Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно - земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.
Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.
Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач - размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.
Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:
- земли сельхозназначения - это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
- земли сельхозиспользования - совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.
Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.
Виды земель сельскохозяйственного назначения
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:
- внутрихозяйственными путями сообщения;
- мелиоративными, инженерными системами;
- замкнутыми водоемами;
- коммуникациями;
- древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
- стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения
Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.
Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
- физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
- коммерческие структуры;
- унитарные муниципальные и госпредприятия,
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
- общины коренных малочисленных народов.
Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.
Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.
Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.
Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.
В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.
Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.
Понятие рационального землепользования
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.
Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
- Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
- Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
- Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
- Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
- Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.
Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.
Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.
Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.
Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения
Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения - с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).
Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.
Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.
Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.
Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.
Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли - это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.
По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:
- неиспользования земель (ст. 284);
- ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).
Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.
Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.
Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.
Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.
Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель - внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.
Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.
Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.
Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.
Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций - 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций - 100 тыс. руб.
Все земельные угодья классифицируются в зависимости от целевого назначения. Значительная часть территорий относится к землям сельскохозяйственных категорий. В отношении данных участков законодательством предусмотрен особый режим использования. Эти земли предназначены для занятия растениеводством и скотоводством.
Отличительными особенностями сельскохозяйственных земель являются высокое плодородие и удаленность от крупных городов. В целях эффективного возделывания угодий, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур и ведения животноводства, на законодательном уровне разработан ряд требований.
Сельскохозяйственные участки – это угодья, предназначенные для занятия земледелием и скотоводством. В иных целях использование земель данной категории законодательством не предусмотрено.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения регламентируется нормами Земельного кодекса и Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Разрешенный режим использования сельскохозяйственных земель определен нормами статьи 77 ЗК РФ:
- возделывание почвы в целях выращивания сельскохозяйственных культур;
- прокладывание дорожных развязок и коммуникаций в целях обеспечения сельскохозяйственной деятельности;
- прогон скота и выращивание корма для животных;
- размещение объектов водной среды (искусственно созданные водоемы, предназначенные для разведения различных сортов рыб);
- размещение защитных насаждений (часть территорий, занятых посадками леса, предохраняющих почву от выветривания, а также насыпные каналы, способствующие высушиванию заболоченной почвы).
Особенности земель сельскохозяйственного назначения
Правовая специфика участков сельскохозяйственного назначения определена в статье 79 Земельного кодекса.
В состав территорий, предназначенных для земледелия и скотоводства, входят:
- участки, используемые для выпаса скота;
- земли, покрытые травой, предназначенной для сенокошения;
- участки, используемые для посева сельскохозяйственных культур и многолетних растений;
- земли, на которых выращиваются садовые деревья.
Вышеназванные участки относятся к особо ценным и охраняемым государством категориям земель. Эксплуатация данных территорий в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, запрещена законодательством.
Правила использования земель сельскохозяйственного назначения
Требования к возделыванию земель, предназначенных для развития сельского хозяйства, регламентированы нормами федерального и регионального законодательства.
На основе законодательных норм на местном уровне разработан свод правил, касающийся грамотного использования сельскохозяйственных угодий:
- соблюдение порядка восстановительных работ, направленных на сохранение плодородия почвы;
- строгое соблюдение целевого характера использования земель;
- проведение сельскохозяйственных работ в соответствии с порядком зонирования территорий.
В случае нехватки участков, имеющихся в сельскохозяйственном фонде, на муниципальном уровне принимаются решения об освоении новых земель, предназначенных для растениеводства и животноводства. Также, в случае дефицита земель городских поселений местной администрацией рассматривается вопрос о переводе части территорий сельскохозяйственного назначения в жилую зону.
Таким образом, власти муниципалитета вправе регулировать объем земельного фонда, предназначенного для растениеводства, и размер территорий, используемых для строительства жилых объектов, исходя из нужд конкретной местности.
Что такое виды разрешенного использования земель сельхозназначения
Сельскохозяйственные земли подразделяются по видам использования в зависимости от способов их обработки, и возможностей возводить постройки:
- участки, предназначенные для сельскохозяйственных целей (пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники);
- территории, предназначение которых связано с обслуживанием сельского хозяйства (участки занятые коммуникациями и предприятиями, деятельность которых связана с переработкой продуктов сельскохозяйственной деятельностью).
Классификатор видов разрешенного использования земель сельхозназначения
Для удобства разделения земель по основным видам в 2015 году был разработан специальный классификатор, определяющий кодировку участков в зависимости от специфики использования.
Также по системе кодов можно получить исчерпывающую информацию в отношении свойств и назначения земельных угодий:
- Нумерация кодов с 1.2 по 1.6 обозначает виды растениеводства, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур, таких как бобовые, зерновые, кормовые, и овощей разных сортов, а также лекарственных и цветочных сортов чая. На участке данного типа собственник вправе возвести жилое строение, но без права регистрации в нем. На землях, предназначенных для занятия садоводством, жилые постройки не регистрируются. Однако на практике нередко встречаются случаи, когда владелец участка добивается узаконивания своих на жилой дом прав в судебном порядке;
- Коды с 1.7 по 1.11 регламентируют деятельность, направленную на животноводство, оленеводство, разведение крупного рогатого скота, а также лошадей, свиней и птиц. На землях данного назначения разрешено размещение фермерских хозяйств и предприятий, деятельность которых связана с производством продуктов животного происхождения;
- Деятельность, направленная на рыболовство и пчеловодство. В рамках данного вида использования разрешено также возведение строительных объектов, связанных с обеспечением развития данных категорий сельского хозяйства;
- Деятельность, связанная с научными разработками в сфере сельского хозяйства (выведение селекционных сортов культурных растений и видов животных);
- Деятельность, направленная на переработку продуктов растительного и животного происхождения. Предполагается размещение на землях данных категорий предприятий, осуществляющих производство продуктов питания из выращенных сельскохозяйственных культур и объектов животноводства;
- Деятельность, направленная на ведение личного подсобного хозяйства. Для целей данной деятельности пользователь земли вправе возвести жилое строение, но данный объект будет считаться временным. Чтобы узаконить постройку жилого дома, владельцу необходимо получить разрешение в органе местного самоуправления;
- Деятельность, связанная с разведением рассады. Пользователь вправе возвести на участке данной категории постройку;
- Размещение коммуникаций и объектов, связанных с обеспечением нужд сельскохозяйственной деятельности.
Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения
Отдельные виды участков наделены сразу несколькими статусами целевого назначения. При таких обстоятельствах владелец вправе избрать наиболее удобный для него вариант землепользования в рамках разрешенных видов эксплуатации, не запрашивания специального разрешения у государственных органов.
Дело обстоит иначе, если собственник решил изменить разрешенный вид использования. В таком случае, инициируйте данную процедуру путем подачи заявления в орган местного самоуправления с обоснованием причин необходимости подобных действий.
Наиболее распространенная ситуация, когда у владельца возникает потребность изменить категорию сельскохозяйственной земли на участок для размещения жилых построек. Рассмотрение данных вопросов, как правило, проходит в рамках общественных слушаний.
Порядок изменения целевого назначения земельного участка регламентирован нормами градостроительного законодательства.
Обращение в адрес муниципалитета пишете на имя главы местного самоуправления.
В тексте заявления в обязательном порядке укажите следующую информацию:
- ФИО и свои контактные данные;
- паспортные реквизиты;
- суть обращения и причины, послужившие основанием для обращения с ходатайством (например, строительство жилого дома в связи с необходимостью улучшения жилищных условий);
- личная подпись и дата оформления заявления.
Срок рассмотрения представленного заявления зависит от специфики выбранной процедуры изменения статуса земельного участка. Если орган местного самоуправления принял решение о вынесение вопроса об изменении категории земли на общественные слушания, то процесс рассмотрения вашего обращения составит не менее 60 дней.
Если же вопрос преобразования земель будет рассматриваться в упрощенном режиме (минуя публичные обсуждения), то решение по вашему заявлению будет принято в тридцатидневный срок. При отрицательном ответе на обращение муниципалитет должен аргументированно обосновать свою позицию и сделать ссылки на положения законов, регулирующих данную сферу деятельности.
Зачастую отказы по смене разрешенного вида использования земель принимаются в связи с отнесением участка заявителя к категории сельскохозяйственных угодий. В таком случае в целях смены режима использования подайте ходатайство о переводе участка в иную категорию (под индивидуальную застройку).
Для инициирования данной процедуры направьте обращение в администрацию, в ведении которой находится контроль за оборотом земель в вашей местности.
Ходатайство должно содержать следующую информацию:
- ФИО и адрес регистрации заявителя;
- месторасположение участка;
- кадастровые и технические характеристики земли;
- действующая категория участка;
- предпочитаемая категория участка;
- обоснование причин смены статуса участка.
Вместе с заявлением подавайте выписку из реестра кадастрового учета и документы, доказывающие ваше право собственности на землю. Если процедуру смены статуса земельного участка инициирует арендатор, то кроме вышеперечисленных документов к заявлению необходимо приложить согласие собственника на преобразование категории.
Положительное решение при данных обстоятельствах принимается в том случае, если преобразование категории участка не повлечет негативных последствий (земля не обладает качествами повышенной плодородности, размер участка не превышает максимально допустимые пределы).
Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка
Заявление в адрес органа местного самоуправления составляйте в двух экземплярах, один из которых передайте в муниципалитет, а на втором – сотрудник администрации должен поставить отметку о принятии. Отсчет срока рассмотрения заявления начинайте с даты его официальной регистрации (указана в отместке о принятии заявления).
Перечень документов для изменения вида разрешенного использования следующий:
- свидетельство либо иной документ, подтверждающий право собственности на землю;
- кадастровый паспорт;
- план земельного участка.
Вышеуказанные документы представляются в ксерокопиях с предъявлением оригиналов либо нотариально заверенные копии.
При подаче заявления и документов необходимо иметь при себе паспорт. Если инициирование процедуры преобразования земельного участка вы делегировали своему представителю, то его полномочия удостоверьте нотариальной доверенностью.
Можно ли построить дом на землях сельхозназначения
Жилая застройка на сельскохозяйственных землях законодательством не предусмотрена. На землях данной категории возможно размещение производственных и коммунальных объектов, функционирование которых направлено на обеспечение нужд растениеводства и животноводства.
В свою очередь на возведение капитальных построек необходимо получить специальное разрешение, а на строительство временных сооружений получение согласия уполномоченного органа не требуется.
Отдельный порядок землепользования предусмотрен в отношении участков дачного назначения. На землях данной категории можно вести дачное хозяйство и разместить жилую постройку. С этой целью необходимо подготовить проектную документацию и соблюдать нормы законодательства о дачных некоммерческих сообществах.
Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения
Предназначение земель сельскохозяйственного назначения – выращивание культурных растений и животноводство. Но в исключительных случаях при получении соответствующего разрешения данная категория земель может быть изменена.
Строительство объектов на сельскохозяйственных угодьях разрешается в следующих случаях:
- объекты возведены в целях обслуживания производственных структур сельскохозяйственного назначения;
- коммуникационные развязки для обслуживания нужд сельского хозяйства;
- жилые объекты (в исключительных ситуациях).
Правила строительства на землях сельхозназначения
В рамках классификации земель, предназначенных для размещения фермерских хозяйств, садоводческих обществ и приусадебных участков законодательством предусмотрено строительство следующих видов объектов:
- дачные дома;
- помещения хозяйственного типа (гаражные массивы, сараи);
- капитальные жилые дома (возможно строительство только на земле фермерского хозяйства и на приусадебных участках).
Преобразования земель из одной категории в другую сложный и материально затратный процесс. В связи с чем, при покупке сельскохозяйственного участка по недорогой цене с целью его дальнейшего перевода, просчитайте все возможные вложения.
В большинстве случаев приобретение участка в целях преобразования его правового статуса – очень невыгодная процедура.
Ответственность за нецелевое использование земель сельхозназначения
Для земель сельскохозяйственного назначения законодательством предусмотрен ограниченный спектр использования. Если пользователь сельскохозяйственного участка нарушает предусмотренный законом целевой характер, то на него будет возложена ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ (статья 8.8).
Штрафные санкции за нарушение целевого предназначения следующие:
- 0,5 – 1 процента, но в пределах 10 тысяч рублей (для граждан);
- 1 – 1,5 процента, но в пределах 20 тысяч рублей (для должностных лиц);
- 1,5 – 2 процентов, но в пределах 100 тысяч рублей (для организаций).
Отягчающими обстоятельствами при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением норм возделывания сельскохозяйственных участков являются причинения вреда экологической обстановке и осуществление действий направленных на истощение почвы. В данных случаях в отношении виновного лица выносятся максимальный размер санкций.
В целом разброс штрафных санкций варьируется от 10 до 100 тысяч рублей, исходя из характера совершенных деяний, статуса виновного лица (физическое или юридическое) и тяжести причиненных последствий.
Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, которые расположены за пределами населенных пунктов, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Согласно действующему законодательству они могут использоваться в следующих формах:
- для ведения сельскохозяйственного производства;
- для других целей, которые включают: личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, огородничество, садоводство, животноводство, дачное строительство.
Общий правовой режим для них заключается в предоставлении земельных участков непосредственно для сельскохозяйственных целей.
Земли сельскохозяйственного назначения следует отличать от земель сельскохозяйственного использования. Последние включают в себя земельные угодья, которые могут относиться и к другим категориям, в частности, земли несельскохозяйственных предприятий или государственного лесного фонда, переданных во временное пользование для сельскохозяйственных целей гражданам и сельхозпредприятиям.
Непосредственно земли сельскохозяйственного назначения обслуживают цикл выращивания сельскохозяйственной продукции, включая земли, занятые складами, административными зданиями, дорогами и другими элементами инфраструктуры.
Следует отметить две особенности правового режима:
- Приоритетное положение земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым пригодные для сельскохозяйственных нужд земли предоставляются прежде всего в сельскохозяйственных целях, а для несельскохозяйственных нужд предоставляются земельные участки, имеющие несельскохозяйственное назначение, не пригодные для ведения сельского хозяйства или сельскохозяйственные земли худшего по качества. Законом предусмотрена охрана от необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота.
- Не все без исключения земли, которые пригодны для сельскохозяйственных нужд, могут использоваться непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, например, существуют ограничения по использованию земель в заповедных зонах.
Виды разрешенного использования
Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.
Для земель сельскохозяйственного назначения установлены 6 групп:
- Земли сельскохозяйственного назначения , пригодные под сенокосы, пастбища, сельскохозяйственные угодья, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, многолетними насаждениями, каналами, водными объектами, а также отведенные для личного подсобного хозяйства (всего 11 видов разрешенного использования).
- Земли, которые малопригодны для пашни, но могут использоваться для выращивания некоторых технических культур , ягодников, винограда, чая, риса и др.
- Земли, занятые зданиями, сооружениями и строениями сельскохозяйственного назначения (коровник, свинарник, телятник, убойный цех, машинный двор, пилорама и др., - всего 17 видов разрешенного использования).
- Земли, занятые водными объектами и используемые в предпринимательских целях (разведение и ловля рыбы, и др.).
- Земли, на которых расположены леса.
- Прочие земли , в том числе болота, овраги, свалки, скотомогильники, нарушенные земли и иные земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность.
Для конкретного земельного участка могут применяться такие виды разрешенного использования:
- основные;
- условно разрешенные;
- вспомогательные, которые допускаются только в качестве дополнительных к основным или условно-разрешенным видам.
Оценка земель
Оценка таких земель производится на основе Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Данный документ не применяется для кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным объединениям.
Порядок определения земельных участков I-VI категорий:
- Формируется Перечень земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
- Определяются удельные показатели кадастровой стоимости данных земель на основе следующих действий:
- определение перечня разновидностей почв и площадей, ими занимаемых;
- определение перечня всех сельскохозяйственных культур, которые возможно выращивать для каждой почвенной разновидности;
- выбор допустимых чередований посевов (севооборота);
- определение нормативной урожайности для каждой сельскохозяйственной культуры;
- определение рыночной цены по каждой сельскохозяйственной культуре;
- расчет удельного валового дохода с 1 га для каждой сельскохозяйственной культуры;
- определение удельных затрат на возделывание и уборку урожая сельскохозяйственных культур;
- расчет удельного валового дохода на 1 га для каждого севооборота;
- расчет удельных затрат на возделывание 1 га для каждого севооборота;
- расчет удельных затрат на поддержание необходимого уровня плодородия почв;
- расчет удельного показателя земельной ренты в разрезе севооборотов (прибыли предпринимателя);
- определение максимального значения удельного показателя земельной ренты в разрезе почвенных разновидностей;
- расчет коэффициента капитализации земельной ренты;
- определение удельного показателя кадастровой делением удельного показателя земельной ренты на коэффициент капитализации по каждой почвенной разновидности;
- расчет средневзвешенного удельного показателя кадастровой стоимости по всем почвенным разновидностям в составе земельного участка.
- Рассчитывается кадастровая стоимость, как сумма произведений удельных показателей кадастровой стоимости земель групп I-VI и занимаемых этими землями площадей в пределах земельного участка.
Особенности аренды и купли-продажи
Оборот земель сельскохозяйственного назначения - совокупность сделок, в результате которых возникают или прекращаются права на земельные участки. Принципиальной особенностью является исключение возможности предоставления юридическим лицам и гражданам земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности, что соответствует нормам Земельного кодекса.
Особенностью правового регулирования договоров купли-продажи земельных участков сельхозназначения является законодательно закрепленное преимущественное право государственных или муниципальных органов власти на покупку продаваемого участка.
Купля-продажа определяется такими факторами:
- форма собственности на участок;
- субъектный состав участников сделки;
- вид разрешенного использования, и др.
Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти о своем намерении продать участок в письменной форме. В извещении обязательно должна быть указана цена и другие существенные условия договора (расположение недвижимости на участке и др.), иначе условия договора не могут быть согласованы.
Что касается особенностей договора аренды, то он может заключаться на срок не более 49 лет. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду только резидентам РФ. Участки, принадлежащие частным лицам, могут сдаваться в аренду также иностранным субъектам и лицам без гражданства.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие формы
В ряде случаев возникает необходимость изменения категории земли сельскохозяйственного назначения на другую форму. Обычно это связано с обеспечением активизации оборота земли, а также с ростом спроса на загородные поселки, коттеджи, и др.
Однако при этом придется столкнуться с рядом законодательных ограничений, в соответствии с которыми изменение категории земель допустимо лишь в исключительных случаях, связанных с: консервацией земель, созданием заповедных или иных охраняемых государством территорий, изменением границ поселений, размещением промышленных объектов, включением непригодных для сельского хозяйства земель в состав лесного или водного фонда либо земель запаса, строительством дорог и иных сооружений и коммуникаций, выполнением международных обязательств, добычей полезных ископаемых, размещением объектов здравоохранения, социального и др. назначения.
Перевод земель из состава сельскохозяйственных угодий в случае, когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу, действующим законодательством не допускается. Также запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
- кадастровый номер соответствующего земельного участка;
- действующая и предполагаемая для перевода категории земли для данного участка;
- обоснование для перевода участка в другую категорию.
Также нужно провести государственную экологическую экспертизу о возможности такого изменения категории.
В двухмесячный срок с момента поступления ходатайства уполномоченный орган принимает решение либо о переводе земельного участка в другую категорию, либо об отказе. Акт направляется заявителю в течение двух недель с даты его принятия.
Переоформлять документы на земельный участок в случае изменения его категории не требуется.
Если земельный участок находится в собственности, это далеко не всегда означает, что его владелец может использовать его для любых видов деятельности. Например, существует целая категория земель сельхозназначения , которые имеют конкретное, целевое назначение. О том, на что следует обратить внимание при покупке, как можно их использовать такие земли в 2019 году и другие юридические нюансы – в этой статье.
В случае с земельными участками существует общепринятая классификация на несколько категорий:
- Под поселения (крупные, средние малые голода, деревни, районные центры, села и все остальные).
- Для сельскохозяйственной деятельности – это и есть .
- Из лесного фонда.
- Из водного фонда.
- Для создания предприятий промышленности, производственных комплексов, инфраструктурные объекты, водопроводы, электрические сети и прочие инженерные объекты.
- Территории, подлежащие охране (заповедники, природные парки, заказники и другие).
- Земли резерва.
Таким образом, землями сельхозназначения по законодательству признаются те, которые отвечают одновременно двум критериям:
- Они предназначены только для ведения сельского хозяйства (любого из направлений, обозначенных выше или сразу нескольких направлений).
- Они располагаются за пределами населенных пунктов (например, дача нередко может находиться на территории городской земли, а сельскохозяйственные угодья – всегда за ее границами).
Чем можно заниматься на земле сельхозназначения
Приведенная выше классификация отражает и реальное разделение земельного фонда на составные категории (в зависимости от целей использования), и юридические особенности, а именно – виды разрешенной деятельности.
В отношении земель сельхозназначения применяются положения федерального законодательства, прежде всего – Земельного кодекса (глава 14). В соответствии с нею предусматривается несколько видов деятельности, которыми собственник (или арендатор) могут заниматься на нем:
- Личное хозяйство, садово-дачное хозяйство, огородничество – все эти понятия объединяет то, что семья занимается выращиванием продукции только под свои личные нужды, без реализации предприятиям или гражданам на коммерческой основе.
- Использование под пашню и/или пастбище, под многолетние растения (например, садовые, виноградники), под сенокосы.
- Разведение домашних животных и птицы (крупный рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные, птица домашняя).
- Организация пасеки для производства продуктов пчеловодства.
- Организация рыбного хозяйства для разведения распространенных и редких пород рыб.
- Выращивание ягодных, садовых культур и бахчевых.
- Выращивание корнеплодов, картофеля.
- Возведение жилого помещения, в котором можно отдыхать (однако право регистрации – т.е. получения прописки – не предусматривается).
- Земля под КФХ – крестьянское хозяйство (создается изначально для организации фермерской деятельности с целью производства сельскохозяйственного сырья и/или продуктов).
- Возведение сооружений, временных построек, постоянных капитальных домов, инженерных сетей, коммуникаций, инфраструктурных объектов, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством (например, овощехранилище, завод по производству овощных консервов и т.п.).
- Возведение тех видов сооружений, которые не связаны с осуществлением сельхоздеятельности: автострады, ЛЭП, трубопроводы и т.п.
- Организация защитных насаждений (лесополоса, живая изгородь).
- Прочие цели, связанные с сельским хозяйством – например, исследование флоры и фауны местности.
Где уточнить категорию и вид использования земли
Подобная информация является существенно важной характеристикой. Именно на эти данные нужно обращать внимание при совершении любой операции с землями сельхозназначения. Информация всегда находится в открытом доступе, и получить эти сведения может любое заинтересованное лицо:
- кадастровый номер;
- регион расположения;
- населенный пункт;
- район.
Один и тот же земельный участок может включать разные зоны, с разными видами использования и даже разными категориями. Поэтому в кадастровом паспорте и другой документации нужно уточнить и эту информацию.
Строительство дома на землях сельхозназначения
Это один из самых распространенных вопросов можно ли построить дом на земле сельскохозназначения, на которые очень важно обратить внимание перед совершением покупки. Необходимо учесть сразу несколько обстоятельств:
- Какая именно сельхоздеятельность разрешена на земле.
- Можно ли возводить капитальное строение.
- Есть ли возможность зарегистрироваться и получить прописку в построенном доме.
Само по себе строительство на земле сельхозназначения разрешается, но не всякое . Прежде всего, каждый владелец может возводить капитальные и временные (некапитальные) сооружения, которые непосредственно нужны для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в соответствии с видами разрешенного использования:
- Теплицы.
- Сараи.
- Помещения для содержания животных.
- Заборы и ограждения.
- Помещения для охраны.
- Помещения для хранения сырья (ангары, склады и т.п.).
При этом если владелец земли сельхозназначения намерен строить на ней временное сооружение, никаких дополнительных разрешений получать для этого не нужно. Если же на земле предполагается строительство капитального объекта, необходимо получить разрешение в местной Администрации .
Наряду с этими возникает вопрос и о таком виде использования земли сельхозназначения, как строительство индивидуального дома, с возможностью круглогодичного проживания в нем. В этом случае есть только один вариант получения разрешения. Собственнику предстоит доказать представителям Администрации, что такой дом обязательно нужен для совершения сельскохозяйственной деятельности. При этом получение разрешения будет содержать формулировку «для ведения КФХ», то есть имеется в виду, что собственник должен зарегистрировать и крестьянско-фермерское хозяйство.
Например, в случае разведения свиней, пчел, рыб, кроликов практически всегда требуется непрерывное нахождение владельца. Таким образом, если сам дом связан с деятельностью, и без него обойтись не получится, то у собственника появляется шанс получить разрешение на строительства дома на земле сельхозназначения.
Следует иметь в виду, что прямого законодательного запрета на капитальное строительство на земле, предназначенной для сельхоздеятельности, не существует. Поэтому применяются общие нормы права, и решение во многом зависит от конкретной Администрации района.
О том, на каких территориях в принципе разрешается возведение капитального жилого дома, можно увидеть на видео.
Порядок получения разрешения
Порядок получения документа для строительства на земле сельхозназначения довольно простой – собственник всегда обращается в орган местного самоуправления (Администрацию) и подает такой пакет документов:
- свой паспорт;
- свидетельство о собственности;
- договор, в соответствии с которым был приобретен участок (купля-продажа, мена и другие);
- кадастровый паспорт;
- градостроительный план;
- положительное экспертное заключение о строительстве (если такая экспертиза обязательна в данном случае).
Госпошлина за получения документа не оплачивается, т.е. процедура полностью бесплатна для собственника. Администрация составляет расписку о факте приема документов и заявки в работу, после чего в течение 1 месяца (срок отсчитывается со следующего рабочего дня) должна принять решение о выдаче разрешения или об отказе. При этом гражданин может обжаловать подобное решение, для чего ему необходимо обратиться в суд.
Важно понимать, что документ на строительство на земле сельхозназначения действует в течение 10 лет – т.е. повторного обращения за получением разрешения в течение всего этого срока не понадобится. После этого производится строительство, а здание оформляется в собственность в местном отделении Росреестра.
В случае отсутствия разрешения на строительство на земле сельхозназначения предусматривается ответственность в виде штрафов: для частных граждан от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей.
Особенности продажи земли сельхозназначения
Если земля, на котором располагается дача или загородный жилой дом, где собственник и его семья официально зарегистрированы (постоянная прописка), можно продать по обычной схеме, то с землями сельхозназначения процедура усложняется. Основное отличие сводится к тому, что представители муниципального органа власти имеют так называемое преимущественное право покупки. Поэтому у продавца появляется обязанность получить согласие на продажу от них (или же продать им), после чего совершить соответствующую операцию.
Порядок действий регулируется на федеральном уровне, поэтому вне зависимости от расположения процедура выглядит так:
- Сначала собственник извещает муниципальный орган власти (или Администрацию субъекта РФ). Для этого подается письменное обращение, в котором содержатся такие сведения:
- собственно намерение продать участок;
- цена, по которой он продается;
- размер;
- кадастровый номер;
- точный адрес;
- предельный срок, до которого должен быть осуществлен взаиморасчет (не более 90 календарных дней).
- Органу власти дается 30 календарных дней на рассмотрение этого уведомления. По истечении срока представитель власти должен принять решение, будет ли Администрация покупать землю сельхозназначения или же она откажется от своего права преимущественной покупки.
- Если в пределах 30 дней Администрация отреагирует и откажется от покупки или же после срока не придет никакого ответа, собственник вправе продать землю частному или юридическому лицу, при этом у него есть ровно год, а цена продажи должна быть не ниже той, что была указана в уведомлении.
При этом важно понимать, что в любом случае исключается возможность продажи земли сельхозназначения таким лицам:
- Любому иностранному лицу – как частному гражданину, так и компании, в том числе юридическому лицу, занимающемуся некоммерческой деятельностью (например, благотворительность, религиозное объединение, общественная организация и т.п.).
- Любым лицам, при условии, что после продажи будет сразу изменена категория земли с сельхозназначения на другую.
- Наконец, в каждом субъекте федерации действуют собственные ограничения на владения количеством земли в процентах от общего количества фонда – как правило, в пределах от 10% и вплоть до 100% (т.е. без ограничений). Соответственно, продажа землевладельцу с нарушением (максимальным превышением) его доли не допускается. Конкретные нормативы по предельно допустимому размеру владений следует уточнять в местной Администрации.
Важно получить уведомление о доставке письма в Администрацию. Если орган власти никак не отреагирует, именно этот документ станет основным доказательством того, что собственник поступил правомерно и учел все требования земельного законодательства.
Как изменить категорию земли
Следует понимать, что вопрос изменения категории земли сельхозназначения находится в компетенции местных (а иногда и федеральных) органов власти. То есть сам владелец или арендатор не вправе изменять категорию, даже путем обращения в судебный орган. Дело в том, что подобная процедура возможна только в случаях, предусмотренных законодательством:
- Консервация – т.е. временное исключение земельного участка из оборота в связи с тем, что дальнейшее использование может привести к серьезному ухудшению качества почвы, ее разрушению (эрозии), росту загрязнений и т.п.
- Исключение из оборота в связи с созданием природоохранных территорий для экологических, культурных, научно-исследовательских, рекреационных (отдых) и иных целей.
- Расширение населенного пункта или перераспределение части его территории – это один из наиболее распространенных случаев. В таких ситуациях особую выгоду получают владельцы угодий, потому что на их территории после изменений категории можно будет и построить капитальный дом, и прописаться в нем.
- Освоение земли сельхозназначения под промышленные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры.
- Перевод земель в категорию водного и/или лесного фонда.
Вне зависимости от конкретной причины порядок действия в данном случае предполагает такие действия.
Земли сельхозназначения привлекают граждан своей экологической чистотой. Поэтому многие стремятся приобрести загородный участок, для последующей застройки. Что можно строить на таких участках?
Рекламные слоганы компаний, которые занимаются продажей земли, обещают, что участки предназначены для жилого строительства. Однако попытавшись получить разрешение на строительство, граждане натыкаются на отказ. Это связано с тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под особым контролем государства. Поэтому порядок использования таких угодий регламентирован действующим законодательством.
Если заглянуть в Земельный Кодекс, можно наткнуться на весьма расплывчатые формулировки. Например: «заниматься строительством может заинтересованное или надлежащее лицо». Кроме того, строить дом на территориях сельхозназначения, допускается только после согласования с соответствующими инстанциями.
Наибольшую сложность вызовет получение разрешения от экологической службы. Вам потребуется доказать, что возведённая постройка не нарушит экологическую ситуацию. Давайте разберёмся, какое строительство на землях сельхозназначения допустимо в 2019 году.
Разбираемся с определениями
Весь земельный фонд России разделён на семь категорий по целевому предназначению. Есть территории, выделенные под градостроительство и промышленные объекты. Получить разрешение на строительство не составит труда.
Существуют земли, относящиеся к категории природоохранных зон. Они не предназначены для жилищного строительства и находятся под охраной государства. То же самое относится к землям резерва, которые временно изъяты из оборота.
Отдельной строкой идут земли сельскохозяйственного назначения. Эти территории расположены вне градостроительных образований и предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. За нецелевое использование или загрязнение таких угодий полагается административная и гражданская ответственность.
На 2019 год, участки сельхозназначения предназначены для:
- ведения подсобного хозяйства в личных целях;
- производства сельскохозяйственной продукции и растительного сырья;
- устройства фермерских хозяйств;
- садоводства;
- разведения пресноводных рыб в искусственных или натуральных изолированных водоёмах.
Как видите, о строительстве жилого дома или технических построек речь не идёт. Однако, сельское хозяйство невозможно без развитой инфраструктуры. Поэтому допускается строительство коровников, курятников, складских помещений, дорог, обустройство ангаров для автотранспорта.
Обычно для возведения жилого дома требуется перевод участка сельхозназначения в другую категорию. Это связано со сбором довольно внушительного пакета и получением соответствующего разрешения от местного муниципалитета.
Исход такого решения весьма неоднозначен: в равной степени можно получить одобрение и отказ. Отсюда возникает вопрос: можно ли строить дом без этой бумажной волокиты? Оказывается, можно, при соблюдении определённых условий.
Участки для личного пользования
Обычно это земли сельскохозяйственного назначения, входящие в территориальные образования садовых товариществ и кооперативов. Согласно действующему законодательству, эти наделы отведены под дачное строительство.
И опять мы сталкиваемся с расплывчатой юридической формулировкой. Что следует понимать под дачным строительством? По нормативным актам, под это определение попадают временные постройки, непредназначенные для всесезонного проживания. Прописаться в таком строении или зарегистрировать его, как объект недвижимости — весьма сложно.
Кроме того, допускается возведение технических построек: навесов, помещений для скота и домашней птицы, теплиц и сараев. Разрешение на строительство перечисленных объектов получать не требуется.
Обратите внимание, что возведение жилого здания, попадающего под определение капитальной постройки, не допускается. Это считается нецелевым использованием выделенного участка.
Кроме того, закон запрещает заниматься любой коммерческой деятельностью, на угодьях, выделенных для ведения личного хозяйства. Чтобы строить дом, потребуется изменение категории земли. Стоит отметить, что для таких участков – это вполне осуществимая процедура.
Фермерские хозяйства
Здесь ситуация выглядит несколько иначе. Земли сельскохозяйственного назначения, отведённые для организации фермерских хозяйств, допускается использовать следующим образом:
- организация охотничьих угодий с разведением диких животных;
- использование пахотных и плодородных земель для выращивания агрокультур;
- обустройство пастбищ, разведение домашней птицы и скота;
- строительство складских помещений и других строений, необходимых для обеспечения функциональности фермерского хозяйства.
Учитывая, что самому фермеру тоже нужно где-то жить, последний пункт прямо указывает, что можно строить дом на участке сельхозназначения. Если следовать букве закона, такое разрешение даёт статья № 263 ГК РФ и положения 40, 43 Земельного Кодекса.
Однако есть и некоторые ограничения. В частности, допускается возведение жилого строения не выше 3-х этажей. Зато постройку можно официально зарегистрировать, с присвоением адреса и пропиской для собственника.
Земли сельскохозяйственной деятельности
Под это определение попадают участки сельхозназначения, выделенные для обработки земли и производства растительного сырья. Можно ли строить на этой территории?
По закону допускается строительство некапитальных построек хозяйственного назначения. Сюда относятся ангары, складские помещения, производственные цеха, не противоречащие целевому использованию земли.
Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство с последующей регистрацией. Если запланировать капитальную жилую постройку, разрешение на строительство нужно обязательно. В этой ситуации, земли сельскохозяйственного назначения подлежат застройке при соблюдении определённых норм и требований.
Остались вопросы?
Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста: