По какому признаку выделяются правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты? Происхождение права и государства. Теория и практика
Одним из путей изучения общества является формационный путь.
Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?
Формация
Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .
Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.
Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.
Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.
Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.
Пять типов формаций по К.Марксу
- Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
- Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
- Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
- Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
- Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
a. По длительности существования;
b. По волевому признаку;
c. По правовым последствиям.
12. Тип государства – это:
a. система сущностных признаков государства определенной общественно-экономической формации;
b. общественно-экономический строй государства;
c. совокупность экономического базиса и надстройки;
d. совокупность внутренних, устойчивых и необходимых свойств и связей государства.
14. Последовательность общественных формаций:
a. феодальная;
b. буржуазная;
c. коммунистическая;
d. рабовладельческая;
e. первобытнообщинная.
15. Дополните:
Тип общества, основанный на определенном способе производства, - общественно-экономическая формация.
16. Формационная типология государств выделяет типы государств:
a. буржуазное;
b. феодальное;
c. социалистическое;
d. рабовладельческое;
e. социальное;
f. всеобщего благоденствия;
g. светское.
17. Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты:
a. государство;
b. аппарат насилия;
c. налоги;
d. религия;
e. принуждения;
f. брак и семья.
18.Дополните:
Рабовладельческое государство – исторически антагонистический тип государственной организации.
19. Цивилизационный подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби. Основное различие между формационным и цивилизационным подходами к вопросу о происхождении государства и права заключается в том, что:
a. первый основывается на развитии материальных условий жизни общества, а второй - на развитии всей цивилизации;
b. первый считает происхождение права первичным, второй считает первичным происхождение государства;
c. первый основывается на развитии всего общества, второй - на развитии семьи как собственника;
d. первый исходит из образования формы правления государства, второй – территориального устройства.
20.Основоположники марксизма-ленинизма определяют государственную власть, как:
a. власть общества над государством;
b. властвование народа;
c. консенсус между классами;
d. организованное насилие одного класса над другим.
Вариант 9
1.С точки зрения формационного подхода в типологии государств не могло быть:
a. буржуазного государства;
c. рабовладельческого государства;
d. коммунистического государства.
2.Основным недостатком цивилизационного подхода к типологии государства является:
a. преувеличение роли формы государства в развитии государственности; принижение роли экономического фактора в развитии государства;
b. принижение роли духовного фактора в развитии государства;
c. преувеличение роли экономики в развитии государственности.
3. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, с помощью которых официальная публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей, называется:
a. система законодательства;
b. правовой системой;
c. правом;
d. система права.
4. Правовая семья – это совокупность:
a. национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков;
b. взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, нормативную основу которых составляет право;
c. правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима однородные общественные отношения;
d. идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
5. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:
a. обычай;
c. конституция;
d. судебное решение.
6. Маргинальным называется:
a. социально активное правомерное поведение;
b. поведение при пассивном соблюдении правовых предписаний;
c. поведение, граничащее с правонарушением;
d. привычное правомерное поведение.
7. Социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное нормой права и влекущее за собой правовые последствия – это:
a. правонарушение;
c. правомерное поведение.
8. Англо-саксонская правовая семья по-иному еще называется системой:
a. обычного права;
d. общего права.
9. Романо-германская правовая семья еще называется:
a. обычной системой права;
b. общей системой права;
c. континентальной правовой системой;
d. прецедентной системой права.
a. Ж.-Ж. Руссо;
b. Т. Гоббс;
c. Г. Гегель;
d. В. Ленин.
К теориям происхождения государства не относятся
a. Нормативистская;
b. Интергративная;
c. Диффузионная;
e. органическая.
12.Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:
13. Дополните:
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть семья.
14. В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора.
a. общественного;
b. гражданско-правового;
c. федеративного;
d. оказания услуг.
16. Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:
a. необходимость орошения земель;
b. разложение родовой общины;
c. глобальное потепление;
d. развитие экономики.
17. Дополните:
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий марксистская теория.
18. Представители технократической теории считают, что обществом и государством должны управлять технократы, поскольку только они:
a. овладели передовой техникой;
b. подготовлены и способны изобретать машины и руководить ими;
c. способны определять пути и средства дальнейшего развития общества;
d. способны разработать любую технологию производства и претворить ее в жизнь.
19. Представители доктрины «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что государство должно:
a. выражать интересы людей, занятых производством, и заботиться прежде всего о них;
b. выражать интересы экономически сильных классов;
c. выражать интересы всех слоев населения и обеспечивать их благополучие;
d. заботиться о благополучии неспособных к труду людей.
20. Укажите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:
a. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев;
b. Аквинский, Маритэн;
c. Гумплович, Дюринг, Каутский.
Вариант 10
1. Аристотель, Фильмер, Михайловский являются представителями:
a. классовой теории;
b. теологической теории;
c. патриархальной теории.
2. Источником власти в правовом государстве является:
a. Президент;
c. Государство;
d. Правительство.
3. В гражданском обществе средства массовой информации осуществляют деятельность:
a. под руководством общества;
b. в интересах государства;
c. свободно;
d. под руководством государства.
4. В правовом государстве:
a. никакая идеология не может быть признана государственной;
b. основной идеологией является идеология правящей партии;
c. должна быть государственная идеология;
d. основной идеологией является идеология среднего класса.
5. Право как совокупность естественных прав человека понимали представители ________________ теории.
a. естественно-правовой;
b. исторической;
c. материалистической;
d. социологической.
6. Единство государства и права заключается в общности их:
a. происхождения, типологии;
b. первичных элементов;
d. функций.
7. Властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса и принятии по нему решения:
a. реализация права;
b. правотворчество;
c. применение права.
8. Непосредственное участие в реализации права не принимает:
a. носители субъективных прав и обязанностей;
b. государство в лице различных органов;
c. общество в целом;
d. физические лица.
9. Субъектами применения права не могут быть...
a. должностные лица государства;
b. контрольно-надзорные органы;
c. граждане;
d. органы местного самоуправления.
10. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними – это _______________ способ толкования права.
a. систематический;
b. исторический;
c. грамматический;
d. телеологический
11. Выделяются следующие способы толкования:
a. аутентическое, делегированное, нормативное, казуальное;
b. языковое, систематическое, историческое;
c. обыденное, профессиональное, докториальное.
12. Логическое толкование нормы права - это выяснение:
a. места правовой нормы в отрасли права;
b. значения нормы права в данном институте права;
c. обозначаемых в норме понятий и соотношения их между собой;
d. смысла нормы права, исходя из значения слов.
13. Специально-юридический способ толкования правовых норм основывается на:
a. практике применения правовых норм органами следствия и прокурорского надзора;
b. знаниях практического применения правовых норм;
c. профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники;
d. практике судебного применения нормативных правовых актов.
14. Фактическая конструкция, выражающая главные особенности правонарушения, представляет:
a. юридический факт;
b. юридический состав правонарушения;
c. приговор суда;
d. структуру нормы права.
15. В состав правонарушения входят следующие элементы:
a. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;
b. гипотеза, диспозиция, санкция;
c. норма права, правоотношение, акт реализации.
16. Правонарушения подразделяются на:
a. вменяемые и невменяемые;
b. вредные и незначительно вредные;
c. преступления и проступки;
d. общественно опасные, не общественно опасные.
17. Эффективная борьба с правонарушениями и их предотвращение - это требование...
a. Криминологии;
b. Законности;
c. право порядка;
d. общественного порядка.
18. Особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, определяется как _______________.
a. ответственность;
b. юридическая;
c. политическая;
d. религиозная;
e. моральная.
19. Способами, приемами правового регулирования являются:
a. декларация, программа;
b. норма права, правоотношение;
c. запрет, дозволение, позитивное обязывание;
d. законность, правопорядок.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА
§ Предмет и метод теории государства и права.
§ Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.
§ Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
§ Причины и формы возникновения государства.
§ Теологическая теория происхождения государства.
§ Патриархальная теория происхождения государства.
§ Договорная теория происхождения государства.
§ Теория насилия по вопросу о происхождении государства.
§ Органическая теория происхождения государства.
§ Материалистическая теория происхождения государства.
§ Психологическая теория происхождения государства.
§ Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
§ Особенности возникновения права.
§ Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
§ Понятие и сущность государства.
§ Типы государства: различные подходы.
§ Понятие и классификация функций Российского государства.
§ Характеристика основных внутренних функций Российского государства..
§ Характеристика основных внешних функций Российского государства.
§ Формы и методы осуществления функций государства.
§ Понятие и элементы формы государства.
§ Формы государственного правления.
§ Соотношение типа и формы государства
§ Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.
§ Политический (государственный) режим: понятие и виды.
§ Механизм государства: понятие и структура.
§ Органы государства: понятие, признаки, виды.
§ Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
§ Политическая система общества: понятия и структура.
§ Место и роль государства в политической системе общества.
§ Понятие и сущность права.
§ Понятие права в объективном и субъективном смысле.
§ Право как государственный регулятор общественных отношений.
§ Естественно-правовая теория.
§ Историческая школа права.
§ Нормативистская теория права.
§ Марксистская теория права.
§ Психологическая теория права.
§ Социологическая теория права.
§ Соотношение экономики, политики и права.
§ Принципы права: понятие и виды.
§ Соотношение убеждения и принуждения в праве.
§ Функции права: понятие и классификация.
§ Типы права: различные подход.
§ Правовая система общества: понятие, структура, виды.
§ Романо-германская правовая семья.
§ Англо-саксонская правовая семья.
§ Семья религиозного права.
§ Семья традиционного права.
§ Правовой статус личности: понятия, структура, виды.
§ Соотношение и взаимосвязь государства и права.
§ Правовое государство: понятие и принципы.
§ Разделение властей как принцип правового государства.
§ Государство и личность: взаимная ответственность.
§ Соотношение общества и государства.
§ Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
§ Социальные и технические нормы, их особенности, взаимосвязь.
§ Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.
§ Понятие, структура и виды правосознания.
§ Правовая культура: понятие и структура.
§ Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
§ Понятие и признаки нормы права.
§ Представительно-обязывающий характер правовых норм.
§ Структура нормы права.
§ Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
§ Классификация норм права.
§ Понятие и виды форм (источников) права.
§ Понятие и виды нормативных актов.
§ Понятие, признаки и виды законов.
§ Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
§ Правотворчество: понятие, принципы, виды.
§ Понятие и стадии законотворчества в РФ.
§ Систематизация нормативных актов: понятие и виды.
§ Юридическая техника.
§ Понятие и структурные элементы системы права.
§ Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.
§ Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.
§ Институт права: понятие и виды.
§ Частное и публичное право.
§ Юридический процесс: понятие и виды.
§ Соотношение системы права и системы законодательства.
§ Правовые отношения: понятие и признаки.
§ Виды правовых отношений.
§ Предпосылки возникновения правоотношений.
§ Взаимосвязь норм права и правоотношений.
§ Понятие и виды субъектов правоотношений.
§ Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.
§ Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
§ Объекты правоотношений: понятие и виды.
§ Понятие и классификация юридических фактов.
§ Реализация права: понятие и виды.
§ Стадии процесса применения норм права.
§ Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
§ Отличие нормативных актов от актов применения права.
§ Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.
§ Юридические коллизии и способы их разрешения.
§ Толкование норм права: понятие, и виды по субъектам.
§ Способы и объем толкования правовых норм.
§ Акты толкования права: понятие, особенности, виды.
§ Юридическая практика.
§ Правомерное поведение: понятие и виды.
§ Понятие, признаки и виды правонарушений.
§ Юридический состав правонарушений.
§ Понятие, признаки и основание юридической ответственности.
§ Цель и функции юридической ответственности.
§ Принципы юридический ответственности.
§ Виды юридической ответственности.
§ Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.
§ Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.
§ Понятие, признаки и виды правовых средств.
§ Механизм правового регулирования: понятия и основные элементы.
§ Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
§ Эффективность правового регулирования.
§ Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.
§ Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.
§ Правовые поощрения: понятие и признаки.
§ Заслуга как основание для правового поощрения.
§ Соотношение поощрений и наказаний в праве.
§ Функции правовых поощрений.
§ Виды правовых поощрений.
§ Правовые льготы: понятие, признаки, функции
§ Понятие и принципы законности.
§ Гарантии законности: понятие и виды.
§ Понятие правопорядка. Соотношение законности правопорядка и демократии.
Происхождение права и государства.
1. Теории происхождения права
Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.
1.1 Теория примирения (Э. Аннерс, Г. Берман)
Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.
1.2. Регулятивная теория
Юридические нормы устанавливаются для поддержания единого порядка для всей страны
1.3. Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен)
Право - это вечное явление, созданное Богом
1.4. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев)
Существует две системы права - естественное и позитивное:
естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь)
позитивное (писаное) право - совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.
1.5. Историческая теория (К. Савиньи, Г. Гуго, Г.Пухта)
Происхождение права - стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль играет обычай.
1.6. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард)
Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).
1.7. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)
Право – воля господствующего класса, возведенная в закон
1.8. Теория правовой специализации (Т. Кашанина)
Закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира.
Возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела личностный, субъектный характер.
2. Что регулировало общество до появления права?
Ритуал
Обряды
Обычаи
Табу
Мононормы – это правила поведения людей первобытного общества, выраженные
в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах
Закономерности возникновения права
* Переход к производящей экономике;
* Расслоение общества;
* Создание государства;
Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность
3. Теории происхождения государства
Теории
Древнегреческая теория
Древнеиндийская теория
Древнекитайская теория
Теологическая теория
Теологическая теория в условиях современности
Патерналистская теория
Патриархальная теория I
Патриархальная теория II
Теория Огюста Конта
Теория Герберта Спенсера
Теория Гуго Гроция
Теория Томаса Гоббса
Теория Джона Локка
Теория Жан-Жака Руссо
Теория Евгения Дюринга
Теория Людвига Гумпловича
Теория Карла Каутского
Теория Льва Петражицкого
Теория Николая Коркунова
Теория Тарда
Либертарно-юридическая
Патримониальная теория
Государство по Энгельсу
Государство по Ленину
Основные теории происхождения государства
теологическая (религиозная, божественная);
патриархальная (отеческая);
договорная (естественно-правовая);
органическая;
психологическая;
насилия (внутреннего и внешнего);
ирригационная;
экономическая (классовая).
3.1. АНТИЧНОСТЬ. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ОТЕЧЕСКАЯ)
Аристотель. Конфуций.
«Государство подобно семье, поэтому власть государя над подданными также безусловна,
как власть отца над детьми ».
+
1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
_
1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
3) Не объясняет жесткость законов.
3.2. СРЕДНИЕ ВЕКА. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ. Аврелий Августин. Фома Аквинский.
«Любая власть и любое государство имеют божественное происхождение и должны соответствовать вечным христианским нормам».
+
1) Государство появляется с монорелигией;
2) Теория позволяет установить в обществе порядок;
3) Отражает объективные решения того времени, а именно – первые государства были теократические
_
Является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение
государства.
3.3. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ.
Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо.
«Государство возникает в результате заключения общественного договора между правителями и подданными, по которому граждане согласны на ограничение части своей свободы,
получая взамен от власти гарантии обеспечения основных и естественных прав».
+
2) Носит демократический характер;
3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;
4) Опирается на общественную практику
_
1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;
2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;
3) Договор – это воля людей, значит, он может быть расторгнут;
4) Договор не обладает юридической силой, т. к появился раньше государства.
3.4 . СЕРЕДИНА 19 ВЕКА.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ (КЛАССОВАЯ) ТЕОРИЯ.
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Г.Плеханов.
«Государство образуется как продукт социального неравенства и механизм политического господства одного класса, обладающим собственностью и властью. над другими классами, лишёнными их».
+
1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;
2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;
3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;
4) Раскрываются признаки государства.
_
1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;
2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;
3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.
Теория насилия.
К.Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович, Д. Юм.
« Государство всегда возникает насильственным путём…»
А. ТЕОРИЯ ВНЕШНЕГО НАСИЛИЯ.
+
1) Основана на многих исторических фактах;
2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;
3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.
_
1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;
2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;
3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;
4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.
Б. ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО НАСИЛИЯ.
+
1) У людей имеются разные интересы;
2) Имеет место насилие в обществе;
3) Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.
_
1) Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;
2) Люди не могут быть равны биологически;
3) Государство не всегда выражает интересы общества;
4) Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.
3.5. КОНЕЦ 19 ВЕКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Э. Фромм, Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд.
«Государство происходит из различия психологических типов личностей правителей-лидеров и подданных-ведомых, поощряемых и ограничиваемых властью».
+
Психологические закономерности важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя.
_
Роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Г.Спенсер, П.Сорокин.
«Государство возникает как естественный механизм обеспечения жизнедеятельности общества наподобие человеческого организма, в котором каждая часть обеспечивает жизненно важные функции».
Достоинство:
восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
оригинальность теории.
Недостаток: отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. К. Витфогель.
Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ.
+
1) Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем действительно были распространены в древних городах-государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая.
2) Не вызывает сомнения связь этих процессов с формированием многотысячного класса, управленцев-чиновников.
_
Ирригационная теория улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования и к тому же явно преувеличивает и универсализирует их.
Расовая теория . Авторы : Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше
Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими.
Минусы теории : Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.
Вариант 1
Выберите один правильный вариант ответа.
1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и
ее независимость во внешней политике называется:
а) политический режим;
б) публичная власть;
в) государственный суверенитет;
г) аппарат власти.
2. Укажите причину происхождения государства с точки зрения Е.
Дюринга и К. Каутского:
а) воля Бога;
б) изменение экономических отношений в первобытном обществе;
в) заключение людьми общественного договора;
г) завоевание одного племени другим, одной части общества
другой.
3. Происхождение государства в результате добровольного соглашения
людей объясняет:
а) ирригационная теория;
б) теория насилия;
в) договорная теория;
г) патриархальная теория.
4. Установите соответствие между фамилиями ученых, философов, политиков и созданными ими теориями происхождения государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Фамилии Теории
1. К. Виттфогель А. Теория насилия
2. Л. Гумплович Б. Договорная теория
3. Дж. Локк В. Ирригационная теория
4. Фома Аквинский Г. Патриархальная теория
5. Р. Фильмер Д. Теологическая теория
5. Теория, объясняющая происхождение государства изменениями
а) ирригационная;
б) классовая (марксистская);
в) договорная;
г) патриархальная.
6. Причиной происхождения государства, по мнению Аристотеля,
явилась:
а) смена экономических отношений;
б) разрастание семьи;
в) необходимость строительства крупных оросительных систем;
г) Божественная воля.
7. Государством является:
а) объединение людей на основе достижения общих интересов;
б) система для поддержания господства одних групп людей над другими;
в) политическая организация общества на определенной территории;
г) верный ответ отсутствует.
8. Государство, как и первобытное общество, характеризует следующий
признак:
а) обязательные платежи (налоги);
б) оборона;
г) правовая система.
9. Признаком государства не является:
а) наличие правовой системы;
б) родовая организация населения;
в) территориальная организация населения;
г) наличие специальных органов, осуществляющих сбор налогов.
Вариант 2
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Для организации и осуществления власти в родовой общине не характерно :
а) принадлежность власти общине;
б) подчинение мерам общественного воздействия;
в) наличие специального аппарата управления.
2. Одним из немецких юристов, который стал основоположником теории, представляющей, что право появилось как продукт творческой деятельности конкретного народа, его «народного духа», был :
а) Л.И. Петражицкий;
б) Ф. Энгельс;
в) Ф. Савиньи;
г) Г. Гегель.
3. К сторонникам школы естественного происхождения права относятся :
а) М. Ковалевский;
б) Вольтер;
в) Ф. Энгельс;
г) С. Пуфендорф.
4. Марксистская и патримониальная теории связывают происхождение права :
а) с выражением духовной общности народа;
б) развитием народного духа;
в) расслоением общества на классы;
г) появлением частной собственности.
5. Первобытнообщинной формации не присущи следующие общественные институты :
а) брак и семья;
б) религия;
в) государство;
г) налоги;
д) аппарат насилия.
6. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:
а) ирригационная; 1) Аристотель, Филмер;
б) органическая; 2) Фома Аквинский;
в) материалистическая; 3) К. Виттфогель;
г) патриархальная; 4) Г. Гроций, Д. Локк, Т.Гоббс;
д) религиозная; 5) Г. Спенсер, Г. Прейс, И.К. Блюн- чли;
е) договорная; 6) Л.И. Петражицкий, З. Фрейд;
ж) психологическая; 7) Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский;
з) насилия; 8) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
7. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:
а) разросшаяся семья – основа государства;
б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;
в) государство – продукт социально-экономического развития;
г) государство возникло в результате естественного отбора.
8. Характерной чертой экономики первобытного общества является:
а) милитаризация;
б) производящий характер;
в) интенсивный характер;
г) присваивающий характер;
д) огосударствление.
9. Восточный путь возникновения государства связан:
а) с организацией сбора податей и налогов;
б) волей вождя племени;
в) необходимостью проведения массовых общественных работ;
г) организацией вооруженной защиты от внешних угроз.
10. Правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:
а) право;
б) обычай;
в) нравы.
11. Нормативная регуляция первобытного общества характеризуется:
а) преобладанием запретов, неразделенностью прав и обязанностей;
б) отсутствием особого механизма принуждения, отделенного от общества и обеспечивающего исполнение норм;
в) всем вышеперечисленным, включая основную форму закрепления – обычай.
12. Политическими закономерностями возникновения государства являлись:
а) возникновение единобожия, религии, консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность;
б) создание системы учреждений и организаций, осуществляющих руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями;
в) формирование патриархальной семьи, трансформация родовой общины в соседскую, социальная дифференциация общества;
г) переход к производящей экономике, индивидуальному характеру трудовой деятельности, появление частной собственности
Вариант 3
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:
а) основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям, для того чтобы те могли управлять государством и решать споры с другими странами;
б) государство появилось в результате коренных изменений в экономике и самом первобытном обществе. Произошло разделение труда, общество разделилось на классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство;
в) война, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными;
г) государство появилось потому, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качеством лидеров, правителей, хозяев.
2. Какой концепции происхождения права соответствует каждое из приведенных высказываний:
а) «Право есть произведение государства, а государственная власть есть тот начальный факт, из которого исходят друг за другом нормы права» (Г.Ф. Шершеневич);
б) «Тою же силою, какою творился язык, образовались и мифы народа, и его поэзия, и его право. Как в образовании и строении языка оказывается не личное мышление одного человека, так и создание права принадлежит творчеству всего народа» (А.П. Чебышев-Дмитриев)?
3. Согласны ли вы со следующим утверждением сторонников теории естественного права? Ответ обоснуйте.
«…Природа и разум – едины. Поэтому естественное право не зависит от особенностей того или иного народа… Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то не может и не должно быть права французского, английского, немецкого. Право только одно – человеческое».
4. Определите, к критике, какой теории происхождения государства обращено следующее высказывание Г. Еллинека:
«Практические последствия теории… сводятся не к обоснованию, а к разрушению государства. Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, – почему бы угнетенным этой силой не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта сила, или даже разрушить всю нашу столь прославленную цивилизацию…»
5. Завершите таблицу :
Первобытное общество
Государство
Принадлежность власти
Принцип организации власти
Родственные связи
Социальная структура
Различные по социальным функциям
и интересам группы
Основной общественный регулятор
Экономическая основа
Коллективный труд, общественная
собственность и…
6. Восстановите логическую цепь явлений: переход от присваивающего хозяйства к производящему → … → появление прибавочного продукта → …→ распад родовой общины и появление соседской → … → рост социального неравенства и усложнение производственных отношений → …
Временные рамки формации охватывают эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Мнения ученых о точном времени зарождения первобытнообщинной формации расходятся. Одни утверждают, что это произошло 3 млн. лет назад См., напр.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. - С. 12. , другие - 2 млн. лет назад См., напр.: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 18., но верхний предел установлен более точно - 3 тыс. лет до н. э.
Одним из первых принято считать тип человека-умелого (Homo habilis), которому примерно соответствовало историческое время от начала возникновения первобытного общества, ведущего свое развитие от стада, до 40 тыс. лет до н. э. Этот период раннего палеолита именуется дошельским или ашельским. Человек - умелый был назван так за искусные руки, которыми он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. Отсюда термин ""галечная культура"", т.е. обработка гальки в интересах первобытного человека. Человек-умелый вел животнообразный, инстинктивный образ жизни, со своими сородичами общался звуковыми и жестомимическими коммуникативными сигналами. На уровне дошельского стада полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Физические характеристики Homo habilis: рост 120 см, вес 40 кг. На смену человеку-умелому пришел в рамках раннего палеолита дошельского и ашельского археологического времени человек - прямоходящий (Homo erectus) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Характеризуя человека-прямоходящего, следует помнить, что ему соответствовало уже не первобытное стадо, а праобщина, для которой были свойственны элементы совместного непроизводительного труда (собирательство, охота), умение обращаться с огнем, совершенствование примитивных орудий труда, сохранение и усложнение коммуникативных сигналов, доминирование биологических связей. Наиболее развитыми представителями Homo erectus были неандертальцы эпохи среднего палеолита археологического времени Мустье См.: Культурология / Под ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 88..
В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека - Homo sapiens, или человек разумный. Его стоянки были обнаружены в пещерах Франции в местечках с географическими названиями Ориньяк, Солютре, Мадлен. В историю этот период вошел как ориньяко-солютрийская культура. При изучении этого пласта первобытной культуры необходимо подчеркнуть, что человек-разумный в наибольшей степени по своим характеристикам приближается к современному человеку. Обратите внимание на то, что с возникновением разумного человека праобщина сменяется ранней родовой общиной, для которой характерна общественная форма собственности на орудия труда, совместный непроизводительный присваивающий труд - собирательство плодов, ловля рыбы, охота; умение не только пользоваться огнем, но и хранить его; производить более совершенные орудия труда. Природно-биологические связи заменяются дуальной семьей, проявляется элемент оседлости, организуются жилища. Особое внимание следует обратить на то, что наряду с элементами материальной культуры зарождаются ростки духовной: коммуникативные сигналы трансформируются в элементы членораздельной речи, появляются и осознаются первые табу, происходит становление религиозных ритуалов, формируются примитивные тотемистические культуры, возникает праискусство См.: Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., 1992. - С. 34-35..
Практически в лоне ранней стадии верхнего палеолита были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые впоследствии получили свое развитие и в эпоху мезолита и неолита.
Неолит следует рассматривать как завершающую стадию развития каменного века. Этому времени соответствует поздняя более развитая родовая община. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этому периоду исторического развития данной формации в материальной и духовной сфере. В области материальной, производительной как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производительному: одомашнивание скота, развитие земледелия, совершенствование ремесел, появление элементов натурального обмена. Все это чрезвычайно важно для дальнейшего развития всех форм материальной культуры. Именно в эпоху неолита были заложены основы дальнейшего развития агрокультуры, промышленного производства и торговли.
Что касается семьи, то здесь произошли существенные изменения - возник матриархат. За родом, состоящим из нескольких семей, закрепляется определенная территория, то есть происходит разделение земель между родами, и на них строятся поселения. В духовной жизни развитие членораздельной речи приводит к возникновению и развитию абстрактного мышления. В эпоху матриархата в области морали, искусства и религии особое значение, и это следует отметить, приобретает женское начало См.: Воронова И.Т. Брачные обычаи народов мира: зарождение и развитие // Наука и религия. - 2003. - №8. - С. 45. .
Завершается развитие первобытнообщинной формации и культуры возникновением соответствующей ей прасоседской или соседской общины, в которой труд становится более совершенным и производительным, на смену каменным орудиям приходят первые металлические. Матриархат заменяется духовной жизнью общества (мораль, религия, искусство), зарождаются объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.
Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
- · наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
- · экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода См.: Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С. 67..
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
- 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
- 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
- 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
- 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества Там же. - С. 70. .
11.2. Первобытнообщинная формация
Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.
Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.
Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались
земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.
Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.
В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.
Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.
Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.
Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).
Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.
Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.
Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".
В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.
Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .
Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих
этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.
Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.
Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.
Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.
Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных
обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.
Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.
Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).