Эксперты: необходима более эффективная защита прав потерпевших от преступлений. Защита потерпевшего в уголовном процессе
5 июля 2013 года Государственной Думой РФ во втором чтении принят проект Федерального закона N 173958-6 о совершенствовании прав потерпевших в уголовном судопроизводстве. Рассматриваемый ФЗ вносит изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, а также в некоторые ранее принятые Федеральные законы, в плане расширения прав лиц, пострадавших в результате уголовных преступлений, а также их законных представителей.
Потерпевший в УК РФ
Здесь изменения коснулись ст.74, регламентирующей основания для снятия условной судимости. Теперь орган, осуществляющий надзор за условно осужденным, перед подачей представления на снятие судимости обязан проверить, возмещен ли ущерб потерпевшему.
Часть вторая этой же статьи дополняется еще одним условием продления условного срока – если осужденный уклоняется от погашения ущерба.
Кроме того, ст.74 УК РФ будет дополнена ч.2.1 ,в которой говорится о том, что если осужденному уже продлевался условный срок, и он продолжает уклоняться от погашения ущерба потерпевшему, то его условное наказание вполне может превратиться в реальный срок отбывания в местах лишения свободы.
То есть, получив, к примеру, два года условно за кражу на сумму 100 тысяч рублей, осужденный обязан выплатить (или постараться выплатить) причиненный им ущерб в течение условного срока.
То же самое условие, защищающее права потерпевшего, будет внесено в ст.79 УК РФ – об условно-досрочном освобождении. То есть, для выхода на свободу по УДО необходимо полное или частичное возмещение причиненного преступлением ущерба.
Замена не отбытой части наказания на более мягкое, а также досрочное погашение судимости, будут возможны только при выполнении вышеуказанного условия.
Статья 137, регламентирующая наказание за нарушение неприкосновенности частной жизни, будет дополнена часть 3, в которой в отдельную категорию выделяются деяния, совершенные в отношении несовершеннолетних потерпевших. Наказание за такие действия предусмотрено в виде штрафа 150-350 тысяч рублей, принудительных работ до 5 лет, ареста да 7 месяцев или лишением свободы до 5 лет. К слову, максимальное наказание за те же деяния в отношении взрослого гражданина наказывается максимум 2 годами лишения свободы.
Наряду с защитой прав потерпевших новый ФЗ расширяет и их обязанности. В частности, согласно новой редакции ст. 308 УК РФ, к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, уклоняющиеся не только от дачи показаний, но и от прохождения экспертиз и освидетельствования, а также отказавшихся предоставить образцы почерка и т.д. для экспертных исследований по уголовному делу. За это потерпевший будет оштрафован на 40 тысяч рублей либо приговорен к обязательным работам на 360 часов, исправработам – на 1 год, аресту на 3 месяца.
Уголовно-исполнительный кодекс о защите прав потерпевших
Статья 17 УИК обязывает администрацию учреждения, куда прибыл осужденный для отбытия наказания в виде лишения свободы, сообщать его родственникам о месте его пребывания. Теперь, если есть соответствующее решение суда, о месте отбытия наказания будут уведомляться и потерпевшие (либо их представители).
Если осужденному для выполнения каких-либо работ разрешается выезд за территорию учреждения, то администрация должна уведомлять об этом потерпевшего. Это регламентирует дополнительная часть к статье 97 УИК.
В кодекс также вносится новая статья 172.1, которая обязывает администрацию учреждения уведомлять потерпевших об освобождении осужденного. Уведомление высылается за 30 суток.
Изменения в ст.175 УИК – возможность направления представления на УДО только при возмещении ущерба.
Ст.188 и ст.190 – при осуществлении контроля за условно осужденными уголовно-исполнительная инспекция обязана вести учет по факту возмещения ущерба потерпевшим.
Права потерпевших в УПК РФ
Теперь потерпевшие вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела не только при направлении его в суд, но и при вынесении решения о прекращении. Расширен список документов, копии которых он может истребовать в случае прекращения дела.
Кроме того, потерпевший будет в праве возражать против рассмотрения дела в особом порядке, если подсудимый выдвинул соответствующее ходатайство.
Подробнее о расширении прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве будет указано в новой редакции ст. 42 УПК РФ.
Новый Федеральный закон рекомендует внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ новую ст.160.1, регламентирующую обязанность следствия или дознания выполнить меры по обеспечению возмещения причиненного преступлением ущерба. В частности, наложить арест на имущество обвиняемого.
Другие ФЗ о защите потерпевших
ФЗ №119-ФЗ от 20.08.2004 г. Будет дополнен новыми статьями, касающимися государственной защиты потерпевших.
В случае вынужденного переселения указанных лиц за ними сохраняется жилище и право на трудоустройства на ту же работу (или аналогичную). Выплачиваются денежные компенсации, а также все расходы на переезд.
Такая гос. защита потерпевших может осуществляться не только в случае признания лица виновным, но и в случаях прекращения уголовного преследования, а также направления обвиняемых на принудительное лечение.
В полном объеме рассматриваемый Федеральный закон предположительно вступит в силу с 1 января 2014 года.
Согласно п.1. ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Положение п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ соответствует требованиям ст. 52 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 года, а также преамбуле и п. 7 разд. I Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28.06.1985 N R (85) 11 "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса", согласно которым важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию.
Обязанностью государства является не только предотвращение и пресечение в установленном законом порядке посягательств, способных причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечение потерпевшему от преступления возможности отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 (ред. от 09.02.2012) О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Российская газета, N 147, 07.07.2010.).
Конституционный Суд РФ указал, что "интересы потерпевшего в уголовном судопроизводстве не могут быть сведены исключительно к возмещению причиненного ему вреда, - они в значительной степени связаны с разрешением вопросов о доказанности обвинения, его объеме, применении уголовного закона и назначении наказания, тем более что во многих случаях от решения этих вопросов зависят реальность и конкретные размеры возмещения вреда, что предполагает предоставление потерпевшему адекватных процессуальных возможностей для их отстаивания" Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, Е.А. Артамонова, Д.П. Великий и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. М.: Редакция "Российской газеты", 2015. Вып. III - IV. СПС КонсультантПлюс..
Вместе с тем, применительно к положениям ст. 6 УПК РФ уместно привести следующую точку зрения: "К сожалению, приходится констатировать, что столь важное положение действующего закона (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) носит чисто декларативный характер, пока что это никак не способствовало повышению эффективности защиты прав и интересов потерпевшего в уголовном процессе"Божьев В.П. Участие потерпевшего на предварительном следствии // Российский следователь. 2010. N 15. С. 20..
Тем не менее, исходя из данного приоритета, уголовно-процессуальный закон устанавливает совокупность процессуальных прав потерпевших от преступлений, регулирует порядок признания потерпевшим, обязанности должностных лиц по отношению к данному участнику уголовного судопроизводства, а также устанавливает правила осуществления, защиты, охраны и восстановления прав потерпевшего. Наличие указанных направлений процессуального регулирования положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве учеными оценивается по-разному, есть и достаточно категоричные высказывания. Например, С.В. Юношев считает, что положения действующего УПК РФ "не содержат сколько-нибудь эффективного механизма обеспечения прав и законных интересов потерпевшего"Юношев С.В. Проблема обеспечения прав потерпевших ждет своего разрешения // Российская юстиция. 2008. N 1. С. 63 - 64..
Причины недостатков закона хорошо выразил В.А. Азаров, который справедливо считает, что: "При подготовке правовых нововведений законодатель вынужден исходить из имеющегося к тому моменту уровня научной разработки тех или иных понятий и проблем уголовного судопроизводства" Азаров В.А. Проблемы теории и практики охраны имущественных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Омск, 1995. С. 7.. Очевидно, что сложная ситуация с правовым регулированием положения потерпевшего в уголовном судопроизводстве обусловлена отсутствием в современной науке уголовного процесса достаточно обоснованных и практически выверенных рекомендаций по его совершенствованию.
Современное состояние процессуального положения потерпевшего характеризуется перманентными и достаточно острыми дискуссиями по самым разным вопросам. Предметом научных споров становятся различные аспекты процессуального регулирования и, в подавляющем большинстве случаев, речь идет об откровенно неудачных либо спорных механизмах обеспечения законных интересов и прав потерпевшего.
Важный аспект в разрешении возникающих проблем - теоретическое обоснование законных интересов в уголовном судопроизводстве, раскрытие их сущности, выделение видов и как наиболее перспективное направление - определение уголовно-процессуальных средств их обеспечения. Есть мнение по данному поводу: "Интересы гражданина можно проследить во всех областях жизни и деятельности общества. Однако в сфере уголовного судопроизводства они имеют свою специфику, многие аспекты проблемы освещаются учеными-процессуалистами по-разному, и точки зрения по некоторым вопросам порой диаметрально противоположны"
С теоретической точки зрения следует согласиться и с таким утверждением: "Права, обязанности и интересы в уголовном процессе являются самостоятельными элементами, носят частный, общественный, государственный характер"Чепрасов М.Г. Законные интересы обвиняемого и их реализация в уголовном процессе Российской Федерации. Оренбург, 2012. С. 11.. Несмотря на отдельные вопросы к данной позиции (в частности, элементами какой именно совокупности выступают права, обязанности и интересы потерпевшего; почему в этом ряду интересы, при очевидно ведущей роли, занимают заключительное место и др.), в целом следует согласиться с общей концепцией о том, что интерес в уголовном процессе - категория самостоятельная, имеющая собственное содержание, а при таких обстоятельствах - подлежащая обеспечению отдельной совокупностью специфических процессуальных средств, отличающихся по своей сущности, характеру и содержанию от средств обеспечения прав.
Таким образом, в уголовном судопроизводстве, применительно к процессуальной фигуре потерпевшего должны действовать две системы обеспечения: 1) по отношению к его законным интересам; 2) в отношении его прав.
Следует отметить ряд проблемных теоретических аспектов и применительно к обеспечению прав. Современные исследователи обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве в отдельных теоретических моментах высказываются не всегда четко и корректно. Так, В.Ю. Мельников пишет: "Государство в лице своих компетентных органов и должностных лиц может ограничить некоторые права участников уголовного судопроизводства, при наличии законодательно закрепленных условий и оснований такого ограничения и только в соответствии с установленным законом порядком" Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Ростов н/Д, 2010. С. 8.. С данным высказыванием можно поспорить.
Участник уголовного судопроизводства - особое правовое положение гражданина, приобретаемое им в связи с определенными юридическими фактами: возбуждением уголовного дела, вынесением процессуального решения о привлечении к участию в уголовном деле в определенном процессуальном статусе и др. В связи с вовлечением в производство по уголовному делу гражданин, становясь участником уголовного судопроизводства, как следствие, становится носителем совокупности процессуальных прав, однако при этом он не утрачивает прав гражданских, определенных в Конституции РФ. Как-то принято считать, уголовно-процессуальные права рассматриваются как продолжение или конкретизация прав конституционных. Но конституционные права - самостоятельная и наиболее важная группа прав граждан, которые в уголовном судопроизводстве приобретают лишь определенную плоскость применения, но не теряют своей самостоятельности. Следовательно, в уголовном судопроизводстве речь должна идти о двух группах прав, как гражданина (конституционные права) и как участника уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальные права). Ограничения могут распространяться на любую из этих групп. Соответственно, должно существовать два направления обеспечения прав.
Ограничения прав могут быть законными и незаконными. Попробуем представить ограничение процессуальных прав потерпевшего. В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе знать о предъявленном обвинении; давать показания; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства и т.д. Ограничения в осуществлении этих и иных процессуальных прав потерпевшего не могут иметь законного характера, и при любом ограничении должны вступать в действие механизмы их защиты и восстановления.
Ограничения конституционных прав могут иметь как законный, так и незаконный характер. Например, применение заключения под стражу ограничивает личную свободу и другие конституционные права гражданина, являющегося участником уголовного судопроизводства. Для определения характера таких ограничений существуют специальные процедуры проверки, результат которых и определяет возможность "включения" впоследствии защитных и восстановительных механизмов Гладышева О.В. Обеспечение законных интересов и прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве России: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 4. С. 686 - 691..
Таким образом, согласно п.1. ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Положение п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ соответствует требованиям ст. 52 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 года, а также преамбуле и п. 7 разд. I Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 28.06.1985 N R (85) 11 "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса", согласно которым важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию. Вместе с тем, указанные положения действующего закона (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) часто носит чисто декларативный характер, практическая реализация закона зачастую не отвечает требованиям эффективности защиты прав и интересов потерпевшего в уголовном процессе.
уголовный преступление защита право
Защиту потерпевшего начинают с пострадавшего: сразу после того, как он сообщит о преступлении, которым причинен ему вред. Как пострадавшему добиться восстановления нарушенных прав, а также возмещения ущерба от преступления в уголовном процессе? - тема настоящей статьи.
В большинстве уголовных дел по преступлениям, относящимся к нетяжким, средней тяжести и даже тяжким, потерпевшие самостоятельно справляются с защитой своих прав и потребности в услугах адвоката не испытывают. Адвокат для защиты потерпевших по уголовным делам требуется не всегда. Естественно, к юридическим услугам профессионального защитника прибегают в особо сложных ситуациях, когда самостоятельно "пробить стену" не представляется возможным.
Защита потерпевших и пострадавших от преступлений адвокатом - это использование профессиональных методов реализации их законных прав, предусмотренных в уголовном процессе.
Борьба правоохранительных органов с ростом преступности иными словами с ростом количества преступлений упирается в попытки уменьшить количество зарегистрированных преступлений. Чтобы не портить статистику раскрываемости в книге учета совершенных преступлений без регистрации остается часть заявлений. Не хотят регистрировать неочевидные преступления, по которым уголовные дела скорее всего будут "висяками", и лица, совершившие преступления не будут найдены. При этом заявителю - пострадавшему лицу говорится, что признаков преступления нет (не усматривается) - и все, на этом диалог с правоохранительной системой у потенциального потерпевшего заканчивается.
Это касается преступлений, совершаемых в семейном кругу, это трупы без явных признаков насилия, это «передозы» и вовлечение малолетних в преступления, отравления неустановленными веществами, это неявные мошенничества, неявное физическое насилие и многие прочие трудно-доказываемые, а значит, неочевидные преступления.
Но даже если у Вас, как у пострадавшего лица, приняли в полиции либо ином правоохранительном органе заявление, зарегистрировали его в установленном порядке - это еще не начало расследования уголовного дела по Вашему заявлению. Это только начало доследственной проверки Вашего сообщения о преступлении. По окончании проверки дознаватель или следователь принимает решение о том, было ли преступление, если да - то возбуждается уголовное дело и начинается расследование. Если нет - то выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Вы как заявитель уведомляетесь о принятом решении, закон сохраняет за Вами право на обжалование.
Чтобы пострадавшему от преступления стать потерпевшим в случаях с неочевидными преступлениями, Вам предстоит еще доказать, что Вы и есть жертва преступления, а вернее, что было именно преступление, вследствие которого Вам причинен физический либо иной ущерб. Согласно уголовно-процессуальному законодательству лицо признается потерпевшим от преступления при наличии оснований полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, в том числе вследствие общественно опасного деяния.
Российская Федерация в Конституции провозгласила положение о том, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).
Уголовное судопроизводство предназначено для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) подробно регулирует процессуальное положение потерпевших, их права и возможности защиты.
Лицо, пострадавшее в результате преступления, признается потерпевшим и является участником уголовного процесса с соответствующим набором прав и обязанностей. Статус потерпевшего приобретается с момента вынесения следователем постановления о признании потерпевшим. При этом данное постановление выносится только в рамках возбужденного уголовного дела, т.е. после начала уголовного процесса.
До возбуждения уголовного дела и официального признания потерпевшим лицо, пострадавшее от преступления, именуется заявителем. И этот статус не получил законодательного закрепления. Из прав заявителя регламентированы право письменно или устно сообщить о преступлении, право обжаловать действия должностных лиц.
Вступление адвоката в дело на стадии доследственной проверки или, юридически правильнее - на стадии проверки сообщения о преступлении, помогает предотвратить ущемление прав и законных интересов граждан и организаций, пострадавших от преступлений.
Для адвоката, действующего в интересах своего подзащитного, процессуальный статус пострадавшего от преступления не имеет значения. Используя адвокатский статус, профессиональный юрист сможет собрать необходимые доказательства совершенного против Вас преступления, а также повлиять на ход доследственной проверки, а потом и уголовного дела для защиты Ваших интересов.
Защита потерпевшего
Потерпевшим в уголовном процессе является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда» (ч. 1 ст. 42 УПК РФ)
Реализация прав потерпевшего в ходе уголовного расследования - задача номер один для его защитника.
Гражданин, признанный потерпевшим от преступления, вправе давать показания по делу: на родном языке или ином, которым владеет; иметь представителя (адвоката). Потерпевший и его представитель имеют право знать о предъявленном обвиняемому обвинении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, проводимых по его ходатайствам, знакомиться по окончании расследования со всеми материалами дела, участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции и в заседаниях судов вышестоящих инстанций, приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда; потерпевший может знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него возражения, обжаловать приговор и определения суда, постановления судьи.
Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. Гражданский иск потерпевшего в уголовном деле не облагается государственной пошлиной. При наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска
и других участников уголовного процесса, содействующих правосудию, является одним важнейших в системе прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.
Защита свидетелей. Защита потерпевшего. Правовая основа решения проблемы
Правовой основой защиты свидетелей (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ч. 3 ст. 11, п. 21 ч. 2 ст. 42, п. 7 ст.4 ст. 56) (далее – УПК РФ), а также Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон о защите свидетелей).
Указанные нормативные акты устанавливают систему мер государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, определяют основания и порядок их применения.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» обратил внимание нижестоящих судов, что право о применении мер безопасности им должно быть своевременно разъяснено должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство. Такое ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.
Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе
Меры государственной защиты могут быть применены не только в процессе уголовного дела, но и до уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, а также иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного процесса.
Основания для защиты свидетелей и потерпевших
Согласно ст. 11 УПК РФ и ч. 1 ст. 16 Закона о защите основаниями для применения мер безопасности по отношению к потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству.
Необходимо иметь в виду, что основанием для осуществления защиты свидетелей и защиты потерпевшего являются не предположения указанных лиц о грозящей им опасности, а ставшие известными органам, принимающим решение о применении вышеперечисленных мер безопасности, сведения о реальных угрозах защищаемым лицам в связи с участием в уголовном судопроизводстве.
Кроме того, указанные меры безопасности осуществляются в основном только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности
Закон о защите свидетелей предусматривает следующие меры безопасности в отношении участников уголовного процесса (ст.6):
В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- переселение на другое место жительства;
- замена документов;
- изменение внешности;
- изменение места работы (службы) или учебы;
- временное помещение в безопасное место;
- перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания).
Кроме того, защита свидетелей и защита потерпевшего предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ.
- В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля их или близких родственников, родственников и других близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица не приводить данные об их личности. В этом случае следователь (с согласия руководителя следственного органа) должен вынести постановление, в котором изложить причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указать псевдоним участника и привести образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ)
- При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля либо иных участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц контроль и запись их телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст.186 УПК РФ).
- В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого или обвиняемого, данное следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст.193). Правда, закон ничего не говорит о том, где должен при этом находиться защитник подозреваемого (обвиняемого) - там, где находится его подзащитный, или в помещении, где находится следователь и опознающее лицо. Это вопрос имеет существенное значение в плане разрешения противоречий между правом подозреваемого (обвиняемого) на и правом опознающего на обеспечение его безопасности. С одной стороны, указанных лиц с целью пресечения возможного нарушения требований, предъявляемых к проведению данного следственного действия, должен находиться там, где находятся следователь и опознающий. С другой стороны, в этом случае имеет место риск раскрытия сведений об опознающем лице перед защитником.
- Защита свидетелей предполагает также, что при необходимости обеспечения их безопасности, а также безопасности их родственников и близких лиц, суд проводит их допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных о его личности (ч.5 ст.278 УПК РФ).
- В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п.4 ч.1 ст. 241 УПК РФ).
- Если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по ходатайству Генерального прокурора РФ (его заместителя) уголовное дело по преступлениям, предусмотренным статьями 205,205.1, 205.2, 206, 208,209, 211, 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса РФ по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч.4 ст.35 УПК РФ).
Органы защиты свидетелей и потерпевших
Законом о защите свидетелей защита свидетелей и защита потерпевшего возложена на:
- Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты: (суд или судья, начальник следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа, начальник органа дознания, в производстве которого находится или сообщение о преступлении или .
- Органы, осуществляющие меры безопасности:
- органы внутренних дел органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению;
- командование соответствующих воинских частей и вышестоящее командование в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих;
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания;
- служба судебных приставов во время судебных заседаний;
- иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.
Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления
Защита потерпевшего и защита свидетелей возможна на основании письменного заявления названных лиц либо с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих.
Указанные органы обязаны проверить заявление (сообщение) потерпевшего, свидетелей или иных участников уголовного судопроизводства, обратившихся к ним с просьбой об их защите, в течение трех суток (немедленно в случаях, не терпящих отлагательства) и принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.
О принятом решении выносится мотивированное постановление или определение (далее – постановление). Данное постановление в день его вынесения направляется в орган, которому поручается осуществить меры безопасности, для исполнения. Копия постановления направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.
С целью его исполнения орган, осуществляющий защиту свидетелей или защиту потерпевшего, избирает необходимые меры безопасности и определяет способы их применения.
В случае необходимости с защищаемым лицом заключается договор (в письменной форме) об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.
Об избранных мерах безопасности (их изменении, дополнении) и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий защиту свидетелей или потерпевшего, информирует лиц, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы жизни, здоровью или имуществу защищаемого лица, ходатайствует об отмене мер безопасности.
При рассмотрении судом вопроса об отмене или о дальнейшем применении мер безопасности в отношении потерпевшего либо его родственников и близких лиц суд должен выяснять мнение потерпевшего (его законного представителя или представителя), с учетом которого принять мотивированное решение. Одновременно с постановлением приговора, суду надлежит выносить постановление об отмене мер безопасности в отношении указанных лиц либо о дальнейшем применении таких мер (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»).
На постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть подана жалоба в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Такая жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи.
Вместе с тем, как полагают специалисты, механизм обеспечения защиты свидетелей и потерпевших еще далек от совершенства.
В дополнение к данным комментариям предлагаю ознакомиться с одной из интернет-конференций Свердловского областного суда о том, как работает государственная программа защиты свидетелей.
"Гражданам, пострадавшим в результате преступлений, добиться восстановления нарушенных прав, полноценной психологической помощи, социальной и медицинской реабилитации, а также получения компенсации в условиях действующего законодательства затруднительно", – отметила в ходе состоявшегося на этой неделе круглого стола, организованного Фондом поддержки пострадавших от преступлений, председатель фонда Ольга Костина . По ее словам, согласно различным экспертным данным, в России пострадавшими от преступлений ежегодно становятся более 10 млн человек. При этом около 50% из них не обращаются в полицию, а предпринимают самостоятельные действия по восстановлению справедливости, вплоть до самосуда. "Жертвы преступлений боятся идти в полицию, потому что никто не гарантирует им помощь, раскрытие преступления и справедливую компенсацию", – считает она.
Кроме того, по мнению эксперта, для участия в уголовном процессе потерпевшим необходимы определенные знания. Так, например, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ("Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию") считаются уголовными делами частного обвинения (). Это означает, что уголовное дело будет возбуждаться не иначе как по заявлению пострадавшей стороны, а правоохранительные органы не принимают участие в доказывании вины, к примеру, домашнего тирана, так как эта обязанность лежит на плечах пострадавших. То есть, по общему правилу, пострадавшие сами должны подавать заявление в мировой суд, самостоятельно собирать доказательства, представлять обвинение в суд ( , ). "Поэтому в основном такие преступления остаются латентными, а потерпевшие – незащищенными", – считает Ольга Костина.
Вместе с тем количество жалоб от тех, кому отказывают в возбуждении уголовных дел и не признали потерпевшими также ежегодно растет, рассказали эксперты. "Если в 2016 году это была цифра в 2870 заявлений, то за 2017 год она перевалила за 3100, – отметил представитель Уполномоченного по правам человека в РФ Виктор Немченков . – К нам обращаются люди, которые самостоятельно не могут добиться признания их потерпевшими по делу. Еще очень много жалоб на несоблюдение в ходе расследования уголовного дела прав потерпевших. Не стоит забывать, что у потерпевших есть те же права, что и у других участников уголовного дела.
Из материалов, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что в соответствии со статистическими данными за 2016 год количество вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел составило 6,8 млн. Однако, по словам экспертов, заявители о преступлениях все чаще не получают от правоохранительных органов уведомления о принятых по заявлениям процессуальных решениях и копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на то, что согласно такие уведомления должны направляться заявителям не позднее 24 часов с момента принятия соответствующего процессуального решения. "Вот написал человек заявление в полицию и даже не знает, что дальше происходит с этим заявлением. Часто заявителям рассказывают, что идет проверка, а через полгода выясняется, что уже давно вынесено постановление об отказе", – рассказал ведущий юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Максим Пешков . В связи с этим Фондом предлагается скорректировать УПК РФ в части изменения порядка уведомления заявителя о принятом по заявлению процессуальном решении, порядка проверки законности вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, а также установления в уголовно-процессуальном законодательстве статуса заявителя.
Также он отметил, что все чаще встречаются случаи немотивированных отказов органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами проверки сообщений о преступлении по их заявлениям, в случае принятия процессуального решения в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По мнению эксперта, отказом в предоставлении доступа к материалам проверки нарушаются права заявителей, предоставленные им . Напомним, что согласно , органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. "В ходе практической работы с заявителями было установлено, что органами дознания и предварительного следствия искусственно создаются препятствия для ознакомления заявителей с материалами проверки, проведенной по их заявлениям", – убежден Немченков. Так, по его словам, к числу таких искусственных препятствий относятся отказы должностных лиц органов дознания и предварительного следствия в ознакомлении заявителей с материалами процессуальных проверок по их заявлениям в связи с отсутствием, к примеру, у сотрудника полиции обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления (). Он предлагает прямо предусмотреть право заявителя на ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении.
Как рассказали эксперты, еще одной проблемой является то, что на сегодняшний день потерпевшая сторона не может рассчитывать на адекватную социальную помощь и реабилитацию со стороны государства. Напомним, что компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного лица и производится только при наличии обвинительного приговора суда (). Кроме того, потерпевший не может претендовать на компенсацию вреда, причиненного преступлением, и в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия, в связи с чем привлечь его к уголовной ответственности не представляется возможным. То есть социальная функция , гарантирующей право на компенсацию причиненного ущерба, фактически не реализуется на практике.
"В целях более эффективного восстановления социальной справедливости в части возмещения вреда, причиненного преступлением потерпевшему, должны быть закреплены условия, виды и размеры государственной компенсации, – отметила Ольга Костина. – Создание государственной компенсационной системы позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным и судебным органам, позволит ратифицировать ряд тематических международных правовых документов и избежать значительного количества обращений в ЕСПЧ".
Предполагается, что компенсационная система позволит производить выплаты даже в том случае, когда отсутствует возможность взыскания денежных средств с преступника, не нанося никакого ущерба бюджету страны. При этом формироваться она будет за счет штрафов, назначаемых в качестве уголовного наказания, государственных средств, полученных от конфискации имущества, сумм залогов, обращенных в доход государства и т. д. "Размер компенсации должен покрывать расходы по потере заработка, на содержание иждивенцев, на погребение, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевшего, а также на медицинскую и социальную реабилитацию близких родственников несовершеннолетнего потерпевшего при наличии прямых последствий преступления", – пояснила Ольга Костина. По ее словам, Следственным комитетом РФ совместно с Фондом поддержки пострадавших от преступлений разрабатывается проект федерального закона "О потерпевших от преступлений", которым будут установлены основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших.
Вместе с этим необходимо развивать также систему социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, считают участники круглого стола. "Например, для работы с пострадавшими детьми, необходимо привлечение специалистов в области возрастной или педагогической психологии, клинических психологов со знанием и опытом работы в отрасли психологии развития ребенка, практикой в области детско-родительских отношений и психологической травмы, а также врачей-психотерапевтов, – считает Ольга Костина. – Необходимо развивать систему помощи пострадавшим, с обязательным последующим медико-психологическим сопровождением".