Основания и порядок ликвидации юридического лица. Особенности ликвидации в рамках банкротства
Результатом ликвидации ЮЛ является прекращение деятельности и исчезновение субъекта как такового вместе с его правами и обязанностями. Процесс ликвидации может отличаться в зависимости от того, кто его инициировал – собственники или суд.
Процедура строго регламентирована и занимает не менее 2,5 месяцев, так как существующие у юридического лица обязательства перед собственниками, работниками и контрагентами должны быть удовлетворены.
Что это такое
Юридическое лицо – это субъект права, который возникает в момент создания и исчезает в момент ликвидации.
Так как после закрытия фирма уже не является участником каких-либо взаимоотношений, все ее обязательства и права либо переходят по решению суда аффилированным лицам, либо остаются не удовлетворенными.
Под аффилированными лицами понимаются владельцы или другие лица, которые могли оказывать влияние на решения директора.
В соответствии с последними поправками владельцы могут быть привлечены к ответственности по обязательствам организации, даже если сумма этих обязательств превышает размер уставного капитала.
В этом случае суд должен доказать, что учредители могли оказывать или оказывали влияние на решения руководителя, которые в итоге привели к финансовым проблемам и ликвидации.
Фирма может быть ликвидирована по решению учредителей, тогда для начала процедуры достаточно наличия протокола.
В случаях, когда юридическое лицо допускает грубые нарушения законодательства, возможна также принудительная ликвидация по следующим основаниям:
- несоответствие организационно-правовой формы и фактической деятельности, например выявленная коммерческая деятельность у некоммерческих организаций;
- грубые нарушения, допущенные на этапе создания организации;
- осуществление деятельности, противоречащей Уставу;
- работа без предусмотренных законом лицензий;
- грубые систематические нарушения законов, в том числе закона , и других;
- осуществление деятельности, запрещенной законом на территории РФ.
Очевидно, что принудительная ликвидация – это карательная мера. Не только противозаконные действия будут являться основанием для ликвидации, но также бездействие руководства: игнорирование законных требований, неисполнение решений суда, непредставление документов и так далее.
Неплатежеспособность не является поводом для принудительной ликвидации, так как для этих случаев существует регламентированная процедура банкротства.
Иск в суд с требованием о принудительной ликвидации может подать любое государственное ведомство или лицо, чьи права нарушаются деятельностью фирмы.
Ликвидация юридического лица по ГК РФ
Ликвидация одной фирмы всегда затрагивает интересы третьих лиц:
Большая продолжительность процедуры ликвидации связана с необходимостью тщательной проверки на наличие задолженности, на законность предъявленных требований, на выявление возможных дебиторов и кредиторов.
Гражданский Кодекс в своих нормах напрямую указывает, что ликвидация не должна повлечь за собой причинение ущерба кому-либо, как контрагентам, так и самой фирме.
На практике это означает следующее. До ликвидации необходимо выплатить кредиторскую задолженность, так как невыплата причинит ущерб кредиторам.
Точно также должна быть взыскана дебиторская задолженность в пользу фирмы, иначе при ликвидации ущерб получит само ликвидируемое лицо, что тоже недопустимо.
В общих случаях порядок определяет порядок ликвидации таким образом:
- учредители на общем собрании принимают решение и оформляют протокол. Решение должно быть единогласным, иначе оно не действительно. В решении назначается ликвидационная комиссия, которая должна выполнить все необходимые действия;
- ответственное лицо подает в налоговый орган уведомление о ликвидации, а также письменно уведомляет «Вестник государственной регистрации», своих дебиторов и кредиторов о начале процедуры и сроке предъявления (исполнения) требований. Этот срок не может быть менее 2 месяцев;
- налоговая инспекция назначает и проводит выездную проверку. Избежать данного действия могут только фирмы, которые в последние три – четыре года не вели деятельность. Все остальные будут тщательно проверяться. Минимальный срок такой проверки – 2 месяца, на практике он растягивается примерно до 3 – 5 месяцев;
- после прохождения проверок и удовлетворения требований всех кредиторов составляется промежуточный баланс. В соответствии с данными из этого баланса все оставшееся имущество делится между учредителями в соответствии с их вкладами, с этого имущества нужно заплатит налог как с дивидендов;
- после того, как все требования удовлетворены, проверка пройдена, работники уволены, ПФР, ФСС и другие организации уведомлены, налоги, пени и штрафы уплачены, а от контрагентов получены сверки с данными о том, что задолженностей нет, в налоговую подается заявление о ликвидации, ликвидационный баланс и документ об уплате пошлины;
- финалом процесса является внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности.
Так выглядит стандартная процедура в том случае, если она не осложнена требованиями или судебными разбирательствами.
Чаще случается, что организации не в силах удовлетворить все требования. В этом случае начинается процедура банкротства с привлечением сторонних управляющих.
Существенно осложняют и затягивают процесс судебные иски, поданные в отношении организации по различным вопросам, так как до решения суда и удовлетворения требований истцов ликвидация не возможна.
Где найти сведения
С 2013 года всех налогоплательщиков обязали самостоятельно отслеживать состояние своих контрагентов.
Теперь в том случае, если заключен договор с фирмой-однодневкой или юридическим лицом, прекратившим свое существование, всю полноту ответственности несет сам налогоплательщик.
Это влечет невозможность вычетов по НДС, непризнание расходов для целей налогообложения, невозможность предъявления каких-либо требований.
Одновременно с принятием данного закона появились официальные сервисы, позволяющие в короткий срок навести справки о своих потенциальных партнерах:
- Краткая информация о том, содержится лицо в реестре или оно уже исключено из него имеется на официальном сайте налоговой инспекции. Минус данного сервиса в том, что юридические лица, в отношении которых проводится проверка или начата процедура банкротства, числятся как действующие.
- В журнале «Вестник государственной регистрации» или в газете «Коммерсантъ». Эти издания выходят раз в неделю и содержат сведения об организациях, находящихся в стадии ликвидации. Минус этого способа – неудобство поиска информации.
- Выписка из ЕГРЮЛ в отношении своего контрагента. Плюсы этого метода в том, что можно получить исчерпывающую информацию о своем потенциальном партнере, минусы – эта услуга платная. Государственная пошлина в размере 200 руб. взимается за выписку, которую готовят в течение недели, срочная будет готова через день, но обойдется в 400 руб.
- На сайте Высшего Арбитражного Суда (ВАС) можно просмотреть реестр дел о несостоятельности (банкротстве) и узнать, нет ли там упоминания о потенциальном партнере.
- Заключить договор с коммерческой фирмой, предоставляющей подобную информацию. Многие фирмы, которые занимаются организацией электронного документооборота, а также справочно-информационные системы, создали специальные сервисы, которые в режиме онлайн анализируют все описанные выше источники. По запросу они выдают всю имеющуюся информацию. Данная услуга доступна за небольшую абонентскую плату.
Отмена
Между принятием решения о ликвидации и исключением юридического лица из ЕГРЮЛ проходит не менее 2,5 месяцев.
За этот срок обстановка может сильно измениться, например, придут новые клиенты, будут найдены инвестиции или изменится конъюнктура. Так или иначе может возникнуть необходимость в продолжении дальнейшей работы.
Ликвидация считается завершенной в тот момент, когда фирма исключена из ЕГРЮЛ. После этого отменить ликвидацию по инициативе учредителей уже нельзя.
До этого в любой момент на любой стадии собственники имеет право принять решение и прервать процедуру ликвидации.
На практике такие случаи довольно редки, собственники предпочитают создать новое юридическое лицо с «чистого листа».
Этот способ не годится, если организация нацелена на работу с крупными и серьезными контрагентами, так как их можно счесть фирмой-однодневкой. Чаще всего решение об отмене ликвидации принимается именно из этих соображений.
Другой причиной может служить то, что появляется возможность взыскать дебиторскую задолженность, которая ранее была признана безнадежной.
Для исполнения требований нужно, чтобы юридическое лицо было действующим на момент исполнения обязательств в отношении его.
Для прерывания процедуры ликвидации нужно составить протокол общего собрания, а в налоговый орган подать заявление об отмене ликвидации.
В СМИ никаких сообщений подавать не нужно, закон этого не требует. Разумно будет уведомить своих контрагентов о том, что деятельность продолжается.
Важно понимать, что при отмене ликвидации начатая налоговая проверка не прекратится, но будет доведена до конца.
Прервать можно только процедуру добровольной ликвидации, когда инициатором выступали сами учредители. Если фирму закрывают в принудительном порядке, собственники могут действовать только через суд.
Отличие от реорганизации
Юридическое лицо существует как самостоятельный субъект только в терминах и определениях Гражданского Кодекса.
По сути, любая фирма – это средство для достижения коммерческих или иных целей учредителей. Поэтому в понимании учредителей фирма считается ликвидированной тогда, когда она перестает им принадлежать.
Для того чтобы избавить себя от обязательств или провести масштабные реформы, собственники иногда прибегают к таким методам, как реорганизация.
Данная процедура формально прекращает деятельность, но ее активы и обязательства переходят в другую форму или к другим собственникам.
В случае реорганизации возникает правопреемственность, то есть по обязательствам юридического лица отвечают определенные законом преемники.
Реорганизация удобна как одна из форм ликвидации, так как в этом случае нет необходимости «сжигать мосты», клиенты и партнеры продолжают работу с этим юридическим лицом.
При реорганизации обычно не назначают налоговых проверок, которые способны парализовать работу на несколько недель. Данная процедура формально не является ликвидационной, но на практике происходит чаще, чем ликвидация.
Признание недействительной
Собственники могут остановить процесс добровольной ликвидации, если он еще не завершен. После того, как в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности, теперь уже бывшие собственники не в силах ничего изменить.
Признание ликвидации недействительной происходит только по решению суда. Истцами, как правило, выступают кредиторы, чьи права пострадали в результате закрытия фирмы.
Реалии таковы, что при всех мерах предосторожности возникают ситуации, когда фирма может скрыть наличие кредиторской задолженности, например, подделав отчетность или «забыв» уведомить своего заимодавца.
Когда кредитор понимает, что его права были нарушены, он обращается в суд с требованием восстановить запись в ЕГРЮЛ и взыскать с фирмы сумму долга.
По норме ГК РФ ликвидация возможна только в том случае, если она не нарушает прав третьих лиц, которым и является в данном случае кредитор. Так как права нарушены, значит, и ликвидация неправомерна и должна быть отменена.
Другой вариант – возложить ответственность по выплате ущерба на членов ликвидационной комиссии, которая «упустила из вида» этого кредитора. Решения о взыскании ущерба с ликвидационной комиссии принимается чаще, чем о восстановлении фирмы.
Ликвидация – это процедура, которая является крайней мерой, она не затевается тогда, когда все хорошо .
Закрытие – это всего лишь способ прекратить существование субъекта предпринимательства, когда он уже не способен выполнять свою задачу.
Не следует воспринимать ликвидацию как возможность «кинуть» своих контрагентов или избежать взысканий.
Сложность и длительность процедуры – это один из инструментов, позволяющих выявить недобросовестные мотивы и исключить незаконные действия.
Видео: Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет правовые последствия. Они не зависят ни от организационно-правовой формы организации, ни от состава её учредителей/участников, ни от финансового положения и прочих факторов и являются общими для всех. Главное из них - прекращение функционирования юрлица во всех проявлениях и невозможность универсального правопреемства.
Ликвидация юридических лиц: понятие, формы, правовые последствия
Такое решение необходимо и в случаях, когда истек срок, на который создавалось юрлицо, либо достигнута цель, для которой оно создавалось.
Неполный перечень возможных оснований для принудительной ликвидации юрлица (по решению суда) приведен в п. 3 ст. 61 ГК РФ .
Статьями 61 — 63 и 65 ГК РФ определены общие положения о ликвидации юрлица в процессе банкротства.
Ликвидация юрлица на основании федерального закона встречается редко и недостаточно урегулирована законом.
Правовые последствия ликвидации юридического лица
Результатом ликвидации является внесение в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении юрлица (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
С этого момента прекращается правоспособность юрлица (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Для него наступают основные правовые последствия:
- юрлицо прекращает существование как субъект любых правоотношений;
- некоторые права и обязанности ликвидированного юрлица могут переходить к иным лицам в силу указания закона, но универсальное (полное) правопреемство невозможно;
- имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации, передается его учредителям/участникам, обладающим правами на него (кроме случаев, когда между ними имеется спор, — тогда имущество продается ликвидаторами с торгов);
- юрлицо, являющееся работодателем, вправе осуществить увольнение наемных работников. Начинать эту процедуру он вправе еще с момента принятия учредителями/участниками решения о ликвидации либо вынесения судом соответствующего решения.
Увольнение работников ликвидируемого юрлица
Вопросы увольнения работников в связи с ликвидацией юрлица регулируются п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ , а также нормами гл. 27 ТК РФ .
О будущем увольнении в связи с ликвидацией работника необходимо предупредить под роспись не позднее чем за два месяца. При этом с письменного согласия работника работодатель вправе уволить его до истечения этого срока, заплатив ему компенсацию в виде среднего заработка работника, рассчитанного пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения времени.
Увольняемым по этому основанию работникам согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ положено выходное пособие в виде среднего заработка за месяц. Помимо этого, за ними сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, который выплачивается обычно не более 2-х месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях — трех) и засчитывает выходное пособие.
Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.
Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.
Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2019 году
Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.
Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
- Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
- Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
- Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
- Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
- Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
- Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
- Расчеты по имеющимся у организации долгам.
- Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
- Подача в ИФНС окончательного пакета документов.
Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:
1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии
Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя .
Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.
Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).
Обратите внимание , начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).
2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО
В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:
- уведомление по форме Р15001 (нотариально заверенное);
- протокол собрания участников или решение единственного учредителя .
Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.
Обратите внимание , фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.
Бесплатная консультация по налогам
3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»
Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.
Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации» . Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.
4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов
Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).
Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).
5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении
Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.
Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.
Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).
Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).
Отчетность за сотрудников
После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления .
Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.
Примечание : на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».
В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.
Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М . Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.
По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.
Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ . Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.
6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС
После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.
На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.
Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.
7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса
Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).
Промежуточный баланс должен содержать:
- сведения об имуществе организации;
- информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
- результаты рассмотрения требований кредиторов.
После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).
- уведомление по форме Р15001 заверенное у нотариуса (в этот раз в разделе 2 ставится галочка в пункте 2.3);
Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:
- протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ;
- документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике» .
В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.
Подача налоговой декларации
Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с ликвидационным балансом.
Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.
Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.
8. Расчеты по имеющимся у организации долгам
После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.
Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:
- Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
- Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
- Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
- Оставшиеся долги перед другими кредиторами.
Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).
9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО
Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс , содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.
Примечание : если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.
Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.
Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.
10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов
После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:
- заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
- протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса ;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
- справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).
В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.
После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.
Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.
Принятие решения о ликвидации
Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).
Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:
- уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:
С принятием Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .
Создание и работа ликвидационной комиссии
Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.
Представление отчетности во время процедуры ликвидации
Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).
Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).
Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Увольнение сотрудников
Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Удовлетворение требований кредиторов
Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).
После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.
Особенности ликвидации в рамках банкротства
Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).
Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).
Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Завершение процедуры ликвидации
Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
Послеликвидационные мероприятия
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.После этого следует выполнить заключительные действия:
- закрыть расчетный счет;
- передать документы на хранение в архив;
- уничтожить печати и штампы.
Закрытие расчетного счета
После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.Передача документов в архив
Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.
Уничтожение печатей и штампов
Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.Как упростить ликвидацию организации?
Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).
Юридические лица начинают свое существование с момента регистрации и прекращают его при ликвидации юридического лица. В нашей стране ежедневно регистрируются и ликвидируются множество организаций. Помимо собственно ликвидации, юридические лица прекращают свое существование при некоторых формах реорганизации. Это нормальный процесс в экономическом обороте. Однако, поскольку данная процедура является нерегулярной, мало кто из участников гражданских отношений обладает опытом деятельности, связанной с реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Вследствие названных причин, разумным представляется использование в таких случаях специалистов, предоставляющих услуги по ликвидации и реорганизации юридического лица. Одной из таких организаций является наша компания, которая владеет отработанной методикой ликвидации и реорганизации юридического лица. В рамках данной деятельности мы предоставляем следующие услуги:
- предварительное консультирование по поводу прекращения деятельности юридического лица;
- помощь в составлении плана ликвидации юридического лица;
- помощь в определении стратегии реорганизации юридического лица;
- консультирование по поводу особенностей ликвидации филиала юридического лица;
- представление интересов при прекращении юридического лица;
- организация этапов ликвидации;
- подготовка документов для регистрирующего органа;
- подготовка полного пакета документов, связанных с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;
- иные действия, связанные с ликвидацией и реорганизацией юридического лица;
Общепринято, что юридическое лицо прекращает свое существование с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До этого момента, даже если процедура ликвидации уже завершена, оно все еще существует.
Прекратить существование юридического лица можно двумя способами: путем реорганизации и ликвидации.
Также способы прекращения юридического лица можно поделить по принципу добровольности на добровольные и принудительные.
Среди поводов для прекращения юридического лица, как правило, называют:
- реорганизация юридического лица способом, при котором юридическое лицо, которое реорганизуют, фактически перестает существовать;
- завершение периода времени, на который юрлицо создавалось;
- момент, когда цель, для достижения которой было организовано юрлицо, достигнута;
- утрата учредителями или участниками желания продолжать деятельность организации;
- нерентабельность работы фирмы;
- банкротство;
- иные причины.
Перечень оснований для ликвидации юридического лица по понятным причинам остается открытым, поскольку жизненные реалии не всегда можно классифицировать в абсолютном порядке.
Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации
В науке гражданского права и на практике возможны следующие виды реорганизации.
Слияние. В случае слияния несколько фирм объединяются между собой и все они после прохождения данной процедуры прекращают свое существование, полностью «растворившись» в новой организации.
Присоединение. Данный способ характерен тем, что то юридическое лицо, которое присоединяется, прекращает свое существование. В то время как организация, к которой присоединяются, не только остается существовать, но и не претерпевает каких-либо кардинальных изменений.
Разделению. При данном способе юридическое лицо прекращает свое существование, поскольку его полностью разделяют на части. И вместо старого предприятия получается несколько новых, которые являются совершенно самостоятельными организациями.
Выделение. Четвертым способом реорганизации является выделение. Этот процесс схож с предыдущим способом, поскольку в объективной реальности появляется новое юридическое лицо. Отличием является тот момент, что исходное юридическое лицо продолжает существовать без кардинальных изменений своей организации.
И наконец, пятым способом можно назвать преобразование юридического лица из одной формы в другую. Например, распространена ситуация, когда закрытое акционерное общество преобразуется в открытое по причинам, оговоренным в законодательстве. Иногда изменение формы юридического лица происходит из-за прямого указания закона, иногда - по желанию владельцев организации в связи с экономическими или организационными причинами.
При этом способе реорганизации юридическое лицо продолжает свою деятельность, причем это именно тот же субъект права, что и был до реорганизации, но в новом качестве.
Как видно из приведенной классификации, во всех случаях, кроме выделения и изменения формы лица, имеет место прекращение существования исходной организации.
Принципиальным отличием реорганизации от ликвидации юридического лица является возникновение правопреемства. Это ситуация, когда обязательства и права прекратившего существование юридического лица переходят к вновь образованным юридическим лицам в порядке, оговоренном в процессе реорганизации.
Как правило, реорганизация происходит добровольно, причем в некоторых случаях требуется разрешение государства для проведения такой процедуры. В некоторых случаях (например, как в примере реорганизации закрытого акционерного общества в открытое) необходимость реорганизации прямо указана в законодательстве.
Реорганизация проводится после принятия такого решения учредителями либо иными уполномоченными лицами. Оформляется данное действие либо передаточным актом, либо разделительным балансом в зависимости от конкретного вида реорганизации.
Завершается данная процедура в момент регистрации вновь появившихся юридических лиц или при присоединении с того момента, когда зарегистрировано прекращение существования присоединяемой организации.
Ликвидация юридического лица
При ликвидации юридического лица организация, к которой применяется данная процедура, прекращает свое существование в тот момент, когда ликвидация завершается.
Характерной чертой, отличающей ликвидацию юридического лица от прекращения юридического лица путем реорганизации, является полное отсутствие правопреемства. Так как юридическое лицо в таком случае не имеет никаких правопреемников, то все его обязательства и права прекращаются в момент завершения ликвидации.
При этом одним из наиболее сложных моментов в ликвидации следует назвать удовлетворение требований кредиторов, предшествующее окончательной ликвидации. Права тех лиц, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо имеет обязательства, подлежат первостепенной защите при принятии решения о ликвидации юридического лица.
Именно в связи с этим и возник ныне существующий порядок ликвидации организаций, при котором законодательно определена строгая последовательность этапов и их формализованность, выражающаяся в оформлении обширного пакета документов.
Ликвидация юридического лица осуществляется либо добровольно, тогда для начала процедуры требуется решение учредителей или иного органа юридического лица, в компетенцию которого входит принятие таких решений. Либо может быть назначена принудительная ликвидация. В таком случае началом этого процесса следует назвать принятие соответствующего судебного решения. Данный порядок оговорен в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как уже упоминалось, ликвидация юридического лица признается одной из самых сложных процедур, которые проводятся на всем протяжении существования организации.
Основная цель и сущностная особенность этой процедуры - удовлетворить требования кредиторов, прежде чем организация-должник прекратит свое существование.
Стоит отметить тот факт, что формально ликвидация юридического лица не прекращает его деятельность. Оно продолжает функционировать вплоть до внесения в государственный реестр записи о совершении ликвидации.
Поскольку целью ликвидации является удовлетворение требований кредиторов, то, прежде всего, следует необходимость уведомить этих субъектов права о том, что проводится ликвидация юридического лица с долгами. Для этого те органы, которые приняли решение о ликвидации, составляют письмо в регистрирующий орган, в котором сообщают о начале процедуры ликвидации. После этого в реестре указываются сведения о начале процедуры ликвидации.
В целом процедура ликвидации юридического лица проходит при непосредственном надзоре того органа, который осуществил регистрацию этой организации.
Практическая часть процедуры ликвидации юридического лица считается начавшейся в тот момент, когда уполномоченные принимать решения о ликвидации лица или органы назначают особую ликвидационную комиссию или лицо, которое в единоличном порядке будет осуществлять ликвидацию юридического лица, - ликвидатора.
При этом процедура назначения комиссии или ликвидатора обязательно согласуется с регистрирующим органом, который уполномочен надзирать за процессом ликвидации. После утверждения ликвидатора или ликвидационной комиссии можно говорить о завершении начального этапа ликвидации.
После этого начинается второй этап. В его рамках ликвидатор проводит составление описи долгов ликвидируемой организации. На этом этапе ликвидатор обязан приложить все усилия для своевременного и максимально полного выявления существующих кредиторов и сборе сведений о них, необходимых для дальнейшего расчета.
Соответственно, после этого публикуется извещение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках расчетов с кредиторами. Кроме того, в таком извещении оговаривается порядок заявлений кредиторами требований. Помимо этого, комиссия обязана отдельно известить всех известных ей кредиторов о том, что организация-должник проходит процедуру ликвидации.
Еще одной важнейшей обязанностью ликвидатора является возвращение в максимально возможном объеме дебиторской задолженности юридического лица.
На третьем этапе ликвидатор оформляет документ, называемый промежуточным балансом. В нем содержатся данные о состоянии имущественных активов ликвидируемой организации, список заявленных кредиторами долгов, а также результат рассмотрения таких заявлений.
После составления этот баланс отправляется на утверждение тех органов либо лиц, которые принимали решение о ликвидации. Помимо этого, для утверждения промежуточного баланса требуется санкция регистрирующего органа, который надзирает за обоснованностью составленного баланса и правильностью предоставленных данных.
Промежуточный баланс сможет показать, что имеющихся средств, собранных на втором этапе ликвидации юридического лица, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае в публичном порядке проводятся торги, на которых продается имущество организации.
Случается, что и после продажи имущества юридического лица средств все равно недостаточно. В этом случае может быть подано исковое заявление с требованием об удовлетворении оставшейся доли долга за счет учредителей или участников юридического лица.
При этом следует учитывать правило, что если обнаружится недостаточность средств ликвидируемой организации для удовлетворения долговых обязательств, либо, если факт недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов будет известен еще на стадии принятия решения о ликвидации юридического лица, то процедура ликвидации проводится уже в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).
После того как промежуточный ликвидационный баланс одобрен и утвержден, ликвидатор начинает производить расчеты со всеми кредиторами в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом, можно говорить о начале четвертого этапа ликвидации юридического лица. Первоначально удовлетворяются требования привилегированных кредиторов, и только после этого происходит удовлетворение заявок простых кредиторов. Привилегированных кредиторов существует четыре очереди, а непривилегированные относятся к пятой. Кредиторы поделены на очереди, соответственно интересы каждой последующей очереди удовлетворяются исключительно после того, как будут полностью выполнены требования предыдущей.
И, наконец, последняя стадия ликвидационного процесса наступает после того, как будет завершен процесс удовлетворения требований кредиторов.
Комиссия по ликвидации подсчитывает окончательный ликвидационный баланс и его утверждают органы, принявшие решение о ликвидации, и одобряет регистрирующий орган. В заключение данной процедуры вносится запись о прекращении существования юридического лица в реестр.
Как видно из вышеприведенных материалов, процедура ликвидации непроста и требует особых навыков и знаний. Именно поэтому многие поручают ликвидационные действия специализированным компаниям, которые оказывают услуги по ликвидации юридического лица.