством, но и противоречить возложенным на него трудовым обязанностям. В противном случае привлечение к дисциплинарной ответственности невозможно, однако это не освобождает лицо от возможного административного или уголовного преследования.
Субъекты дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения
Субъектами экологических правонарушений выступают физические и юридические лица, допустившие нарушение норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, правил пользования природными объектами и ресурсами, которые повлекли за собой негативные последствия для них. При этом данные действия должны быть совершены на территории РФ или на иной полномочной ей.
При этом субъектами дисциплинарной ответственности за правонарушения в данной сфере могут выступать сотрудники и руководители предприятий и организаций, чьё невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей повлекло за собой причинение вреда природным объектам.
Привлечение к дисциплинарной ответственности
Согласно норам Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наложение дисциплинарной ответственности на работников производится вне зависимости от формы собственности фирмы, в которой они работают, если трудящимися было совершено экологическое правонарушение. Основанием для наложения взысканиями может послужить:
- Нерациональное использование природных ресурсов;
- Нарушение природоохранных норм и правил;
- Невыполнение установленных государством требований в сфере обеспечения безопасности природных объектов;
- Нарушение иных требований, связанных с охраной окружающей среды.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности закреплен трудовым законодательством, отраслевыми и локальными актами, в том числе учредительными документами предприятия. В последних, помимо прочего, может быть установлена и материальная ответственность за экологические правонарушения.
Меры дисциплинарного взыскания применяются исключительно в случае, если проступок в данной сфере был совершен гражданином в процессе его работы. Также к ответственности может быть привлечено лицо, не исполнившее свои должностные обязанности, в которые входило выполнение действий по обеспечению экологической безопасности и т.п. К примеру, если в выхлопах служебного автомобиля содержание вредных веществ превышает установленные законодательством нормы, то ответственность за это будет нести не водитель данного транспортного средства, а техник, который допустил его к эксплуатации.
Меры дисциплинарной ответственности и порядок их применения
Трудовым законодательством предусмотрено только три вида дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на виновного сотрудника: замечание, выговор и прекращение трудовых отношений. Работодатель также имеет право установить в своих учредительных документах дополнительные меры воздействия.
Для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюсти процедуру, установленную действующим законодательством. Вне зависимости от избранной меры, её наложению должно предшествовать истребование письменного объяснения от сотрудника, допустившего нарушение экологического законодательства. Данный документ необходим для того, чтобы при рассмотрении было учтено мнение всех сторон. В случае если работник отказывается от дачи пояснений, должен быть оформлен соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.
Отсутствие объяснительной служащего не является основанием для отказа от наложения дисциплинарного взыскания. Работодатель при этом получает возможность трактовать все обстоятельства согласно своей точки зрения.
Решение о наложении взыскания на сотрудника должно быть принято не позднее месяца со дня выявления правонарушения. При этом в учет не берется время нахождения работника в отпуске или на больничном. Если для принятия решения необходимо учесть мнение профсоюзного органа трудящихся, то время ожидания его ответа также не учитывается при исчислении срока наложения взыскания.
После принятия решения о мере дисциплинарной ответственности работодатель должен издать соответствующий приказ и ознакомить с ним трудящегося под роспись в течение 3-х дней. Данный документ может быть обжалован служащим в Трудовой инспекции.
Если на сотрудника наложено взыскание, то срок его действия – 1 год. После истечения указанного периода оно снимается автоматически. В ряде случаев возможно и досрочное снятие по инициативе работодателя. В качестве инициатора также может выступать профсоюзная организация или сам сотрудник, но решение будет приниматься руководителем предприятия. Необходимо учитывать, что получение второго взыскания, до снятия первого, является основанием для прекращения трудовых отношений.
Примеры наложения дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения
Дисциплинарное взыскание за экологические правонарушения может быть наложено только на сотрудников ответственных за обеспечение охраны окружающей среды или правильное использование природных объектов и ресурсов. Примером нарушения норм законодательства в данной сфере может выступать несоблюдение ведущим инженером организации правил эксплуатации промышленного оборудования. Если в результате данных действий произошел выброс опасных веществ в окружающую среду – это станет правонарушением инженера, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В качестве примера нарушения экологического законодательства также можно привести действия начальника отдела утилизации отходов, который пренебрег своими обязанностями и не организовал учет движения отходов, а также место для их хранения. Вследствие чего было допущено захламление территории свалки металлоломом и иными отходами производства.
После выявления нарушений, в отношении виновных лиц проводится служебная проверка, итогом которой становится наложение дисциплинарного взыскания.
Законодательные проступки, которые могут быть действием или бездействием в природоохранном законодательстве и которые причиняют вред окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека, именуются как экологические правонарушения. Ответственность за них предусматривается в зависимости от тяжести последствий в виде административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.
Классификация экологических правонарушений
Всю их совокупность подразделяют на три вида:
- проступки в рассматриваемой сфере;
- экологические преступления общего характера относительно природной среды;
- деликты (незаконные действия).
Понятие о юридической ответственности
Через ее применение реализуется госпринуждение по исполнению рассматриваемых требований.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношения, складывающиеся между уполномоченными госорганами в сфере охраны природной среды, а также иными подобными субъектами и физическим или юридическим лицом, которое совершило экологическое правонарушение, по поводу наложения на последнего соответствующего взыскания. При этом для нарушителя наступают неблагоприятные последствия.
При применении юридической ответственности реализуется принцип госпринуждения к исполнению требований природоохранного законодательства.
Функции рассматриваемого вида ответственности
Среди основных можно выделить:
- Стимулирующая к тому, чтобы нарушитель соблюдал природоохранное законодательство.
- Превентивная, заключающаяся в том, чтобы он не нарушал в дальнейшем данные правовые акты.
- Карательная. Любое лицо, совершившее какой-либо проступок, должно за него отвечать. Не являются исключением и экологические правонарушения.
- Компенсационная — направлена на возмещение ущерба окружающей среде и здоровью человека.
Административная ответственность за экологические правонарушения
В сфере охраны природы наибольшее распространение получил именно данный вид ответственности. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в КоАП РФ на федеральном уровне и законах об административных правонарушениях субъектов Федерации на местном уровне.
Ответственным за совершение данного проступка может быть признано физическое лицо, начиная с 16-летнего возраста. Для юридического лица ответственность наступает в том случае, если будет доказано, что оно имело возможности для соблюдения административных правовых норм, но не соблюдало их.
Административная ответственность за экологические правонарушения может осуществляться в виде:
- штрафа;
- лишения спецправа;
- конфискации или возмездного изъятия продукции незаконного природопользования либо орудий совершения данных проступков;
- предупреждение;
- административный арест;
- исправительные работы.
При этом третий из рассматриваемых видов может быть как основным, так и дополнительным, остальные же взыскания применяются только как основные.
Виды экологических правонарушений, влекущие административную ответственность
Они определены в законе «Об охране окружающей среды». К ним относятся:
- несоблюдение нормативов ее качества;
- непроведение госэкологической экспертизы, невыполнение требований, которые были отражены в ее заключении или при предоставлении заведомо ложных экспертных заключений;
- нарушение требований в сфере экологии на разных стадиях проектирования и эксплуатации различных объектов;
- загрязнение окружающей среды, что приводит, как следствие, к ухудшению здоровья человека, наносит вред флоре и фауне, имуществу, принадлежащему физическим и юридическим лицам;
- порча или повреждение природных экосистем, а также иных природных объектов, включая памятники природы, заповедники;
- нарушение порядка и правил добычи, купли-продажи, обмена, импорта-экспорта объектов флоры и фауны, продуктов, созданных на их основе, минералогических и биологических коллекций;
- невыполнение мер, относящихся к обязательным, по восстановлению окружающей среды, подвергшейся нарушению, а также воспроизводству природных ресурсов;
- неподчинение госорганам, выдавшим предписание при осуществлении госэкологического контроля;
- нарушение требований по складированию, переработке, обеззараживанию, утилизации и захоронению различных отходов;
- то же по отношению к поллютантам, включая радиоактивные отходы;
- превышение предельно допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения и другие.
Как уже отмечалось, административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается, в основном, КоАП РФ либо местными административными законами. В них устанавливается, что к ней могут привлекаться и физические, и юридические лица, а также что она может быть применена к должностным лицам последних. Одной из наиболее распространенных мер ответственности за подобные нарушения являются штрафы. Их размер зависит от следующих обстоятельств:
- вида правонарушения и его характера;
- степени вины нарушителя;
- уровня вреда, причиненного им;
- полномочий накладывающего штраф органа.
В соответствии с КоАП размер санкций для физических лиц может составлять 500-2500 руб., для юридических — от 10 тыс. до 300 тыс. руб. Последние, в основном, предпочитают, чтобы в случае, если не удается избежать штрафа, его накладывали на должностных лиц, поскольку его размер в данных обстоятельствах уменьшается до 1000-20000 руб.
Данные меры ответственности могут налагать ОВД, специально созданные комиссии при исполнительных властных органах, должностные лица конкретных контрольно-надзорных органов.
Меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений могут налагаться по упрощенной процедуре без соответствующего обращения в судебные органы.
Суммы взысканных штрафов переводятся на счета соответствующих госэкологических фондов. Виновное лицо, уплатившее штраф, не освобождается от возмещения вреда, что обусловлено тем, что первый является мерой наказания, при этом суммы, полученные в результате ее наложения, поступают на спецсчета внебюджетных экофондов, а не направляются на возмещение вреда.
Помимо судов, административные дела рассматривают ОВД, органы Роспотребнадзора (в случае повреждения или уничтожения знаков различных санитарных зон, курортов, лечебно-оздоровительных местностей, непредоставления правдивой информации о состоянии атмосферного воздуха, радиационной обстановке, источниках питьевого водоснабжения), органы, осуществляющие госэкологическую экспертизу
Дисциплинарная ответственность
Она является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Для нее характерны все признаки последней, а также имеются свои индивидуальные, к которым относятся:
- дисциплинарный проступок, совершенный виновным лицом;
- источником ее установления с правовой точки зрения являются законодательные и другие официальные акты;
- к ней могут быть привлечены работники, у которых с работодателем заключен трудовой контракт;
- наложение дисциплинарных взысканий к нарушителю трудовой дисциплины, таких как замечание, выговор, включая его строгую форму, а также увольнение;
- их могут налагать соответствующие субъекты, которым делегированы полномочия по использования дисциплинарной власти;
- последняя реализуется в виде дисциплинарного производства.
Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения может наступать по отношению к противоправным действиям, ненадлежащему исполнению или неисполнению работником тех трудовых обязанностей, которые соотносятся с экологическими правами по трудовому контракту или временному поручению топ-менеджмента организации. Здесь объектами правонарушений выступают как окружающая среда, так и правила распорядка, установленные внутри хозяйствующего субъекта.
Как разновидность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения выделяется депремирование различных категорий нарушителей на основании справки соответствующих органов по охране природы.
Наложение подобных взысканий не освобождает виновное лицо от других видов ответственности.
Материальная ответственность
Она представляет собой комплекс юридических мер, которые призваны сохранить природу и подойти дифференцированно к оценке причиненного вреда и виновным в этом деянии.
Для материальной ответственности за совершение экологических правонарушений характерны следующие признаки:
- она лимитируется определенной частью дохода и должна быть сопоставима с размером ущерба, за исключением некоторых случаев, оговоренным законодательными актами;
- работник определенного хозяйствующего субъекта может нести данный вид ответственности только в случае наличия его доказанной вины;
- упущенная выгода вследствие причинения ущерба конкретным работником не подлежит возмещению;
- если он был причинен при нормальном производственном риске, то работники, его допустившие, не должны подвергаться материальной ответственности;
- последняя должна наступить не позднее 2 недель с момента нанесения ущерба;
- внесудебное взыскание может быть наложено администрацией хозяйствующего субъекта в том случае, если работник с этим согласен;
- ущерб возмещается вне зависимости от того, привлекается ли работник к иным видам ответственности за данный проступок.
Данная ответственность может быть применена в следующих случаях:
- несоблюдение ПДК выбросов в различные оболочки Земли, иные противоправные действия нарушителя;
- нанесенный ущерб природе, включая повреждения конкретного природного объекта, убытки из-за нарушений экологического законодательства, расходы на восстановление нарушенного объекта;
- установления причинной взаимосвязи между наступившим вредом и противоправным поведением нарушителя.
Этот вид может быть частичным (при неосторожной форме вины) или полным (в случае умышленного причинения ущерба).
Таким образом, понятие ответственности за экологическое правонарушение включает не только те виды из них, которые определяются одноименными кодексами, но и те, которые определяются нормами права.
Уголовная ответственность
Ее специфика в рассматриваемой сфере заключается в следующем:
- основание привлечения — правонарушение в области экологии со всеми признаками преступления в рассматриваемой области;
- объектом состава выступает комплекс общественных отношений, которые складываются в области охраны природы и экологии;
- к данному виду привлекаются лишь физические лица, осуществление функций которыми связано с определенными воздействиями, оказываемыми на природную среду;
- меры наказания при данном виде ответственности могут сводиться к штрафу, обязательным и исправительным работам, лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.
Цели уголовной ответственности за экологические преступления:
- обеспечение ;
- установленного порядка осуществления деятельности, связанной с определенным воздействием на природную среду;
- защита экологических интересов и прав физических лиц;
- обеспечение экологической безопасности по отношению к конкретным территориям и гражданам;
- предупреждение ухудшения качества природы и угроз гибели ее объектов.
Наиболее часто применяется такой вид уголовной ответственности, как лишение свободы.
Для разрешения некоторых вопросов, которые требуют спецзнаний в области охраны природы и экологии, в качестве экспертов могут быть привлечены различные биологи, включая экологов, а также санитарные врачи.
Предметом экологического преступления не являются кустарники, древесная растительность, произрастающие на садово-огородных участках, землях с/х назначения, кроме защитных лесополос, а также такие из них, которые были повреждены в результате стихийных сил природы.
Отличие уголовной ответственности за экологические правонарушения от административной нужно проводить по нескольким признакам:
- наличие крупного ущерба;
- использование самоходного плавающего или другого механического транспортного средства, различных химвеществ, средств массового уничтожения в рыболовстве;
- места совершения проступка или преступления.
Подследственность уголовных дел в экологическом отношении в основном относится к райсудам.
В 26 главе УК РФ установлены экологические преступления, за которые может наступить уголовная ответственность. К ним относятся:
- нарушение правил охраны природы при осуществлении работ или обращении отходов и экологически опасных веществ;
- загрязнение гидро-, атмо-, литосфер;
- нарушение правил охраны недр и рыбных запасов;
- незаконная охота;
- уничтожение ареалов организмов, занесенных в Красную Книгу РФ.
Специальные экологические составы встречаются и в иных УК РФ. К ним можно отнести сокрытие информации о тех обстоятельствах, которые создают опасность для здоровья или жизни людей, экоцид, нарушение требований по безопасности на объектах атомной энергетики.
Помимо этого, выделяют смежные составы преступлений. К ним относят те из них, которые выполняют соответствующие экологические функции только в определенных обстоятельствах. К ним могут относиться:
- регистрация незаконных сделок с землей;
- нарушение правил безопасности при проведении различных работ, а также некоторые другие.
Также выделяют составы, не относящиеся напрямую к экологическим, но которые в некоторых обстоятельствах могут быть использованы для целей защиты природы. К ним, в частности, можно отнести превышение служебных полномочий, служебный подлог и другие.
Гражданско-правовая ответственность
Она является одним из видов правовой ответственности за экологические правонарушения. Она может использоваться совокупно вместе с применением мер административного, уголовного и дисциплинарного воздействия.
В ГК РФ определено, что под экологическим вредом понимается какое-либо ухудшение состояния природы из-за нарушения экологических требований с умалением любых благ, включая имущество физических лиц и хозяйствующих субъектов, здоровье и жизнь человека.
В гражданских делах могут быть рассмотрены такие из них, которые связаны с ответственностью за экологические правонарушения из-за упущенной выгоды или возмещением морального вреда в случае, например, уничтожения зеленых насаждений.
Основания ответственности определены в ГК. К ним относятся:
- противоправность действия или бездействия;
- причинная взаимосвязь между ними и причинением вреда;
- вина нарушителя.
В большинстве случаев в том случае, если нарушитель докажет то, что ущерб был причинен не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. Но если последний был причинен в результате применения источника повышенной опасности, то освобождение не наступает.
Такая ответственность за экологические правонарушения по-другому называется имущественной. Таким образом, она направлена на возмещение, прежде всего, соответствующего ущерба конкретному лицу.
В заключение
Выделяют различные виды рассматриваемой ответственности. К ним относятся и административная, и уголовная, и дисциплинарная, и материальная, и гражданско-правовая. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена за совершение действий, которые причиняют ущерб природной среде, и, как следствие, жизни и здоровью человека. В зависимости от тяжести последствий, величины ущерба и некоторых других факторов может использоваться тот или иной вид ответственности или возможно их совокупное действие.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.
Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.
Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде . В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.
Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.
При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.
Административная ответственность
К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.
Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;
- на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
- на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.
Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.
Уголовная ответственность
За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.
К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха , незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.
Имущественная ответственность
Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.