Игра посвященная дню конституции. Интерактивная викторина «Своя игра», посвященная дню конституции
Этапная игра «Наш дом - РОССИЯ»
ПОЛОЖЕНИЕ
Участники игры: команды 6-7 классов (в команде - до 5 человек).
Организаторы игры: учителя истории и обществознания школы №83 Центрального района города Волгограда.
Место проведения: МОУ СОШ № 83, ул. Ленина, 21
Игровой сюжет (интрига):
Команда отправляется по маршруту, чтобы стать коллективом и обрести свой общий дом. Им предстоит пройти по нескольким игровым станциям, где ведущие предлагают задания, в ходе выполнения которых восьмиклассники демонстрируют знание текста Конституции РФ, политических партий и лидеров страны, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, творческие способности.
По итогам игры команда выстраивает свой символический дом из кирпичиков, которые получает на игровых станциях за правильно и оперативно выполненные задания, найденные решения.(см. Приложение)
ЭТАПЫ ИГРЫ
- Установка на игру (знакомство с правилами игры, представление команд, получение маршрутных листов и фундамента будущего дома).
- Работа на маршруте: прохождение игровых станций. Через 30 минут работа игровых станций прекращается, все участники собираются в зале. (кабинеты 1 этажа и актовый зал).
- Построение дома из заработанных кирпичиков.
- Подведение итогов игры (работа с маршрутными листами; мнения, предложения по организации и содержанию игры). Организаторы подсчитывают количество заработанных (и потерянных) кирпичиков, выявляют команду-победителя и определяют номинации.
- Награждение участников и победителей. По итогам игры команда-победитель получает диплом победителя, а остальные участники - благодарственные письма и домики, «построенные» в ходе игры
- Исполнение гимна РФ.
ПРАВИЛА ИГРЫ
- Каждая команда идёт по маршруту и самостоятельно выбирает направление маршрута и идёт на свободные игровые станции,
- Прохождение всех игровых станций на маршруте не обязательно.
- На игровых станциях работают ведущие. Им дано право задавать ситуацию и оценивать выполнение команд. За правильное и оперативное решение команда получает символические кирпичики.
- С ведущими никто не имеет право спорить!
- На прохождение маршрута вам даётся 30 минут. После звонка команды завершают работу на станции и возвращаются в кабинет №70.
- Команды сдают маршрутный лист и строят свой ДОМ.
- Ведущие подводят итоги.
- Главное - берегите время, и на станциях и на «строительстве» дома.
Приложение
| Пока течёт время в песочных часах назовите как можно больше субъектов Российской Федерации (называть субъекты, можно так, как они названы в тексте 1993 года, а также новые их названия) | Кабинет 5 | Название станции, Текст Конституции или список субъектов, песочные часы | Кирпичики
выдаются
,
не
сразу а только после того, как
все
команды пройдут этот этап. В маршрутных листах
указывается количество
названных субъектов Федерации
.
Кирпичики выдаются после определения рейтинга (от 6 до 1) |
| Один из членов команды покидает команду и идёт отвечать на вопросы викторины, загадки. |
Главная цель государства - не создать
рай на земле,
а не допустить ада.
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Подготовка:
- подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;
- раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)
- оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.
Ход мероприятия
1. Представление команд и жюри.
2. Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ
На основе, каких международных документов создана Конституция?
Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
3. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"
Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)
4. Конкурс: "В жизни всё случается:"
Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.
1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту)
2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)
3-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)
4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.
5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.
5. Конкурс для болельщиков.
Раздаются напечатанные слова, значения которых называют болельщики, заработанные баллы могут отдать любой команде:
Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
Федерация;
Демократия- власть народа;
Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;
Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
Свидетель-очевидец преступления;
Адвокат-защитник;
Преступление- особо тяжкое противоправное действие;
Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
Суверенитет-независимость.
6. Конкурс: "Право от А до Я""
Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:
Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;
Учитель на уроке оскорбил ученика;
Неизвестные угнали автомобиль;
Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;
В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;
Вас покусала собака соседа;
Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;
Гражданин был невинно осужден;
Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.
7. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.
1 термин: (конституция)
Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
Одно из значений - построение;
В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
На латинском - установление;
В политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
Имеет свою структуру;
Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
Появилось в глубокой древности;
Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
Возникла в Древней Греции;
На латыни - общественное дело;
Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
Это форма правления;
Бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
Устанавливает государство;
В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
8. Домашнее задание. (Художественный конкурс): Команды предлагают на суд зрителей и жюри плакат, нарисованный в процессе подготовки к игре, причем команда противника должна угадать, какая статья Конституции отражена на рисунке. (Например: ст. 44-свобода литературного, художественного: творчества)
9. Конкурс капитанов.
После 1917 года было принято в общей сложности 8 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1925-РСФСР,1936-СССР,1937-РСФСР,1977-СССР,1978-РСФСР)
Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)
Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
Форма правления в России? (Республика)
Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
(до 18 лет.)
Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)
Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?
Что означает "свобода совести"?
10 Конкурс "Сказка сказке рознь:"
Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:
Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;
"Посадил дед репку"
Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;
Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене;
Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;
Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;
Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;
Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину;
Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён;
Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.
11. Итоговое выставление оценок жюри.
12. Ведущий:
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.
13. Рефлексия.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).
Слайд 2
Главы основного закона
Правильные ответы:
1Б, 2И, 3Д, 4З, 5А, 6Г, 7Е, 8В, 9Ж.
Слайд 3
Основы конституционного строя
Слайд 4
Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ______________ формой правления
республиканской
Слайд 5
Российская Федерация –______________
государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
социальное
Слайд 6
Российская Федерация – ___________
государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
светское
Слайд 7
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
разделения
Слайд 8
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____________ или права изменить его.
гражданства
Слайд 9
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ___________ государства.
обязанность
Слайд 10
Высшим непосредственным выражением власти народа являются ____________ и свободные выборы.
референдум
Слайд 11
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой _____________.
равноправны
Слайд 12
Право или обязанность?
Слайд 13
1. Указание своей национальной принадлежности
2. Участие в управлении делами государства
3.Забота родителей о детях
Обязанность
4. Получение основного общего образования
Обязанность
5. Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры
Слайд 14
6. Забота о сохранение исторического и культурного наследия
Обязанность
7. Уплата законно установленных налогов и сборов
Обязанность
8. Сохранение природы и окружающей среды
Обязанность
9. Защита Отечества
Обязанность
10. Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях
Обязанность
Слайд 15
Основной закон в цифрах
Слайд 16
1. Сколько глав в Конституции РФ?
2. Сколько статей в Конституции РФ?
3. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
4. Каков срок полномочий Президента РФ?
5. С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ?
6.Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ?
Слайд 17
7. Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ?
Главная книга страны
(интерактивная игра, посвященная Дню
к
онституции)
Цель: активизировать интерес к изучению Конституции РФ, законов РФ, других законодательных актов.
Участники: 4 команды по 5 человек, учащиеся 9–11 классов, учащиеся-болельщики, классные руководители, учителя истории и обществознания.
Оборудование: кабинет истории, «круглые столы» для участников, бумага, маркеры, памятки цветовых обозначений, таблицы оценок для жюри.
Оформление: название игры, герб, флаг страны, экран, тематическая выставка рисунков.
Ход игры
На этапе подготовки к игре проводятся следующие мероприятия:
– анкетирование старшеклассников (см. Приложение 2);
– подготовительный урок с целью предоставления общих знаний о символике и истории герба, флага и гимна. Более подробно даются сведения о составляющих герба в российской и европейской геральдике, поясняются цветовые обозначения (см. Приложение 4);
– учащиеся заранее дают название своей команде, выбирают капитана.
Звучат позывные. Выходят ведущие.
Звучит музыка (фоном).
1-й ведущий (на фоне музыки). Здравствуйте, ребята! Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция России.
2-й ведущий. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Все отрасли права имеют свою законодательную базу, но ни один закон не должен противоречить Конституции. Таким образом, Конституция является главной книгой страны. Именно так называется наша сегодняшняя игра.
1-й ведущий. В этой игре принимают участие умнейшие из умнейших, им слово для представления и приветствия.
Проходит представление команд.
2-й ведущий. Ну что ж, с командами мы познакомились. Надо сказать, что сегодня здесь собрались достойные соперники, а значит, игра будет серьезной и, надеемся, интересной.
1-й ведущий. Ну, а кто будет более убедительным, нам поможет решить жюри, или, как мы его сегодня назвали, совет старейшин.
2-й ведущий. И сейчас мы с удовольствием представляем его членов.
Представление жюри.
1-й ведущий. Итак, мы начинаем!
Звучат позывные.
1-й ведущий. Каждая команда уже выбрала себе капитана и сейчас получит задания для первого конкурса под названием «Аргументы и факты».
2-й ведущий. Мы приглашаем капитанов подойти к нам и выбрать конверт с заданием (п риложение 1).
1-й ведущий. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим государством, а значит, верховенство закона безоговорочно. Следовательно, все равны перед законом. Так ли это, мы узнаем из выступления команд. Каждой команде придется выдвинуть аргументы в поддержку конституционной статьи либо привести факты, свидетельствующие против нее.
2-й ведущий. Время подготовки задания – 5 минут, время основного выступления – 3 минуты. По окончании основного выступления все участники игры могут задавать вопросы выступающей команде.
1-й ведущий. А пока наши команды размышляют, мы предлагаем вам, уважаемые зрители, посмотреть…
Выступление творческих коллективов школы.
2-й ведущий. Время вышло. Слово предоставляется команде _____, выдвигающей аргументы в пользу конституционной статьи.
Выступление команды.
1-й ведущий. Спасибо. Теперь слово их оппонентам.
Выступление команд.
2-й ведущий. Прения закончились. Спасибо всем командам за активную работу. И просим наш уважаемый совет старейшин оценить выступление игроков.
Выступление жюри (критерии оценок см. в Приложении 3).
1-й ведущий. А наша игра продолжается, и мы объявляем второй конкурс…
2-й ведущий. Который называется «Мозговой штурм».
1-й ведущий. Каждой команде предстоит продемонстрировать знание статей Конституции и ответить на 4 вопроса, используя текст главной книги страны. Цена каждого вопроса – 1 балл, вопросы задаются по очереди каждой команде.
2) На сколько глав разделена Конституция РФ? (9 глав.)
3) Возможно ли наше государство назвать унитарным? (Нет. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты. Ст. 1, 5, 65, 68, 69,72.)
4) Может ли уголовный кодекс РФ противоречить Конституции РФ? (Нет, так как Конституция РФ является основным законом страны.)
5) Может ли в Российской Федерации вся полнота государственной власти принадлежать одному лицу? (Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения.)
6) Возможно ли на территории какого-либо субъекта федерации ввести другую денежную единицу? (Ст. 75. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… Введение и эмиссия других денег не допускается.)
7) Кто, согласно Конституции РФ, может баллотироваться на пост Президента страны? (Ст. 81. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.)
8) Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание.)
9) На какие части делится парламент Российской Федерации? (Ст. 95. Совет Федерации, Государственная дума.)
10) Какую ветвь власти представляет парламент? (Законодательную.)
11) Кому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации? (Ст. 110. Правительству Российской Федерации.)
12) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, быть избранным в Государственную думу? (Нет. Ст. 97. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)
13) Могут ли депутаты парламента осуществлять правосудие? (Согласно ст. 118 правосудие осуществляется только судом.)
14) Может ли выпускник школы в возрасте 18 лет, получивший аттестат о среднем образовании, проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет, избираться на пост Генерального прокурора по представлению политической партии? (Ст. 129. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации.)
15) Какой язык на территории России является государственным? (Ст. 68. Русский язык.)
16) Возможны ли самостоятельные изменения в государственной символике Российской Федерации субъектами РФ? (Ст. 70. Государственные гимн, герб, флаг Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.)
1-й ведущий. Ну, что ж, команды показали блестящие знания конституции, и мы просим наше жюри оценить этот конкурс.
Выступление жюри.
1-й ведущий. Спасибо, а мы объявляем третий конкурс.
2-й ведущий. Давайте с вами вспомним результаты анкеты, которую проводили среди старшеклассников ребята из кружка «Пресс-центр».
На экране диаграммы результатов анкеты.
2-й ведущий. Что же отметило общественное мнение?
1-й ведущий. 100 % респондентов знакомы с официальными символами страны.
2-й ведущий. 98 % хорошо знакомы с символами города и области.
1-й ведущий. 95 % считают, что школе просто необходима собственная символика – для поддержки имиджа.
2-й ведущий. Поэтому мы с вами сегодня создадим проекты герба школы. Основные правила составления гербов вы уже знаете, перед вами на столе лежит памятка по цветовым обозначениям, принятым в геральдике.
Через 10 минут каждая команда представит нам свой проект герба школы и ответит на вопросы, если таковые возникнут со стороны других команд. А жюри, пользуясь критериями оценок, определит победителя как в творческом задании, так и в общем состязании.
1-й ведущий. А пока наши команды работают, на сцене…
Идет выступление творческих коллективов школы.
2-й ведущий. Время на подготовку истекло. Слово защитникам проектов.
Проходит защита проектов.
1-й ведущий. Спасибо командам за представленные проекты. Пришло время подвести итоги. Слово совету старейшин.
Жюри объявляет результаты конкурса.
Звучит музыка.
2-й ведущий. Ну, что ж, результат игры закономерен. Победитель определен, но в нашей игре нет побежденных. Пользуясь возможностью, предоставленной Конституцией, вы проявили себя в творчестве, высказали свое мнение, показали себя гражданами с активной жизненной позицией. Вы славно потрудились, а любой труд должен быть оценен по достоинству.
1-й ведущий. И для награждения команд мы приглашаем на сцену…
Звучит музыка. Церемония награждения.