Что указывали в графе 5. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность
После массовых беспорядков на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, когда под стенами Московского Кремля многотысячная толпа скандировала «Русские, вперёд!», в очередной раз зазвучали голоса, требующие вернуть в паспорт пресловутый «пятый пункт» — графу «национальность».
Часто можно услышать мнение, что графа «национальность» во внутреннем паспорте, обозначающая этническую принадлежность граждан, была «выдумана большевиками». Это не совсем верно. Действительно, в России в официальных документах традиционно указывалось лишь вероисповедание гражданина. Но, когда мы говорим об этом, следует помнить, что до конца XIX века большая часть населения России была глубоко религиозна. Смена религии означала разрыв со всеми близкими людьми, и поэтому была нечастым явлением. Но когда ситуация изменилась, император Николай II оперативно отреагировал на новые социальные реалии. Уже в 1897 году в ходе переписи населения к графе «вероисповедание» была добавлена графа «родной язык». А в 1910 году было запрещено производить в офицерское звание «лиц, рождённых в иудейской вере», даже если они были крещёными.
После февральской революции были отменены все законы, направленные на дискриминацию по признаку вероисповедания и происхождения. А затем церковь была отделена от государства, и графа «вероисповедание» была вычеркнута из анкет. Но политика большевиков, направленная на построение интернационального общества, была непоследовательной. Стремясь заручиться поддержкой национальных меньшинств, они начали создавать национальные административно-территориальные образования. Таким образом, разделение граждан по национальному признаку не исчезло из юридического поля.
Закономерным итогом такой политики стала необходимость узаконить понятие этнической принадлежности для всех граждан, а не только тех, кто имел автономию. В ходе паспортизации населения в 1932 году граждане получают внутренние паспорта нового типа, где пятым пунктом, после фамилии, имени, отчества и года рождения гражданина, стояла графа «национальность». Первоначально она заполнялась со слов самих граждан. Но в 1938 году этот порядок был кардинально изменён. Отныне графа заполнялась в соответствии с содержимым «пятых пунктов» в паспортах родителей гражданина; в том же случае, когда родителей не было в живых или они не имели советского паспорта, заполнение происходило со слов гражданина, но только при условии совпадения заявленной национальности с фамилией заявителя. С тех пор «пятый пункт» прочно входит в жизнь советских людей.
После распада советского государства, новые российские паспорта, которые приходят на замену старым советским, уже не содержат графы «национальность». Она остаётся в свидетельстве о рождении, но заполняется со слов родителей и только в том случае, если они изъявили желание её заполнить. Но власти Российской Федерации повторили ошибку большевиков. Декларируя создание многонационального российского народа, или полиэтнической российской нации, они не решились ликвидировать национальные республики на территории России. Более того, был принят закон, охраняющий права коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Этническая принадлежность граждан, которую с советских времён именуют национальностью, никуда не исчезла. В то же время, межнациональный конфликт в Ингушетии и Северной Осетии, вооружённый конфликт в Чечне, массовая иммиграция из Закавказья, Средней Азии и Китая, массовая внутренняя миграция с Северного Кавказа и непоследовательная государственная политика по насаждению толерантности исключительно среди русских граждан привели к тому, что новое поколение россиян очень остро ощущает свою национальную принадлежность.
Политика властей уже привела к серьёзным потрясениям, последнее из которых — массовые беспорядки у стен Московского Кремля, на Манежной площади, произошедшие 11 декабря 2010 года и вызвавшие широкий резонанс в обществе. Очевидно, что власти необходимо пойти навстречу большей части общества, официально лишённой национальности, которая есть у других. Во избежание эскалации напряжения необходимо дать русским то, чего они хотят — официального статуса, который бы позволял им отстаивать свои интересы. Сейчас это невозможно, так как с юридической точки зрения русских не существует. Но не только русские были бы удовлетворены таким исходом дела. Например, в Карачаево-Черкессии и Дагестане представители ногайской народности недовольны тем, что они не только не имеют своей автономии, но и разделены между двумя республиками.
В этой ситуации встаёт вопрос: в какой именно форме возможно ввести в правовое поле понятие национальности как обозначения этнической принадлежности граждан? С одной стороны, предлагается восстановить данные советской паспортной системы. Но это чревато огромным количеством юридических казусов, чудовищными бюрократическими проволочками и обвинениями в расизме. С другой стороны, предлагается ввести в анкеты, и, возможно, паспорта графу «национальность» с тем условием, что она будет заполняться по желанию граждан и с их слов. Но это будет означать профанацию самой сути идеи. Наиболее оптимальным представляется использование опыта дореволюционной России, а именно введение графы «родной язык». Подобная мера в равной степени затронет всех граждан, но при этом позволит избежать крайностей и злоупотреблений.
В XX веке Россия постоянно догоняла тенденции Западного мира, и к тому моменту, когда они начинали внедряться в нашей стране, в общемировом масштабе их влияние уже сходило на нет. Сегодня у России есть уникальный шанс не только разрешить собственные острейшие социальные проблемы, но и подать пример Европе и США, где кризис идеологии мультикультурализма уже признаётся на официальном уровне.
В СССР
В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах.
В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).
При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи населения СССР 1959 года осуществлялся по 126 названиям; во время переписи 1979 года - по 123 названиям, а в переписи 1989 г. - по 128 названиям. Некоторые народы (например, ассирийцы) в этих списках отсутствовали. Национальность иммигрантов определялась произвольно, у них в пятом пункте могли появиться самые разные записи. это же время никто не учитывал перепись населения СССР 1926, 1937, 1939 года.
Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах, а на всей территории СССР представителей таких народов как евреи, немцы, крымские татары и др.) в части поступления в ВУЗы, приёма на работу, в аспирантуру, карьерного продвижения, наград, поездок за границу и т. п., вплоть до депортаций по национальному признаку. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность.
В наше время
В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.
В Российской Федерации
По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время.
Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. При графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.
Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.
В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).
В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность - пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».
В национальных образованиях на территории России (в частности, в Татарстане) существуют вкладыши в паспорт с указанием национальности. Вкладыши изготавливаются по желанию владельца паспорта
На Украине
На Украине национальность не указывается ни в каких документах, удостоверяющих личность, кроме свидетельства о рождении. паспорте такая графа не предусмотрена. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию.
В Казахстане
Национальность в Казахстане указывается материнская либо отцовская по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности.
В Латвии
Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.
В Китае
В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей.
Другие значения
- В советских паспортах образца 1953-1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность - третьим).
- Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.
Литература
- Александрова Инна. Пятый пункт. М., Права Человека, 1998, 132 с. ISBN 5-7712-0078-6
Примечания
- См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
- «Как переписывали Россию» Журнал «Огонёк» № 42 (5151) от 25.10.2010
- Негр
- По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
- См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
- Депортация народов
- Yuri Slezkine. The Jewish Century. ISBN 0-691-12760-3
- Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938-1953. Серия: Россия. XX век. Документы. - М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
- Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
- Дискриминация крымских татар продолжается, Московская Хельсинкская группа, 1977 год
- Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать. Заметки по еврейской истории (июль 2011). Проверено 16 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012.
- Евгений Кудряц. «Инвалиды пятой группы»
- Англо-Русский разговорник - Country & nationality - Страна и национальность
- Законопроектный портфель в сфере этнических отношений
- Россиянину хорошо и без «пятой графы»
- «Волчий билет»
- И снова «пятая графа»
- Сохранить графу «национальность» в паспорте потребовали сторонники митрополита Иоанна
- "За возвращение в паспорта россиян графы «национальность»
- «Пятая графа» под запретом
- Нужно ли запретить СМИ называть национальность подозреваемых и потерпевших? («Лукавая Цифра»)
- «Перепись выявила в России хоббитов, эльфов и скифов»
- «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»
- Татарстанский вкладыш сохранится в паспортах нового типа
- Литвин предлагает вернуть в паспорт «пятую графу»
- Владимир Яворивский: «Не надо бояться пятой графы в паспорте!»(недоступная ссылка)
- Депутаты хотят вернуть в паспорта «пятую графу»?
пятая графа, пятая графа в паспорте
Пятая графа Информацию О
СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?
По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.
По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.
По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?
По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».
Евреи не случайно называли себя «инвалидами пятой группы». Группы, не существующей по медицинским понятиям. Но «пятая группа» - это группа людей, подпадающая под «пятый пункт» - знаменитую пятую графу в анкете.
Пятый пункт в паспорте - место записи о национальной принадлежности человека, бывший до его упразднения настоящей Голгофой для евреев. Можно по случаю вспомнить грустную шутку главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Он так рассказывал о причинах запрета властями его спектакля «Павшие и живые»: «У комиссии ЦК были претензии к спектаклю по трем пунктам, из которых главным был «пятый».
У евреев были свои отношения с властями. Как и во все века, они преданно служили стране, в которой жили. Но государственный антисемитизм накладывал на эти отношения свой негативный оттенок, и это, как обычно, отражалось в еврейских анекдотах.
- Рабинович, вы - член партии?
- Нет, я - ее мозг.
Такое же скептическое отношение было и к провозглашенной политике строительства социалистического государства.
- Рабинович! Вы хорошо устроены в жизни. Не могли бы вы пожертвовать часть своих доходов на строительство коммунизма?
- О-о-о! Это - очень серьезный вопрос. Я должен посоветоваться со своей женой.
Через день у Рабиновича спрашивают:
- Ну, что сказала ваша жена?
- Вы знаете, она у меня спросила: «Если у них нет денег, зачем они это строят?»
Но при этом успехи евреев в науке, культуре и спорте всегда с помпой отмечались советской пропагандой.
Матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Талем - борьба двух иудеев во славу русского оружия.
Еврейские анекдоты очень чутко реагировали на мировую политическую конъюнктуру, связанную с еврейским народом. Американский историк и публицист Виктор Снитковский даже издал в 2008 году книгу «История СССР в еврейских анекдотах». К примеру, в конце 60-х гг. появился целый блок анекдотов, отражающих щекотливую ситуацию, в которую попал Советский Союз в связи с Пражской весной, конфликтом на острове Даманском и Шестидневной войной на Ближнем Востоке.
Страшный сон Брежнева: «Он стоит на трибуне Мавзолея, а перед ним Красная площадь, битком набитая чехами, едящими китайскими палочками мацу с фаршированной рыбой».
Когда Cоветы стали понемногу выпускать евреев в репатриацию, в стране возникла проблема «сионистов».
- А как узнать, кто - еврей, а кто - сионист?
- Очень просто: кто остается в СССР, тот - еврей, а кто уезжает в Израиль, тот - сионист.
Для антисемитов была приготовлена другая формулировка: «Сионисты - это те, кто хотят освободить СССР от евреев».
Возможность уехать евреи чаще всего воспринимали с восторгом. Они, как правило, были прекрасными специалистами и знали цену не только себе, но и своим детям.
В родильных домах новорожденным еврейским детям на попку сразу ставят знак качества: они идут на экспорт.
Многие далекие от иудейства люди сожалели, что у них нет возможности, как у евреев, бросить этот советский бардак и уехать из СССР. Даже частушка такая появилась:
Ой, ты, Ваня! Милый Ваня!
Слышишь, ножик точится?
Сделай, Ваня, обрезанье:
Мне в Израиль хочется!
С проблемой выезда появилась и проблема отказа в этом выезде.
- Рабинович, почему вам отказали в репатриации?
- Они боятся, что я разглашу наши технические секреты.
- Какие «секреты»?! Запад обогнал нас на десятки лет!
- Вот они и боятся, что именно этот секрет я и могу раскрыть!
Возникла и проблема получения так называемого «вызова» от близких родственников - граждан Израиля. Немедленно появился анекдот. В виде вопроса, ответ на который был заранее известен.
Как вы думаете, что лучше: иметь дальних родственников на Ближнем Востоке или близких - на Дальнем?
Слово «вызов» стало одним из самых популярных в еврейской среде.
В опере
- Хаим, ты все понял? Онегин послал Ленскому вызов.
- На него одного или на всю семью?
Потом пошла мода на газетные объявления.
«В русскую семью требуется зять-еврей на выезд»
Однако вскоре выяснилось, что существует значительная прослойка еврейского общества, которая вообще не собирается трогаться с места.
- Не хочу я никуда ехать. Все хотят - жена, дети, теща, тесть, один я не хочу!
- Ну, так пусть и уезжают, а ты оставайся!
- Не получается: я - один еврей в семье.
А вот еще одна, весьма специфическая форма отказа.
- Семь лет просидела в отказе, пока уговорила мужа ехать.
СССР прервал с Израилем дипломатические отношения, но стал налаживать отношения с палестинцами.
- Дети, у нас в школе завтра будет арабская делегация. Абрамович, Кацман и Иванов по матери, — можете на занятия не приходить.
Когда в конце 80-х началась так называемая «Большая алия», в Израиль хлынули сотни тысяч репатриантов. Ехали все, и всех встречали в Израиле с помпой, широко освещая весь процесс в прессе. В Израиле тогда появилось много известных в мире деятелей науки, техники, культуры. Как говорили тогда, «по количеству лауреатов Ленинской и Государственной премий на 100 000 населения Израиль уже обогнал СССР».
Как всегда, отъезд евреев быстро стал предметом зависти неевреев.
- Ох уж эти евреи! Как для себя - так выдумали сионизм и драпают в свой Израиль. Как для нас - так придумали марксизм, чтобы мы строили конец света в одной отдельно взятой стране.
Как было отмечено в одном из анекдотов, Карл Маркс тоже решил вернуться на свою историческую родину. Узнав об этом, Моисей вернул свой народ в Египет.
Об огромной массе приезжающих в Израиле говорили с радостью, но и не без иронии.
В аэропорту Бен-Гуриона из самолета в кресле выносят столетнего старика. К нему подскакивает журналист с микрофоном:
- Дедушка, а зачем вы приехали в Израиль:
- Я… это… хочу… это… хочу умереть на своей исторической родине.
- Ну-у-у-у…?
Но с появлением сотен тысяч репатриантов возникла проблема трудоустройства многих высококлассных специалистов, занимавших в СССР в свое время высокое положение. Это немедленно отразилось в анекдотах.
В Иерусалиме на улице разговаривают две болонки, и одна говорит другой:
- А ты знаешь, в Москве я была овчаркой.
Появилась возможность сравнивать жизнь в Израиле с жизнью в СССР.
- Ну, что, Рабинович, чувствуете вы себя в Израиле евреем?
- Еще как!
- А в СССР вы чувствовали себя евреем?
- Еще как!
Но при всех условиях комфортности, в которых оказались евреи, люди пожилого возраста не очень спешили учить иврит, рассчитывая, что уж свой век они как-нибудь проживут и без него: на работу им не устраиваться, везде всегда найдется кто-то, кто ему поможет в трудную минуту.
Стоят два пожилых еврея в Тель-Авиве на улице Дизенгоф. Рядом останавливается машина, и водитель спрашивает, как проехать на бульвар Ротшильда. Евреи пожимают плечами, всем своим видом показывая, что они ничего не понимают. Машина уезжает.
- Ну что, Хаим, - говорит один из евреев, - помогло ему его знание иврита?
Но прошло время, и из Израиля пошли письма, что репатриантам приходится совсем не просто: проблемы с квартирой, с работой. Приехавшие очень быстро столкнулись и с израильским чиновничьим бюрократизмом. Особые проблемы были с системой социального страхования.
- Как ты думаешь, если мы поедем в Израиль, моему мужу дадут пенсию по инвалидности?
- А что с ним?
- У него нет двух ног.
- Ну, если он сможет это доказать, тогда, конечно, дадут!
Появились специфические анекдоты и в СССР.
- Рабинович, почему вы не хотите ехать в Израиль?
- Зачем? Мне и здесь плохо.
У советских евреев возникла надежда, что и в СССР как-то можно будет прожить.
- Скажите, - спрашивает еврей какого-то докладчика на общем партийном собрании, - а когда все уедут, для тех, кто останется, будут какие-нибудь льготы?
А потом даже пошел слух, что появились возвращенцы. Единицы, но появились. Тут же этот слух прокомментировал анекдот.
В Средиземном море встречаются два корабля. Один везет в Израиль репатриантов, другой - возвращенцев в СССР. На обоих кораблях на палубе - евреи, и все делают друг другу один и тот же жест: крутят пальцем у виска.
Иван Русанов
http://maxpark.com/community/5862/content/3134041
Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли. Лидия Графова
www.diletant.ru/articles/19682246/
Опрос - нужно ли возвращать в паспорт графу "национальность"?
27 сентября //:
Материал подготовила Ольга Кузнецова
Валерий Рашкин, депутат Госдумы от КПРФ:
Я уверен, что графу «национальность» надо вернуть в паспорта россиян. Более того, я был автором законопроекта о введении в паспорт пятой графы «национальность». Граждане Российской Федерации могли бы добровольно ее указывать, либо оставлять графу свободной. К сожалению, этот законопроект отклонила «Единая Россия», я считаю это грубейшей ошибкой. Как показало время, национальная идентичность присуща гражданам России, особенно в связи с тем, что было в Советском Союзе, когда эта графа была.
Я считаю, что русский язык, традиции, культура русского народа забываются, затираются, принижаются, поэтому и надо графу национальность восстановить. Ведь даже законопроект, автором которого я тоже был, о праздновании дня русского языка в России, был введен только указом президента. И это несмотря на то, что в прошлом году ООН объявила год русского языка, и день рождения А.С. Пушкина обозначили как день русского языка. В нашей стране день русского языка не празднуется, несмотря на указ, никаких мероприятий не проводится, финансы не выделяют на день русского языка. Даже не ввели его в календарь праздничных дней, что говорить о том, что есть национальная русская гордость. Лично я, например, помню свои корни, что я русский человек, что моя родная речь — русская, я горд этим. В память о своих предках я обязательно хочу, чтобы в паспорте у меня была графа «национальность».
Лев Пономарев, правозащитник:
Ксенофобия и национализм в России сейчас приобрели дополнительное звучание, особенно на выборах в Москве, хотя я думаю, что и в других местах тоже. Политика часто эксплуатирует тему национальности, мне кажется, поэтому возникло дополнительное напряжение в обществе.
Появление в паспорте графы «национальность» не является полезным и будет способствовать дальнейшему разделению общества. Если бы общество жило в спокойном состоянии, и разговор шел о некой фрагментации, о том, чтобы в спокойном состоянии диалога решать возникающие вопросы — это я мог бы допустить. В Европе происходит одновременно два процесса: процесс интеграции, связанный с глобализацией, объединением Европы, и процесс некой фрагментации, но при этом там объединение имеет большее значение. Если бы мы твердо знали, что Россия у нас никуда дальше не будет разваливаться, и мы бы видели, что все только укрепляется и фрагментации не происходит, тогда спокойно можно было бы обсуждать вопрос о введении графы «национальность». Сейчас, я считаю, что это все будет только разрушать страну и вредить ее будущему.
Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты:
Национальность у людей должна быть по самоидентичности. У нас многонациональная страна, у многих национальность перетекает из одной в другую. Надо дать возможность гражданам не жестко себя идентифицировать, а «перетекать» из одной национальности в другую, либо считать себя россиянами в целом. Чрезмерное педалирование национальной идентичности приводит к межнациональным трениям. Понятно, почему люди хотят, чтобы указывали их национальность, для них это является, во-первых, формой национальной идентичности, а во-вторых, формой самозащиты.
Национальная идентичность, как и религиозная, переживает у нас ренессанс. Сейчас Россия не ассоциируется с победами, как например, Советский Союз. Потеряны огромные территории, историческая столица — город Киев, где создавалось российское государство. Именно поэтому многие не считают нынешнюю Российскую Федерацию по-настоящему Россией. К тому же, россиянин дискредитирован временами этих неуспехов, плюс нет никакой государственной идеологии. Вот в Америке есть государственная идеология: работа, демократия, американская мечта. Поскольку в России нет такой государственной идеологии, то появляется желание формировать свою идентичность по национальному или религиозному признаку. Отдельно стоят русские. Русские ощущают себя в России людьми второго сорта, они дискриминированы. Механизмы этого сложные, поскольку закон работает слабо, а права человека защищены не законом, а диаспорами. А русские не организованы в диаспоры — это первая причина, почему их права ущемляются, вторая причина — традиционно русские имели высокий социальный статус и высокие зарплаты из-за того, что участвовали в крупных социальных проектах. Но крупных социальных проектов нет, соответственно социальный статус и зарплата маленькие. Третья причина кризиса русского этнического ядра заключается в том, что по нему ударили алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания бьет с особенной силой именно по русским, потому что в других нациях как-то человек удерживается от того, чтобы стать алкоголиком и наркоманом - в основном семейно-родовыми связями. Семейно-родовые связи у русских значительно ослаблены, поскольку ослаблены традиционные ценности, а государство у нас практически самоустранилось от борьбы с такими болезнями. Таким образом, русские находятся в серьезном кризисе, поэтому хотят защититься и требуют, чтобы «русский» — было указано в графе «национальность» в паспорте. И возможность указать национальность является желанием защититься от слабости и заполнить «пустое» место с точки зрения идентичности.
Лидия Графова, журналист-правозащитник, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций»:
Я думаю, что межнациональная ненависть была активизирована предвыборной кампанией, когда мигранты стали врагом номер один, и борьба с нелегальной миграцией была одним из главных приоритетов буквально у всех кандидатов в мэры Москвы. Очень жалко, что так развивается общественное мнение. Хотя такая реакция общественности понятна, но если графу «национальность» введут, то это будет шаг назад, потому что хотелось бы, чтобы у нас общество не раскалывалось по признаку национальности и вероисповедания. Консолидация все-таки ведет к человеческой атмосфере, а если в условиях бушующей сегодня ненависти введут графу «национальность», то это принесет только вред.
Сейчас настолько маятник качнулся вправо, что по закону физики он должен теперь качнуться влево. Я думаю, что нашим людям надо опомниться, ведь была же когда-то дружба народов. Страшно предположить, что это совершенно растоптано. Надеюсь, что этот градус ненависти пойдет вниз. Ведь если введут графу «национальность», то будет много сложностей и недоразумений, в частности, потому что у нас огромное количество смешанных браков. Для чего детям думать, чем они отличаются от других? Что они будут писать в графе «национальность»? Наоборот, в наше время надо думать, чтобы была единая нация, гражданство, как в других странах. Сейчас наша история общественного мнения, национальной миграционной политики двигается в ритме старого танка: шаг вперед, два шага — назад. В Америке есть только гражданство и они этим гордятся и во Франции тоже. Почему нам надо назад возвращаться и снова вводить графу «национальность»? Мы от этого уже отошли.
А это выдержка из комментариев к этому опросу:
Вообще с коммунистами последнее время происходят чудные вещи - стали допускать веру в Бога и русский национализм!
Комаров Анатолий
Вараксин Борис, 29.09.2013 21:29:57
А зачем вам указание вашей национальности? Чтобы вы её не забыли? И если вы так гордитесь своей национальностью, то как влияет на вашу гордость наличие записи в паспорте? Что, если записи нет, то и гордиться нечем? Вы сами хотите гордиться своей национальностью или вам нужно, чтобы и другие гордились ею? Но на процесс посторонней гордости за вас запись в паспорте никак не влияет. Уважают не за запись, а за что-то другое. Разве не так?
www.diletant.ru/articles/19682246/
От меня(авт) Мы не забываем о своей национальности, и без пятой графы, но считаю, что убрали графу - национальность, чтобы статистика не могла контролировать смертность и рождаемость, именно, Русских в России. А так как очень заметна "мышиная возня" именно против нас, этнособразующего народа,
то исчезновение графы национальность, скрывает настоящее количество Русских в России от мировой общественности и от самих Русских, И это единственная причина, все остальное словоблудство.
А к межнациональной розни не имеет никакого отношения.
Межнациональная рознь создается заинтересованными не на количестве людей той, или иной нации.