Культурная жизнь османской империи. Всемирная история — это всемирный суд
Поселившись в Малой Азии в XI в., предки турок - сельджукские огузы долгое время находились под культурным влиянием Ирана и в меньшей степени Армении и Византии. В малоазиатских городах поселилось много персов, и новоперсидский язык долгое время был официальным и литературным языком сельджукской Малой Азии.
На базе переработанных традиций искусства Ирана, Армении и отчасти Византии в Малой Азии сложился «сельджукский» архитектурный стиль, главными особенностями зданий которого были высокий портал, богато орнаментованный резьбой по камню, и конический купол, заимствованный, вероятно, у армян. Лучшими памятниками этого стиля были медресэ Чифтэ-минарэ в Эрзуруме (XII в.) и памятники XIII в. в Конье - Каратай-медресэ, Сырчалы-медресэ и мечеть Индже-минарели с замечательным резным порталом и стройным минаретом. На смену этому стилю при Османах пришёл так называемый «стиль Бурсы», господствовавший в XIV - XV вв. Его памятниками являются построенные в Бурсе мечеть Улу джами (на рубеже XIV и XV вв.) и мечеть Ешиль джами (Зелёная мечеть), декорированная плитками фаянса с поливой из бирюзовой и зеленоватой глазури. Мечети султана Мехмеда II и султана Баязида II в Стамбуле знаменуют переход от «стиля Бурсы» к «классическому» турецкому стилю, созданному путём усвоения в переработанном виде византийских традиций (центрально-купольные мечети, построенные по плану церкви св. Софии, с круглым куполом, абсидами и т. д.).
Представителями устной народной поэзии малоазиатских тюрок-огузов, героической и любовной, были странствующие певцы - озаны и ашыки. Литература на складывавшемся в сельджукской Малой Азии турецком языке, с использованием арабского алфавита, долгое время развивалась под сильным персидским влиянием. Сын знаменитого поэта Малой Азии Джелал-ад-дина Руми, писавшего на персидском языке, - Султан Велед (умер в 1312 г.) стал писать стихи на турецком языке («Книга лютни»). Крупными турецкими поэтами XIV в. были Ашык-паша, поэт-моралист, Юнус Эмре, лирик-суфий, использовавший мотивы турецкой народной поэзии, и Бурхан-ад-дин Сивасский, поэт-воин.
В XV в. наступил расцвет турецкой художественной литературы. Наиболее видным её представителем был поэт Неджати (1460-1509), лучший турецкий лирик. Темами его стихотворений являлись весна, любовь, горе, разлука влюблённых и т. д. Блестящим поэтом был Хамди Челеби (умер в 1509 г.), автор поэмы «Лейли и Меджнун» и других произведений. Поэтесса Михри-хатун (умерла в 1514 г.) и поэт Месихи (умер в 1512 г.) были певцами земной любви и боролись за светский характер поэзии, против суфизма. До XIV в. включительно исторические сочинения (правда, очень немногочисленные) писались на персидском языке. В XV в. потомок поэта Ашык-паши, Ашык-паша-задэ, и Нешри положили начало исторической литературе на турецком языке.
Реферат по истории Турции
Культурная жизнь Османской империи
КНИЖНОЕ ДЕЛО
Почитание, проявляемое к страницам Корана, делало эту книгу предметом особых забот. Поэтому деятельность, связанная с разными этапами создания и художественного оформлением многочисленных и пышных рукописных томов, занимала важное место в османском обществе, впрочем, как и во всех исламских странах.
Названия бумаги: Димашки (из Дамаска), Девлет-и абадиили Xundu (из Индии), Хатайи (из Китая), Ха-ририили СултаниСемеркапди (из Самарканда), Гюпи-и Тебризи (из Тебриза) подчеркивает ее происхождение, в зависимости от эпохи, из стран Востока, затем Запада; в то же время бумажные производства начинают появляться и в самой Турции. Если она импортируется в необработанном виде, ее улучшают, аппретируют в зависимости от предназначения. Поверхность должна была идеально гладкой, поэтому перед использованием бумага подвергается тщательной обработке. Кроме того, она может претерпеть разные метаморфозы: страница может быть расцвечена лишь одним оттенком (розовый, зеленый, бледно-желтый, серый и т.д.) или сделана под мрамор (эбру). Поля могут обозначаться силуэтом (типично турецкий декор), могут быть украшены с помощью кисточки декором флоры и фауны в персидском стиле или позолочены.
Для письма использовали перья из соломы и высушенного тростника (колем). Предварительно для удаления воды тростник закапывали в конский навоз, где он подсыхал и твердел. Затем края тростинок затачивали на подставках из обычной или слоновой кости (мактпа) с помощью перочинного ножа в зависимости от толщины выбранного шрифта. По мере использования было достаточно подтачивать кончик. Перья хранились в длинных и гладких портативных пеналах (дивит), прикреплявшихся к поясу, или в письменных шкатулках.
Переписчики обычно изображаются сидящими на полу или на подушках, пишущими на листке, положенном на левое колено, пользующимися, или нет, подлокотниками. Использование столов редко и придет позже.
Чернила могут быть густыми и разбавленными, блестящими и матовыми. Обычно используют черные чернила, получаемые от возгонки дыма, который образовывается от сжигания льняного масла, пчелиного воска или нефти. Технология производства чернил со временем менялась. В конце концов стали производить чернила из сажи, растительной смолы с добавлением дистиллированной воды; иногда ради приятного запаха добавлялась розовая вода. В отличие от китайских чернил, представлявших собой твердую массу, и европейских жидких чернил, османы использовали тампоны из пропитанных чернильной жидкостью шелковых нитей (лика), удерживавшими чернила в чернильнице. Таким образом, чернила не слишком быстро высыхали и не выливались в случае, если чернильница опрокидывалась. Каллиграф вытирал конец колем об эти нити, чтобы количество чернил не превышало необходимого. Помимо черных чернил, интенсивность окраски которых может варьироваться (густая черная, цвета гудрона, дымчатая, серая), и красных, используют желтые на базе сернистого мышьяка, белые, замешанные на свинцовых белилах, и золотистые чернила. Если чернила разбавлены (значит, не так схватываются), их можно смывать. Достаточно провести губкой или смоченным слюной пальцем - выражение «лижущий чернила» и по сей день относят в турецком языке к работникам умственного труда - и можно исправлять ошибки или использовать бумагу вновь, поскольку это драгоценный материал. Написанное высушивали с помощью тонкого песка (рик).
Каллиграфы (хаттат) зарабатывают на жизнь, главным образом переписывая Коран, составляющий более шестисот страниц, а также сборники молитв, научные и художественные произведения. Их мастерские находятся по соседству с крупными мечетями (в Стамбуле позади мечети Бейазита), библиотеками и рынками. Там переписчики, художники, позолотчики, переплетчики и другие мастера книжного дела обмениваются профессиональными секретами. Рукописи продаются у букинистов (сах-иафи), также объединенных в гильдию.
До конца XVII в. существовало три типа библиотек (кютюпхаш). библиотеки при медресе и больших мечетях, которые хранят главным образом техническую и, в особенности, юридическую литературу, имперские библиотеки, из которых самая знаменитая - Ахмеда Ш (открыта в 1719 г.) во дворце Топкапы в Стамбуле, где собраны самые ценные и самые редкие манускрипты. После 1683 г. появляются публичные библиотеки. Инициаторами этой благородной идеи не были ни султан, ни служители культа, а меценаты, сами собиравшие книги и стремившиеся найти достойное использование своего богатства. Вход в такие библиотеки был свободный, можно читать на месте, взять какой-то труд домой или заказать копию. Содержание библиотек обеспечивалось через вакф. В конце XVIII в. в Стамбуле насчитывается 35 публичных библиотек, и в каждой из них находится от 1000 до 3000 турецких, арабских и персидских рукописей.
Искусство книгопечатания с применением арабского шрифта появилось в Османской империи лишь через два с половиной века после возникновения в Европе. Нельзя сказать, что книгопечатное дело было до этого вовсе неизвестно в Османской империи: например, с 1504 г. евреям испанского происхождения было позволено ввезти прессы с буквами на иврите в Стамбул и Салоники; армяне поступили также в 1567 г., греки - в 1627 г. На Балканах печатные книги появились в Валахии и Молдавии соответственно в 1634 г. и 1642 г. Что касается арабского шрифта, то греческий православный митрополит Алеппо, первый патриарх Антиохии, создал в Алеппо первую типографию с арабским шрифтом в 1706 г. Через некоторое время три типографии были открыты в Ливане: в монастыре Святого Иоанна в аль-Шувейре (1734 г., действовала до 1899 г.), в монастыре Святого Георгия в Бейруте (1751 г.) и в монастыре Map Муса в Дуруваре (1785 г.). Между тем первая турецкая типография с применением арабского шрифта была введена в Стамбуле в 1726 г. Ее творческим директором был обращенный в ислам венгр Ибрагим Мутеферрика (1674-1745 гг.).
Для того чтобы избежать протеста в консервативных кругах, Ибрагиму Мутеферрика было запрещено печатать книги религиозного и правового содержания. Поэтому первая османская типография печатала только книги научного, технического, исторического и филологического содержания. Эта типография действовала в Стамбуле с 1729 г. по 1743 г., затем ее деятельность была приостановлена. Она вновь заработала к 1783 г., начав с трудов по военному и морскому делу. После того как она некоторое время действовала при инженерной школе в Хаской, ее перевели в новые корпуса этой школы в Ускюдаре на азиатском берегу Босфора. Количество наименований, отпечатанных на османо-турецком языке, незначительно. По оценкам, между 1729 и 1839 гг. их появилось всего 439 книг!
Письмо было необходимо для торговых дел, а также для административной работы и организации правосудия, которые оставили немало свидетельств важности письма в своих архивах, где, наряду с частными контрактами, фигурируют различные рескрипты и другие официальные документы. Применение письма не менее необходимо для распространения религиозной и светской науки; и обучение уже ведется как письменно, так и устно, с целью подготовки и формирования разносторонне грамотных людей, которые занимают места на первом плане в религиозной, правовой и интеллектуальной сфере. Эти обученные люди постоянно занимаются диктовкой, пишут сами, комментируют и переписывают, иногда во многих экземплярах, тексты манускриптов, которые османское общество хранит в больших количествах в библиотеках и во дворцах.
Если не умеешь писать, всегда можно обратиться к государственным писарям, арз-у халджи, или йазиджи, которые обычно обитают вблизи медресе, во дворах мечетей или, в Стамбуле, вблизи Высокой Порты.
Следует различать различные стили письма. Например, в административных документах использование определенного стиля письма имеет юридическую силу; каждый чиновник, который исполняет работу (переписывает фирманы, чертит монограмму султана, тугра), занимает четко определенный пост. Он пользуется канцелярским почерком, называемым диваии. Кроме своих высоких эстетических качеств, этот стиль имеет целью свидетельствовать о том, что документ исходит от властей. Состоящее целиком из связанных лигатур, это письмо не допускает между буквами и даже словами никакого прерывания линии, чтобы не позволить никакой подделки документа. Полностью занятое пространство страницы является гарантией, как нотариальный акт на Западе.
Некоторые виды письма трудны для прочтения непосвященными; это касается стиля сийакат, используемого в счетоводстве, ставшего курсивным из-за быстроты пишущего.
По обычной необходимости используют форму письма с закругленными, курсивными и мягкими элементами пасх, иногда называемую «почерком переписчиков». Со своей стороны, каллиграфы никогда не прекращали изобретать новые стили письма или совершенствовать существующие на свой манер.
Османская империя, обладавшая высокой степенью централизации, нуждается в почтовой сети. В каждом более или менее крупном городе был служащий, уполномоченный получать официальные письма и документы, затем передавать их местным властям и оповещать, в обратном направлении, подведомственные султану организации о политической, социальной, экономической ситуации в районе, который он помогает контролировать. Специальные курьеры связывали столицу с различными городами, следуя по определенным маршрутам, не всегда совпадающим с караванными путями и имеющими другой тип перевалочных пунктов, нежели караван-сараи, а именно сооружения меньшего размера, но также защищенные и с запасом воды и расположенные через каждые двенадцать или двадцать четыре километра, в зависимости от района.
Почта - важный для правительства механизм. Но она содержит в себе, как условие, централизованную и безопасную обстановку. Эффективная служба голубиной почты дублировала почту на лошадях.
ИСКУССТВА
Османская империя, как, впрочем, и любая другая империя, по определению является продуктом искусственного объединения, где раздробленность, как характерная черта той эпохи, проявляется на религиозной почве с полным пренебрежением к любым культурным, языковым и этническим истокам завоеванных народов. Так, в свете современных исследований мы видим, что схема тюркско-мусульманского нашествия в Анатолии в XI-XIII вв. и последовавшего за ним захвата Балкан, которые подчинили и частично поглотили местное население, представляется все более грубой и неспособной отразить реальность.
Как мы уже отмечали, известно, что не все пришельцы, в подавляющем большинстве тюркоязычные, были мусульманами; частью они были анимистами (шаманистами) или принадлежали к восточно-христианским конфессиям (несториане, монофиситы). Такое смешение народностей продолжалось до тех пор, пока османская администрация не разделила своих подданных - начиная со второй половины XV в. - на три большие религиозные группы: православные христиане, называемые Рум, восточные христиане, или эрмеии, и иудеи, йахуди. Мусульманская группа стала горнилом, в котором постепенно растворялись все исламизированные элементы. В этом контексте можно понять, что религиозные корни людей искусства не обязательно свидетельствуют об их этнической принадлежности или определенной культурной традиции. Следует также обратить внимание на то, что османское искусство, с момента своего зарождения, затем на протяжении всего своего существования, будет испытывать различные влияния: византийское, иранское, сирийское, китайское и, несомненно, многие другие. Трудно точно определить роль каждого из них, потому что они слились в единое целое, потому что произошла унификация этнокультурных компонентов, отличная от простого скрещивания. Восхитительной способностью Османской империи, моделью для которой послужила Римская империя, стало то, что она сумела объединить творчество художников различных культур и традиций, а с другой стороны, направить их знания и способности на создание исключительных творений, как это видно в Области архитектуры.
Османское имперское искусство остается прежде всего искусством ислама. Это так, потому что османское государство является мусульманским, и его творения подчинены, по крайней мере, в главном, религиозной необходимости и идеологии ислама; потому что, несмотря на свой творческий дух и различные влияния извне, оно имеет свои корни в мусульманском мире; наконец, потому, что оно представляет наряду с другими искусствами ислама определенный ряд общих черт, не обязательно вытекающих из религии.
Как и большинство исламских искусств, османское искусство является имперским, и очень централизованным: в столице, в Стамбуле, воздвигаются самые величественные и значительные памятники, и именно там занимаются поисками архитектурных решений; провинции, с большей или меньшей долей верности и часто не без утверждения своих собственных тенденций, испытывают постоянное влияние Стамбула, как до этого они испытывали его из Бурсы и Эдирне, бывших столиц.
Как и в любой исламской цивилизации, османская цивилизация отдает приоритет архитектуре и искусству книги. Первая предоставляет очевидное преимущество мечети, единственному монументу, который действительно задумывается надолго, поскольку, несмотря на трансцендентность Всевышнего, мечеть в какой-то степени - Его обиталище, она подтверждает Его превосходство, подчеркивая в то же время величие ислама и величие монарха, призванного направлять его. Османская мечеть имеет особенность быть составной частью религиозного комплекса (кюлийе), включающего в себя медресе, богадельни, хамамы, мавзолеи и т.д. Что касается искусств книжного дела, в частности каллиграфии, то они занимали привилегированное положение. Кстати, турки любят повторять поговорку: «Коран появился в Мекке, прочитан в Египте, а переписан в. Стамбуле».
Османская архитектура имеет исключительно городской характер. Малых городов она касается значительно меньше, чем центральных, а поселки и деревни вообще не имеют архитектурного облика. Конечно, существует своего рода сельская архитектура: это различные сооружения - караван-сараи, мосты, площади, мавзолеи, надгробия. Но художественная мысль, творчество зарождаются именно в крупных городах, главным образом в Стамбуле, где в мастерских султана собираются лучшие люди искусства (эхль-и хиреф) со всей империи, и если еще есть умельцы среди селян и кочевников, как, например, изготовители ковров, то все равно они зависят от города с точки зрения реализации своей продукции.
Что касается османского декоративного искусства, то оно следовало укоренившимся исламским традициям: оно остерегается изображения человека, запрещенного, по крайней мере, в архитектуре. Но это не мешало производить замечательные миниатюры и изделия из керамики, и художники имели возможность творить, создавая абстрактные рисунки геометрической формы, и даже разработали целую программу по широкому и систематизированному использованию декоративных надписей.
В данной главе будет сделан обзор основных видов искусства, включая музыку и танцы, с особым вниманием к виду искусства, которое символизирует могущество Османской империи, - архитектуре. Здесь также помещена хронология сооружения основных османских памятников архитектуры, построенных вне столицы.
АРХИТЕКТУРА
Несмотря на самое разное влияние со стороны византийской, персидской, сирийской и еще многих других культур и на их гармоничную ассимиляцию, согласно последним исследованиям, османское искусство берет истоки в искусстве Сельджукидов Малой Азии. Именно отсюда пристрастие к красивому, хорошо обработанному камню, к облицовочной керамике, к мраморной отделке, к изготовлению арок, сводов и портиков из ячеистого материала, который обычно называют сталактитами или пчелиными сотами (мукарпас).
Между тем, начиная с XIV в., происходит глубокое обновление художественного творчества и техники, которое со временем будет ускоряться и достигнет своего совершенства в XVI в. с приходом великого архитектора (мимара) Синана, стоявшего у истоков того, что по праву называют классическим османским искусством. Это обновление, заметное в облицовочном декоре керамической плиткой, особенно впечатляюще в архитектуре, в первую очередь в мечетях.
Османская архитектура приобретала свои очертания на протяжении веков, по мере того, как маленький эмират превращался в империю. Три источника питали вдохновение османов:
Арабский мир, давший рождение исламу и главной архитектурной форме, присущей ему, - мечети;
персидское соседство: турки продвигались в сторону Анатолии по территории Персии, где зародились и развились типы религиозных зданий, ставшие неотъемлемой составной частью религиозных архитектурных комплексов: медресе, богадельни и мавзолеи (тюрбе):
византийское наследие, которое постепенно, но все более внушавшее османским монархам имперские идеи.
Эта эволюция влияний приводит в конечном счете к соединению всех этих форм, отвечающему потребностям формирующегося османского общества. Арабское влияние выражается в мечети с колоннами - прямое наследие арабо-мусульманских традиций как место собрания правоверных. В анатолийском доосманском обществе, а затем и в османском от XIII в. до XV в., построенная в таком стиле мечеть, называемая Улу Джами («Большая мечеть»), находится в центре первой османской столице Бурсе. Ее монументальность подчеркнута переходом деревянных опор в каменные, которые постепенно раздвигаются, а пространство между ними закрывается куполами. Улу Джами, построенная в 1399 г., имеет двенадцать опорных пилонов - потребовалось двадцать равных по диаметру куполов, чтобы накрыть пространство между ними и стенами. Через несколько лет была построена мечеть Улу Джамив Эдирне - второй столице - впоследствии названная ЭскиДжами («Старая мечеть»), в которой уже только четыре колонны и, соответственно, лишь девять куполов. Таким образом, видно, что строительство мечетей эволюционирует от сокращения количества куполов к покрытию сооружения всего одной полусферой.
Этот единственный купол над квадратным пространством представляет собой второй тип первоначальных османских мечетей, но он может покрыть лишь небольшое пространство. Поэтому все усилия османских архитекторов направлены на то, чтобы увеличить диаметр купола с одновременным упразднением опорных элементов, поддерживающих свод. По мере того как диаметр крыши растет, очевидно, возникает необходимость поднятия высоты стен из-за риска, что масса купола может раздавить всю конструкцию храма. Османы, таким образом, начинают строить величественные здания, совершенно отличные от тех, что мир знал до этого.
В последние годы первой половины XV в. османы приобрели уже достаточно технического мастерства, чтобы создавать своды больших размеров: над мечетью Юч шерефели ([над минаретом] «Три балкона») в Эдирне (1437-1447) и над мечетью Фатих в Стамбуле, построенной сразу после взятия Константинополя, затем разрушенной землетрясением и вновь отстроенной в 1771 г.; их купола составляют соответственно 24 и 25 метров в диаметре; свод над мечетью Селима в Стамбуле, построенной в 1552 г., также составляет 24 метра.
Было бы трудно отрицать, что на эти архитектурные поиски, огромная и прославленная базилика Святой Софии (диаметр купола 31 метр, высота над землей 54 метра), построенная императором Юстинианом в 532 г. и завершенная в 537 г., не оказала влияние, пусть и несколько запоздалое. В глазах османов она представляет собой символ христианства и Византийской империи, не имеющий равных по красоте и величию, поэтому архитекторы бьются в стремлении превзойти ее или по крайней мере создать что-то подобное.
Именно при Сулеймане Великолепном (1520- 1566) Османская империя достигает размеров, сравнимых с империей Юстиниана, а экономические и людские ресурсы способны позволить повторить, вольно или исподволь, грандиозное свершение уже не как раболепное подражание, а как принятие вызова. Для осуществления этой идеи султану представляется шанс в лице исключительно талантливого архитектора Синана (1489-1588), который в течение полувека руководил всем имперским строительством.
В 1548 г. в своей первой большой мечети - Шах-заде (1544-1548) - Синан на одном дыхании создает великолепный, почти совершенный монумент, который можно сразу использовать и постепенно украшать. Вместо того чтобы поддерживать парус свода двумя полукуполами - как в мечети Баязида II в Стамбуле, завершенной в 1505 г., - Синан склоняется к безупречно сцентрованному плану, который он подпирает четырьмя образующими крест полусферическими куполами, так, чтобы вся кровля покоилась на четырех опорных пилонах, поддерживаемых пятой из четырех крупных арок. Отныне внутри храмов больше нет приделов, нефов, а только свободное пространство; во внешнем облике это уже не куб, покрытый шарообразным колпаком, а последовательность превосходно связанных между собой ярусов, благодаря сводам цилиндрических башен по углам, имеющим архитектоническую функцию противовеса. Этот план будет использован при сооружении многочисленных больших мечетей Стамбула, а именно Султана Ахмеда («Голубая мечеть», 1609-1617) и Ени Джами (1597-1575). Между тем при сооружении самой красивой мечети Стамбула - Сулеймание (1550-1557) Синан вернулся к предыдущим моделям и предпочел опустить купол в 26,50 метра в диаметре и на высоте в 53 метра на два полусферических купола.
Сооружение мечети Селимийе (1565-1575), которое было предпринято десятью годами позже в Эдирне, стало главным шедевром Синана и одним из самых выдающихся достижений мировой архитектуры. Художник наконец отваживается соорудить полусферический купол, который даже немного превзойдет купол храма Святой Софии (проектный диаметр составляет 31,28 м, тогда как купол юстинианского храма не превышает 31 м). Огромный свод покоится уже не на полусферических куполах, а на 8 пилястрах, и его вес воспринимается одновременно последовательностью арок и полусфер и элегантными контрфорсами, вносящими гармонию в облик всего сооружения. Считающаяся одним из чудес османской архитектуры, мечеть Сели-мие в Эдирне знаменует расцвет могущества Империи. Превзойти Синана было практически невозможно. Его последователи лишь подражали великому мастеру, так и не сумев найти новых путей.
Что касается применения декора в архитектуре, то османы остаются в этом непревзойденными мастерами. Они питают пристрастие к цветному камню, к облицовке мрамором, к раскраске и, конечно же, к облицовочной керамике, предпочитая красоту растительного мира геометрическим фигурами и не забывая о надписях, к которым всегда имели склонность.
Конечно, образец султанских мечетей Стамбула тяготел к распространению по всей империи, но османские султаны предоставляли тем не менее широкую автономию подчиненным сообществам, и, в частности в культурном плане, никаких попыток «тюрки-зации» или «культурного колониализма», не делалось. Таким образом, абстрагируясь от некоторых европейских районов империи и Анатолии, существует мало памятников архитектуры в «османском» стиле. Например, в арабских провинциях можно насчитать не более пятнадцати крупных сооружений, которые можно было бы отнести к навеянным стилем столичных мечетей (в Алеппо 4, в Дамаске - 5, в Каире - 3, в Тунисе - 1, в Алжире - 1). Местные архитекторы и строители сумели внести в некоторые существующие «османские» сооружения элементы форм и декора из национальных традиций. И наоборот, в архитектуре некоторых городов были использованы элементы, перенятые у османов, которые обогатили местное искусство.
Из османского зодчества заимствовалось лишь два элемента:
османский минарет, имеющий форму ракеты, который можно встретить повсюду, как на Балканах, так и в крупных арабских городах;
использование керамики - само заимствованное у персов - в форме панно (импортируемых или местного производства), имитирующего керамику Изника и Кютахьи.
Наконец, характерные в основном для мечетей купола были переняты и при сооружении других зданий, таких как мавзолеи (тюрбе), хамамы, больницы (имарет) и, особенно, крытые базары (бедес-теп), как это можно еще видеть на больших базарах Стамбула и Анкары (последний сейчас превращен в музей анатолийских древностей).
Литература
1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. - С.Пб. : Наука, 1999. - 189с.
2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. - Изд. испр., доп. - М. : АСТ, 2000. - На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3: Новая история. - М. : АСТ, 1999 - 719с.
Культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества. 8. Разложение армии. Падение военного могущества турок. Экономический упадок Османской империи естественно привел к упадку ее политического и военного могущества (с середины XVII века). Сохранилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия – синахи. Изменился характер янычарского корпуса, в...
В среде угнетенных народов, особенно на Балканах, уже росли революционные силы, начиналось национально-освободительное движение. Но великие державы Европы стремились, используя слабость и упадок Османской империи, захватить ее «наследство», подчинить ее обширные территории. Ввиду большого стратегического, экономического и политического значения территорий, входивших в состав Османской империи, в...
В начале XVI в. Османская империя пре-вратилась в могущественное государство с боль-шой территорией. После взятия в 1453 г. Кон-стантинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров. Они овладели также Малой Азией и Крымским хан-ством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торго-выми центрами Средиземноморья. Султан (такой титул носили правители в мусульманских стра-нах) Османской империи недаром мог считать себя правителем мира. Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обе-спечивали мощные армия и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.
Вершины своего могущества Османская импе-рия при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы. Подданные же именовали своего правителя Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделе населения империи на мусульман и нему-сульман, которые соответственно имели разные обя - занности и права. Суд находился в руках мусуль-манского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.
Эпоху правления Сулеймана Великолепного в истории Турции называют «золотым веком». Султан проводил удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Там главным противником Сулеймана был император Карл V Габсбург. Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос. Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держа-ли под контролем восточное Средизем-номорье и мешали контактам Стамбула с османскими владениями в Аравии и Егип-те. В ходе затяжной осады защитники острова героически оборонялись. Но осма-ны все же вынудили крепость капитули-ровать. Сулейман, уважая храбрость ры-царей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден полу-чил новое название — Мальтийский. Спу-стя некоторое время Сулейман попытался захватить Мальту, но безуспешно.
Далее османское войско перешло Дунай и в битве у Мохача наголову раз-било венгров. В 1529 г. армия Сулеймана взяла в осаду столицу Габсбургов — Вену. Город выстоял, но с этого момента и в течение двух последующих столетий граница между Священной Римской и Османской империями проходила всего в нескольких десятках километров от него. Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.
Битва у Мохача. XVI в. |
Могущество Османской империи дер-жалось на огромной армии. За верную службу воины получали от султана на-следственные земельные владения и опре-деленную часть военной добычи. При-вилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары — уро-женцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По дав-нему обычаю их еще мальчиками отби-рали у родителей и воспитывали в фана-тичной преданности исламу. Повзрослев, они превращались в суровых и беспо-щадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.
XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциску I. Франциск... вы обратились с письмом... вы довели до нашего сведения, что неприятель овладел вашей страной и что вы сами находитесь... в плену, и вы обратились сюда за помощью... для вашего освобождения. Нет ничего удивительно-го в том, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, мужайтесь и не падайте духом. Наши славные предки... никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли. И мы также следовали их примеру. Мы непрестанно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости. Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.
Турки-османы познавали мир не только благодаря военным походам и завоеваниям. Территория империи стала пересечением огромного количества торговых путей, ее рынки изобиловали товарами из самых отдаленных уголков Европы и Востока. Своего расцвета достигло искус-ство, архитектура и литература. Материал с сайта
Покоренные народы имели право заниматься ремесленничеством, тор-говлей и сельским хозяйством. Турки же занимали высокие должности в войске или работали чиновниками, дипломатами, священниками.
После успешных завоеваний и присоединений огромных территорий Османская империя превратилась в многонациональное государство. Подданные султана, проживавшие в Европе, Азии и Африке, относи-лись к разным народам и религиям. Так, под турецкое владычество до конца XVI в. попали почти все южнославянские земли (Сербия, Черного-рия, Босния и Герцеговина, часть Хорватии). Сулейману Великолепному удалось покорить венгров, которые на 150 лет попали под турецкий гнет. Только силой оружия османам удава-лось держать в повиновении покорен-ные народы, возмущенные произволом властей и чуждыми мусульманскими традициями. На Балканском полуост-рове турецкая власть стремилась к все большему распространению ислама, нередко — и принудительно, ведь хри-стиане лишались фактически всех прав. Именно среди местных народов хранился «налог кровью» — отбор хри-стианских мальчиков, которых прев-ращали в янычаров. Христианская церковь потеряла все свои земельные владения, немусульман принудительно переселяли на отдаленные зем-ли или даже продавали в рабство. Славянские города заселялись турка-ми. Подобная политика вызывала частые антитурецкие восстания.
Вопросы по этому материалу:
-
Казанский исследователь и колумнист «Реального времени» Булат Ногманов продолжает знакомить читателей со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о банной традиции, которая ранее была важной частью традиционного образа жизни городских турок.
Традиции
Ни для кого не секрет, что культура тела начинается с чистоты помыслов и чистоты тела. В священном хадисе Посланника Аллаха (САВ) сказано, что чистота - это половина веры, поэтому хамамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля мечеть-медресе-хамам-рынок, где проходила большая часть общественной жизни османов.
Слово «хамам», обладая сходным значением в турецком, арабском и иврите, переводится как «баня», «быть горячим» и «горячее место». Знаменитый турецкий путешественник Эвлийа Челеби, оставивший после себя подробнейшие описания тех мест, где он побывал, и который является бездонным источником вдохновения для множества отечественных и зарубежных исследователей, писал, что в XVII веке только в Стамбуле было 168 больших рыночных хамамов. К сожалению, из 237 хамамов Стамбула, построенных в период Османской империи, сегодня функционирует только 60.
Известно, что Фатих Султан Мехмет построил 19 рыночных хамамов, Рустем Паша - 32, а знаменитый мусульманский архитектор Мимар Синан оставил около 20 рыночных и частных хамамов.
Хамамы, наряду с выполнением чисто прикладной функции, имели огромное значение в жизни османского общества. Здесь матери приглядывались к будущим невесткам, женщины вели светские беседы, обсуждали последние городские и дворцовые новости и сплетни, которые порой перевирались по несколько раз, пока переходили от одного уха к другому. Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хамама», которая означает, что человек обладает большим состоянием и славой.
Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. Фото lib-art.com
Обычно хамам посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день уже очищенным пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хамамы были открыты до утра.
Кроме обычных, были еще и специальные дни посещения хамама, которые приурочены к особым датам, таким, как свадьба, рождение ребенка, окончание траура, религиозные обряды, уход и возвращение из армии и т.д. Все эти обычаи до сих пор сохранились во многих городах Анатолии.
Хамамы подразделялись на общественные и частные, на мужские и женские. Например, самыми знаменитыми женскими хамамами столицы Османской империи считались «Байезыд хамамы», «Хюррем Султан хамамы», «Чаал оглу хамамы» и «Чемберлиташ хамамы».
Изучаем язык хамама
Предками османских хамамов по праву считаются римские термы, однако у большинства людей хамамы ассоциируются с Турцией, и для популяризации и сохранения этой культуры турки, как и в давние времена, прилагают немало усилий. Так, в некоторых хамамах Стамбула и Анкары обязательным условием для персонала является владение османским языком.
Традиционно хамамы состоят из трех частей - это «джамегах» (место для переодевания), «соуклук» (место для высыхания, смены пештемаля - набедренной повязки) и «сыджаклык» (место, где собственно и происходило мытье). Предлагаю подробнее ознакомиться с языком хамама:
Хамам. Экспозиция. Фото arttravelblog.ru
«Джамегах» представлял собой широкую софу, разделенную на несколько частей, где люди переодевались и отдыхали после того, как обсохли в соуклук.
«Сыджаклык», в свою очередь, подразделялся на несколько частей:
«курна башы» - место, где все мылись по очереди,
«хальвет» - закрытая ячейка для индивидуальной помывки,
«гёбек ташы» - небольшое мраморное возвышение, сделанное в виде многоугольника, обогреваемое снизу горячим воздухом, на котором люди лежали и грелись,
«джехеннем» - место под гёбек ташы, которое очень сильно нагревалось,
«кюльхан» - топка, которая находится под хамамом. Обычно в качестве растопки использовали дрова и косточки от оливок,
«тютеклик» - дымоход,
«теллак», или на османском «деллак» - человек растирающий, делающий кесе и массаж,
«кесе» - специальная мочалка, которой удалялась огрубевшая кожа.
Из глубины веков
Османский писатель Абдулазиз ибн Джемаледдин, живший во второй половине XIX - начале XX века, оставил после себя рукопись из 14 дафтаров под названием «Традиции, праздники и обычаи народов Османского государства», где дает очень интересные и ценные сведения о культуре хамама османов. Есть возможность ознакомиться с некоторыми частями этого уникального труда. Вот его описание частного хамама, который находился в одном из особняков Стамбула:
«В особняке находился специальный хамам, принадлежащий владельцу дома и его семье. Никто из других жителей особняка сюда не мог войти. Перед хамамом была просторная комната с большими стеклянными окнами, которая открывалась на прекрасный вид или на внутренний двор. За этой комнатой был соуклук с простой обивкой, где можно было переодеться и посидеть, завернувшись в полотенце. За ним находился вход в сам хамам. В хамаме были курна и душевая, отделанные мрамором. Также было отдельное место для совершения омовения. Место для омовения, соуклук и сам хамам имели высокий, стеклянный, куполообразный потолок. По меньшей мере, в хамаме было три курны. Каменные чаши на стенах были украшены мрамором и цветочным орнаментом. У каждой чаши был изящно украшенный желтый кран для горячей и холодной воды, который назывался «девебойну» (шея верблюда). Стены и купол украшены гипсовыми вставками и разноцветной плиткой».
По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Фото territa.ru
Не менее интересно описывает Абдулазиз Бей посещение хамама государственными служащими и представителями высшего общества:
«Многие государственные служащие среднего звена и уважаемые купцы, живущие в Дерсаадете (Врата счастья - старое название Стамбула, - прим. переводчика ) несмотря на то, что имели хамамы у себя дома, посещали рыночные хамамы. Уважаемые господа из махалли тоже предпочитали мыться не у себя дома.… Те, кто посещал рыночные хамамы, либо приносили полотенце с собой, либо пользовались местным полотенцем. По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Все это помещалось в черную атласную сумку, которую прислуга заранее относила в хамам. Господина, который приходил чуть позже, встречали некоторые служащие хамама и провожали до кресла».
В самом хамаме уважаемых клиентов провожали до специальных комнат, помогали переодеться, предлагали выкурить трубку и наргиле или же выпить кофе. Затем приходил теллак и в течение получаса разминал колени и руки господина. Вот как описывает продолжение банного ритуала сам Абдулазиз бей:
«Тот же теллак одевал на ноги господина налын (специальные деревянные башмаки) и провожал его до хальвета… Господина сажали на место приготовленной сернёбетом (служащим хамама), снимали башмаки и медленно начинали его растирать желтой пемзой, нажимая на колени. После того, как начинал проступать пот, теллак разводил в горячей воде белую глину из Алеппо, настоянную на цветочной воде, и намазывал эту смесь на голову, тело и ноги господина. Через четверть часа смесь смывалась и процедура повторялась. Далее теллак четыре-пять раз мыл голову господина мылом, затем хорошенько протирал его тело банной мочалкой кесе, а после наполнял таз горячей водой и, намылив другую мочалку, мыл все тело господина. Процедура повторялась два раза».
После того, как процедура мытья была закончена, господин менял свой пештемаль, его заворачивали в полотенца и провожали в соуклук. На тарелке подносили четыре-пять сладких яблок и нож. Сейчас предлагают различные прохладительные напитки и чай. Автор этой статьи настоятельно рекомендует попробовать после банной процедуры напиток под названием «атом» - это смесь айрана и яблочной или лимонной газированной минеральной воды. После того, как господин покидал хамам, смотритель его особняка оплачивал стоимость хамама и оставлял чаевые для смотрителя хамама, сернёбета, теллака и других.
Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санджаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи .
В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана большие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и беями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от большей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войска - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны. Из учебника „Мировая история" для 7 класса известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи. В XVI веке завоевательные войны Османской империи не прекращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иранского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоеванию Египта. В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палестина. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.
Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способствовало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.
Внутреннее положение. Несравненного могущества и военной мощи Турция достигла не только благодаря разумной политики султана.
Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массовом порядке бежать в город или даже за пределы империи.
Для предотвращения подобных случаев, султан вынужден был издать специальный указ - фирман, дающий право землевладельцам насильно возвращать крестьян обратно. Согласно этому указу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куда бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе.
В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом I. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами", а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.
Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости", который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение военно-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снабжал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязанности. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централизованные государства и сильная централизованная власть, в Османской империи обозначился упадок.
В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала прежней наступательной силой.
Начало зависимости от европейских держав. Начиная с середины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обостряться. Государственный бюджет систематически испытывал дефицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.
Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европейских стран предоставлялись большие льготы. Например, для французских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 процента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейскими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промышленности.
Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией против России. Правительства Англии и Франции тоже горели желанием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Надеясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средневековых отношений, господствующих в Османской империи.
Лига - союз, объединение.