Концепция устойчивого развития и проблема экологической безопасности. Безопасность и устойчивое развитие Безопасность и устойчивое развитие бжд
Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации
Безопасность человека и общества - какое место она занимает в жизнеорганизации мира, есть ли абсолютная ʼʼзаданность судьбыʼʼ или можно управлять безопасностью человека и общества понижая или повышая риски катастроф? Как можно структурировать существующие и вновь возникающие угрозы, почему человек и общество вплоть до XXI века от Рождества Христова не сконцентрировали свою энергию на безопасности как таковой?
Человек и общество постоянно, в контексте всех жизненных процессов, так или иначе управляет собственной безопасностью, совершая или не совершая те или иные поступки. Можно ли что-либо изменить в поведении людей с помощью этих новых знаний, полученных с опорой на создаваемую теорию безопасности? Мы считаем, да. Логика запуска механизма человеческой деятельности должна быть такой: мотивация - формирование решений - действия; для государства: программа - закон - технология; для общества: явления -культура (мировоззрение) - практика жизни (рис. 5).
В случае если опираться на существующую практику жизни, то мы видим неудовлетворенность и разочарование большинства людей результатами своей жизни в современном российском обществе и государстве. Основными факторами их раздражения являются ʼʼуязвимость, отсутствие безопасностиʼʼ, невозможность удовлетворить необходимые материальные и культурные потребности и отсутствие условий для самореализации. Люди, естественно, с надеждой смотрят в сторону государства, требуя изменить положения дел.
А что же мы понимаем под безопасностью? Какие опасности нам угрожают? Угрожают каждому человеку в отдельности, группе (части общества), проживающей на определенной географической территории, государству, обществу, человечеству? Знаем ли мы угрожающие нам опасности или нет? Какими из них можно пренебречь, от каких защититься и как, какие угрожают человеку конкретному, какие группе, какие государству, обществу, человечеству. Оказывается, мы не знаем их. А как же тогда обеспечить приемлемую безопасность?
Теория безопасности может дать ключ к решению задачи управления кризисами в обществе, так как здесь мы имеем дело с взаимодействием сложных систем. Практика организации защиты населения от катастроф говорит нам, что мы имеем дело с несколькими сложными системами: природной (окружающая среда), технической (техносферой) и социальной (общество) (рис. 6 ). Только соприкасаясь с социальной системой, природные и технические системы приводят к стихийным бедствиям и катастрофам.
Остановимся на некоторых аспектах проблемы безопасности и роли политики безопасности в формировании стратегии устойчивого развития государства.
Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. При этом столь упрощенное, чисто лингвистическое толкование данного понятия как отсутствие опасности или как ʼʼотсутствие угроз приобретенным ценностямʼʼ, или как" условие жизнедеятельности личности, общества и государства представляется неправомерным, поскольку при этом как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существуют опасности самого различного характера. По этой причине категория ʼʼбезопасностьʼʼ - не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.
По этой причине применительно к практическим потребностям под ʼʼбезопасностью жизнедеятельностиʼʼ принято понимать состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из этого определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа и общество.
В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные признаки. Среди них прежде всего следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности. Учитывая зависимость отобъекта͵ жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются, к примеру, такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственныхслужащих и т.д.
При этом под безопасностью того или иного объекта имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внутренних и внешних угроз. Учитывая зависимость отхарактера угроз, их источника, специфики можно выделить виды безопасности (рис. 7 ), которые в свою очередь делятся на частные виды безопасности от конкретных угроз.
В реальной жизни человеческого общества жизненно важные интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных видов угроз, в связи с этим особую практическую значимость имеет выделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. Именно по этому принципу классифицированы жизненно важные интересы, угрозы и направления обеспечения безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее обобщенно подобную классификацию можно ограничить выделением пяти видов безопасности (рис. 8 ).
В этом случае под тем или иным видом безопасности принято понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. Подобный подход позволяет рассматривать национальную безопасность как единую систему видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. Практика свидетельствует, что все эти подсистемы тесно связаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом. Безусловно, на каждом этапе исторического развития приоритеты тех или иных видов безопасности объективно меняются и потому важнейшей задачей обеспечения безопасности является достижение в каждый временной период определенного рационального соотношения между различными видами безопасности.
В случае если мы всерьез хотим следовать идее устойчивого развития и сделать наш мир максимально безопасным, наше сознание должно быть в корне изменено (рис. 9 ). Анализ многих аварий и катастроф, включая крупнейшие, показывает, что зачастую их источником, ʼʼслабым звеномʼʼ является не только стихия или техника, а человек. Значительная часть опасностей и рисков находятся внутри нас. В изменении отношения людей к себе и друг к другу - огромный ресурс и для решения глобальных проблем, и для повышения устойчивости нашего развития. Здесь огромное поле исследований для психологов, социологов, системных аналитиков.
Сегодня любой человек испытывает двойственное ощущение реальности (рис. 10 ). Он в изобилии получает контрастные картины, с одной стороны, великолепных технических и организационных достижений, неизбежности и прогрессивности повсюду происходящих перемен, а с другой стороны - совершенно неприемлемых, противоречащих здравому смыслу хозяйственных или организационных деяний, огромного разрыва между тем, как нужно действовать и как человек действует в окружающем его непосредственном мире.
Масштабность проблем и безотлагательность их решений требуют также вести речь об изменении научной картины мира. Менталитет человека, живущего в прочном, стабильном из века в век мире, и человека, берущего на себя ответственность за решение глобальных проблем строительства стратегии будущего, существенно отличаются.
В семидесятые годы прошлого века был достигнут существенный прогресс в термодинамике, который привел к появлению новой науки - синергетики . Синергетика объяснила возможность падения энтропии, ᴛ.ᴇ. самоорганизации хаоса; произошла интеграция далеких друг от друга областей знания, в частности, объединение физики с биологией. Синергетика создает новый образ жизни. Она основана на идеях системности и целостности мира, на общих законах развития всех уровней, материальности и духовности, на взаимосвязях хаоса и порядка. Синергетика исследует открытые термодинамические системы вдали от равновесного состояния. Такие системы математически описываются нелинейными уравнениями, имеющими множество решений. Им соответствуют столько же путей эволюции, отсюда их многовариантность и альтернативность Выбор пути приводит к необратимости эволюции.
На рис. 11 представлена модель процессов самоорганизации в обществе и природе. Современное естествознание показало, что мир нелинеен. На рис. 12 раскрывается диалектика скачков, их закономерная изменчивость по мере и вследствие накопления информации. Огибающая такой спирали отражает макродинамикупроцессов, как наиболее общую тенденцию, стремление развивающихся систем как можно дальше отдалиться от состояния энтропии, хаоса, направляясь в область устойчивого развития. Сходимость систем к самосовершенствованию, к оптимизации параметров, к гармонии функционирования и эволюционного развития достигается за счёт эффективного управления с обратными связями (рис. 12 ).
А какова роль государства в переходе на новую цивилизованную парадигму развития? Тем более, что государственность до сих пор развивалась стихийно. До сих пор юридическая наука, да и другие дисциплины, изучающие государство (философия, социология, политология и др.), исходили из того, ʼʼчто развитие общества и всех его институтов, включая государство и право, - это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Целенаправленное формирование государственно-правовых систем по заранее разработанному плану утопичноʼʼ.
При этом переход к устойчивому развитию всей цивилизации - это не только движение мирового сообщества к заранее поставленным ориентирам, но II планомерное эволюционное изменение государственно-правового процесса . Именно государству предстоит целенаправленно и планомерно изменять свои функции,приближаясь к образу ʼʼустойчивого будущегоʼʼ. Юридические и иные науки о государстве, приняв иной принцип исследовательской и практической детальности,должны будут создать совершенно новый образ государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, на наш взгляд, окажется главным ʼʼдействующим лицомʼʼ в переходе мимо сообщества к устойчивому (управляемому) развитию. Вот почему новая парадигмапотребует не только усиления роли государства при переходе к устойчивому развитию, но и целенаправленного реформирования государственности по заранее разработанному наукой плану.
В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач перехода к устойчивому развитию,важная роль отводится государству. Прежде всего, речь идет о гарантии безопасности в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах.
Подлинно стабильное государство может существовать лишь в модели цивилизации с устойчивым развитием. Это не означает, что современные государства не должны стремиться к стабильности и безопасности, поскольку модель устойчивого развития пока не реализована в глобальном масштабе. Движение любого государства к стабильности и безопасности - это естественный процесс, но другое дело, что долгое время эта стабильность не должна быть обеспеченадаже для самых благополучных государств планеты. В случае если же государстваи общества избрали путь устойчивого развития в рамках глобальной мидели, то их стабильность и безопасность ʼʼгарантированыʼʼ самой этой моделью(рис. 13).
При этом переход к устойчивому развитию наиболее эффективен для стабильныхгосударств. По этой причине стабильность должна достигаться через создание государственно-правовой базы для реализации политики перехода какой-либо страны к устойчивому развитию. Только обеспечив свою стабильность и безопасность,государство может начать принимать адекватные меры по переходу нановую цивилизованную модель.
Разумеется, подчеркивая усиление роли государства, вовсе не считается, что все время перехода к устойчивому развитию должно пасть именно на него. Без взаимодействия правового государства с открытым гражданским демократическим обществом вряд ли произойдет эффективный переход к устойчивому развитию. В связи с этим бывший председатель Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию С. Шмидхейни отмечает: ʼʼОдними правительственными решениями невозможно реализовать концепцию устойчивого развития, так как в производстве и потреблении участвуют миллиарды людей. Правительства должны создать предпосылки и условия, в которых она будет развиватьсяʼʼ.
Согласно официальным документам государственное управление предполагает для перехода к устойчивому развитию разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составной компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.
Вместе с тем выработка этих документов требует дополнительных теоретических исследований. Имеющиеся на сегодня наработки в области государственного строительства пока не могут стать базой для государственного управления переходом к устойчивому развитию. Вот почему крайне важно поднимать вопросы, связанные не просто с очередными перестройками в системе государственной службы, а с пониманием природы государства в экологическом ракурсе, перспективами эволюции российской государственно сти под влиянием перехода к устойчивому развитию, а также с трансформациями феномена государственностив глобальном плане.
Переход к устойчивому развитию в глобальном масштабе, вероятно, будет происходить при участиивсех государств планеты. Именно государства окажутся наиболее стабильными центрами управления, через которые и будет проходить главная магистраль движения мирового сообщества к устойчивому развитию. Ведь сильное правовое государство обладает главными рычагами управления, которые необходимы для конструирования того будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связывается с устойчивым развитием. С учетом этого можно утверждать, что роль государстваи государственных механизмов управления (регулирования) в условиях формирования открытого гражданского общества будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели.
Не только в России, но и в мире в целом предполагается формирование новой модели государства , уже не просто правового и социального, но и ʼʼсо-цио-природногоʼʼ, и ʼʼэкологическогоʼʼ, иʼʼустойчивогоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само подвергнется изменениям под влиянием перехода на путь устойчивого развития.Такое государство обязано не только эффективно организовывать жизнь людей, удовлетворять их разумные жизненные потребности, гарантировать права и свободы каждого человека, но и заботиться об обеспечении таких же возможностей для всех последующих поколений в данном государстве. Приоритетными в деятельности государства должны стать вопросы безопасности, сохранения природной среды, устойчивого освоения природных ресурсов. Это принципиально новые функции государства, которые отнюдь не просто выполнить, ибо государства всех предыдущих моделей в лучшем случае лишь декларировали эти функции в своих законах, но никогда не реализовывали их, либо считали, что они не требуют соответствующего законодательного оформления и их выполнение как бы само собой разумеется.
Отметим также, что у государства уже появляются новые функции, которые, по существу, еще не стали предметом исследования в теории государства. К их числу относятся информационная, конверсионная, космическая и ряд других. Именно эти функции, появившиеся в последние десятилетия, оказывают наибольшее влияние на новый образ государства. Постоянно возрастающая роль новых функций обуславливает постепенную эволюцию государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ все в большей мере воспринимает ноосферные цели и ценности и превращается в государство устойчивого развития (ʼʼноосферное государство ʼʼ). Модель такого государства еще предстоит разработать.
Здесь нужно будет учесть и те усиливающиеся тенденции вразвитии государств мира, которые могут способствовать как их переходу на путь устойчивости, так и формированию новой модели государства, адекватного ноосферной цивилизованной парадигме.
Формирование новой модели государства, которую уместно назвать ноо-сферной моделью, должно происходить в результате уже идущих процессов, способствующих переходу к устойчивому развитию, а также возможных вбудущем преобразований, которые соответствуют новой модели ʼʼустойчивогоʼʼ государства. Новая модель государства, приемлемая для целей устойчивого развития, может сформироваться лишь в том случае, в случае если все страны мира договорятся об обеспечении всеобщей безопасности, ибо без этого глобальный переход к устойчивому развитию невозможен. Пока же, строя отношения друг с другом, государства руководствуются прежде всего интересами собственной безопасности.
Обеспечение безопасности человечества и человека достигается на базе трех базовых концепций: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска (рис. 14 ). Область применения концепций и степень их общности различаются. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:
концепция устойчивого развития - формулирует мировое сообщество, реализуют отдельные государства;
концепция приемлемого риска - государство и государственные органы;
концепция оправданного риска - отдельный человек в отношении добровольного риска и государственные органы в части социально-экономических компенсаций за вынужденный риск.
Переход России в своей политике обеспечения безопасности к политике "приемлемого" риска потребовал коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: концепция "реагировать и выправлять" нежелательные изменения в окружающей человека среде, на которой построена система управления безопасностью в политике "абсолютной" безопасности, заменяется в политике "приемлемого" риска на концепцию "предвидеть и предупреждать" такие изменения в окружающей среде. Он потребовал проведения широкомасштабных теоретических и экспериментальных научных исследований в этой области, разработки на этой базе законодательной базы и создания соответствующей структуры исполнительной власти.
Переход в политике обеспечения безопасности от принципа "абсолютной" безопасности или "нулевого" риска, к принципу "приемлемого" риска - это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды отводится роль "индикатора" устойчивого развития нашей страны, а процессу обеспечения безопасности - роль механизма управления: удовлетворение материальных и духовных потребностей населения (качества жизни) при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды. Именно так рассматривается проблема управления процессом перехода России к устойчивому развитию в важнейшем государственном документе "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
Принятие стратегии перехода России к устойчивому развитию представляется событием огромного исторического значения для нашей страны. Можно ожидать, что идеи устойчивого развития будут служить основой становления ноосферной духовности и созидательной социальной стратегии россиян, базой гражданского, национального и политического согласия в обществе, формирования новой модели российской государственности. Россия, не обремененная чрезмерным грузом негуманных потребностей, может опередить многие индустриально развитые страны, раньше других встав на путь устойчивого развития. Вряд ли страны""золотого миллиарда" сумеют быстро отказаться от своих неоправданных потребностей и стандартов жизни. Весь мир и Россия находятся на пороге новой эры, знаменующей кардинальный поворот в человеческой истории.
В условиях возможных чрезвычайных ситуаций приоритетными в деятельности государства должны быть вопросы природной и техногенной безопасности. Для практической реализации политики безопасности разработана концепция, основанная на постулате: цель высшего уровня государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС - обеспечение устойчивого развития страны в условиях возможных ЧС.
Государственную политику по предупреждению и ликвидации ЧС детализируют на два направления (рис. 15):
Снижение риска от ЧС;
Смягчение последствий ЧС.
При подготовке концепции принималась во внимание методология безопасности, которая детализирует концепцию безопасности личности, общества и государства, сформулированную в законе РФ "О безопасности", и которая направлена на создание условий перехода России к устойчивому развитию.
Сегодня в нашем министерстве разрабатывается ʼʼГосударственная стратегия снижения риска и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерацииʼʼ, где региональные аспекты стратегии рассматриваются с позиций безопасности и устойчивого развития (рис. 16).
Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Безопасность и устойчивое развитие - новые парадигмы сохранения цивилизации" 2017, 2018.
РЕФЕРАТ
«Безопасность и устойчивое развитие»
Выполнил: ст. гр. ФНМ-15
Кононов Михаил Николаевич
Проверил: к.т.н., доцент
Темлянцев Николай Викторович
Новокузнецк
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Прошлый век принес человечеству не только многочисленные возможности, открыл новые горизонты прогресса, но и показал его негативные последствия. С одной стороны – это продвижение в области экономического, технологического, социального, духовного развития, а с другой – уже вполне реальные перспективы прекращения существования человечества (либо большей его части) через ядерную, экологическую и другие возможные глобальные катастрофы. Ядерная катастрофа способна погубить человечество в историческое мгновение, в то время как экологическая катастрофа проявляется часто незаметно, постепенно, обрекая человечество на деградацию и медленное вымирание.
Как ответ на вызов экологической катастрофе более 20 лет тому назад Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД) в лице лидеров 179 стран определила новую стратегию развития всей цивилизации, которая получила наименование стратегии устойчивого развития. Новая стратегия должна обеспечить выход из глобального экологического и других глобальных кризисов и дальнейшее выживание цивилизации. Будущее России, как и всего человечества в XXI веке, должно быть сориентировано на стратегию устойчивого развития, гарантирующего выживание народонаселения страны и сохранение окружающей природной среды. Об этом свидетельствуют принятие официальных государственных документов и прежде всего – “Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, утвержденную Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996 г. Согласно этой концепции представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей будущего и нынешнего поколений.
Переход к устойчивому развитию означает создание сбалансированной системы, сочетающей в себе экономическую эффективность, социальную справедливость и экономическую (и иную) безопасность. Обеспечение безопасности невозможно без перехода на путь устойчивого развития, и в то же время это последнее реализуемо лишь как безопасное во всех отношениях.
Идея связи стратегии будущего безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности "неустойчивого развития", модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в целом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны (и мирового сообщества) и устойчивого развития и определяет новизну и специфику дальнейшего человеческого существования.
В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические и системные подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Вопросы безопасности в начале XXI века обретают особую значимость для каждой страны, для каждого человека, для всего мирового сообщества. Безопасность не только в Европе, но и во всем мире стала, возможно, даже главным критерием человеческого существования в самом широком смысле.
Проблема безопасности оказалась явно недооцененной в нашем сознании и особенно в науке. В общем случае безопасность характеризует устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Обеспечение безопасности выражает возможность и способность объекта к самосохранению и дальнейшей эволюционной самоорганизации при негативных воздействиях, угрозах и опасностях.
В научной литературе различают три основных подхода к исследованию проблемы безопасности: натуралистический, деятельностный и интегративный. Схематизируя, можно сказать, что натуралистический подход видит основные угрозы и опасности вне субъекта и предлагает прежде всего «защитный» способ обеспечения безопасности. Деятельностный подход акцентирует внимание на внутренних угрозах (например, в самой деятельности личности, общества, государства) и полагает, что оптимизация деятельности по обеспечению безопасности решит все либо большинство проблем. Интегративный подход объединяет в одну систему позитивные моменты очерченных выше схем натуралистического и деятельностного подходов, особенно если речь идет о планетарных аспектах обеспечения различных форм безопасности и глобальной безопасности. Поскольку здесь рассматриваются в основном социоприродные системы, то мы выбрали наиболее адекватный методологический подход, условно названный системно-интегративным, или социоприродным подходом.
Безопасность, не может в социоприродных системах иметь натуралистический (онтологический) либо только деятельностно- субъективный смысл. Как понятие в рамках социоприродно-интегративного подхода оно носит двойственный характер. Во-первых, безопасность может рассматриваться в деятельностном плане, т.е. как отражение субъект- объектных взаимодействий , в которых в единое целое соединены как субъективно-идеальные, так и природно-материальные компоненты. Во- вторых, безопасность выражает определенное состояние и способ бытия объекта (системы), сохраняющего его природу, качественную определенность, целостность, т.е. выражает возможность и реальность существования без деградации и разрушений.
В процессе изучения проблем безопасности в современной форме (модели) нашего существования развития внимание акцентировалось в основном на «защитных» средствах и силовых структурах обеспечения безопасности. Сама же деятельность по обеспечению безопасности рассматривалась в основном как создание необходимых условий для развития (прежде всего социально-экономического), которое, как считалось, идет стихийным образом в «правильном» направлении.
Для многих ученых стало очевидным, что для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс социально-экономического развития, изменив многие общечеловеческие ценности, цели и ориентиры, сформировавшиеся в современной модели неустойчивого развития.
На ЮНСЕД было принято беспрецедентное историческое решение изменить модель, или форму мировой динамики, превратив неустойчивое развитие цивилизации, чреватое умножением опасностей и угроз, в том числе и глобальных, в устойчивое развитие
. До сих пор реальной альтернативы концепции и стратегии устойчивого развития цивилизации не предложено и вполне возможно, что устойчивое развитие в более разработанной форме окажется именно той стратегией развития, которая обеспечит дальнейшее выживание цивилизации и неограниченное глобальное развитие человечества .
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Устойчивое развитие – одна из наиболее важных проблем современного мира. Она охватывает судьбы не только нынешних, но и будущих поколений. Какое наследие мы им оставим? Либо разбалансированный социум, в котором существуют раскол, противостояние, конфликты, бедность, либо общество свободных людей, где принципы прав человека, справедливости, законности будут положены в основу взаимодействия людей, социальных групп, государств как во внутренних, так и в международных отношениях.
Концепция устойчивого развития с момента своего возникновения претерпела существенные изменения, расширились ее содержание и сущность. Известно, что впервые идея перехода мирового сообщества к устойчивому развитию была выдвинута Комиссией по окружающей среде и развитию; широкое звучание она получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Конференция приняла ряд важных документов: Декларацию по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестку дня на XXI век. Были разработаны Конвенция по сохранению биологического разнообразия и Конвенция по изменению климата , создана Комиссия устойчивого развития в системе ООН. Решения Конференции были рассмотрены и одобрены 47-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1992 г.
В последующее десятилетие данная концепция в различных модификациях разрабатывалась представителями различных наук, и прежде всего естественных. И это вполне объяснимо, поскольку понятие «устойчивое развитие» изначально связывалось с влиянием, воздействием человеческой деятельности на окружающую среду, на экологию. Выделялись два основных проявления этого влияния: развитие невозможно без использования природных ресурсов и вместе с тем неизбежно вредное воздействие производственных и иных процессов на окружающую среду. Достижение оптимальных результатов развития с минимальным ущербом для среды – такова сущность концепции устойчивого развития на начальном этапе, центром которой провозглашаются интересы людей и задачи мирового прогресса.
По мере изучения этой глобальной проблемы возникла необходимость расширения первоначального содержания концепции устойчивого развития, включения в нее не только экологических, производственных, демографических, но и ряда иных факторов, определяющих процесс устойчивости: политических, правовых, социальных, гуманитарных, национальных, конфессиональных, этических, культурных. Без их учета, без оценки особенностей международного сотрудничества различных стран, их культур и цивилизаций, общественной психологии и сознания на каждом этапе развития человечества предлагавшиеся ранее меры, направленные на обеспечение устойчивого развития, не могли быть эффективными, поскольку при этом не учитывалась неразрывная связь всех компонентов, входящих в понятие «развитие», относимое к мировому прогрессу и судьбам человечества, особенностям развития национальных государств.
Устойчивое развитие объективно необходимо для всех компонентов, составляющих «среду обитания» человечества, – политических, экономических, социальных, социокультурных, правовых и др. Нарушение устойчивости любого из этих компонентов влечет дисфункции системы, а порой и разрушает ее, создает угрозу развитию человечества, ставит его на грань войн, конфликтов, катастроф, гибельных не только для окружающей среды, но и для всей цивилизации. Поэтому, когда мы говорим об устойчивом развитии, то речь идет, по сути дела, о системе национальной и международной безопасности, о выживании человечества.
Эта неразрывная связь сохранения окружающей среды с системой иных факторов нашла отражение в широкой трактовке устойчивого развития, что в еще большей степени подчеркивает те невиданные сложности, которые стоят перед человечеством в современном мире. Такая тенденция получила развитие в общественных науках. Ближайшей целью стратегии устойчивого развития в современных условиях должны быть динамичное решение вопросов, порожденных новыми глобальными угрозами; быстрая реакция на непредвиденные ситуации, возникновение которых неизбежно и в быстро меняющихся отношениях, и в политике, и в экономике, и в общественном сознании.
Современный мир подчас представляется сообществом , забывающим о том, что речь идет не просто о концепциях, а о выживании человечества. И это не громкие слова. Все эти вызовы и угрозы являются сигналами, посылаемыми людям, забывающим, в отличие от своих древних предков, установивших непререкаемые нормативы, способствовавшие выживанию человеческого рода, об опасности, нависшей над ними. Человечество подошло к краю пропасти: все шире становится круг держав, стремящихся к обладанию ядерным оружием, появляются новые средства массового уничтожения, растут терроризм и преступность, мир сотрясают международные конфликты, локальные и гражданские войны, нетерпимость, ксенофобия. Нельзя также сбрасывать со счетов неконтролируемый рост народонаселения, невосполнимый вред, наносимый окружающей среде, и т.д.
Вот почему так важно принятие на основе консенсуса стратегии устойчивого развития, обязательной для всех народов и государств. К сожалению, в последние десятилетия произошло резкое падение престижа международного права, что свидетельствует об утрате важнейших ценностных принципов для создания стабильного и устойчивого миропорядка. Поэтому и договоренности в Рио-де-Жанейро, положившие начало новой стратегии развития человечества, цель которых состояла в реализации новых парадигм человеческого мышления, остались лишь декларациями. Еще в 1997 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН отметила, что важнейшие документы, принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, – Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Повестка дня на XXI век – не получили какой-либо реальной поддержки в практике государств.
Организацией Объединенных Наций были разработаны рекомендации по показателям (индикаторам) движения стран к устойчивому развитию. В базовый набор таких индикаторов входят социальные, экономические, экологические факторы (они детализированы, конкретизированы, дополнены организационными индексами). Эти индикаторы не являются исчерпывающими, они могут быть дополнены и конкретизированы применительно к каждой стране с учетом ее государственных, технологических и социокультурных особенностей. «Система индикаторов устойчивого развития России должна стать важной составной частью национальной стратегии нашей страны».
За последние десятилетия человечество не сделало каких- либо шагов, свидетельствующих о повороте провозглашенного перехода от традиционного развития к сфере разума , определяющей стратегию устойчивого развития. И это понятно, поскольку за этот исторически краткий период появились факторы мировой значимости, которые не были в достаточной мере представлены в ранее разработанных концепциях.
К числу таких факторов относятся отрицательные последствия набирающей обороты глобализации, которая втягивает в свою орбиту новые страны, континенты, цивилизации. Глобализация должна была убедить в необходимости взаимодействия всех стран для обеспечения устойчивого развития. Однако достичь благ, которые могла бы дать глобализация, возможно лишь при одном условии – если она базируется на принципах равенства и справедливости всех участников международного общения. Но в процесс глобализации вовлечены государства, которые неравноценны в экономическом, социальном, политическом, социокультурном отношениях. И эта неравноценность используется развитыми странами в своих эгоистических интересах .
РОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДВИЖЕНИЯ К УСТОЙЧИВОСТИ.
И все же в отношении России пока речь идет о «медленном движении в правильном направлении». Эта фраза взята из подготовленного к саммиту Рио+20 Доклада о реализации принципов устойчивого развития в Российской Федерации Межведомственной рабочей группы экспертов по обеспечению 281 участия России в Конференции ООН по устойчивому развитию («Рио + 20») под руководством советника Президента РФ А.И. Бедрицкого.
Как отмечается в упомянутом докладе, по итогам работы, проделанной в 1990-е годы в России в области устойчивого развития, в 2002 году к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в Йоханнесбурге была подготовлена «Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию» (М., 2002). Уже в этом документе на основе анализа основных тенденций и факторов, влияющих на достижение прогресса в процессах устойчивого развития на национальном и международном уровнях, констатировалось, что Россия уверенно становится на путь устойчивого развития.
В упомянутом российском докладе к саммиту Рио+20 утверждается, что Россия движется в направлении устойчивого развития. Но это движение имеет свои особенности и может отличаться от подходов других стран в процессе реализации принципов устойчивого развития. Преимуществами России в процессе построения новой экономики, основанной на принципах устойчивого развития, являются совершенствующаяся система здравоохранения и социального обеспечения, техническое обновление производственного сектора, внедрение энергоэффективных технологий, высокий уровень образования населения, культурное и научное наследие. Это создает основу для начатых экономических преобразований и полноценной реализации человеческого потенциала в стране, основу для устойчивого развития, обеспечивающего социальную справедливость, экономическую стабильность и защиту окружающей среды.
Упомянутые выше концептуальные инновации в понимании устойчивого развития позволяют по-новому подойти к формированию государственной стратегии устойчивого развития России. Новое видение этой стратегии должно системно-органически воплотить взаимосвязь безопасности и УР в стратегической перспективе. В этом будет одно из отличий нового этапа разработки Государственной стратегии устойчивого развития РФ от тех разработок, которые ранее уже проводились. В основу этой стратегии должна быть положена идея взаимосвязи безопасности развития, а точнее – взаимосвязи национальной безопасности и социально- экономического развития на стратегическую перспективу.
Упомянутая стратегия представляет собой не только важнейший официальный документ по проблеме национальной безопасности страны, но и новое понимание российской концепции перехода к УР. Новое видение этого социоприродного типа развития с позиции обеспечения безопасности как нашей страны, так и всего мирового сообщества представляет важный мировоззренческий и концептуально- методологический поворот в области проблем безопасности и одновременно в сфере УР, их объединения в важное и единое научно-поисковое и практическое направления. В этой связи кажется странным, что эта проблема почему-то даже не упоминается и не обсуждается в «Докладе о реализации принципов устойчивого развития в Российской Федерации. Российский взгляд на новую парадигму устойчивого развития. Подготовка к «Рио+20», в котором подводятся итоги и приводится информация о реализации принципов устойчивого развития в России за последние 20 лет в нашей стране. Ведь две главные цели перехода к УР мирового сообщества заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности (во всех аспектах, а не только экологической) общества и сохранения биосферы, формирования их коэволюционных отношений .
СЕКЬЮРИТОЛОГИЯ
«Секьюритология, – полагает В.И. Ярочкин – это наука о безопасности жизнедеятельности человечества и человека». Причем: «Основой становления секьюритологии должны стать исследования опыта деятельности людей, государств и мирового сообщества по обеспечению своей безопасности , выявление закономерностей, взаимосвязей и принципов построения систем безопасности, сравнительный анализ специфических национальных особенностей обеспечения внутренней и внешней безопасности различными государствами, прогнозирование основных угроз, опасностей, тенденций эволюции и моделей будущих систем глобальной, региональной и внутригосударственной безопасности, разработка показателей и критериев оценки их эффективности т.п.
Секьюритология, должна осуществлять систематический анализ и обобщение концепций, доктрин, политики, стратегии безопасности различных стран, а также результатов научных исследования в этой области. Важнейшее значение в развитии этой науки имеет изучение взглядов выдающихся мыслителей, ученых, политиков по проблемам безопасности. Главным объектом исследований секьюритологии является человечество, включающее государства, общества и частных лиц, а предметом исследования – их деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни в рамках ноосферы».
Секьюритология, с точки зрения упомянутого автора, уже приблизилась к общенаучному статусу и имеет фундаментальную и прикладную части. Фундаментальность этой науки видится в том, что она исследует закономерности такой сферы и такой деятельности, как обеспечение комплексной безопасности, которые в полной мере не входят ни в одну другую дисциплину. В соответствии с таким пониманием выделяются основные направления, методы и принципы секьюритологического исследования.
Вопрос о том, как именовать эту область исследований – секьюритологией, или как-то ещё – зависит и от того, как она позиционируется в системе научного знания. Не исключено, что это – наука в смысле дисциплины, но только в какой-то своей части, которая действительно интегрирует и обобщает самые фундаментальные знания о безопасности тех или иных объектов социальной, а может быть, и биологической ступени эволюции. Не исключено, что в этом смысле исследования безопасности напоминают в какой-то мере синергетику, которая выделилась и развивалась вначале в дисциплинарном ракурсе.
Когда речь идет о безопасности, а также тесно связанном с этим понятием УР, то достаточно очевидна мульти- или полидисциплинарность исследуемой области научного знания, поскольку включаются знания о безопасности из различных дисциплин (это со всей очевидностью следует из серии более тридцати книг под общим наименованием «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты», опубликованных в последние годы издательством «Знание»). Поли-, или мультидисциплинарность предполагает участие ряда наук в разработке той или иной проблемы, в данном случае проблемы безопасности, но при этом входящие в проблемную область науки (дисциплины) могут лишь «соседствовать» друг с другом, не подвергаясь существенному взаимодействию или синтезу.
Однако исследователи проблемы безопасности констатируют междисциплинарность этой области исследований, поскольку она включает пересечение и взаимодействие ряда наук (дисциплин, или отраслей научного знания). Междисциплинарные исследования обычно понимаются как такой способ организации научной деятельности, который предполагает взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин , возможно, даже какую-то форму их интеграции. Исследования безопасности и УР, без сомнения, представляют собой такую форму или способ научного исследования.
Характерной особенностью таких новых исследований является то, что в каком-то смысле, прежде всего, – в теоретико-методологическом эти исследования обладают некоторым дисциплинарным статусом, поскольку они появились на пути не только интеграции, но и дифференциации науки. Выделение какой-то области исследований – это уже процесс специализации и дифференциации науки: ведь выделившаяся область научных исследований отличается от уже существующего знания, от тех научных дисциплин, которые были до его появления. Поэтому такое выделение – это процесс дифференциации науки. Но возникшее специальное научное знание может обладать определенным междисциплинарно-интегративным потенциалом, как, например, науки о безопасности, экологии, устойчивом развитии или о глобальных процессах, которыми охватываются значительное количество других существующих дисциплин .
Переход мирового сообщества на путь устойчивого развития (УР) потре- бует отказа от старой модели (формы) цивилизационного развития, которое неумолимо ведет к глобальной антро- погенной катастрофе и формированию вначале в теории, а затем и на практи- ке новой - в перспективе ноосферной модели развития, которое должно стать рационально управляемым в планетар- ном масштабе. Собственно говоря, речь не идет о подавлении или даже устра- нении не всех стихийно-естественных процессов, а лишь тех из них, которые ведут к гибели человечества и окружаю- щей его природы.
Ноосферный же подход, поскольку он ориентирован на будущее, вынужден разрабатывать пока лишь модели, принципы и виртуальные формы и способы обеспечения безопасности будущих объектов, «погруженных» в гипотетическую будущую ноосферную среду. Создаваемая таким образом модель обеспечения безопасности, станет тем аттрактором, к которому через переходный период к УР будет «притягиваться» современная модель этого обеспечения. Вполне понятно, что речь пока идет лишь о концептуальном моделировании этих двух моделей – современной модели НУР и будущей модели УР ноосферной ориентации .
Одна из центральных проблем сближения двух концептуальных моделей глобализации заключается в том, чтобы понять, как от современного неустойчивого глобального развития перейти к УР и такому их совмещению, когда глобализация станет реализоваться через нерегрессивное (устойчивое) развитие. Однако для этого само развитие, создающее приемлемую безопасную среду, должно будет превратиться в новый тип развития – УР в глобальном масштабе. Именно так сейчас и происходит с глобальными процессами в мировом сообществе, когда оно от модели неустойчивого развития (НУР) начинает переходить к устойчивому развитию (УР).
И здесь уместно упомянуть, что наряду с экологической трактовкой УР, в последнее время появилась так называемая «безопасностная» интерпретация этого типа развития. В принципе речь идет о том, что, как показали упомянутые выше исследования, УР оказывается наиболее безопасным типом социального и социоприродного развития, в результате которого в отдаленной перспективе возможна коэволюция общества и природы. Причем это касается как экологической, так и многих других известных нам видов безопасности, в том числе и национальной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, именно проблема обеспечения безопасности и, в особенности экологической безопасности, обусловила необходимость в начале третьего тысячелетия смены курса (стратегии, формы, модели) развития, поскольку длившееся со времен неолитической революции традиционное стихийное развитие уже не обеспечивало выживание человечества. Это новая ситуация в мировом развитии, оказавшемся с синергетической точки зрения перед бифуркацией , нашла свое отражение и в современной науке, когда последняя не только в силу внутренней логики, но 9 главным образом под влиянием внешних факторов вынуждена начать изменение направления своего развития. Такое изменение необходимо не только для того, чтобы объяснить ход истории общества и его взаимодействия с природой, но главным образом для того, чтобы предсказать будущее и создать наиболее эффективные средства выживания человечества, наметить пути и принципы выхода из глубокого антропоэкологического кризиса, в котором цивилизация оказалась к концу XX и началу XXI веков.
Для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменив общечеловеческие ценности и ориентиры поступательного движения, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. – ЮНСЕД в Рио-де- Жанейро была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь устойчивого развития, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели. И это уже требует не только от России, но и от всех других стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития – уже не модернизационно-догоняющую, а трансформационно-опережающую, только благодаря которой и можно будет обеспечить выживание и безопасность всего человечества, а не какой-то его части, стремящейся приватизировать будущее в ущерб остальной части населения планеты .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и безопасность: учебное пособие [Текст] / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. – М., 2013. – 515 с.
2. Лукашева Е.А. Устойчивое развитие общества и национальная безопасность / Е.А. Лукашева // Труды Института государства и права РАН. –2011. – №4. – С.5-35.
3.Урсул А.Д. Проблемы безопасности и устойчивого развития: эволюционный подход и междисциплинарные перспективы / А.Д. Урсул // Вопросы безопасности. – 2014. – № 5. – С.1-62.
4. Урсул А.Д. К ноосферной цивилизации через устойчивое развитие / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Партнерство цивилизаций. – 2013. – №4. – С.122-132.
5. Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого будущего / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Юридические исследования. – 2013. – № 5. – С.1-63.
Краткое описание
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.
ВВЕДЕНИЕ 3
2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9
3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Вложенные файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева
Кафедра инженерной экологии
По дисциплине Безопасность Жизнедеятельности
На тему: «Безопасность и устойчивое развитие».
Вариант 2
Выполнил: Студент 1 курса,
группа № БТ 12-01
Баранов Владимир Александрович
зачетная книжка № 12200129
Проверил: Преподаватель
Юрковец Николай Владимирович
Оценка:_________________
Дата: "____" 2013 г.
Подпись__________
Красноярск 2013
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4
2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 9
3.БЕЗОПАСНОСТЬ «ЧЕРЕЗ» УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.
Под безопасностью обычно понимают состояние защищённости отдельного лица и окружающей среды от чрезмерной опасности. Более широкое толкование безопасности, сформулированное в законе ФР “О безопасности”:“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.Эти угрозы могут быть обусловлены самыми разными причинами, прежде всего экономического, социально-экономического, техногенного и другого характера.
В своей работе я хочу полно и наиболее ёмко раскрыть понятие безопасности и привести в качестве примера концепцию устойчивого развития как залог безопасности.
1.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЛЬНОСТИ
Понятие безопасности жизнедеятельности
Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Однако, научно-техническая революция выделилась появлением особых, глобальных опасностей от жизнедеятельности человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым к базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности.
Жизнедеятельность свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда определения формулируются так:
Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.
Безопасность жизнедеятельности –такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый ущерб жизни и здоровью человека.
Безопасность общества и духовное здоровье
В ходе долгого исторического развития человечества оказалось, что образование социальных связей повышает безопасность каждого человека, входящего в общество. В результате возникает взаимный интерес участников в безопасности образованного общества.
Задача одновременного обеспечения безопасности и общества и каждого его участника не может быть полностью реализована, но может быть максимально минимизирована. В ряде критических случаев обеспечить безопасность индивида (небольшой группы, размер которой пренебрежимо мал в соотношении со всем обществом в целом) и общества невозможно. В такой ситуации обычно возникает вопрос о пожертвовании этой пренебрежимо малой группой лиц во благо всего общества. Однако,стоит отметить, что её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.
Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность общества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в личные интересы каждого человека. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и – немаловажно – их потомкам.
В противном случае, когда общество не имеет (или лишается) господства морали и правовых норм (обычаев), когда личная безопасность для участников общества становится всегда важнее безопасности общества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Такое общество нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство составляющих его людей, которых покорит другое, более сплочённое общество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые общества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.
Проблема безопасности жизнедеятельности
Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.
Опасности возникают во всех сферах человеческой жизни: дома (бытовая сфера), на улице, на работе (производственная), да в любом другом месте где человек находится в данный момент. Мы не защищены на все сто процентов от различного вида природных стихийных бедствий, разного рода пагубных природных факторов, действующих на наш организм (излучения, волны различного происхождения), а также от собственных, зачастую необдуманных, действий (халатность, невнимательность). К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.
Однако преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися темпами. Преобразования становятся всё масштабнее, а времени на испытания преобразований остаётся всё меньше. Бывает так, что само испытание создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными.
Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.
До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.
В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.
Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.
Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?
Проблемы безопасности общества – и национальные и глобальные - касаются каждого человека.
Ещё в 1980г. советскими учёными было установлено, что если существовавшие тогда тенденции использования углеводородов (нефти, природного газа и т.п.) сохранятся, то в 2030-2040гг. Концентрация в атмосфере удвоится, океан и биосфера не будут в состоянии компенсировать этот выброс. Также к основным причинам сложившейся критической ситуации относится и рост численности населения Земли (в 1995г. – 5,5 млрд., к 2025г. ожидается 7 млрд. чел.).
Благодаря учёным и специалистам проблема выживаемости получила международный резонанс и межправительственный уровень обсуждения и решения. В 1992г. в Рио-де-Жанейро был проведён Всемирный форум, который принял Декларацию по окружающей среде и устойчивому развитию, которая, как в своё время Декларация прав человека, представляет рекомендации, которым должны следовать правительства, страны и народы.
2.КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Под устойчивым (самоподдерживающим) развитием понимается создание условий, обеспечивающих потребность живущего поколения, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем, т.е. не ставя под угрозу возможность будущих поколений в удовлетворении своих потребностей. Понятие устойчивого развития относят к социоэкономической системе (СЭС), под которой может пониматься отдельный регион, государство или мир в целом.
Высокая значимость строительства в обеспечении устойчивого развития нашла своё отражение в Концепции устойчивого строительства (термин “устойчивый” следует заменить “sustainable development” – как “самоподдерживающее развитие”), принятой на международной конференции в г. Тампа, (США) в 1994г. Под устойчивым строительством понимается создание и успешное поддержание здоровой искусственной среды обитания, основанной на эффективном использовании природных ресурсов и экологических принципах. Очевидно, что поставленные задачи – комплексные и включают в себя инженерный, экологический, экономический и социальный компоненты.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” . Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.
Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.
Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, – одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.
Большой долг строителей перед окружающей средой и резко ухудшившееся состояние природной среды обитания заставляет их акцентировать внимание на экологических проблемах, средоточением которых являются крупные города. Как следствие, запланирован и выполняется ряд крупных международных программ, призванных выработать основные критерии экологической безопасности (границы неустойчивого состояния) и меры по обеспечению экологической устойчивости строительными методами. Эти программы включают несколько уровней: региональный, национальный с выходом на международные стандарты. Например, международный проект “Зелёное здание”. Под “Зелёным зданием” понимается сооружение, в котором используется:
Процесс перехода к устойчивому развитию является глобальным, и отдельно взятая страна не может перейти на этот путь, пока другие страны будут оставаться в рамках старой модели развития. Вот почему важно использовать стихийно начавшийся процесс глобализации и направить прежде всего его экономическую, экологическую и социальную составляющие на реализацию целей устойчивого развития. Тем самым процесс глобализации, развертывающийся по инициативе постиндустриальных государств, транснациональных корпораций и всемирных организаций стал бы способствовать переходу мирового сообщества не к постиндустриальному, а к устойчивому будущему всей цивилизации.
В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60 % всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.
Как уже отмечалось, глубинная суть устойчивого развития заключается в сохранении и цивилизации, и биосферы. Представляется целесообразным особое внимание обратить на связь идей устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферная ориентация устойчивого развития выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу для выживания и непрерывно долгого развития цивилизации. Именно поэтому в заключительной части Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию речь идет о ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе развития цивилизации, когда критерием индивидуального и национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Недавно об этом напомнил Президент РФ В.В.Путин на состоявшемся 15 ноября 2000 г. деловом саммите стран АТЭС “Бизнес и глобализация”, отметив, что на фундаменте учения о ноосфере фактически строится сегодня концепция устойчивого развития. Сделать такое напоминание уместно и здесь - чтобы подчеркнуть, что идея устойчивого развития, довольно часто выдаваемая за сугубо западную, имеет российские корни, и обратить внимание на уже выявленную специфику перехода России к устойчивому развитию.
Это важно и потому, что государственная стратегия должна содержать не только общие рекомендации относительно последующего развертывания хозяйственной, организационно-управленческой и иной практической деятельности, - она должна также стать мировоззренческим ориентиром для всего XXI в. и даже для всего III тысячелетия. Именно в этом веке и тысячелетии должно разрешиться противоречие между старой моделью цивилизационного развития (т.е. неустойчивого развития) и пока только теоретически декларируемой моделью устойчивого развития, которой, на наш взгляд, надо придать ноосферную ориентацию. В зависимости от этого XXI в. станет либо веком глобальной антропоэкологической катастрофы, либо веком выживания и устойчивого развития цивилизации.
Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны, а не на модернизационные рецепты сторонников движения по модели неустойчивого развития. Если стратегия устойчивого развития окажется в фокусе формируемой сейчас национальной идеи, Россия обретает шанс уйти от модернизационно-догоняющих преобразований, уводящих на периферию мирового развития, мы сможем перейти к опережающим и сбалансированным действиям путем принятия комплексных решений в духе новой цивилизационной парадигмы.
Еще одна важная концептуальная идея связана с актуальной необходимостью сопряжения концепции перехода к устойчивому развитию с концепцией национальной безопасности. Налицо противоречие между уже разработанными концепциями безопасности (в том числе и в новых редакциях) и Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию. Это обусловлено в основном тем, что обеспечение безопасности до их пор мыслилось в рамках старой модели, т.е. модели неустойчивого развития. В соответствии с таким мировоззренческим принципом принятие государственных решений носит несистемный, в основном ведомственный характер. В существующей практике принятия государственных решений имеется противоречие, которое необходимо разрешить, с тем чтобы существенно повысить их эффективность. Это противоречие заключается в том, что государственные решения принимаются, как правило, без учета обеспечения безопасности их реализации, а уже потом принимаются решения Советом безопасности в его области компетенции.
Приведем характерный пример подобной процедуры принятия решений. Правительство РФ обсуждает и принимает Государственную стратегию социально-экономического развития страны до 2010 г., и только спустя почти год начинается разработка новой редакции Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, которая должна быть завершена к середине 2002 г. (и рассчитана на те же сроки).
Как правило, важные государственные решения, принимаются без учета обеспечения безопасности и в других сферах, и это обусловлено прежде всего неадекватным представлением о роли и месте безопасности в процессах развития. Чаще всего безопасность понимается как особая область деятельности, которая как бы дополняет основной вид деятельности, защищает его от внешних либо внутренних угроз и опасностей. В определенной степени подобное понимание безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (объекта безопасности) от внутренних и внешних угроз правомерно и даже отражено в федеральном законе “О безопасности” (1992 г.). Вместе с тем если обеспечение безопасности мыслить как защиту основной деятельности, то происходит раздвоение деятельности на созидательную и дополнительную, связанную с обеспечением безопасности. К тому же в рамках модели неустойчивого развития безопасность можно обеспечить лишь временно и на самом минимальном уровне.
Вот почему идея реализовать обеспечение безопасности через развитие оказывается наиболее плодотворной для решения проблемы безопасности. В этом случае раздвоение деятельности исчезает, основная созидательная деятельность и обеспечение безопасности совпадают, поскольку модель устойчивого развития оказывается одновременно и моделью безопасного развития. Если мы принимаем принцип обеспечения безопасности через развитие, то это однозначно приводит к обеспечению безопасности именно через устойчивое развитие, и иной модели развития, где могла бы быть гарантирована безопасность, причем на длительное время, просто не существует.
ЮНСЕД связала развитие с охраной окружающей среды, а мы сейчас должны выйти на более широкую концепцию, связав развитие с безопасностью во всех сферах. Это означает, что сказанное выше относится не только к проблеме экологической безопасности, которой в обсуждаемом проекте стратегии отведено основное место, но и ко всем видам социально- экономической и иной деятельности, особенно если принимаются решения на государственном уровне (ведь государство как раз и является основным субъектом обеспечения безопасности личности, общества и самого государства). Таким образом, речь идет об одновременном обеспечении экономической эффективности и экономической безопасности, социальной справедливости и социальной безопасности, экологической безопасности и коэволюционного развития.
Ведь особенностью перехода каждого суверенного государства является реализация им своих национальных интересов (в том числе в плане обеспечения безопасности), а теперь также - одновременная по историческим масштабам ориентация на переход к устойчивому развитию. Совершенно очевидно, что разрешение этого противоречия связано с тем, что обеспечение безопасности должно все в большей степени осуществляться через развитие и все в меньшей - через защиту, что вынуждает найти консенсус между новым мировоззрением, соответствующим идее устойчивого развития, и мировоззрением, на котором до сих пор основывалось обеспечение безопасности любого государства через защиту.
Именно поэтому реальный переход к устойчивому развитию начнется только тогда, когда на уровне государственного управления решения по обеспечению безопасности станут приниматься одновременно с решениями по основным видам деятельности. Устойчивое развитие - это не только системное единство экономических, социальных и экологических видов и аспектов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, это обеспечение безопасности через развитие и развитие через обеспечение безопасности.
В свете сказанного важно во всех разделах проекта обсуждаемой стратегии связать переход к устойчивому развитию с обеспечением национальной и других видов безопасности (как это сделано в отношении экологии и процесса экологизации). Это важно прежде всего для того, чтобы не поступили “как всегда” и, приняв стратегию, через некоторое время не стали разрабатывать стратегию ее защиты, т.е. ее безопасной реализации.
В настоящее время во всех странах мира, и в том числе, как уже отмечалось, в России, обеспечение безопасности мыслится и реализуется в соответствии с моделью неустойчивого развития. Такая традиционная ориентация в области безопасности сталкивается со все большими трудностями и в принципе бесперспективна, несмотря на все возрастающие финансовые и административно-организационные ресурсы, вкладываемые в это направление человеческой деятельности. Важно концептуально-мировоззренчески осознать неэффективность традиционного подхода к обеспечению безопасности во всех видах деятельности и для всех объектов (для человечества, биосферы, государства, личности и социума) и разработать новый теоретико-методологический подход к решению этой жизненно важной проблемы.
Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.
Безопасность - это некоторый инвариант существования и развития, который характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого развития необходимо добиться определенного уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого развития. В годовом докладе о работе ООН за 1999 г. “Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов” Генеральный секретарь ООН отметил, что “справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла” .
Вот почему существуют принципы обеспечения безопасности, которые специфичны для модели неустойчивого развития и для модели устойчивого развития. Существуют также принципы, общие для обоих моделей. Так, например, основные принципы обеспечения безопасности, упомянутые в федеральном законе “О безопасности”, характерны как для традиционно понимаемой модели развития, так и для модели устойчивого развития. Среди них - законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в отношении обеспечения безопасности, интеграция с международными системами безопасности.
Выделение этих принципов диктовалось переходом от прежнего, советского, типа общества и государства к демократическому и правовому. Теперь же в свете концепции обеспечения безопасности через устойчивое развитие требуется выделение новых основных принципов.
В рамках новой стратегии безопасность и развитие (саморазвитие) оказались настолько взаимосвязанными, что обеспечение безопасности цивилизации в принципе невозможно без перехода на путь устойчивого развития. И наоборот, устойчивое развитие, т.е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Рассмотрим далее ряд принципов обеспечения безопасности через устойчивое развитие, на которых мы подробно останавливались в другой работе .
А.Д. Урсул, А.Л. Романович
В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.
Среди проблем экологического характера, которые, согласно недавно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива - 2000” (ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы.
ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.
Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.
Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратег00ия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.
О понятии устойчивого развития
Термин “устойчивое развитие” получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию . В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, самоподдерживаемое”, “длительное, непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”.
Еще в докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80-е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие “развитие без разрушения” (development without destruction), а в дальнейшем получило распространение понятие “экоразвитие” (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие наименее негативно воздействующее на окружающую среду.
Можно считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, и особенно доклад “Пределы роста” (1972 г.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспонциального экономического роста к состоянию “глобального динамического равновесия”, от количественного роста - к “органическому” (качественному) и “новому мировому экономическому порядку”.
На ЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге “Наше общее будущее”: “Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности” . Это определение подвергалось критике за нечеткость и антропоцентричность. Отмечалось, что определение понятия “устойчивое развитие” должно в явной форме включать в себя и представление о сохранении окружающей природной среды. Вот почему из имеющихся дефиниций надо устранить даже скрытые намеки на деградацию как человечества, так и биосферы. Это в какой-то мере сделано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, где под устойчивым развитием подразумевается “стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы” . Далее это представление конкретизируется: “Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям” .
Упомянутая выше Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей” .
Данная Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой правительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важной вехой на этом пути, а в настоящее время завершается работа над проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.
Именно после ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание.
Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.
Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой” . Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу.