Новый закон о госслужащих. Закон о госслужбе
Принятый в 2014 году закон №79-ФЗ, последнюю редакцию которого от 14.12.2015 можно скачать бесплатно по ссылке ниже, задуман был авторами как некая основа для формирования качественно иного подхода к функционированию государственной службы в целом. В нём нашли отражение такие постулаты, как открытость и прозрачность доходов, доступность поступления на службу, минимизация коррупционных поползновений, формирование системы социальных гарантий и пр.
С момента вступления этого закона в законную силу он подвергался корректировке тридцать один раз. Только в 2015 году было внесено четыре законопроекта, касавшиеся различных аспектов деятельности государственных служащих, ряд из них начал действовать с началом нового 2016 года. Так, в середине прошлого года был уточнён порядок аттестации госслужащих, в октябре – возможность владения акциями и понятие «конфликт интересов», за два дня до наступления нового года – порядок исчисления стажа и предоставления отпусков. Не существует отныне понятия «правоохранительная служба».
Последние изменения в законодательстве РФ о государственной службе
Закон №395-ФЗ от 29.12.2015 посвящён изменениям, связанным с исчислением стажа госслужбы и понятием «правоохранительные органы». В предыдущей редакции закон №79-ФЗ содержал закрытый перечень периодов замещения должностей, которые засчитывались в стаж государственному служащему. Новая редакция позволяет Президенту РФ расширять и дополнять этот список, допускают парламентарии и возможность его изменения посредством принятия иных федеральных законов.
В новой редакции термин «правоохранительная служба» трансформирован в «федеральную государственную службу». Отныне работники органов юстиции и прокуратуры будут получать классные чины.
Порядок предоставления отпусков
Принятый 30.12.2015 закон №418-ФЗ внёс ещё ряд поправок в закон №79-ФЗ в части определения дней отпуска, его продолжительности и возможности замены. Согласно новой редакции правом претендовать на дополнительные дни отпуска могут служащие с ненормированным служебным днём, а не рабочим, как это было указано в предыдущем варианте.
Установлена минимальная продолжительность ежегодного отпуска для госслужащих в размере 28 календарных дней. При этом допустимо его разделение на части, продолжительность каждой из которых составит не меньше двух недель. Если в текущем календарном году служащему не представится возможности отгулять дополнительные дни отпуска (сверх 28), то они могут быть по его заявлению присоединены к следующему отпускному периоду либо заменены денежной компенсацией.
Таким образом, ключевые изменения в 2015 году заключались в упразднении правоохранительной службы и введении классных чинов для органов юстиции и прокуратуры. Был расширен перечень периодов замещения ряда должностей, включаемых в общий стаж государственной службы. Пересмотру подвергся и порядок предоставления ежегодных отпусков. Остальные нормы закона остались неизменными с момента предыдущей редакции.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственной гражданской службе Российской Федерации Принят Государственной Думой 7 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 636; Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151; Федерального закона от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1828; Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6070; Федерального закона от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1186; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235; Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3597; Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3624; Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 269-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5719; Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6150; Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 322-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6159; Федерального закона от 29 января 2010 г. N 1-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 459; Федерального закона от 14 февраля 2010 г. N 9-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 704; Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6413; Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 31; Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3866; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 204-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4295; Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6730; Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7337; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6954; Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 295-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7620; Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 327-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7652; Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1665; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2326; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2329; Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2874; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 149-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3441; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3462; Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 21 октября 2013 г. N 284-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 43, ст. 5454; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6961; Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1545; Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52, ст. 7542; Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 62; Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 510-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 63; Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 147-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 24, ст. 3374; Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4388; Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст. 5639; Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 395-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 15; Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 38; Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091; Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3300; Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4157; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 276-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4209; Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 46; Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2139; Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3929; Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 133-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3930; Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 192-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4741; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4824) (Действие частей 11 и 12 статьи 50 приостановлено до 1 января 2018 года на основании Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2008) Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации") устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают: 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации; 2) представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий). Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2874). 2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации). Статья 4. Принципы гражданской службы Принципами гражданской службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации 1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; 3) настоящим Федеральным законом; 4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 5) указами Президента Российской Федерации; 6) постановлениями Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством: 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; 3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации. Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4157); 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4824); 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. Глава 2. Должности гражданской службы Статья 8. Должности гражданской службы Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Статья 9. Классификация должностей гражданской службы 1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. 2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. 3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. 4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. 5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. 6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации 1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. 2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г.
Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.
Понятие "государственная служба"
ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.
ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.
Система ГС
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.
Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.
Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.
Принципы системы госслужбы
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
- на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
- на принципе законности;
- на равенстве доступа граждан к ГС;
- на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
- на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
- на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
- на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
- на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
- на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.
Должности ГС
Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:
- должности федеральной ГС;
- должности ГГС субъектов РФ;
- военные должности;
- должности правоохранительных учреждений.
Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.
Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.
Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.
Общие условия ГС
ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
- создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
- развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
- оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
- создания доступности для должностного роста госслужащих;
- применения современных кадровых технологий;
- использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.
Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.
При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.
В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.
Управление и финансирование ГС
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Принципы ГГС
К принципам гражданской ГС относятся:
- первостепенность прав и свобод человека;
- единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
- одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
- компетентность и профессионализм;
- взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
- доступная информация о гражданской ГС;
- стабильность;
- защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.
Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:
- единых квалификационных критериев;
- единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
- единых требований при подготовке кадров;
- учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
- сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
- сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).
Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.
Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
- полной или частичной недееспособности по решению суда;
- несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
- наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
- выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
- предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
- близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
- отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
- утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
- непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
- запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
- запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
- запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
- запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
- получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
- разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.
Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.
Федеральный закон принят Государственной Думой 22 июня 2016 года, одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
С учётом положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет и магистратура, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вводятся соответствующие требования к уровню профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы.
В целях повышения профессионального уровня и компетентности государственных гражданских служащих в указанном Федеральном законе также вводится норма о том, что при наличии соответствующего решения представителя нанимателя для замещения должности государственной гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к специальности, направлению подготовки.
Исходя из принципа единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и муниципальной службы, аналогичная норма вводится в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В указанных федеральных законах предусматривается также положение о том, что квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в должностном регламенте государственного гражданского служащего (должностной инструкции муниципального служащего).
При этом исключаются нормы о необходимости установления квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, актом государственного органа или муниципальным правовым актом.
Кроме того, Федеральным законом в вышеуказанные федеральные законы вносятся дополнения, связанные с введением нового требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также к государственным гражданским и муниципальным служащим. Это требование касается представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В частности, указанным лицам необходимо представить представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в этой сети, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
Гражданин, претендующий на замещение должности государственной гражданской или муниципальной службы, представляет указанные сведения при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу соответственно.
Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие представляют указанные сведения (за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения своих должностных обязанностей) ежегодно за предшествующий календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.
Указанные сведения представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации. При этом также устанавливается, что гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу или муниципальную службу, а государственный гражданский служащий и муниципальный служащий не могут находиться на такой службе в случае непредставления указанных сведений.