Порядок увольнения с военной службы. На каких основаниях увольняют военнослужащих
Каждая работа сопряжена с множеством особенностей как личного, так и профессионального характера. Задержки зарплаты, недостаточный оклад, плохие отношения с начальством и коллективом, удаленность от дома, причуды руководства – это неполный список причин увольнения сотрудников. Порядок увольнения по собственному желанию гражданина-военнослужащего, регулируется ст. 51 п.6 ФЗ РФ «О воинской обязанности и воинской службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г. и Дисциплинарным уставом. Процедура осложнена всевозможными препятствиями со стороны отдела кадров и руководства воинской части.
Согласно законодательству, каждый военнослужащий может уйти с места службы по собственному желанию, предоставив комиссии объективные причины. К сожалению, Федеральный Закон «О военнослужащих» не поясняет, что же входит в понятие «уважительные причины». Некоторые комментарии можно найти в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.05.2014. А именно, в п. 47, под «вескими основаниями» понимают – причины, не позволяющие полновесно выполнять свои обязательства.
Увольнение военнослужащего по собственному желанию до окончания контракта
Прохождение контрактной службы делится на 2 этапа – испытательный срок 3 месяца и сама служба минимум на 2 года. Вопросы, связанные с досрочным прекращением действия военного контракта по собственному желанию, до сих пор остаются актуальными. Процедура ухода срочников и контрактников схожа. Отличия состоят в нюансах. Большая часть увольнений происходит как раз в первые три месяца, когда новобранцы еще толком не представляют, что им предстоит. Немалые нагрузки, подчинение командующему, отсутствие привычных условий жизни зачастую полностью перекрывают преимущества службы.
Процедура расчета с места работы у военных
Процедура состоит из двух этапов:
- Предоставление рапорта «Об увольнении по собственному желанию» командиру. Документ составляется в свободной форме с указанием личных данных руководства и подателя, а также, причины ухода со службы. Заявление подается в 2-х экземплярах и, в обязательном порядке, регистрируется в строевом отделе воинской части.
- Рассмотрение рапорта аттестационной комиссией. Выводы и принятые решения оформляются протоколом. Данная резолюция является лишь рекомендацией для военачальника. В случае несогласия с заключением, военнослужащий может обжаловать решение в суде или обратиться к прокурору воинской части с заявлением «о нарушение прав». Основанием такого заявления послужит заверенный второй экземпляр рапорта. Также следует понимать, что полностью распрощаться с воинской жизнью не получится. По закону, все военные увольняются в запас, за исключением лиц, покинувших службу по состоянию здоровья.
Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию
Весомым поводом для увольнения военнослужащего по собственному желанию признаются:
- Состояние здоровья — беременность, инвалидность, онкологические и инфекционные заболевания.
- Проживание детей и жены за пределами РФ.
- Необходимость единоличного присмотра за несовершеннолетними детьми и ближайшими родственниками.
- Недостаточный размер денежного довольствия.
- Перевод на новое место службы с понижением в должности.
- Регулярное невыполнение условий контракта.
- Отсутствие возможности реализации полученного образования на текущей должности.
Следует отметить, что для женщин-военнослужащих список причин для ухода более обширен. Так, военнослужащая имеет право уйти со службы в связи с переводом мужа в другую часть, уходом за родителями-инвалидами и малолетними детьми. В тоже время, уволить женщину, состоящую в декретном отпуске, даже по собственному желанию, запрещено законодательством.
Порядок увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию
Военная структура – это организация, в которой каждый шаг регулируется законом и уставом. Такой порядок касается и последовательности действий при отставке сотрудника. Очередность осуществления данной процедуры такова:
- Не позже, чем за месяц до даты окончания контракта, подать рапорт на имя начальника воинской части в 2-ух экземплярах. Данное заявление оформляется в произвольной форме с перечислением всех причин, по которым дальнейшая служба невозможна. Необходимо не просто рассказать почему, но и предоставить документальные подтверждения — квитанции, заключения врача, свидетельства о смерти или расторжении брака, справки и доходах и составе семьи и т.д.
- Законом предусмотрено 14 дней на принятие решения специально созданной аттестационной комиссией по полученному обращению военнослужащего. При необходимости проведения дополнительных проверок, сроки могут продлить еще на 15 календарных дней с извещением подателя. Все выводы по слушанию вносятся в протокол и озвучиваются. Следует отметить, что все причины рассматриваются только в контексте важности для самого военного, а не в отношении общества и командования.
- Окончательное решение принимает командир в виде приказа на увольнение.
Зачастую процедура ухода затягивается еще в начале подачи рапорта. Отдел кадров, ссылаясь на «новые» законы, также «большую занятость» просто не регистрирует заявление. Или руководство части, даже при положительном ответе комиссии, все равно не дает своего согласия на увольнение. Решением такой проблемы может стать жалоба военному прокурору или обращение в суд.
Как написать рапорт на увольнение по собственному желанию?
Специально установленной формы рапорта на освобождение от должности нет. За образец можно взять обычное гражданское заявление.
Итак, в правом верхнем углу заполняют должность и ФИО получателя, ниже указывают данные адресата. Здесь же можно указать телефон и адрес проживания. В обязательном порядке, нужно озаглавить документ «Рапорт об увольнении».
Общую часть необходимо разделить на три части:
- Первый раздел – просьба о досрочном увольнении с места службы.
- Второй раздел – причины ухода, дать согласие на прохождение специальной экспертизы при необходимости. Нелишним будет сослаться на конкретную статью закона.
- Третий раздел – дополнительные документы, справки, свидетельства, которые прилагаются к рапорту. В конце заявления проставить дату написания, подпись, собственные инициалы и должность.
Полученный приказ дает основание военнослужащему получить выплату единовременного пособия и социальные льготы по уходу с места службы по собственному желанию или по медицинским показаниям. Право на выплаты не получают контрактники, не прошедшие испытательного срока.
Дисциплинарный Устав военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентирует особый порядок приема на службу или увольнение с нее военнослужащих лиц. Кроме этого в отношении военнообязанных действует также и Федеральный Закон РФ, который называется .
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Прикрепляемые к этим основным законам приказы, инструкции и письма – все они призваны урегулировать вопросы в отношении тех или иных обстоятельств увольнения военнослужащего по его изъявленному желанию.
Как подать рапорт
Любое письменное обращение к своему командиру, начальнику или другому должностному лицу воинской части, которое занимается кадровыми вопросами, должно составляться в виде рапорта, а не заявления, какое фигурирует у гражданских лиц.
Требование такого плана четко прописано в ДУ ВС РФ, а также основывается на , Положения о воинской службе и ее порядке прохождения (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16.09.1999г.).
Рапорт об увольнении по своему желанию составляется в свободной форме, потому как его типовой формы нет.
Но в тексте обязательно должны наличествовать уважительные причины, которые в дальнейшем обоснуют возникшее желание военнообязанного уволиться.
Основания, по которым точно согласятся отправить в увольнение военнообязанного служащего, прописываются в Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также в Положения о прохождении военной службы и ее порядке перечислены те весомые причины, по которым могут дать согласие на увольнение.
Если хотите, чтобы ваше собственное желание уволиться с военной службы было одобрено, тогда в рапорте укажите одну из следующих причин, которую легко будет доказать и проверить:
- Выслуга лет или увольнение по возрасту.
- Окончен срок службы по условиям контракта.
- Аттестационная комиссия признает подчиненного, подающим рапорт, не пригодным к службе по состоянию здоровья.
- В случае, когда имеют место основания для лишения званий военнослужащего.
- Когда военнообязанного приговорили через суд к лишению свободы.
- Другие основания, прописанные в закона об обязанностях и службе военных лиц.
Предельный возрастной порог для военнообязанного гражданина России, пребывающего на службе, является сорокапятилетний возраст, но при условии общего непрерывного трудового стажа в течение 25 лет, из которых военная служба должна составлять не менее 12 лет и шесть месяцев ( ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
Для лиц, служащих в правоохранительных органах, выслуга лет составляет 20 лет стажа и более. В случае с лишением звания военного срабатывают те же основания для увольнения, что при лишении должности по Трудовому Кодексу в ТК РФ.
В рапорте указывается Ф.И.О. командира части, часть, затем персональные данные увольняющегося военного, ссылка на закона РФ о воинской службе.
К рапорту обязательно должны прилагаться копии документов или других материалов, которые доказывали бы вескость оснований для увольнения. Завершается документ датой, ниже указывается ваша должность или звание как военнослужащего и ваша подпись.
Порядок увольнения
Действия при увольнении:
- Рапорт следует подготовить в двух экземплярах. Документ составляется в произвольной форме, унифицированной формы его бланка нет. Обязательно укажите не меньше двух уважительных причин.
- Подавать такой документ нужно в строевую часть. На одном экземпляре документа ставится номер регистрации входящего документа сотрудником строевой части и дата приема этого документа, а на втором экземпляре – пишется то же самое, но только он оставляется в части, а первый – выдается на руки военнослужащему.
- Отказать в рассмотрении просьбы рапорта и вовсе его не принять, или принять с нарушениями делопроизводственных нормативов (не зарегистрировать документ как входящий) служащие части не имеют никакого права.
- Приняв ваш рапорт его обязаны рассмотреть в течение 30 суток, и дать вам письменный, документальный ответ. Такое требование прописано в законодательстве Вооруженных Сил РФ – Дисциплинарного Устава, где говорится о том, что обращения любого характера, по любой причине должны быть рассмотрены начальством.
- Аннулирования за сроком давности подачи рапорта в законе не обозначено. Если по истечении 30 дней вам ответ так и не пришел, то вы имеете полное право обжаловать в суде бездействие своего начальствующего органа. Кроме этого вы можете также обратиться к военному прокурору вашего гарнизона, где вы служите или же в прокуратуру по месту проживания вашего начальника, который уклоняется от выполнения своих обязанностей.
Обратите внимание, для чего нужны два экземпляра рапорта. В случае уклонения командира строевой части или учинения каких-либо препятствий военнослужащему в связи с подачей рапорта – все это можно обжаловать в суде.
Для суда основанием того, что вы, действительно подавали рапорт на увольнение на законных основаниях, будет служить именно тот экземпляр, который вам обязаны выдать на руки с реквизитами входящего документа.
Какие полагаются выплаты
Все выплаты начисляются в соответствии с тем ведомством, где военный служит, а также на основании той или иной причины.
Так, если увольнение происходит по возрастной выслуге лет, тогда будет назначена пенсия как военному пенсионеру.
Если же по другим основаниям – может быть назначено единовременное выходное пособие по закону – Федеральный закон РФ от 07.11.2011 г. и Приказа Минобороны РФ от 30.12.2011 г.
Размеры таких выплат зависят от срока службы:
- 2 оклада для уволенных со службы, которая длилась менее 20 лет;
- 7 окладов – более 20 лет воинской службы.
- 1 оклад дополнительно может добавляться к основной выплате при наличии государственных наград за несение воинской службы.
Пособие выплачивается увольняющемуся военному, состоящему как на государственной службе, так и работавшему по контракту.
Помимо этого могут назначить различного рода премии, если были особые заслуги перед военной обороной, или просто поощрение в денежном выражении за добросовестное выполнение своих военных обязанностей.
Обычно такую премию могут выплатить в размере либо одного, двух или трех месячных окладов в дополнение к выходному пособию.
Особенности увольнения военнослужащего по контракту по собственному желанию
Контрактная служба подразумевает заключение между обеими сторонами – военнослужащим и его начальством – определенных обязательств, которые берется выполнять военнослужащий гражданин при определенных условиях, в том или ином объеме, соответственно закону.
Со своей стороны командование выполнять свои обязательства перед своим подчиненным. Разорвать такие отношения можно лишь на основании нарушений условий контракта, допущенных одной из сторон.
В той ситуации, когда служащий на контрактной основе в вооруженных силах страны хочет уволиться по собственному желанию, то ему для этого понадобятся уважительные причины.
Просто так контрактник уволиться не сможет, основывая текст своего рапорта лишь на одном только своем желании.
Наличие веских причин – это одно из условий Федерального закона в отношении военнообязанных граждан – п.6 ст. 51, а также Положения, говорящее про порядок прохождения воинской службы, которое утверждено президентским Указом № 1237 от 16.09.1999 года.
В этих правовых документах четко прописаны те основания, по которым увольняемый должен четко аргументировать свое желание окончить службу по своей инициативе.
Чтобы по закону могли уволить контрактника, необходимо проделать следующие шаги с выполнением определенных существенных условий:
- Просто так уйти со службы нельзя. Требует написать рапорт.
- Необходимо изъявить свое желание в письменной форме и выразить его в виде записи в рапорте о том, что ваше увольнение с военной службы по собственному желанию, по определенным уважительным причинам. Этим документом докладывается командиру ваше намерение.
- Составив рапорт в двух экземплярах проследите, чтобы принимавшая этот первичный документ сторона зарегистрировала его как входящий, завизировала номер, дату и подпись на обоих экземплярах и выдала вам на руки второй.
- Начальник подразделения, кадровая служба или командир строевой части обязаны принять ваш рапорт и рассмотреть его в 30-дневный срок.
- Для этого он должен предъявить этот документ аттестационной комиссии. К рапорту еще он может приложить сопутствующие документы, доказывающие вескую причину увольнения.
- Задача такой комиссии изучить все документы заслушать объяснения самого увольняющегося и прийти к заключению, что причины указанные в рапорте, действительно являются вескими (уважительными). Срок, который отводится комиссионному исследованию дела, составляет не более недели. При необходимости могут продлить рассмотрение вопроса еще на неделю, если нужна дополнительная проверка.
- Далее участники комиссии (военные юристы, командир части и его заместитель, другие командиры иных подразделений, военный врач) составляют протокол расследования, где четко указывается заключительный вывод по военнослужащему, желающему уволиться.
- Все документы по данному делу командир военнослужащего, уполномоченный увольнять своих подчиненных, обязан завизировать, утвердить своей подписью. Такое требование он должен выполнить на основании Инструкции, утвержденной Приказом МО РФ от 06.04.2002 г.
Решение аттестационной комиссии – это еще не окончательное решение об увольнение. Протокол заседания – это только лишь основание, которым должен руководствоваться командир, чтобы понять, как ему действовать далее в отношении своего подчиненного.
Именно за командиром, которому закон дает право увольнять сотрудников-военных, остается последнее решающее слово.
Основаниями для увольнения контрактника будут являться следующие причины:
- плохое состояние здоровья;
- семейные обстоятельства;
- регулярные нарушения контрактных условий и обязанностей;
- другие уважительные причины, которые подходят , или п. 6 ст. 51 ФЗ о военных обязанностях и порядке прохождения службы.
Вообще любой законодательный акт или правовые документы не говорят о том, что есть такая формулировка как «увольнение по контракту с военной службы по причине собственного желания» увольняющегося.
Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.
Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.
Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.
Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.
Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.
Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».
К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:
– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;
– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;
– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.
В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.
Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.
Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.
Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.
Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.
Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.
Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:
1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);
2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);
3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).
К первой группе относятся следующие основания увольнения:
а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.
Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
е) как не выдержавшего испытание;
ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;
б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);
в) по семейным обстоятельствам:
– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:
е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.
Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.
Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.
В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.
Контрольные вопросы и задания :
1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».
2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.
3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.
4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
Как и в каком порядке происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть данной процедуры и на какие льготы от государства могут рассчитывать отставники и запасники? Это самые актуальные вопросы, которые волнуют многих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье содержится информация о том, на каких основаниях осуществляется увольнение с военной службы, как протекает процедура и какие права и гарантии, установленные законодательством, предусмотрены для бывших военных.
Общие законодательные положения об отставке военнослужащих России
Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе военнослужащих и Федеральном законодательстве.
Согласно положениям, военные офицеры, принадлежащие к высшему командному составу, прекращают свою службу в армии на основании нормативных актов, которые подписывает президент России.
Полковники или капитаны первого ранга увольнение с военной службы получают по процедуре, которую содержат федеральные нормативные акты. Покинуть Вооруженные Силы России офицеры могут в любом возрасте.
Варианты для прекращения службы в армии
Оставить службу в ВС Российской Федерации лица могут, используя три варианта:
- Увольнение с военной службы в запас. Осуществляется автоматически на основании данных, полученных после прохождения гражданином военно-врачебной комиссии (ВВК). Увольнение с военной службы в запас могут получить лица, которые признаны ограниченно годными к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
- Выход в отставку. Также происходит после того, как пройдена ВВК. Формулировка «выход в отставку» применяется к гражданам, которые по состоянию здоровья больше не непригодны для службы.
- Увольнение с военной службы в связи с осуждением по уголовной статье. В таком случае происходит автоматическое прекращение службы в армии, с дальнейшим занесением соответствующей информации в военный билет.
Личный мотив
Увольнение с военной службы может быть произведено и по личным мотивам граждан. В таких случаях военнослужащие обязаны известить своего командира, подав рапорт с вескими доказательствами, подтверждающими необходимость принятого решения покинуть службу. Командир предъявленные ему ходатайства о досрочном увольнении может отклонять без объяснений.
Право покинуть армию по законодательству РФ
В законодательстве Российской Федерации прописаны еще несколько пунктов, которые должен знать каждый военнослужащий. Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы России можно, если:
- Офицер имеет предельный для армии возраст.
- Закончен срок службы по призыву или контракту.
- В случае если у офицера прекращено гражданство России или он считается подданным другой страны.
- Гражданин отчислен из образовательной организации, находящейся в ведомстве Вооруженных Сил РФ.
- Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
- Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам. Происходит в случаях, когда военнослужащий нарушает конфиденциальность и больше не пользуется доверием у своего командования.
- В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.
Прекращение службы "контрактников"
Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:
- Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
- Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
- Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
- Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
- Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение. Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.
Как «контрактнику» покинуть армию досрочно?
Российский «контрактник» имеет право покинуть вооруженные силы досрочно. Быть инициатором такого увольнения он может в следующих случаях:
- Гражданин начал нести службу в Министерстве внутренних дел, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
- При переходе на «гражданку».
- По причине нарушений условий, обозначенных в контракте, относительно военнослужащего: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется только после подачи военнослужащим своему руководству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
- В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
- Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
- Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.
Порядок увольнения с военной службы
Преимущественно военнослужащим армия покидается после того, как истек срок контракта, т. е. действия подписанного трудового договора. Увольнение сопровождается соответствующей записью в личной трудовой книжке военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, на каком основании расторгнут трудовой договор.
Чтобы покинуть ВС, военнослужащему нужно:
- Подать рапорт на увольнение. В отличие от остальных граждан, которые этот документ подают за две недели (14 дней) до даты своего увольнения, в армии это нужно сделать за месяц. Содержание рапорта такое же, как и заявление на увольнение у гражданских. Отличие заключается в том, что для увольнения из рядов армии не обойтись без документов, подтверждающих веские причины принятия такого решения. Рапорт рассматривает специальная комиссия, с учетом всех изложенных военнослужащим обстоятельств. Согласно российскому законодательству, решение принимается по истечении 14 дней после получения заявления. Как свидетельствуют отзывы бывших военнослужащих, это происходит гораздо быстрее - уже за 8-9 дней.
- Доработать до определенного числа своего официального увольнения. Дата указывается в рапорте. В этот день сотруднику выдаются все его документы.
Что делать, если уволили незаконно?
Нередко бывает так, что военнослужащий не согласен с причинами, на основании которых его уволили из армии, или не устраивает порядок проведения самой процедуры. В таком случае он вправе обжаловать данное решение своего командования. Воспользоваться возможностью обжаловать приказ об увольнении он может в течение трех месяцев. Подобными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:
- Офицера-контрактника без его согласия увольняют до выслуги.
- Офицер с выслугой свыше десяти лет и не имеет жилплощади.
Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время, пока длится досудебное разбирательство, командование обязано предоставить временное жилье, даже в том случае, если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Очень часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного без восстановления в Вооруженных Силах.
Военное командование не имеет права исключать из личного состава беременных женщин. Такие действия являются грубейшим нарушением закона, которые можно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства уволенного. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности, а также выплаты компенсации морального вреда.
Судебное разбирательство длится десять дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель армейского командования). Если было принято решение суда в пользу заявителя, последний имеет право инициировать возмещение всех издержек (госпошлина и услуги адвоката). Ответчик в таком случае обязан вернуть уволенного обратно на службу в армию и восстановить на его прежней должности.
Выплаты
При увольнении с военной службы, согласно законодательству России, для офицеров предусмотрены единовременные пособия. Выплаты для военнослужащих, по сравнению с гражданскими пособиями, намного больше.
На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:
- Пять окладов. На него имеют право офицеры, прослужившие в армии десять лет.
- Десять окладов выплаты полагается военнослужащему, если срок его службы составляет от 10 до 15 лет.
- 15 окладов, если офицер прослужил не менее 15 лет.
- 20 окладов - в случае, если длительность службы в ВС превышает 20 лет.
При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.
Когда не стоит рассчитывать на пособие?
Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:
- Офицер разжалован.
- Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
- Отчислен из общеобразовательных организаций. Причиной этому может быть низкая успеваемость, нежелание проходить обучение и недисциплинированность.
- Осуществлен переход для дальнейшей службы в МВД, противопожарной или другой силовой структуре.
- Военнослужащий имеет условную судимость.
Дополнительные пособия
Увольнение с военной службы по здоровью дает сотруднику ВС право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. Как утверждают военные, в каждом конкретном случае рассматриваются такие вопросы:
- Продолжит ли в дальнейшем гражданин свою службу в армии?
- Если он признан негодным, то в какой степени (частично или совсем)?
В том случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь. Наличие дисциплинарных взысканий может повлечь за собой уменьшение или полную отмену выплаты пособия.
Гарантированные государством привилегии
Для тех офицеров, которые по определенным причинам получили увольнение с военной службы, пребывание в запасе дает право на ряд привилегий:
- Государство предоставляет надбавку к пенсионным выплатам.
- Содействует при решении вопросов, связанных с жильем.
- При получении образования.
- Компенсирует земельные и имущественные налоги.
- Предоставляет льготы в медицинских учреждениях.
- Офицеры запаса имеют право на льготный проезд в общественном транспорте.
- Государство обеспечивает их трудоустройство.
Льготы для участников боевых действий
Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:
- Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной государственной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
- Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
- Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
- Военнослужащий может за счет своего работодателя поступить на обучающие курсы по профпереподготовке. Это дает возможность бывшему военному приобрести гражданскую специальность, не тратясь на обучение.
- Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий, гарантированных Правительством Российской Федерации.
Заключение
Защищать свое отечество является почетным занятием мужчин. В то же время служба в Вооруженных Силах - это и работа, во время приема на которую используются установленные правила и законодательные нормы. Действуют они и при увольнении. Данная трудовая деятельность изобилует нюансами, разбираться в которых необходимо каждому военнослужащему.