Закон об административной ответственности за экологические правонарушения. Административные экологические правонарушения
Введение
Глава 1. Общая характеристика административного правонарушения
1.1 Понятие и виды административных правонарушений.
1.2 Особенности и отличительные черты административных правонарушений
Глава 2. Экологические правонарушения: понятие, субъект, объект
2.1 Понятие и виды экологического правонарушения
2.2 Субъекты и объекты ответственности
Глава 3. Ответственность за экологические правонарушения
3.1 Органы, осуществляющие контроль за экологической деятельностью
3.2 Ответственность за экологические правонарушения
Глава 4 Проблемы правоприменительной практики
4.1 Проблемы разграничения оснований привлечения к уголовной и административной ответственности в сфере охраны окружающей среды
4.2 Проблемы осуществления контроля за решением вопросов экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения
Заключение
Список использованных источни ков
Введение
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды.
С каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические правонарушения причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека.
Изучение экологического законодательства важно потому, что правонарушения преступают интересы, обуславливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других субъектов.
Свод законодательных актов, существующих в РФ и касающихся защиты окружающей среды, служит одним из основных инструментов в деле сохранения и восстановления природы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды.
Предметом – административная ответственность за экологические правонарушения. Цель данной работы состоит в кратком обзоре и анализе сущности явления экологических правонарушений, а также в обзоре видов и степеней ответственности, предусмотренных законом за экологические правонарушения.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Дать определение и классификацию понятию и видам экологических правонарушений;
Проанализировать субъект, объект правонарушения, субъективную и объективную стороны правонарушения;
Определить статус органов, осуществляющих контроль за экологической деятельностью;
Охарактеризовать особенности административной ответственности за экологические правонарушения;
Определить круг проблем в сфере административной ответственности за экологические правонарушения.
В связи с заявленной проблемой исследования, а также определенной спецификой поставленных задач, необходимо отметить, что рассмотрение правовых основ административной ответственности за экологические правонарушения предполагает применение соответствующих методов исследования, которые позволят добиться более эффективной реализации имеющихся данных. Основой исследовательского подхода данного исследования стал синтез дедуктивного и индуктивного метода. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом эмпирической составляющей, практики применения этих норм в правоприменительной сфере. В качестве специального метода исследования применен формально-юридический метод.
При исследовании темы использованы монографии и статьи из периодических изданий таких авторов как А.Б.Венгеров, Н.С.Малеин, Ю.А.Денисов, Н.А.Матузов, А.В.Малько и др.
1.1 Понятие и виды административных правонарушени й
Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния.
Противоправность - это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Итак, первый признак административного правонарушения - общественная вредность.
Второй признак - административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Третий признак административного правонарушения - это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.
Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения - это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.
Пятый признак административного правонарушения - виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.
Шестой признак административного правонарушения - наказуемость. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. В большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но в ряде случаев наказание не может быть применено, например, истек срок давности, отменена норма и т. д. .
Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.
Прежде всего, необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ). Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).
В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).
Что касается соответствующих законов, то можно упомянуть о Законе от 14 февраля 2003 г.№99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (с изменениями на 12 марта 2004 г.). В главе 4 настоящего закона, статья 4.2. устанавливает ответственность за совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.
Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).
Наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7 ) Кодекса об административных правонарушениях.
Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц .
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:
1. Предупреждение;
3. Возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты );
7. Административный арест.
При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса ), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:
1. Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
2. Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
4. Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
5. Порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
7. Невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
8. Неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
10. Несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.
Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.
Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд . Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.
Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда ; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.
Макарова Анастасия Сергеевна,студент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]
Административная ответственность за экологические правонарушения
Аннотация.В данной статье определяется понятие административной ответственности, применяемой за экологические правонарушения. Раскрывается сущность административной ответственности и ее особенности. Приводятся классификации перечня административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и виды наказания за данные правонарушения. А также выявляются основные функции административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства.Ключевые слова:административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, природоохранное законодательство.
В настоящее время добыча и переработка минерального сырья является основой Российской экономики. Научнотехнический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду приводят к обострению экологической ситуации в стране: загрязнение природной среды, истощение запасов природных ресурсов, ухудшение здоровья населения и т.д. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является охрана окружающей природной среды.С каждым годом количество экологических правонарушений увеличивается. Экологические правонарушения приводят к неблагоприятным сдвигам в области охраны окружающей среды и природопользования.В законе не предусмотреноточногоопределение понятия экологического правонарушения. Ночаще всегоподадминистративнымэкологическим правонарушением принимаютлюбое противоправное, виновноедействие либо бездействие физического или юридического лица, не соответствующее экологоправовым нормам и за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность является многоаспектной и многогранной категорией административного права.Она требует наиболее глубокого и полного изучения, по многим причинам:Вопервых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, контролируемого административноправовыми нормами. Понимание юридической природы административной ответственности, способностьсопоставлять меры административной ответственности с другими типамиадминистративноправового принуждения является важнейшей задачей административного права, административноправовой науки и юридической практики.
Вовторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок использованиямер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, называемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного надзора в различных областях: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасностипожарной безопасности и т. д.
Втретьих, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое исполняется совместными действиямиорганов и должностных лиц исполнительнойвласти, местного самоуправления, судьями. Профессор А.Б.Агапов считает, что «административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к (физическому, юридическому) лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности»Профессор Д.М.Овсянко под административной ответственностью понимает «применение мер наказания за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц».Обобщив наиболее распространённые определения административной ответственности, еёможно определить как видюридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделённым соответствующими полномочиями,административного наказанияк физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».Административная ответственность характеризуется:вопервых, наличием собственной нормативноправовой основы, регулирующей разнообразные аспекты правоохранительной деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления;вовторых, носит всеобщий характер, то есть ее нормы и правила обязательны для всех лиц,как физических, так и юридических;втретьих, назначается только за административные проступки.Основополагающими принципами административной ответственности являются:1)принцип законности;2)принцип неотвратимости ответственности;3)принцип индивидуализации ответственности;4)принцип справедливости;5)принцип презумпции невиновности (состоит в том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом обадминистративных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.)6)принцип целесообразности(предполагает соответствие избираемой меры административноправового воздействия целям административной ответственности)7)принцип гуманизма (состоит в том, что мера наказания не должна унижать человеческое достоинство, его честь и другие естественные права и свободы человека)Административная ответственность в сфере экологических правонарушений наступает только за совершение деяния, содержащий конкретный состав административногопроступка. В отличие от других видов юридической ответственности имеетнадведомственный характер.Особенность административной ответственности в области природопользования и защиты окружающей среды состоит в следующем:предметомсостава экологического правонарушения считается совокупность общественных отношений складывающихся в сфере применения и охраны недр, земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, а также животного и растительного мира;наступает только за конкретные правонарушения, определенные в законодательстве в качестве административных;административная ответственность за экологические правонарушения предусматриваетпредупреждение, назначение административного штрафа, конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, изъятие лицензии на использование ресурсов, возмещение нанесенного вреда природной среде, и административное выдворение для иностранных граждан и лиц без гражданства;кадминистративной ответственности привлекаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, а также должностные и юридические лица;применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;согласно статье 3.2 КоАП РФ могут быть применены только предусмотренные законом взыскания, но статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от них при малозначительности проступка.Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождаетвиновное лицоот обязанности возмещения причиненного экологического ущерба (вреда). Это объясняется тем, что хоть штраф и носит материальный характер и является мерой наказания, а не возмещение вреда: соответствующая сумма штрафа идет не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законом в бюджет или специальные счета экологических фондов.Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати МРОТ(минимальный размер оплаты труда); на должностные лица от 3 до 200 МРОТ; на юридические лица от 100МРОТ.В гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» включается ряд статей, предусматривающих административную ответственность за экологические правонарушения. Перечень административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно условно классифицировать по различным критериям.По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб,их делят на следующие группы:1)в сфере экологической информации (ст.8.1,8.4,8.5,8.40);2)охрана земель (ст.8.6,8.7,8.8);
3)охрана недр (ст.8.9,8.10,8.11);
4)охрана атмосферного воздуха (ст.8.21.);
5)охрана водных ресурсов (ст.8.12–8.20.);
6)охрана лесов (ст.8.24–8.32.);
7)охрана животного мира (ст.8.33–8.38.);
8)размещения отходов производства (ст.8.2,8.19);
9)в области сельского хозяйства (ст.8.3);
в области транспорта (ст.8.22,8.23).Также можно условно разделить на следующиегруппы:Первая группа состоит из правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение базовых экологоправовых норм, распространяющихся на все институты экологического права. К таким требованиям относятся: статья 8.4. КоАП РФ «Нарушение законодательства об экологической экспертизе»; статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации», Статья 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», Статья 8.46. «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений»Во вторую категорию входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. Таких,как порча земель(статья 8.6.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных объектов(Статья 8.13.КоАП РФ);Нарушение правил охраны атмосферного воздуха(Статья 8.21.КоАП РФ); Нарушение правил использования лесов(Статья 8.25.КоАП РФ); Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов(Статья 8.38.КоАП РФ); Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов(Статья 8.33.КоАП);В третью группу входит состав правонарушения, определяющие ответственность за несоблюдение законного порядка земель с особым экологоправовым статусом. Например, Статья 8.7.КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;В четвертую группу включают составы правонарушения изза не соблюдения условий в сфере охраны окружающей среды в хозяйстве или иной деятельности. К таким относят Несоблюдение экологических и санитарноэпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами(Статья 8.2. КоАП РФ); Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления(Статья 8.44. КоАП);Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств(Статья 8.15. КоАП РФ);Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов(Статья 8.26.КоАП РФ). и др.Административная ответственность за экологические преступления осуществляет несколько ключевых функций:стимулирующую к соблюдению экологоправовых норм;компенсирующую, нацеленную на возмещение потерь в окружающей среде и возмещение ущерба здоровью человека;предупредительную, обеспечивающуюпредотвращениеновыхпреступлений;карательную, заключающуюся в наказании виновного за совершение природоохранных правонарушений.Кроме главы 8 КоАП РФ о совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающейсреды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В данных статьях перечислены виды юридической ответственности, в том числе и административной, за не соблюдение экологического законодательства.Несоблюдение природоохранного законодательства, а также невыполнение правил охраны окружающей природной среды на сегодняшний день считается крайне опасным, в связи с этим законодательством за правонарушением в данной сфере предусмотрена различного рода юридическая ответственность в зависимости от вины, уровня природоохранной угрозы, а так же экологического риска.
Составы экологических административных правонарушений сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Некоторые из них помещены в гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», а также часть в гл.10. «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Имеется часть составов экологических правонарушений и в гл. 19 «Административные правонарушения против порядка управления».
Административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст.8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст.8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5).
В КоАП РФ предусмотрена эта ответственность за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и комплексов природы. Ответственность предусмотрена ст. 8.6-8.40 КоАП РФ. Это нарушение правил охраны и использование земель (порча земель, ст. 8.6) и другие нарушения, связанные с повышением обязанностей по целевому использованию, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охраны почв (ст.8.7-8.8).
Административная ответственность за нарушение правил и требований по охране и рациональному использованию, а также проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.10 - 8.11).
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены также статьями КоАП РФ 8.12- 8.15.
Ответственность по указанным статьям наступает за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Далее, составы административных правонарушений, связанные с нарушением правил охраны и использованием континентального шельфа и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18 –8.21).
Ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, связанных с эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст.8.21 –8.23). Ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов, освидетельствования мест рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, а также нарушений правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования и др. (ст. 8.25 –8.32).Составы правонарушений, влекущие ответственность за нарушение правил охраны и использование животного мира, уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил среды обитания или путей миграции животных, нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34), уничтожение редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст.8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст.8.37) и
нарушение охраны рыбных запасов (ст. 8.38), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст.8.39).
Административная ответственность наступает за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Административную ответственность несут военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ).
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
В административном законодательстве экологические правонарушения сформулированы по следующим группам: охрана собственности на природные ресурсы (гл.7); охрана окружающей среды и природопользования (гл.8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10).Группа экологических правонарушений связанных с нарушением законов в области охраны собственности на природные ресурсы это следующие: самовольное занятие земельного участка (ст.4.1), уничтожение специальных знаков (ст.7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.4), самовольная добыча янтаря (ст.7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст.7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или
водоохранного сооружения, устройство или установка (ст.7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст.7.10), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст.7.16).
Перечисленные составы административных правонарушений, совершаемые в области охраны собственности на природные ресурсы в целом охватывают круг экологических отношений, возникающих по использованию и охране окружающей среды.
Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Как видно из содержания статьи в новом Кодексе не употребляется термин «административный проступок», а используется понятие «административное правонарушение». Административная ответственность наступает в том случае, если по своему характеру действия правонарушителя не влекут за собой уголовной ответственности. Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Граждане привлекаются к административной ответственности при достижении к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. Ко АП РФ). Что касается административной ответственности должностных лиц, то они подлежат указанной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).
Под должностным лицом административное законодательство понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющие функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных органах и муниципальных образованиях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включают в себя также большую группу составов правонарушений. Ответственность за указанные правонарушения определена статьями 10.1-10.3,10.6-10.10 КоАП РФ.
К примеру, ст.10.2 КоАП РФ « Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантийной продукции (подкарантийного материала, подкарантийного груза)» и другие статьи направленные на охрану окружающей среды в сельском хозяйстве. А ст. 10.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил в области сохранения животных. Как видно из названных составов, экологические административные правонарушения совершаются физическими лицами (гражданами и должностными лицами), а также и юридическими лицами.
Порядок привлечения виновных к административной ответственности за экологические правонарушения регулируются нормами КоАП РФ и Правилами осуществления экологического контроля должностными лицами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальными органами, утвержденными Минприроды России 17 апреля 1996г.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения; конфискация орудия совершения или
предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу;административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация (ст. 3.2 КоАП РФ).
Наиболее широкое распространение в практике применения наказания получил штраф. Основной целью данной меры наказания является
предупреждение противоправных действий, совершаемых в более грубых формах,
и влекущих пагубные последствия для объектов природы. Действующим законодательством предусмотрена возможность индексации размеров штрафов, налагаемых в области охраны окружающей среды и природопользования.
Органам, которым предоставлено право налагать административные взыскания, являются специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области управления природопользованием и охраны окружающей среды (санитарно-эпидемиологический надзор, комитеты по охране природы субъектов Федерации, органы земельного контроля, инспекции труда профессиональных союзов и другие).
В соответствии с п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Аналогичные правила административного наказания устанавливаются и для юридических лиц.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Важную роль в деле обеспечения правопорядка в области охраны окружающей среды играют государственные инспекторы. Они осуществляют меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. К примеру, при обнаружении экологического правонарушения
рыбинспектор, охотинспектор составляют в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении. Физическому лицу предоставляется возможность ознакомиться с содержанием протокола, и он вправе сделать замечания, которые прилагаются к протоколу.
На основании протокола государственный инспектор по охране окружающей среды выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение на основании ст.75 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 3.5 Ко АП РФ.
Размер штрафа налагаемого на виновного зависит от степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Постановление о наложении штрафа составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых один вручается виновному под расписку или отправляется по почте.
В течение 15 дней сумма штрафа должна быть оплачена. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или арбитражном суде. Виновный не освобождается от возмещения вреда причиненного экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.78 Закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды осуществляются добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Внешне близкими к административным штрафам являются некоторые денежные санкции, применяемые в области гражданско-правовых отношений. Таковы, в частности, неустойки, взыскиваемые за нарушение правил отпуска леса
на корню. Их, однако, нельзя отождествлять с административными штрафами, так как каждому из них присущи специфические признаки.
В принятом законе РФ от 22 июня 2007г. № 116 –ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Закон был направлен на ликвидацию МРОТ, поскольку это затрудняло подсчет денежного взыскания в качестве административного
наказания лиц, нарушающих экологическое законодательство.
В ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф определяется как денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающим пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей или может выражаться в величине кратной. Далее законодатель поясняет, в чем конкретно выражается эта кратность. Подчеркнем, что не вполне оправдан порядок, когда администрация государственных заповедников, государственные инспекторы по использованию и охране земель, по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок передают подготовленные ими материалы для рассмотрения их в административные комиссии при муниципальных органах.
Вследствие такой передачи затягиваются сроки рассмотрения дел, в ряде случаев они решаются менее квалифицированно, чем специальными органами, возникает излишний документооборот между инспекциями и административными комиссиями, усложняется контроль за выполнением принятых решений. Комиссия нередко проявляет либерализм по отношению к правонарушителям, дает им возможность уклонится от предусмотренной законом ответственности.
Практика показывает, что эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования зависит от оперативности производства по делам об административных правонарушениях (многие дела рассматриваются с нарушением установленного 2-х месячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящимся правонарушении – двух месяцев со дня обнаружения). Имеются и другие причины, ведущие к снижению эффективности административной деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями.
В последние годы в практике применения норм природоохранительного законодательства имелась тенденция к ужесточению ответственности. Так, были внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 22 июня 2005 года1. В основном эти изменения касаются статьей 8.24-8.32. Речь в них идет об ответственности в области охраны окружающей среды.
К примеру, статья 8.26 в КоАП РФ «Нарушение правил осуществления побочного лесопользования», содержание которой не всем понятна. По существу речь в ней идет о выпасе скота там, где запрещено, о самовольном сборе или уничтожением» лесной подстилки», то есть мхов, лишайников, покрова болот. Кроме того, в этой статье говорится о том, что нарушением также являются размещение пасек, где не положено, заготовка древесного сока, грибов и ягод там, где этого делать нельзя. В связи с изменением статей санкции таковы: штрафы выросли, и появилась конфискация «орудия совершения правонарушения» и
заготовленной продукции. В статье 2.28.говорится о незаконной порубке деревьев, их повреждении или выкапывании кустов, лиан и деревьев. Причем как в лесу, так и в лесных питомниках и на плантациях. В указанной статье существовал только один пункт. Теперь появился второй пункт, которой определяет, что если уничтожение или выкапывание кустов, лиан, деревьев происходит с использованием механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и прочей техники и если эти действия не подпадают под уголовную ответственность, а лишь под административную, то штраф будет взиматься с граждан - от 1.5 до 2.5 тысяч рублей с конфискацией выкопанного и техники, а с должностных лиц – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей. С юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. И везде тоже предусмотрена конфискация техники и выкопанных растений. Чтобы эти новые статьи заработали, тем же федеральным законом внесены изменения в статью 23.1. В ней речь идет о судьях рассматривающих административные дела. В перечень добавлены статьи, в которые внесены изменения.
Вместе с тем, подчеркивая положительное явление - увеличение штрафов, отметим, что размер их все же небольшой за уничтожение природных объектов. Но выкопанное, добытое или заготовленное с лихвой его покроет, и дает еще определенную выгоду. Поэтому должны быть такие санкции, которые не дадут возможности уничтожить природу.
Кроме того, введена новая статья 8.41, устанавливающая ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Представляется, что применение указанной статьи, природоохранительными органами в какой-то мере улучшит состояние окружающей среды.
Показательным является возрождение административных комиссий в субъектах федерации. Так, В Челябинской области Законодательным собранием от 27 сентября 2007г. принят закон «Об административных комиссиях». Закон разрешил муниципалитетам создавать административные комиссии, которые будут рассматривать лишь дела о нарушениях, предусмотренных региональным законом « Об административных правонарушениях». Такой подход к решению этого вопроса не противоречит федеральному законодательству.
Комиссии будут рассматривать дела о нарушениях местных правил, касающихся благоустройства и озеленения территории, без билетного проезда в транспорте, содержания животных и другие дела на местном уровне.
Предполагается, что административные комиссии помогут разгрузить мировых судей. Решение административных комиссий является обязательными к исполнению. Количественный состав комиссии как минимум будет составлять 5 человек, из которых все кроме руководителя будут осуществлять свои функции на общественных началах.
Закон определил – в муниципалитетах с численностью населения до 95 тысяч человек председатель будет работать на полставки, в городах и районах с населением более 95 тысяч человек – на ставке. Так, В Челябинске и Магнитогорске комиссии будут создаваться в каждом районе. Для этого выделено семь и три ставки соответственно. Эти цифры минимальные каждый, муниципалитет может увеличить число комиссий, расширить их численность, добавить оплачиваемые должности. Финансовые расходы возьмет на себя областной бюджет.
Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Закон "Об охране окружающей природной среды" тоже раскрыл понятие административного правонарушения - виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере охраны окружающей природной среды, за которые законом предусмотрена административная ответственность (ст. 84 Закона).
О.Л. Дубовик раскрывает понятие административного правонарушения в следующем виде: "Административным правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан" право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользователем и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 4. С. 13 - 16.
Существенным нововведением Кодекса об административных правонарушениях является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц, возможно, было привлечь к административной ответственности только рядом законодательных актов субъектов РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1.КоАПРФ).
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначенное административное показание юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Помимо главы 8 КоАП РФ об за совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В указанных статьях Федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат бланкетные нормы права. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.
К примеру, ФЗ РФ от 15 февраля 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается административная ответственность для граждан и должностных лиц в виде штрафа за различные нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды на особо охраняемых природных территориях (ст. 36).
В Законе РФ от 02 апреля 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об атмосферном воздухе. Но в данном нормативном акте не устанавливается ни субъективный состав, ни размеры ответственности за такие правонарушения. Перечисленные же в законе составы фактически совпадают с составами Кодекса об административных правонарушениях. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.
Несмотря на такое большое количество нормативных актов, из года в год растет число экологических правонарушений. С 1996 г. по 2006 г. этот рост составил примерно 100% в абсолютных цифрах. По отдельным видам природных ресурсов число правонарушений выросло (в %): земля - 15; недра -100.
В то же время рост числа лиц, привлеченных к административной ответственности за тот же период, составил только 70% (по данным ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды). Та же картина и по различным видам природных ресурсов.
Так, в октябре 2005 года Мелеузовским районным судом РБ были рассмотрены дела по заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора к Салаватской межрайонной инспекции по охране животного мира о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях в отношении граждан.
Суть дела состояла в том, что Государственными инспекторами инспекции по охране животного мира по Мелеузовскому району были вынесены 12 постановлений по делам об административных правонарушениях в виде нарушения правил пользования животным миром в отношении граждан и наложены административные взыскания в виде штрафа. Основывались при этом они на пункты 4.4, 5.4.4 Положения об "Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства". Хотя в 2001 году Верховный суд РБ признал данный акт недействительным.
В результате, Мелеузовский районный суд данные постановления отменил.
Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест. На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры ответственности, это не только не находит должного понимания, но и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий и представителей власти.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ группирует экологические правонарушения в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования".
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. "К") Конституции Российской Федерации и ст. 2 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации.
Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. - С. 320.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездие изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова - ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.
Как уже отмечалось ранее, в соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологическое правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должность лиц - от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 340.